Н. А. Дромова
(Санкт-Петербург)
Формирование художественно-технологической
готовности дизайнера текстиля в условиях современного вуза
В статье дизайн рассматривается как продукт интеграции творческой и технологической деятельности, дается анализ состояния подготовки дизайнеров высшей квалификации, формулируется идея дизайн-образования как школы, обеспечивающей системность, результативность, вариативность и прогнозируемость результатов подготовки дизайнеров-технологов.
В связи с введением в действие ФГОС ВПО на первый план выдвигается актуальная задача освоения механизмов проектирования нового поколения основных образовательных программ. Для решения этой задачи в области дизайн-образования необходимо разработать технологии формирования профессиональных компетенций художественно-технологической деятельности.
Обратимся к вопросу истории появления профессии дизайнера, научной теории дизайна и научно-педагогических школ подготовки дизайнеров. Отметим, что конец 50-х и начало 60-х годов XX столетия были временем становления практики и теории отечественного дизайна. Согласно работам В. Ф. Рунге, следует рассмотреть две основные концепции тех лет, ставшие ступенями на пути формирования современной теории дизайна. Одно направление ориентировано на науку и тесный контакт с инженерным проектированием. В рамках другого направления развивалось художественное проектирование на основе традиций изобразительного искусства и художественной культуры в целом [7, 8].
Очевидно, что теория дизайна должна быть способной разрешить противоречие, с одной стороны, между общественным производством, включающим в свою деятельность и организационную структуру, прикладные аспекты технической эстетики и эргономики, с другой - законами изобразительного искусства и индивидуального творчества. При формулировании целей педагогической системы и авторских образовательных технологий предусматривается гармонизация вышеназванного противоречия, составляющая методологическую основу организации и научно-
методического обеспечения подготовки высококвалифицированных дизайнеров. Тенденции двух вышеназванных направлений в становлении теорий современного дизайна определили предмет профессиональной деятельности дизайнеров и методологию его понимания.
Сформировалась самостоятельная профессиональная система как комплекс взаимоотношений между человеком и материальными образами социокультурной среды. Сущность данной взаимосвязи определяется, во-первых, ценностным характером продукта труда дизайнеров для современного человека и социума, во-вторых, проектированием изделий, предметов, предметных комплексов и социокультурной среды в целом, востребованных личностью и обществом.
Высококвалифицированный дизайнер в своей проектной деятельности предусматривает функциональную значимость создаваемого объекта и выявляет его психологические, эстетические, социально-экономические и экологические смыслы для социума и человека как субъектов социокультурной деятельности. Эти требования определяются пониманием сущности теорий современного дизайна и наличием соответствующих организационно-методических и психолого-дидактических условий профессиональной подготовки дизайнеров [1].
Изменения в условиях работы современных предприятий, производящих текстиль, увеличение технологической роли дизайнера в процессе проектирования промышленных изделий требуют сформированности компетенций художественно-технологической направленности дизайнера, как компонента
профессиональной деятельности на высоком уровне.
Профессиональные компетенции дизайнера текстиля в условиях современного производства должны обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, имеющей высокие эстетические и утилитарные свойства, отвечающей потребностям и вкусам потребителей и одновременно имеющей высокую рентабельность для предприятия-изготовителя. При этом, как показал эксперимент, применение образовательных программ только художественно-графической направленности студентов-дизайнеров текстиля в определенной степени ведет к обеднению содержания учебно-воспитательного процесса, снижению уровня технологической подготовки будущего дизайнера, а в конечном итоге -к снижению потенциала производства.
Эффективной является комплексная ориентация подготовки, опирающейся на развитие совокупности формируемых компетенций.
Отдельно отметим роль проектной деятельности в обучении дизайнера текстиля. Результаты проектной работы дизайнеров проникают во все сферы человеческой деятельности. Сущность и стиль проектного мышления в наши дни обретает очертания школы, которая нуждается в создании методов формирования проектного мышления. Предметом внимания стала и система образования, в том числе определяющая круг проблем профессиональной подготовки специалистов в условиях непрекращающейся модернизации образования и требующая поисков новых идей и методологических подходов к процессу реформирования. Поэтому оправданно и закономерно повышенное внимание к дизайн-образованию - этой относительно новой области педагогической теории и практики профессионального образования. «Дизайн-образование» нужно понимать уже не как синоним дизайнерскому образованию (то есть процессу подготовки дизайнера], а как теоретико-методологическое направление и средство позитивного реформирования всей системы образования на основе проектного творчества. Дизайн-образование представляется здесь как интерпретация и понимание той содержательной части теории и философии дизайна, которая, преодолев одномерность глобального дизайна, распро-
страняющегося по всему миру под влиянием технического прогресса и коммерческого рынка, относится к дизайну как к «матрице жизни», и где доказывается необходимость его целостного рассмотрения и понимания его задач и связей с реальной жизнью большинства людей [6].
Таким образом, дизайн-образование должно пониматься сегодня как необходимая и особая педагогическая область, позволяющая внедрить методы и средства проектной культуры во все уровни профессионального образования с целью их оптимизации. Основы педагогического проектирования и дизайн-образования еще недостаточно включены в процесс и практику подготовки специалистов высшего звена профессионального образования с целью их оптимизации.
