АА. ШЕХОНИН, проректор по учебнометодической работе С. -Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики Е.В. КАРАВАЕВА, исполнительный директор
Ассоциация классических университетов России И.В. АРЖАНОВА, исполнительный директор
Национальный фонд подготовки кадров
Компетенции
выпускников
в образовательных
стандартах,
самостоятельно
устанавливаемых
университетами
В статье рассматриваются возможные подходы и рекомендации по формированию и оцениванию результатов обучения и компетенций в образовательных программах, реализуемых на основе образовательных стандартов, самостоятельно устанавливаемых университетами. Предлагается более укрупненно и в диагностируемой форме разрабатывать компетенции выпускников в образовательных стандартах и программах университетов, что позволит, с одной стороны, адекватно формулировать требования к результатам обучения по дисциплинам (модулям) образовательной программы, а с другой - обеспечить объективность их оценивания в процессе мониторинга обучающихся и итоговой государственной аттестации выпускников.
Ключевые слова: результаты обучения, компетенции, образовательный стандарт вуза, дескрипторы, портфолио обучающегося.
Концептуальным основанием федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) является компетентностная парадигма. Она рассматривается сегодня как ключевая методология построения новой отечественной системы образования, отвечающей требованиям инновационного развития экономики, потребностям общества, личности и принципам Болонского процесса. Требования к выпускнику или результатам освоения основных образовательных программ (ООП) задаются в ФГОС ВПО в форме компетенций выпускника ООП применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
Университеты с особым статусом (национальные, федеральные и национально-исследовательские) для реализации своих программ развития (миссий), кроме государственной финансовой поддержки, получили зако-
нодательное право в своей образовательной деятельности самостоятельно устанавливать образовательные стандарты (ОС). При этом образовательные стандарты, разрабатываемые университетами с особым статусом («ведущими вузами»), в части требований к результатам освоения основных образовательных программ и к условиям их реализации должны быть не ниже требований соответствующих ФГОС. Это требование закона, как минимум, определяет следующее: ОС разрабатываются ведущими вузами, как правило, по тем направлениям подготовки (специальностям), по которым утверждены ФГОС; ОС формируют требования к результатам освоения ООП на основе компетенций; ОС применяют систему зачетных единиц в качестве меры трудоемкости ООП и их компонентов. Так как закон не устанавливает обязательность соответствия требований к структуре ООП в ФГОС и в ОС, ведущие вузы вольны устанавливать любые
требования к структуре ООП (при этом они обязаны выделить в структуре ООП часть, обязательную для освоения, и часть, формируемую участниками образовательного процесса).
Анкетирование экспертов ведущих университетов о необходимости разработки ОС показало, что университеты в целом положительно относятся к предоставленному им праву и планируют вести разработку своих ОС для ООП разных уровней. Основанием для самостоятельной разработки ОС, как считают эксперты, может послужить несоответствие ФГОС ВПО целям и задачам программы развития данного университета при подготовке конкурентоспособных выпускников, востребованных инновационной экономикой. Например, для университета, получившего категорию национально-исследовательский университет (НИУ), такая ситуация характерна при разработке ООП подготовки магистров нового типа по приоритетным направлениям науки и технологий.
Образовательный стандарт университета, как и ФГОС, устанавливает требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации ООП. Особенностью ОС является установление требований к собственным ООП (профилям, специализациям) вуза, поэтому обязательная часть ООП определяется как ”общее ядро” для всех ООП данного направления и уровня подготовки, которое отражает особенности и уникальность подготовки специалистов в данном университете. Формирование требований к конкретным ООП осуществляется вузом на основе ОС (“общего ядра” ООП) с учетом профиля и специализаций подготовки.
