Научная статья на тему 'Перспективы интернационализации высшего образования: опыт университетов стран Азии, Европы, Северной Америки'

Перспективы интернационализации высшего образования: опыт университетов стран Азии, Европы, Северной Америки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / BOLOGNA PROCESS / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / INTERNATIONALIZATION / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / REGIONALIZATION / РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER EDUCATION REFORM / ОБМЕН В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / STUDENTS' EXCHANGE / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / TRAINING / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / STUDENT MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусевская Наталья Юрьевна

Интерес к интернационализации высшего образования неизменно растет. Это может быть объяснено различными причинами. Во-первых, развитие международного сотрудничества, глобализация экономики и рынков труда выдвинули требование качественной профессиональной подготовки специалистов с хорошим знанием иностранных языков, с способными эффективно взаимодействовать в межкультурной среде. Поскольку мировые экономики становятся все более и более взаимозависимыми, знание иностранных языков и навыки межкультурного общения становятся архиважными в глобальном масштабе. Во-вторых, экспорт услуг образования стал одним из важных источников дохода для высших учебных заведений, а также национальных экономик во многих странах. Преимущества интернационализации высшего образования очевидны: качество улучшения обучения, объединение результатов научно-исследовательских работ, внедрение международных стандартов качества образования и расширение международного сотрудничества. Все больше высших учебных заведений в России становятся независимыми и стратегическими акторами в процессе интернационализации. В представленной статье на основе исследования опыта реформирования высшего образования в ряде стран Европы, Азии и Северной Америки с позиций необходимости его «интернационализации», производится анализ общей стратегии, концепций и перспектив развития образовательного обмена и сотрудничества с другими странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR HIGHER EDUCATION INTERNATIONALIZATION: EXPERIENCE OF UNIVERSITIES IN ASIA, EUROPE, NORTH AMERICA

Interest in internationalization of higher education has been growing. It can be explained by different reasons. Firstly, the development of international cooperation, globalization of the economy and labour markets pushed demand in internationally competent workers with good foreign language ability, social and intercultural skills. As world economies become increasingly inter-connected, multilingualism and intercultural skills have grown in importance on a global scale. Secondly, an export of educational services has become one of the sources of revenue for higher education institutions and national economies in many countries. Advantages of internationalization of higher education are apparent: improvement quality of training, joint research projects, implementation of international quality standards and enlargement of international cooperation. More and more higher education institutions in Russia became independent and strategic actors in the process of internationalization. The present article deals with an analysis of strategy, concepts and perspectives of development of educational exchanges and cooperation with other countries, based on research experience of higher education reform in a number of countries in Europe, Asia and North America.

Текст научной работы на тему «Перспективы интернационализации высшего образования: опыт университетов стран Азии, Европы, Северной Америки»

УДК 378.14.015.62

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ УНИВЕРСИТЕТОВ СТРАН АЗИИ, ЕВРОПЫ, СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

© 2015

Н.Ю. Гусевская, кандидат педагогических наук, доцент Забайкальский государственный университет, Чита (Россия)

Аннотация. Интерес к интернационализации высшего образования неизменно растет. Это может быть объяснено различными причинами. Во-первых, развитие международного сотрудничества, глобализация экономики и рынков труда выдвинули требование качественной профессиональной подготовки специалистов с хорошим знанием иностранных языков, с способными эффективно взаимодействовать в межкультурной среде. Поскольку мировые экономики становятся все более и более взаимозависимыми, знание иностранных языков и навыки межкультурного общения становятся архиважными в глобальном масштабе. Во-вторых, экспорт услуг образования стал одним из важных источников дохода для высших учебных заведений, а также национальных экономик во многих странах. Преимущества интернационализации высшего образования очевидны: качество улучшения обучения, объединение результатов научно-исследовательских работ, внедрение международных стандартов качества образования и расширение международного сотрудничества. Все больше высших учебных заведений в России становятся независимыми и стратегическими акторами в процессе интернационализации. В представленной статье на основе исследования опыта реформирования высшего образования в ряде стран Европы, Азии и Северной Америки с позиций необходимости его «интернационализации», производится анализ общей стратегии, концепций и перспектив развития образовательного обмена и сотрудничества с другими странами.

