Научная статья на тему 'Формирование художественно-технологической готовности дизайнера текстиля в условиях современного вуза'

Формирование художественно-технологической готовности дизайнера текстиля в условиях современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / DESIGN / DESIGN-EDUCATION / ART COMPETENCE / ART AND TECHNOLOGICAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дромова Н. А.

В статье дизайн рассматривается как продукт интеграции творческой и технологической деятельности, дается анализ состояния подготовки дизайнеров высшей квалификации, формулируется идея дизайн-образования как школы, обеспечивающей системность, результативность, вариативность и прогнозируемость результатов подготовки дизайнеров-технологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of textile designer´s art and technological readiness in modern university conditions

In the article design is considered as the product of integration of creative and technological activities, the analysis of the state of higher qualification designers´ training is presented and the idea for the design-education as a school providing consistency, efficiency, variability, and predictability of results of designers-technologists training is substantiated

Текст научной работы на тему «Формирование художественно-технологической готовности дизайнера текстиля в условиях современного вуза»

Н. А. Дромова

(Санкт-Петербург)

Формирование художественно-технологической

готовности дизайнера текстиля в условиях современного вуза

В статье дизайн рассматривается как продукт интеграции творческой и технологической деятельности, дается анализ состояния подготовки дизайнеров высшей квалификации, формулируется идея дизайн-образования как школы, обеспечивающей системность, результативность, вариативность и прогнозируемость результатов подготовки дизайнеров-технологов.

В связи с введением в действие ФГОС ВПО на первый план выдвигается актуальная задача освоения механизмов проектирования нового поколения основных образовательных программ. Для решения этой задачи в области дизайн-образования необходимо разработать технологии формирования профессиональных компетенций художественно-технологической деятельности.

Обратимся к вопросу истории появления профессии дизайнера, научной теории дизайна и научно-педагогических школ подготовки дизайнеров. Отметим, что конец 50-х и начало 60-х годов XX столетия были временем становления практики и теории отечественного дизайна. Согласно работам В. Ф. Рунге, следует рассмотреть две основные концепции тех лет, ставшие ступенями на пути формирования современной теории дизайна. Одно направление ориентировано на науку и тесный контакт с инженерным проектированием. В рамках другого направления развивалось художественное проектирование на основе традиций изобразительного искусства и художественной культуры в целом [7, 8].

Очевидно, что теория дизайна должна быть способной разрешить противоречие, с одной стороны, между общественным производством, включающим в свою деятельность и организационную структуру, прикладные аспекты технической эстетики и эргономики, с другой - законами изобразительного искусства и индивидуального творчества. При формулировании целей педагогической системы и авторских образовательных технологий предусматривается гармонизация вышеназванного противоречия, составляющая методологическую основу организации и научно-

методического обеспечения подготовки высококвалифицированных дизайнеров. Тенденции двух вышеназванных направлений в становлении теорий современного дизайна определили предмет профессиональной деятельности дизайнеров и методологию его понимания.

Сформировалась самостоятельная профессиональная система как комплекс взаимоотношений между человеком и материальными образами социокультурной среды. Сущность данной взаимосвязи определяется, во-первых, ценностным характером продукта труда дизайнеров для современного человека и социума, во-вторых, проектированием изделий, предметов, предметных комплексов и социокультурной среды в целом, востребованных личностью и обществом.

Высококвалифицированный дизайнер в своей проектной деятельности предусматривает функциональную значимость создаваемого объекта и выявляет его психологические, эстетические, социально-экономические и экологические смыслы для социума и человека как субъектов социокультурной деятельности. Эти требования определяются пониманием сущности теорий современного дизайна и наличием соответствующих организационно-методических и психолого-дидактических условий профессиональной подготовки дизайнеров [1].

Изменения в условиях работы современных предприятий, производящих текстиль, увеличение технологической роли дизайнера в процессе проектирования промышленных изделий требуют сформированности компетенций художественно-технологической направленности дизайнера, как компонента

профессиональной деятельности на высоком уровне.

Профессиональные компетенции дизайнера текстиля в условиях современного производства должны обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, имеющей высокие эстетические и утилитарные свойства, отвечающей потребностям и вкусам потребителей и одновременно имеющей высокую рентабельность для предприятия-изготовителя. При этом, как показал эксперимент, применение образовательных программ только художественно-графической направленности студентов-дизайнеров текстиля в определенной степени ведет к обеднению содержания учебно-воспитательного процесса, снижению уровня технологической подготовки будущего дизайнера, а в конечном итоге -к снижению потенциала производства.

Эффективной является комплексная ориентация подготовки, опирающейся на развитие совокупности формируемых компетенций.

Отдельно отметим роль проектной деятельности в обучении дизайнера текстиля. Результаты проектной работы дизайнеров проникают во все сферы человеческой деятельности. Сущность и стиль проектного мышления в наши дни обретает очертания школы, которая нуждается в создании методов формирования проектного мышления. Предметом внимания стала и система образования, в том числе определяющая круг проблем профессиональной подготовки специалистов в условиях непрекращающейся модернизации образования и требующая поисков новых идей и методологических подходов к процессу реформирования. Поэтому оправданно и закономерно повышенное внимание к дизайн-образованию - этой относительно новой области педагогической теории и практики профессионального образования. «Дизайн-образование» нужно понимать уже не как синоним дизайнерскому образованию (то есть процессу подготовки дизайнера], а как теоретико-методологическое направление и средство позитивного реформирования всей системы образования на основе проектного творчества. Дизайн-образование представляется здесь как интерпретация и понимание той содержательной части теории и философии дизайна, которая, преодолев одномерность глобального дизайна, распро-

страняющегося по всему миру под влиянием технического прогресса и коммерческого рынка, относится к дизайну как к «матрице жизни», и где доказывается необходимость его целостного рассмотрения и понимания его задач и связей с реальной жизнью большинства людей [6].

