_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 378
Т.В. Маркелова
старший преподаватель кафедры теории и методики преподавания иностранных языков и культур Тольяттинского государственного университета г. Тольятти, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ
Аннотация
В статье делается попытка рассмотрения вопроса формирования готовности студентов к межкультурному общению посредством средств социально-культурной деятельности.
Ключевые слова
Межкультурное общение, студенческая среда, технологии социально-культурной деятельности.
В настоящее время взаимовлияния и взаимопроникновения различных культур, что делает страны все более зависимыми друг от друга, возникает потребность формирования готовности к межкультурному общению и умений вести диалог с представителями разных культур. В контексте изучения межкультурного общения справедливо утверждение А.Н. Леонтьева о том, что «индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезе, прижизненно» [1]. Вот почему навыки взаимодействия с представителями других культур могут формироваться и корректироваться в течение жизни. Представляется, что формирование готовности студентов к межкультурному общению позволит стабилизировать межкультурные взаимосвязи и решить многие сложные вопросы в образовательном пространстве. Рынок труда требует, чтобы выпускники университетов имели навыки межкультурного общения, позволяющие им мобильно и эффективно разрешать конфликты при преодолении ксенофобии и продуктивно работать в малых группах с людьми из различных социокультурных сред. Развитие информационных технологий, формирование мирового образовательного пространства и т.д. диктуют поиск более эффективных форм и методов воспитания студенческой молодежи. В условиях поликультурной мобильности становится необходимым упорядочение и систематизация воспитательных воздействий на личность, что приводит к увеличению роли средств социально-культурной деятельности.
Технологии социально-культурной деятельности используются не только в учреждениях культуры и досуга, но и в воспитательном процессе образовательных учреждений. Востребованность этих технологий объясняется тем, что в их основе лежит содержательная техника реализации теории в практику. Их характеристиками служат концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость, а также необходимость социально-культурного партнерства субъектов педагогического процесса [2].
На наш взгляд, воспитательное воздействие социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации студентов, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение культурно-воспитательных задач:
- приобщение студентов к богатствам культуры и формирование готовности к межкультурному общению; - стимулирование их социальной мобильности и инициативы; - создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала [3].
Большая часть социально-культурных технологий основана на взаимодействии репродуктивных и творческих элементов, что позволяет улучшить качество формирования готовности студентов к межкультурному общению. Технологии социально-культурной деятельности могут способствовать оптимизации процесса формирования готовности к межкультурному общению в плане создания «территории» нового взаимодействия, которое образуется в процессе взаимодействия [4].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
Уникальность социально-культурных технологий заключается в достижении целого ряда жизненно важных целей. К этим целям относится межкультурная социализация, мобильная коммуникация, рекреация и реабилитация [5]. Большую ценность представляют также практические методы по выработке умений и навыков, связанных с формированием готовности студентов к межкультурному общению. Однако важно при этом отметить, что технологии социально-культурной деятельности не могут быть реализованы изолированно. Они могут и должны использоваться согласно поставленным воспитательным целям. Список использованнй литературы:
1. Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд., испр. и доп. - М: Смысл, 1997. - 365с.
2. Апанасюк Л.А. Ксенофобия в молодежной среде: социокультурный подход: монография. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. - 182 с.
3. Апанасюк Л.А. Социально-культурная профилактика ксенофобии в студенческой среде: монография. -Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. - 528 с.
4. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогический аспект преодоления ксенофобии среди молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. - Калининград. - 2013. - №2. - С. 5-10.
5. Апанасюк Л.А. Навыки межкультурного взаимодействия студентов-мигрантов: монография. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. - 212 с.
© Маркелова Т.В., 2016
УДК 37
М.Р. Москаленко,
к.и.н., доцент Российский государственный профессионально-педагогический университет,
О.А. Толстых, к.п.н., доцент Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В данной работе рассматриваются вопросы формирования патриотизма у учащихся как важный аспект качества профессионального образования. Авторами вносятся предложения по развитию у учащихся уважительного отношения к культурной и исторической традиции Отечества как важных мировоззренческих установок будущих профессионалов.
Ключевые слова
Воспитание патриотизма, качество профессионального образования
Формирование патриотического мировоззрения учащихся является важным аспектом качества профессионального образования. Особенно это касается специальностей, связанных с педагогической деятельностью, военной и государственной гражданской службой, дипломатией, да и практически во всех сферах деятельности формирование уважительного отношения к культурной и исторической традиции Отечества для личности будущего профессионала имеет огромное значение.
Актуальность грамотного патриотического воспитания и развития у учащихся компетенций