Научная статья на тему 'Формирование и использование человеческого капитала на территориях опережающего социально-экономического развития (на примере республики Карелия)'

Формирование и использование человеческого капитала на территориях опережающего социально-экономического развития (на примере республики Карелия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / МОНОГОРОДА / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / HUMAN CAPITAL / MONOCITIES / TERRITORIES OF ADVANCED SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / REPUBLIC OF KARELIA / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левкин Н. В., Ларченко О. В.

В статье рассматривается человеческий капитал как ключевой элемент развития территорий опережающего социально-экономического развития. Представлен анализ состояния человеческого капитала в Республике Карелия. Указана необходимость совершенствования человеческого капитала для диверсификации экономики моногородов, на территории которых созданы территории опережающего социально-экономического развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Левкин Н. В., Ларченко О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and use of the human capital on the territories of advanced development (case of the Republic of Karelia) (Russia, Petrozavodsk)

The article treats human capital as a key element for growthin the territories of advanced development. The authors analyze human capital in the Republic of Karelia, point out the importance of its improvement for the purposes of diversification of mono-economic cities that host territories of advanced socio-economic development.

Текст научной работы на тему «Формирование и использование человеческого капитала на территориях опережающего социально-экономического развития (на примере республики Карелия)»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

формирование и использование человеческого капитала на территориях опережающего социально-экономического

развития (на примере республики карелия)*

Н.В. Левкин,

профессор кафедры экономической теории и менеджмента Петрозаводского государственного университета, доктор экономических наук levkip@mail.ru

О.В. Ларченко,

старший преподаватель кафедры экономики, бухгалтерского учета, анализа, аудита и финансов

Петрозаводского государственного университета

larchenko@petrsu.ru

В статье рассматривается человеческий капитал как ключевой элемент развития территорий опережающего социально-экономического развития. Представлен анализ состояния человеческого капитала в Республике Карелия. Указана необходимость совершенствования человеческого капитала для диверсификации экономики моногородов, на территории которых созданы территории опережающего социально-экономического развития.

Ключевые слова: человеческий капитал, моногорода, территории опережающего социально-экономического развития, Республика Карелия, экономический рост

УДК 332.12 ББК 65.04

В 1961 г. Президент Американской экономической ассоциации Т. Шульц ввел ключевое для современной экономики понятие «человеческий капитал», под которым изначально понимались инвестиции в человека, повышающие его способность к высокопроизводительному труду. В дальнейшем это понятие постоянно расширялось и конкретизировалось. Сегодня при оценке человеческого капитала учитывают затраты семей на еду, одежду, жилье, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на социальные программы. При этом идея человеческого капитала в историческом плане уже находила свое отражение в трудах классиков экономики У. Петти, А. Смита, А. Маршалла. Как теория она оформилась благодаря Т. Шульцу, Г Беккеру, М. Блаугу, Ш. Розену и др. В современных исследованиях под человеческим капиталом понимается «воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций». Его формирование требует инвестиций в образование, профессиональную подготовку, миграцию, информационный поиск [1]. Г. Беккер первым ввел различие между специальными и общими инвестициями в человека [8]. Специальная подготовка наделяет работников знаниями и навыками, представляющими интерес лишь для той фирмы, где они получены. В ходе общей подготовки работник приобретает необходимые качества, которые могут найти применение и на множестве других фирм.

Инвестиции в человеческий капитал приобретают решающее значение для экономического роста. Именно по этой причине человеческий капитал является одним из основополагающих компонентов Стратегии социально-экономического развития России до 2030 г. Опыт таких стран как Гонконг, Сингапур, Южная Корея подтверждает, что ставка на инвестиции в образование и здравоохранение является наиболее эффективным курсом для экономического развития [1]. Анализ зарубежного опыта государственного воздействия на человеческий

капитал показывает, что развитие человеческого капитала во многом зависит от активизации таких направлений государственной политики, как улучшение систем образования и здравоохранения, поддержка агропромышленного комплекса, повышение доходов населения, улучшение платежеспособного спроса в стране, ликвидация бедности, решение демографических проблем, оптимизация миграционной политики, совершенствование социальной и экономической инфраструктуры, поддержка развития гражданского общества [3].

