ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
2023, № 04 (апрель) Раздел 5.8. Педагогика
ART 231022 DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11022 УДК 37.03
Формирование положительной образовательной мотивации у академически неуспешных школьников средствами учебных заданий, направленных на развитие гибких навыков
The influence of learning tasks aimed at developing soft skills on the motivation of academically un-successful students
Автор статьи
L
Author of the article
L
Опарина Яна Олеговна,
аспирант Института педагогики ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0003-4231-7447
Конфликт интересов
I
Yana O. Oparina,
Postgraduate Student, Institute of Pedagogy, Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, St. Petersburg, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0003-4231-7447
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан Для цитирования
Conflict of interest is not declared
For citation
Опарина Я. О. Формирование положительной образовательной мотивации у академически неуспешных школьников средствами учебных заданий, направленных на развитие гибких навыков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. -№ 04. - С. 35-48. - URL: https://e-kon-cept.ru/2023/231022.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11022
Ya. O. Oparina, The influence of learning tasks aimed at developing soft skills on the motivation of academically un-successful students // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2023. - No. 04. - P. 35-48. -URL: https://e-koncept.ru/2023/231022.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11022
Поступила в редакцию Received 01.03.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 28.03.23
Принята к публикации Accepted for publication 28.03.23 Опубликована Published 30.04.23
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Опарина Я. О., 2023
Аннотация
I
Abstract
L
Требования современного образования ставят как перед учителями, так и перед школьниками серьезные задачи по качеству образования, развитию каждого ребенка, выработке индивидуального подхода для достижения успеха. Однако далеко не все обучающиеся выдерживают столь высокие требования по усвоению всех предметов школьной программы, по мере взросления успеваемость падает. Особенно остро проблема касается основной школы, когда школьникам необходимо сделать осознанный выбор собственного образовательного маршрута, выбрать профессию. Часто возникает ситуация, когда обучающийся уклоняется от самостоятельного выбора, предпочитает списывать задания, по сути, демонстрируя образовательную девиацию. В связи с этим вопрос формирования положительной образовательной мотивации остается одной из актуальных проблем современной педагогики. В статье представлены промежуточные результаты экспериментальной работы в рамках диссертационного исследования особенностей применения в учебном процессе заданий, направленных на развитие soft skills (гибких навыков). Актуализируется проблема академической неуспеваемости как одного из признаков академической неуспешности. Проводится обзор существующих исследований отечественных и зарубежных ученых по данному вопросу. Ставится цель охарактеризовать способы формирования положительной образовательной мотивации у академически неуспешных школьников с помощью учебных заданий, направленных на развитие гибких навыков. Для эксперимента в 8-9-х классах разработаны задания, направленные на развитие гибких навыков, по таким учебным предметам, как алгебра, геометрия, русский язык, физика, история и обществознание (10 заданий по каждой группе предметов). В эксперименте участвует коллектив учителей по данным предметам (четыре человека) в 2022/2023 учебном году. Используются методы наблюдения, интервью с учителями, работающими в экспериментальных классах. В рамках дополнительной индивидуальной работы с обучающимися, получившими по итогам учебной четверти отметку «неудовлетворительно», разработаны и использованы листы индивидуальной работы с планом ликвидации пробелов в знаниях (с заданиями, направленными на развитие гибких навыков). Экспериментальная группа неуспевающих обучающихся: два человека 8-го класса, восемь человек 9-го класса. Представленные результаты исследования позволяют сделать вывод об особенностях влияния заданий, направленных на развитие гибких навыков: выраженный интерес к предмету, незначительное влияние на успеваемость. Полученные данные могут быть использованы в работе учителей основного и старшего звена, а также для дальнейших педагогических исследований.
The requirements of modern education issue serious challenges to both teachers and students in terms of the quality of education, the development of each child, and working out an individual approach to achieve success. However, not all students can meet such high requirements for mastering all subjects of the school curriculum, their academic performance decreases as they grow up. The problem is especially acute for secondary school, when students need to make an informed choice of their own educational route, choose a profession. There is often a situation when a student evades independent choice, prefers to cheat off tasks, in fact, demonstrating educational deviation. In this regard, the issue of the formation of positive educational motivation remains one of the urgent problems in modern pedagogy. The article presents the intermediate results of experimental work within the framework of a dissertation research on the peculiarities of the application the tasks aimed at developing soft skills in the educational process. The problem of academic failure as one of the signs of educational failure is actualized. The author reviews existing works of domestic and foreign scientists on this issue. The aim is to characterize the ways of forming positive educational motivation in academically unsuccessful schoolchildren with the help of educational tasks aimed at the development of flexible skills. Learning tasks for grades 8-9 aimed at developing flexible skills have been worked out for the experiment in such academic subjects as algebra, geometry, Russian, physics, history and social studies (10 tasks for each group of subjects). The experiment involves a team of teachers in these subjects (four people) in the 2022/2023 academic year. Methods of observation, interviews with teachers working in experimental classes are used. Individual work sheets were worked out and used with a plan to eliminate gaps in knowledge (with tasks aimed at developing flexible skills) in the framework of additional individual work with students who received the "unsatisfactory" mark at the end of the academic quarter. Experimental group of failing students: two students of the 8th grade, eight students of the 9th grade. The presented research results allow us to conclude about the peculiarities of the influence of tasks aimed at the development of flexible skills: increased interest in the subject, slight influence on academic performance. The data obtained can be used in the work of secondary and high school teachers, as well as for further pedagogical research.
Ключевые слова
I
Key words
образовательная неуспешность, образовательная мотивация, академически неуспешные школьники, гибкие навыки, успеваемость
Благодарности
Автор выражает благодарность своему научному руководителю, доктору педагогических наук, профессору Елене Витальевне Пискуновой.
educational failure, educational motivation, academically unsuccessful schoolchildren, soft skills, academic performance
Acknowledgements
The author expresses gratitude to her supervisor, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Elena V. Piskunova.