Ключевые слова: Болонский процесс, глобализация, интернационализация, регионализация, реформа высшего образования, обмен в сфере высшего образования, подготовка специалистов, студенческая мобильность.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Подготовка высококвалифицированных кадров для работы в условиях интернационализации является общемировой тенденцией. Вслед за развитием наукоемкой экономики и глобализацией экономики, главным аспектом международной конкуренции в ближайшем будущем неизбежно станут потребности в сфере кадров, отвечающих потребностям международной интеграции. Другими словами, лишь тот, кто обладает наибольшим преимуществом в подготовке такого рода кадров, может рассчитывать на возможность занять стратегически выгодную позицию в международной конкурентной борьбе.

Проблема интернационализация высшего образования широко обсуждается в настоящее время. Управленцам системы высшего образования в нашей стране приходиться признавать значение развития более глубоких отношений с зарубежными учеными и учебными заведениями, как и необходимость изменений собственных учебных программ с целью подготовки студентов, которые смогли бы составить конкуренцию на глобальном уровне.

Правительства начинают признавать, что высшее образование играет важную роль в их отношениях с другими государствами. Именно национальные высшие учебные заведения занимаются подготовкой специалистов, которые создают инновации, стимулирующие экономическое развитие и конкурентоспособность. Кроме того международное взаимодействие российских университетов в образовательной сфере имеет важные последствия для публичной дипломатии и национальной безопасности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Выбор литературы по теме ограничен и сводится к отдельным статьям по проблемам интернационализации, анализу национальных стратегий, публикациям в СМИ. Так, И. Ференц проанализировала развитие политики в области интернационализации высшего образования в Европе. Е.А. Князев, Н.В. Дрантусова исследовали вопросы связи процессов интернационализации и институциональной дифференциации в системах высшего образования. В.Г. Мартынов рассматривал интернационализацию вуза как ответ на вызовы глобализации.

Несмотря на относительно ограниченную литературу, описывающую опыт развивающихся и развитых

стран, уроки для изучения системы подготовки специалистов, способных работать в условиях интернационализации, все же существуют.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью настоящей статьи является анализ успешных национальных практик развития интернационализации на институциональном уровне и уровне отдельных государств.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Подготовка высококвалифицированных кадров для работы в условиях интернационализации является важным направлением деятельности многих государств мира. К примеру, правительство США в 1966 г. выпустило «Закон о международном образовании», а также другие законы и программы, призванные усилить интернационализацию образования и имеющие своей целью дать возможность «каждому ученику получить образование на уровне мировых стандартов», «каждому человеку достигнуть всестороннего развития, позволяющего адаптироваться к современным условиям жизни» [6]. Американский курс на интернационализацию высшего образования включает в себя следующее: содействие мобильности студентов, преподавателей, образовательных программ; формирование отношений партнерства и сотрудничества; открытие филиалов вузов за рубежом; внедрение программ дистанционного образования; привлечение иностранных студентов; поддержка учебных стажировок за рубежом; подготовка кадров для работы в условиях международной интеграции. По статистике, в 2002 г. в мире насчитывалось 1,6 млн. студентов, обучающихся за рубежом, из них 547 тыс. училось в США; в 2007 г. в вузах США обучалось 3,24 % иностранных студентов от общего их количества; в 2012-2013 гг. количество иностранных студентов в вузах США достигло 820 тыс., что обеспечило вклад в американскую экономику в размере в 24 млрд. дол. [7]. На настоящий момент США по-прежнему является самой привлекательной страной для обучения за рубежом.

Великобритания одной из первых разработала программу подготовки кадрового обеспечения индустриализации страны. Еще в 1945 г. в «Докладе Перси» интернационализация обосновывается в качестве одного из важнейших путей решения проблем системы высшего образования [1]. В 1963 г. в «Докладе Робинсона» предлагалось ежегодно выделять 9 млн. фунтов стерлингов на обучение иностранных студентов. С 1979 г. правительство Великобритании начало осуществлять новый курс образовательной политики, в результате которого в Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3(12)

течение 10 лет затраты на обучение иностранных студентов выросли до 700 млрд. фунтов стерлингов. Согласно статистическим данным, в 2004 г. в стране обучались 275 500 иностранных студентов из более чем 200 стран и регионов, что составило 13 % от общего количества учащихся. Доход от обучения составил 100 млн. фунтов стерлингов [8]. К 2010 г. общее число студентов, получивших помощь по линии обеспечения студенческой мобильности, составило 3 миллиона [9].