Инвестиции в человеческий капитал дают экономический и социальный эффект, но носят длительный характер (в капитал образования 12-20 лет, в капитал здоровья — в течение всей жизни индивида). Доля человеческого капитала в ВВП в большинстве стран составляет 64%, в РФ — 14% [1]. Кроме того, человеческий капитал, как ресурс, имеет ряд особенностей: инерционность, изменение ценности человеческого капитала, значительный уровень морального износа, формирование и/ или поддержание человеческого капитала требует издержек, возможность присвоения результата человеческого капитала не инвестором, непредсказуемость носителя ресурса, ресурс не может быть предметом купли-продажи, неотделимость от личности своего носителя, отдача от человеческого капитала убывает с ростом объема инвестиций [8].

Увеличение объемов и качества человеческого капитала играет решающую роль для роста экономики, как на уровне региона, так и на федеральном уровне. В настоящее время роль человеческого капитала все более возрастает, так как общество и экономика переходят к более высокому шестому технологическому укладу, требующему высококвалифицированных специалистов. В настоящее время наблюдается острая нехватка специалистов инженерного профиля, способных работать в условиях информационно-цифровой революции [6]. Таким образом,

* Выполнено при поддержке гранта РФФИ № 18-410-100001 р_а.

© ПСЭ, 2018

1 93

чем больше страна получит образованных, мотивированных на высокопроизводительный, с учетом последних достижений НТП, труд, здоровых граждан, тем быстрее она сумеет войти в новое постиндустриальное общество на равных с другими государствами-лидерами экономического роста. Однако на этом пути существуют определенные преграды. Так, например, особенно остро проблема качества и количества человеческого капитала стоит в моногородах, где проживает около 10% населения России. Численность занятого населения в моногородах составляет 5,8 млн человек, из которых 16,6% заняты на градообразующих предприятиях, 25% — в сфере малого и среднего бизнеса [4].

Человеческий капитал в моногородах в настоящий момент обладает рядом особенностей: ухудшение количественных и качественных характеристик, неэффективное использование уже имеющегося человеческого капитала, которое поддерживается низким уровнем средней заработной платы и среднедушевых доходов (что в свою очередь является причиной низкого уровня жизни населения), достаточно высокие показатели качества образовательной системы при нехватке рабочих мест, требующих высокой профессиональной квалификации работника [1]. Одной из существенных проблем моногородов является отток молодого поколения.

На территории Респуб-

лики Карелия находятся 11 моногородов, из которых шесть отнесены к первой категории с наиболее сложным социально-экономическим положением: Надвоицкое, Пудожское, Муезерское, Пит-кярантское, Кондопожское и Суоярвское городские поселения. В моногородах проживает 23% населения республики. С 2012 г. наблюдается сокращение численности населения в республике на 2%, в моногородах — на 3,9%, в т.ч. в Муезерском городском поселении на 11% и Надво-ицком городском поселении на 8% (табл.1). В Надвоицком городском поселении градообразующим предприятием является Надвоицкий алюминиевый завод (филиал «НАЗ-СУАЛ», АО «Сибирско-Уральская Алюминиевая компания»), основанный в 1954 г. На текущий момент времени завод сокращает производство, высвобождаются промышленные площади, а также уменьшается количество работающих. В Надвоицком городском поселении наблюдается социальная напряженность и ухудшение демографической ситуации [4].

Наибольший вклад в снижение численности населения моногородов вносит миграционный отток. Он связан с низким уровнем жизни, слабой доступностью жилья и низким качеством и доступностью жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры. С 1998 г. республику покинули более 50 тыс. человек.

В Республике Карелия сохраняется тенденция снижения численности населения в трудоспособном возрасте. Разные профессии предполагают разное наполнение человеческого капитала и по уровню образования. С 2011 г. отмечается рост доли занятых в экономике, имеющих высшее образование — более 27%, в то же время снижается доля лиц, имеющих среднее профессиональное образование. Отношение числа студентов к численности населения в республике ниже, чем в среднем в России. Развитие человеческого капитала предполагает развитие науки и новых технологий, что в свою очередь влечет за собой необходимость расширения и углубления требований к профессиональной подготовке работников [7].

В табл.2 представлена информация о среднесписочной численности работников в муниципальных районах республики, в которых расположены моногорода. Во всех муниципальных районах произошло сокращение на 9000 работников. Градообразующие предприятия сокращают производство, происходит высвобождение промышленных площадей, уменьшается количество работающих. Кроме того, наблюдаются изменения в структуре занятости — рост доли торговли и гостинично-рес-торанных услуг при сокращении численности в обрабатывающих производствах [5].