Введение / Introduction
Требования современного образования ставят как перед учителями, так и перед школьниками серьезные задачи по качеству образования, развитию каждого ребенка, выработке индивидуального подхода для достижения успеха.
Успешность в освоении учебной программы иллюстрируется с помощью термина «успеваемость». Под академической неуспеваемостью в педагогике понимается более низкий по сравнению с предусмотренной учебной программой уровень усвоения учащимися содержания образования [1]. Однако далеко не все обучающиеся выдерживают столь высокие требования по усвоению всех предметов школьной программы, по мере взросления успеваемость падает. Особенно остро проблема касается основной школы, когда школьникам необходимо сделать осознанный выбор собственного образовательного маршрута, выбрать профессию. Часто возникает ситуация, когда обучающийся уклоняется от самостоятельного выбора, предпочитает списывать задания, по сути, демонстрируя образовательную девиацию. К современным практикам работы с академически неуспешными школьниками в учебной деятельности относятся задания на уроке, направленные на развитие гибких навыков (для всего класса, но с акцентом на академически неуспешных школьников); подробная системная обратная связь.
Научная новизна состоит в том, что в статье охарактеризованы способы формирования положительной образовательной мотивации у академически неуспешных школьников с помощью учебных заданий, направленных на развитие гибких навыков.
В рамках данной статьи анализируются полученные эмпирические данные эксперимента по применению заданий, направленных на развитие гибких навыков, по таким предметам, как русский язык, алгебра, геометрия, физика, история и общество-знания, их влияние на образовательную мотивацию и успеваемость академически неуспешных обучающихся. На базе представленных заданий учителя могут составить подобные задания для применения на практике.
Ставится цель охарактеризовать способы формирования положительной образовательной мотивации у академически неуспешных школьников с помощью учебных заданий, направленных на развитие гибких навыков. Были сформулированы и реализованы следующие задачи:
1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по темам образовательной мотивации, образовательной неуспешности.
2. Сформировать коллектив учителей (четыре человека) для участия в эксперименте в 2022/ 2023 учебном году.
3. Провести входное анкетирование на выявление уровня образовательной мотивации обучающихся в экспериментальных и контрольных классах. Провести входное интервью с учителями, выявить группу академически неуспешных школьников в экспериментальных классах.
4. Разработать задания, направленные на развитие гибких навыков, по таким учебным предметам, как алгебра, геометрия, русский язык, физика, история и обще-ствознание (10 заданий по каждой группе предметов).
5. Применить разработанные задания в рамках учебной деятельности в экспериментальных классах.
6. Использовать методы наблюдения за обучающимися, интервью с учителями, работающими в экспериментальных классах, анализ продуктов учебной деятельности обучающихся (выполнение заданий, направленных на...).
7. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Экспериментальная группа неуспевающих обучающихся: два человека 8-го
класса, восемь человек 9-го класса.
Обзор литературы / Literature review
В рамках данного исследования ключевым понятием становится термин «образовательная мотивация», введенный Л. С. Илюшиным [2]. Образовательная мотивация представляет собой совокупность объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов, определяющих отношение ученика к образовательной деятельности. Наряду с этими факторами образовательная мотивация как свойство личности ученика обусловливается мотивами, возникающими и актуализирующимися в образовательной деятельности. Общие вопросы мотивации и мотивов деятельности человека подробно рассмотрены в работах доктора психологических наук Е. П. Ильина, который описывает различные классификации мотивов учебной деятельности [3]. В целом образовательная мотивация, являясь проекцией общей мотивационной сферы личности на образовательную деятельность, определяет отношение ученика к её (этой деятельности) целям, содержанию и результатам. Содержание мотивации включает в себя нормы, идеи, взгляды и интересы, из-за которых обучающийся проявляет активность в учении.
Предметная избирательность показывает то, что конкретно привлекает ученика в учении: содержание, способы добывания знаний и т. п., так называемые мотивы. Динамические свойства мотивации - форма, способ ее существования и проявления, которые характеризуются интенсивностью, устойчивостью и действенностью побуждений.
Учебная деятельность не равна учению, так как ученик должен овладеть не только знаниями, но и способами их приобретения, а также способами работы с самим собой (самоконтроль и самооценка). Результаты изучения оценки мотивов деятельности учащихся средних учебных заведений были представлены в работе Г. В. Лаврентьева и Н. Б. Лаврентьевой. Если низкий уровень учебной мотивации совпадает с низкой самооценкой школьника, то нередко возникает проблема социализации в школьном коллективе, не сформировано умение работать в команде, не получают развития лидерские качества [4]. Взгляды учителей, родителей и самих обучающихся на эту проблему различны. В рамках отечественных исследований проводились опросы всех участников образовательного процесса. В работе Т. Л. Клячко, Е. А. Семионовой, Г. С. Токаревой были представлены статистические результаты данного опроса по вопросам успешности и неуспешности школьников [5]. Многочисленность озвученных факторов, влияющих на успешность образовательной деятельности, разные подходы к данному вопросу родителей и учителей подтверждают сложность и многогранность описываемой проблемы.
Академически неуспешные школьники могут испытывать трудности с самостоятельной постановкой учебных целей и задач, планированием своей образовательной деятельности, переживанием эмоций, связанных с учебой. Обучающиеся, имеющие неудовлетворительные отметки по различным учебным предметам, могут также испытывать сложности с выбором дальнейшего образовательного маршрута, профессии.
Эта проблема широко обсуждается за рубежом, в частности, в рамках вопросов о компетентностном подходе в образовании, который распространен в странах Западной Европы и США. Речь идет о ключевых компетенциях: познавательных, социальных, информационных и других, которые должны быть основой всех учебных планов и программ образования, что подробно описано в работе А. Е. Готфрида [6].
Несмотря на широкое обсуждение данного вопроса, отмечается, что многие школьники недостаточно компетентны не только в области жизнедеятельности человека, организации процесса обучения, но и в понимании собственной мотивации учения. Обучающиеся плохо анализируют свои мотивы и цели, построение образовательного маршрута.