Настоящая работа имеет целью дать университетам, получившим право самостоятельно устанавливать образовательные стандарты, некоторые рекомендации по разработке требований к результатам освоения ООП на
уровне формирования компетенций выпускника. При формулировании компетенций выпускника в ОС необходимо понимать, что приведенная выше установка закона (требования к результатам освоения основных образовательных программ в ОС должны быть не ниже требований соответствующих ФГОС) не означает, что вузы, самостоятельно разрабатывающие ОС, должны точно и бездумно повторять компетенции соответствующих ФГОС ВПО. Напротив, при разработке ОС вузы могут совершенствовать формулировки тех или иных компетенций, укрупнять и перегруппировывать их, делать иную систематизацию групп компетенций (например, взяв за основу результаты общеевропейского проекта TUNING или используя подходы, принятые в профессиональных стандартах в данной области). Как показывает опыт разработки ФГОС ВПО и ООП вуза, крайне трудно придать этому процессу какой-либо унифицированный характер, декларировать строгий набор «шагов» и процедур разработки. Вместе с тем следует признать, что разработка ОС вуза в части требований к результатам освоения ООП и планирование результатов освоения конкретных ООП должны обладать определенной степенью общности по отношению к общепринятым ориентирам такой деятельности в рамках ФГОС ВПО, признаваемым в широких академических кругах, а также органами управления высшим образованием.
Анализ компетенций выпускника в ФГОС показывает недостаточную их проработанность в смысле систематичности, состава, количества, четкости формулировок, диагностируемости по уровням обучения, что обусловлено малым опытом в области компетентно-стно-ориентированного образования разработчиков ФГОС и экспертов, привлеченных Минобрнауки России
для оценки и доработки проектов ФГОС.
Деление компетенций на две группы (жизнедеятельность / профессиональная деятельность) имеет следствием излишне многочисленные (крупные) классы деления (десятки компетенций в каждой из групп - общекультурных и профессиональных), что не только затрудняет процесс управления ими, но и создает серьезные проблемы по диагностированию и оцениванию результатов освоения ООП.
В основе разработки ОС вуза лежит самостоятельный сбор, выявление, систематизация и разработка пакета взаимосвязанных компетенций выпускника с учетом ФГОС в тесном диалоге вуза и рынка труда. При этом необходимо учитывать ориентацию и направление программы развития университета, перспективы развития компетенций на будущее, их прогностическую валидность.
Компетенции должны быть «организованы» в своеобразные группы, которые разделяются на подгруппы, или классы компетенций. Зарубежная практика формирования компетенций показывает, что наиболее часто выделяют 4-6 групп компетенций с 4-5 компетенциями внутри каждой группы. Увеличение численного состава компетенций для описания компетентност-ной модели выпускника (что имеет место в ФГОС) усложняет процедуры формирования и применения оценочных средств в процессе итоговой аттестации компетенций выпускников.
По своей сущности ориентация на результат обучения связана с проблемой расхождения между измерением результатов конкретных знаний, умений и компетенций, с одной стороны, и общими, заявительными формулировками - с другой. Однозначного решения этой проблемы не существует, и поэтому она получает свое разрешение в форме некоторых рамочных до-
говоренностей, в том числе формирования результатов обучения на уровне компетенций выпускников.
Вузы, имеющие право самостоятельно разрабатывать ОС, могут переформировывать компетенции выпускников для собственных ОС в приемлемом для них формате с учетом их групп, численного состава, а также их диагностируе-мости и дифференцированности. Для каждой группы компетенций формулируется одна или несколько компетенций, идентифицирующих совокупный результат обучения (РО). Рекомендуется придерживаться следующей структуры записи компетенции [1]:
КОМПЕТЕНЦИЯ: = Способность (готовность) <деятельность> <объект деятельности>.
Понятие <деятельность> задается глагольной группой (например, разрабатывать; применять; решать и т.п.), а <объект деятельности> - именной (методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные средства; базовые информационные технологии и т.п.). При этом вновь сформированные компетенции выпускника в ОС должны иметь прозрачное подтверждение, что они “не ниже” таких требований в ФГОС.
В качестве примера нами было проведено возможное укрупнение компетенций выпускника, заданных в ФГОС ВПО по направлению подготовки 230400
- «Информационные системы и технологии» [2], для бакалавриата {табл. 1).
