Научная статья на тему 'Формирование готовности курсантов к работе в поликультурной среде региона в условиях глобализации, интернационализации и модернизации отечественного образования'

Формирование готовности курсантов к работе в поликультурной среде региона в условиях глобализации, интернационализации и модернизации отечественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / GLOBALIZATION / INTERNATIONALIZATION / MODERNIZATION / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гирин Алексей Владимирович

В статье рассматриваются аспекты поликультурного образования с позиций глобализации, направленной на активизацию межнациональных контактов, расширение доступа к информации, стремление к глобальному миру знаний; интернационализации, направленной на развитие интеграционных процессов и рынка трудовых ресурсов, рост международного взаимодействия, формирование международных стандартов качества образования и внедрение новых информационных технологий; модернизации, предполагающей расширение содержания образования, технологическую поддержку современных форм обучения, стимулирование творческого развития и саморазвития обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of readiness of cadets to work in a multicultural environment of the region in the context of globalization, internationalization and modernization of the national education

This article discusses aspects of multicultural education from the perspective of globalization, aimed at enhancing inter-ethnic contacts, increasing access to information, the pursuit of global peace knowledge; internationalization, aimed at the development of integration processes and labour market, the growth of international cooperation, the formation of international standards of education quality and introduction of new information technologies; modernization, involving the extension of the content of education, technology support modern forms of education, promotion of creative development and self-development of students.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности курсантов к работе в поликультурной среде региона в условиях глобализации, интернационализации и модернизации отечественного образования»

Гирин Алексей Владимирович

Краснодарский университет МВД России (тел.: +78612584156)

Формирование готовности курсантов к работе в поликультурной среде региона в условиях глобализации, интернационализации и модернизации отечественного образования

В статье рассматриваются аспекты поликультурного образования с позиций глобализации, направленной на активизацию межнациональных контактов, расширение доступа к информации, стремление к глобальному миру знаний; интернационализации, направленной на развитие интеграционных процессов и рынка трудовых ресурсов, рост международного взаимодействия, формирование международных стандартов качества образования и внедрение новых информационных технологий; модернизации, предполагающей расширение содержания образования, технологическую поддержку современных форм обучения, стимулирование творческого развития и саморазвития обучающихся.

Ключевые слова: поликультурное образование, глобализация, интернационализация, модернизация, высшее образование.

A.V. Girin, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612584156.

Formation of readiness of cadets to work in a multicultural environment of the region in the context of globalization, internationalization and modernization of the national education

This article discusses aspects of multicultural education from the perspective of globalization, aimed at enhancing inter-ethnic contacts, increasing access to information, the pursuit of global peace knowledge; internationalization, aimed at the development of integration processes and labour market, the growth of international cooperation, the formation of international standards of education quality and introduction of new information technologies; modernization, involving the extension of the content of education, technology support modern forms of education, promotion of creative development and self-development of students.

Key words: multicultural education, globalization, internationalization, modernization, higher education.

Высшее образование в настоящее время является основой формирования общественной и духовной жизни человека в условиях ориентации на развитие региональных систем и национальных традиций, где передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития поликультурного общества. Цель образования сегодня заключается в становлении и развитии среды на основе учета поликультурной реальности.

Оценивая поликультурное образование в вузах МВД России как систему трансляции культурных ценностей, отметим его значимость не только для обеспечения правопорядка, но и для становления профессиональной адекватности во взаимодействии с поликультурной средой. Как правило, сегодня востребо-

ван специалист с широким общекультурным кругозором, т.к. он ориентирован на инновации, самостоятельное принятие решений, на перспективу, на высокую степень реализации своего профессионального потенциала. Следовательно, необходимость поликультурного образования будущих специалистов соционо-мической сферы деятельности продиктована необходимостью учета неповторимости культур народов России, потребностью в действии традиционной системы общественной жизни, значимостью национального самосознания и связанного с этим интереса к культурно-историческим и национально-культурным традициям.

Для определения направлений поликультурной подготовки сотрудников полиции важно,

164

что в 2003 г. в Берлинском коммюнике в связи с обсуждением проблем Болонского процесса на первый план было выдвинуто понимание социального измерения образовательных реформ. Болонские процессы вывели проблему содействия и обеспечения подготовки специалистов на уровень, который предопределил изменения требований к качеству профессиональной подготовки, значительное повышение возможностей личности, расширение возможностей системы подготовки кадров, направленных на глобализацию, интернационализацию и модернизацию.

