Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
382
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / текст / письменная речь юриста / деловая документация / навыки связной письменной речи / логико-смысловые части / официально-деловой стиль речи / юридический язык / формирование и развитие навыков письменной речи. / teaching / text / lawyer's written speech / office documents / communicative writing skills / logical-semantic parts / official style of speech / legal language / formation and development of skills of written speech.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Умида Пулатова

в статье рассматриваются научные взгляды ученых относительно письменной речи, проводится анализ ее особенностей, а также уделяется внимание вопросу формирования письменной речи студентов-юристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF ACADEMIC WRITTEN SPEECH OF LAW STUDENTS

The article discusses the scientific views of scientists regarding written language, analyzes its features, and also pays attention to the issue of forming written speech of law students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Hill

Umida Pulatova,

Acting associate professor Department of Language Training, Tashkent State University of Law

ON THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF ACADEMIC WRITTEN SPEECH

OF LAW STUDENTS

Abstract: The article discusses the scientific views of scientists regarding written language, analyzes its features, and also pays attention to the issue of forming written speech of law students.

Keywords: teaching, text, lawyer's written speech, office documents, communicative writing skills, logical-semantic parts, official style of speech, legal language, formation and development of skills of written speech.

Умида Пулатова,

И.о. доцента кафедры Языковой подготовки Ташкентского государственного юридического университета

[email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация: в статье рассматриваются научные взгляды ученых относительно письменной речи, проводится анализ ее особенностей, а также уделяется внимание вопросу формирования письменной речи студентов-юристов.

Ключевые слова: обучение, текст, письменная речь юриста, деловая документация, навыки связной письменной речи, логико-смысловые части, официально-деловой стиль речи, юридический язык, формирование и развитие навыков письменной речи.

Умида Пулатова,

Тошкент давлат юридик университети "Тил ургатиш" кафедраси доценти в.б.

БУГУНГИ КУНДА ^УЦУЦШУНОС ТАЛАБАЛАРНИНГ ЁЗМА НУТЦИНИ ШАКЛЛАНТИРИШ ВА РИВОЖЛАНТИРИШ

Аннотация: мацолада ёзма нутцца оид олимларнинг илмий царашлари куриб чицилади, унинг хусусиятлари та^лил цилинади, шунингдек юрист талабаларнинг ёзма нутцини шакллантириш ва ривожлантириш масалаларига эътибор берилади.

Review of law sciences

a

w ............... I

- Д^

Калит сузлар: ургатиш,матн, юристнинг ёзма нутци, иш юритиш %ужжатлари, ёзма нутц, изчил ёзма нутц куникмалари, матннинг мантиций-мазмуний цисмлари, расмий-идоравий услуб, юридик тил, юридик тилни шакллантириш ва ривожлантириш куникмалари

Письменная речь так же, как и говорение, является продуктивным видом речевой деятельности. Её особенности заключаются в том, что при письменной коммуникации отсутствует не только непосредственный собеседник, но и промежуточная обратная связь [1].

Большинство исследователей письменной речи полагают, что основной функцией письменной речи является фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени[2], что само по себе представляет собой специфику любой документации. Р.А. Будагов, в частности, отмечает, что характерными особенностями письменной речи являются: 1) строгая последовательность и продуманная логичность изложения, 2) широкое применение не только сочинительных, но и подчинительных союзов, 3) четкая дифференциация лексических средств языка (в частности синонимов), 4) зависимость от предшествующей языковой традиции[3].

По мнению В.М. Нечаевой[4] «Участники акта коммуникации не могут подкрепить свое речевое произведение мимикой, жестом, выделить интонацией свое отношение к предмету речи, собеседнику. Поэтому письменное речевое произведение более развернуто, полно, точнее оформлено синтаксически».

Письменная речь ориентирована прежде всего на визуальное восприятие, поэтому пишущий должен стремиться максимально усовершенствовать текст, чтобы быть понятым читающему.

Поскольку письменная речь ориентирована на визуальное восприятие, она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п.[5].

