2. Большаков, В.Ю. Психотренининг. Социодинамика. Упражнения. Игры /В.Ю. Большаков.— СПб., 1996.
3. Кадочников, А.А. Система выживания. /А.А. Кадочников. — Ростов, 2000.
4. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение. Истоки. Сущность. Перспективы. /В.Т. Кудрявцев. — М.: Знание, 1991.
5. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения. Педагогика. /М.И. Махмутов. — 1997.
Статья поступила в редакцию 10.12.08.
УДК 373.3
А.В. Молокова, канд. пед. наук, доц. НИПКиПРО, г. Новосибирск
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В рамках разработки комплексного подхода к информатизации начального образования рассматривается профессионально-личностный аспект этого процесса. Обосновываются различные варианты формирования готовности учителя к эффективному применению информационных технологий в начальной школе.
Ключевые слова: готовность учителя, информационные технологии, информатизация, начальная школа.
Проблемы готовности будущего учителя к применению информационных технологий в образовательном процессе рассматриваются в научных работах в течение ряда лет с того момента, как в массовой педагогической практике наметилась тенденция трансформации представлений о персональном компьютере: от объекта изучения к средству обучения (С.А. Бешен-ков, Г.Г. Брусницына, А.А. Витухновская, А.В. Горячев И.А. Донина, С.М. Зияудинова, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, Н.В. Матвеева, С.Л. Мищенко, И.Б. Мылова, Л.В. Папшева, С.В. Поморцева, А.Л. Семенов, Л.В. Серых, И.Ю. Степанова, А.А. Узденов, С.П. Шоленкова и др.).
При этом на различных этапах системы непрерывной подготовки педагогических кадров по-прежнему сохраняются первоначальные тенденции направленности обучения. Так, в практике подготовки студента педагогического ВУЗа наибольшее внимание уделяется преподаванию курса информатики. Считается, что обучение навыкам работы в стандартных прикладных программах на курсах повышения квалификации или в результате самообразования позволит учителю начальных классов успешно применять информационные технологии в педагогической деятельности. То есть необходимым компонентом готовности учителя, как правило, считается сформированность пользовательских навыков и знание основ информатики.
В связи с тем, что наше исследование охватывает комплекс проблем, решение которых обеспечивает эффективную информатизацию образовательного процесса в начальной школе [1], возникла необходимость рассмотреть особенности подготовки педагогических кадров к применению информационных технологий. Логика исследования предопределила важность выявления других, не только необходимых, но и достаточных компонентов готовности учителя к успешной профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, определения различных вариантов формирования готовности к использованию информационных технологий в образовательном процессе начальной школы.
На констатирующем этапе эксперимента нами не было выявлено зависимости уровня готовности учителя начальных классов к применению информационных технологий в образовательном процессе от срока, прошедшего после окончания педагогического Вуза. Большинство учителей не были готовы к использованию возможностей электронных учебных материалов в образовательном процессе начальной школы, независи-
мо от содержания полученного ими педагогического образования. Приобретение ими пользовательских умений приводило лишь к применению текстового процессора для оформления документов.
Расширить знания студентов о возможностях и условиях применения в профессиональной деятельности учителя современных технических средств обучения, сформировать систему знаний, умений и навыков включения информационных технологий в образовательный процесс начальной школы можно различными способами. Одним из них может стать подробное рассмотрение роли и места электронных учебных материалов на уроке в процессе изучения предметов «Методика преподавания математики», «Методика обучения русскому языку и литературе» и других. Попытка реализовать этот способ не увенчалась успехом в связи с отсутствием готовности преподавателей кафедр предметных методик в экспериментальных вузах.
