Научная статья на тему 'Формирование и развитие благоприятной предпринимательской сферы в условиях экономического кризиса на примере Тамбовской области'

Формирование и развитие благоприятной предпринимательской сферы в условиях экономического кризиса на примере Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СФЕРА / МИРОВОЙ КРИЗИС / ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беспалов М. В.

В условиях современного мирового экономического кризиса перед каждой страной и отдельным регионом стоит важная задача по нейтрализации кризисных последствий. Одним из действенных механизмов выхода из кризиса является формирование и развитие благоприятной предпринимательской сферы как в России в целом, так и на отдельных ее территориях. В статье рассмотрено социально-экономическое положение России в 2008 г. и начале 2009 г., а также проведен анализ экономического положения Тамбовской области за соответствующий период. На основе проведенного анализа предложен комплекс конкретных мероприятий по формированию благоприятной предпринимательской сферы в Тамбовской области, с учетом влияния последствий экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие благоприятной предпринимательской сферы в условиях экономического кризиса на примере Тамбовской области»

38 (131) - 2009

Стратегия развития региона

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА ПРИМЕРЕ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

М. В. БЕСПАЛОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: [email protected] Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

В условиях современного мирового экономического кризиса перед каждой страной и отдельным регионом стоит важная задача по нейтрализации кризисных последствий. Одним из действенных механизмов выхода из кризиса являются формирование и развитие благоприятной предпринимательской сферы как в России в целом, так и на отдельных ее территориях. В статье рассмотрено социально-экономическое положение России в 2008г. и начале 2009г., а также проведен анализ экономического положения Тамбовской области за соответствующий период. На основе проведенного анализа предложен комплекс конкретных мероприятий по формированию благоприятной предпринимательской сферы в Тамбовской области, с учетом влияния последствий экономического кризиса.

Ключевые слова: предпринимательская сфера, мировой кризис, Тамбовская область, развитие экономики.

Под благоприятной предпринимательской сферой понимается формирование определенных факторов и условий в экономике страны, необходимых для эффективного функционирования предпринимательских структур, с учетом воздействия мирового финансового кризиса. Таким образом, понятие благоприятной предпринимательской сферы является очень емким, включающим характеристики экономической политики, экономической, институциональной и правовой системы и даже конституционного строя государства.

Для формулирования конкретных рекомендаций по формированию и развитию благоприятной предпринимательской сферы в российской экономике в условиях современного финансового кризиса необходимо определить основные тенденции социально-экономического развития страны, происходящие в 2009 г.

Негативные тенденции конца 2008 г., сформировавшиеся под влиянием мирового финансового кризиса, продолжились в начале 2009 г. По оценке Минэкономразвития России, ВВП снизился в январе 2009 г. по отношению к декабрю 2008 г. на 2,4 %. Важнейшими причинами экономического спада в январе 2009 г. явились значительное сокращение промышленного производства, снижение инвестиционной активности, спад в строительстве и замедление роста потребительского спроса.

Темпы роста инвестиций в основной капитал в январе 2009 г. снизились на 15,5 % по отношению к январю 2008 г. Снижение инвестиционной активности сопровождалось сокращением объемов работ по виду деятельности «Строительство» на 16,8 % относительно января 2008 г. При этом ввод общей площади жилых домов в январе 2009 г. в сравнении с январем 2008 г. снизился на 4 %. Снижение инвестиций в основной капитал замедлилось до 1,9 % в январе 2009 г. против 3,1 % в декабре 2008 г. [11].

Промышленное производство в январе 2009 г. сократилось на 16 % (к январю 2008 г.), в декабре

2008 г. сокращение составило 10,3 %. Происходит замедление темпов падения производства — сокращение к предыдущему месяцу в январе составило 3,5 % против 6 % в декабре. Выпуск продукции обрабатывающих производств снизился в январе

2009 г. на 24,1 % к январю 2008 г., сокращение к предыдущему месяцу составило 5,6 % (в декабре — 7,4 %). В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды снижение составило 7 %.

Сельскохозяйственные производители в 2009 г. почувствовали кризис прежде всего через рост неплатежей и ухудшение условий кредитования. Низкие цены на сырьевые товары, в том числе на зерно и другие культуры, негативно отразились на финансовых показателях, значительно сократив рентабельность компаний. В результате предприятия пересматривают планы по объему выпуска продукции и откладывают реализацию намеченных инвестиционных программ. Однако ослабление курса рубля и сокращение экспортных доходов повлияли на снижение объема импорта сельскохозяйственной продукции и в перспективе могут способствовать развитию отечественного агропромышленного комплекса.

