УДК 37.017.4
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА ИНТЕГРАЦИИ
O.A. Соколова
Белгородский государственный институт культуры и искусств e-mail: [email protected]
В данной статье раскрывается актуальная проблема интеграции формирования гражданственности и правовой культуры студентов, сущность и содержание ее основных понятий на этапе модернизации ФГОС ВПО с позиций современных концепций педагогической науки. Статья детерминирует основные теоретико-методологические аспекты темы и дает обобщенные характеристики ее интегрированных понятий, подчеркивая их значимость в подготовке современных специалистов в вузах социокультурной сферы.
Ключевые слова: «формирование личности», «гражданственность», «гражданское общество», «формирование гражданственности», «право», «правовая культура», «формирование правовой культуры».
Современной педагогической наукой ведется активный поиск новых концепций, направленных на научно-методологическое, теоретико-практическое обоснование решения вопросов модернизации высшего профессионального образования и реализации ФГОС ВПО третьего поколения. В ФГОС ВПО подчеркивается, что будущий специалист должен обладать следующими общекультурными компетенциями: способностью осознавать необходимость соблюдения Конституции РФ, прав и обязанностей гражданина своей страны, гражданского долга и проявления патриотизма; способностью осуществлять принятые в обществе моральные и правовые нормы. Президент России Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». Этот документ направлен на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.
Выполнение этих требований обусловливает необходимость интеграции формирования гражданственности и правовой культуры студентов. Теория образования и образовательная практика нуждаются в новых идеях их творческого использования в образовательном процессе вузов в соответствии с «Концепцией духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России». А это обусловливает возрастание актуальности формирования гражданственности и правовой культуры студентов во всех высших учебных заведениях, но особенно в вузах социокультурной сферы в силу человековедческой направленности будущей профессиональной деятельности их выпускников (А. Субетто, В. Фролова, Е.Н. Васильева). Время изменило направленность образования. «Сегодня абсолютной ценностью общества становится человек (личность); а целью образования - развитие личности». Образование, с одной стороны, рассматривается как условие самоопределения и саморазвития лично-
сти, «взращивание индивида в мир культуры», а с другой стороны, образование становится главным, непреходящим капиталом на рынке труда в постиндустриальном информационном обществе, основой развития личности, гарантией ее социальной мобильности и социальной устойчивости. Поэтому изменяются условия высшего профессионального образования и сама суть образования: от «образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь».
Российское высшее социокультурное образование - особое социальнокультурное явление, которому приходится выполнять две роли: первую - традиционную, связанную с подготовкой специалистов, вторую - человековедческую, важную не менее чем первая, в современных условиях жизни, особенно в связи с возрастанием противоречивости национального сознания, ростом разрушительных тенденций, приводящих к отрицанию самобытности и смысла отечественной культуры и истории, резкому социальному расслоению общества, росту непонимания и противоречий между старшим и младшим поколениями, между педагогами и обучающимися, между родителями и детьми.
В условиях, когда ценностные предпочтения стали определяться экономическими факторами, когда коренным образом меняется теоретико-методологический арсенал педагогической науки, роль и значение социокультурного образования тоже изменяется коренным образом: особой миссией наделяются специалисты, способные обеспечить стратегический процесс формирования и развития культуры общества, реанимировать нравственные и культурные общечеловеческие ценности, так как социальные возможности, заложенные в культуре, способны разрешить многие противоречия современного общества.
В условиях актуальности проблем формирования гражданственности и правовой культуры студентов вузов социокультурной сферы необходимо детально остановиться на определении базовых понятий, раскрывающих содержание статьи. Одно из важнейших понятий темы - «формирование». Формирование как категория педагогики - это результат развития личности и означает ее становление, приобретение ею совокупности устойчивых свойств и качеств под влиянием среды, наследственности и воспитания.
Формирование личности - процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды; целенаправленное развитие личности или каких-либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений1.
Определение формирования личности И.Ф. Харламов дает через развитие. «Под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом строении человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности - общественно-политических взглядов и убеждений. Формирование же выступает как результат развития личности и обозначает ее становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств2.