В отечественном опыте для определения признаков отставания в учебной деятельности используются различные приемы опроса, наблюдения за работой и эмоциональными реакциями школьников на уроках и др. Для ликвидации неуспеваемости применяются два способа: путь предупреждения и путь преодоления. Преодолеть отставание помогают индивидуальные консультации учителя, дополнительные занятия в группах, привлечение к занятиям с отстающими успешно обучающихся одноклассников и др. Также в качестве крайней меры для повышения ответственности самих обучающихся и их родителей за результаты обучения применяется условный перевод в следующий класс школьников, имеющих неудовлетворительные годовые отметки по учебным предметам.
В отечественном опыте анализа образовательной неуспеваемости и неуспешности ряд научных работ связан с созданием ситуации успеха в учебной деятельности. Примеры таких ситуаций («Общая радость», «Семейная радость» и др.) на базе начальной и основной школы были описаны в работах А. С. Белкина, Н. Н. Сергеевой, А. Н. Старостиной [7, 8]. Вопросам формирования учебной мотивации посвящен целый ряд диссертационных исследований (А. В. Межина, Н. В. Надеина, О. С. Симакова и др.), монографий и научных статей (А. К. Маркова), рассматривающих существующую проблему с разных сторон [9-12]. Отечественные педагоги (В. Г. Болотова, Т. Б. Гребенюк, В. П. Гурова, В. В. Константинов, В. Е. Приходько, К. В. Романенчук и др.) анализируют существующий опыт, влияние индивидуальной траектории обучения, игровых технологий, социального партнерства, саморегуляции и т. д. на образовательную мотивацию, подчеркивают важность системности и применения разных подходов при работе учителя с школьниками для повышения уровня образовательной мотивации [13-18].
Одним из первых ученых, употребившим в своих работах термин «образовательная неуспешность», стал доктор философских наук, профессор Г. Е. Зборовский [19]. Он рассматривает концепцию образовательной неуспешности. Согласно ей образовательная (не)успешность включает в себя (не)успешность личностную, охватывающую освоение культуры, норм и ценностей поведения, системы коммуникационных связей и отношений, ориентацию на конкретную цель и ее достижимость, самооценку.
К факторам, влияющим на возникновение неуспеваемости, относят группу внутренних для школьника причин (нарушения в деятельности анализаторов, различного рода заболевания); внешние социально-педагогические факторы, в том числе отсутствие положительной мотивации к учению и др.
В основной и средней школе обучающийся демонстрирует обучаемость через активность, проявление инициативы, восприимчивость, желание самостоятельно решать поставленные задачи, хороший темп изучения нового учебного материала. Как правило, у академически неуспешных школьников эти показатели ниже из-за сложностей в усвоении учебной программы. Академически неуспешные школьники могут испытывать сложности с самостоятельной постановкой учебных целей и задач, планированием своей образовательной деятельности, с ощущением собственных эмоций, касающихся учебы. В дальнейшем это может привести к проблемам профориентации, осознанного выбора собственного образовательного маршрута, то есть образовательная неуспешность имеет накопительный эффект, начинаясь с начальной школы, может продолжаться в процессе обучения в основной и средней школе, а также на уровне колледжей и вузов.
Подробнее о понятии образовательной неуспешности в исследованиях отечественных ученых представлена информация в обзорной статье Я. О. Опариной [20].
Согласно докладу на Международной комиссии по образованию XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жака Делора, существуют четыре столпа образования: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе (научиться жить с другими), учиться жить. Научиться познавать - значит сочетать широкую общую культуру с углубленной работой в ограниченном числе дисциплин, в том числе умение учиться. Научиться делать - имеется в виду компетентность в широком смысле, как возможность справиться с различными ситуациями и работать в группе. Научиться жить вместе означает осуществлять общие проекты и быть готовым к урегулированию конфликтов. Научиться жить - содействовать расцвету собственной личности, действовать, проявляя независимость, самостоятельность и личную ответственность [21].
Одной из ключевых задач школы становится создание условий для развития ключевых компетенций: критического мышления, креативности, коммуникации, кооперации. Компетентности подразумевают развитие способностей и умений обучающихся, связанных с воображением, генерированием новых идей, выдвижением тезисов и выстраиванием аргументации, поиском и анализом информации, работой в группе и др. [22]
Для этого в рамках учебной деятельности учитель может разрабатывать задания, направленные на развитие гибких навыков «4К»: коммуникации, кооперации, критического мышления и креативности на предметном содержании. Подобного рода задания уже разрабатываются и применяются на практике в современной школе. Структура компетенций как их компонентов соотносится с действующим ФГОС, отдельные примеры заданий подробно описаны в статье «Навыки XXI века: как формировать и оценивать на уроке?» [23].
Особенно актуальны такие задания в рамках предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, русского и иностранных языков (анализ различных исторических источников, работа в группах, дискуссии и т. п.). При организации такой работы важно наличие четких и понятных требований и критериев успеха для ученика.
Отдельно стоит отметить важность обратной связи как от учителя, так и от других участников образовательного процесса. Обратная связь - это информация, предоставляемая агентом (в роли которого может выступать учитель, одноклассник, родитель, а также книга или собственный опыт ребенка) и относящаяся к аспектам деятельности или понимания.
Особенно важна обратная связь при работе с академически неуспешными школьниками, поскольку именно эффективные виды обратной связи предоставляют ученику помощь и подкрепляют его действия.
Подавляющее большинство учителей уверены, что активно обеспечивают обратную связь академически неуспешным обучающимся, например, озвучивая похвалу за отдельные образовательные успехи. Однако вознаграждение нельзя считать полноценной обратной связью, поскольку оно практически не содержит информации о выполненном задании и в большинстве случаев сводится к личной характеристике: «Молодец», «Хорошая работа», «Хорошо постарался» и т. п.
Анализируя зарубежный опыт, представленный в работе Д. Хэтти, важно выделить правильную структуру обратной связи [24].
