Научная статья на тему 'Формирование и диагностика умения прогнозировать (на материале предмета "Химия")'

Формирование и диагностика умения прогнозировать (на материале предмета "Химия") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРОГНОЗИРОВАТЬ / ДИАГНОСТИКА УМЕНИЯ ПРОГНОЗИРОВАТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максименкова Алина Сергеевна, Миренкова Елена Васильевна

Данная статья посвящена важности развития у учащихся умения прогнозировать. Рассмотрены различные типы прогностических заданий как средства формирования и диагностики прогностических умений. Сформулированы критерии оценивания сформированности умения прогнозировать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максименкова Алина Сергеевна, Миренкова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и диагностика умения прогнозировать (на материале предмета "Химия")»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФОРМИРОВАНИЕ И ДИАГНОСТИКА УМЕНИЯ

ПРОГНОЗИРОВАТЬ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»)

1 2 Максименкова А.С. , Миренкова Е.В.

'Максименкова Алина Сергеевна - студент, естественно-географический факультет;

2Миренкова Елена Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра экологии и химии, естественно-географический факультет, Смоленский государственный университет, г. Смоленск

Аннотация: данная статья посвящена важности развития у учащихся умения прогнозировать. Рассмотрены различные типы прогностических заданий как средства формирования и диагностики прогностических умений. Сформулированы критерии оценивания сформированности умения прогнозировать. Ключевые слова: прогнозирование, прогностические задания, формирование умения прогнозировать, диагностика умения прогнозировать.

УДК 372.854

Использование в процессе школьного обучения химии проблемного подхода, как одного из главных средств разностороннего развития учащихся, создает основу для активизации мыслительной деятельности, для стимулирования поиска новых знаний, для формирования, поддержания и развития познавательного интереса. Одна из тенденций проблемного обучения - это обучение предвидению, то есть ориентация человека не столько в прошлом опыте и настоящем, сколько на будущее. Такое обучение должно подготовить человека к использованию методов прогнозирования, моделирования и проектирования в жизни и профессиональной деятельности. В связи с данными тенденциями в методологической литературе стали появляться материалы о развитии прогнозирующих умений школьников, а в дидактике возник особый термин - прогностическое или антиципационное обучение. Его рассматривают как одну из наиболее прогрессивных форм интеллектуальной деятельности. Оно заключается в предугадывание событий, составлении предварительного представления о чём-либо. При этом деятельность является субъективным прогнозом, который складывается в сознании школьника на основе прошлого опыта [1, 2].

В мае 2012 года был утверждён ФГОС СОО, в котором среди требований к результатам освоения курса химии выделены сформированность умения прогнозировать возможность осуществления химических реакций, последствия бытовой и производственной деятельности человека, владение умением выдвигать гипотезы на основе знаний о составе, строении и свойствах вещества и основных химических законах [7].

В переводе с греческого prognosis означает предсказание, предвидение.

Прогнозирование - это процесс получения новых знаний о пока неизвестных объектах или их свойствах, процессах, явлениях.

Прогноз - научно обоснованное предсказание, успех которого зависит от знаний теорий, законов, понятий и границ их применимости.

В психодидактическом подходе при формировании УУД большое внимание уделяется формированию способности к прогнозированию как проявлению произвольного интеллектуального контроля.

Прогнозирование является основой формирования мотивационной сферы ученика и создания условий для проявления активности и самостоятельности его мышления,

направленных на самостоятельное создание новых для него знаний. Подобная деятельность будет стимулировать развитие мыслительной деятельности учащихся.

Прогнозирование может осуществляться на уровне теоретического объяснения, как выводов из законов и теорий, и на эмпирическом уровне при наблюдении, эксперименте, при проведении аналогий и т.д.

Залог успешного формирования умения прогнозировать - овладение умением объяснять происходящие события и явления.

Рассмотрим прогнозирование как познавательную процедуру.

Прогнозирование тесно связано с объяснением. Их следует рассматривать как объяснительно-предсказательную функцию научного мышления в целом.