Как видно из приведенных определений, формирование личности - сложное структурное интегральное комплексное явление, включающее внешнее воздействие
коджаспирова Г. М. Педагогический словарь/Г. М. Коджаспирова; под ред. Г. М. Коджаспировой, А.
Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2001. - С. 160-161.
2
Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - М. : Высш. школа, 2002. - С. 66.
воспитания и обучения на обучающегося, индивидуальный психологический склад его личности, социальную среду образовательного учреждения. Эти структурные компоненты формирования личности и оказывают решающее влияние на процесс становления, развития и саморазвития личностных свойств и качеств студента. Одним из главных и решающих компонентов формирования личности является «обучение». «Обучение» - это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования учебно-познавательной деятельности студентов по овладению научными знаниями, умениями, способами действия, по развитию творческих способностей, мировоззренческих, нравственно-эстетических взглядов и убеждений . Инновационное обучение - методы, которые позволяют конструировать учение как продуктивную творческую деятельность и преподавателя, и учащихся, связанную с получением социально-полноценного продукта на всех этапах учебно-воспитательного процесса сначала в совместной, а затем и в индивидуальной самоорганизуемой работе4.
Не менее важным компонентом понятия «формирования личности» является «воспитание» и учет в его реализации индивидуально-психологических особенностей личности. В педагогической науке ХХ-ХХ1 века изложены различные концепции воспитания и воспитательной деятельности в образовательных учебных заведениях. К современным концепциям воспитания относятся психолого-педагогические идеи, раскрывающие сущность, принципы, направления, системы воспитания (И.З. Гликман, И.Ф. Исаев, В.А. Караковский, В.П. Сазонов, Н.Е. Щуркова и др.). В современных отечественных психолого-педагогических исследованиях, выполненных в контексте гуманистической образовательной парадигмы (Ш.А. Амонавили, Е.В. Бондаревская, М.Н. Борытько, В.В. Сериков и др.) установлено, что воспитание -эффективный механизм самостановления и саморазвития личности в образовании. Если учащиеся (подростки, студенты) осознают его смысл, то приходят к пониманию, что воспитание - это сотворение своего личностного образа в жизни и в профессии, деловых и личных отношений с людьми, это обогащение внутреннего пространства и возможность стать чище, выше, умнее, добрее; это, наконец, возможность найти способы решения своих жизненных проблем. Осознание и понимание личной значимости воспитания (самовоспитание) в условиях глобализации выступает как нравственный императив»5.
Знания и деятельность формируют базисную культуру специалиста. Вобрать в себя в образовательном процессе ценностный смысл знаний - значит придать ценностный смысл всей жизни. Знания формируют высшие ценности: ценность человека, личности, гражданина, общества, труда, познания, общения. В наше время ценностная парадигма воспитания - разум, законопослушность, образованность и личная свобода. Исходя из положений и выводов Е.В. Бондаревской, сущность воспитания можно выразить таким определением: «это педагогически организуемый процесс духовной деятельности человека (ребенка, подростка, студента, взрослого), направленный на осмысление себя в мире, культуре, образовании, профессии и создании концепции собственной жизни»6. Эта концепция воспитания разделяется нами. Без-
3 Белкин А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко. - Екатеринбург : Изд-во УрГПУ, 2005. - 216 с.
4 Сорокоумова Е. А. Педагогическая психология: краткий курс / Е. А. Сорокоумова. - СПб., 2009. -176 с.
5 Бондаревская Е. В. Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 2010. - № 9. - С. 73.
6 Бондаревская Е. В. Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 2010. - № 9. - С.74-75.
условно, что роль воспитания и самовоспитания увеличивается с возрастом обучающегося. Основной задачей самовоспитания является развитие и сохранение индивидуальности, целостности и идентичности внутреннего мира воспитанника, «Я-концепции», гармония внутренних императивов «хочу», «могу», «надо».
