ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
формирование и использование человеческого капитала на территориях опережающего социально-экономического
развития (на примере республики карелия)*
Н.В. Левкин,
профессор кафедры экономической теории и менеджмента Петрозаводского государственного университета, доктор экономических наук levkip@mail.ru
О.В. Ларченко,
старший преподаватель кафедры экономики, бухгалтерского учета, анализа, аудита и финансов
Петрозаводского государственного университета
larchenko@petrsu.ru
В статье рассматривается человеческий капитал как ключевой элемент развития территорий опережающего социально-экономического развития. Представлен анализ состояния человеческого капитала в Республике Карелия. Указана необходимость совершенствования человеческого капитала для диверсификации экономики моногородов, на территории которых созданы территории опережающего социально-экономического развития.
Ключевые слова: человеческий капитал, моногорода, территории опережающего социально-экономического развития, Республика Карелия, экономический рост
УДК 332.12 ББК 65.04
В 1961 г. Президент Американской экономической ассоциации Т. Шульц ввел ключевое для современной экономики понятие «человеческий капитал», под которым изначально понимались инвестиции в человека, повышающие его способность к высокопроизводительному труду. В дальнейшем это понятие постоянно расширялось и конкретизировалось. Сегодня при оценке человеческого капитала учитывают затраты семей на еду, одежду, жилье, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на социальные программы. При этом идея человеческого капитала в историческом плане уже находила свое отражение в трудах классиков экономики У. Петти, А. Смита, А. Маршалла. Как теория она оформилась благодаря Т. Шульцу, Г Беккеру, М. Блаугу, Ш. Розену и др. В современных исследованиях под человеческим капиталом понимается «воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций». Его формирование требует инвестиций в образование, профессиональную подготовку, миграцию, информационный поиск [1]. Г. Беккер первым ввел различие между специальными и общими инвестициями в человека [8]. Специальная подготовка наделяет работников знаниями и навыками, представляющими интерес лишь для той фирмы, где они получены. В ходе общей подготовки работник приобретает необходимые качества, которые могут найти применение и на множестве других фирм.
Инвестиции в человеческий капитал приобретают решающее значение для экономического роста. Именно по этой причине человеческий капитал является одним из основополагающих компонентов Стратегии социально-экономического развития России до 2030 г. Опыт таких стран как Гонконг, Сингапур, Южная Корея подтверждает, что ставка на инвестиции в образование и здравоохранение является наиболее эффективным курсом для экономического развития [1]. Анализ зарубежного опыта государственного воздействия на человеческий
капитал показывает, что развитие человеческого капитала во многом зависит от активизации таких направлений государственной политики, как улучшение систем образования и здравоохранения, поддержка агропромышленного комплекса, повышение доходов населения, улучшение платежеспособного спроса в стране, ликвидация бедности, решение демографических проблем, оптимизация миграционной политики, совершенствование социальной и экономической инфраструктуры, поддержка развития гражданского общества [3].
Инвестиции в человеческий капитал дают экономический и социальный эффект, но носят длительный характер (в капитал образования 12-20 лет, в капитал здоровья — в течение всей жизни индивида). Доля человеческого капитала в ВВП в большинстве стран составляет 64%, в РФ — 14% [1]. Кроме того, человеческий капитал, как ресурс, имеет ряд особенностей: инерционность, изменение ценности человеческого капитала, значительный уровень морального износа, формирование и/ или поддержание человеческого капитала требует издержек, возможность присвоения результата человеческого капитала не инвестором, непредсказуемость носителя ресурса, ресурс не может быть предметом купли-продажи, неотделимость от личности своего носителя, отдача от человеческого капитала убывает с ростом объема инвестиций [8].
Увеличение объемов и качества человеческого капитала играет решающую роль для роста экономики, как на уровне региона, так и на федеральном уровне. В настоящее время роль человеческого капитала все более возрастает, так как общество и экономика переходят к более высокому шестому технологическому укладу, требующему высококвалифицированных специалистов. В настоящее время наблюдается острая нехватка специалистов инженерного профиля, способных работать в условиях информационно-цифровой революции [6]. Таким образом,
* Выполнено при поддержке гранта РФФИ № 18-410-100001 р_а.