Основные вопросы обратной связи: «к чему я стремлюсь?», «как у меня получается?», «каков следующий шаг?» И каждый из вопросов адресуется по четырем уровням: уровень задания, процессуальный уровень, уровень саморегуляции, личностный уровень - с учетом того, что обратная связь на личностном уровне редко бывает эффективной. Правильно организованная обратная связь чрезвычайно эффективна
в сочетании с инструктированием в классе, грамотно организованной работой учителя и учеников, что позволяет оказать значительное воздействие на качество обучение, что особенно актуально для академически неуспешных школьников.
Важность коммуникации и кооперации (взаимодействия и сотрудничества) в процессе обучения не вызывает сомнений и активно используется учителями в рамках групповой работы (совместного выполнения заданий) в ходе учебной деятельности. В рамках зарубежных исследований особенный интерес представляет теория множественного интеллекта Говарда Гарднера [25], который представляет результаты своей многолетней работы, обосновывает ограниченность прежних представлений об умственных способностях (тесты для определения коэффициента умственного развития). Г. Гарднер высказывает мысль, что решающее значение для достижения успеха в жизни имеет не какой-то единый монолитный ум, а скорее широкий спектр умственных способностей с семью ключевыми разновидностями. Список включает два стандартных академических вида (вербальную и логико-математическую сообразительность), способность пространственного мышления, кинестетическую одаренность и музыкальный талант, а также личностные умственные способности: талант межличностного общения и «внутрипсихологиче-скую» способность. Особенную важность в кооперации и коммуникации играет именно эмоциональный интеллект, изучению которого посвящено исследование другого зарубежного ученого, доктора философии, преподавателя Гарварда Дэниела Гоулмана [26]. В своей работе он дал следующее определение эмоционального интеллекта: способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы и откладывать получение удовлетворения, контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя возможности думать, сопереживать и надеяться. Поскольку личность человека формируется в обществе, крайне важно правильно контролировать свои и интерпретировать чужие эмоции, что и является одной из составляющих эмоционального интеллекта. Д. Гоулман описывал клинические случаи нарушения эмоционального интеллекта и последствия этих нарушений (сложности в общении, депрессии и т. д.), подчеркивал роль родителей в развитии эмоционального интеллекта у детей на примере целого ряда психологических экспериментов. Для развития навыков коммуникации и кооперации именно эмоциональный интеллект, эмпатия играют ключевую роль.
Особый интерес представляют особенности формирования критического мышления и креативности. Определение и структура этих навыков подробно представлены в зарубежных исследованиях.
Критическое мышление - целенаправленное, саморегулируемое суждение, результатом которого является интерпретация, анализ, оценка и выводы, так же как объяснение тех фактических, концептуальных, методологических, критериальных оснований, на которых основано суждение. Исходя из определения, можно выделить основные элементы критического мышления: умение анализировать, оценивать, аргументировать, делать выводы, рефлексировать и корректировать [27].
Креативность - способность представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем, ответы на вопросы, стоящие перед субъектом, или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания. Элементами креативности выступают: любознательность, воображение, развитие предложенных идей [28]. Характеристиками-индикаторами по формированию критического и креативного мышления выступают: максимум выбора приемов и способов работы для обучающихся, отсутствие единственного варианта решения задачи, привлечение знаний из
разных областей, поощрение и стимулирование обсуждения со стороны педагога, групповая работа.
Формирование этих компетенций возможно как при планировании урочной, так и внеурочной деятельности на основании предметного содержания.
Таким образом, проблема формирования положительной образовательной мотивации носит сложный, комплексный характер и дает информацию для дальнейшего более подробного исследования.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Разработка и применение заданий, направленных на развитие гибких навыков, в урочной и внеурочной деятельности в школе, а также их влияние на мотивацию и успеваемость обучающихся является актуальной и малоизученной темой.
Предмет нашего исследования - выявление влияния заданий, направленных на развитие гибких навыков, в учебной деятельности на успеваемость академически неуспешных обучающихся основной школы (8-9-е классы).
В 2022/2023 учебном году на базе средней общеобразовательной школы Калининского района Санкт-Петербурга было проведено экспериментальное исследование среди школьников 8-9-х классов.
При этом школа позволяет организовать работы в малых группах, индивидуально с применением интерактивных заданий, просмотром видеороликов и др.
Исследование проводилось группой педагогов (четыре человека): учитель русского языка и литературы, учитель математики, учитель физики и учитель истории и обществознания. Использовались методы наблюдения, интервью по промежуточным результатам исследования (в конце каждой учебной четверти).
В параллели из пяти 8-х классов один класс являлся экспериментальным (обозначим его 8Э), другой - контрольным (8К). В параллели 9-х классов два класса являлись экспериментальными: 9Э(1) и 9Э(2), а еще два - контрольными.
В рамках эксперимента учителя разрабатывали по 10 заданий, направленных на развитие гибких навыков (кооперация, коммуникация, критическое мышление и креативность), на учебном содержании в рамках своих предметов. Примеры таких заданий представлены на рис. 1.
Задания могли быть рассчитаны как на весь урок по той или иной теме, так и быть составной частью (на 10-15 минут) урока. Основная часть экспериментальных уроков пришлась на вторую и третью учебные четверти. В контрольных классах занятия по аналогичным темам проводились без использования разработанных заданий. В ходе уроков в экспериментальном классе учитель заполнял лист наблюдения (см. рис. 2) за академически неуспешными школьниками (примерно 2-5 человек в каждом классе), где отмечал по шкале от 1 до 10 активность, вовлеченность, лидерство, кооперацию и пр., которые обучающийся проявлял в процессе выполнения заданий.
По итогам каждой учебной четверти с каждым учителем, участвующим в эксперименте, проводилось интервью для анализа промежуточных результатов.
В случае, если обучающийся экспериментального класса получал отметку «неудовлетворительно» по итогам четверти, учитель составлял лист ликвидации пробелов в знаниях - индивидуальный план с разработанными заданиями, направленными на развитие гибких навыков, по пройденным темам, нацеленный на повторное, более качественное усвоение учебного материала (см. рис. 3).
