УДК 378+ 070(073)+13
Полукаров Владимир Васильевич
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, [email protected], Пенза
Долженко Олег Владимирович
Соискатель научной степени кандидата педагогических наук кафедры педагогики Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, [email protected], Пенза
ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА МОТИВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ будущих журналистов при обучении в вузе
Аннотация. В статье рассматривается понятие мотивационной компетенции в системе ключевых компетенций будущих журналистов, уровни развития и ее значимость для формирования личности профессионального сотрудника СМИ. Кроме того, с использованием методики М. Рокича на примере студентов вуза оценена сформированность данной компетенции.
Ключевые слова: ключевые компетенции, журналистское образования, мотивационная компетенция, информационно-коммуникативные технологии.
Polukarov Vladimir Vasilievich
Doctor ofpedagogics, professor of the chair ofpedagogics in Penza state pedagogical university named after KG. Belinsky, [email protected], Penza.
Dolzhenko Oleg Vladimirovich
Degree of candidate of pedagogic sciences of the chair of pedagogics in Penza state pedagogical university named after VG. Belinsky, [email protected], Penza.
FORMATION AND EVALUATION OF MOTIVATING COMPETENCE OF TO-BE JOURNALISTS GETTING HIGHER EDUCATION
Abstract. The authors present the notion of motivating competence in the system of basic competences of to-be journalists, the levels of its development and its importance when forming the image of professional mass media employees. Moreover the set of M. Rokich methods employed on university students are used to evaluate the level of progress in shaping a given competence.
Keywords: key competencies, journalism education, motivational competence, information and communication technologies.
В современной России все чаще встречаются крупные компании, которые корпоративные принципы и ценности включили в модель компетенций и заботятся о том, чтобы поведение персонала соответствовало принятым установкам. Ряд организаций, напротив, разрабатывают только лишь набор ключевых компетенций сотрудника, не делая упор на особенности деятельности компании. Но и в том, и в другом случаях компетентностный подход при подборе персонала становится ключевым [2].
Обобщая достижения психолого-педаго-гической науки по проблеме формирования ключевых компетенций будущих специалистов, можно констатировать, что компетен-
ция - это единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью (мотивом), заданностью ситуации и должностью [5]. Закономерно, что современный журналист должен обладать рядом ключевых компетенций, ведь предметом его деятельности является решение социальных проблем посредством их освещения в общественной среде. Журналист является своеобразным посредником между источником информации (событие, человек, факт) и аудиторией (общественностью), которая способна и желает получить данную информацию. Такая роль посредника, безусловно, откладывает свои отпечатки на личность
журналиста, а именно, на его мотивацию, что должно влиять на человека, подталкивать к профессиональной деятельности.
Сверхзадача журналиста - изменение, развитие элементов общества, культуры и создание нового общественного мнения. Выполнение свехзадачи повышает значимость творческого компонента в ключевых компетенциях журналиста [6].
Современное общество также требует от журналиста, чтобы он был специалистом-универсалом широкого профиля. При этом его профессионализм будет реализована только при гармоничном сочетании следующих компонентов:
1) владение основами журналистского мастерства;
2) готовность к творческому решению профессиональных задач;
3) наличие организаторских способностей в профессиональной деятельности;
4) приобретенный опыт творческой деятельности.
Таким образом, для реализации компе-тентностного подхода в процессе обучения журналистике упор делается на приобретение опыта самостоятельного решения профессиональных задач, что является смыслом образовательной деятельности будущего журналиста [3]. Причем сформировать все компетенции, необходимые для профессионально грамотной деятельности, у студен-та-журналиста невозможно в рамках одной образовательной программы в силу большой степени неопределенности этих компетенций, поэтому необходимо формировать и развивать как ключевые, так и профессиональные компетенции журналиста.
Ключевые компетенции можно представить в виде цепочки: «когнитивная
(познавательные задачи) + операционально-технологические (орудийная основа деятельности - опосредованная и непосредственная) + мотивационные (социально-субъектные мотивы профессиональной деятельности) + этико-нравственные (саморегуляция профессиональной деятельности) + социально-политическая (решение проблем публичной сферы)» [там же, с. 17].
Рассмотрим подробнее мотивационную компетенцию, в которую включается стремление к саморазвитию; нацеленность на результат (стремление вызвать общественный
резонанс от журналистских материалов); ориентация на качество (стремление выполнять работу в соответствии с высокими стандартами качества и учетом всех принятых обязательств). Мотивационная компетенция связана с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).
