Казанский педагогический журнал. 2015. №4
УДК. 378
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ
СОВРЕМЕННОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
КАК АКТУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Л.К. Фортова, Е.А. Базалей
Аннотация. В статье нашли отражение проблемы, связанные с особенностями формирования и содержания гражданской позиции у современной учащейся молодежи. Исследуются нормативные акты, позиции профильных специалистов, занимавшихся данной проблематикой, демонстрируется и аргументируется авторское мнение. Отмечается, что формирование гражданской позиции современной учащейся молодежи представляет собой сложную, многогранную деятельность, важнейшую роль в которой выполняет образовательная система.
Ключевые слова: гражданская позиция, гражданско-правовое воспитание, гражданственность, образовательная система, компоненты гражданской позиции, комплексный подход.
TO FOSTER CIVIC MINDEDNESS
MODERN STUDENTS
HOW ACTUAL EDUCATIONAL PROBLEM
L.K. Fortova, E.A. Bazaley
Abstract. The article reflects the problems associated with the peculiarities of the formation and maintenance of citizenship among modern students. We study the regulations, the positions of relevant experts active in this field, and demonstrates the author argued opinion. It is noted that the formation of a civic stand of students today is a complex, many-sided activity, a crucial role in the education system which executes.
Keywords: citizenship, civil education, citizenship, educational system, the components of citizenship, comprehensive approach.
Современные политические, социально -экономические и культурно -идеологические изменения, происходящие в России открывают возможность каждому гражданину быть полноценным субъектом государственно-правовых отношений, активно участвовать в формировании и развитии отечественной государственности. В данной связи важнейшее значение приобретает степень развития гражданской активности индивида, которая обусловливает адекватное правомерное поведение человека, его просоциальную инициативу.
Изложенное делает необходимым совершенствование педагогического процесса в образовательных учреждениях России, позволяющего обеспечить своевременное включение молодежи в динамичную жизнь современного социума, их активное участие в гражданско-правовых отношениях, формирование высокого уровня гражданской позиции. В настоящее время в Федеральной целевой программе развития образования уделяется особое внимание воспитанию таких гражданских качеств как: гражданствен-
ность, нравственность, трудолюбие, любовь к Родине и всему что с ней связано, уважение к правам человека. Данная программа
определила круг задач в формировании гражданской позиции:
формируя правовую, нравственную и экономическую культуру обучающихся, направить их к развитию активной гражданской позиции и созданию патриотического
духа;
способствовать развитию социального опыта обучающихся; оказывать поддержку обучающимся в самопознании, самоопределении и самосовершенствовании [5].
Современными исследователями выделяются три компонента гражданственности [1, 2]: нравственный, правовой и социальнополитический.
Нравственный компонент заключается в осознании и принятии личностью таких ценностей как: человек, обладающий правами, свободами, Отечество, семья, интересы и счастье другого человека и т.п.; понимание смысла собственной жизни, отождествление себя со своим народом, родной землей; свобода в выборе достижения собственных целей с уважением к правам и интересам других людей; проявление уважения к людям старшего и ответственности к людям младшего возраста.
1
Казанский педагогический журнал. 2015. №4
Сформированность правового компонента видится в осознании подростком себя гражданином своей страны, ответственное отношение к своим обязанностям перед ней и обществом; реализация своих прав без ущемления прав и свобод других граждан; осведомленность в отношении содержания нормативно-правовых документов международного права, страны и региона.
Социально-политический компонент отражается в активном включении подростка в социально-значимую деятельность, проявление инициативы и творческого подхода; проявление предприимчивости, лидерских качеств, способность вести диалог с властными структурами; участие в общественнополитической деятельности соответственно его возрасту; умение ориентироваться в политической жизни общества.
В процессе становления гражданской идентичности особое значение имеет формирование и развитие качеств личности, составляющих содержание гражданской, правовой, политической культуры, патриотизма. Поэтому современное поликультурное образование должно формировать у молодежи консолидационное мышление, новое этнокультурное поведение, гражданскую и этнокультурную идентичность [4, с.12].
Формирование полноценной гражданской позиции должно обеспечиваться обществом, семьей, всей социальной действительностью, окружающей личность. Важное место в процессе ее формирования занимают образовательные учреждения. Говоря о гражданско-правовом воспитании, в контексте формирования гражданской позиции, современные педагоги и воспитатели называют следующие его компоненты: учебно -
воспитательная деятельность, которая заключается в проведении предметных, межпредметных и модульных курсов правового образования, социально-нравственного воспитания; практическая деятельность, отражающаяся в создании школьных и внешкольных объединений, творческих коллективов, клубов, музеев, коллективов самодеятельности; организационно-воспитательная работа с педагогическим коллективом, которая реализуется посредством повышения квалификации педагогов, администрации школы в области гражданского образования и воспитания, классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов
для работы в области патриотического воспитания.