Нам необходимо учитывать и то, что педагогическая деятельность осуществляется в условиях, когда система образования перешла на новые ФГОС в условиях, когда знание перестает быть целью, а становится средством, обеспечивающим выполнение более сложных задач развития личности. Таким образом, рассмотрение общетеоретических основ педагогического обоснования основных концепций воспитания и его тенденций, как важнейшего компонента формирования личности, обусловили возможность перехода к рассмотрению понятий, базирующихся на вышеизложенных феноменах.
Для формирования гражданственности и правовой культуры студентов необходимо создание в институте особой среды - уклада вузовской жизни, который способствует духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации студентов, согласовывает требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством.
Уклад вузовской жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов деятельности студента с моральными, гражданскими и правовыми нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями. Любые изменения в образовании оказываются не только безуспешными, но и бессмысленными, если не находят опору в духовной жизни индивида, не подкрепляются духовными изменениями в ценностях студентов. Развитие и становление личности студента, его гражданственности и правовой культуры вне педагогически организованного ценностного пространства превращается в формирование потребителя социальных возможностей. Уклад вузовской жизни, понимаемый как социальная среда, обеспечивает утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее правам, достоинству и свободе, включение студента в сферу гражданственности и высокой правовой культуры. Уклад вузовской жизни, с одной стороны, должен быть открыт для выстраивания конструктивного взаимодействия с социумом, с другой - достаточно автономен и постоянен, что не мешает ему быть внешне достаточно динамичной, но внутренне относительно самостоятельной системой. Образование в целом расширяется за счет областей социокультурной реальности. Это и есть условие осуществления целостной духовнонравственной среды, в которой каждый субъект успешно и свободно осуществляет интегративные процессы формирования гражданственности и правовой культуры на основе ценностных ориентаций.
Важную роль в формировании личности студента играет ее психологический склад. Особый интерес для формирования гражданственности и правовой культуры студента, по словам В.В. Серикова, представляет «создание личностно-развивающей ситуации, обеспечивающей становление опыта субъектирования, т.е. выработки своего (личностного) знания, собственного мнения, своей концепции мира (мировоззрения), своего стиля, собственной структуры деятельности» 1.
Воспитание, обучение и развитие студентов происходит в образовательном процессе. Ранее его традиционно характеризовали как реализацию целей и задач обу-
7
Сериков В. В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога / В. В. Сериков // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 29.
чения и воспитания. В условиях инновационной педагогики начала XXI века его педагогическая трактовка изменилась. Образовательный процесс - совокупность учеб-но-воспитательного и самообразвательного процессов, направленных на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Одной из важнейших дефиниций нашей статьи является гражданственность. Гражданственность - нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, гражданским обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны»8. Гражданское общество - общество с развитыми экономическими и политическими отношениями между его членами - свободными и сознательными гражданами, способными создавать рациональные формы человеческого общения, основополагающим условием которых является признание права индивидуальной личной свободы, право на самореализацию. Необходимо обратить внимание на то, что это - взаимосвязанные, взаимозависимые, интегративные понятия, так как от степени формирования гражданственности во многом зависит уровень зрелости гражданского общества. Чем успешнее идет в стране процесс становления и развития гражданского общества, тем выше гражданская зрелость и сознательность членов этого общества.
Теоретико-методологическая направленность формирования гражданственности - содействовать воспитанию свободных граждан, у которых ярко выражена потребность жить в свободном обществе, потребности в подготовке и самоподготовке себя как компетентностного специалиста, который в состоянии самостоятельно найти нужную норму права, разобраться, оценить. При нарушении прав, будущие специалисты социокультурной сферы должны уметь защитить себя и свою семью, интересы общества, государства. Речь здесь идет о гражданственности, составляющей целостный интегративный процесс становления и развития гражданских качеств и свойств личности, что нашло отражение в определении «гражданского воспитания»: «Это процесс воспитания и формирования нравственных качеств личности, определяющих сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей, долга перед государством, обществом, народом, разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение законов страны и общества»9. Это определение можно взять за основу, хотя оно не освещает всей сущности феномена. Нами сделана попытка раскрыть его сущность и содержание более углубленно и обобщенно: гражданское воспитание - это процесс педагогического воздействия на воспитание нравственнонормативных качеств личности, определяющих разумное и эффективное использование ею гражданских прав и свобод на основе сознательного выполнения личностью обязанностей и долга перед семьей, государством, гражданским обществом, народом; признание, соблюдение, уважение законов страны, осознанного принятия и выполнения моральных норм и правил гражданского общества.