Задание №6. Аккаунт в социальной сети для исторической личности, 9 класс
Вводная информация: Обучающимся предлагается представить, как выглядели личные аккаунты известных исторических деятелей эпохи правления Александра II, если бы они вели современные социальные сети.
Развитие soft skills: креативность, кооперация
Ход работы: В рамках итогового урока по правлению Александра II обучающимся предлагается в группах (3-5 человек) придумать и представить проект «Социальные сети известных исторических личностей второй половины XIX века». В работе школьники могут использовать ватман, цветные карандаши, фломастеры, цветные картинки и т.п. Обучающиеся могут предположить, какую бы информацию исторические личности написали бы в графах «о себе», «любимая музыка», «любимые цитаты» и пр. (в качестве примера можно использовать вопросы анкеты из социальной сети «Вконтакте»), а также примеры возможных публикаций, которые могли бы сделать личности о реальных исторических событиях того времени (Например, о периоде Великих реформ 1860-х). По итогам работы каждая команда презентует результат своего проекта.
Задание №4. Тема «Текст», 8 класс Вводная информация: на уроке по теме «Текст» в 8 классе обучающиеся делятся на пары и работают с раздаточным материалом. В ходе работы школьникам необходимо обсудить и ответить на проблемные вопросы. Время выполнения задания 20 минут. Развитие soft skills: критическое мышление, кооперация, коммуникация Ход работы: |Обучающиеся работают в парах и выполняют задание. Задание: Прочитайте фрагмент текста, обсудите и ответьте на вопросы. «Святыни бывают различные, и различна их иерархия. Но бесспорно среди них место Родины. У кого есть настоящая Родина и чувство её, тот не нищ».
Б.К. Зайцев «Слово о Родине»
1. Дайте лексическое значение слова иерархия.
2. Укажите этимологический корень слова Родина. Попробуйте заменить в тексте слово Родина синонимом. Равноценная ли замена?
3. Ответьте на вопрос: зачем человеку Родина? Человек без Родины -нищ ли он? Постройте текст-рассуждение. Представьте, что спорят два человека. В качестве
аргументов приведите примеры, опираясь на свой читательский опыт и знание истории. Представьте свой текст классу в виде диалога.
Возможные произведения, на которые могут ссылаться обучающиеся; Ценность Родины: «Повесть о разорении Рязани Батыем», А. Ахматова «Мужество», «Русский язык» И.С. Тургенев, A.C. Пушкин лирика, пейзажная лирика.
Личные интересы выше государственных: A.C. Пушкин «Капитанская дочка», И.А. Крылов «Ворона и курица», «Повесть о разорении Рязани Батыем»
Рис. 1. Примеры заданий
Рис. 2. Лист наблюдения
Работа по данному графику осуществлялась либо в каникулярное время (по согласованию с родителями/ законными представителями), либо в учебное время после уроков следующей четверти. Системная подробная обратная связь является неотъемлемой составной частью этой работы, поскольку подразумевает подробный анализ деятельности обучающегося, комментарии по проделанной работе.
Поскольку данный эксперимент проводился в рамках диссертационного исследования, то основной акцент в вопросах был сделан на анализ мотивации обучающихся.
ш
Согласовано:
Родители (законные представители)
несовершеннолетнего учащегося
Ф.И.О._
/_/
подпись Учащийся
(Ф.И.О._
I_/
подпись
План
ликвидации пробелов в знаниях
Учащегося_класса_,
(Ф.И. ученика)
получившега{ей) неудовлетворительную отметку по учебному предмету «_» по
итогам_(чствсрти/тримсстра/учсбного года)
№ п/п Название темы Мероприятия по устранению пробелов в знаниях Формы контроля по каждой теме Результативность проведенной работы (зачетУнезачет) Подпись учителя
Используемый учебный материал Дата сдачи
1
2
3
4
5
Подпись учителя_/_/
Рис. 3. Индивидуальный план Результаты исследования / Research results
По результатам эксперимента в 8Э классе было проведено 10 занятий с применением заданий, направленных на развитие гибких навыков. В указанном классе двое обучающихся относятся к академически неуспешным школьникам. При проведении промежуточных интервью учителя отмечали, что обучающиеся демонстрируют вовлеченность и интерес при выполнении групповых заданий, творческих работ, но они не носят постоянный характер. Одному из обучающихся групповые задания давались с большим трудом, были сложности с коммуникацией и кооперацией. Однако при выполнении творческих заданий интерес к работе явно увеличивался. В ходе интервью учитель русского языка отмечал, что серьезных подвижек в успеваемости не происходит, но присутствует явное повышение уровня образовательной мотивации: «Для стойко выраженного результата не хватает системности и работы, направленной на развитие гибких навыков по всем учебным предметам». В ходе эксперимента в 8Э классе не было обучающихся, получивших отметку «неудовлетворительно» по итогу четвертей. При этом в 8К классе, где задания, направленные на развитие гибких навыков, не применялись, явных изменений в уровне образовательной мотивации замечено не было.
По результатам эксперимента в 9Э классах было проведено 30 занятий, по 10 на каждый учебный предмет. В ходе интервью учителя отмечали высокий уровень вовлеченности, коммуникации и инициативности при выполнении заданий у отдельных обучающихся (7-8 баллов из 10). При оценке лидерства и критического мышле-
Согласовано:
Заместитель директора _Ф.И.О.
ния результаты были ниже (в среднем 3-4 балла из 10). Усвоение предметного содержания, которое проверялось через классические оценочные средства (контрольные работы, тесты, диктанты и т. п.), было средним (5 из 10 баллов). Стоит отметить, что подобные результаты демонстрировали не все обучающиеся. Например, в 9Э(1) классе из четырех академически неуспешных школьников один человек по-прежнему демонстрировал низкие результаты (1 из 10 баллов по всем показателям). В 9Э(2) классе из четырех обучающихся низкие результаты также были у одного человека. По итогам учебных четвертей у двоих обучающихся 9Э(1) и троих обучающихся 9Э(2) классов были получены отметки «неудовлетворительно» по предметам, в рамках которых происходил эксперимент.