Таким образом, дизайн-образование должно пониматься сегодня как необходимая и особая педагогическая область, позволяющая внедрить методы и средства проектной культуры во все уровни профессионального образования с целью их оптимизации. Основы педагогического проектирования и дизайн-образования еще недостаточно включены в процесс и практику подготовки специалистов высшего звена профессионального образования с целью их оптимизации.

В то же время анализ исследований и практики показал, что отсутствует общая концепция дизайн-образования (множественность позиций во взглядах на содержание и методическое сопровождение основных и пропедевтических дисциплин], наблюдается низкий уровень дидактического осмысления программ и учебных пособий. Отсутствуют единые критерии измерения качества профессиональной деятельности, это усугубляется субъективными позициями художников, пришедших в сферу образования и пренебрегающих целевыми ориентациями на модель будущего выпускника.

Наблюдается ведомственная разобщенность учебных заведений, непосредственно осуществляющих художественно-профессиональную подготовку на всех уровнях дизайн-образования; сокращение государственных учреждений дополнительного художественного образования; невозможность оперативного внесения изменений в учебно-методическую документацию - все это затрудняет совершенствование процесса дизайн-подготовки специалиста нового типа [2].

В системе дизайн-образования не хватает звена, которое предполагает формирование художественно-технологической компетентности специалиста и его подготовленности к самостоятельной профессиональной деятельности, востребованной на современном рынке труда. Художественно-технологическая компетентность дизайнера рассматривается в системе всех профессиональных компетенций специалиста. Выпускник-дизайнер дол-

жен быть подготовлен к выполнению функции посредника, координатора деятельности различных организаций и специалистов, усилия которых направлены на создание сложного системного объекта.

Соединение утилитарных и эстетических, функциональных и образных начал в дизайне призвано обеспечивать объектам проектирования в системе образования качеств целостности, законченности, гармоничности и соответствия требованиям, идущим от особенностей культурной среды.

Согласно ФГОС ВПО студент, обучающийся по направлению подготовки 072500 «Дизайн», должен быть подготовлен к таким видам профессиональной деятельности, как художественная деятельность - «владение методами творческого процесса дизайнеров; выполнение поисковых эскизов, композиционных решений дизайн-объектов; создание художественного образа; владение практическими навыками различных видов изобразительного искусства и способов проектной графики». Проектная деятельность - «разработка и выполнение дизайн-проектов; создание оригинального проекта предметов культурно-бытового назначения; создание художественных предметно-пространственных комплексов; проектирование интерьеров различных по своему назначению зданий и сооружений, архитектурно-пространственной среды, объектов ландшафтного дизайна»

Таким образом, программа перестройки дизайн-образования состоит в интеграции

направлений, в проекции на неё образа культуры нашего времени. Дизайн предстает как феномен культуротворчества и как фундаментальная общеобразовательная система, обладающая стратегическими потенциями и методологией, позволяющей формировать всесторонне развитую личность, участвовать в процессе ранней профессиональной ориентации и готовить специалистов, обладающих проектно-творческим, художественно-технологическим, интегрирующим, междисциплинарным мышлением.

Основы педагогического проектирования и дизайн-образования должны быть включены в практику подготовки специалистов системы педагогического и профессионально-педагогического образования. Деятельность и теоретическое осмысление данной проблемы являются инновационными, так как взгляд на дизайн как универсальный вид человеческой деятельности ставит задачу подготовки уникального специалиста, способного ориентироваться в разных областях знаний, что требует системы образования, основанной на принципах и методах особого проектного мышления, и формирования проектной культуры как цели образования [9, 10].

Дизайн-образование предстает универсальным, как деятельностным, так и личност-но ориентированным инструментом, обеспечивающим системность, целеполагание, результативность, вариативность и прогнози-руемость результатов подготовки дизайнеров-технологов.

Литература

1. Афанасьева Г. Н., Калинина Т. Н., Мелешкова Г. И. Системно-дидактическое обеспечение проектирования авторских технологий обучения в инженерно-технических вузах: учеб. пособие. -СПб.: СПГУТД., 1998. - 50 с..

2. Климов В. П. Развитие идей дизайн-образования в профессионально-педагогической парадигме: моногр. / под ред. В Л. Климова, Г. Л. Климовой. - Екатеринбург : ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2009. - 110 с.

3. Медведев В. Ю. Научные аспекты дизайна : сборник статей. -СПб.: СПГУТД, 2014. - 212 с.

4. Медведев В. Ю. Сущность дизайна : учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СПГУТД, 2007. - 87 с.

5. Медведев В. Ю. Основные факторы эволюции дизайна : учеб. пособие. - СПб.: Шик, 2007. - 218 с.

6. Папанек В. Дизайн для реального мира : пер. с англ. - М.: Издатель Д. Аронов, 2004. - 416 с.

7. Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники : в 2-х т. - М.: Архитектура, 2006.

8. Рунге В. Ф. История становления государственной системы дизайна [Электронный ресурс]. URL: http://people.su/youtubejvideo-lekriya-istoriya-stanovlemya-gosudarstvennojj-sistemy-dizajjnf-vladimir-fedorovich-runge.

9. Сидоренко В. Ф. Модель «опережающего» образования // Техническая эстетика. - М., 1986. - № 1.

10. Сидоренко В. Ф. Образование: образ культуры // Техническая эстетика. - М. - 1989. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.