УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
(ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ) MANAGEMENT IN ORGANIZATIONAL SYSTEMS (TECHNICAL)
УДК 378.14.015.62
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
С. В. ГОРИНОВА, Л. Б. ТИХАНОВСКАЯ
Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново E-mail: s.v.gorinova@mail.ru, ludmila.tihanovskaya@yandex.ru
В статье представлены результаты исследования проблем, связанных с адаптацией образовательных программ к изменяющимся требованиям внешней среды. Заинтересованность сторон, вовлеченных в образовательный процесс, определяет требования к системе оценивания результатов образования. Предложено рассматривать совместные интересы обучающихся, их ближнего окружения, научно-педагогического и руководящего состава образовательного учреждения, заказчиков образовательных услуг с позиции подготовки кадров к активной работе в новом BANI-мире. Для повышения адаптивности образовательных программ авторы разработали методику анализа индикаторной нагрузки, позволяющей координировать процесс формирования компетентности.
Ключевые слова: образовательные процессы, компетенции и компетентность в BANI-мире, индикаторная нагрузка в основной профессиональной образовательной программе, адаптация, приращение компетенций.
FORMATION OF READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY IN A CHANGING WORLD
S. V. GORINOVA, L. B. TIKHANOVSKAYA
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education
«Ivanovo Fire Rescue Academy of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters»,
Russian Federation, Ivanovo E-mail: s.v.gorinova@mail.ru, ludmila.tihanovskaya@yandex.ru
The article presents the results of a study of the problems associated with the adaptation of educational programs to the changing requirements of the external environment. The interest of the parties involved in the educational process determines the requirements for the system of evaluation of educational results. It is proposed to consider the joint interests of students, their immediate environment, the scientific, pedagogical and management staff of an educational institution, customers of educational services from the position of preparing personnel for active work in the new BANI world. To increase the adaptability of educational programs, the authors have developed a methodology for analyzing the indicator load, which allows coordinating the process of competence formation.
Key words: educational processes, competencies and competence in the BANI world, indicator load in the main professional educational program, adaptation, increment of competencies.
Изменения в современном мире происходят с все возрастающей скоростью. Причем затрагивают они практически все сферы человеческой деятельности: производствен-
© Горинова С. В., Тихановская Л. Б., 2022
ную, личную, общественную, коммуникационную. В большей степени меняется последняя, что определяет и возможности, и последствия развития современного общества. Цифровиза-ция вторгается не только в деловую среду, где первоначально упрощала управленческие
функции, но и в человеческие отношения, изначально обеспечивая информационную свободу. Сейчас можно констатировать и иные непредсказуемые последствия этого процесса.
Стремительно устаревает информация, предсказанные тенденции актуальны на все более коротких сроках. Возрастает сложность принятия решений из-за больших объемов информации, из-за неочевидности связи между объектами и явлениями, из-за много-уровневости иерархией управляемых процессов. Существующая система образования ориентирована на стабильность базовых знаний о процессах и закономерностях их развития. Полученная в процессе обучения информация закладывается в навыки и умения. Но и сама информация теперь не столь однозначна: полученная из разных источников, она может быть противоречивой, преднамеренно искаженной, ложно интерпретированной. Многочисленные примеры неудач даже выпускников-отличников в период адаптации к профессиональной деятельности свидетельствуют об их неумении быстро реагировать на новые требования, на трансформирующуюся среду, скорость изменения которой все возрастает, а способность восприятия этих изменений не развита.
Современный специалист должен обладать гибким мышлением, постоянно развивать свои профессиональные навыки, быть готовым не только принимать инновации, но и развивать их, предугадывая потребности общества. Без должной подготовки, адекватного образования сложно будет добиться сколь-нибудь стоящего результата там, где возрастает глобальная нестабильность, ухудшается способность восприятия информации, ее анализа.
Как видим, слишком большие требования предъявляет изменяющийся мир. Приверженцы цифровой трансформации в 90-х годах прошлого века назвали такое состояние VUCA1 миром. В нем квинтэссенция прогресса умножается на глобальную нестабильность, усугубляющуюся различиями мыслительных процессов разных поколений. В ответ на вызовы VUCA мира рекомендовалось повышение квалификации и компетенций, выработка склонности к анализу, привлечение профессионалов от системной аналитики, мониторинг отраслевых новостей. Принятая программа «Цифровая экономика Российской Федерации» заявила
Акроним VUCA: Volatility, Uncertainty, Complexity, Ambiguity — нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность 2 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]:
направления автоматизации образовательных учреждений для улучшения их информационного обеспечения. На первый план выдвинуты задачи создания онлайн-сервисов для преподавателей, обучающихся и абитуриентов. Образовательное пространство стало вновь изменяться в направлении обеспечения удаленного доступа участников и заинтересованных лиц в процессе обучения. Этот тренд ускорился в условиях пандемии. Многие учреждения, несмотря на некоторый опыт дистанционного обучения, испытали на себе все сложности внезапного, не вполне подготовленного перехода к новым условиям функционирования. Тем не менее за 2 года удалось сформировать некое образовательное пространство, адаптированное к новым требованиям.