Французское правительство после окончания Второй мировой войны уже претворило в жизнь шесть реформ высшего образования, однако Франция по-прежнему придерживается концепции традиционного образования, позиционируя образование в качестве общественного блага, и полагая обязанностью правительства заботиться об общественном благосостоянии, целью чего является формирование у студентов «высоких моральных качеств и культуры личности». После подписания Болонской декларации Франция осуществила масштабную реформу высшего образования. Правительство непрерывно увеличивает объем инвестиций в образовательную сферу. В 2004 г. объем инвестиций вырос до 19,7 млрд. евро, что в 2,1 раза больше, чем в 1980 г. Министерство иностранных дел ежегодно вручает стипендии иностранных студентов в количестве около 23 тысяч, что составляет 91,5 млн. евро. К концу 2006 г. общий объем этих стипендий составил 2,4 млрд. евро. Кроме того, постоянно увеличивается количество проектов, осуществляемых различными предприятиями и организациями по выделению учебных стипендий, все эти меры активно стимулируют студенческую мобильность [10].

Германия в 2002 г. внесла поправки в закон «О структуре высшего образования», прежде всего касающиеся порядка присвоения степеней бакалавров и магистров. В 2008-2009 гг. к зимнему семестру 12 тыс. специальностей перешли на трехступенчатую систему, 75 % учебных планов было адаптировано к этой системе [11]. Вступление страны в международную систему сертификации и общеевропейскую систему учета учебной работы студентов при освоении образовательной программы способствовало активизации академической мобильности. В 2005 г. Германской службой академических обменов была оказана финансовая помощь 12 тыс. студентам из Европы, желающим обучатся в вузах Германии, а 5787 немецких студентов были отправлены на обучение в страны Европы [12]; в 2006 г. было послано на обучение за рубежом 83 тыс. немецких студентов. Министерство образования Германии определило целью создать условия для того, чтобы по крайней мере 50 % студентов имели опыт зарубежных стажировок, а не менее 20 % прошли обучение за границей в течение одного семестра [11].

Правительство Италии приняло ряд законодательных актов, касающихся реформирования системы высшего образования, осуществило структурную реформу, ввело новую систему ученых степеней и систему учебных взаимозачетов, унифицировав внутренние и внешние системы гарантий и контроля качества. Также Италия осуществила информатизацию систем контроля и гарантий качества, установила порядок прохождения аккредитации вузов и специальностей [13].

Япония в июне 2012 г. подготовила программу под названием «Стратегия подготовки кадров для работы в условиях глобализации», которая планирует к 2020 г. увеличить до 300 тыс. как количество иностранных студентов в Японии, так и число японских студентов, обучающихся за рубежом, что призвано служить целям подготовки кадров для работы в условиях глобализации. По сообщению министра культуры Японии к 2017 г. планируется потратить на эти нужды около 5 млрд. йен. [2].

Канада, Австралия, Южная Корея также ввели ряд законодательных норм и политических установок, способствующих продвижению международного образо-

вания в условиях глобализации. Канада выступает за дальнейшее международное сотрудничество в сфере высшего образования, акцентируя внимание на интенсификации обмена студентами и унификации образовательных степеней [14]. В Австралии уже с 70-х годов прошлого века началось внедрение интернациональных образовательных технологий. В 2005 году здесь был достигнут самый высокий показатель иностранных студентов в странах Организации экономического сотрудничества и развития, который составил 19,3 %, что принесло стране реальную экономическую выгоду [15]. Южная Корея еще в 1995 году выдвинула тезис о необходимости создать "возможности привлечения международных кадров", особенно в сфере международной экономики и управления [3].