Глобализация высшего образования как идеологический смысл коллективного сознания [1; 2] предполагает активизацию межнациональных контактов, расширение доступа к информации, стремление к глобальному миру знаний. Достижения глобализации в условиях образования в вузах МВД России сделали доступными огромные образовательные ресурсы, что потребовало модернизации кадров учебных заведений, включая подготовку преподавательского состава и научных кадров в соответствии с современным уровнем развития информационных технологий и глобальных коммуникаций.

Интернационализация как проблема поликультурного образования создает возможности адаптироваться в быстро меняющихся социокультурных условиях среды [3; 4; 5], когда цели, функции и организация предоставления образовательных услуг направлены на удовлетворение международных требований качества.

В педагогических исследованиях отмечается, что интернационализацию высшего образования обусловливают следующие причины: интеграция и взаимодействие профессиональной деятельности в социокультурной среде, наличие ресурсного обеспечения рынка труда, рост международного взаимодействия на основе диалога национальных культур, требования универсализации образования и научно-исследовательской деятельности, стандартизация требований к качеству образования, внедрение инновационных технологий и др. Это дает возможности расширения международного сотрудничества; активизации мобильности студентов, реализации концепции гуманистического образования, предполагающей подготовку будущего специалиста, способного к творческому, с позиций культуры, подходу к образовательной и профессиональной деятельности, и др. [6].

В условиях интернационализации высшего образования происходят взаимодействие и интеграция всех форм духовной культуры, «когда человечество все более осознает себя единым субъектом историко-культурного развития» [7, с. 239]. Указанные процессы позволяют осуществлять новые подходы к обоснованию ценностно-целевых компонентов образовательной деятельности. Сложность реализации этой проблемы «заключается в необходимости понять эволюцию человеческой цивилизации» [8, с. 64].

Процессы глобализации и интернационализации высшего образования в условиях поликультурной среды региона обусловливают необходимость модернизации вузов. Модернизация современного социума предполагает становление новой культуры. В этом контексте образование все в большей степени обретает межнациональный, общечеловеческий характер. Понятие «модернизация» (modern -современный) означает изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, что предполагает ускоренное преодоление отставания, постепенные эволюционные изменения. Модернизация в образовании предопределена требованиями общества на определенном этапе, стремлением к социальному усовершенствованию существующей системы подготовки кадров [9]. В наиболее передовых странах мира образование рассматривается как средство обновления общества, а любые процессы модернизации в экономике, политике начинаются с реформы образования. Анализ мировых тенденций модернизации сферы образования показывает, что во всех странах образованию уделяется особое внимание. Исследователь Л.Я. Хоронь-ко указывает, что «поиск места и роли процесса модернизации в структуре национальных систем образования позволяет выделить некоторые их функции: расширение содержания образования за счет вхождения в него информатизации как новой области культуры; технологическую поддержку задачных, диалогических, имитационно-моделирующих, игровых систем обучения; стимулирование творческих сил обучающихся, рефлексии или механизмов саморазвития» [10, с. 58]. Поиски моделей образования, адекватных современному типу культуры и отвечающих новому этапу развития цивилизации, составляют одну из актуальных проблем современной педагогики, предопределяют совершенствование системы образо-

165

вания. Появляются продиктованные временем требования к подготовке кадров, что требует повышения качества общего и профессионального образования. Современные социальные ожидания представляют многоаспектную программу государства, которая должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни [11], учитывающей значимые процессы, направленные на создание единого образовательного пространства отечественного образования.

Модернизация системы образования вузов МВД России в направлении формирования поликультурной компетентности требует определения ее сущностной характеристики как универсального явления целостности и совершенствования образовательной деятельности в условиях реформы [12; 13]. В процессе социальных реформ в России происходит выход на новую социально-экономическую парадигму: запускаются новые экономические механизмы развития, вносятся значительные перемены в сознание. Модернизация системы вузов МВД России происходит в контексте реформ всей социальной сферы в России, что продиктовано новыми социальными требованиями, которые направлены на необходимость совершенство-

1. Брайн Д.Д. Появление трансрегиональных схем (структур) обмена в области образования в регионах Европы, Северной Америки и Тихоокеанской Азии //Высшее образование в Европе. 2001. Т. XXVI. № 1.

2. Скотт П. Этика в высшем образовании и для него // Высшее образование в Европе. 2004. Т. XXIX. № 4.

3. Бадрач Д., Сазонов Б.А. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем. М., 2007.