Однако, как говорят футурологи, не успев приспособиться к этому VUCA миру, общество столкнулось с ещё более сложным и опасным миром - БАЫ13. На международном форуме «Будущее бизнес-образования в ВАМ-мире: тренды, проблемы, продукты» в 2021 году заместитель главы компании «СУЭК» Сергей Григорьев предлагал задаться вопросом: «как выявить в меняющихся условиях лидеров нового поколения управленцев и какие их навыки развивать и будет ли новое поколение рассматривать существующую экономическую модель как справедливую?»4.
Актуальность трансформации образовательной среды повышается, от нее ожидают подготовки человека к максимально быстрым действиям и реагированию на любые изменения в обществе. Однако проблема усугубляется тем, что образовательная система также стремительно изменяется: сменяют друг друга образовательные стандарты, вводятся и актуализируются профессиональные стандарты, утверждаются новые квалификационные требования, в образовательной среде возникает множество онлайн-программ образовательного характера, меняется соотношение разных компонентов в обучении, распространяется концепция LLL5.I И^^^^В^Н^Н
https://digital.ac.gov.ru/news/4965/ (дата обра-
щения 22.05.2022)
3 Акроним BANI: Brittle, Anxious, Nonlinear, Incomprehensible — хрупкость, тревожность, нелинейность, непостижимость
4 Будущее бизнес-образования в BANI-мире: тренды, проблемы, продукты [Электронный ресурс]. https://ibda.ranepa.ru/about/news/ bu-dushchee-biznes-obrazovaniya-v-bani-mire-trendy-problemy-produkty (дата обращения: 19.05.2022).
5 long life learning - обучение на протяжении всей жизни
Таким образом, новые вызовы открыли и новые возможности. Учитывая, что сковывающая свободу образования Болонская система уходит из российской практики, следует ожидать кардинальных прорывов и в сфере отечественного высшего профессионального образования.
Проведенное Милой Новиченковой исследование о возможностях россиян приспособиться к новому BANI-миру позволило выявить ряд особенностей:
• россиян характеризуют как неоднородную нацию людей прямолинейных и верных традициям. Им присущи активность и смекалка. Каждый второй числит себя позитивным. Миф о коллективизме нации в исследовании не подтвердился.
• VUCA-мир усилил в россиянах прямоту, традиционность, смекалку и потребность в «Великой Идее». Значительно снизилась пассивность.
• более комфортно в BANI-мире смекалистым и непассивным людям, избегающих рисков, обладающих позитивным мышлением, традиционностью, навыками общения в неоднородной среде.
• BANI-мир предполагает появление реакций и решений по поводу выживания в мире тревоги и хаоса [2 ].
Для «нового мира» однозначно нужна новая образовательная парадигма, готовая к постоянному развитию, контролю и соответствующая новому миру, новым запросам, новым требованиям. В последнее десятилетие радикально изменился весь образовательный мир, но подходы к построению образовательных программ, к оценке эффективности обучения остались прежними. При этом образовательные организации вынуждены собирать огромные массивы персональной информации об обучающихся. Если правильно ее собирать, анализировать и использовать, можно добиться значительного улучшения образовательного процесса. Ранее нами предлагались инструменты визуализации профессионального профиля выпускника образовательного учреждения системы МЧС России [3], но они не учитывали новых требований гибкости в «хрупком, тревожном, нелинейном, непостижимом» мире с большими данными информационного пространства и новыми возможностями построения образовательного процесса. Сейчас на первое место среди элементов компетентности выходят адаптивность, мотивированность и уверенность, а лишь затем - знания, опыт, умения и навыки.