Оценивание результатов обучения и компетенций выпускника вуза осуществляется как по результатам демонстрирования выпускником освоенных компетенций в ходе итоговой государственной аттестации (ИГА), так и в процессе мониторинга учебного процесса по формированию компетенций у обучающегося. Диагностируемость формы задания компетенций выпускника (предварительно укрупненных по сравнению
Таблица 1
Пример свертки компетенций бакалавра ФГОС направления 230400 — «Информационные системы и технологии»
Компетенции ФГОС Компетенция ОС Индекс в ОС
ПК-11, ПК-12 Способность разрабатывать средства (методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные) для реализации информационных технологий П1
ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-13 Способность решать задачи теоретического и исследовательского уровня для разработки конкретных информационных технологий П2
ПК-2, ПК-3, ПК-6: ПК-8, ПК-10, ПК-14, ПК-15, ПК-17, ПК-18:ПК-22, ПК-28: ПК-35 Способность создавать, внедрять и сопровождать информационные системы П3
ОК-1:ОК-3, ОК-7, ОК-11, ПК-23:ПК-27 Способность общаться и сотрудничать в современном мире ОН1
ОК-4:ОК-6, ОК-8:ОК-Ю, ОК-12, ОК-13 Способность применять достижения современной науки для решения практических задач в области информационных систем и технологий ОН2
Нет Способность применять базовые информационные технологии И1
ОК-1: ОК-13, ПК-1: ПК-35 Готовность к включению в профессиональное сообщество СЛ1
с ФГОС) обеспечивается на основе специально разработанных или принятых вузом дескрипторов, характеризующих уровни освоения результатов обучения
- компонентов компетенций.
В качестве дескрипторов результатов обучения и компетенций можно применить известные таксономические таблицы, ориентированные на применение компетентностного подхода в образовании. Например, с учетом работ [3, 4] таксономическая таблица (тарификатор) может иметь следующий вид (табл. 2).
Наличие трех частей в тарификаторе обусловлено компонентной структурой компетенции, а именно наличием знаниевого компонента, характеризующего знания обучающегося, функционального компонента, характеризующего умения дей-
КОМПЕТЕНЦИЯ (0: = <
ствовать, и личностно-мотивационного компонента, характеризующего отношение обучающегося к деятельности.
Для установления требований (пороговых) к результатам обучения (знаниям, умениям и социально-личностным качествам) необходимо в ходе разработки ООП провести детализацию (структурирование) соответствующих компетенций ОС и установить к ним по дескриптору уровни требований. Детализацию следует проводить до тех пор, пока не будет наблюдаться переход с того, какой результат будет достигнут в процессе подготовки, на то, каким образом его можно достичь и оценить. В общем случае структура записи каждой г-й компетенции выпускника после ее однократной детализации выглядит следующим образом.
-дсятсльность (/)> (<объскт деятельности (|, I )> +
< объект деятельности (|, 2у> + ...)
117 и
^деятельность (/, 1)> + < деятельность (/, 2)> + ...)
:чэбъскт деятельности (/)>
Таблица 2
Таксономическая таблица (тарификатор) результатов обучения (компетенций)
Дескрипторы уровней знаний _______________(дифференциация требования “должен знать”)________________
Индекс уровня Уровень Дескриптор (описание уровня)
Зі Знание - знакомство Может узнавать объект, явление и понятие при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них, находить в них различия и относить к той или иной классификационной группе, знает источники получения информации
32 Знание - копия Может осуществлять самостоятельно репродуктивные действия над знаниями путем самостоятельного воспроизведения и применения информации
Зз Знание - продукция (аналитические знания) Может воспроизводить и понимать полученные знания, самостоятельно систематизировать их, т.е. представлять знания в виде элементов системы и устанавливать взаимосвязи между ними, продуктивно применять в отдельных ситуациях
34 Знание - трансформация (системные знания) Может самостоятельно извлекать новые знания из окружающего мира, творчески их использовать для принятия решений в новых нестандартных ситуациях
Дескрипторы уровней умений (дифференциация требования “должен уметь”)
Индекс уровня Уровень Дескриптор
Уі Первичные умения Умеет корректно выполнять предписанные действия по инструкции, алгоритму и т.п. в известной ситуации
У2 Репродуктивные умения Умеет самостоятельно выполнять действия по решению типовых задач, требующих выбора из числа известных методов, в предсказуемо изменяющейся ситуации
Уз Продуктивные умения (умелая деятельность) Умеет самостоятельно выполнять действия (приемы, операции) по решению нестандартных задач, требующих выбора на основе комбинации известных методов, в непредсказуемо изменяющейся ситуации