Что касается Китая, подготовка высококвалифицированных международных кадров является важнейшим элементом государственной политики, играющим большую роль в повышении международной конкурентоспособности, участии в международных делах, осуществлении «мирного возвышения». Общее количество китайских студентов, выехавших обучаться за рубеж в 1978-2013 гг., составило более 3 миллионов человек, из их числа студентов, успешно завершивших обучение -около полутора миллионов человек. В настоящее время за рубежом обучается более 1 613 800 человек (из них 413 900 человек выехали в 2013 году) [16]. В настоящее время самое большое количество студентов, обучающихся за границей, по-прежнему делегирует Китай.

Подготовка кадров, отвечающих условиям «интернационализации» - важнейшая задача высших учебных заведений всего мира. Специалисты ЮНЕСКО полагают, что роль высшего образования в основном концентрируется в культурных и социальных функциях. Осуществляемая интернационализация высшего образования подчеркивает значение высшего образования, которое заключается в стремлении к истине, обмене идеями, распространении прогрессивных идей и так далее. Мы вправе надеяться, что интернационализация высшего образования позволит укрепить связи и взаимодействие между народами разных стран, усилить взаимопонимание, развеять подозрения и недоверие, избежать войны, достичь цели всеобщего процветания. Другими словами, роль высших учебных заведений заключается в подготовке квалифицированных кадров для общества. Эта задача возведена в ранг приоритетных во всех ведущих университетах мира.

Приведем следующие примеры: В американском университете Дьюка в 1994 году была создана Канцелярия по международным делам, которая путем проведения курсов, обучения за рубежом, внеучебных программ успешному содействует внутреннему развитию университета. Все специализированные институты данного учебного заведения участвуют в международных мероприятиях, партнерской деятельности, в исследовательской работе ежегодно задействовано около 500 ученых, обладающих международным статусом «пост-доктора» (аналог российской степени доктора наук). Около 1/3 аспирантов и студентов данного университета, обучающихся по профессиональным программам - иностранные студенты, а число студентов, выезжающих для учебы за рубеж, достигло 47 °%[15].

Интернационализация Йельского университета получила особенно заметное развитие после 2005 года. Тогдашний ректор университета Ричард Левин поставил долгосрочную задачу «подготовки мировых лидеров» из числа студентов, имеющих международный опыт. Предложенная им стратегия включает: согласованные между вузами разных стран учебные планы, возможности обучения и стажировок за рубежом, выделение необходимых средств для преподавателей. Необходимо, чтобы каждый студент имел возможность в период учебы хотя бы раз выехать за рубеж, получал стипендию и матери-

альную помощь. Учебное заведение предоставляет зарубежным студентам финансовую поддержку в той же мере, как и американским [15].

Оксфордский университет в Англии определяет цель своей международной стратегии как стремление к первенству в научных исследованиях, обучении, а также непосредственно во вкладе в общественное благо. Его стратегия включает: прием и финансирование зарубежных студентов, привлечение зарубежных преподавателей и административно-технического персонала, накопление опыта в деле интернационального образования, международное сотрудничество в области научных исследований и т. д. Оксфордский университет установил отношения сотрудничества со многими университетами всего мира и разработал ряд совместных научно-исследовательских проектов [15].

В Кембриджском университете также осуществляется поддержка студентов, которые хорошо знают историю, язык, культуру, политику других государств мира, а также принятые в этих странах методы обучения. Отмечая 800-летний юбилей, Кембридж провозгласил такие задачи, как стремление к высшим научным достижениям, требование многообразия форм устройства университетским городкам, выделение на внутренние нужды 300 млн. фунтов и др. [15].

Университет Монаша является одним из крупнейших университетов в Австралии, где самая высокая степень интернационализации образовании, самое большое количество иностранных студентов, где раньше всех были созданы филиалы в зарубежных странах (в настоящее время создано уже 6 филиалов и исследовательских центров в разных странах мира). В университете превосходный преподавательский состав, включающий более 6500 преподавателей из-за рубежа, и более 58 000 студентов, из которых 31 % составляют иностранцы. Студенты данного университета обучаются по обмену в 115 партнерских университетах 25 стран. Стратегия «Международной интеграции» университета Монаша предполагает высокую степень слияния в процессе интернационализации, создание еще более мощных глобальных филиалов и объединений с другими вузами [15].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Стратегия, пути и опыт подготовки международных квалифицированных кадров в вышеупомянутых университетах мира заслуживает нашего внимания. Исходя из проведенного выше анализа, необходимо сделать следующие выводы:

1) Не следует рассматривать интернационализацию как самоцель, но как вклад в качество профессиональной подготовки будущих специалистов.