Для этих обучающихся были составлены листы ликвидации пробелов в знаниях с перечислением неусвоенных учебных тем за четверть. Учителя составляли по каждой теме индивидуальные или групповые задания, направленные на развитие гибких навыков. В интервью учителя отмечали высокую результативность этой работы. Так, в 9Э(2) обучающийся И. выполнял задание по обществознанию по блоку тем «Политическая сфера жизни общества». Ученик проявил высокий уровень креативности и усвоения предметного содержания при выполнении творческих заданий, в ходе которых им было разработано вымышленное государство с подробным описанием формы правления, политического режима, формы территориального устройства и т. д. После представления проекта И. выполнил тестовые задания формата ОГЭ по обществознанию по данным темам с хорошим уровнем результативности (отметка «хорошо»). Обучающийся Р. в рамках индивидуальной работы по истории выполнил серию различных заданий по блоку тем «История зарубежных стран XIX века». Учеником была проведена работа по самостоятельному составлению исторических карикатур, восстановлению исторических событий по историческим снимкам, составлению вопросов интервью историческим персонажам. Обучающийся демонстрировал сложности в процессе коммуникации, плохо устно выражал свои мысли, путался, но по сравнению с его деятельностью в процессе урочной деятельности была замечена существенная положительная динамика. В 9Э(1) обучающийся В. при работе по индивидуальному плану по алгебре также выполнял проекты с заданиями по теории вероятности. Учитель в ходе интервью отмечал, что В. демонстрирует инициативу и ярко выраженный интерес, чего раньше за ним не замечалось.
Стоит отметить, что были обучающиеся, проигнорировавшие возможности индивидуальной работы; так, в 9Э(1) классе обучающаяся А. выполняла задания только после неоднократных замечаний учителя и продолжала демонстрировать негативную динамику в успеваемости, а в 9Э(2) обучающаяся А. не выполнила ни одного задания даже при попытках контроля со стороны педагога.
Все учителя экспериментальной группы отмечали, что большинство обучающихся положительно реагируют на задания, направленные на развитие гибких навыков. Демонстрируют креативность, инициативность, готовность к коммуникации при среднем уровне усвоения предметного содержания. Серьезных скачков в успеваемости замечено не было.
Заключение / Conclusion
Таким образом, промежуточные результаты эксперимента позволяют сделать вывод, что использование заданий, направленных на развитие гибких навыков в учебной деятельности, может быть эффективно для повышения уровня образовательной
мотивации у академически неуспешных школьников. В процессе работы с такими заданиями обучающиеся демонстрируют вовлеченность, инициативность, креативность, коммуникативные навыки более высокого уровня, чем при применении традиционных заданий. Небольшая динамика изменений в успеваемости академически неуспешных школьников может быть объяснена коротким периодом экспериментальной работы. Предполагаем, что системная работа по основным предметам учебной программы, подразумевающая разработку и использование заданий, направленных на развитие гибких навыков, системную обратную связь обучающихся и учителя и индивидуальную работу при неудовлетворительных отметках по итогам учебных периодов, даст более устойчивый положительный результат. Эксперимент открывает дальнейшие перспективы для исследования данной темы.
Ссылки на источники / References
1. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высш. шк., 2004. - 511 с.
2. Илюшин Л. С. Методология и методика кросс-культурного исследования образовательной мотивации современных школьников: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - М.: РГБ, 2007.
3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
4. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Изучение, формирование и оценка мотивации учебной деятельности учащихся средних учебных заведений: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений, слушателей ФПК, ИУУ, дополнительных программ повышения педагогической квалификации. - Барнаул: Изд-во Алтайского университета, 2005. - 134 с.
5. Клячко Т. Л., Семионова Е. А., Токарева Г. С. Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей // Вопросы образования. - 2019. - № 4. - С. 71-92.
6. Gottfried A. E. Academic intrinsic motivation in young elementary school children // Journal of Educational psychology. - 1990. - Vol. 82. - P. 525-538.
7. Белкин А. С. Ситуация успеха: как ее создать: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
8. Сергеева Н. Н., Старостина А. Н. Создание ситуации успеха - залог успешности обучающихся // Личность как объект психологического и педагогического воздействия. - Уфа, 2017. - С. 111-118.
9. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
10. Межина А. В. Повышение успешности учебной деятельности младших школьников на основе саморегуляции: дис. ... канд. пед. наук: специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования: защищена 13.10.2010 / Московский городской педагогический университет. - М., 2010. - 221 с.
11. Надеина Н. В. Формирование положительной мотивации учения в ходе дидактического контроля: на примере средних специальных учебных заведений: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования: защищена 26.12.2003 / Адыгейский государственный университет. - Майкоп, 2003. - 231 с.
12. Симакова О. С. Формирование положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся средних классов в процессе обучения в школе-интернате: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: специальность 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования: защищена 28.12.2010 / Тульский государственный университет. - Пенза, 2010. - 187 с.
13. Болотова В. Г. Достижения отечественной дидактики второй половины XX века как ресурс для решения проблемы формирования образовательной мотивации современных школьников // Известия Уральского государственного университета. - 2010. - № 5. - С. 92-106.
14. Возможности российских школ для поддержки и развития детей, имеющих трудности в обучении: информационный бюллетень / С. Г. Косарецкий, Т. А. Мерцалова, Н. А. Сенина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2022. - 48 с. - (Мониторинг экономики образования; No 11 (28)).
15. Гребенюк Т. Б., Гурова В. П. Формирование мотивационной компетентности у старшеклассников в учебно-воспитательном процессе: монография. - Калининград: БГАРФ, 2007. - 95 с.
16. Константинов В. В. Социальное партнерство школы как условие формирования положительной мотивации учения подростков // Студент - Исследователь - Учитель: материалы 22 Межвуз. студ. науч. конф. РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб., 2021. - С. 1070-1076.
