УДК 373.015.31
Рахимбаева Инга Эрленовна
кандидат педагогических наук, доцент Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г Чернышевского [email protected]
ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
Статья посвящена проблеме художественно-творческого образования, направленного на личностное и интеллектуальное развитие школьников. Художественно-творческое образование создает условия для самовыражения учащихся на основе проявлений активности в художественно-творческой деятельности. В статье представлены формы учебной и внеучебной работы, направленные на формирование у школьников ценностных ориентаций, способности к активному взаимодействию, активной жизненной позиции за счет расширения художественной сферы личности.
Ключевые слова: художественно-творческое образование, формы работы, конкурс, фестиваль, творчес-
кая мастерская.
В современном мире наблюдается снижение общего уровня художественноэстетической культуры школьника, что ведет к его дисгармоничному развитию, следствием чего становится одномерность, узость мышления, ориентация на прагматизм, успех, карьеру, сужение жизненных и духовных интересов, ориентация эстетических вкусов на примитивные массовые стандарты. Засилье массовой культуры, синонимами которой выступают коммерциализированное искусство и индустрия досуга, со всеми присущими им атрибутами вседозволенности, насилия и жестокости мало согласуется с целями и задачами образования детей, подростков и молодежи. Влияние на отношение к искусству оказывают и новые информационные технологии. Меняются эстетическое мироощущение, средства художественной деятельности, представление об искусстве, что объективно требует поиска инновационных форм, методов художественного и художественно-творческого воспитания и образования.
Программа ЮНЕСКО, посвященная художественному образованию (Лиссабон, 6-9 марта 2006 г.), поставила целью добиться признания значимости художественного образования для развития творческого духа личности, новаторства и культурного разнообразия и предоставить равные возможности для получения такого образования учащейся молодежи. Доказано, что обучение искусству и через искусство (художественное образование и искусство в образовании) может дать хорошие результаты в таких областях, как повышение динамичности обучения, придание школьной программе большей направленно-
сти и привлекательности для учащихся, расширение представлений о культуре и окружении с тем, чтобы в будущем стать активными участниками преобразований окружающей действительности по законам красоты.
Художественно-творческое образование школьников является обязательной составляющей образовательного процесса и способствует полноценному личностному и интеллектуальному развитию школьников, а также формированию у них способности к саморазвитию, самоопределению и самореализации. Эффективно организованная художественно-творческая деятельность содействует формированию у школьников ценностных ориентаций, основанных на принципах взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности; адекватной жизненной перспективы и активной жизненной позиции обучающихся за счет расширения ее художественной сферы существования.
Художественно-творческое образование создает условия для самовыражения учащихся на основе всестороннего учета личностных особенностей и проявлений активности в художественно-творческой деятельности с учетом раскрытия развивающих, познавательных и информационных возможностей искусства. Оно направлено на обучение позитивным стратегиям приспособления личности к культуре и социуму и создание условий для социокультурной идентификации учащихся, обеспечивающей их позитивным со-циокоммуникативным опытом и приобщением к культурным ценностям, а также включающей
Таблица1
Основные направления художественно-творческой деятельности школьников
Направления художественно-творческой деятельности
Учебная деятельность Внеучебная деятельность
1. Художественно-образные ситуации. 2. Творческие, развивающие, обучающие игры. 3. Импровизация. 4. Проектная деятельность. 5. Практикумы художественнотворческой направленности. 1. Конкурсы, выставки, фестивали. 2. Самодеятельное творчество. 3. Художественные студии (хореографическая, хоровая, театральная, рисунка и пр.). 4. Творческие мастерские.
учащихся в функционирование системы современной культуры в целом.
Актуализация роли искусства в современном образовании связана, прежде всего, с поиском наиболее эффективных форм и методов в формирующейся новой парадигме образования. На современном этапе развития общества, решающую роль в формировании нового стандарта личности, более чем в другие времена, играет художественное творчество, поскольку появились массовые общедоступные формы искусства, предоставляемые услугами интернета. Если человек не обладает определенной зрелостью восприятия, устоявшимся мировоззрением, некоторой степенью собственной свободы, творческим подходом к решению сложных ситуаций, то ему трудно противостоять сложившейся в обществе идеологии.