Другим способом является введение специальных курсов в учебный план подготовки будущих учителей начальной школы. С учётом базовых концептуальных подходов [2] нами было разработано содержание и программа специального курса «Информационные и коммуникационные технологии в начальной школе» [3]. Данный спецкурс нацелен на расширение знаний студентов о возможностях информационных технологий в профессиональной деятельности учителя, которые были получены при изучении предмета «Информатика и ИКТ», а также на формирование системы знаний, умений и навыков применения электронных учебных материалов в образовательном процессе начальной школы. Достижение названных целей в рамках специального курса возможно при условии предшествующего освоения студентами основ педагогики и психологии, изучения частных методик обучения младших школьников.
Апробация специального курса проходила в Кузбасской государственной педагогической академии (г. Новокузнецк Кемеровской области). Его основные модули — теоретический, практический и методический. Изучение основ информатизации начального образования является главной составляющей теоретического модуля. Приобретение навыков работы с электронными учебными материалами для начальной школы — основная цель практического модуля. Умения и навыки педагогически целесообразного и методически продуманного применения современных информационных технологий на уроке формируются в процессе реализации методического модуля. Разработанное содержа-
18721852
ние и технология преподавания спецкурса имеют личностно-ориентированную направленность и предполагают высокую активность и самостоятельность студентов. Предложенное нами решение проблемы подготовки будущих учителей начальных классов к применению информационных технологий в образовательном процессе начальной школы, как уже было показано, не является единственно возможным. Однако реализация предложенной идеи в двух педагогических вузах сибирского региона показала её продуктивность в аспекте формирования готовности студентов к реализации приоритетного направления информатизации в начальной школе.
В данном контексте под готовностью понимается состояние личности студента, позволяющее актуализировать психолого-педагогические, дидактические, частные методические и информационно-технологические знания для обоснованного учебного моделирования образовательного процесса в начальной школе с использованием современных информационных технологий. В соответствии с компонентами структуры деятельности учителя, применяющего информационные технологии в образовательном процессе, нами были определены три уровня готовности студентов, которые фиксировались в ходе апробации специального курса путём диагностирования того, каким образом актуализируются полученные знания при решении конкретных профессионально-ориентированных задач в ходе моделирования урока или внеурочного занятия. В результате были получены данные, подтверждающие продуктивность изучения специального курса, адекватность его содержания и избранных методов преподавания поставленным целям и задачам. Так, число студентов, имеющих высокий уровень готовности, увеличилось на 27%, а тех, кто на первых занятиях продемонстрировал низкий уровень, к моменту окончания изучения специального курса стало почти в три раза меньше.
Таким образом, введение специального курса «Информационные технологии в начальной школе» оказалось результативным решением проблемы формирования готовности учителя к реализации приоритетного направления модернизации начального образования. Однако дальнейшее исследование показало, что расширение содержания вузовской подготовки будущих учителей начальных классов не позволяет в полной мере решить проблему кадрового обеспечения информатизации образовательного процесса в начальной школе. К числу причин, способствующих продолжению поиска, следует отнести следующие выявленные нами факты:
- число молодых специалистов в образовательных учреждениях не превышало 14% , а в отдельных школах их совсем не было;
- среди студентов, изучавших специальный курс, 93% не планировали при благоприятном стечении обстоятельств работать в школе;
- низкий рейтинг профессии учителя, связанный с уровнем дохода и социальных благ, не позволял предположить кардинальное изменение ситуации в ближайшем будущем.
В связи с этим мы предположили, что формирование готовности к эффективному применению информационных технологий в образовательном процессе начальной школы в соответствии с целями начального образования возможно в ходе повышения квалификации учителя начальных классов. Вполне естественно, что, получив недостаточные знания в области информатизации образовательного процесса, выпускники вузов испытывают существенные затруднения в осуществлении профессиональной деятельности на современном уровне требований. Проблема освоения инфор-
мационных технологий, их применения в образовательном процессе актуальна и в отношении учителей-прак-тиков, независимо от их педагогического стажа.