Проведенное исследование позволило сформировать укрупненную модель компетентности выпускника магистратуры по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», основанную на экспертном оценивании минимальных значений уровня результатов освоения компетенций и мнения выпускников о своей подготовленности к профессиональной деятельности. Использованная методика построения такой модели предполагает привлечение в качестве экспертов представителей работодателей, профессорско-преподавательский состав и бывших выпускников магистратуры по данному направлению подготовки. Самооценка готовности была усреднена по выпускникам 2022 года. Укрупненная модель представлена на рис. 1. Как можно заметить выпускники достаточно высоко оценили свою подготовленность. При этом на низком уровне оказалась оценка таких элементов компетентности, как опыт, умения и уверенность. И это несмотря на то, что большинство обучающихся имели большой опыт практической деятельности. Очевидно, что программа подготовки требует корректировки в сторону усиления практической составляющей в реальном, а не виртуальном формате (из-за пандемических ограничений это было невозможно).
Следующим этапом исследования стал анализ процессов приращения компетенций. Именно приращение может свидетельствовать об эффективности работы всей образовательной системы. Внимание на конечный результат подготовки обучающегося неизбежно приводит к необходимости реорганизации процесса обучения в первую очередь в части содержания, а затем и в части привлекаемых технологий. Эффективность функционирования сложной системы обеспечения и поддержания профессиональной готовности, в конечном итоге зависит от набора системообразующих элементов, позволяющих в заданных условиях реализовать поставленные цели.
Методика исследования процессов приращения компетенций в условиях цифро-визации образовательной среды базируется на обработке данных планирующей документации в совокупности с материалами, полученными из электронных журналов и портфолио обучающихся. Для первой части методики ключевое значение придавалось зачетной единице (ЗЕ), как мере ресурсоемкости в образовательной программе.
Рис. 1. Укрупненная модель компетентности выпускника
Рассмотрим для примера индикаторную нагрузку на дисциплины, реализующие универсальную компетенцию в категории «Системное и критическое мышление» УК-1 «Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий» в рамках основной профессиональной образовательной программы «Организация управления в РСЧС» направления подготовки магистра «Государственное и муниципальное управление», осуществляемой в Ивановской пожарно-спасательной академии. Согласно учебному плану достижение данной компетенции оценивается по 5 индикаторам, 2 из которых можно считать ключевыми для подготовки современного креативного специалиста. Расчет индикаторной нагрузки несложен, но он позволяет скорректировать при необходимости образовательную программу, усиливая требования и трудоемкость освоения дисциплин и практик. Приняв за исходный документ матрицу компетенций и учебный план определим число индикаторов, заявленных для каждого индикатора. Как оказалось их количество варьируется от 3 до 19. Здесь не принимались во внимание данные по государственной итоговой аттестации, поскольку она предназначена для оценивания уже приобретенных компетенций. Вклад каждой дисциплины в формирование индикатора варьируется от 0,2 до1 зачетной единицы.
В анализируемом учебном плане сравнивалась и индикаторная нагрузка по всем дисциплинам и практикам. Общее количество индикаторов, приходящихся на каждую позицию плана, может свидетельствовать о роли дисциплины в формировании компетенций, а расстановка дисциплин по периодам обучения - о запланированной траектории приращения компетенций. На этом этапе выявляются «раз-
рывы» и «узкие места» в плане образовательного процесса. В нашем примере потребовалась перестановка дисциплин, реализующих профессиональные компетенции. В целом такой анализ может привести к исключению дисциплин, дублирующих по своему содержанию образовательные итоги или дополнению образовательной программы дисциплинами и практиками в соответствии с изменяющимися целями подготовки.
В табл. 1 представлен пример анализа, из которого видно, что на долю ключевых индикаторов освоения данной компетенции приходится более 67 % трудоемкости.
Во второй части анализа оценивается степень достижения индикаторов на основании фиксируемых результатов обучения. Инструменты оценивания могут быть различными, но шкала оценивания должна быть единой. Сегодня функция оценивания многогранна. Она не сводится лишь к выявлению успешности а, прежде всего, обеспечивает критический анализ всего образовательного процесса, способствует его корректировке и быстрой адаптации. Речь идет не столько о развитии средств оценивания, сколько о достижении целей оценивания. Меняется и философия оценочной деятельности. Оценивание становится не фиксацией итогов, а «точкой» за которой следует новый виток развития [1]. Главная задача этой процедуры состоит в улучшении качества труда конкретных участников образовательного процесса, направленного на достижение более глобальных целей - улучшение результатов и условий обучения, образовательных программ и, в конечном счете, достижение нового качества образовательного учреждения в целом. Таким образом, оценивание интерпретируется как элемент технологии обучения и как конструктивная обратная связь.