Углубление финансового кризиса поддерживает тенденцию по укрупнению банковского сектора. Ухудшение платежеспособности заемщиков — компаний и физических лиц, предоставление государственных кредитов крупнейшим банкам создают условия для роста сделок по слиянию и поглощению.

Для выработки в данных неблагоприятных условиях корректных и реалистичных рекомендаций по формированию и развитию благоприятной предпринимательской сферы конкретной территории необходимо рассмотреть структуру предпринимательской сферы определенного региона. Для этого рассмотрим и сравним социально-экономическое положение Тамбовской области в 2008 г. и начале 2009 г.

В 2008 г. индекс промышленного производства Тамбовской области по полному кругу производителей составил по сравнению с 2007 г. 101,0 %, в том числе в обрабатывающих производствах он вырос на 1,1 %, в добывающих производствах наблюдался спад на 0,6 %, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды выпуск продукции остался на уровне 2007 г. [7].

В целом социально-экономическое развитие Тамбовской области в 2008 г. можно охарактеризовать следующими параметрами:

• за счет роста экономических показателей в первом полугодии 2008 г. их итоговые годовые значения показали рост, несмотря за развернувшийся финансовый кризис в 4-м квартале 2008 г.;

• в ряде отраслей промышленности наметился спад: в производстве изделий из кожи, обработке древесины и производстве изделий из дерева, производстве транспортных средств и оборудования, производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования и т. д., однако в целом по итогам 2008 г. индекс промышленного производства составил 101 %;

• в области открывались новые предприятия, что характеризует развитие областной промышленности;

• Тамбовская область является аграрной, поэтому особенно важно, что по итогам 2008 г. валовый выпуск продукции сельского хозяйства по сравнению с 2007 г. увеличился на 24,2 % (в сопоставимых ценах), при этом продукция растениеводства возросла на 37,8 %, а продукция животноводства снизилась на 6,3 %;

• в 2008 г. произошел рост розничной и оптовой торговли на 18,1 и 34,3 % соответственно;

• в области развиваются малые предприятия различных отраслей деятельности, в 2008 г. их насчитывалось 1 300, с преобладанием оптово-розничной торговли [17];

• индекс потребительских цен по Тамбовской области в 2008 г. составил 115,2 %, что несколько выше общероссийского (113,3 %) и выше среднего индекса по Центральному федеральному округу (табл. 1).

Таким образом, социально-экономическое развитие Тамбовской области в 2008 г. носило положительный характер, несмотря на то, что мировой финансовый кризис оказал негативное влияние на ряд показателей, например, 25,4 % организаций получили отрицательный финансовый результат на сумму 916,9 млн руб. По сравнению с аналогичным периодом 2007 г. доля убыточных организаций возросла на 0,3 процентного пункта [8]. Индекс потребительских цен оказался на уровне 2001 г. и превысил 15 %.

Особенно ярко выражено негативное влияние мирового финансового кризиса на экономическое развитие и положение Тамбовской области при сравнении показателей начала 2009 г. с прошедшим периодом (табл. 2).

Таблица 1

Индексы потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года, %) [12]

Регион Год

1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Центральный федеральный округ 236,3 120,7 119,2 115,5 111,7 112,1 110,5 109,0 112,2 113,3