© ПСЭ, 2018
1 93
чем больше страна получит образованных, мотивированных на высокопроизводительный, с учетом последних достижений НТП, труд, здоровых граждан, тем быстрее она сумеет войти в новое постиндустриальное общество на равных с другими государствами-лидерами экономического роста. Однако на этом пути существуют определенные преграды. Так, например, особенно остро проблема качества и количества человеческого капитала стоит в моногородах, где проживает около 10% населения России. Численность занятого населения в моногородах составляет 5,8 млн человек, из которых 16,6% заняты на градообразующих предприятиях, 25% — в сфере малого и среднего бизнеса [4].
Человеческий капитал в моногородах в настоящий момент обладает рядом особенностей: ухудшение количественных и качественных характеристик, неэффективное использование уже имеющегося человеческого капитала, которое поддерживается низким уровнем средней заработной платы и среднедушевых доходов (что в свою очередь является причиной низкого уровня жизни населения), достаточно высокие показатели качества образовательной системы при нехватке рабочих мест, требующих высокой профессиональной квалификации работника [1]. Одной из существенных проблем моногородов является отток молодого поколения.
На территории Респуб-
лики Карелия находятся 11 моногородов, из которых шесть отнесены к первой категории с наиболее сложным социально-экономическим положением: Надвоицкое, Пудожское, Муезерское, Пит-кярантское, Кондопожское и Суоярвское городские поселения. В моногородах проживает 23% населения республики. С 2012 г. наблюдается сокращение численности населения в республике на 2%, в моногородах — на 3,9%, в т.ч. в Муезерском городском поселении на 11% и Надво-ицком городском поселении на 8% (табл.1). В Надвоицком городском поселении градообразующим предприятием является Надвоицкий алюминиевый завод (филиал «НАЗ-СУАЛ», АО «Сибирско-Уральская Алюминиевая компания»), основанный в 1954 г. На текущий момент времени завод сокращает производство, высвобождаются промышленные площади, а также уменьшается количество работающих. В Надвоицком городском поселении наблюдается социальная напряженность и ухудшение демографической ситуации [4].
Наибольший вклад в снижение численности населения моногородов вносит миграционный отток. Он связан с низким уровнем жизни, слабой доступностью жилья и низким качеством и доступностью жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры. С 1998 г. республику покинули более 50 тыс. человек.
В Республике Карелия сохраняется тенденция снижения численности населения в трудоспособном возрасте. Разные профессии предполагают разное наполнение человеческого капитала и по уровню образования. С 2011 г. отмечается рост доли занятых в экономике, имеющих высшее образование — более 27%, в то же время снижается доля лиц, имеющих среднее профессиональное образование. Отношение числа студентов к численности населения в республике ниже, чем в среднем в России. Развитие человеческого капитала предполагает развитие науки и новых технологий, что в свою очередь влечет за собой необходимость расширения и углубления требований к профессиональной подготовке работников [7].
В табл.2 представлена информация о среднесписочной численности работников в муниципальных районах республики, в которых расположены моногорода. Во всех муниципальных районах произошло сокращение на 9000 работников. Градообразующие предприятия сокращают производство, происходит высвобождение промышленных площадей, уменьшается количество работающих. Кроме того, наблюдаются изменения в структуре занятости — рост доли торговли и гостинично-рес-торанных услуг при сокращении численности в обрабатывающих производствах [5].