Художественно-творческое образование обеспечивает включение школьника в художественную культурную деятельность, его ориентацию на развитие познавательных творческих позиций и эмоционально-ценностного отношения к искусству. Исследователи (Д.Б. Кабалевский, Д.Б. Лихачев, Б. Неменский и др.) считают, что:
- обучение искусству необходимо строить на основе глубокого понимания природы творчества и его особенностей, проявляющихся в конкретных условиях современной художественной культуры;
- творческую деятельность в процессе обучения следует рассматривать как средство целостного развития личности обучающегося во всей полноте ее структурных компонентов - потребностей, мотивов, действий;
- доминирующими станут такие методы, которые не просто позволят сформировать знания об искусстве, художественные умения, но и побудят к художественной деятельности и художественному освоению мира.
Создание поля творческого выбора становится обязательным условием эффективного художественно-творческого образования.
Выбор форм художественно-творческой деятельности должен соответствовать задачам учебного предмета, в который данная форма вписана. Основными организационными формами здесь выступают: коммуникативные и игровые технологии на художественно-образной основе; конкурсы, выставки и фестивали; культурно-досуговая деятельность; самодеятельное творчество; творческие, развивающие, обучающие игры; мастерские; театральные виды деятельности; художественно-творческие ситуации на уроках и др.
В таблице 1 представлены основные направления художественно-творческой деятельности школьников.
Реализация творческого потенциала школьников проходит в таких формах как концерты, фестивали, конкурсы.
Одной из форм исполнительской практики является организация и проведение классных и тематических концертов («В. Моцарт и его окружение», «Композиторы-романтики», «Мир русской усадьбы», «Неизвестные страницы русской фортепианной музыки, «Э. Григ и его время» и др.). Условием успешности проведения тематического концерта является участие в нем школьников, имеющих специальное образование и владеющих достаточными исполнительскими навыками.
Действенной формой художественно-творческой деятельности школьников может стать музыкальный конкурс и фестиваль. Участие в конкурсе способствует максимальному развитию художественно-творческих и личностных качеств школьника, позволяя ему выйти на акме-уровень как творческой личности.
Цель любого конкурса - совершенствование исполнительского искусства и несомненный ка-
чественный рост профессионализма его участников. Несмотря на многие проблемы и спорные моменты, конкурсы признаются явлением положительным, обеспечивающим эволюцию музыкального искусства в целом [2, с. 14].
Главная особенность таких музыкальных состязаний в том, что конкурсанты не имеют целью получение высокого звания как основы будущей исполнительской карьеры. Следовательно, здесь в полной мере реализуется цель проведения конкурсного соревнования - определение и повышение общего художественно-творческого уровня участников.
Более свободной формой проведения музыкальных встреч является фестиваль, представляющий собой цикл концертов и музыкальных мероприятий, объединённых единой программой и общим названием. Конкурс может проходить в рамках фестиваля, являясь одним из его составляющих. Форма фестиваля является достаточно перспективной, так как может объединить участников с разным уровнем подготовки, разновозрастных и пр. Избегая конкурсной атмосферы, когда неизбежная конкуренция между участниками создает излишнюю нервозность, фестиваль позволяет многим показывать свои возможности без оглядки на конкурсные баллы. Ощущение свободы придает уверенность исполнителям, что способствует их творческой самоотдаче и самореализации. Среда фестиваля обеспечивает интенсивный образовательный рост его участников, способствует развитию творчества, инициативности, помогает осознать, сравнить свои собственные умения с умениями товарищей.
Интересной формой организации образовательного процесса, направленного на повышение эффективности управления качеством художественно-творческого образования становятся творческие мастерские, в основе деятельности которых лежит модерация. Данную деятельность необходимо рассматривать как инновационную форму организации работы по повышению художественно-творческой культуры школьников. В работах исследователей (Т. С. Панина, Л.Н. Вавилова, В.А. Бурдин и др.) отмечается, что в основу разработки идей, содержания и методов модера-ции положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на обеспечение комфортности в группе, на организацию совместной деятельности участников по решению проблем и достижению результата.