в целом

Белгородская область 228,4 120,9 119,2 116,4 112,0 111,7 112,6 109,3 112,3 113,6

Брянская область 261,5 118,6 117,3 116,9 112,9 112,9 111,9 109,8 114,4 115,3

Владимирская область 240,2 118,1 120,5 113,8 115,3 113,5 110,9 109,4 113,3 114,1

Воронежская область 240,4 122,7 117,1 114,2 111,7 113,7 109,7 108,6 114,2 114,3

Ивановская область 238,3 116,6 119,9 115,6 114,7 112,0 108,7 111,5 114,8 114,6

Калужская область 256,9 118,6 119,6 117,5 114,3 114,0 111,2 109,5 113,5 114,9

Костромская область 245,1 121,4 119,8 116,0 113,5 112,9 109,2 108,5 113,1 113,3

Курская область 251,1 119,1 122,9 116,6 116,2 109,9 109,4 111,7 115,9 117,5

Липецкая область 256,3 121,9 117,1 113,5 113,4 112,9 110,9 109,7 113,6 116,0

Московская область 205,2 121,8 121,8 117,8 111,7 112,3 111,3 108,3 113,3 111,8

Орловская область 238,6 119,0 116,7 115,1 112,2 111,7 109,5 107,6 111,3 114,3

Рязанская область 269,0 118,1 119,2 112,0 114,9 111,7 110,1 108,6 116,5 115,4

Смоленская область 241,5 122,5 116,6 116,1 112,9 113,4 111,9 109,5 114,4 116,8

Тамбовская область 244,5 120,3 115,5 114,3 110,5 114,4 109,8 109,4 112,4 115,2

Тверская область 226,8 121,9 119,0 115,0 112,8 111,8 110,9 107,7 112,7 113,2

Тульская область 225,5 121,7 117,2 114,9 116,7 114,1 110,8 108,2 115,8 116,4

Ярославская область 233,1 120,1 120,8 116,1 111,9 111,7 112,3 110,5 113,5 114,8

г. Москва 243,4 122,1 120,4 117,2 110,4 111,5 110,4 109,0 110,2 112,3

Таблица 2

Основные экономические и социальные показатели Тамбовской области за январь 2009 г. [17]

Показатель Январь Январь 2009 г. в процентах к

2009 г. январю 2008 г. декабрю 2008 г.

Оборот организаций по всем видам экономической деятельности, млн руб. 10 920,4 102,1 35,1

Индекс промышленного производства - 85,2 55,4

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных

работ и услуг собственными силами по «чистым» видам экономической

деятельности, млн руб.:

добыча полезных ископаемых 4,8 156,2 53,6

обрабатывающие производства 1 677,9 70,2 46,7

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1 091,3 148,8 104,5

Инвестиции в основной капитал (по крупным организациям), млн руб. 522,0 100,3 -

Производство во всех категориях хозяйств (по расчетам), тыс. т:

мясо (в живой массе) 6,1 93,5 51,3

молоко 15,4 94,4 118,5

яйца, млн шт. 14,6 106,2 147,5

Перевозки (отправления) грузов предприятиями транспорта, тыс. т 743,4 136,7 94,0

Оборот розничной торговли — всего, млн руб. 6 603,5 114,4 63,0

В том числе оборот розничной торговли торгующих организаций 5 647,4 123,8 64,4

Оборот общественного питания, млн руб. 143,6 117,1 59,5

Объем платньх услуг населению, млн руб. 1694,5 113,7 78,2

Реальные денежные доходы на душу населения 113,4 49,1

Начисленная среднемесячная заработная плата одного работника: номинальная, руб. 12 909,3 119,2 118,9

реальная 103,5 118,2

Индекс потребительских цен на товары и услуги - 114,8 102,4

Индекс цен производителей промышленных товаров - 111,8 101,4

Среднесписочная численность работающих на предприятиях и в 303,7 97,1 99,0

организациях, тыс. чел.

Численность официально зарегистрированных безработных, тыс. чел. 9,0 80,3 110,4

Уровень официально зарегистрированной безработицы, % 1,6

На наш взгляд, на формирование и развитие благоприятной предпринимательской сферы оказывают влияния следующие факторы:

• барьеры входа на рынок (в условиях экономического кризиса требуется упрощение регистрационного и лицензионного режима, а в связи с этим — ускорение и удешевление процесса создания новых предприятий, особенно физическими лицами);

• правовая система страны, ее стабильность и прозрачность. Многие российские законы и подзаконные акты, особенно в сферах, связанных с деловой активностью, в том числе с предпринимательской деятельностью, содержат элементы, способствующие развитию коррупции;

• качество исполнения законов, эффективная защита прав собственности всех экономических субъектов, включая иностранных физических и юридических лиц;

• качество государственных институтов, в том числе государственной службы и судебной системы как основных источников защиты прав граждан и экономических субъектов;

• налоговая система и налоговое администрирование;

• качество финансового сектора и финансовых услуг;

• развитость бизнес-инфраструктуры и т. д.

Из табл. 2 видно, что большинство экономических и социальных показателей развития Тамбовской области в январе 2009 г. оказалось значительно ниже в сравнении с декабрем 2008 г., что свидетельствует о нарастании экономического кризиса и увеличении его негативного влияния на развитие области.

