УДК 378.048.2
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ МАГИСТРАТУРЫ
© 2018 А. Д. Гонеев
докт. пед. наук, профессор кафедры педагогики e-mail: pedagogy@kursksu. ru
Курский государственный университет
В статье обосновывается необходимость повышения роли и значимости воспитания обучающихся в современных условиях; анализируется нормативно-правовая база и учебно-методическое обеспечение данного процесса; раскрываются логика и содержание подготовки магистров к организации воспитательной деятельности с обучающимися.
Ключевые слова: воспитание, воспитательная деятельность с обучающимися, готовность магистров к организации воспитательной деятельности с обучающимися.
В современной системе воспитания подрастающего поколения назревает острый мировоззренческий и содержательный кризис. Нравственные идеалы и моральные ценности, существовавшие характеристики и оценки событий и общественных явлений подвергаются ревизии, устоявшиеся точки зрения анализируются и переоцениваются.
В связи со сложившейся ситуацией появляются перекосы в осознании и понимании происходящих событий и общественных явлений, в негативной характеристике произошедших событий, искаженные трактовки исторических фактов. Поэтому вопросы организации воспитания подрастающего поколения, формирования его нравственных идеалов и ценностей, гражданской позиции, а в целом -формирование системы воспитания подрастающего поколения и подготовки квалифицированных специалистов в области воспитания детей и молодежи является стратегической задачей государства.
О понимании этой ситуации, об оценке сложившихся условий и необходимости поиска путей разрешения данной проблемы свидетельствует ряд нормативно-правовых документов и правительственных распоряжений, принятых в последнее время. Об этом говорит, во-первых, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», где одним из основных принципов государственной политики в сфере образования обозначен принцип признания приоритетности образования и придания ему гуманистического характера, воспитания взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к окружающей среде [Федеральный закон... 2013: 7]. А с точки зрения приоритетных задач, стоящих перед образовательными организациями, указывается на то, что основное общее образование должно быть направлено на становление и формирование личности обучающегося, формирование у него нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение навыками умственного и физического труда, развитие склонностей и способностей к социальному самоопределению [Там же: 78].
Во-вторых, конкретизирует и уточняет положения существующего закона «Об образовании в Российской Федерации» Стратегия развития воспитания
в Российской Федерации на период до 2025 года. Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и различного уровня ведомств и учреждений, создания условий для повышения ресурсного, организационного и методического обеспечения воспитательной деятельности, ответственности за ее результаты [Стратегия развития воспитания 2015: 14]. Решение данной задачи особенно важно, поскольку можно принять много хороших и правильных решений, но необходимо, чтобы было кому их выполнять. То есть нужны высококвалифицированные специалисты в области воспитания, четкое понимание кто эти люди, какие функции они обязаны выполнять, какими компетенциями овладеть и в конечном счете кто их должен готовить.
Обобщенные трудовые функции организаторов воспитательной работы с детьми и молодежью зафиксированы в Профессиональном стандарте «Специалиста в области воспитания», утвержденном Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. В нём подчёркивается, что основной целью педагогической деятельности в области воспитания является организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей [Об утверждении... 2017: 3].
В характеристике обобщенных трудовых функций специалиста в области воспитания, на наш взгляд, вызывает особый интерес функция «Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса», выполнение которой вменяется в обязанности педагога-организатора, педагогического работника в общеобразовательной организации. С точки зрения организационно-педагогического обеспечения воспитательного процесса в общеобразовательной организации наиболее важным являются сферы деятельности и наличие необходимых знаний и умений, которые сформированы в рамках трудовых функций организационно-педагогического обеспечения проектирования и реализации программ воспитания, а также организационно-методического обеспечения воспитательной деятельности.