Таким образом, мотивационная компетенция - это совокупность умений и качеств человеческой личности, которая позволяет развиваться, искать новые пути решения, понимать причинно-следственные связи совершаемых действий, а, следовательно, определяет качество журналистского труда.
Выделяется три уровня сформированно-сти ключевых компетенций: низкий уровень у студента - это наличие постоянных затруднений при выполнении профессионально-творческих заданий, низкая продуктивность их осмысления и решения. Студент не уверен в правильности выбора будущей профессии журналиста, пассивен в учебной, творческой и исследовательской деятельности. Средний уровень проявляется в интересе к учению, студент при минимальной поддержке овладевает профессиональными знаниями, стремится избегать неудач, способен реализовать себя в исследовательской деятельности при условии наличия внутренних и внешних стимулов. Высокий уровень характеризуется генерированием оригинальных идей и способов их воплощения, наличием потребности к творчеству. У студента ярко выражены творческие начала, проявляющиеся во всех направлениях профессиональной деятельности журналиста. Студент стремится к успеху, творчески заявляет о себе, реализует себя и свой опыт в учебной, исследовательской работе, в выполнении предлагаемых заданий [4].
Для оценки сформированности мотивационной компетенции в рамках психологопедагогического эксперимента использовалась методика «Ценностной ориентации» М. Рокича.
Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка
ценностей, различает два класса ценностей:
1. Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.
2. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Анкетирование по данной методике было проведено в ходе психолого-педагогическо-го эксперимента среди студентов 3 курса отделения журналистики Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. В начале исследования были определены самые популярные и менее востребованные ценности среди студентов экспериментальной и контрольной групп.
Получив данные по всем ценностям, мы видим, что в терминальных ценностях экспериментальной и контрольных групп схожи. Закономерно, что среди самых популярных термальных ценностей - здоровье и семейное счастье. Активная деятельная жизнь, интересная работа и поиск места в жизни находятся где-то в середине востребованных ценностей.
Никакой роли для большинства респондентов не играет красота природы и творческий потенциал, хотя на наш взгляд творчество и креативность как раз те ценности, которые нужны журналистам. Студенты 3 курса в начале учебного года не готовы еще максимально использовать все свои возможности и развивать способности.
Студенты на первый план ставят следу -ющие инструментальные ценности: жизнерадостность и ответственность. Ближе к середине списку оказались такие важные для журналиста качества как широта взглядов. В инструментальных ценностях студенты также как и в термальных ценностях эффективность в делах ставят ближе к концу списка. Также является отрицательным и то, что смелость в отстаивании взглядов и независимость остались менее популярны.
Целью нашего эксперимента являлась проверка выдвинутой гипотезы о том, что если в основу образовательного процесса студентов-журналистов положено использованием информационно-коммуникативных технологий, то это приведет к ускорению процесса формирования ключевых компетенций журналиста (в частности, моти-
вационной). Одной из задач проводимого эксперимента было в процессе обучения журналистов с помощью использования ИКТ изменить выявленное ранжирование ценностей, помочь студентам осознать значимость творческого процесса, сформировать серьезное отношение к журналистскому труду, а, следовательно, сформировать более высокий уровень мотивационной компетенции. В обучении студентов-журна-листов экспериментальной группы активно использованиль ИКТ: была создана учебная газета, интернет-сайт, в рамках учебной дисциплины «Социология журналистики» использовалась технология проектной деятельности, , которая не обходится без новых информационно-коммуникативных тех-
нологиях. В рамках нашего исследования были использованы уже имеющийся опыт внедрения информационно-коммуникативных технологий при обучении студентов на отделении «Журналистики» Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского, а также внедрялись возможности применения ИКТ на различных этапах подготовки студентов.
ИКТ изначально используются как средства обучения в учебных дисциплинах «Технологии производства газеты», «Техника и технология СМИ», «Вспомогательные дисциплины». При этом акцент делается именно на использовании технологий, как главных вспомогательных средств в журналистском труде при верстке газет и создания веб-сайтов, монтаже теле и радио-передач. Следующий этап использования ИКТ - это использования их как средства коммуникации между студентом и преподавателем, создание интерактивной среды (курсы «Социология журналистики», «Психология журналистского труда», «Журналистские мастерские»). На данных дисциплинах студенты получают возможность использовать компьютерную технику для создания собственных проектов, их апробации в сети интернет, а также проведения заключительных оценочных занятий с использованием слайд-шоу. Таким образом студенты из пассивных объектов образовательного процесса превращаются в субъекты, действующие наравне с преподавателями.