Мы считаем, что в условиях развивающегося современного мирового финансового кризиса для поддержания положительной динамики социально-экономического развития области необходимы дальнейшее формирование и развитие благоприятной предпринимательской сферы в Тамбовской области.

Сформулируем ряд рекомендаций, реализация которых, на наш взгляд, позволит создать условия для формирования и развития благоприятной предпринимательской сферы в Тамбовской области с учетом влияния неблагоприятных внешнеэкономических факторов.

Основными стратегическими приоритетами развития Тамбовской области должны стать:

• повышение конкурентоспособности экономи-

ки Тамбовской области в условиях финансового кризиса, в первую очередь за счет развития наиболее перспективных секторов экономики — высокотехнологичных инновационных отраслей, развития аграрного сектора и сферы переработки сельскохозяйственной продукции;

• активная инвестиционная политика, повышение инвестиционной привлекательности Тамбовской области;

• эффективное использование ресурсного потенциала области, в том числе человеческого;

• обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения;

• повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Тамбовской области.

Таким образом, для формирования и развития благоприятной предпринимательской сферы в Тамбовской области необходимо обеспечить повышение конкурентоспособности ее экономики, что можно достигнуть решением следующих задач:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• формирование конкурентоспособных кластеров в перспективных секторах экономики;

• создание условий для обновления основных фондов, модернизации материально-технической базы отраслей экономики, обеспечивающей соответствие современным стандартам;

• переход от «управления отраслями» к «управлению территориями»;

• повышение эффективности производства и качества производимой продукции, снижение уровня затрат;

• содействие обеспечению эффективного и устойчивого развития агропромышленного комплекса;

• содействие обеспечению развития эффективной транспортной инфраструктуры на территории области;

• производство альтернативных видов топлива;

• содействие международной сертификации товаров и услуг;

• организация инфраструктуры поддержки развития бизнеса;

• создание условий для развития малого и среднего бизнеса;

• содействие обеспечению новой экономики Тамбовской области профессиональными кадрами;

• стимулирование экспорта продукции местных товаропроизводителей на конкурентные общероссийские и мировые рынки;

• создание условий для обеспечения доступа к информации о рынках товаров и услуг, а также о рынках капитала;

• создание бренда для традиционных товаров Тамбовской области и продвижение на его основе продукции местных производителей на глобальные рынки сбыта.

Для развития благоприятной предпринимательской сферы в Тамбовской области необходимо проведение активной инвестиционной политики, повышение инвестиционной привлекательности и создание благоприятного инвестиционного климата Тамбовской области, что возможно осуществить за счет решения следующих задач:

• определение перспективных с точки зрения инвестирования отраслей и секторов экономики области, селекция и инициирование инвестиционных проектов;

• реализация и продвижение значимых для региона инвестиционных проектов в перспективных отраслях экономики;

• развитие нормативной правовой базы, способствующей привлечению инвестиций, в том числе в перспективные отрасли экономики Тамбовской области;

• дальнейшее развитие инфраструктур, обеспечивающих привлечение в регион инвестиционных ресурсов;

• обеспечение государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов, в том числе через механизм частно-государственного партнерства;

• снижение инвестиционных рисков;

• PR-мероприятия по повышению инвестиционного рейтинга региона;

• продвижение Тамбовской области как инвестиционно привлекательного региона на национальных и глобальных инвестиционных рынках. Обеспечение развития благоприятной предпринимательской сферы в Тамбовской области требует эффективного использования ресурсного потенциала области, что может быть достигнуто за счет решения следующих задач:

• повышение эффективности использования ресурсного потенциала Тамбовской области;

• поддержание экологической безопасности региона;

• обеспечение рационального использования и сохранности природных ресурсов области в интересах нынешнего и будущих поколений. Также для формирования и развития благоприятной предпринимательской сферы в Тамбовском

регионе очень важно обеспечить развитие человеческих ресурсов, в том числе за счет решения следующих задач:

1) развитие образования — обеспечение доступности качественного образования; повышение инвестиционной привлекательности системы образования и науки; совершенствование системы управления образованием;

2) развитие рынка труда — повышение качества занятости; развитие территориальной мобильности рабочей силы;

3) повышение устойчивости демографического развития и реализация миграционной политики — создание условий для увеличения численности населения области с приоритетом его качественного роста; совершенствование миграционной политики;

4) обеспечение эффективной молодежной политики.