В этой связи актуализируется использование ресурса системы повышения квалификации педагогических кадров, теоретико-методологические основы которого отражены в работах А.В. Дарвинского, В.Г. Онушкина, М. Ноулса, Л. Туроса и других авторов. Опираясь на результаты исследований в области образования взрослых, проведенные С.Г. Вершловским, М.Т. Громковой,
Н.И. Мицкевичем и другими учёными, мы исследовали возможности подготовки учителя к применению информационных технологий в образовательном процессе начальной школы в соответствии с разработанной нами концепцией. Учитывались также результаты исследований, посвящённых информатизации непрерывного педагогического образования в системе повышения квалификации (М.С. Чванова, М.А. Горюнова и др.).
Исследование возможностей, а затем определение стратегии и тактики подготовки учителя начальных классов к эффективному осуществлению информатизации образовательного процесса во время курсов повышения квалификации, в реализации программ развития школы и самообразования осуществляется нами с целью решения такой проблемы как отсутствие профессиональной подготовки педагога нового типа, востребованного социумом [4].
Анализ научно-методических источников показал, что в системе повышения квалификации успешно реализуется курсовая подготовка, целью которой является формирование и развитие пользовательских навыков учителей, информационно-коммуникационной компетентности. При этом очевидно и подтверждено практикой, что для успешного осуществления информатизации образовательного процесса не достаточно наличия высокого уровня владения учителем информационными технологиями. Необходимым и достаточным условием успешности инновационной деятельности в области информатизации образовательного процесса является высокий уровень педагогической культуры учителя начальной классов в совокупности
- с пониманием методологических основ информатизации;
- соблюдением принципов использования информационных технологий в образовательном процессе;
- освоением методов и приёмов применения электронных учебных материалов на уроке и во внеурочной деятельности младших школьников.
Одним из подходов ознакомления педагогов с теорией и практикой информатизации образовательного процесса является освещение проблем применения информационных технологий в начальном обучении в рамках курсовой подготовки учителей начальных классов, независимо от тематики курсов. Нами разработано и апробировано содержание обзорных занятий для слушателей Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования по теме «Информатизация начальной школы», ставшее инвариантным компонентом базового блока всех курсов повышения квалификации, организуемых кафедрой начального образования. В ходе этих занятий учителя начальных классов знакомятся:
- с различными концепциями раннего формирования информационно-коммуникационной грамотности;
- с авторскими подходами к информатизации начального образования;
- с методологическими, дидактическими и нормативными основами использования информационных технологий в образовательном процессе;
- с другими направлениями информатизации.
Слушателям курсов предлагается обзор содержания и особенностей применения различных электронных учебных материалов, в том числе и разработанных под руководством автора. Демонстрируются электронные дидактические материалы и средства наглядности, созданными учителями-инноваторами, результаты проектной и исследовательской деятельности младших школьников. Кроме того, на занятиях обсуждаются проблемы и перспективы информатизации начальной школы, возможные негативные проявления этого процесса и средства их профилактики.
Другой подход, реализация которого направлена в большей степени на формирование и развитие методических навыков применения информационных технологий в образовательном процессе начальной школы, осуществляется в рамках вариативной части разработанных нами курсов. Образовательная программа курсов повышения квалификации «Информатизация образовательного процесса в начальной школе» предназначена для учителей начальных классов, имеющих представление о проблеме и минимальные навыки работы на персональном компьютере. Программа разработана с учётом современных подходов к повышению квалификации учителя начальных классов в аспекте модернизации образования, а именно одного из важнейших направлений — информатизации образовательного процесса, с учётом основных направлений Федеральной целевой программы развития образования в России. Задачами программы, решение которых позволит обеспечить понимание учителями теоретических основ информатизации, принятие и применение принципов использования информационных технологий, формирование методических умений применения электронных учебных материалов в образовательном процессе начальной школы, являются следующие:
- расширить знания слушателей курсов о возможностях информационных технологий в качестве инструмента профессиональной деятельности учителя, об использовании компьютера в качестве средства обучения и воспитания в рамках различных учебных предметов и во внеурочной деятельности младших школьников;
- сформировать представления о методах и приёмах включения информационных технологий в образовательный процесс начальной школы;
- показать перспективные возможности информационных технологий для обучения и воспитания младших школьников;
- ознакомить слушателей с подходами к оценке эффективности информатизации начальной школы;
- повысить квалификацию учителя в области педагогики и методики современного начального образования.