17. Приходько В. Е. Педагогические условия успешности обучения и воспитания через выстраивание индивидуальной траектории развития обучающихся начальной школы // Современная наука в теории и практике. -М., 2020. - С. 25-64.
18. Романенчук К. В. Игровая технология оценки активности учащихся на уроках истории и обществознания // Система оценки образовательных результатов обучающихся: материалы VII ведомственной науч.-практ. конф. педагогических работников общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации / Министерство обороны Российской Федерации; Главное командование Военно-Морским Флотом; ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище». - СПб., 2017. - С. 162-164.
19. Зборовский Г. Е. Образовательная неуспешность: ключевые проблемы концепции // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2020. - № 1 (195). - С. 170-179.
20. Опарина Я. О. Понятие образовательной неуспешности в отечественной науке // Заметки ученого. - 2021. -№ 3-2. - С. 122-131.
21. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. - URL: https://www.ifap.ru/library/book201.pdf
22. New Vision for Education: Fostering Social and Emotional Learning through Technology. World Economic Forum, 2016. - URL: https://www.weforum.org/reports/new-vision-for-education-fostering-social-and-emotional-learn-ing-through-technology
23. Навыки XXI века: как формировать и оценивать на уроке? / М. А. Пинская, А. М. Михайлова, О. А. Рыдзе и др. // Образовательная политика. - 2019. - № 3 (79). - С. 50-62.
24. Хэтти Джон А. С. Видимое обучение: синтез результатов более 50000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников / под ред. В. К. Загвоздкина, Е. А. Хамраевой. - М.: Издательство «Национальное образование», 2017. - 486 с. - (Антология образования).
25. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. - 512 с.
26. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ: пер. с англ. А. П. Исаевой. - 9-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 544 с.
27. Facione P. Critical Thinking: A Statement of Expert Consensus for Purposes of Educational Assessment and Instruction. - California Academic Press, Millbrae, CA, 1990. - 20 р.
28. Lucas B., Claxton G., Spencer E. Progression in Student Creativity in School: First Steps Towards New Forms of Formative Assessments. OECD Education Working Papers No 86. - Paris: OECD Publishing, 2013. - URL: http://dx.doi.org/10.1787/5k4dp59msdwk-en
1. Polonskij, V. M. (2004). Slovar' po obrazovaniyu i pedagogike [Dictionary of Education and Pedagogy], Vyssh. shk., Moscow, 511 p. (in Russian).
2. Ilyushin, L. S. (2007). Metodologiya i metodika kross-kul'turnogo issledovaniya obrazovatel'noj motivacii sovremen-nyh shkol'nikov [Methodology of cross-cultural research of educational motivation of modern schoolchildren]: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01, RGB, Moscow (Iz fondov Rossiiskoi Gosudarstvennoi biblioteki).
3. Il'in, E. P. (2002). Motivaciya i motivy [Motivation and motives], Piter, St. Petersburg, 512 p. (in Russian).
4. Lavrent'ev, G. V., & Lavrent'eva, N. B. (2005). Izuchenie, formirovanie i ocenka motivacii uchebnoj deyatel'nosti uchashchihsya srednih uchebnyh zavedenij [Study, formation and evaluation of the educational activities' motivation among students of secondary educational institutions]: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij, slushatelej FPK, IUU, dopolnitel'nyh programm povysheniya pedagogicheskoj kvalifikacii, Izd-vo Altajskogo universiteta, Barnaul, 134 p. (in Russian).
5. Klyachko, T. L., Semionova, E. A., & Tokareva, G. S. (2019). "Uspeshnost' i neuspeshnost' shkol'nikov: ozhidaniya roditelej, ocenka uchitelej" [Success and failure of schoolchildren: parents' expectations, teachers' assessment], Voprosy obrazovaniya, № 4, pp. 71-92 (in Russian).
6. Gottfried, A. E. (1990). "Academic intrinsic motivation in young elementary school children", Journal of Educational psychology, vol. 82, pp. 525-538 (in English).
7. Belkin, A. S. (1991). Situaciya uspekha: kak ee sozdat' [Success situation: how to create it]: kn. dlya uchitelya, Pros-veshchenie, Moscow, 176 p. (Master-stvo uchitelYA: idei, sovety, predlozheniYA) (in Russian).
8. Sergeeva, N. N., & Starostina, A. N. (2017). "Sozdanie situacii uspekha - zalog uspeshnosti obuchayushchihsya" [Creating a situation of success is the key to the success of students], Lichnost' kak ob"ekt psihologicheskogo i pedagogicheskogo vozdejstviya, Ufa, pp. 111-118 (in Russian).
9. Markova, A. K. (1983). Formirovanie motivacii ucheniya v shkol'nom vozraste [Building up learning motivation at school age]: posobie dlya uchitelya, Prosveshchenie, Moscow, 96 p. (in Russian).
10. Mezhina, A. V. (2010). Povyshenie uspeshnosti uchebnoj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov na osnove samoreg-ulyacii [Improving the success of learning activities among primary school students on the basis of self-regulation]: dis. ... kand. ped. nauk: special'nost' 13.00.01 - obshchaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya: zash-chishchena 13.10.2010, Moskovskij gorodskoj pedagogicheskij universitet, Moscow, 221 p. (in Russian).
11. Nadeina, N. V. (2003). Formirovanie polozhitel'noj motivacii ucheniya v hode didakticheskogo kontrolya: Na pri-mere srednih special'nyh uchebnyh zavedenij [Formation of positive motivation for learning in the course of didactic
ft. O. OnapuHa
control: on the example of secondary specialized educational institutions]: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk: special'nost' 13.00.01 - obshchaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obra-zovaniya: zashchishchena 26.12.2003 / Adygejskij gosudarstvennyj universitet, Majkop, 231 p. (in Russian).