Для повышения эффективности государственного управления как одной из основных мер в процессе формирования и развития благоприятной предпринимательской сферы в тамбовском регионе необходимо:

• развитие системы планирования и мониторинга в области;

• проведение бюджетной реформы, в том числе внедрение системы бюджетирования с последующим контролем за выполнением плановых показателей и анализом причин расхождения фактических и бюджетных данных;

• создание системы стратегического управления социально-экономическим развитием Тамбовской области.

Создание кластеров в Тамбовской области, на наш взгляд, является одним из эффективных механизмов повышения конкурентоспособности региона, обеспечения устойчивых темпов развития благоприятной предпринимательской сферы в области. Промышленный кластер — это группа географически соседствующих и интеграционно взаимосвязанных компаний, действующих в определенной сфере, взаимодополняющих друг друга и усиливающих таким образом конкурентные преимущества отдельных компаний и, следовательно, кластера в целом.

Кластеры влияют на конкурентоспособность региона тремя способами: во-первых, посредством повышения производительности входящих в них фирм и отраслей; во-вторых, путем повышения способности к инновациям и, таким образом, к повышению производительности; в-третьих, с

Уни- Произ-

верси- водство

теты соков и

области плодоовощной

продук-

ции

помощью стимулирования новых предпринимательских структур, поддерживающих инновации и расширяющих границы кластера.

С учетом региональных особенностей развития промышленности Тамбовской области и ее специализации в общероссийском масштабе, на наш взгляд, в качестве потенциально эффективных и конкурентоспособных кластеров можно выделить:

кластер по производству и переработке сахарной свеклы; кластер по производству и переработке плодоовощной продукции; зерновой кластер;

кластер по производству и переработке подсолнечника, рапса, производству альтернативных видов топлива; химический кластер;

кластер по производству строительных материалов;

• биоэнергетический кластер и т. д.

Схема возможного варианта агропромышленного кластера Тамбовской области приведена на рисунке.

В данный агропромышленный кластер сведены кластеры на основе производства и переработки зерна, сахарной свеклы, плодоовощной продукции, подсолнечного масла и рапса, биоэнергетический кластер.

Все указанные кластеры обладают значительным потенциалом развития в Тамбовской области, привлекательными инвестиционными и рыночными перспективами.

Таким образом, Тамбовская область является аграрно-промышленным регионом, который обладает необходимой сырьевой базой, трудовыми ресурсами для развития агропромышленного кластера. Основными предпосылками возникновения аграрно-промышленного кластера в области являются:

• благоприятные природно-климатические условия;

• обеспеченность земельными и трудовыми ресурсами;

Сельское хозяйство

Производство мясо-молочное, масложировое, мукомольно-крупяное, хлебобулочных изделий

Кондитер- Произ- Химиче-

ское про- водство ская про-

изводство, спирта и мышлен-

производ- ликеро- ность

ство пива водочных

изделии А— —N

V" -V

Торговля

Схема агропромышленного кластера Тамбовской области

• наличие прочных связей между хозяйствующими субъектами в сфере производства, переработки, сбыта сельскохозяйственной продукции;

• эффективное функционирование крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств. Рассматривая возможности развития химической промышленности Тамбовской области, следует выделить такие предприятия, как ОАО «Пигмент» и ФГУП Котовский завод «Пластмасс», которые могут стать базовыми предприятиями химической промышленности области. Также следует отметить, что на базе ФГУП «ТамбовНИХИ» и промышленных предприятий химического производства создана интегрированная структура ОАО «Корпорация «Росхимзащита» — центр науки высоких технологий по разработке и производству систем жизнеобеспечения и защиты человека.

В рамках создания химического кластера расширится внутриобластная кооперация ОАО «Корпорация «Росхимзащита» с предприятиями области: ОАО «Тамбовмаш», ОАО «АРТИ завод». В качестве элементов кластера химических технологий Тамбовской области можно рассматривать традиционные инжиниринговые центры и бизнес-инкубаторы, в которых происходит освоение и апробирование принципиально новых технологий. В систему кластера химических технологий области могут также входить инфраструктурные элементы поддержки инновационной деятельности.

Рассматривая возможности развития биоэнергетического кластера в рамках Тамбовской области, следует отметить, что он может базироваться на производстве биотоплива из рапса, отходов сахарного производства (мелассы) и зерновых культур.

