№ 5 (71), 2010 г.
Аграрный вестник Урала
21
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО АГРОМАРКЕТИНГА В СИСТЕМЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА
А.Г. АХТАРЬЯНОВА,
преподаватель кафедры экономики, Уфимский государственный нефтяной технический университет
Ключевые слова: устойчивость, сельхозорганизация, территориальный маркетинг, инвестиционная привлекательность, продовольственный рынок, сегменты развития.
Решение проблемы повышения устойчивости функционирования сельскохозяйственных предприятий и развития сельских территорий непосредственно связано с их инвестиционной привлекательностью, эффективностью использования инфраструктурных объектов и выявлением потребностей (функционирующих организаций и населения) в совокупности благ. Агропредпринимательская деятельность постоянно нуждается в эффективном управлении ресурсами и аналогичном госрегулировании, в надёжном и устойчивом комплексном обслуживании, а население (с учётом его половозрастных групп, уровня доходов и других показателей) - в более качественных жизненных условиях, определяемых не только размером оплаты труда, жилищными условиями и другими показателями материальной мотивации, но и видами трудовой деятельности, приносящими моральное удовлетворение. Поэтому проблему развития территорий целесообразно решать с учётом способностей каждого работника, которые очевидны или могут проявиться в ближайшей перспективе. Изучить эти проявления и способности работающих и безработных, их стремление к активизации экономической активности - одна из задач территориального агромаркетинга.
Появление в известных литературных источниках данного понятия связано с работами Ф. Котлера, который представил маркетинг территорий в качестве инструмента, способствующего более полному (комплексному) решению проблем территорий, когда большое значение придаётся маркетинговому стратегическому планированию. В нём должны быть задействованы организации управления территориями, бизнес-сообщества и жители региона. Предназначением маркетинга в данном случае является расширение способностей совокупного территориального сообщества адаптироваться к рыночным трансформационным процессам. Территориальный маркетинг как стратегический маркетинг террито-
рий выражает такое состояние сообщества, которое удовлетворило бы потребности всех основных общественных институтов конкретной территории. В соответствии с таким подходом Ф. Котлером были выдвинуты следующие основные задачи маркетинга территорий:
■ выявление потребностей сообщества территории;
■ определение наличия проблем и причины их образования;
■ прогнозные сценарии перспективного решения данных проблем с учётом конкретных ценностей сообщества, его ресурсов и потенций;
■ долгосрочное поэтапное инвестирование в регион [1].
По А. Дайану [2], маркетинг территорий направлен на привлечение инвестиций в регион посредством улучшения его имиджевой привлекательности.
По мнению А. Панкрухина [3], маркетинг территорий представляет собой маркетинг в интересах территории, её внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория.
В принципе, территориальный маркетинг в традиционном представлении ориентирован на потребителя и дифференциацию рынков. Применительно к территории он в основном используется для коммерциализации её потенциала на основе привлечения инвесторов с учётом инвестиционного климата, создания в регионе дополнительных рабочих мест, интенсификации товарообменных процессов и повышения качества жизни населения [4].
Одна из основных функций территориального агромаркетинга - сегментирование сельских территорий региона по уровню инвестиционной привлекательности. Однако в качестве исходного базиса следует дать ему оценку по занимаемому месту по производству продукции сельского хозяйства. В целом Республика Башкортостан по данному показателю занимает четвёртое место в России и второе - в Приволжском федеральном округе, что свидетельствует об
Экономика
450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1; тел. 8 (347) 242-03-70________
её достаточно высоком агроресурс-ном потенциале и инвестиционной привлекательности.
Достаточно отметить, что РБ занимает первые места в Российской Федерации по поголовью крупного рогатого скота, поголовью лошадей, производству молока и мёда, а по производству картофеля - 2-е место.
Показатель, который непосредственно влияет на привлекательность агропредпринимательской деятельности - это покупательная способность населения, по которой Республика Башкортостан занимает в РФ 7-е место.
Рассматривая инвестиционную привлекательность с позиции территориального агромаркетинга, возникает необходимость в определении её уровня во всех территориальных формированиях на основе сегментирования региона по совокупности факторов.
Для выявления наиболее инвестиционно привлекательных сегментов использовались следующие отобранные на основе анкетирования факторы:
■ урожайность основных сельскохозяйственных культур (зерновых, картофеля, овощей, сахарной свёклы);
■ удой на одну корову;
■ годовое производство мяса;
■ годовое производство цельномолочной продукции;
■ оборот розничной торговли;
■ посевная площадь сельхозкультур;
■ численность населения;
■ население старше трудоспособного возраста;
■ прирост населения на 1000 человек;
■ миграционный прирост населения.
Расчёт осуществляется в следующей последовательности:
Stability, the agricultural organisation, territorial marketing, investment appeal, the food market, development segments.
22
Аграрный вестник Урала
№ б (71), 2010 г.
■ выявление сельских районов, в которых данные факторы занимают наибольшие (наилучшие) значения (до пятого места включительно); таковых оказалось 22 из 54;
■ присвоение занимаемому месту количества баллов в следующем порядке: за первое - 5 баллов, за второе - 4, за третье - 3, за четвёртое -
2, за пятое - 1;
■ суммирование полученных баллов по тем факторам, где районы занимают с первого по пятое места;
■ выявление по максимальному значению полученных сумм наиболее инвестиционно привлекательных сельских районов.
К таковым в РБ отнесены следующие районы: Туймазинский, Уфимский, Баймакский, Стерлитамакский, Чишим-ский, Бирский и Аургазинский. Совокупность этих районов будет составлять наиболее инвестиционно активный сегмент для мультипликаторного развития сельских территорий.