Таким образом, раскрытие сущности гражданского воспитания, подготовило реальную основу для определения понятия «формирование гражданственности». Гражданственность рассматривается как комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в деятельности и отношениях к деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций; осознанной законопослушности, пат-
8 Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова; под ред Г. М. Коджаспировой,
A. Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2001. - 176 с.
9 Белкин А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / А. С. Белкин, Е.
B. Ткаченко. - Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2005. - 176 с.
риотической преданности в служении Родине, ориентации на общественные нормы, нравственные ценности и т.д.
H.A. Савотина считает, что «гражданственность в процессе профессиональной подготовки специалиста может выступать в качестве системообразующего фактора, способного интегрировать усилия всех субъектов образовательной среды, оказывать решающее влияние на самоопределение студента»10'.
Сформированная гражданственность способствует выработке умения организовать себя, планировать свою работу, проявлять познавательную и деятельностную активность в овладении профессиональными компетенциями, социальным опытом, быть достойным членом гражданского общества.
Формирование гражданственности студентов - это по своему содержанию целенаправленный процесс становления и развития интегративного качества личности, представляющий собой нравственно-обусловленную подготовку подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества; формирование качеств, определяющих сознательное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством; процесс подготовки студентов к использованию гражданских прав и свобод, соблюдению и уважению законов, к реализации обязанностей, осознанию чувства ответственности за свой политический и нравственный выбор, к максимальному использованию своих способностей; к саморазвитию, самореализации и самоактуализации в целях достижения жизненного успеха. Формирование гражданственности в вузе осуществляется в процессе деятельности всего педагогического и студенческого коллективов и рассматривается нами как социальное явление сложной конструкции с присущей ему структурой, как система и как результат, включающий обучение (передачу правовых знаний об обществе и государстве); развитие гражданских качеств (ответственности, патриотизма, толерантности, исполнительности, эмпатийности и др.); создание социальных условий (участие в выборах, защита и отстаивание своих прав, добросовестное выполнение обязанностей, использование свободы с пользой для себя и других и т.д.); осуществление мо-рально-волевой настроенности на созидательное преобразование социальной среды.
Преподавателям вуза, в силу объективных общественных потребностей нашего времени необходимо уметь работать с процессами формирования, становления и развития человека социума, осуществлять формирование его гражданственности. А это означает, что педагогическое сообщество вузов социокультурной сферы, где решение этой проблемы чрезмерно актуально, должно:
• создавать условия и осуществлять педагогическую поддержку и педагогическое сопровождение индивидуально-личностного развития студента, процессов его социализации, его способностей, талантов, духовно-нравственных качеств;
• реализовать смысложизненную стратегию воспитания студента как человека, гражданина и патриота;
• работать с содержанием формирования гражданственности в обучении и воспитании, конструируя его в образовательном процессе таким, которое соответствует современному состоянию педагогической науки, теории и методики воспитания, позитивным тенденциям развития культуры, формированию гражданского общества и расширению жизненного опыта студентов;
• разрабатывать и применять педагогические технологии формирования гражданственности в образовательном процессе, которые основаны на современных
10 Савотина Н. А. Гражданские ценности в контексте проблем социализации студенческой молодежи /
Н. А. Савотина // Педагогика. -2010. - № 7. - С. 37.
инновационных подходах, направлениях и активных формах, методах, приемах и средствах воспитания и обучения.