Целесообразность формирования кластера по производству строительных материалов в Тамбовской области связана со значительным объемом потребностей рынка строительных материалов в Центральной России в среднесрочной и долгосрочной перспективе, что делает возможным строительство новых мощностей по производству строительных материалов и формированию потенциального кластера.

Для начала процесса по практическому формированию кластеров на территории Тамбовской области требуются:

• организация коммуникативных площадок внутри формируемых кластеров;

• создание сети взаимосвязей между предприятиями одной отрасти и одного кластера;

• совершенствование корпоративного управления;

• институциональная поддержка кластеров и т. д. В свою очередь действия региональной власти

Тамбовской области по поддержке развития кластеров должны включать в себя:

• субсидирование кредитной процентной ставки, налоговые льготы для предприятий, входящих в кластер;

• инициирование развития агрохолдингов (для сельскохозяйственного кластера);

• содействие формированию технологических цепочек внутри кластера;

• стимулирование модернизации производства;

• целевые образовательные программы для персонала предприятий, входящих в структуру того или иного кластера, и т. д.

Для формирования и развития благоприятной предпринимательской сферы в рамках Тамбовской области требуются разработка и реализация программы развития промышленных предприятий области. На наш взгляд, данная программа развития промышленных предприятий области должна включать в себя следующие мероприятия:

• совместное участие региональных органов власти и предпринимательских структур в проектах по модернизации промышленных предприятий (через механизм частно-государственного партнерства);

• содействие в продвижении продукции тамбовских предприятий на национальном и глобальном рынках сбыта;

• содействие в сертификации предприятий по международным стандартам качества и экологической безопасности;

• проведение мероприятий по реформированию системы управления предприятиями и оптимизации производственных процессов;

• проведение программ целевого обучения для сотрудников промышленных предприятий и т. д.

Важнейшим фактором для формирования и развития благоприятной предпринимательской сферы области, особенно в условиях нарастающего мирового финансового кризиса, является стимулирование развития инновационной экономики в Тамбовской области. В рамках реализации данного направления требуется проведение следующих мероприятий:

1) организация работы по развитию агротехно-парка в городе-наукограде Мичуринске. В состав проектируемого агротехнопарка входят: промышленно-производственная зона, центр инновационных технологий, выставочно-экс-позиционный центр, логистик-центр, академический городок, объекты инженерной инфраструктуры, посадки демонстрационно-опытных насаждений. Для повышения эффективности научно-производственной деятельности в наукограде создана инновационная инфраструктура, в состав которой входят центр инновационных технологий и центр коллективного пользования лабораторным оборудованием;

2) создание и развитие инновационно-технологических центров на базе предприятий химической и машиностроительной промышленности области;

3) создание условий для целевой подготовки кадров для инновационной сферы промышленности области;

4) организация системы финансово-экономического обеспечения инновационной деятельности (совместное финансирование проектов, имеющих государственное значение, за счет средств федерального и областного бюджетов, создание паевых инвестиционных фондов по реализации инновационных проектов);

5) организация системы информационного обеспечения инновационной деятельности и т. д. Безусловно, важнейшим элементом в процессе

формирования и развития благоприятной предпринимательской сферы в Тамбовской области является создание агентства развития бизнеса и предпринимательства области. Целью данного агентства является как организация коммуникативной площадки между инвесторами, бизнесом, региональной и муниципальной властью, так и со-

здание мощной инфраструктуры, обеспечивающей привлечение инвестиций в область, сопровождение инвестиционных проектов, продвижение перспективных инвестиционных проектов на национальные и зарубежные финансовые рынки.

Основными функциями агентства развития бизнеса и предпринимательства области являются:

• отбор и селекция существующих инвестиционных проектов, доводка проектов в соответствии с требованиями заказчиков;

• привлечение инвесторов в область;

• сопровождение инвестиционных проектов, организация взаимодействия инвесторов с представителями региональных и муниципальных властей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• организация подготовки кадров для реализации инвестиционных проектов;

• деятельность по развитию региональных товарных брендов и продвижению их на национальный и международный рынки сбыта;

• организация добровольной сертификации местных товаропроизводителей на соответствие их продукции международным требованиям и стандартам;

• отбор и продвижение инновационных проектов и т. д.

