Научная статья на тему 'Формирование и развитие территориального агромаркетинга в системе продовольственного обеспечения региона'

Формирование и развитие территориального агромаркетинга в системе продовольственного обеспечения региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Устойчивость / сельхозорганизация / территориальный маркетинг / инвестиционная привлекательность / продовольственный рынок / сегменты развития / stability / the agricultural organisation / territorial marketing / Investment appeal / the food market / development segments

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахтарьянова А. Г.

В статье обоснована необходимость и возможность повышения устойчивости продовольственного обеспечения региона на основе развития территориального агромаркетинга, базирующегося на сегментировании сельских районов по уровню их инвестиционной привлекательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article necessity and possibility of increase of stability of food maintenance of region on the basis of development of the territorial agromarketing which is based on segmentation of rural areas on level of their investment appeal is proved.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие территориального агромаркетинга в системе продовольственного обеспечения региона»

№ 5 (71), 2010 г.

Аграрный вестник Урала

21

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО АГРОМАРКЕТИНГА В СИСТЕМЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА

А.Г. АХТАРЬЯНОВА,

преподаватель кафедры экономики, Уфимский государственный нефтяной технический университет

Ключевые слова: устойчивость, сельхозорганизация, территориальный маркетинг, инвестиционная привлекательность, продовольственный рынок, сегменты развития.

Решение проблемы повышения устойчивости функционирования сельскохозяйственных предприятий и развития сельских территорий непосредственно связано с их инвестиционной привлекательностью, эффективностью использования инфраструктурных объектов и выявлением потребностей (функционирующих организаций и населения) в совокупности благ. Агропредпринимательская деятельность постоянно нуждается в эффективном управлении ресурсами и аналогичном госрегулировании, в надёжном и устойчивом комплексном обслуживании, а население (с учётом его половозрастных групп, уровня доходов и других показателей) - в более качественных жизненных условиях, определяемых не только размером оплаты труда, жилищными условиями и другими показателями материальной мотивации, но и видами трудовой деятельности, приносящими моральное удовлетворение. Поэтому проблему развития территорий целесообразно решать с учётом способностей каждого работника, которые очевидны или могут проявиться в ближайшей перспективе. Изучить эти проявления и способности работающих и безработных, их стремление к активизации экономической активности - одна из задач территориального агромаркетинга.

Появление в известных литературных источниках данного понятия связано с работами Ф. Котлера, который представил маркетинг территорий в качестве инструмента, способствующего более полному (комплексному) решению проблем территорий, когда большое значение придаётся маркетинговому стратегическому планированию. В нём должны быть задействованы организации управления территориями, бизнес-сообщества и жители региона. Предназначением маркетинга в данном случае является расширение способностей совокупного территориального сообщества адаптироваться к рыночным трансформационным процессам. Территориальный маркетинг как стратегический маркетинг террито-

рий выражает такое состояние сообщества, которое удовлетворило бы потребности всех основных общественных институтов конкретной территории. В соответствии с таким подходом Ф. Котлером были выдвинуты следующие основные задачи маркетинга территорий:

■ выявление потребностей сообщества территории;

■ определение наличия проблем и причины их образования;

■ прогнозные сценарии перспективного решения данных проблем с учётом конкретных ценностей сообщества, его ресурсов и потенций;

■ долгосрочное поэтапное инвестирование в регион [1].

По А. Дайану [2], маркетинг территорий направлен на привлечение инвестиций в регион посредством улучшения его имиджевой привлекательности.

По мнению А. Панкрухина [3], маркетинг территорий представляет собой маркетинг в интересах территории, её внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория.

В принципе, территориальный маркетинг в традиционном представлении ориентирован на потребителя и дифференциацию рынков. Применительно к территории он в основном используется для коммерциализации её потенциала на основе привлечения инвесторов с учётом инвестиционного климата, создания в регионе дополнительных рабочих мест, интенсификации товарообменных процессов и повышения качества жизни населения [4].

