УДК 37.013 ВЛАСОВА Т.А.
кандидат исторических наук, доцент, кафедра естественнонаучных, гуманитарных и юридических дисциплин, Курский институт кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права E-mail: [email protected] КОРОЛЕВА Н.М.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра естественнонаучных, гуманитарных и юридических дисциплин, Курский институт кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права E-mail: [email protected]
UDC 37.013
VLASOVA T.A.
Associate Professor, Chair of Humanities, Science and Legal Disciplines, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Kursk Institute of Cooperation (branch) E-mail: [email protected] KOROLEVA N.M.
Associate Professor, Chair of Humanities, Science and Legal Disciplines, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Kursk Institute of Cooperation (branch) E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И ПАТРИОТИЗМА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
FORMATION OF SOCIAL POSITION AND PATRIOTISM IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS (FROM WORK EXPERIENCE)
В представленной статье рассматривается приоритетная задача современного образования - воспитаниепатрио-тизма и гражданственности у молодежи, понимания и принятия ценностей гражданского общества, формирования уважения к историческому и культурному наследию страны.
Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, гражданско-патриотическое воспитание, национальные ценности, профессиональное образование.
This article discusses the priority task of modern education - the education of patriotism and citizenship among young people, understanding and acceptance of civil society values, the formation of respect for the historical and cultural heritage of the country.
Keywords: patriotism, citizenship, civic-patriotic education, national values, professional education.
В первые десятилетия XXI века наша страна переживала-важные социально-политические потрясения. При этом,как в развитии любого государства, позитивные переменысменяли негативные явления, которые не всегдаоказывалиблаготвор-ноевоздействие на нравственность и гражданское самосознание общества.
Идеология, присущая советской системе, была довольно быстро переоценена. Ориентация на западную модель жизни, а также приоритеты ценностей рыночной экономики привели к изменению ряда важных морально-нравственных ценностей, в том числе, традиционного патриотического воспитания.
Средства массовой информации, телевидение, Интернет пропагандировали модель общества, где главная цель - материальное обогащение, превосходство и личный успех любой ценой.
Вследствие этого важной задачей системы образования стало возрождение иформирование представлений о патриотизме и гражданственностиу молодежи, посколькуименно эти позиции являются неотъемлемым условием укрепления государства.
В Национальной доктрине образования Российской Федерации указано, что «... одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье» [10].
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Россииговорится: «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонациональ-
ного народа Российской Федерации» [6].
Мы видим, что воспитание молодежи в духе понимания и принятия ценностей гражданского общества, формирование уважения к историческому и культурному наследию, к правам каждого человекаявляется одним из важнейших направлений патриотического воспитания.
По словам В.В. Путинана ежегодной большой пресс
- конференции 19 декабря 2019 г. - «.В современномде-мократическом обществе возможна только одна идеология
- патриотизм. В самом широком и хорошем смысле этого слова» [8].
Само понятие - патриотизм, (от греческого слова ра^ -отечество) - подразумевает стойкую гражданскую позицию, гордость и уважение к своей стране и ее истории.
Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к своей стране, желание активно участвовать в общественной жизни.Это комплекс политического, патриотического, правового и нравственного образования, которое реализуется благодаря целостной системе мероприятий
[3].
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» [7] сформулированы базовые национальные ценности:
- любовь к родине и народу своей страны;
- социальная солидарность - личная и национальная;
- гражданственность - поддержка правового государства, закона, поликультурного мира, свободы вероисповедания;
- семья - любовь и забота о близких людях, уважение к родителям;
- труд - воспитание уважения к труду;
- наука - стремление к познанию истины, понимание
© Власова Т.А., Королева Н.М. © Vlasova T. A., Koroleva N.M.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
закономерностей существования мира;
- религия - вера, духовность, религиозное мировоззрение;
- искусство - стремление к красоте, социальной гармонии, богатству духовного мира;
- природа - формирование заботливого отношения к окружающей среде.
По мнению Д.Х. Саликова патриотические ценности это «...устойчивые положительно значимые представления о национальных интересах России, определяющиеся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства» [9].
В современных исследованиях к патриотическим ценностям относятсоциальную справедливость, труд, солидарность, государственность, толерантность, приемлемые для конкретного общества в тот или иной период исторического развития. Антропологическиепатриотические ценности определены личностными предпочтениями и установками индивида.
Система патриотического воспитания - это «единство и совокупность целей и задач, содержания и принципов, методов и средств, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное воздействие всего воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение студентов с целью всесторонней подготовки к выполнению своего патриотического долга» [1]. Знакомство с историческим прошлым и родной культурой страны вызывает эмоциональный отклик у студентов, укрепляет чувство патриотизма [5].
В соответствии с Концепцией патриотического воспитания формирование патриотизма - это «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей» [2].
В каждой стране гражданское воспитание определяется уровнем развития демократии, гуманности и востребованности гражданских качеств в обществе.