Также для формирования и развития благоприятной предпринимательской сферы в Тамбовской области требуется проведение антикризисных мероприятий по обеспечению устойчивого развития агропромышленного комплекса. В рамках данного направления необходимо осуществить:

• создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий области и обеспечение улучшения жилищных условий в сельской местности;

• сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, а также создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв, земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса гидромелиоративных, культуртехнических, агрохимических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий;

• создание сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

• создание в животноводстве принципиально новой технологической базы, использование

современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также наращивание генетического потенциала продуктивности животных и ускоренного создания соответствующей кормовой базы;

• ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий в растениеводстве;

• повышение производительности труда на основе стимулирования использования современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления;

• реализацию комплекса мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях.

Следующим элементом, способствующим формированию и развитию благоприятной предпринимательской сферы в Тамбовской области, являются мероприятия по сертификации продукции областных товаропроизводителей. В рамках данного направления целесообразно осуществить:

• внедрение международных стандартов, в том числе менеджмента качества (ИСО 9000), экологического управления (ИСО 14001:98);

• внедрение международных стандартов финансовой отчетности — данное направление деятельности может быть актуально для предприятий, выходящих как на глобальные рынки, так и на потребителей из близлежащих регионов, работающих на международных стандартах (торговые сети, поставка комплектующих для экспортируемой продукции и т. д.);

• организацию работы по сертификации товаров и услуг областных товаропроизводителей под брендом продукции, произведенной в Тамбовской области, — данный бренд должен позиционировать продукцию областных товаропроизводителей как высококачественную и экологически чистую.

Для развития благоприятной предпринимательской сферы в Тамбовской области требуется формирование региональной сельскохозяйственной компании. Современный рынок сельскохозяйственных продуктов России характеризуется значительной конкуренцией. Преимущества получают производители, чьи продукты представлены в дистрибьюторских сетях федерального значения, имеют собственный бренд и высокий уровень переработки.

Тамбовская региональная сельскохозяйственная компания должна способствовать про-

движению товаров местных производителей на федеральный и межрегиональный рынок, в том числе путем лоббирования интересов Тамбовских сельскохозяйственных товаропроизводителей на общероссийском и международном уровнях. Таким образом, основными функциями Тамбовской региональной сельскохозяйственной компании являются:

• создание единого (коллективного, зонтичного) бренда сельскохозяйственной продукции Тамбовской области;

• сертификация на базе собственного центра стандартизации продукции производителей Тамбовской области на предмет соответствия стандартам дистрибьюторских сетей;

• организация переработки сельскохозяйственной продукции;

• логистика поставок в дистрибьюторские сети;

• обеспечение оборотными средствами сельскохозяйственных компаний Тамбовской области и т. д.

Основным преимуществом создания Тамбовской региональной сельскохозяйственной компании станет получение сельскохозяйственными производителями области доступа к дистрибьюторским сетям за счет обеспечения соответствия их стандартам, а также значительных объемов поставок консолидировано по области. Создание компании позволит увеличить доходность и устойчивость сельскохозяйственного сектора и получить дополнительные поступления в бюджет Тамбовской области.

В целом для формирования и развития благоприятной предпринимательской сферы в Тамбовской области также требуется:

• разработка муниципальных целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства;

• продвижение продукции местных товаропроизводителей на межрегиональные, общероссийские и международные рынки;

• развитие ярмарочно-выставочной деятельности;

• стимулирование товаропроизводителей области к выходу на внешние рынки посредством проведения семинаров, областного конкурса на звание лучшего экспортера и т. д.;

• совершенствование информационного обеспечения международной и внешнеэкономической деятельности области.

При формировании и развитии благоприятной предпринимательской сферы Тамбовской

области необходимо на законодательном уровне предусмотреть устранение препятствий на пути доступа частных инвесторов в экономику региона. На наш взгляд, необходимо создать эффективный механизм предоставления инвесторам на региональном уровне льгот и способствовать защите их интересов на внутреннем и внешнем рынках, в том числе и защите от недобросовестной конкуренции и монополизации.

Процесс формирования и развития благоприятной предпринимательской сферы Тамбовской области должен включать в себя следующие элементы:

• разработку и реализацию программы по снижению инвестиционных рисков и повышению инвестиционного потенциала Тамбовской области;

• продвижение региона и областных инвестиционных проектов в России и за рубежом;

• мероприятия по повышению инвестиционного рейтинга области;

• разработку и реализацию программы по созданию положительного образа Тамбовской области как региона, привлекательного для жизни, ведения бизнеса и вложения инвестиций, и т. д.