Апробация изложенных подходов в курсовой подготовке учителей начальных классов, осуществляемой кафедрой начального образования Новосибирского ИП-КиПРО позволяет сделать следующие выводы:
1. Разработанное содержание обзорных занятий, посвящённых проблемам информатизации образовательного процесса и включённых в инвариантную часть всех базовых курсов, востребовано всеми учителями начальных классов.
2. Используемые формы организации обучения адекватны его цели и позволяют достичь включённости всех педагогов в проблематику занятия, повысить уровень их заинтересованности в результатах обсуждения или решения практической задачи.
3. Отсроченными результатами включения новой проблемы в инвариантную часть базовых курсов повышения квалификации являются: востребован-
ность продолжения обучения на проблемных курсах; участие учителей начальных классов в работе творческих групп по данной теме; повышение качества квалификационных работ в аспекте анализа опыта использования информационных технологий в профессиональной деятельности.
4. Проблемные курсы повышения квалификации учителей востребованы теми учителями, кто психологически готов к применению информационных технологий в образовательном процессе, имеет минимальные пользовательские навыки, заинтересован в расширении методологических представлений и методических умений.
5. Сравнительный анализ результатов входного и итогового тестирования показывает, что в результате курсовой подготовки происходит систематизация представлений слушателей о проблемах информатизации образовательного процесса в начальной школе, формируется умение выделять и проектировать варианты решения дидактических задач средствами информационных технологий.
6. К числу отсроченных результатов курсов повышения квалификации по рассматриваемой проблеме следует отнести активизацию деятельности учителей, посетивших курсы, по применению информационных технологий в образовательном процессе, значительное повышение уровня их профессиональной успешности.
Таким образом, результаты апробации разработанного нами варианта подготовки учителя к осуществлению информатизации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с концептуальными подходами, подтвердили его продуктивность.
В ходе исследования был разработан и апробирован второй подход, на наш взгляд более продуктивный [5]. Его особенность состоит в осуществлении научно-методического сопровождения информатизации начального образования. Основу подготовки учителя составляет система семинаров, мастер-классов, индивидуальных и коллективных консультаций. Она направлена на повышение профессионального уровня учителя не только в части освоения методов и приёмов применения информационных технологий, но и в части понимания общепедагогических проблем развития современной школы, принятия дидактических и методологических основ информатизации.
Нами выявлено, что научно-методическое сопровождение информатизации обеспечивает:
- повышение уровня психолого-педагогической готовности учителя к эффективному применению информационных технологий в образовательном процессе;
- позитивное изменение результатов профессиональной педагогической деятельности в целом и непосредственно связанных с информатизацией образовательного процесса, в частности;
- повышение конкурентоспособности учителя начальных классов.
Существенно, что в дальнейшем учителя экспериментальных школ активнее и продуктивнее своих коллег из контрольных образовательных учреждений обобщают и распространяют свой опыт, самообразовываются. При этом сами школы выполняют функцию опорных центров, обеспечивая саморазвитие образовательной системы района и города. Одним из условий успешности этого процесса является изменение уровня готовности методической службы к восприятию позитивного опыта и сопровождению информатизации начального образования.
В целом можно отметить, что процессуальный компонент деятельности учителя начальных классов, на-
чавшего применение информационных технологий в образовательном процессе при постоянном научно-методическом сопровождении, существенно изменился. Наши наблюдения показывают, что в результате подверглись коррекции, в том числе, и ценностно-целевые установки учителей. Многие из них проявили интерес к повышению уровня информационной культуры, осознали необходимость методологической подготовки к инновационной деятельности, проявили заинтересованность в изучении психолого-педагогичес-ким аспектов обучения и воспитания в условиях информатизации, занялись самообразованием, проявили инициативу в повышении квалификационной категории, изменили стиль общения с учащимися и их родителями. На наш взгляд, перечисленным позитивным результатам способствовала осуществляемая в системе рефлексия инновационной деятельности на уровне отдельного учителя, образовательного учреждения, на межшкольном уровне.