Таблица 1. Анализ индикаторной нагрузки
Индикаторы достижения компетенций Дисциплины Индикаторов на одну дисциплину ЗЕ на один индикатор в дисциплине ЗЕ на один индикатор
УК 1.1 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними Б1.0.02 19 0,2 4,28
Б1.0.03 10 0,4
Б1.0.10 6 0,7
Б1.О.12 9 1
Б1.В.01 5 1
Б1.В.03 3 1
УК 1.2 Определяет пробелы в информации, необходимой для решения проблемной ситуации, и проектирует процессы по их устранению Б1.0.02 19 0,21 0,94
Б1.0.03 10 0,4
Б1.О.12 9 0,33
УК 1.3 Критически оценивает надежность источников информации, работает с противоречивой информацией из разных источников Б1.0.02 19 0,21 2,61
Б1.0.03 10 0,4
Б1.0.10 6 0,67
Б1.О.12 9 0,33
Б1.В.01 5 1
УК 1.4 Разрабатывает и содержательно аргументирует стратегию решения проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарного подходов Б1.0.02 19 0,21 1,61
Б1.0.03 10 0,4
Б1.0.10 6 0,67
Б1.О.12 9 0,33
УК 1.5 Использует логико-методологический инструментарий для критической оценки современных концепций философского и социального характера в своей предметной области Б1.0.02 19 0,21 0,77
Б1.В.01 9 0,56
Итого по УК-1 10,2
Доля ЗЕ по критическим индикаторам (индикаторная нагрузка) 0,675
Предложено распределить оценочные дескрипторы уровня освоения компетенций по признаку подготовленности обучаемого к успешному профессиональному развитию в BANI - мире на критичные, некритичные и результативные. Критичные компетенции позволят обучаемому оперативно перестраиваться в случае изменения условий деятельности, некритичные компетенции формируют у людей те навыки, знания и умения, которые необходимы для самой профессиональной деятельности в стабильных условиях и результативные компетенции определяют уровень успешности обучаемого в избранной профессиональной деятельности.
В нашем примере в качестве критичных компетенций экспертами были выбраны:
УК-1 - Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий;
УК-4 - Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия;
УК-6 - Способен определить и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки;
ПК-9 - Способен осуществлять научно-техническое обеспечение и руководить научными исследованиями в области обеспечения безопасности, проводить анализ их результатов, подготовку данных для составления научных обзоров, отчетов и научных публикаций.
Для каждого вида компетенций было проведено исследование уровня освоенности по индикаторам в «коридоре» значений. Графически модель можно наглядно представить в виде 3-х лепестковых диаграмм. Внешний контур отражает максимально-возможные, по мнению экспертов, значения оценок, внутренний контур - минимально-возможные значения, оставшийся контур - средняя самооценка выпускников. На рис. 2 показано, что в группе критически-значимых для профессионального развития в BANI-мире самооценка способности осуществлять научно-техническое обеспечение и руководить научными исследованиями в области обеспечения безопасности, проводить
анализ их результатов, подготовку данных для составления научных обзоров, отчетов и научных публикаций находится значительно ниже минимального значения. Из этого следует вывод о необходимости усиления подготовки за счет перегруппирования трудоемкости дисциплин и включения в некоторые из них тематических блоков для освоения навыков научно-технического обеспечения и руководства научными исследованиями в области обеспечения безопасности.
На рис. 3 представлена модель освоения некритичных для БАМ-мира компетенций. Как видим, большая часть из них относится к блокам общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Традиционно именно им уделяется наибольшее внимание в вузовской подготовке. Однако, как отмечалось ранее, они легко накапливаются в ходе практической деятельности. Тем не менее, следует заметить, что треть компетенций этого вида освоена обучающимися на минимально-возможном уровне. Это является сигналом для корректирове внутри процесса освоения дисциплин за счет изменения рабочих программ.
На рис. 4 отражена модель освоения профессионально-результативных компетенций. Как видим, самооценка выпускника практически не выходит за рамки «коридора». Это частично свидетельствует о сбалансированности анализируемой образовательной программы с точки зрения ее практико-ориентированности.
Представленный пример достаточно нагляден, но он отражает упрощенный взгляд на систему оценивания как уровня освоенности компетенций, так и характера их приращения в ходе образовательного процесса. С позиции обеспечения адекватного контроля имеет смысл применить классификацию О. В. Барышниковой [2] в отношении функций контроля, предложившей рассматривать диагностическую функцию для оценки исходного уровня овладевания теоретическим материалом; управляющую - для отслеживания приращения компетенций в ходе прохождения отдельных этапов обучения и непосредственно оценочную для качественного и эффективного измерения степени подготовленности обучающихся к деятельности в конкретных условиях внешней среды.
С этой позиции следует отметить изменение заинтересованности участников образовательного процесса в результатах оценивания.