Формируя гражданственность в образовательном процессе вузов социокультурной сферы, необходимо, опираться не только на теоретическое обучение студентов, на положения о гражданственности, но и активно, хотя и на добровольных началах, включать студентов в разнообразную социально-полезную деятельность (волонтерскую работу, участие в избирательной компании, в экологической дружине, шефство над детскими домами, интернатами, домами инвалидов, в поисковые отряды «По следам Великой Отечественной Войны» и т.д.). При этом необходимо учитывать, что социально-гражданская практика в значительной степени определяет позицию будущего специалиста социокультурной сферы как гражданина, совершенствует процесс формирования его гражданского самосознания.
По содержанию статьи необходимо дать определение феномена «культура». Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его ведущая содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, об эмоционально-волевом и ценностном отношении человека к окружающим людям, труду, общению. Истоки правовой культуры надо искать в «праве». Право - это совокупность общеобязательных правил поведения. Общественные отношения регулируются различными правилами - правовыми, этическими, эстетическими, традициями, обычаями, обрядами; они устанавливаются или санкционируются государством; должны выражать интересы большинства населения независимо от политических, экономических и других взглядов, имущественного положения и т. д.; — они обязательны для всех.
Главные ценности права - это справедливость, свобода, равенство, единение, совесть. В условиях правового нигилизма в России, особенно в молодежной среде, усиление интереса общества к вопросам права - явление знаменательное, так как ни одно общество не может жить без правового регулирования в различных его проявлениях. Трудно назвать сферу отношений между людьми, которая бы выпадала из правового поля. Сегодня ни одно сколько-нибудь значимое решение нельзя принять без программирования его на предмет соответствия закону. Вообще трудно представить себе культурного образованного человека, тем более специалиста сферы культуры и искусств, не владеющего правовой культурой, не знающего основных законов, по которым живет государство, не имеющего сформированного ценностного отношения к праву. Поэтому одной из главных задач высшего профессионального социокультурного образования является формирование правовой культуры студентов в процессе обучения в вузе, пробуждение их интереса к праву, совершенствование правосознания на основе ценностных ориентаций и ценностного отношения, привитие элементарных умений и навыков по применению права в конкретной ситуации. Решение этих задач и будет способствовать формированию правовой культуры будущих специалистов, социокультурной деятельности, подготовке их к жизни в правовом поле гражданского общества не только как носителей, но и ретрансляторов этой культуры.
Правовая культура личности является одним из важнейших показателей степени ее социализации и социально-правовой адаптации к установленному в обществе порядку, важнейшим регулятором поведения человека в обществе в качестве его гражданина, показателем уровня гражданственности как сформированного качества личности. Правовая культура - необходимое условие сознательного осуществления
гражданином своего долга перед обществом, качественное, компетентное выполнение профессиональных обязанностей, проявление во всех сферах общественной жизни творческой активности, добросовестности, порядочности, честности, соблюдение норм морали, соответствующей субъекту социализации, что и определяет необходимость целенаправленного формирования ее в процессе профессиональной подготовки специалиста. Под формированием правовой культуры понимается процесс становления личностных качеств, олицетворяющих высокий уровень правосознания студента, его правового поведения на основе правовой образованности и воспитанности, социализации и социально-правовой адаптации личности к установленному в обществе правопорядку.
Именно гражданственность и правовая культура как интегративные качества личности, включающие потребности, мотивы, отношения, ценности, ценностные ориентации, социальный опыт, убеждения, составляют ценностно-ориентационную и регулятивную основы профессиональной деятельности в современных изменяющихся условиях. Они во многом определяют и эффективность овладения будущими специалистами социально-ответственными способами решения личных, гражданско-правовых и профессиональных задач, соответствующими ценностям гражданского общества и нормам права.
Обосновав интегративную связь формирования гражданственности и правовой культуры студентов, предлагается собственное определение феномену «формирования гражданственности и правовой культуры студентов»: это целенаправленный процесс становления и развития интегративных качеств личности, представляющих собой нравственно-обусловленную готовность обучающихся к созидательной социально-значимой деятельности в условиях становления гражданского общества; реализации гражданских прав и свобод; соблюдению и уважению законов; исполнению обязанностей в целях самореализации и достижения жизненного успеха на основе овладения социально-ответственными способами решения личных, гражданско-правовых и профессиональных задач.