Важно понимать, что гражданско -правовое воспитание, являясь самостоятельным направлением воспитательной работы, требует целостного и комплексного подхода к реализации своих целей и задач. Этот подход, в первую очередь, предполагает:
- акцентирование в процессе воспитания внимания на решение крупных общественных задач, направленных на объединение российского общества и утверждение патриотической идентичности;
- формирование на уровне личных ценностей и идеалов понимания гражданственности, социальной солидарности и ответственности;
- обеспечение целостности развития индивидуальности личности и ее коллективистского самоопределения.
Комплексный подход должен учитывать государственные задачи патриотического воспитания граждан нашего общества, специфику региона и общей воспитательной среды, а также интересы, жизненные ориентации и способности учащейся молодежи.
Важно понимать, что образовательная среда вуза не только влияет на субъект образовательного процесса, транслируя ценностные приоритеты, но и демонстрирует значимость каждого индивида в системе ценностей вуза. Вовлечение студента в образовательную среду вуза осуществляется через его осознание этой среды, обеспечивает интерактивность и положительный психологический эффект, в условиях которого студенты откликаются на поставленные проблемы, предлагают личностно-значимое решение [5, с.58].
Изложенное позволяет заключить, что формирование гражданской позиции современной учащейся молодежи представляет собой сложную, многогранную деятельность, важнейшую роль в которой выполняет образовательная система. Юношеский возраст, характеризующийся активным формированием жизненных установок и ценностных ориентаций, взглядов и интересов является тем периодом, в течение которого становление и развитие устойчивой гражданской позиции будет наиболее интенсивными и эффективными.
2
Казанский педагогический журнал. 2015. №4
Литература:
1. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы: Монография / Под общ.ред.
С.В. Дармодехина и А.К. Быкова. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007. - 129с.
2. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Савате-ев А.Д. Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2010. - № 4. С. 55-60.
3. Гутман Е.В., Шибанкова Л.А., Захарова П.И. Формирование толерантности в поликультурной образовательной среде // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 1. С. 57-62.
4. Мухаметзянова Ф.Ш., Мухаметзянов И.Ш., Храпаль Л.Р. Идеи толерантности, межкультурного и межконфессионального диалога в условиях развития национального образования в поликультурном пространстве российского общества // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 1. С. 1116.
5. Приказ Минобрнауки России от 11.03.2011 № 1350 «Об утверждении Положения об управлении реализацией Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы».
References:
1. Education of patriotism in the conditions
of social change: theoretical and methodological and applied basics: Monograph / obsch.red. S.V.
Darmodehina and A.K. Bykova. M.: State Research Institute of Family and Education, 2007. - 129 p.
2. Vyazemskij E.E., Sledzevsky I.V., Savateev A.D., The concept of civil education and training in educational institutions // The teaching of history and social science in shkole. - 2010. - № 4. P. 55-60.
3. Gutman, E.V., Shibanova L.A., Zakharov P.I. Formation of tolerance in a multicultural educational environment // Kazan pedagogical journal. -2015. - №. 1. - P. 57-62.
4. Mukhametzyanova F.S., Mukhametzyanov
I. S., Hrabal L.R. Ideas of tolerance, intercultural and interfaith dialogue in the development of national education in the multicultural environment of the Russian society // Kazan pedagogical journal. - 2015. - No. 1. P. 11-16.
5. The Order of the Russian Ministry of
II. 03.2011 № 1350 "On approval of the Regulations on the Administration of the Federal Target Programme for the Development of Education for 2011 -2015".
Сведения об авторах:
Фортова Любовь Константиновна (г.Владимир, Россия), доктор педагогических наук, профессор, кафедра государственно-правовых дисциплин,Владимирский юридический институт ФСИН России, e-mail: [email protected]
Базалей Елена Александровна (г.Владимир, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии личности и специальной педагогики, Владимирский государственный университет имени А.Н. и Г.Н. Столетовых, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
Fortova L.K. (Vladimir, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, department of state and legal disciplines, Vladimir Law Institute FSIN of Russia, e-mail: [email protected]
Bazaley E.A. (Vladimir, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of personality psychology and special education, Vladimir State University named after A.N. and G.N. Stoletovs, e-mail: [email protected]
3