Одна из основных функций территориального агромаркетинга - сегментирование сельских территорий региона по уровню инвестиционной привлекательности. Однако в качестве исходного базиса следует дать ему оценку по занимаемому месту по производству продукции сельского хозяйства. В целом Республика Башкортостан по данному показателю занимает четвёртое место в России и второе - в Приволжском федеральном округе, что свидетельствует об

Экономика

450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1; тел. 8 (347) 242-03-70________

её достаточно высоком агроресурс-ном потенциале и инвестиционной привлекательности.

Достаточно отметить, что РБ занимает первые места в Российской Федерации по поголовью крупного рогатого скота, поголовью лошадей, производству молока и мёда, а по производству картофеля - 2-е место.

Показатель, который непосредственно влияет на привлекательность агропредпринимательской деятельности - это покупательная способность населения, по которой Республика Башкортостан занимает в РФ 7-е место.

Рассматривая инвестиционную привлекательность с позиции территориального агромаркетинга, возникает необходимость в определении её уровня во всех территориальных формированиях на основе сегментирования региона по совокупности факторов.

Для выявления наиболее инвестиционно привлекательных сегментов использовались следующие отобранные на основе анкетирования факторы:

■ урожайность основных сельскохозяйственных культур (зерновых, картофеля, овощей, сахарной свёклы);

■ удой на одну корову;

■ годовое производство мяса;

■ годовое производство цельномолочной продукции;

■ оборот розничной торговли;

■ посевная площадь сельхозкультур;

■ численность населения;

■ население старше трудоспособного возраста;

■ прирост населения на 1000 человек;

■ миграционный прирост населения.

Расчёт осуществляется в следующей последовательности:

Stability, the agricultural organisation, territorial marketing, investment appeal, the food market, development segments.

22

Аграрный вестник Урала

№ б (71), 2010 г.

■ выявление сельских районов, в которых данные факторы занимают наибольшие (наилучшие) значения (до пятого места включительно); таковых оказалось 22 из 54;

■ присвоение занимаемому месту количества баллов в следующем порядке: за первое - 5 баллов, за второе - 4, за третье - 3, за четвёртое -

2, за пятое - 1;

■ суммирование полученных баллов по тем факторам, где районы занимают с первого по пятое места;

■ выявление по максимальному значению полученных сумм наиболее инвестиционно привлекательных сельских районов.

К таковым в РБ отнесены следующие районы: Туймазинский, Уфимский, Баймакский, Стерлитамакский, Чишим-ский, Бирский и Аургазинский. Совокупность этих районов будет составлять наиболее инвестиционно активный сегмент для мультипликаторного развития сельских территорий.

Учитывая, что это развитие непосредственно связано с повышением качества жизни населения региона, в частности, по его устойчивому продовольственному обеспечению, возникает необходимость и в отслеживании ситуации на продовольственном рынке.

Тенденция на данном рынке в основном определяется спросом на продовольственную продукцию, определяемым, в частности, уровнем её потребления в расчёте на душу населения. Поскольку данный показатель учитывается в натуральном, а не в денежном выражении, то нет необходимости результаты корректировать на уровень инфляции при сопоставлении их в динамике. По большинству видов продуктов питания за период с 2000 по 2008 год спрос увеличился. Например, годовое потребление мяса и мясопродуктов (в перерасчёте на мясо) возросло с 56 кг в 2000 году до 70 кг в 2008 году, молока и молочных продуктов - соответственно с 278 до 364 кг, яиц - с 225 до 289 шт., картофеля - со 106 до 156 кг, овощей - с 56 до 83 кг, хлебопродуктов - со 113 до 122 кг. На одном уровне сохранилось потребление рыбы и рыбопродуктов (5 кг); этого явно недостаточно для научно обоснованного норматива, хотя по всем основным продуктам норматив выполняется, что можно считать решением продовольственной проблемы [5].

