лами, осмыслении схемы рассуждении, доказа- речисленных методов и средств позволит, с одной сто-
тельств. Использование математического языка роны, развить математическое мышление в той мере,
в данном случае выступает как основа, один из в какой это требуется в современных условиях, в со-
способов, приводящий в порядок мысли. временном обществе, с другой стороны, создать усло-
Данный перечень методических рекомендаций мо- вия для «понимающего» усвоения изучаемого матери-
жет быть продолжен. Применение в практике вышепе- ала.
Библиографический список
1. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). — М.: Педагогика, 1972.
2. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. — М.: Изд-во АН СССР, 1957.
3. Трегуб, Л.С. Элементы современного введения в математику: Равенство. Числовые структуры. — Ташкент: Фан, 1973.
4. Фрейнденталь, Г. Математика в науке и вокруг нас. — М.: Мир, 1977.
5. Фридман, Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: Пособие для учителей, методистов и педагогических высших заведений. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.
6. Колягин, Ю.М. Математика и развитие логического мышления // Активизация обучения математики в сельской школе: сб. статей / Сост. Ю.М. Колягин. — М.: Просвещение, 1975.
7. Менчинская, Н.А. Развитие логического мышления на уроках математики / Н.А. Менчинская, А.С. Пчелко // Развитие мышления в процессе обучения в начальной школе. — М.: Учпедгиз, 1959.
8. Эрдниев, П.М. Преподавание математики в школе: Из опыта обучения методом укрупненных упражнений. — М.: Просвещение, 1978.
9. Вейль, Г. Математическое мышление. — М., 1989.
10. Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики. — М.: Гардарики, 2002.
11. Султанова, Л. Б. Роль интуиции и неявного знания в формировании стиля математического мышления // http://
philosophv.allru.net/perv107.html
12. Икрамов, Д.Ж.. Теория и практика развития математической культуры школьников. — Ташкент, 1984.
13. Максимов, Л.К. Развитие основных компонентов теоретического мышления школьников (на математическом материале): — дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. — М., 1979.
14. Кон, И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980.
15. Философская энциклопедия. — Т. 4. — М.: Советская энциклопедия, 1967.
16. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. М., 1999.
17. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин,
заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. — М.: Мысль, 2001.
18. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003.
Статья поступила в редакцию 1.11.08 г.
УДК 34:37.037
И.В. Медведев, старший преподаватель Учебного центра при ГУВД по Алтайскому краю, г. Барнаул
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ МВД РФ К ФИЗИЧЕСКОМУ САМОВОСПИТАНИЮ
В данной статье описана экспериментальная работа по формированию профессионально-ценностного отношения к физическому самовоспитанию у слушателей Учебного центра при ГУВД по Алтайскому краю, выделены и проверены на практике основные педагогические условия и компоненты применяемой методики. На основе анализа полученных результатов обоснованы ключевые теоретические положения экспериментальной работы.
Ключевые слова: физическое самовоспитание, профессионально — ценностное отношение, профессиональный интерес, методы активного обучения, физическая культура личности.
Преобразования, которые сегодня происходят в обществе коснулись практически всех сторон экономической и политической жизни страны. Не обошли они и систему МВД. Новая кадровая политика требует от учебных заведений МВД подготовки более высокого стандарта сотрудника милиции способного мыслить самостоятельно, адаптироваться к любым условиям службы в т. ч. и в зонах вооруженных конфликтах, обладающего высоким уровнем правовой и физической подготовки. С другой стороны, учитывая значительно возросшие психические и физические нагрузки на сотрудников органов внутренних дел невозможно успешно решать кадровую политику, не обратив пристального внимания на физическую подготовку сотрудников, так как именно она далека от декларируемого сегодня стандарта. Вместе с тем низкий уровень физического и интеллектуального развития кандида-
тов на службу в ОВД заставляет учебные центры МВД искать принципиально иные формы педагогического воздействия, позволяющие за сравнительно короткий срок решить проблему физического воспитания молодых сотрудников. Основная цель нашего исследования состояла в поиске новых педагогических технологий для повышения эффективности процесса физической подготовки в Учебных центрах МВД и, как следствие, формирование у слушателей профессионально-ценностного отношения к физическому самовоспитанию. Мы убедились в том, что формирование готовности к физическому самовоспитанию требует смены акцентов в целевой установке регламентированных занятий физическими упражнениями: переноса основного внимания с решения проблемы физической подготовленности на обеспечение формирования физической культуры личности. В этой связи определились и основные принци-
пиальные условия, вне которых невозможно решить проблему готовности слушателей к самоопределению в этой сфере.