У4 Исследовательские умения Умеет самостоятельно выполнять действия, связанные с решением исследовательских задач, творчески использовать умения (технологии)
Дескрипторы уровней личностных качеств
(дифференциация понятия “отношение к осуществляемой деятельности”)
Индекс уровня Уровень Дескриптор
0 Безответственность Безразличное, безответственное отношение к учебе, порученному делу
СЛі Ответственность Демонстрирует позитивное отношение к учебной и трудовой деятельности, проявляет активность при выполнении порученного дела
СЛ2 Инициативная ответственность Проявляет настойчивость и увлеченность, трудолюбие, творческий подход, готовность самостоятельно выполнять порученное дело
Например, в ОС по направлению подготовки 230400 - «Информационные системы и технологии» детализацию компетенции П1 - «Способность разрабатывать средства для реализации информационных технологий » с применением тарификатора (табл. 2) на уровне бакалав-
ра можно представить следующим образом:
• способность разрабатывать методическое обеспечение для реализации информационных технологий, З2-У2-СЛ1;
• способность разрабатывать информационное обеспечение для реали-
зации информационных технологий, З3-У3-СЛ1;
• способность разрабатывать математическое обеспечение для реализации информационных технологий,
32-У2-СЛ1;
• способность разрабатывать алгоритмическое обеспечение для реализации информационных технологий,
33-У3-СЛ1;
• способность разрабатывать техническое обеспечение для реализации информационных технологий, З2-У2-СЛ1;
• способность разрабатывать программное обеспечение для реализации информационных технологий, З3-У3-СЛ1.
Таким образом, разработанный пакет взаимосвязанных компетенций ОС вуза с установленными требованиями к знаниям, умениям и социально-личностным качествам выпускников уров-невой подготовки задает требования к результатам обучения ООП в диагностируемой форме, т.е. результаты могут планироваться и оцениваться как в ходе реализации ООП, так и при ее завершении на мероприятиях ИГА.
Основными формами оценивания компетенций выпускника в процессе ИГА являются выпускная квалификационная работа (ВКР) и государственный экзамен. Проверку степени освоения выпускником требуемых компетенций следует вести на уровне самой компетенции, а не отдельных ее компонентов, например, только знаний. По результатам укрупнения компетенций выпускника в ОС и ООП возможно создание банка оценочных заданий выпускника. Банк заданий содержит определенный набор комплексных (междисциплинарных) заданий различного уровня сложности - проблемных ситуаций во всей их предметной и социальной неоднозначности и противоречивости, которые моделируют
проявление компетенций в различных видах профессиональной деятельности и позволяют оценивать их на государственном экзамене дополнительно к защите ВКР.
В ходе текущего мониторинга освоения ООП необходимо также проводить оценивание процесса формирования компетенций на основе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся [5]. Средства и технологии оценки результатов обучения (знаний, умений, личностных качеств) как компонентов компетенций должны обеспечивать фиксацию демонстрируемого студентами уровня и качества освоения отдельных дисциплин (модулей) ООП с применением системы дескрипторов, например, указанной выше. Оценка результатов обучения выражается в баллах по специальной балльной шкале, связывающей качество и уровень достижения компонентов компетенций после освоения любой дисциплины или модуля ООП. Все обобщенные баллы по каждой компетенции определенным образом складываются и заносятся в личный документ студента -портфолио. Портфолио на каждого студента представляется в ГАК, наряду с пояснительной запиской ВКР, отзывами руководителя, рецензента и др.
На рисунке схематично представлен процесс формирования и контроля требований к результатам обучения ООП на основе ОС в виде графа. Вершины графа (обозначены кружками) моделируют состояния процесса, а дуги
- причинно-следственные связи между ними.
Процесс - циклический, каждый цикл завершается анализом итогов ИГА, направленным на установление выполнения требований к РО ООП, и выработкой управленческих решений, нацеленных на их изменение (на уровень доработки компетентностной модели
выпускника (КМВ) и ОС в целом). Процесс состоит из следующих этапов:
1) идентификация ожидаемого РО ООП;
2) установление требований к уровню ожидаемого РО ООП;
3) сбор и систематизация сведений о результатах обучения, достигнутых студентами в ходе реализации ООП и подготовки ВКР, а также при защите ВКР.