Письменная речь должна быть достаточно строго нормирована и регламентирована: в предложении соблюдается соответствующий порядок слов; инверсия (изменение порядка слов) для письменной речи не типична, а в некоторых случаях, например, в текстах официально-делового стиля речи, недопустима.

Преимуществом письменной речи является и то, что ее можно зафиксировать на бумаге или компьютере, сохранить, исправить, дополнить, внести изменения, т.е. откорректировать и отредактировать, перечитать написанное несколько раз.

Письменной речи, как и устной речи присущи экстралингвистические и лингвистические особенности, которые необходимо принимать во внимание при обучении.

В методике преподавания русского языка как иностранного говорится, что письменную речь в экстралингвистическом плане отличает: дистантность (отсутствие непосредственного контакта между коммуникантами); отсутствие общей для адресанта и адресата ситуации общения, следовательно, невозможность использования неречевых каналов и синхронной обратной связи[6].

Там же указывается, что к лингвистическим характеристикам письменной речи относятся: ограниченные возможности выражения интонацией своего отношения к предмету речи; полнота, развернутость и детальность изложения; использование более сложных, чем в устной речи, синтаксических структур; продуманное, четкое,

стилистическое и структурно-логическое оформление текста, объясняющееся тем, что письменное высказывание создается в условиях, когда автор располагает не только большим, чем в устном общении, временем для реализации своей речевой программы, но и имеет возможность, перечитав написанное, оценить, насколько адекватно результат соответствует коммуникативному замыслу, и при необходимости внести соответствующие коррективы как лексико-стилистического, так и логико-композиционного характера[7].

Американские педагоги (J. Rackham, P.Sebranek, L.Q.Troyka) выделили в письменной речи шесть ее видов, которыми следует владеть в зависимости от ситуации[8]. Первый вид письменной речи используется, когда есть необходимость обдумать что-либо или поделиться с кем-нибудь личным опытом (Personal Writing). К нему относятся журнал, дневник, воспоминания, письмо. Второй вид (Subject Writing) связан с потребностью поделиться информацией об известных людях, местах, событиях. К этому виду относятся интервью, отчеты, свидетельские показания. Третий вид представлен творческими аспектами (Creative Writing), такими, как рассказы, стихи, шутки. Четвертый вид -рефлексивная письменная речь (Reflective Writing), в которой представлен или прокомментирован какой-либо жизненный опыт пишущего. Он включает в себя авторские эссе, передовые статьи, комментарии. Пятым видом письменной речи считается выполнение различных заданий по учебным предметам (Academic Writing), который рассматривается как наиболее эффективный способ доказать себе и преподавателям, что предмет понят и стал частью размышлений автора. Деловая письменная речь (Business Writing) - шестой вид письменной речи - предполагает владение навыками письма, необходимыми для делового общения, и включает в себя деловые письма, заявления, резюме, меморандумы.

В письменной речи большое значение имеет порядок слов, строгая последовательность. Предложение, являясь основной единицей письменной речи, выражает логико-смысловые связи посредством синтаксиса, поэтому письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространённые определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.

Следовательно, обучение письменной речи требует от студента более глубоких знаний грамматики, пунктуации, синтаксиса, которые, как правило, более сложные, чем в устной речи.

Владение навыками письменной речи необходимо в будущей деятельности студентов-юристов, поскольку одним из важнейших аспектов деятельности юриста является умение составлять и оформлять деловую документацию во всех ее формах.

Развитие и совершенствование навыков связной письменной речи является одной из сложных задач, стоящих перед преподавателями вузов, а также является одной из наименее разработанных.

В связи с этим на первый план выдвигается необходимость формирования профессиональной юридической компетенции - обучение и развитие навыков письменной речи. В процессе обучения преподавателю следует обозначить задачи, которые необходимо выполнить студенту: 1) определить вид текста (типы, виды, жанры); 2) донести до читателя свою мысль (логическая организация); 3) воздействовать на читателя, убедить, удержать

его внимание (приемы аргументации, убеждения); 4) вызвать у читателя нужную конечную реакцию.