Таблица 1

население моногородов республики Карелия, человек [2], [11]

2012 2013 2014 2015 2016 2017 Абс. изменение (+/-) темп роста, %

Республика Карелия 639681 636900 634400 632500 629900 627100 -12581 98,0

Итого по моногородам 150481 148984 147679 146853 146020 144588 -5893 96,1

Доля моногородов в численности населения республики (%) 23,5 23,4 23,3 23,2 23,1 23,0 97,8

Вяртсильское городское поселение 3077 3035 3013 2964 2982 2970 -107 96,5

Кондопожское городское поселение 33051 32595 32279 32139 31835 31431 -1620 95,1

Го. Костомукша 29044 29259 29586 29911 30049 30061 1017 103,5

Лахденпохское городское поселение 7716 7667 7539 7512 7493 7449 -267 96,5

Муезерское городское поселение 3216 3157 3034 2966 2926 2862 -354 89,0

Надвоицкое городское поселение 8328 8203 8057 7998 7864 7732 -596 92,8

Пиндушское городское поселение 5040 5040 5040 4994 4981 4852 -188 96,3

Питкярантское городское поселение 11562 11392 11224 11030 11000 10870 -692 94,0

Пудожское городское поселение 10850 10698 10520 10400 10320 10200 -650 94,0

Сегежское городское поселение 29066 28555 28117 27813 27494 27108 -1958 93,3

Суоярвское городское поселение 9531 9383 9270 9126 9076 9053 -478 95,0

Таблица 2

Среднесписочная численность работников в муниципальных районах республики Карелия, человек [11]

2012 2013 2014 2015 2016 Абс. изменение (+/-) темп роста, %

г.о. Костомукша 11592 11160 10764 9998 9815 -1777 84,7

Кондопожский муниципальный район 13039 12235 11691 11122 10720 -2319 82,2

Лахденпохский муниципальный район 2436 2331 2164 2041 1957 -479 80,3

Муезерский муниципальный район 1946 1860 1790 1690 1686 -260 86,6

Питкярантский муниципальный район 4756 4487 4411 4230 3959 -797 83,2

Пудожский муниципальный район 2831 2634 2740 2795 2708 -123 95,7

Сегежский муниципальный район 11519 11355 10860 10500 10411 -1108 90,4

Суоярвский муниципальный район 4158 3861 3680 3133 2819 -1339 67,8

Сортавальский муниципальный район 7238 7353 7152 6910 6375 -863 88,1

1 94

Качество жизни населения оценивается по таким показателям как: средняя продолжительность жизни; рост реальной заработной платы работников; реального душевого ВВП (ВРП); уровень образования; здравоохранения.

В Республике Карелия ожидаемая продолжительность жизни составляет 69,16 лет, что ниже данного показателя в Российской Федерации (71,39 лет) и в Северо-Западном федеральном округе (71,40 лет).

Одним из главных стоимостных показателей человеческого капитала в образовательной сфере является доля расходов в ВРП на образование. Расходы консолидированного бюджета Республики Карелия на образование в ВРП сокращаются и составляют 5%. В Российской Федерации расходы консолидированного бюджета за 2006-2015 гг. возросли с 7,9 до 9,1% ВВП и основной статьей расходов являются расходы на образование. В Республике Карелия основной статьей расходов являются расходы на здравоохранение.

Инвестиции в образование являются инструментом, влияющим на доходы населения. Структурная перестройка экономики региона невозможна без создания эффективного механизма управления развитием его кадрового потенциала, научно проработанных методов кадрового обеспечения территориальных структур [9]. По индексу развития человеческого капитала Республика Карелия занимает 48-е место среди других субъектов РФ.

Для выхода депрессивных регионов, к которым относится и Республика Карелия, на траекторию устойчивого развития в мировой практике используется механизм формирования территорий опережающего развития. С 2017 г в моногородах российских регионов стали создаваться территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). В соответствии с федеральным законом от 29.12.2014 г. № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития» такой территорией является «часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития, создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения». На этих территориях в моногородах предполагается осуществить диверсификацию монопрофильной экономики моногородов путем создания новых производств, развития малого и среднего бизнеса. В свою очередь создание новых производств приведет к появлению новых рабочих мест. Новые рабочие места создадут спрос на новый человеческий капитал.