В философии, логике и методологии науки утверждается, что предсказания по своей сути является той же самой процедурой, что и объяснение, их структура сходна. Отличие состоит во временной направленности: объяснение направлено к прошлому, а предсказание - к будущему.

В структуре объяснения (следовательно, и предсказания) выделяют следующие элементы:

1. исходное знание об объекте;

2. базис, или фундамент объяснения (основания объяснения);

3. познавательные действия, связанные с применением знания (логическую структуру объяснения).

К основным видам объясняющих оснований относят законы и те связи и отношения, которые определяют существенные черты объекта. Наиболее развитая форма научного и учебного объяснения - объяснение с помощью закона или крупной научной теории -номологическое объяснение, а, следовательно, и прогнозирование [4].

Помимо законов, в качестве оснований объяснения могут быть использованы причинные связи, структурно-функциональные, генетические и пр. Некоторые философы придают настолько большое значение причинно-следственным отношениям, что развивают каузальную концепцию объяснения (прогнозирования) [6]. Для химии, как учебного предмета, важно утверждение о том, что «Объяснение в естествознании ориентируется, прежде всего, на раскрытие причинно-следственных связей и отношений» [5]. Следовательно, весьма значимое основание для прогнозирования на материале курса химии - причинно-следственные зависимости.

Логическая структура объяснения обычно дедуктивна, поэтому в научном и учебном познании наибольшее распространение имеет дедуктивно-номологическая схема (модель) объяснения.

Однако рассуждения могут строиться и недедуктивно, например: железо - металл, оно проводит электрический ток; медь и алюминий также металлы, поэтому тоже проводят электрический ток. В области прогнозирования рассуждения могут строиться аналогично: если сернистая кислота слабее серной, то и азотистая должна быть слабее азотной [4].

Для развития прогностических умений в образовательном процессе следует использовать прогностические задания. В учебном процессе прогностическими считают задания, выполнение которых требует рассуждений и умозаключений на основе имеющихся знаний о пока неизвестных школьникам фактах и явлениях, выдвижения предположений о перспективах развития химического процесса.

Рассмотрим виды прогностических заданий:

1. Основанные на жестко детерминированных расчётах

Куда устремится воздушный шар, наполненный неоном, - вверх или вниз?

2. Связанные с предсказанием возможной последовательности развития событий во времени

Как будет меняться накал лампочки прибора для определения электропроводности растворов, электроды которого опущены в уксусную эссенцию, по мере добавления к ней воды, то есть по мере разбавления раствора?

83

3. Обратно-теоретические

Имеется твёрдое бесцветное легкоплавкое вещество, с запахом, плохо растворимое в воде, но хорошо растворимое в органических растворителях. Предположите тип кристаллической решётки у этого вещества [4].

4. Ретрозадания и др.

В 1856 году восемнадцатилетний английский химик У.Г. Перкин во время каникул работал в своей домашней лаборатории. Он пытался синтезировать хинин, однако вместо него неожиданно получил яркий красновато-фиолетовый краситель. Вместе с отцом и братом У.Г. Перкин основал фирму и организовал производство в заводском масштабе. Основателем какой отрасли промышленности следует считать Перкина [3]?

Так как предсказательная функция - одна из основных функций, то в учебном процессе в рамках каждой научно-теоретической платформы необходимо использовать задания прогностического характера.

Задания для диагностики сформированности умения прогнозировать и критерии их оценивания

№ 1. Определите способ получения, характерные свойства и области применения гидроксида бария.

Барий и его соединения на уроках подробно не изучаются. Задача состоит в том, чтобы на основании знаний о строении и свойствах одного представителя второй группы главной подгруппы (кальция и его соединений) и знаний об общих закономерностях в этой подгруппе предсказать общие свойства гидроксида бария. По аналогии с гидроксидом кальция можно предположить, что гидроксид бария получают при взаимодействии бария и оксида бария с водой. Он находится в твердом состоянии, растворяется в воде. Гидроксид бария проявляет все общие химические свойства, характерные для растворимых оснований. В подгруппе у него наиболее сильно выражены основные свойства. Исходя из всего этого, можно предположить, что гидроксид бария применяется для получения солей, определения углекислого газа и т.д.