Задолго до появления вышеперечисленных нормативных документов в Курском государственном университете на факультете педагогики и психологии в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры) функционируют две магистерские программы: «Психология и педагогика организации воспитания» и «Психология и педагогика работы в детских и молодежных объединениях», которые изначально задумывались и проектировались как программы подготовки организаторов воспитательной работы в образовательных организациях, организаторов работы с молодежью.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) были разработаны учебные планы и основные образовательные программы, которые изначально были сориентированы на реализацию следующих профессиональных задач:
- анализ учебно-воспитательной работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- организация работы по учебно-методическому обеспечению содержания воспитания;
- сбор, систематизация и рецензирование методических материалов для эффективной организации воспитательной деятельности с обучающимися;
Гонеев А. Д. Формирование готовности к организации воспитательной деятельности
в образовательном учреждении
- психолого-педагогическое обеспечение процесса внедрения инновационных программ и технологий в учебно-воспитательный процесс;
- оказание помощи педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания учащихся и т.д. [Федеральный ... стандарт... 2016: 7].
Все вышеперечисленные задачи четко соотнесены с профессиональными компетенциями, включенными в блок научно-методической деятельности, с требованиями, предъявляемыми к результатам освоения программы магистратуры направления подготовки «Психолого-педагогическое оборудование».
К выпускнику программы магистратуры в разделе его подготовки к научно-методической деятельности обозначен ряд компетенций, где четко обозначена необходимость его готовности осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения (ПК-45) и готовности к содержательному взаимодействию с педагогическими кадрами по вопросам обучения и воспитания (ПК-47).
Профессионально-личностная готовность к педагогической деятельности у будущих педагогов проявляется как особое психическое состояние как наличие у него образа модели определенного действия и направленности сознания на его выполнение, как проявление профессионально-личностной позиции в реализации соответствующего вида педагогической деятельности [Сластенин: 2000: 65].
В структуре готовности как активно-действенного состояния личности многие ученые (М.И. Дьяченко, Л.А. Кондыбович, Н.В. Кузьмина и т.д.) выделяют мотивационный, ориентационный, операционный, оценочный и другие компоненты. Исходя из профессионализма учителя, профессионального стандарта специалиста в области воспитания, мы выделили в процессе подготовки магистров к организации воспитательной деятельности с обучающимися блоки ценностно-мотивационной готовности, включающие осознание и понимание социальной значимости роли организатора воспитательной деятельности с обучающимися в современных условиях, желание и потребность принять участие в поиске инновационных методов и приемов совершенствования воспитательной работы с обучающимися.
Блок формирования содержательно-профессиональной готовности определялся учебным планом и образовательной программой по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика организации воспитания», где в логике формирования профессиональных знаний, умений и компетенций у магистров встроена и теоретико-методологически обоснованная структура подготовки магистров к организации воспитательной деятельности, определены требования к профессионально-личностным качествам педагога-воспитателя.
В рамках формирования необходимых изменений определены практико-ориентированные учебные занятия, различные виды практик - от учебно-ознакомительной, научно-исследовательской до формирования профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Блок формирования профессионально-личностной готовности магистров к организации воспитательной деятельности включает различные диагностические методики, материалы оценки и самоанализа профессионально-педагогической работы магистров, защиты их образовательных проектов и воспитательных программ, реализуемых ими в ходе педагогических практик и решения задач самообразования и выполнения заданий, включенных в оценочные материалы каждой рабочей программы дисциплины.
Абсолютное большинство занятий с магистрами проводят высококвалифицированные специалисты кафедр педагогики, психологии, психологии образования и социальной педагогики.
Результативность освоения всей гаммы профессиональных компетенций и готовность к реализации задач организации воспитательной деятельности с обучающимися магистры демонстрируют в ходе государственной итоговой аттестации, при защите выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций). Защита проходит открыто и публично, что дает возможность увидеть и объективно оценить результаты их подготовки к осуществлению организации воспитательной деятельности с детьми и молодежью.
Библиографический список:
Гонеев А.Д. Подготовка магистров педагогического образования к коррекционно-педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы VIII Междунар. науч.-практич. конф., посвящ. памяти академика РАО В.А. Сластенина: в 2ч. Рязань: Концепция, 2017. Ч. 2. С. 282-286.
Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». Приказ Минтруда и соцзащиты РФ №10н от 10.01.2017г., М., 2017.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. // Вестник образования. 2015. №15. С. 13-28.
Сластенин В.А. Избр. тр. М.: Магистр-Пресс, 2000. 487 с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2013. 160 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры). Приказ Минобрнауки №549 от 12.05.2016г., М., 2016.