Для выполнения указанных задач, направленных на формирование и развитие навыков письменной речи, на занятиях по учебному модулю «Письменная речь юриста» студентам следует предлагать такие задания, которые будут способствовать развитию их речемыслительной деятельности.

В будущей профессиональной деятельности студенты-юристы должны уметь не только фиксировать в документах ход и результаты событий, т.е. не просто повествовать, им также необходимо будет уметь излагать свою мысль в письменной форме с элементами аргументации и убеждения. Для достижения данного результата преподаватель на занятиях предварительно должен ознакомить студентов с теоретическим материалом: что такое текст, какие характерные особенности он имеет и т.д. Изучив теоретические темы о тексте, студенты могут приступить к практическому овладению. Преподаватель может предложить студентам написание сочинения-рассуждения на заданную тему. Рассуждение, как известно, ведётся с разными целями: дать оценку предмету по наличию у него какого-то признака; дать обоснование действиям или состоянию; выявить причинную связь обусловленных явлений; обоснованно что-то утверждать или отрицать в категорической форме; предложить тезис или ситуацию, в соответствии с которой они могли бы выражать свое мнение, отношение к чему-либо, рассуждать, обосновывать, аргументировать и подводить итоги.

Не менее эффективной работой в формировании и развитии навыков письменной речи является обучение написанию аннотации и рецензии. Поскольку обучение написанию данных документов предусмотрено в учебном плане модуля, то целесообразным является предварительное ознакомление с теоретическими знаниями о них. Так как данный документ пишет специалист определенной сферы науки, то написание указанных документов для студентов 1-курса представляет определенные трудности. Для проведения занятия по данной теме был проведен эксперимент: студенты должны были дать оценку учебному модулю «Письменная речь юриста», т.е. написать рецензию. Поскольку студенты в течение 1-семестра изучали данный модуль, то справились с поставленной задачей.

Кроме того, в учебный план включены темы, подразумевающие формирование у студентов навыков составления деловой документации, что также представляет важность в будущей их практической деятельности. Обучаясь написанию таких документов, как протокол, акт, рапорт и др., студенты знакомятся не только с характерными особенностями языка документов, в частности, официально-делового стиля речи, но и развивают умения располагать информацию, касающуюся сути документа, в соответствии с его логическими частями, а также формируют навыки их самостоятельного составления.

В целях формирования у студентов знаний о юридическом языке изучаются статьи Конституции РУз, Уголовного Кодекса РУз, Уголовно-процессуального кодекса РУз. В частности, на занятиях студенты проводят лингвистический анализ по нескольким уровням, сравнивают языковые средства текстов статей, приходят к выводу о характерных особенностях языка закона.

Такого рода задания активизируют работу студентов, формируют речемыслительную деятельность, выводят студентов в самостоятельное письменное выражение своей мысли, а также формируют навыки письменной юридической речи.

Review of law sciences References:

1. Metodika prepodavaniya russkogo yazika kak inostrannogo na nachalnom etape. - M., Russkiy yazik, 1986. - S.135

2. Russkiy yazik i kultura rechi. - M.: Gardariki, 2000. - S.59.

3. Budagov R.A. Vvedeniye v nauku o yazike (uchebnoye posobiye dlya studentov filologicheskix fakultetov universitetov i pedinstitutov. - M.: Prosvesheniye, 1965 - S.415-416.

4. Metodika prepodavaniya russkogo yazika kak inostrannogo na nachalnom etape. Izd-e 2e, pererabotannoye i dopolnennoye. - M.: Russkiy yazik, 1986. - S.135.

5. Russkiy yazik i kultura rechi. Pod redaktsiyey prof. V.I. Maksimova. - M., Gardariki, 2000. - S. 60.

6. Metodika prepodavaniya russkogo yazika kak inostrannogo dlya zarubejnix filologov-rusistov. MAPRYaL (vklyuchennoye obucheniye) - M.: Russkiy yazik, 1990. - S.102.

7. Tam je. - S.105

8. Veretennikova A. Ye. Puti sovershenstvovaniya pismennoy rechi // Elektronniy jurnal «Polemika», Vipusk 6. http://www.irex.ru/press/pub/polemika/06/ver/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.