В процессе формирования и развития благоприятной предпринимательской сферы Тамбовской области необходимо обеспечить рост благосостояния и качества жизни населения области, в том числе за счет реализации следующих мероприятий:

• развитие и повышение доступности высоких медицинских технологий для жителей всех районов Тамбовской области;

• обеспечение доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам;

• оптимизация сети учреждений здравоохранения и их структуры;

• реализация мер по улучшению показателей здоровья детей и подростков области;

• проведение мероприятий по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений области;

• создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе малого предпринимательства, в развитие торговли и общественного питания области;

• продвижение на потребительский рынок продукции производства местных товаропроизводителей.

При формировании и развитии благоприятной предпринимательской сферы области необходимо обеспечить повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Тамбовской области за счет следующих мероприятий:

• разработка системы индикаторов и целевых показателей состояния социально-экономической системы области;

• формирование прогнозных значений целевых показателей и индикаторов социально-экономического развития области;

• мониторинг эффективности реализации стратегии развития Тамбовской области;

• реализация и мониторинг программ развития благоприятной предпринимательской сферы и социально-экономического развития области и т. д.

Для формирования и развития благоприятной предпринимательской сферы и привлечения внешних инвесторов необходимо широко использовать налоговые льготы, отсрочку платежей, снижение арендной платы и платы за землю и т. д. Целесообразно также создание региональных, городских, районных и межпоселковых маркетинговых служб, готовящих информацию для потенциальных предпринимательских структур, формирование привлекательного имиджа территориального образования. В этом плане необходимо содействие предпринимательским структурам в получении доступа к современным технологиям и оборудованию (через развитие лизинга и создание научно-производственных центров), в организации оптовых рынков, ярмарок, выставок и т. д.

Формирование и развитие благоприятной предпринимательской сферы невозможны без организации взаимовыгодного сотрудничества бизнеса и власти на основе учета различных макро-и микроэкономических факторов, без сочетания отраслевого, регионального и кластерного подходов, задействования факторов саморазвития и самоорганизации экономики территориального образования. На наш взгляд, формирование и развитие благоприятной предпринимательской сферы являются важнейшим условием реального согласования территориальных и общегосударственных интересов и обеспечения комплексного социально-экономического развития территорий в условиях современного экономического кризиса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникин А. История финансовых потрясений. Российский кризис в свете мирового опыта. М.: Олимп Бизнес. 2009. 448 с.

2. Антикризисная книга «КоммерсантЪ» а. М.: Коммерсантъ. 2009. С. 352.

3. Джон Вон Эйкен. Кризис. Остаться в живых! Настольная книга для руководителей, предпринимателей и владельцев бизнеса. М.: Альпина Бизнес Букс. 2009. 352 с.

4. Мир после кризиса. Глобальные тенденции — 2025: меняющийся мир. М.: Европа. 2009. 188 с.

5. Попов А. Финансовый кризис 2009. Как выжить? М.: АСТ. 2008. 218 с.

6. Сайт Председателя Правительства Российской Федерации В. В. ПУТИНА. URL:http://premier. gov.ru/anticrisis.

7. Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области. URL:http://tmb.gks.ru:8085/ public/release/publ_2008.htm.

8. Сайт Администрации Тамбовской области. URL:http: //www2.tambov.gov.ru/Default. aspx?Page=35.

9. Сайт: мировой экономический кризис. Хроника и комментарии. URL:http://worldcrisis. ru.

10. Сайт: бюджетная система Российской Федерации. URL:http://www.budgetrf.ru.

11. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL:http://www. economy. gov. ru.

12. Сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru.

13. Сайт Президента Российской Федерации Д. А. Медведева. URL:http://www.kremlin.ru.

14. Сайт: Инвестиционноый паспорт Тамбовской области. «URL:http: //www.invest-tambovregion. ru.

15. Сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL:http://www.minfin.ru.

16. Сайт Министерства регионального развития Российской Федерации. URL:http://www.min-region.ru.

17. Сайт Администрации Тамбовской области. URL:http://www.tambov.gov.ru.

18. Сайт информационного агентства Тамбов-Информ. URL:http://www.taminfo.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.