Учитывая, что это развитие непосредственно связано с повышением качества жизни населения региона, в частности, по его устойчивому продовольственному обеспечению, возникает необходимость и в отслеживании ситуации на продовольственном рынке.
Тенденция на данном рынке в основном определяется спросом на продовольственную продукцию, определяемым, в частности, уровнем её потребления в расчёте на душу населения. Поскольку данный показатель учитывается в натуральном, а не в денежном выражении, то нет необходимости результаты корректировать на уровень инфляции при сопоставлении их в динамике. По большинству видов продуктов питания за период с 2000 по 2008 год спрос увеличился. Например, годовое потребление мяса и мясопродуктов (в перерасчёте на мясо) возросло с 56 кг в 2000 году до 70 кг в 2008 году, молока и молочных продуктов - соответственно с 278 до 364 кг, яиц - с 225 до 289 шт., картофеля - со 106 до 156 кг, овощей - с 56 до 83 кг, хлебопродуктов - со 113 до 122 кг. На одном уровне сохранилось потребление рыбы и рыбопродуктов (5 кг); этого явно недостаточно для научно обоснованного норматива, хотя по всем основным продуктам норматив выполняется, что можно считать решением продовольственной проблемы [5].
Данный вывод подтверждается и канонической установкой на положи-
тельное решение этой проблемы -обеспеченности республики зерном, которую можно представить уровнем устойчивости урожайности зерновых культур. За вышеназванный период она постоянно нарастала и в 2008 году составила 27 ц/га, тогда как в 2000 году - только 13,1 ц/га. Такая закономерность характерна и для более длительного периода (с 1990 по 2008 год), что подтверждается следующим уравнением регрессии:
У, = 12,7 + 0,741, при У = 17,8 ц/га,
где У, - значение урожайности в динамике за период ,
Аналогичная оценка устойчивости продовольственного обеспечения республики может быть дана и по производству молока, что прослеживается по продуктивности молочного стада коров. Если в 2000 году средний удой на одну корову составлял лишь 2142 кг, то в 2009 году он возрос до 3665 кг.
Однако это лишь общее, поверхностное представление о состоянии продовольственной безопасности региона. Маркетинговые исследования показывают, что на продовольственном рынке не всё обстоит благополучно в отношении качества питания.
Обследование Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан при участии автора организаций оптово-розничной сферы показало, что доля недоброкачественных продуктовых товаров составляет в среднем 11,5%. Так, например, в сегменте организаций, торгующих мясом (742 предприятия), из 45,3 т проинспектированного объёма было изъято 6 т (13,3%), в основном это мясо птицы. Из обследованных в 585 организациях 31,2 т колбасных изделий забраковано 5,2 т, что составляет 16,6% от проверенного объёма. В 330 организациях было проверено 29,7 т животного масла, из них 5,1 т было изъято как недоброкачественное.
Наиболее всего требованиям качества отвечают такие продукты, как сыры, крупы, цельномолочная продукция, хлебные изделия, консервы из морепродуктов.
Поскольку в структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров занимает 48,4%, нетрудно представить, какой урон здоровью населения региона наносит недоброкачественность продуктов питания. Она накладывается на экологическое неблагополу-
Экономика
чие ряда районов Башкортостана, и угроза здоровью его населения ещё более возрастает, что, в частности, подтверждается известной статистикой: смертность превышает рождаемость.
Исследования показывают, что в структуре формирования оборота розничной торговли сохраняется тенденция снижения удельного веса продажи товаров на розничных рынках и ярмарках. При этом традиционной популярностью у населения пользуются сезонные ярмарки при участии сельхозтоваропроизводителей сельских районов республики.
Хотя 2008 год и отмечается как год благоприятной конъюнктуры, однако в отдельные его периоды имели место квартальные колебания, что свидетельствует о неустойчивой деловой активности.
Данный показатель оценивался индексом предпринимательской уверенности (Ип), характеризующим деловой климат в розничной торговле. Этот индекс определяется как среднее арифметическое баланса оценок изменения экономического положения в текущем квартале и ожидаемых изменений в последующем квартале, а также фактического уровня складских запасов (с обратным знаком), в % [5].
На экономическую ситуацию в розничной торговле в 2009 году продолжал оказывать влияние ряд негативных факторов, среди которых наиболее характерными являются: конкуренция со стороны других организаций - 78% от всех ответов (77% - в 2008 году), высокий уровень налогов - 42% (40% - в 2008 году), недостаток финансовых средств -40% (38% - в 2008 году) и недостаточный платёжеспособный спрос населения - 35% (34% - в 2008 году).
Для достижения безубыточного функционирования торговым организациям необходимо доводить торговую наценку до 30-50% (мнение более 45% опрошенных), что выше нынешнего её размера. Однако рост розничных цен приведёт к снижению покупательского спроса населения, что уменьшит приток инвестиций в отрасль.
Определённая привлекательность возможна и со стороны ценового паритета в АПК: отмечается некоторое опережение (на 8%) темпов роста цен на продукцию сельских хозяйств над ценами на промышленные товары и услуги, приобретённые сельхозорга-низациями.
Литература
1. Kotler P., Heider D. H., Rein I. Marketing Places: Attracting Investment, Industry, and Tourism to Cities and Nations. NY., 1993.
2. Дайан А. Академия рынка: маркетинг. М., 1993. С. 1G3.
3. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий. СПб., 2GG6. С. 27.
4. Жердева О. В. Роль маркетинга в идентификации территорий // Маркетинг в России и за рубежом. 2GG6. № 2.
5. Республика Башкортостан: торговля и услуги : стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы госстатистики
по Республике Башкортостан. Уфа, 2GG9. 173 с.