Таблица 1
население моногородов республики Карелия, человек [2], [11]
2012 2013 2014 2015 2016 2017 Абс. изменение (+/-) темп роста, %
Республика Карелия 639681 636900 634400 632500 629900 627100 -12581 98,0
Итого по моногородам 150481 148984 147679 146853 146020 144588 -5893 96,1
Доля моногородов в численности населения республики (%) 23,5 23,4 23,3 23,2 23,1 23,0 97,8
Вяртсильское городское поселение 3077 3035 3013 2964 2982 2970 -107 96,5
Кондопожское городское поселение 33051 32595 32279 32139 31835 31431 -1620 95,1
Го. Костомукша 29044 29259 29586 29911 30049 30061 1017 103,5
Лахденпохское городское поселение 7716 7667 7539 7512 7493 7449 -267 96,5
Муезерское городское поселение 3216 3157 3034 2966 2926 2862 -354 89,0
Надвоицкое городское поселение 8328 8203 8057 7998 7864 7732 -596 92,8
Пиндушское городское поселение 5040 5040 5040 4994 4981 4852 -188 96,3
Питкярантское городское поселение 11562 11392 11224 11030 11000 10870 -692 94,0
Пудожское городское поселение 10850 10698 10520 10400 10320 10200 -650 94,0
Сегежское городское поселение 29066 28555 28117 27813 27494 27108 -1958 93,3
Суоярвское городское поселение 9531 9383 9270 9126 9076 9053 -478 95,0
Таблица 2
Среднесписочная численность работников в муниципальных районах республики Карелия, человек [11]
2012 2013 2014 2015 2016 Абс. изменение (+/-) темп роста, %
г.о. Костомукша 11592 11160 10764 9998 9815 -1777 84,7
Кондопожский муниципальный район 13039 12235 11691 11122 10720 -2319 82,2
Лахденпохский муниципальный район 2436 2331 2164 2041 1957 -479 80,3
Муезерский муниципальный район 1946 1860 1790 1690 1686 -260 86,6
Питкярантский муниципальный район 4756 4487 4411 4230 3959 -797 83,2
Пудожский муниципальный район 2831 2634 2740 2795 2708 -123 95,7
Сегежский муниципальный район 11519 11355 10860 10500 10411 -1108 90,4
Суоярвский муниципальный район 4158 3861 3680 3133 2819 -1339 67,8
Сортавальский муниципальный район 7238 7353 7152 6910 6375 -863 88,1
1 94
Качество жизни населения оценивается по таким показателям как: средняя продолжительность жизни; рост реальной заработной платы работников; реального душевого ВВП (ВРП); уровень образования; здравоохранения.
В Республике Карелия ожидаемая продолжительность жизни составляет 69,16 лет, что ниже данного показателя в Российской Федерации (71,39 лет) и в Северо-Западном федеральном округе (71,40 лет).
Одним из главных стоимостных показателей человеческого капитала в образовательной сфере является доля расходов в ВРП на образование. Расходы консолидированного бюджета Республики Карелия на образование в ВРП сокращаются и составляют 5%. В Российской Федерации расходы консолидированного бюджета за 2006-2015 гг. возросли с 7,9 до 9,1% ВВП и основной статьей расходов являются расходы на образование. В Республике Карелия основной статьей расходов являются расходы на здравоохранение.
Инвестиции в образование являются инструментом, влияющим на доходы населения. Структурная перестройка экономики региона невозможна без создания эффективного механизма управления развитием его кадрового потенциала, научно проработанных методов кадрового обеспечения территориальных структур [9]. По индексу развития человеческого капитала Республика Карелия занимает 48-е место среди других субъектов РФ.
Для выхода депрессивных регионов, к которым относится и Республика Карелия, на траекторию устойчивого развития в мировой практике используется механизм формирования территорий опережающего развития. С 2017 г в моногородах российских регионов стали создаваться территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). В соответствии с федеральным законом от 29.12.2014 г. № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития» такой территорией является «часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития, создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения». На этих территориях в моногородах предполагается осуществить диверсификацию монопрофильной экономики моногородов путем создания новых производств, развития малого и среднего бизнеса. В свою очередь создание новых производств приведет к появлению новых рабочих мест. Новые рабочие места создадут спрос на новый человеческий капитал.
В Северо-Западном федеральном округе находится 41 монопрофильное муниципальное образование, в том числе 18 с наиболее сложным социально-экономическим положением, среди которых наибольшее количество в Республике Карелия. Территории опережающего социально-экономического развития созданы в пяти моногородах Северо-Западного федерального округа, в т.ч. в Республике Карелия — Надвоицы и Кондопога. В этих городах наблюдается наиболее сложная ситуация с безработицей (табл. 4).