Первым из таких условий, очевидно, является единство теоретического и практического компонентов физической подготовки, включая проблемы параллельного формирования знаний и умений в сфере самостоятельных занятий. Как свидетельствует опыт, отсутствие у слушателей элементарных знаний о воздействии определенных видов спорта на организм человека, о конкретной физической нагрузке, которая присуща данному виду физических упражнений, рука об руку идет с неумением осуществить самоконтроль и неумением самостоятельно планировать занятия.
Вторым из условий, на наш взгляд, должно быть внимание к рациональным срокам формирования, с одной стороны — умения самостоятельно заниматься, и с другой — достижение ощущения реальной пользы от занятий, прогресса в физическом состоянии занимающихся. Очевидно, это следует рассматривать в качестве исходных конкретных ориентиров при планировании учебного процесса. Важно также иметь в виду и об этом необходимо информировать слушателей, что существуют конкретные временные промежутки, в течение которых, при полной двигательной пассивности практически теряется эффект от предшествующих физкультурно-спортивных и физкультурно-оздоровительных занятий. Заметим, что слушатели имеют возможность на личном опыте убедиться в существовании такого эффекта по возвращении к занятиям после служебной практики.
Третьим условием формирования вышеуказанной готовности слушателей, на наш взгляд, выступает постепенный переход от жестко регламентированных занятий к сочетанию их с занятиями самостоятельными, такими, когда сам слушатель при условии необходимого минимума регламентированных занятий в целях обеспечения достаточного индивидуального уровня физической подготовленности в соответствии с программой определяет время и место, а также формы своей физкультурно-спортивной активности. С целью выявления отношения слушателей к своему физическому самовоспитанию как профессиональной ценности, нами был проведен анкетный опрос 96 слушателей Учебного центра при ГУВД Алтайского края. Результаты исследования показывают, что самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для большинства слушателей насущной потребностью, а здоровье и уровень физической подготовленности не входят в число их ведущих ценностей. Занятия физической культурой и спортом в системе интересов слушателей занимают далеко не ведущее место, что свидетельствует об их низкой физкультурно-спортивной активности. Только 35,2% слушателей занимаются физической культурой, помимо академических занятий в учебном центре, из них в спортивных секциях занимаются 12%, самостоятельными занятиями физической культурой 23,2% . У 64,8% слушателей полностью отсутствует желание к дополнительным занятиям физической культурой и спортом. Анкетный опрос позволил также выделить ряд основных причин затрудняющих процесс физического самовоспитания слушателей:
- отсутствие интереса 34,2%;
- личная недисциплинированность 16,7%;
- отсутствие уверенности в практическом применении полученных знаний и навыков в служебной деятельности 36,4%;
- формальное отношение к физической подготовке в органах внутренних дел 27,1% ;
- загруженность учебной работой 48,5% .
Многие из опрошенных слушателей выделили несколько причин, поэтому общее число ответов больше 100%.
Результаты исходного уровня физкультурной грамотности необходимого для организации процесса физического самовоспитания показали довольно низкую осведомленность в теоретических и практических вопросах физической культуры. Только 39,7% слушателей владеют знаниями в области физической культуры, из них 30,8% знают достаточно, 46,7% знают мало , 12,3% ничего не знают, а 10,2% даже не считают необходимым знать что-либо в области физической культуры.
Результаты исследования показывают, что проблема приобщения молодых сотрудников к самостоятельным занятиям физической подготовкой остается актуальной на сегодняшний день. Полученные данные в ходе исследования свидетельствуют, что слушатели имеют слабую мотивацию к своему физическому самовоспитанию.
На основе анализа проведенного исследования, нами разработана методика включения в учебный процесс методов активного обучения, одним из направлений которой является смещение акцента с объяснительноиллюстративных методов в сторону собственной познавательной активности обучаемых. Методика составлена на основе учета закономерностей познавательно-практической деятельности и взаимосвязанных факторов, оказывающих влияние на развитие творческих способностей обучаемых в процессе освоения ценностей физического самовоспитания.