Данный вывод подтверждается и канонической установкой на положи-

тельное решение этой проблемы -обеспеченности республики зерном, которую можно представить уровнем устойчивости урожайности зерновых культур. За вышеназванный период она постоянно нарастала и в 2008 году составила 27 ц/га, тогда как в 2000 году - только 13,1 ц/га. Такая закономерность характерна и для более длительного периода (с 1990 по 2008 год), что подтверждается следующим уравнением регрессии:

У, = 12,7 + 0,741, при У = 17,8 ц/га,

где У, - значение урожайности в динамике за период ,

Аналогичная оценка устойчивости продовольственного обеспечения республики может быть дана и по производству молока, что прослеживается по продуктивности молочного стада коров. Если в 2000 году средний удой на одну корову составлял лишь 2142 кг, то в 2009 году он возрос до 3665 кг.

Однако это лишь общее, поверхностное представление о состоянии продовольственной безопасности региона. Маркетинговые исследования показывают, что на продовольственном рынке не всё обстоит благополучно в отношении качества питания.

Обследование Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан при участии автора организаций оптово-розничной сферы показало, что доля недоброкачественных продуктовых товаров составляет в среднем 11,5%. Так, например, в сегменте организаций, торгующих мясом (742 предприятия), из 45,3 т проинспектированного объёма было изъято 6 т (13,3%), в основном это мясо птицы. Из обследованных в 585 организациях 31,2 т колбасных изделий забраковано 5,2 т, что составляет 16,6% от проверенного объёма. В 330 организациях было проверено 29,7 т животного масла, из них 5,1 т было изъято как недоброкачественное.

Наиболее всего требованиям качества отвечают такие продукты, как сыры, крупы, цельномолочная продукция, хлебные изделия, консервы из морепродуктов.

Поскольку в структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров занимает 48,4%, нетрудно представить, какой урон здоровью населения региона наносит недоброкачественность продуктов питания. Она накладывается на экологическое неблагополу-

Экономика

чие ряда районов Башкортостана, и угроза здоровью его населения ещё более возрастает, что, в частности, подтверждается известной статистикой: смертность превышает рождаемость.

Исследования показывают, что в структуре формирования оборота розничной торговли сохраняется тенденция снижения удельного веса продажи товаров на розничных рынках и ярмарках. При этом традиционной популярностью у населения пользуются сезонные ярмарки при участии сельхозтоваропроизводителей сельских районов республики.

Хотя 2008 год и отмечается как год благоприятной конъюнктуры, однако в отдельные его периоды имели место квартальные колебания, что свидетельствует о неустойчивой деловой активности.

Данный показатель оценивался индексом предпринимательской уверенности (Ип), характеризующим деловой климат в розничной торговле. Этот индекс определяется как среднее арифметическое баланса оценок изменения экономического положения в текущем квартале и ожидаемых изменений в последующем квартале, а также фактического уровня складских запасов (с обратным знаком), в % [5].

На экономическую ситуацию в розничной торговле в 2009 году продолжал оказывать влияние ряд негативных факторов, среди которых наиболее характерными являются: конкуренция со стороны других организаций - 78% от всех ответов (77% - в 2008 году), высокий уровень налогов - 42% (40% - в 2008 году), недостаток финансовых средств -40% (38% - в 2008 году) и недостаточный платёжеспособный спрос населения - 35% (34% - в 2008 году).

Для достижения безубыточного функционирования торговым организациям необходимо доводить торговую наценку до 30-50% (мнение более 45% опрошенных), что выше нынешнего её размера. Однако рост розничных цен приведёт к снижению покупательского спроса населения, что уменьшит приток инвестиций в отрасль.

Определённая привлекательность возможна и со стороны ценового паритета в АПК: отмечается некоторое опережение (на 8%) темпов роста цен на продукцию сельских хозяйств над ценами на промышленные товары и услуги, приобретённые сельхозорга-низациями.

Литература

1. Kotler P., Heider D. H., Rein I. Marketing Places: Attracting Investment, Industry, and Tourism to Cities and Nations. NY., 1993.

2. Дайан А. Академия рынка: маркетинг. М., 1993. С. 1G3.

3. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий. СПб., 2GG6. С. 27.

4. Жердева О. В. Роль маркетинга в идентификации территорий // Маркетинг в России и за рубежом. 2GG6. № 2.

5. Республика Башкортостан: торговля и услуги : стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы госстатистики

по Республике Башкортостан. Уфа, 2GG9. 173 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.