С психологической точки зрения модерацию рассматривают как управление учебным процессом группы и помощь участникам в достижении целей, основанных на изучении их ценностносмысловых ориентаций, диагностике их интересов, потребностей, определении смысла предстоящей деятельности. При этом внимание направлено на взаимопонимание и сотрудничество.
Анализ литературы по проблеме (Й. Тепфер, М.В. Кларин, И.Ф. Исаев, С.А. Жезлова и др.) показал, что понятие «модерация» используется как форма, как совокупность методов, как технология обучения и как дидактический метод.
Опираясь на данные позиции, творческая мастерская является инновационной формой проведения занятий по дисциплинам художественнотворческой направленности, основанной на трех уровнях:
- предметный (содержательный) уровень;
- уровень переживания (опыт, чувства, желания);
- уровень взаимодействия (коммуникация и сотрудничество в группе).
Творческая мастерская предполагает организацию занятий, основанную на возможности выбора путей решения поставленной задачи, средств достижения цели, темпа работы и пр. Но особенно привлекает в данной форме обучения тот факт, что обучающиеся самостоятельно проверяют результаты своей работы на основе соотнесения и сравнения собственных результатов образовательной художественно-творческой деятельности в том, что сделали в группе или индивидуально, а также с общепринятыми образцами.
Данная форма работы предполагает работу с учениками одного класса (обычно это группа из 10-12 человек) и проходит один раз в месяц. Структура занятий в творческой мастерской такова:
- вхождение в тему (участники в увлекательной форме настраиваются на содержание проблемы, внутренний мир и позиции других участников);
- подборка тем (определение и формулировка проблемы или темы обсуждения);
- проработка темы в малых группах, поиск решения;
- презентация результатов работы малых групп и общая дискуссия по обобщению и конкретизации результатов работы;- подведение итогов работы и обмен впечатлениями.
Художественно-образные ситуации основаны на использовании сравнений, сопоставлений, ассоциативных связей между разными видами искусства и литературы (музыка, живопись и пр.). Разнообразное использование этой формы работы обогащает запас специальных знаний школьников, развивает образное мышление, расширяет художественный кругозор и помогает развитию художественно-творческих навыков и умений школьников.
Использование художественно-образных ситуаций детерминировано механизмом психики, позволяющим ассоциативно соотносить разные по природе виды искусства (например, временное искусство музыку с пространственным изобразительным искусством). В учении о чувственных механизмах ассоциаций И.М. Сеченова впервые отмечена зависимость зрительно-осязательно-слуховых ассоциаций. Являясь одним из многих средств обогащения художественных образов, ассоциации вызывают к жизни и развивают эмоциональное и абстрактно-логическое мышление, без чего невозможно художественно-творческое восприятие искусства. Яркие сравнения, метафоры, сопоставления разных художественных образов оказывают большое воздействие на запоминание и усвоение материала.
В качестве объекта сравнений учителем избираются представления, впечатляющие своей экспрессией, физической ощутимостью, а в ряде случаев отчетливо выраженной предметной наглядностью. В метафорах группируются образы из разных областей восприятия, но близкие по характеру настроения и переживания, которые они выражают. Объединение таких образов происходит на основе психологического закона, который был назван Л.С. Выготским законом общего эмоционального знака.
Действенность приводимых сравнений и ассоциаций в значительной степени определяется тем, насколько они соответствуют имеющемуся у школьника багажу жизненных и эстетических впечатлений, его кругозору, интересам, наклонностям. Поэтому в выборе средств и методов эмоционального воздействия на школьника следует руководствоваться индивидуальными особенностями его духовного мира.
Таким образом, художественно-образная ситуация понимается как одна из разновидностей педагогической проблемной ситуации, содержание которой обусловлено созданием противоре-
чий, стимулирующих развитие художественнотворческой деятельности школьников. Содержание противоречий вытекает из соотношения опыта школьника и необходимости достижения нового творческого результата.
Создание художественно-образных ситуаций включает три главных условия: 1) выдвижение цели, которая должна быть раскрыта в процессе решения возникшей ситуации; 2) необходимость выполнения такого действия, при котором у школьника возникает познавательная потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия; 3) учет возможности школьника в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного.