Основные компоненты методики составили:
1. Формирование потребностно-мотивационной сферы, стимулирующей слушателей к приобретению теоретических знаний и практических умений для самостоятельных занятий по физической подготовке.
2. Освоение профессионально-прикладных знаний, умений и навыков.
3. Активизация самостоятельной физкультурноспортивной деятельности слушателей нацеленной на дальнейшее их самообразование, самовоспитание и самосовершенствование.
4. Привлечение слушателей к активной творческой деятельности в области физической культуры и спорта.
Внедрение методов активного обучения не означало полную отмену традиционных способов организации учебного процесса. Мы попытались использовать те и другие в комплексе, в оптимальных сочетаниях.
В ходе проведения занятий развивались и совершенствовались способности к творческой деятельности, активизировалась мыслительная деятельность, развивались познавательные интересы и коммуникативные качества, большое внимание уделялось созданию обратной связи между преподавателем и слушателями.
Теоретический раздел методики включал в себя лекции с применением аудиовизуальных средств. Нами был использован определенный подбор учебных фильмов обладающих богатой содержательной информацией. Такая форма лекции позволяет перекодировать часть вербальной информации в визуальную форму, которая в сочетании с комментированием обеспечивает более эффективное усвоение новой информации, а также систематизацию имеющихся знаний. В рамках теоретического раздела нами были организованы занятия — презентации с привлечением специалистов работающих в различных прикладных аспектах профессиональной физической подготовки: фехтование, различные стили рукопашного боя, служебное многоборье, стрелковая подготовка. Данный тип занятий помимо
знакомства со спецификой физической подготовки в ОВД создает также мотивацию для собственных индивидуальных занятий. В разделе межпредметных связей слушателями рассматривались медико-биологические и психофизиологические аспекты физической культуры, не предусмотренные традиционной программой.
Для практических занятий мы использовали программу, содержащую в своей основе элементы проблемного и игрового методов обучения, что в сочетании с традиционной формой проведения занятий позволяет решать ряд специфических задач.
Во-первых, занятия по физической подготовке строятся как одна из составляющих общей профессиональной подготовки. На занятиях моделируются ситуации непосредственно связанные со служебной деятельностью сотрудников ОВД, что дает возможность целенаправленно тренировать необходимые физические качества.
Во-вторых, все технические приемы и элементы рассматриваются во многовариативности их выполнения и преподносятся слушателям как проблемные задачи, которые обучаемые решают как во время занятий под контролем преподавателя, так и во время своей самостоятельной подготовки. В тренировочный процесс систематически включаются элементы психологической подготовки, проводимые в форме бесед, демонстраций, ярких примеров из практики, психотренингов, ролевых игр, и призванные воспитать у слушателей психологическую устойчивость к стрессовым ситуациям, необходимые нравственно-волевые качества и профессиональные ценности.
Для оценки использования экспериментальной методики был проведен педагогический эксперимент на базе Учебного центра при ГУВД по Алтайскому краю в условиях учебного процесса в течение учебного периода (6 месяцев). В эксперименте приняли участие 50 слушателей, которые были условно разделены на 2 группы контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ). Слушатели КГ занимались по обычной программе для соответствующей категории сотрудников, а слушатели ЭГ - по методике с использованием методов активного обучения. В начале эксперимента слушатели обеих групп приняли участие в тестировании теоретических знаний и физической подготовленности. Данные полученные в результате тестирования свидетельствуют об отсутствии достоверных различий у слушателей ЭГ и КГ. Установлено, что 8,3% слушателей ЭГ имели высокий уровень теоретической подготовки, 12,7% -средний уровень и 79,0% - низкий уровень, слушатели КГ соответственно 8,1% , 13,2 % и 78,7% . В результате эксперимента положительные изменения уровня теоретической подготовленности произошли у слушателей обеих групп, но у слушателей ЭГ эти изменения были более выражены (Р < 0,05). В ЭГ высокий уровень теоретической подготовки отмечен у 28,5% слушателей, средний уровень у 50,1% и низкий уровень лишь у 21,4%. Тогда как у слушателей КГ эти показатели составили соответственно 10,6%, 25,8% и 63,6%. До начала эксперимента показатели общей физической подготовленности слушателей ЭГ и КГ во всех тестируемых испытаниях не имели существенных различий. Вместе с тем заключительное тестирование позволило выявить заметные отличия этих показателей. К концу эксперимента имела место положительная тенденция динамики показателей физической подготовленности во всех группах. Однако степень их сдвигов в ЭГ оказалось существенно выше по сравнению с КГ (Р < 0,05). Наибольший прирост результатов ЭГ был определен в тестах, характеризующих развитие общей выносливо-
сти 18,1% , силовой подготовленности 35,3% , скоростных качеств 22,2% , ловкости 40,3% .