4. Высшее образование в глобализованном обществе. Установочный документ ЮНЕСКО по образованию. URL: www.ifap.ru/library/book 389.pdf

5. Зорников И.Н. Интернационализация высшего образования: роль международных организаций, фондов и программ // Международное сотрудничество в образовании: материалы III междунар. конф., СПб., 15-18 мая 2002 г. СПб., 2002. Ч. 1. С. 32-36.

6. Ветров Ю.П. Толерантность в поликультурном пространстве вуза // Выс-

вания качества подготовки профессиональных кадров с осуществлением взаимодействия целей и результатов образования, ориентированных на запросы общества. Вызовы времени диктуют требования осуществления движения от единообразия, стандартизации и унификации к многообразию образовательных программ, разработке авторских курсов, факультативов, курсов по выбору студентов [14], что предопределяет большое интеллектуальное напряжение преподавателей и обосновывает модернизацию и совершенствование материальных ресурсов.

Таким образом, процессы модернизации в вузе МВД России обусловлены проблемами в структурном и сущностном изменении содержания образования, его целей, приоритетов реформирования, которые ориентированы на расширение содержания на основе информатизации и внедрения новых информационно-коммуникационных технологий; внедрение практико-ориентированных ими-тационно-моделирующих и игровых систем обучения; стимулирование развития интеллектуально-творческих качеств личности. В таких условиях повышается роль поликультурного образования, от которого зависят сохранение и передача культурных ценностей молодому поколению.

1. Brian D.D. The emergence of trans-regional schemes (structures) of exchange in the field of education in the regions of Europe, North America and Asia Pacific // Higher education in Europe. 2001. Vol. XXVI. № 1.

2. Scott P. Ethics in higher education and for it // Higher education in Europe. 2004. Vol. XXIX. № 4.

3. Badrach D., Sazonov B.A. Topical issues of international harmonization of educational systems. Moscow, 2007.

4. Higher education in a globalized society. Position paper on education UNESCO. URL: www.ifap.ru/library/book389.pdf

5. Zornikov I.N. Internationalization of higher education: the role of international organizations, funds and programs // International cooperation in education: proc. of III Intern. conf., St. Petersburg, May 15-18, 2002. St. Petersburg, 2002. Pt. 1. P. 32-36.

6. Vetrov Yu.P. Tolerance in a multicultural space of high school // Higher education in Russia. 2011. № 2. P. 120-127.

166

шее образование в России. 2011. № 2. С. 120-127.

7. Арнольдов А. И. Культурология: явления и процессы. М., 2007.

8. Гзршунский Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориенти-рованных образовательных концепций). М., 1998.

9. Никитенко Е.В. Тенденции развития высшего образования в России в условиях его модернизации // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 44-49.

10. Хоронько Л.Я. Модернизация как платформа развития российского образования // Многоуровневая система художественного образования и воспитания: современные подходы в научных исследованиях: тринадцатая заочная Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2013. С. 55-62.

11. Лебедев О.Е. Управление качеством образования: сб. метод. материалов. М., 2007.

12. Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М., 2002.

13. Серякова С.Б., Красинская Л.Ф. Реформа высшего образования глазами преподавателей: результаты исследования // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 22-30.

14. Туравец Н.Р., Егорова Е.Н. Педагогические условия практико-ориентированной подготовки будущих менеджеров сферы туризма к работе в поликультурной среде // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12. С. 276-280.

7. Arnoldov A.I. Culturology: the phenomena and processes. Moscow, 2007.

8. Gershunsky B.S. Philosophy of education for the XXI century (in search of a practice-oriented educational concepts). Moscow, 1998.

9. Nikitenko E.V. Trends in the development of higher education in Russia in terms of its modernization // Higher education in Russia. 2014. № 7. P. 44-49.

10. Horonko L.Ya. Modernization as a platform of development of Russian education // Multi-system of art education and training: modern approaches in research: proc. of the thirteenth correspondence All-Russian sci.-pract. conf. Krasnodar, 2013. P. 55-62.

11. Lebedev O.E. Education quality management: coll. of methodical guidelines. Moscow, 2007.

12. Neymatov Ya.M. Education in the XXI century: trends and forecasts. Moscow, 2002.

13. Seryakova S.B., Krasinskaya L.F. Reform of higher education through the eyes of teachers: the results of research // Higher education in Russia. 2013. № 11. P. 22-30.

14. Turavets N.R., Egorova E.N. Pedagogical conditions of practice-oriented training of future managers of the tourism industry to work in a multicultural environment //Theory and practice of social development. 2012. № 12. P. 276-280.

167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.