Единый комплекс мер для успешного внедрения ТОСЭР в моногородах включает в себя:
• формирование инновационной и обеспечивающей инфраструктуры,
• встраивание образовательных и научных организаций, а также делового сообщества в кластеры, создаваемые на территории региона.
Таблица 3
расходы консолидированного бюджета республики Карелия на социально-культурную сферу (млн руб.) [11]
2012 2013 2014 2015 2016 А6с. изменение (+/-) темп роста %
Расходы — всего 29484,5 31627,3 34365,4 36865,3 36003,8 6519,3 122,1
образование 10272,0 10985,0 11215,6 11053,9 10639,7 367,7 103,6
доля в расходах, % 34,8 34,7 32,6 30,0 29,6 -5,2 85,1
культура 1061,7 1251,4 1377,6 1540,9 1288,7 227,0 121,4
доля в расходах, % 3,6 4,0 4,0 4,2 3,6 0,00 100,0
здравоохранение, физическая культура и спорт 10869,8 11980,5 14317,2 16654,7 15733,1 4863,2 144,7
доля в расходах, % 36,9 37,9 41,7 45,2 43,7 6,8 118,4
социальная политика 7281,0 7410,4 7455,0 7615,8 8342,3 1061,3 114,6
доля в расходах, % 24,7 23,4 21,7 20,6 23,1 -1,6 93,5
Таблица 4
Аналитический обзор моногородов Северо-Западного федерального округа, в которых созданы территории опережающего социально-экономического развития [10], [11]
Показатели республика Карелия республика Коми Мурманская область вологодская область
надвоицы Кондопога Емва Кировск Череповец
Численность постоянного населения, чел. 7732 31431 13160 29019 39359
Доля численности населения субъекта, % 1,2 5,0 1,5 3,8 3,3
Число безработных, тыс. чел. 0,6 4,26 0,2 0,5 1,66
Уровень безработицы, % 4,1 5,0 2,79 2,7 0,9
Одним из кластеров, который может быть сформирован в ТОСЭР Республики Карелия, является кластер информационно-коммуникационных технологий. Этому будет способствовать высокий уровень развития ИКТ-инфраструктуры в республике, наличие соответствующих компетенций в опорном региональном вузе — Петрозаводском государственном университете (ПетрГУ), наличие 35 малых инновационных компаний, работающих в сфере ИКТ.
Для достижения этой цели необходима реализация следующих мероприятий:
• внедрение информационных технологий в системе общего образования;
• совершенствование системы подготовки кадров с учетом цифровых технологий управления, в том числе создание системы мотиваций по освоению необходимых компетенций;
• расширение площадей и функционала ИТ-парка ПетрГУ;
• разработка программы «умный город» по переходу городов Костомукши, Сортавалы, Кондопоги, Сегежи к новому технологическому укладу,
• создание и размещение в республике центров обработки и хранения данных, в т. ч. с использованием производственных площадей градообразующих предприятий в моногородах.
В рамках повышения конкурентоспособности ТОСЭР необходимо также реализовать комплекс мер, направленный на вовлечение регионального научно-образовательного комплекса и рынка труда в подготовку, сохранение и привлечение квалифицированных кадров в моногородах. Здесь можно обозначить следующие цели: развитие научно-образовательного комплекса, обеспечение доступности социальных услуг,
повышение комфортности проживания и внедрение новых го развития сети общеобразовательных организаций, сферы
технологий управления. культуры, создания условий для развития и самореализации
Развитие научно-образовательного комплекса позволит молодежи, расширения мер социальной поддержки именно
максимально использовать образовательный и научный по- на территории ТОСЭР. Кроме того, повышение комфортности
тенциал республики для обеспечения кадрами традиционных проживания способствует созданию условий для привлечения
секторов экономики, а также новых отраслей, способных обес- туристов и повышения инвестиционной привлекательности за
печить технологическое развитие региона. Для этого необхо- счет обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан,
димо активно привлекать заинтересованные промышленные транспортной доступности, поддержки занятости и самозаня-
предприятия к разработке программ обучения в вузах (практи- тости населения.