В то же время анализ исследований и практики показал, что отсутствует общая концепция дизайн-образования (множественность позиций во взглядах на содержание и методическое сопровождение основных и пропедевтических дисциплин], наблюдается низкий уровень дидактического осмысления программ и учебных пособий. Отсутствуют единые критерии измерения качества профессиональной деятельности, это усугубляется субъективными позициями художников, пришедших в сферу образования и пренебрегающих целевыми ориентациями на модель будущего выпускника.
Наблюдается ведомственная разобщенность учебных заведений, непосредственно осуществляющих художественно-профессиональную подготовку на всех уровнях дизайн-образования; сокращение государственных учреждений дополнительного художественного образования; невозможность оперативного внесения изменений в учебно-методическую документацию - все это затрудняет совершенствование процесса дизайн-подготовки специалиста нового типа [2].
В системе дизайн-образования не хватает звена, которое предполагает формирование художественно-технологической компетентности специалиста и его подготовленности к самостоятельной профессиональной деятельности, востребованной на современном рынке труда. Художественно-технологическая компетентность дизайнера рассматривается в системе всех профессиональных компетенций специалиста. Выпускник-дизайнер дол-
жен быть подготовлен к выполнению функции посредника, координатора деятельности различных организаций и специалистов, усилия которых направлены на создание сложного системного объекта.
Соединение утилитарных и эстетических, функциональных и образных начал в дизайне призвано обеспечивать объектам проектирования в системе образования качеств целостности, законченности, гармоничности и соответствия требованиям, идущим от особенностей культурной среды.
Согласно ФГОС ВПО студент, обучающийся по направлению подготовки 072500 «Дизайн», должен быть подготовлен к таким видам профессиональной деятельности, как художественная деятельность - «владение методами творческого процесса дизайнеров; выполнение поисковых эскизов, композиционных решений дизайн-объектов; создание художественного образа; владение практическими навыками различных видов изобразительного искусства и способов проектной графики». Проектная деятельность - «разработка и выполнение дизайн-проектов; создание оригинального проекта предметов культурно-бытового назначения; создание художественных предметно-пространственных комплексов; проектирование интерьеров различных по своему назначению зданий и сооружений, архитектурно-пространственной среды, объектов ландшафтного дизайна»
Таким образом, программа перестройки дизайн-образования состоит в интеграции
направлений, в проекции на неё образа культуры нашего времени. Дизайн предстает как феномен культуротворчества и как фундаментальная общеобразовательная система, обладающая стратегическими потенциями и методологией, позволяющей формировать всесторонне развитую личность, участвовать в процессе ранней профессиональной ориентации и готовить специалистов, обладающих проектно-творческим, художественно-технологическим, интегрирующим, междисциплинарным мышлением.
Основы педагогического проектирования и дизайн-образования должны быть включены в практику подготовки специалистов системы педагогического и профессионально-педагогического образования. Деятельность и теоретическое осмысление данной проблемы являются инновационными, так как взгляд на дизайн как универсальный вид человеческой деятельности ставит задачу подготовки уникального специалиста, способного ориентироваться в разных областях знаний, что требует системы образования, основанной на принципах и методах особого проектного мышления, и формирования проектной культуры как цели образования [9, 10].
Дизайн-образование предстает универсальным, как деятельностным, так и личност-но ориентированным инструментом, обеспечивающим системность, целеполагание, результативность, вариативность и прогнози-руемость результатов подготовки дизайнеров-технологов.
Литература
1. Афанасьева Г. Н., Калинина Т. Н., Мелешкова Г. И. Системно-дидактическое обеспечение проектирования авторских технологий обучения в инженерно-технических вузах: учеб. пособие. -СПб.: СПГУТД., 1998. - 50 с..
2. Климов В. П. Развитие идей дизайн-образования в профессионально-педагогической парадигме: моногр. / под ред. В Л. Климова, Г. Л. Климовой. - Екатеринбург : ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2009. - 110 с.
3. Медведев В. Ю. Научные аспекты дизайна : сборник статей. -СПб.: СПГУТД, 2014. - 212 с.
4. Медведев В. Ю. Сущность дизайна : учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СПГУТД, 2007. - 87 с.
5. Медведев В. Ю. Основные факторы эволюции дизайна : учеб. пособие. - СПб.: Шик, 2007. - 218 с.
6. Папанек В. Дизайн для реального мира : пер. с англ. - М.: Издатель Д. Аронов, 2004. - 416 с.
7. Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники : в 2-х т. - М.: Архитектура, 2006.
8. Рунге В. Ф. История становления государственной системы дизайна [Электронный ресурс]. URL: http://people.su/youtubejvideo-lekriya-istoriya-stanovlemya-gosudarstvennojj-sistemy-dizajjnf-vladimir-fedorovich-runge.
9. Сидоренко В. Ф. Модель «опережающего» образования // Техническая эстетика. - М., 1986. - № 1.
10. Сидоренко В. Ф. Образование: образ культуры // Техническая эстетика. - М. - 1989. - № 1.