1 балл - указание свойств.

1 балл - указание способа получения.

1 балл - указание областей применения.

Итого - 3 балла.

№ 2. Определите элемент, группу и подгруппу, в которой он находится, а также строение атома, если известно, что степень его окисления +1, атомная масса наименьшая по сравнению с другими элементами данной подгруппы. Кроме того, основный характер его гидроксида выражен наиболее слабо.

По приведенным данным можно предположить, что это - литий. Он является начальным представителем подгруппы щелочных металлов, т.е. элементом главной подгруппы первой группы. По положению его в периодической системе химических элементов рассматривают строение атома.

1 балл - определение элемента и его местоположения в ПСХЭ.

1 балл - строение атома.

Итого - 2 балла.

№ 3. Предложите способ получения гидроксида меди (2) из чистой меди.

Прямое получение гидроксида меди (2) из меди напрямую невозможно. Поэтому сначала необходимо получить растворимую соль меди - сульфат или нитрат меди (2), после чего действием щёлочи получить искомое соединение.

1 балл - схема получения растворимой соли меди (2).

1 балл - схема получения гидроксида меди (2).

1 балл - указание условий реакций, расстановка коэффициентов.

Итого - 3 балла.

№ 4. Укажите, как и почему изменится в зависимости от понижения и повышения температуры и давления следующее равновесие: 2Ш + 02 = 2Ш2 + 0.

Процесс синтеза оксида азота (IV) является экзотермическим и повышение температуры сдвигает равновесие влево, а понижение ее - вправо. Неодинаковый объем исходных веществ и полученного дает возможность сделать вывод, что повышение давления смещает равновесие вправо, а понижение его - влево.

1 балл - указание, куда сместится равновесие в зависимости от изменения давления.

1 балл - указание, куда сместится равновесие в зависимости от изменения температуры.

1 балл - указание причин смещения равновесия.

Итого - 3 балла.

№5. Решите цепочку превращений:

СаСОз ^ СаО ^ СаС2 ^ Са(ОН)2 ^ СаСОз ^ Са(НСОз)

1) СаСОз (1) = СаО + СО2

2) СаО + 3С (1) = СаС2 + СО

3) СаС2 + 2Н2О = С2Н2 + Са(ОН)2

4) Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О

5) СаСО3 + СО2 + Н2О = Са(НСО3)2

1 балл за каждую схему реакции.

1 балл - указание условий реакций, расстановка коэффициентов.

Критерии оценивания уровня сформированности умения наглядно отражены в таблице 1:

Таблица 1. Критерии оценивания уровня сформированности умения прогнозировать

Уровень сформированности умения Отметка Количество баллов

Высокий 5 15 - 17

Повышенный 4 14 - 12

Базовый 3 9 - 11

Ниже базового 2 Меньше 9

Очень важно непрерывно продолжать развитие у современных школьников предсказательных умений, то есть умений судить о состоянии какого-либо явления в будущем, моделировать будущие события. Систематическое применение прогнозирования приносит эмоциональное удовлетворение, так как при этом в полной мере используется уровень знаний, возникает потребность в поиске новых задач, проблем, нестандартных ситуаций. Приобретенные в школе умения прогнозировать помогут в будущем решать как теоретические, так и практические задачи.

Список литературы

1. Беспалов П.И. Применение учебного прогнозирования в химическом эксперименте // Химия в школе, 2012. № 2. С. 55-60.

2. Гончарук О.Ю., Иванова О.А. Прогнозирующее обучение: развитие информационных умений учащихся // Химия в школе, 2012. № 4. С. 23-28.

3. Гроссе Э., ВаймантельX Химия для любознательных. Л.: Химия, 1985.

4. Миренкова Е.В. Прогностические задания // Химия в школе, 2015. № 4. С. 19-25.

5. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, Минск, 1999. С. 756.

6. Сэлмон У. Научное объяснение и причинная структура мира, 1984.

7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ь1рз://минобрнауки.рф/документы/2365/ (дата обращения: 14.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.