Таким образом, анализируя задачи гражданско-патриотического воспитание, можно сказать, что это целенаправленный процесс формирования гражданских и патриотических качеств личности, составляющих социальную, правовую и духовно-нравственную её целостность.
В год празднования 75-й годовщины Великой Победы на базе нашего вуза проводится активная работа по формированию гражданского самосознания студентов с целью помочь молодым людям, с неокрепшим мировоззрением, противостоять любым проявлениям фальсификации исторической правды,сохранить историческую память о предках, отстоявших национальную независимость, свободу и мир на Земле. В рамках патриотического воспитания запланировано бинарное мероприятие по теме «Итоги и уроки Великой Отечественной и II Мировой войны» в форме «круглого стола» и научная викторина «Не померкнет летопись Победы».
Планируя, проведение научной викторины, мы ставили перед собой следующие задачи:
- Активизировать работу по патриотическому и гражданскому воспитанию студентов.
- Изучить героическое прошлое России.
- Воспитывать уважения к памяти защитников Отечества.
- Развивать познавательную активность и кругозор молодежи в области истории (Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.).
- Выявить учащихся с высоким интеллектуальным уровнем развития и создать условия для их самореализации.
Перед выполнением заданий викторины участникам необходимо подготовить краткую презентацию названия и эмблемы команды. При проведении викторины предполагается участие команд в трех раундах:
Первым раундом викторины является - Визуализация. Участникам в течение 5 минут необходимо идентифицировать
изображение, относящееся к событиям Великой отечественной войны:
- защита Брестской крепости;
- Московская битва;
- Сталинградская битва;
- Курская битва;
- освобождение г Курска;
- блокада Ленинграда;
- освобождение Восточной Европы;
- штурм и взятие Берлина;
- тыл в годы Великой Отечественной войны;
- партизанское движение.
Затем представить краткий рассказ (3 минуты) об этом событии, его участниках (командирах и рядовых), их подвиге, определить значение.
Второй раунд викторины проводится в формате игры -«Что? Где ? Когда?» Участникам необходимо ответить на 10 вопросов различной сложности по теме Великая Отечественная война. Содержание вопросов связано с основными, наиболее крупными сражениями Великой Отечественной войны (военные операции советской и немецкой армий, командующие фронтами и армиями, герои сражений, хронология событий). Время на обдумывание - 5 минут.
1. Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны. Назовите время начала нападения на Советский Союз.
2. Какое государство в 1941 году без объявления войны вторглось в пределы нашей Родины?
3. Кто был Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР в годы Великой Отечественной войны?
4. Частью какой войны была Великая Отечественная война?
5. Назовите крепость, ставшую символом несгибаемого мужества, стойкости и героизма советских воинов в первые дни войны?
6. На фронтах Великой Отечественной сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». Что это было?
7. Какой из отечественных танков стал легендой Великой Отечественной войны?
8. Как называлась реактивная установка, находившаяся во время войны на вооружении артиллерии советской армии?
9. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?
10. Фашистские войска в 1941-1942 году потратили на захват этого города 250 дней, а советские войска освободили его в 1944 году за 5 дней. Что это за город?
Третий раунд - «Война в судьбе моей семьи, война в судьбе моей России» предполагает, что в течение 5 минут команды представят презентацию результатов научно-исследовательской работы в домашних архивах об участии их предков в Великой Отечественной войне. Презентация должна состоять из слайдов (не более 15) с минимальным содержанием текстового материала, приветствуются спецэффекты, музыкальное сопровождение, а также демонстрация артефактов, хранящихся в семье: орденов и медалей, наградных документов, писем и т.п.
Оцениваться работа команд будет по следующимкрите-риям- точность и логичность ответа; умение раскрыть тему; качество презентации; навыки публичного выступления; наличие исторических свидетельств.
Для подведения итогов научной викторины избирается жюри, задача которого подсчитать количество баллов, заработанное каждой командой и определить победителя. Участники и призеры викторины награждаются дипломами, сертификатами и призами.
В процессе проведения бинарного мероприятия по теме «Итоги и уроки Великой Отечественной и II Мировой войны» в форме «круглого столамы ставили перед собой следующие цели:
- образовательные - изучить хронологию иосновные события Великой Отечественной и II Мировой войны, их историческое значение, определить роль личностей в исторических событиях;
- развивающие - сформировать умение решать проблемные ситуации, давать аргументированную оценку историческим событиям, делать выводы, отстаивать свою точку зрения и вести дискуссию; закрепить навыки работы с историческими источниками и дополнительной литературой; сформировать исследовательскую компетентность, развивать навыки использования информационных технологий;
- воспитательные - способствовать развитию чувства гордости за историческое прошлое своей страны, осознанию Великой Победы как значимого события в истории страны и мира; воспитанию чувства сопереживания к судьбам народа; формированию патриотизма и гражданского самосознания.