2) Необходимо уделить особое внимание вкладу международных и межкультурных результатов обучения в трудоустройство выпускников во взаимосвязи с потребностями работодателей.

3) Необходимо продолжать исследования в области преимуществ интернационализации и их влияния на студентов, преподавателей и управление университетами.

4) Дальнейшие исследования в этой области должны опираться на национальный опыт интернационализации учебных планов и образовательных программ, представленные в литературе, посвященной опыту обучения, трудоустройства и волонтерства за рубежом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ли Чэнмин, Чжан Чжан, Ван Сяоян. Размышления о некоторых вопросах подготовки кадров в условиях глобализации // Высшее образование Китая. 2013. №2 6. С. 8-10.

2. Чэнь Цзин, Влияние высшего образования в Китае и «Болонского процесса» на международную картину // Вестник Байчэнского института. 2013. № 12. С. 32-35.

3. Ли Чуньшэн. Нержавеющая сталь: Стратегия и на-

ставление японской подготовки специалистов в условиях глобализации // Высшее образование Китая. 2013. № 13. С. 7-9.

4. Сюй Хуй, Ситуация с «Болонским процессом», тенденции развития и течения // Исследования высшего образования. 2009. № 7. С. 96-101.

5. Ян Тяньпин, Цзинь Жуи, Болонский процесс - теоретическое описание // Вестник Восточно-китайского педагогического университета. 2009. №1. С. 9-22.

6. Ван Сяоянь, Критический обзор стандартов качества образования США // Обзор китайской политики в области образования. 2010. № 1. С. 239-256.

7. Императивы интернационализации / Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева. М.: Логос, 2013. 420 с.

8. Ван Ликэ. Политика Англии в области высшего международного образования и заимствование опыта // Вестник педагогического университета Внутренней Монголии. 2008. № 5. С. 21-24.

9. Чжан Аньжань, Интернационализация высшего образования Англии и проведение политического курса // Современная педагогика. 2011. № 9. С. 50-52.

10. Инь Юйтин, Исследование «Болонского процесса» в ходе реформы высшего образования во Франции // Педагогическая трибуна. 2009. № 3. С. 3-6.

11. Сюй Синь, «Болонский процесс» в реформе высшего образования в Германии // Исследования народного образования. 2009. № 9. С. 11-14.

12. Сюй Лицинь, «Болонский процесс» в реформе высшего образования в Германии // Исследования Германии. 2008. № 3. С. 10-12.

13. Фо Чжаохуй, «Болонский процесс» в реформе качества высшего образования в Италии // Исследования высшего образования провинции Хэйлунцзян. 2008. № 3.С. 16-18.

14. Цзо Бинь, Мероприятия в политическом курсе и размышления о реагировании на «Болонский процесс» в Канаде // Исследования высшего образования провинции Хэйлунцзян. 2013. № 1. С. 1-5.

15. Цзэн Маньчао, Ван Мэйсинь, Линь Лэ, Глобализация образования США, Англии и Автралии // Обозрение высшего образования Пекинского университета. 2009. № 2. С. 75-78.

PROSPECTS FOR HIGHER EDUCATION INTERNATIONALIZATION: EXPERIENCE OF UNIVERSITIES IN ASIA, EUROPE, NORTH AMERICA

© 2015

N.Yu. Gusevskaya, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor

Transbaikal State University, Chita (Russia)

Abstract. Interest in internationalization of higher education has been growing. It can be explained by different reasons. Firstly, the development of international cooperation, globalization of the economy and labour markets pushed demand in internationally competent workers with good foreign language ability, social and intercultural skills. As world economies become increasingly inter-connected, multilingualism and intercultural skills have grown in importance on a global scale. Secondly, an export of educational services has become one of the sources of revenue for higher education institutions and national economies in many countries. Advantages of internationalization of higher education are apparent: improvement quality of training, joint research projects, implementation of international quality standards and enlargement of international cooperation. More and more higher education institutions in Russia became independent and strategic actors in the process of internationalization. The present article deals with an analysis of strategy, concepts and perspectives of development of educational exchanges and cooperation with other countries, based on research experience of higher education reform in a number of countries in Europe, Asia and North America.