Третий этап внедрения ИКТ в рамках нашего исследования - применение совре-
менной техники в деловых играх, нацеленных на формирование практических журналистских навыков (курсы «Выпуск учебных СМИ», «Основы тележурналистики»). При этом важно понимать, что на всех этапах сами средства массовой информации также выступают и предметом и предметом изучения журналистов, и средствами (являются той средой, в которой идет формирование личности будущего журналиста). В результате использование ИКТ становится дополнительным стимулом для освоения профессии журналиста.
Подтверждением положительного результата эксперимента стали результаты повторного анкетирования по методике М. Рокича. В результате, в экспериментальной группе, как и в контрольной, самой популярной ценностью осталась здоровье. Важно отметить, что такая ценность как активная деятельная жизнь, творчество и интересная работа приблизились к вершине рейтинга. Работа ранее вообще не входило даже в первую половину списка, теперь, после практических занятий, позволяющих студентам лучше осознать суть журналистского труда, именно интерес к профессиональной деятельности занял важное место. Стоит обратить внимание, что для студентов возросла ценность творческого процесса, а значит, возрос уровень мотивационной компетенции.
Данный вывод подтверждается и рейтингом инструментальных ценностей. Разница ценностей между экспериментальной и контрольной группой достаточно значительны. Студенты экспериментальной группы уже считают важными для себя не только образованность, но и смелость в отстаивании своих интересов (что важно для журналиста), независимость в принятии решений, и уже в первой половине рейтинга появляется рационализм, который у контрольной группы оказывается на 11 месте.
Безусловно, в обеих группах остаются самыми популярными общечеловеческие ценности: честность и воспитанность.
Достоверность полученных результатов определялась методом статистической обработки на основании коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Это метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями, определяется фактическая степень связи между двумя ко-
личественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента. При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи между признаками, считая значения коэффициента равные 0,47 и менее, показателями слабой тесноты связи; значения от 0,47 до 0,6 - показателями умеренной тесноты связи, а значения
0,6 и более - показателями высокой тесноты связи. Следовательно, чем больше теснота связи, тем очевидней правильность установленных изменений. В нашем случае, во всех группах ценностей коэффициент более 0,6.
Кроме того, данная методика была проведена и среди профессиональных журналистов. Ранжирование выявило важность для них общечеловеческих ценностей, а также приоритет творчества, рационализма в принятии решений и наличия воли для достижения поставленных целей. Важно, что в самые популярные ценности вошла и широта взглядом, которая столь необходима любому журналисту. Следовательно, именно преданность данным ценностям мотивирует журналистам к продуктивной творческой деятельности.
Таким образом, важно было определить, насколько ценности профессионального и творческого развития востребованы студентами на разных этапах обучения. Наш эксперимент позволил оценить уровень развития мотивационной компетенции в разрезе журналистского творчества (определить то, что подталкивает студентов овладевать профессией журналиста).
В начале эксперимента мы констатировали малую заинтересованность студентов самим творческим процессом и профессиональным ростом. А в конце эксперимента ценности интересной работы, профессионального роста и творческой реализации вошли в первую половину самых востребованных среди студентов. Но все же стоит отметить, что в экспериментальной группе творчество вошло в первую пятерку, а в контрольной оказалось ближе к середине (9 место). Среди же профессиональных журналистов главной мотивацией являются не только общечеловеческие ценности, но и стремление к самореализации.
Библиографический список
1. Ахмадулин Е. В. Краткий курс теории журналистики. - Р-н/Д.: ИКЦ «МарТ», 2006. - 272 с.
2. Вещиков С., Пальчик М., Езерская К. Ключевые компетенции руководителя // Люди дела. -
2005. - № 10. - С. 13-17.
3. Дорощук Е. С. Журналист и журналистская деятельность в системе публичных коммуникаций: Монография. - Казань: Казан, 2006. - 260 с.
4. Илларионова И. А. Формирование профессиональной компететнтности журналистов в высших учебных заведениях: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - 290 с.
5. Морозова Г. Б. Психологическое сопровождение организации и персонала. - СПб.: Речь,
2006. - 400 с.
6. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004. -287 с.