12. Simakova, O. S. (2010). Formirovanie polozhitel'noj ustojchivoj motivacii uchebnoj deyatel'nosti uchashchihsya srednih klassov v processe obucheniya v shkole-internate [Formation of a positive sustainable motivation for educational activities of middle school students in the process of learning at a boarding school]: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk: special'nost' 13.00.01 - Obshchaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya: zashchishchena 28.12.2010 / Tul'skij gosudarstvennyj universitet, Penza, 187 p. (in Russian).
13. Bolotova, V. G. (2010). "Dostizheniya otechestvennoj didaktiki vtoroj poloviny XX veka kak resurs dlya resheniya prob-lemy formirovaniya obrazovatel'noj motivacii sovremennyh Shkolnikov" [Achievements of domestic didactics in the second half of the 20th century as a resource for solving the problem of the of educational motivation formation among modern schoolchildren], Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta, № 5, pp. 92-106 (in Russian).
14. Kosareckii, S. G., Mercalova, T. A., & Senina, N. A. (2022). Vozmozhnosti rossijskih shkol dlya podderzhki i razvitiya detei, imeyushchih trudnosti v obuchenii [Opportunities for Russian schools to support and develop children with learning difficulties]: informacionnyj byulleten', Nac. issled. un-t "Vysshaya shkola ekonomiki", NIU VSHE, Moscow, 48 p. (Monitoring ekonomiki obrazovaniya; No 11 (28)) (in Russian).
15. Grebenyuk, T. B., & Gurova, V. P. (2007). Formirovanie motivacionnoj kompetentnosti u starsheklassnikov v uchebno-vospitatel'nom processe [Formation of motivational competence among high school students in the educational process]: monografiya, BGARF, Kaliningrad, 95 p. (in Russian).
16. Konstantinov, V. V. (2021). "Social'noe partnerstvo shkoly kak uslovie formirovaniya polozhitel'noj motivacii ucheniya podrostkov" [Social partnership of the school as a condition for the formation of positive motivation for adolescents to study], Student - Issledovatel' - Uchitel': materialy 22 Mezhvuz. stud. nauch. konf. RGPU im. A. I. Gercena, St. Petersburg, pp. 1070-1076 (in Russian).
17. Prihod'ko, V. E. (2020). "Pedagogicheskie usloviya uspeshnosti obucheniya i vospitaniya cherez vystraivanie indi-vidual'noj traektorii razvitiya obuchayushchihsya nachal'noj shkoly" [Pedagogical conditions for the success of teaching and upbringing through building an individual trajectory of development for primary school students], Sovremennaya nauka v teorii i praktike, Moscow, pp. 25-64 (in Russian).
18. Romanenchuk, K. V. (2017). "Igrovaya tekhnologiya ocenki aktivnosti uchashchihsya na urokah istorii i ob-shchestvoznaniya" [Game technology for assessing student activity in history and social studies lessons], Sistema ocenki obrazovatel'nyh rezul'tatov obuchayushchihsya: materialy VII vedomstvennoj nauch.-prakt. konf. pedagogicheskih rabotnikov obshcheobrazovatel'nyh organizacij Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii, Ministerstvo oborony Rossijskoj Federacii; Glavnoe komandovanie Voenno-Morskim Flotom, FGKOU "Nahimovskoe voenno-morskoe uchilishche", St. Petersburg, pp. 162-164 (in Russian).
19. Zborovskii, G. E. (2020). "Obrazovatel'naya neuspeshnost': klyuchevye problemy koncepcii" [Educational failure: key problems of the concept], Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury, № 1 (195), pp. 170-179 (in Russian).
20. Oparina, Ya. O. (2021). "Ponyatie obrazovatel'noj neuspeshnosti v otechestvennoj nauke" [The concept of educational failure in Russian science], Zametki uchenogo, № 3-2, pp. 122-131 (in Russian).
21. Delor, Zh. Obrazovanie: sokrytoe sokrovishche. Osnovnye polozheniya Doklada Mezhdunarodnoj komissii po obra-zovaniyu dlya XXI veka [Education: a hidden treasure. The main provisions of the Report of the International Commission on Education for the XXI Century]. Available at: https://www.ifap.ru/library/book201.pdf (in Russian).
22. New Vision for Education: Fostering Social and Emotional Learning through Technology. World Economic Forum, 2016. Available at: https://www.weforum.org/reports/new-vision-for-education-fostering-social-and-emotional-learning-through-technology (in English).
23. Pinskaya, M. A., Mihajlova, A. M., & Rydze, O. A. et al. (2019). "Navyki XXI veka: kak formirovat' i ocenivat' na uroke?" [Skills of the XXI century: how to form and evaluate in the lesson?], Obrazovatel'naya politika, № 3 (79), pp. 50-62 (in Russian).
24. Hetti, Dzhon A. S. (2017). Vidimoe obuchenie: sintez rezul'tatov bolee 50000 issledovanij s ohvatom bolee 86 mil-lionov shkol'nikov [Evident learning: a synthesis of over 50,000 studies covering over 86 million students], Iz-datel'stvo "Nacional'noe obrazovanie", Moscow, 486 p. (Antologiya obrazovaniya) (in Russian).
25. Gardner, G. (2007). Struktura razuma: teoriya mnozhestvennogo intellekta [The Structure of the Mind: The Theory of Multiple Intelligences]: per. s angl, OOO "I.D. Vil'yams", Moscow, 512 p. (in Russian).
26. Goulman, D. (2020). Emocional'nyi intellekt. Pochemu on mozhet znachit' bol'she, chem IQ [Emotional intellect. Why it might mean more than IQ], 9-e izd, Mann, Ivanov i Ferber, Moscow, 544 p. (in Russian).
27. Facione, P. (1990). Critical Thinking: A Statement of Expert Consensus for Purposes of Educational Assessment and Instruction, California Academic Press, Millbrae, CA, 20 p. (in English).
28. Lucas, B., Claxton, G., & Spencer, E. (2013). Progression in Student Creativity in School: First Steps Towards New Forms of Formative Assessments. OECD Education Working Papers No 86, OECD Publishing, Paris. Available at: http://dx.doi.org/10.1787/5k4dp59msdwk-en (in English).