Keywords: Bologna process, globalization, internationalization, regionalization, higher education reform, students' exchange, training, student mobility.

УДК 374.1

ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

© 2015

Г.А. Железнякова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Иностранный язык инженерно-технического направления»

Забайкальский государственный университет, Чита (Россия)

Аннотация. Процесс реформирования и появления новых педагогических парадигм смещает акцент с образовательной деятельности на самообразовательную. Этот процесс находит отражение в учебных планах высшей школы, в которых количество часов, отводимых на аудиторное обучение, сокращается в пользу самостоятельной работы студента над собой - самообразования. По мнению автора, выбор содержания и технологий образования и самообразования должен осуществляться с позиций учета уникальности, индивидуальности студентов, соответствия их индивидуальным способностям, что позволит осуществлять адресную помощь обучающимся, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Автор рассматривает самостоятельную работу при обучении иностранным языкам как интегральную часть всей системы работы над языком, которая входит в состав аудиторных и внеаудиторных занятий. В статье дается определение самостоятельной работы, раскрываются особенности организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам. Подчеркивается роль самостоятельной работы студентов в формирование навыков самообразования и определенных качеств личности, ее значимость для будущей профессиональной деятельности. Обсуждаются условия, необходимые для развития самостоятельности. Раскрываются трудности в организации самостоятельной работы студентов и намечаются пути их устранения.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, самообразование, навыки самообразования, самостоятельность, развитие самостоятельности, организация самостоятельной работы студентов, самоконтроль, профессиональная деятельность.

Перемены, происходящие в жизни общества, вызванные процессом глобализации, не могли не повлиять на образование. В настоящее время высшая школа переживает процесс реформирования и появления новых педагогических парадигм, переносящих акценты с образовательной деятельности на самообразовательную. Приобретению знаний, умений, навыков и профессиональных качеств способствует самостоятельная работа, которая является переходной ступенью между учением и самообразованием. Разграничение понятий самостоятельная работа и самообразование условно, поскольку в современной высшей школе самостоятельная деятельность, управляемая и организуемая, тесно смыкается с самообразованием. Этот процесс нашел отражение в учебных планах высшей школы, где все меньше становится аудиторного обучения и все больше - самостоятельной работы студента над собой - самообразования. Выбор содержания и технологий образования и самообразования должен осуществляться с позиций учета уникальности, индивидуальности студентов, соответствия их индивидуальным способностям, что позволит осуществлять адресную помощь обучающимся, индивидуализировать и дифференцировать обучение.

В современных условиях стремительного развития науки и техники, быстрого накопления и обновления информации, непрерывного образования очень важно привить студентам интерес к накоплению знаний, научить их

учиться. Современные дидакты придают особое значение методике научить учиться, усматривая в ней предпосылки непрерывного образования [1]. Задача преподавателя - научить студентов ориентироваться в потоке информации, самим добывать знания, пользуясь рациональными приемами работы с книгой, справочниками и другими источниками, обобщать различные материалы, давать им оценку.

В учебных условиях самостоятельная работа является лишь относительно самостоятельной. Студенты испытывают косвенное воздействие преподавателя, позволяющее им ощутить себя активными субъектами учения.

Многие ученые склонны считать самостоятельной только такую работу, которая выполняется без прямого участия преподавателя (В.К. Буряк, Б.П. Есипов, Р.С. Семенова). Под самостоятельной работой обычно понимают всякую самостоятельную деятельность личности по осуществлению поставленных перед нею целей, осуществляемую без непосредственного участия руководителей [2, с. 28]. Преподаватель оказывает либо непосредственное воздействие на студентов, способствуя вызову мотивации самостоятельной работы и обеспечивая ее рациональный и результативный ход, либо через учебный материал, задания (Ф.М. Рабинович, И. Унт): изучение нового, повторение пройденного, контроль приобретенных умений и навыков. Усилия преподавателя должны быть направлены на повы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.