Уровень специальной физической подготовки слушателей был определен в ходе экзамена. На оценку отлично в ЭГ сдали 62,3% слушателей, на оценку хорошо 34,4% и на оценку удовлетворительно всего лишь 3,3% слушателей. В КГ эти данные составили соответственно 15,2%, 27,7%, 57,1%.
Анализ самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности слушателей позволил зафиксировать положительные изменения в уровне и характере мотивации занятий физическими упражнениями. Ведущими мотивами у слушателей ЭГ стали: профессиональная необходимость (с 20% до эксперимента, до 76% после окончания эксперимента), непременное условие карьерного роста (с 22% до 63% соответственно), повышение внутренней самооценки и уверенности при выполнении служебных обязанностей (23% до 81%). В ходе эксперимента значительно вырос процент слушателей ЭГ начавших заниматься физической культурой и спортом на регулярной основе: в спортивных секциях на 13,2%, индивидуально в свободное от занятий время на 23,9%.
Существенными оказались также сдвиги в познавательной и спортивной активности слушателей ЭГ. В семинарах и презентациях по вопросам специальной физической подготовки приняли участие до 80% слушателей ЭГ. В спортивных мероприятиях проводимых в учебном центре, так или иначе, принимали участие все слушатели ЭГ. По окончанию курса специальной физической подготовки 24,8% слушателей ЭГ получили удостоверения инструкторов по Специальной Физической подготовке. По аналогичным показателям процент изменений в потребностно-мотивационной сфере и физкультурно-спортивной активности у слушателей КГ был настолько незначителен, что им можно пренебречь.
Итоги анкетного опроса, проведенного в конце эксперимента, свидетельствуют о возникновении у слушателей профессионального интереса к физической подготовке, что является ядром профессионально-ценностного отношения к своему физическому самовоспитанию, повышении познавательной активности и более высоким уровнем удовлетворенности учебным процессом (88,8% у слушателей ЭГ и 43,4% у слушателей КГ). Заключительный анализ результатов внедрения экспериментальной методики показал, что слушатели:
- в большей степени овладели теоретическими знаниями и практическими умениями;
- уверены в том, что хорошее физическое развитие — непременное условие профессиональной деятельности;
- в большей мере заинтересованы в систематических занятиях физической культурой и спортом;
- проявили значительно большую активность к физкультурному образованию и физическому самовоспитанию.
Таким образом, в контексте применяемой нами методики происходит активизация самостоятельной деятельности слушателей, стимулируется мотивация, повышается эмоциональность, а в целом это способствует развитию интереса в области специальной физической подготовки, а отсюда и формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Использование таких занятий позволяет существенно повысить индивидуальную активность слушателей и сформировать отношение к физическому самовоспитанию как к профессиональной ценности.
Библиографический список
1. Богомолова, Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки. /Н.Н. Богомолов.— М., 1977.
2. Большаков, В.Ю. Психотренининг. Социодинамика. Упражнения. Игры /В.Ю. Большаков.— СПб., 1996.
3. Кадочников, А.А. Система выживания. /А.А. Кадочников. — Ростов, 2000.
4. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение. Истоки. Сущность. Перспективы. /В.Т. Кудрявцев. — М.: Знание, 1991.
5. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения. Педагогика. /М.И. Махмутов. — 1997.
Статья поступила в редакцию 10.12.08.