Опыт учителей начальных классов города Новосибирска, применяющих экспериментальные электронные учебные пособия, разработанные нами, и другие электронные учебные материалы в образовательном процессе, широко представлен в сборниках материалов традиционной ежегодной городской научно-практической конференции, посвящённой проблемам информатизации муниципальной системы образования. В течение четырёх лет были опубликованы результаты поисково-исследовательской деятельности десятков учителей начальных классов, применяющих информационные технологии в образовательном процессе, треть из них стали лауреатами и победителями всероссийских и международных профессиональных конкурсов, в том числе и конкурса «Лучшие учителя», проводимого в рамках реализации Национального проекта «Образование». В статьях педагогов отражены результаты практической реализации наших подходов к использованию информационных технологий в образовательном процессе начальной школы: на уроках и во внеурочной деятельности; во внеклассной воспитательной
работе и при выполнении домашних заданий; при реализации традиционной модели обучения, принципов личностно-ориентированного обучения и дидактических принципов Л.В. Занкова; при организации учебной деятельности одарённых детей, учеников массовой адаптивной школы и школьников с особыми образовательными потребностями.
В целом оба рассмотренных варианта повышения квалификации учителя начальных классов в аспекте осуществления информатизации образовательного процесса гармонично дополняют друг друга, но по объективным причинам не всегда могут реализовываться одновременно. Второй из них представляется более продуктивным и существенно расширяющим возможности первого варианта за счёт пролонгированного взаимодействия преподавателя-консультанта с отдельным учителем и, одновременно, за счёт создания и расширения среды профессионального общения по проблеме. Все учителя экспериментальных образовательных учреждений эффективно применяют современные информационные технологии в образовательном процессе и только 65% слушателей курсов повышения квалификации имеют значимые отсроченные результаты в этом направлении инновационного развития начальной школы.
Таким образом, формирование готовности учителя к применению современных информационных технологий в образовательном процессе оказалось одной из самых сложных задач информатизации начальной школы. Это связано с тем, что при апробации возникла необходимость согласования наших идей с уже сложившимися и реализующимися в вузах и системе повышения квалификации подходами к подготовке учителя в области информатизации. Однако внешняя экспертная оценка подтвердила высокую результативность разработанных теоретических положений, эффективность реализации сформированной на различных этапах непрерывного педагогического образования готовности учителя к применению современных информационных технологий в образовательном процессе начальной школы.
Библиографический список
1. Молокова, А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы [Текст] / А.В. Молокова // Начальная школа. — 2005. — №1.
2. Молокова, А.В. Информатизация начальной школы (концептуальные положения) [Текст] / А.В. Молокова ; под ред. Бобко И.М., Молокова Ю.Г. — Новосибирск: НГУ, 2004.
3. Молокова, А.В. Информатизация начальной школы: подготовка учителя [Текст] / А.В. Молокова; под ред. Бобко И.М., Молокова Ю.Г. — Новосибирск: НГУ, 2004.
4. Молокова, А.В. Совершенствование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях информатизации образования [Текст] / А.В. Молокова // Материалы международной научно-практической конференции «Формирование профессиональной компетенции учителя начальных классов». — Барнаул, 15-16 ноября 2007 г. — Барнаул : БГПУ, 2007.
5. Молокова, А.В. Применение информационных технологий в образовательном процессе как инновационная деятельность учителя начальных классов [Текст] / А.В. Молокова // Научно-методический журнал «Сибирский учитель». — Новосибирск: изд-во НИПКиПРО. — 2006. — №3.
Статья поступила в редакцию 17.12.08.