Идентификация ожидаемого РО ООП проводится, в свою очередь, в два этапа.
На первом этапе выпускающая кафедра совместно с работодателями планирует компетенции для ООП. При этом кафедра руководствуется ОС, а работодатели - профессиональными стандартами и действующими тарифи-
каторами уровней квалификации профессий, соответствующих профилю выпускника ООП. Цель данного этапа
- дополнить компетенции ОС новыми компетенциями, определяющими профиль подготовки выпускников. Рекомендуется добавлять не более 3-5 новых компетенций. Далее в соответствии с профессиональными стандартами для каждой компетенции формулируются минимальный (пороговый) уровень квалификации, ожидаемый от выпускника вуза. В результате можно получить, например, матрицу, в которой для соответствующих компетенций выпускника (строки матрицы) установлены уровни их освоения (столбцы матрицы).
Второй этап идентификации проводится выпускающей кафедрой. Целью этого этапа является детализация (уточнение) компетенций и разработка КМВ. Последняя должна содержать не более 15-20 компетенций, формулировки которых по-прежнему остаются рамочными и ориентируют на отбор содержания образования ООП (с возможным указанием методов, технологий, подходов и т.п.), характеризуя при этом образовательный потенциал кафедры (КМВ обновляются ежегодно). Требования к ожидаемому РО ООП устанавливаются
Образовательное пространство вУЗа
Рис. Технология формирования и контроля требований к результатам освоения ООП на основе ОС вуза
на следующем этапе по КМВ с помощью дескрипторов, определяющих уровни знаний, умений и личностных качеств (три компонента компетенций). Количество уровней и их описание должны учитывать опыт разработки подобных дескрипторов в рамках реализации Болонских процессов (ЕВПО), Европейской рамки квалификаций (ЕРК) или Национальной рамки квалификаций (НРК). При их разработке необходимо руководствоваться тем, что они должны в полной мере, достоверно и однозначно диагностировать результаты обучения, полученные в ходе реализации ООП и при ее завершении в ходе ИГА.
Для оценивания РО ООП используются следующие позиции: портфолио с накопленными достижениями студентов в ходе реализации ООП; выпускные квалификационные работы (ВКР) вместе с отзывами руководителей и внешними рецензиями ВКР; результаты хода подготовки ВКР, их защиты и государственных экзаменов в
ходе итоговой государственной аттестации выпускников.
Литература
1. Васильев В.Н., Лисицына Л.С., Шехо-
нин А.А. Концептуальная модель для извлечения результатов обучения из избыточного содержания образования // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. Вып. 4 (68). Новые технологии в образовании. 2010. С. 104—108.
2. ФГОС ВПО. М., 2010. URL: http:// www.mon.gov.ru/dok/ fgo
3. ТатурЮ.Г. Как повысить объективность
измерения и оценки результатов образования // Высшее образование в России. 2010. №5. С. 22-31.
4. Новиков А.М. Основания педагогики. М.:
Эгвес, 2010. 208 с.
5. БогословскийВ.А., Караваева Е.В., Ков-
тун Е.Н., Мелехова О.П., Родионова С.Е., Шехонин А.А. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе. М.: Изд-во МГУ, 2007. 148 с.
SHEKHONIN A, KARAVAEVA E, ARZHANOVA I. GRADUATE’S COMPETENCIES IN THE EDUCATIONAL PROGRAMS’ STANDARDS INDEPENDENTLY SET UP BY THE UNIVERSITIES
This article suggests the approach to and recommendations for the procedure of formulating (describing) the learning outcomes and competencies as formulated in educational programs, written in accordance with the educational program standards, set up and approved by the independent decision the Universities.
Authors suggest to organize competencies, which graduates are supposed to demonstrate after graduation, in the educational standards and programs set up by the University in more structured form, organized in wider groups. It should, from one hand, make possible the adequate formulation of the requirements to the learning outcomes of each discipline (module) of the educational program and, from the other hand, provide for the objectivity of evaluation as a part of students’ intermediate and final results assessment.
Keywords: learning outcomes, competencies, University’s educational program standard, descriptors, student’s portfolio
g