УДК 373.3
А.В. Молокова, канд. пед. наук, доц. НИПКиПРО, г. Новосибирск
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В рамках разработки комплексного подхода к информатизации начального образования рассматривается профессионально-личностный аспект этого процесса. Обосновываются различные варианты формирования готовности учителя к эффективному применению информационных технологий в начальной школе.
Ключевые слова: готовность учителя, информационные технологии, информатизация, начальная школа.
Проблемы готовности будущего учителя к применению информационных технологий в образовательном процессе рассматриваются в научных работах в течение ряда лет с того момента, как в массовой педагогической практике наметилась тенденция трансформации представлений о персональном компьютере: от объекта изучения к средству обучения (С.А. Бешен-ков, Г.Г. Брусницына, А.А. Витухновская, А.В. Горячев И.А. Донина, С.М. Зияудинова, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, Н.В. Матвеева, С.Л. Мищенко, И.Б. Мылова, Л.В. Папшева, С.В. Поморцева, А.Л. Семенов, Л.В. Серых, И.Ю. Степанова, А.А. Узденов, С.П. Шоленкова и др.).
При этом на различных этапах системы непрерывной подготовки педагогических кадров по-прежнему сохраняются первоначальные тенденции направленности обучения. Так, в практике подготовки студента педагогического ВУЗа наибольшее внимание уделяется преподаванию курса информатики. Считается, что обучение навыкам работы в стандартных прикладных программах на курсах повышения квалификации или в результате самообразования позволит учителю начальных классов успешно применять информационные технологии в педагогической деятельности. То есть необходимым компонентом готовности учителя, как правило, считается сформированность пользовательских навыков и знание основ информатики.
В связи с тем, что наше исследование охватывает комплекс проблем, решение которых обеспечивает эффективную информатизацию образовательного процесса в начальной школе [1], возникла необходимость рассмотреть особенности подготовки педагогических кадров к применению информационных технологий. Логика исследования предопределила важность выявления других, не только необходимых, но и достаточных компонентов готовности учителя к успешной профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, определения различных вариантов формирования готовности к использованию информационных технологий в образовательном процессе начальной школы.
На констатирующем этапе эксперимента нами не было выявлено зависимости уровня готовности учителя начальных классов к применению информационных технологий в образовательном процессе от срока, прошедшего после окончания педагогического Вуза. Большинство учителей не были готовы к использованию возможностей электронных учебных материалов в образовательном процессе начальной школы, независи-
мо от содержания полученного ими педагогического образования. Приобретение ими пользовательских умений приводило лишь к применению текстового процессора для оформления документов.
Расширить знания студентов о возможностях и условиях применения в профессиональной деятельности учителя современных технических средств обучения, сформировать систему знаний, умений и навыков включения информационных технологий в образовательный процесс начальной школы можно различными способами. Одним из них может стать подробное рассмотрение роли и места электронных учебных материалов на уроке в процессе изучения предметов «Методика преподавания математики», «Методика обучения русскому языку и литературе» и других. Попытка реализовать этот способ не увенчалась успехом в связи с отсутствием готовности преподавателей кафедр предметных методик в экспериментальных вузах.
Другим способом является введение специальных курсов в учебный план подготовки будущих учителей начальной школы. С учётом базовых концептуальных подходов [2] нами было разработано содержание и программа специального курса «Информационные и коммуникационные технологии в начальной школе» [3]. Данный спецкурс нацелен на расширение знаний студентов о возможностях информационных технологий в профессиональной деятельности учителя, которые были получены при изучении предмета «Информатика и ИКТ», а также на формирование системы знаний, умений и навыков применения электронных учебных материалов в образовательном процессе начальной школы. Достижение названных целей в рамках специального курса возможно при условии предшествующего освоения студентами основ педагогики и психологии, изучения частных методик обучения младших школьников.
Апробация специального курса проходила в Кузбасской государственной педагогической академии (г. Новокузнецк Кемеровской области). Его основные модули — теоретический, практический и методический. Изучение основ информатизации начального образования является главной составляющей теоретического модуля. Приобретение навыков работы с электронными учебными материалами для начальной школы — основная цель практического модуля. Умения и навыки педагогически целесообразного и методически продуманного применения современных информационных технологий на уроке формируются в процессе реализации методического модуля. Разработанное содержа-
18721852