Проведение данного мероприятиядает возможность реализации следующих универсальных учебных действий:
- личностных - осуществление гражданской идентификации личности; развитие познавательных интересов, соотношение поступков и событий с принятыми этическими нормами; выделение нравственных аспектов поведения в межличностных отношениях; формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному процессу;
- регулятивных - принятие и планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; определение и формулирование цели деятельности на каждом этапе работы; выполнение учебных действий, разработка вместе с преподавателем критериев оценки своей работы и работы всей группы;
- коммуникативных - осуществление планирования учебного сотрудничества с преподавателем и группой, определение цели, степени участия и способов взаимодействия; приобретение умения учитывать позицию собеседника, адекватно воспринимать и передавать информацию, формулировать собственное мнение и позицию, закреплять навыки монологического высказывания и ведения дискуссии;
- познавательных - участие в решении проблем творческого и поискового характера; осуществление синтеза - составление целого из частей, применение методов расширенного поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, Интернет-источников, архивных материалов, выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы.
Таким образом, цель данного мероприятия - подвести итоги и обобщить знания по разделу №7 учебной дисциплины История «Великая Отечественная война. СССР в послевоенные годы (1945-1965 гг.)», рассмотреть результаты и проанализировать историческое значение Великой Победы, оценить умениевыполнять групповые и индивидуальные задания, навыки исследовательской работы, публичного выступления и ведения дискуссии.
В результате студенты смогут охарактеризовать важнейшие события Великой Отечественной войны; определить роль личности в ходе исторических событий; дать оценку итогов Великой отечественной и II Мировой войны; оценить необходимость противостояния любым проявлениям фашизма в современных условиях. Подобные мероприятия помогают студентам самостоятельно осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, осознавать свою идентичность как граждан страны; формируют способность проявлять толерантность к социальным, этническим, конфессиональным и культурным различиям, сохраняя при этом приоритетность общечеловеческих ценностей. В целом это способствует интеграции личности в национальную и мировую культуру; формированию человека и гражданина, в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества [4].
Учащиеся приобретают навыки работы с различными источниками исторической информации; учатся анализировать и обобщать факты, делать выводы, закрепляют навыки коллективной работы.
Таким образом, проведение патриотических мероприятий должно стать неотъемлемой частью процесса профессиональной подготовки молодых специалистов.
Библиографический список
1. АроновА.А. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Воен.- политическая акад. им. В. И. Ленина. М., 1990. 53 с.
2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. №4. 1995. С.32.
3. Быков А. К. Формирование патриотического сознания молодежи // Педагогика. 2010. №9. С. 10-21.
4. Власова Т.А., Королева Н.М., Костерина И.В. Модель педагогической поддержки развития у студентов способности к личностно-профессиональной самоактуализации: из опыта работы. // Известия ЮЗГУ. Серия Лингвистика и педагогика - Т8, №1(26) 2018 С. 149-158.
5. Власова Т.А., Королева Н.М., Костерина И.В. Роль регионального компонента в системе формирования национального самосознания молодёжи (на примере жизни и творчества В.М. Клыкова) //«Политика, экономика и инновации». №4 (6), 2016. С.12-16.
6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России . М.: Просвещение, 2009. 24 с.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».
8. Пресс - конференция Президента Российской Федерации В.В. Путина 19 декабря 2019 года.
9. Саликов Д.Х. Развитие патриотических ценностей у студентов вуза. Челябинск, 2011. 173 с.
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
References
1. Aronov A. A. Scientific and pedagogical foundations for the management of the system of military-patriotic education of schoolchildren: abstract of thesis. ... Doctors of pedagogical sciences: 13.00.01 / Military - political acad. them. V.I. Lenin. M., 1990. 53 p.
2. BondarevskayaE.V. Valuable foundations of personality - oriented education № 4. 1995. p. 32.
3. BykovA. K. The formation of the patriotic consciousness of youth // Pedagogy. 2010. № 9 Pp. 10-21.
4. Vlasova T.A., Koroleva N.M., Kosterina I.V. The model of pedagogical support for the development of students' abilities for personal and professional self-actualization: from work experience. // South-Western State University. Series Linguistics and Pedagogy - T8, № 1 (26) 2018. Pp. 149-158.
5. Vlasova T.A., Koroleva N.M., Kosterina I.V. The role of the component in the system of formation of the national self-consciousness of youth (on the example of life and work of V. M. Klykov) // «Politics, Economics and Innovations.» № 4 (6), 2016. Pp.12-16.
6. DanilyukA.Ya., KondakovA.M., Tishkov V.A. The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia. M.: Education, 2009. 24 p.
7. Decree of the Government of the Russian Federation of October 4, 2000 N 751, Moscow "On the National Doctrine of Education in the Russian Federation".
8. Press conference of the President of the Russian Federation V.V. Putina December 29, 2019.
9. SalikovD.Kh. The development of patriotic values among university students. Chelyabinsk, 2011. 173 p.
10. Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated December 29, 2012 N 273-ФЗ.