коориентированное обучение), обеспечить модернизацию инф- Внедрение новых технологий управления создаст усло-
раструктуры системы среднего профессионального образова- вия для повышения эффективности государственного и му-
ния в соответствии с современными требованиями (например, ниципального управления, привлечения граждан в процесс
для обучения работе на роботоризованных предприятиях). принятия управленческих решений, тем самым стимулируя
Обеспечение доступности социальных услуг приведет к гражданскую инициативу. Кроме дальнейшего активного
повышению привлекательности моногородов для проживания внедрения федеральных программ на территории республики
высоко подготовленных специалистов, закреплению на терри- необходимо разработать собственную программу повышения
тории перспективной молодежи, а также привлечение трудовых эффективности государственного и муниципального управле-
мигрантов. Решить эту задачу возможно за счет дальнейше- ния с учетом потребностей ТОСЭР.
литература
1. Артюхов И.П.Человеческий капитал и здоровье: постановка проблемы / И.П. Артюхов, Н.А. Горбач и др. // Сибирское медицинское обозрение. 2008[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleшnka.ru/artide/n/chelovecheskiy-kapital-i-zdorovie-postanovka-problemy
2. База данных муниципальных образований [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/
3. Буров В.Ю. Рынок человеческого капитала в России как определяющий фактор инновационного развития экономики / В.Ю. Буров, М.В. Журавлев [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/prlogkaf/Documents/ Буров В. Ю., Журавлёв М. В.24^
4. Бюллетень Счетной Палаты Российской Федерации № 3 (март) 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. ach.gov.ru/activities/bulleten/#892
5. Гимпельсон В. Нужен ли России человеческий капитал? Десять сомнений // Вопросы экономики. — 2016. — №10. — С. 129— 143. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2017/0713/analit01.php
6. Глазьев С.Ю. Великая цифровая революция: вызовы и перспективы для экономики XXI века [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://glazev.ru/articles/6-jekonomika/54923-velikaja-tsifrovaja-revoljutsija-vyzovy-i-perspektivy-dlja-jekonomiki-i-veka
7. Игнашкина И.В. Формирование и использование человеческого капитала в аграрном секторе экономики / И.В. Игнашки-на, Е.В. Коваленко // Вестник Омского государственного аграрного университета. 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-ispolzovanie-chelovecheskogo-kapitala-v-agrarnom-sektore-ekonomiki
8. Орехова С.В. Человеческий капитал как источник устойчивого конкурентного преимущества фирмы: проблемы применения // Современная конкуренция. 2015. Том 9. № 1 (49) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ chelovecheskiy-kapital-kak-istochnik-ustoychivogo-konkurentnogo-preimuschestva-firmy-problemy-primeneniya
9. Осадчая С.М. Развитие человеческого капитала в регионе на этапе инновационных преобразований // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. №3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vestnik.bukep. ru/articles_pages/articles/2013/2013—3/Articles_255—259.pdf
10. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/
11. Федеральная служба государственной статистики по Республики Карелия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krl.gks.ru/
особенности реализации энергосервисных контрактов в области энергосбережения отрасли жкх (на примере республики саха (якутия))
р.р. ноговицын,
профессор кафедры экономики и управления развитием территорий Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук rr.nogovicin@s-vfu.ru
С.н. Кладкина,
старший преподаватель кафедры менеджмента Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)
lanakladkina@mail.ru
В статье рассмотрены опыт и особенности реализации энергосервисных контрактов в отрасли жилищно-коммунального хозяйства на примере Республики Саха (Якутия). Представлен имеющийся механизм реализации энергосервисной деятельности в регионе.
Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), жилищно-коммунальное хозяйство, энергосбережение, энергосервисные контракты.
УДК 620.9:643.01(571.56) ББК 31.19+65.441(2Рос.Яку)
В последние годы в условиях нехватки бюджетных средств партнерским отношениям с государством по наиболее про-
на модернизацию и реконструкцию объектов ЖКХ наиболее блемным вопросам. Возрастающая потребность в частном
актуальным становится привлечение бизнес — сообществ к участии в форме непосредственного исполнения проектов про-