В Северо-Западном федеральном округе находится 41 монопрофильное муниципальное образование, в том числе 18 с наиболее сложным социально-экономическим положением, среди которых наибольшее количество в Республике Карелия. Территории опережающего социально-экономического развития созданы в пяти моногородах Северо-Западного федерального округа, в т.ч. в Республике Карелия — Надвоицы и Кондопога. В этих городах наблюдается наиболее сложная ситуация с безработицей (табл. 4).

Единый комплекс мер для успешного внедрения ТОСЭР в моногородах включает в себя:

• формирование инновационной и обеспечивающей инфраструктуры,

• встраивание образовательных и научных организаций, а также делового сообщества в кластеры, создаваемые на территории региона.

Таблица 3

расходы консолидированного бюджета республики Карелия на социально-культурную сферу (млн руб.) [11]

2012 2013 2014 2015 2016 А6с. изменение (+/-) темп роста %

Расходы — всего 29484,5 31627,3 34365,4 36865,3 36003,8 6519,3 122,1

образование 10272,0 10985,0 11215,6 11053,9 10639,7 367,7 103,6

доля в расходах, % 34,8 34,7 32,6 30,0 29,6 -5,2 85,1

культура 1061,7 1251,4 1377,6 1540,9 1288,7 227,0 121,4

доля в расходах, % 3,6 4,0 4,0 4,2 3,6 0,00 100,0

здравоохранение, физическая культура и спорт 10869,8 11980,5 14317,2 16654,7 15733,1 4863,2 144,7

доля в расходах, % 36,9 37,9 41,7 45,2 43,7 6,8 118,4

социальная политика 7281,0 7410,4 7455,0 7615,8 8342,3 1061,3 114,6

доля в расходах, % 24,7 23,4 21,7 20,6 23,1 -1,6 93,5

Таблица 4

Аналитический обзор моногородов Северо-Западного федерального округа, в которых созданы территории опережающего социально-экономического развития [10], [11]

Показатели республика Карелия республика Коми Мурманская область вологодская область

надвоицы Кондопога Емва Кировск Череповец

Численность постоянного населения, чел. 7732 31431 13160 29019 39359

Доля численности населения субъекта, % 1,2 5,0 1,5 3,8 3,3

Число безработных, тыс. чел. 0,6 4,26 0,2 0,5 1,66

Уровень безработицы, % 4,1 5,0 2,79 2,7 0,9

Одним из кластеров, который может быть сформирован в ТОСЭР Республики Карелия, является кластер информационно-коммуникационных технологий. Этому будет способствовать высокий уровень развития ИКТ-инфраструктуры в республике, наличие соответствующих компетенций в опорном региональном вузе — Петрозаводском государственном университете (ПетрГУ), наличие 35 малых инновационных компаний, работающих в сфере ИКТ.

Для достижения этой цели необходима реализация следующих мероприятий:

• внедрение информационных технологий в системе общего образования;

• совершенствование системы подготовки кадров с учетом цифровых технологий управления, в том числе создание системы мотиваций по освоению необходимых компетенций;

• расширение площадей и функционала ИТ-парка ПетрГУ;

• разработка программы «умный город» по переходу городов Костомукши, Сортавалы, Кондопоги, Сегежи к новому технологическому укладу,

• создание и размещение в республике центров обработки и хранения данных, в т. ч. с использованием производственных площадей градообразующих предприятий в моногородах.

В рамках повышения конкурентоспособности ТОСЭР необходимо также реализовать комплекс мер, направленный на вовлечение регионального научно-образовательного комплекса и рынка труда в подготовку, сохранение и привлечение квалифицированных кадров в моногородах. Здесь можно обозначить следующие цели: развитие научно-образовательного комплекса, обеспечение доступности социальных услуг,

повышение комфортности проживания и внедрение новых го развития сети общеобразовательных организаций, сферы

технологий управления. культуры, создания условий для развития и самореализации

Развитие научно-образовательного комплекса позволит молодежи, расширения мер социальной поддержки именно

максимально использовать образовательный и научный по- на территории ТОСЭР. Кроме того, повышение комфортности

тенциал республики для обеспечения кадрами традиционных проживания способствует созданию условий для привлечения

секторов экономики, а также новых отраслей, способных обес- туристов и повышения инвестиционной привлекательности за

печить технологическое развитие региона. Для этого необхо- счет обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

димо активно привлекать заинтересованные промышленные транспортной доступности, поддержки занятости и самозаня-

предприятия к разработке программ обучения в вузах (практи- тости населения.