УК-1
1
УК-6
Рис. 2. Графическая модель освоения критически-значимых для БАЫ!-мира компетенций
УК-2
ОПК-5
Рис. 3. Графическая модель освоения некритичных для БАЫ!-мира компетенций
УК-З
ПК-7 П К-5
Рис. 4. Графическая модель освоения профессионально-результативных компетенций
Таблица 2. Изменение интересов сторон, вовлеченных в образовательные процессы
Цели оценочных процедур Интересы сторон, вовлеченных в образовательные процессы
Обучающиеся Семья Образовательное учреждение Работодатели /заказчики
Диагностика
Коррекция процесса обучения
Оценка подготовленности
Рассмотренный нами ранее деятель-ностный характер компетенций как совокупности структурных элементов (или индикаторов оценивания), которые раскрывают и уточняют формулировку компетенций через конкретные действия, к которым готовится выпускник, стоит внимательнее подходить к формулировкам и ориентироваться на постоянное изменение условий внешней среды. Индикаторы достижения компетенций подлежат экспертной проработке с последующим подробным анализом состава и содержания учебных дисциплин, практик и других элементов программы в соотнесении их с профессиональным стандартом и квалификационными требованиями работодателя. Требование измеримости индикаторов наряду с достаточностью причисляется к самым трудно выполняемым6.
Формирование основной профессиональной образовательной программы на весь
Список литературы
1. Новиченкова Мила. Культурный профиль россиян. Путь от мира VUCA к миру BANI // Flair Russia 2022. С. 12-25. https://www.ipsos.com/ru-ru/flair-russia/kulturnyy-profil-rossiyan-put-ot-mira-vuca-k-miru-bani (дата обращения: 19.05.2022).
2. Барышникова О. В. Итоговый контроль профессионально ориентированной подготовки по иностранному языку в бакалавриате неязыкового вуза // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. 2017. Вып. 4 (775). С. 173-183.1
6 Бершадская М. Д., Серова А. Н. Универсальные компетенции: индикаторы, опыт разработки и оценивания // Научно-методическая конференция ассоциации классических университетов, 23 мая 2018. https://social.hse.ru/data/ 2018/06/01/1150192968 (дата обращения: 19.05.2022.
период обучения становится малоэффективным. Как сказано в паспорте федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» «с учетом быстроты меняющегося ландшафта и требований к знаниям специалистов, содержание многих программ высшего образования устаревает еще до момента их окончания»7. Вопросы профессиональной подготовки становятся не столь однозначными, когда формирование компетенций происходит под воздействием изменяющихся требований внешней среды. Её непостоянство снимает границы профильности, требует от обучающихся готовности расширять рамки своей профессиональной предназначенности путем восприятия новых источников знания, поиска инструментов преобразования его в навыки и умения для будущей профессии.
References
1. Novichenkova Mila. Kulturnyi profil rossiyan. Put ot mira VUCA k miru BANI [Cultural profile of Russians. The path from the world of VUCA to the world of BANI]. Flair Russia 2022, pp. 12-25. https://www.ipsos.com/ru-ru/flair-russia/kulturnyy-profil-rossiyan-put-ot-mira-vuca-k-miru-bani (data obrascheniya: 19.05.2022).
2. Baryshnikova O. V. Itogovyi kontrol professionalno orientirovannoi podgotovki po in-ostrannomu yazyku v bakalavriate neyazykovogo vuza [Final control of professionally oriented training in a foreign language in the bachelor's program of a non-linguistic university]. Vestnik Mos-kovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Seriya: Obrazovanie i pedagogiches-kie nauki, 2017, vol. 4 (775). pp. 173-183.1
7 Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9).
Горинова Светлана Владимировна
Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново доктор экономических наук, профессор,
профессор кафедры основ экономики функционирования РСЧС E-mail: s.v.gorinova@mail.ru Gorinova Swetlana Vladimirovna
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of
State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination
of Consequences of Natural Disasters»,
Russian Federation, Ivanovo
doctor of economic sciences, Professor,
professor at the department of fundamentals of economics of functioning prevention and response system E-mail: s.v.gorinova@mail.ru
Тихановская Людмила Борисовна
Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново кандидат технических наук, доцент,
доцент кафедры основ экономики функционирования РСЧС E-mail: ludmila.tihanovskaya@yandex.ru Tihanovskaya Lyudmila Borisovna
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Ivanovo Fire Rescue Academy of
State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination
of Consequences of Natural Disasters»,
Russian Federation, Ivanovo
candidate of technics sciences, assistant professor,
associate professor at the department of fundamentals of economics of functioning prevention
and response system
E-mail: ludmila.tihanovskaya@yandex.ru