Так, например, при прослушивании на уроке музыки пьесы Э. Грига «Принцесса», школьники не точно передали свои впечатления о пьесе, которые не соответствовали возвышенно-суровой картинности фортепианной баллады Э. Грига, рисующей трагический порыв к несбыточному счастью. Художественно-образная ситуация, возникшая на уроке, заключала в себе противоречие между содержанием баллады и восприятием данного произведения школьниками. Для того, чтобы музыкальные образы, возникшие в воображении школьников, приблизились к композиторскому замыслу, учитель обратился к романсу Э. Грига «Принцесса» на текст поэта Бьер-нсона, послужившего, как известно, прообразом этой пьесы. Учащимся были заданы следующие вопросы:
1. Каков, по Вашему мнению, общий эмоциональный характер поэтического текста романса?
2. Соответствует ли эмоциональный характер поэтического текста романса вашим первоначальным впечатлениям?
Анализ ситуации. В результате тщательного знакомством с текстом романса и ответа на поставленные вопросы учащиеся смогли самостоятельно разрешить противоречие, возникшее во время прослушивания пьесы Э. Грига.
Таким образом, художественно-творческое образование школьников является обязательной составляющей образовательного процесса и способствует полноценному личностному и интеллектуальному развитию школьников, а также формированию у них способности к саморазвитию, самоопределению и самореализации. Эффективно организованная художественно-творческая деятельность содействует формированию
у школьников ценностных ориентаций, основанных на принципах взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности; адекватной жизненной перспективы и активной жизненной позиции обучающихся за счет расширения ее художественной сферы существования.
Библиографический список
1. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Внешкольник. - 2002. -№4. - С. 1-4.
2. Зильберквит М.А. Международные музыкальные конкурсы. - М.: Знание, 1985. - 48 с.
3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. -М.: Академия, 2006. - 176 с.
УДК 373.7
Алексеева Светлана Олеговна
Липецкий государственный педагогический университет
ЗНАЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье поднимается проблема преемственности в обучении изобразительному искусству на основе академического рисунка. Раскрывается значимость преемственности академической школы рисунка не только в обучении, но и в воспитании эстетического отношения к миру.
Ключевые слова: преемственность, академический рисунок, непрерывное художественное образование.
Современное состояние общества, в том числе и образования, характеризуется драматической противоречивостью, что приводит к непониманию и подмене истинных эстетических ценностей. Новые подходы к образованию и формированию творческого педагогического мышления вносят большие изменения в систему современной школы. Модернизация в непрерывном художественном образовании приводит к отрицанию и забвению многих положительных моментов академической школы рисунка.
В связи с возникновением в нашей стране особой социокультурной ситуации, направленной на гуманизацию и демократизацию общества, на духовно-нравственные ценности, преемственность методов обучения академическому рисунку в непрерывном художественном образовании приобретает особую актуальность. В настоящее время у большинства современной молодежи проявляется низкий уровень художественной культуры, который заключается в утрате преемственности профессионального опыта поколений, отсутствии эмоционально-ценностной культуры изображения, построенного на академических принципах. Как следствие, усиливаются негатив-
ные явления: формалистический подход к художественному творчеству, пассивность в изучении первооснов рисунка, и т.п.
Оппоненты академического рисунка указывают на его «статичность», но следует помнить и о «“плодотворности консерватизма”, под которым скрыто приращение фундаментальных ценностей, а также о том, что каждое десятилетие меняет эстетику этой кажущейся малоподвижности» [1, с. 16].
Наука и техника достигли невиданных успехов, но академический рисунок оказался в оппозиции к завоеваниям компьютерного века. Ведь тайна академического рисунка заключается не только в овладении законами физики и правилами оптики, но и в раскрытии индивидуальности его автора, его мироощущения, в опыте его познания реального мира, которое совершается не только рациональными и научными методами. Основная особенность академического рисунка заключается в том, что в нём сочетаются научное познание, воздействующее на разум человека и, помимо этого, способность воздействовать на чувства. Эта особенность и позволяет осуществлять средствами академического рисунка познавательную, воспитательную и эстетическую функцию.