коориентированное обучение), обеспечить модернизацию инф- Внедрение новых технологий управления создаст усло-

раструктуры системы среднего профессионального образова- вия для повышения эффективности государственного и му-

ния в соответствии с современными требованиями (например, ниципального управления, привлечения граждан в процесс

для обучения работе на роботоризованных предприятиях). принятия управленческих решений, тем самым стимулируя

Обеспечение доступности социальных услуг приведет к гражданскую инициативу. Кроме дальнейшего активного

повышению привлекательности моногородов для проживания внедрения федеральных программ на территории республики

высоко подготовленных специалистов, закреплению на терри- необходимо разработать собственную программу повышения

тории перспективной молодежи, а также привлечение трудовых эффективности государственного и муниципального управле-

мигрантов. Решить эту задачу возможно за счет дальнейше- ния с учетом потребностей ТОСЭР.

литература

1. Артюхов И.П.Человеческий капитал и здоровье: постановка проблемы / И.П. Артюхов, Н.А. Горбач и др. // Сибирское медицинское обозрение. 2008[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleшnka.ru/artide/n/chelovecheskiy-kapital-i-zdorovie-postanovka-problemy

2. База данных муниципальных образований [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/

3. Буров В.Ю. Рынок человеческого капитала в России как определяющий фактор инновационного развития экономики / В.Ю. Буров, М.В. Журавлев [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/prlogkaf/Documents/ Буров В. Ю., Журавлёв М. В.24^

4. Бюллетень Счетной Палаты Российской Федерации № 3 (март) 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. ach.gov.ru/activities/bulleten/#892

5. Гимпельсон В. Нужен ли России человеческий капитал? Десять сомнений // Вопросы экономики. — 2016. — №10. — С. 129— 143. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2017/0713/analit01.php

6. Глазьев С.Ю. Великая цифровая революция: вызовы и перспективы для экономики XXI века [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://glazev.ru/articles/6-jekonomika/54923-velikaja-tsifrovaja-revoljutsija-vyzovy-i-perspektivy-dlja-jekonomiki-i-veka

7. Игнашкина И.В. Формирование и использование человеческого капитала в аграрном секторе экономики / И.В. Игнашки-на, Е.В. Коваленко // Вестник Омского государственного аграрного университета. 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-ispolzovanie-chelovecheskogo-kapitala-v-agrarnom-sektore-ekonomiki

8. Орехова С.В. Человеческий капитал как источник устойчивого конкурентного преимущества фирмы: проблемы применения // Современная конкуренция. 2015. Том 9. № 1 (49) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ chelovecheskiy-kapital-kak-istochnik-ustoychivogo-konkurentnogo-preimuschestva-firmy-problemy-primeneniya

9. Осадчая С.М. Развитие человеческого капитала в регионе на этапе инновационных преобразований // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. №3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vestnik.bukep. ru/articles_pages/articles/2013/2013—3/Articles_255—259.pdf

10. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/

11. Федеральная служба государственной статистики по Республики Карелия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krl.gks.ru/

особенности реализации энергосервисных контрактов в области энергосбережения отрасли жкх (на примере республики саха (якутия))

р.р. ноговицын,

профессор кафедры экономики и управления развитием территорий Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),

доктор экономических наук rr.nogovicin@s-vfu.ru

С.н. Кладкина,

старший преподаватель кафедры менеджмента Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)

lanakladkina@mail.ru

В статье рассмотрены опыт и особенности реализации энергосервисных контрактов в отрасли жилищно-коммунального хозяйства на примере Республики Саха (Якутия). Представлен имеющийся механизм реализации энергосервисной деятельности в регионе.

Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), жилищно-коммунальное хозяйство, энергосбережение, энергосервисные контракты.

УДК 620.9:643.01(571.56) ББК 31.19+65.441(2Рос.Яку)

В последние годы в условиях нехватки бюджетных средств партнерским отношениям с государством по наиболее про-

на модернизацию и реконструкцию объектов ЖКХ наиболее блемным вопросам. Возрастающая потребность в частном

актуальным становится привлечение бизнес — сообществ к участии в форме непосредственного исполнения проектов про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.