Компетентностный подход положен в основу ФГОС ВПО третьего поколения. Важнейшим его конструктом является компетентность, поэтому в решении освещаемой проблемы с позиций требований к образованию в наши дни необходимо раскрыть содержание понятия «формирование гражданско-правовой компетентности студента», как интегративной его характеристики, включающей гражданско-правовые знания, умения и способы деятельности на основе осмысленного усвоения метапред-метного, межпредметного содержания материала и материала учебных дисциплин, а также личностных качеств, детермированных осознанным принятием нравственных, гражданских и правовых норм и ценностей, приобретенным социально-культурным и жизненным опытом, необходимым для реализации успешной гражданско-правовой деятельности и полной самореализации в ней сформированных в процессе обучения в вузе гражданско-правовых качеств личности специалиста социокультурной сферы. В понятие «формирование гражданско-правовой компетентности студента» входят следующие компоненты:
• проблемно-практический (означающий распознавание и понимание гражданско-правовых жизненных ситуаций; способность ставить цели и задачи, соответствующие нормам гражданственности и права в каждой конкретной ситуации и решать их);
• смысловой (осмысление гражданско-правовой ситуации в общем социокультурном аспекте);
• ценностный (способность правильно оценивать гражданско-правовую позицию, исходя из сути ситуации, целей, задач, норм нравственности, права и гражданского долга с точки зрения собственной морали и общечеловеческих ценностей).
В условиях становления демократического общества, гражданственность и правовая культура личности являются ценностно-ориентационной основой социокультурной деятельности будущего специалиста. Цель формирования гражданственности и правовой культуры студентов является системообразующим, смыслообразующим фактором всей учебно-воспитательной деятельности в вузе, равно как и содер-жательно-деятельностный компонент этого процесса, объединяющий виды учебнопрофессиональной деятельности, формы общения, опыт эмоционально-ценностного переживания субъектов воспитания в структурную целостность. Социальнопедагогический и психолого-педагогический механизмы, управляющие гражданским и правовым развитием студента, задают социальный вектор целостного развития личности обучающегося в современных условиях.
Таковы основные теоретико-методологические положения и понятия темы «Формирование гражданственности и правовой культуры студентов вузов социокультурной сферы на основе принципа интеграции».
Список литературы
1. Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / А. С.
Белкин, Е. В. Ткаченко. - Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2005. - 315 с.
2. Бондаревская, Е. В. Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 2010. - № 9. - С. 73.
3. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова; под ред. Г. М. Коджаспи-
ровой, А. Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2001. - 176 с.
4. Савотина, Н. А. Гражданские ценности в контексте проблем социализации студенческой молодежи / Н. А. Савотина // Педагогика. -2010. - № 7. - С. 37.
5. Сериков, В. В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального обра-
зования педагога / В. В. Сериков // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 29.
6. Сорокоумова, Е. А. Педагогическая психология: краткий курс / Е. А. Сорокоумова. - СПб., 2009.
- 176 с.
7. Философский энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия / под ред. И. Т. Фролова.
- М.: Политиздат, 1983. - С. 520.
8. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - М.: Высш. школа, 2002. - 550 с.
FORMATION OF CIVILIZATION AND LEGAL CULTURE OF STUDENTS SCHOOLS OF SOCIAL-CULTURAL SPHERE ON THE BASIS OF PRINCIPLE OF
INTEGRATION
O.A. Sokolova
Belgorod state institute of culture and arts e-mail: [email protected]
This article is about the actual problem of integration of the formation of civilization and legal culture of the students, the essence and the content of its basic concepts at the stage of modernization of Federal state standard of High professional education from the positions of modem concepts of pedagogical science. The article determines the basic theoretical-methodological aspects of the theme and gives the generalized characteristics of its integrated concepts, underlining its importance in the training of modem specialists in the high schools of social-cultural sphere.
Keywords: «formation of a person», «civilization», «civil society», «formation of civilization «right», «legal culture», «formation of legal culture».