Научная статья на тему 'Формирование готовности к организации воспитательной деятельности в образовательном учреждении у обучающихся по программам магистратуры'

Формирование готовности к организации воспитательной деятельности в образовательном учреждении у обучающихся по программам магистратуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / воспитательная деятельность с обучающимися / готовность магистров к организации воспитательной деятельности с обучающимися. / upbringing / upbringing activities / upbringing readiness of Masters of education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Д. Гонеев

В статье обосновывается необходимость повышения роли и значимости воспитания обучающихся в современных условиях; анализируется нормативно-правовая база и учебнометодическое обеспечение данного процесса; раскрываются логика и содержание подготовки магистров к организации воспитательной деятельности с обучающимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTERS’ READINESS FORMATION TOWARDS ORGANISATION OF UPBRINGING PROCESS IN EDUCATIONAL ISTITUTIONS

The article stresses the necessity of upbringing activities organization of students in the contemporary conditions. The article contains the analysis of governmental documents and educational means aimed at the solving of educational tasks. The author describes logical and contextual aspects of Masters’ professional training in the sphere of education.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности к организации воспитательной деятельности в образовательном учреждении у обучающихся по программам магистратуры»

УДК 378.048.2

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ МАГИСТРАТУРЫ

© 2018 А. Д. Гонеев

докт. пед. наук, профессор кафедры педагогики e-mail: pedagogy@kursksu. ru

Курский государственный университет

В статье обосновывается необходимость повышения роли и значимости воспитания обучающихся в современных условиях; анализируется нормативно-правовая база и учебно-методическое обеспечение данного процесса; раскрываются логика и содержание подготовки магистров к организации воспитательной деятельности с обучающимися.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная деятельность с обучающимися, готовность магистров к организации воспитательной деятельности с обучающимися.

В современной системе воспитания подрастающего поколения назревает острый мировоззренческий и содержательный кризис. Нравственные идеалы и моральные ценности, существовавшие характеристики и оценки событий и общественных явлений подвергаются ревизии, устоявшиеся точки зрения анализируются и переоцениваются.

В связи со сложившейся ситуацией появляются перекосы в осознании и понимании происходящих событий и общественных явлений, в негативной характеристике произошедших событий, искаженные трактовки исторических фактов. Поэтому вопросы организации воспитания подрастающего поколения, формирования его нравственных идеалов и ценностей, гражданской позиции, а в целом -формирование системы воспитания подрастающего поколения и подготовки квалифицированных специалистов в области воспитания детей и молодежи является стратегической задачей государства.

О понимании этой ситуации, об оценке сложившихся условий и необходимости поиска путей разрешения данной проблемы свидетельствует ряд нормативно-правовых документов и правительственных распоряжений, принятых в последнее время. Об этом говорит, во-первых, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», где одним из основных принципов государственной политики в сфере образования обозначен принцип признания приоритетности образования и придания ему гуманистического характера, воспитания взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к окружающей среде [Федеральный закон... 2013: 7]. А с точки зрения приоритетных задач, стоящих перед образовательными организациями, указывается на то, что основное общее образование должно быть направлено на становление и формирование личности обучающегося, формирование у него нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение навыками умственного и физического труда, развитие склонностей и способностей к социальному самоопределению [Там же: 78].

Во-вторых, конкретизирует и уточняет положения существующего закона «Об образовании в Российской Федерации» Стратегия развития воспитания

в Российской Федерации на период до 2025 года. Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и различного уровня ведомств и учреждений, создания условий для повышения ресурсного, организационного и методического обеспечения воспитательной деятельности, ответственности за ее результаты [Стратегия развития воспитания 2015: 14]. Решение данной задачи особенно важно, поскольку можно принять много хороших и правильных решений, но необходимо, чтобы было кому их выполнять. То есть нужны высококвалифицированные специалисты в области воспитания, четкое понимание кто эти люди, какие функции они обязаны выполнять, какими компетенциями овладеть и в конечном счете кто их должен готовить.

Обобщенные трудовые функции организаторов воспитательной работы с детьми и молодежью зафиксированы в Профессиональном стандарте «Специалиста в области воспитания», утвержденном Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. В нём подчёркивается, что основной целью педагогической деятельности в области воспитания является организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей [Об утверждении... 2017: 3].

В характеристике обобщенных трудовых функций специалиста в области воспитания, на наш взгляд, вызывает особый интерес функция «Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса», выполнение которой вменяется в обязанности педагога-организатора, педагогического работника в общеобразовательной организации. С точки зрения организационно-педагогического обеспечения воспитательного процесса в общеобразовательной организации наиболее важным являются сферы деятельности и наличие необходимых знаний и умений, которые сформированы в рамках трудовых функций организационно-педагогического обеспечения проектирования и реализации программ воспитания, а также организационно-методического обеспечения воспитательной деятельности.

Задолго до появления вышеперечисленных нормативных документов в Курском государственном университете на факультете педагогики и психологии в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры) функционируют две магистерские программы: «Психология и педагогика организации воспитания» и «Психология и педагогика работы в детских и молодежных объединениях», которые изначально задумывались и проектировались как программы подготовки организаторов воспитательной работы в образовательных организациях, организаторов работы с молодежью.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) были разработаны учебные планы и основные образовательные программы, которые изначально были сориентированы на реализацию следующих профессиональных задач:

- анализ учебно-воспитательной работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

- организация работы по учебно-методическому обеспечению содержания воспитания;

- сбор, систематизация и рецензирование методических материалов для эффективной организации воспитательной деятельности с обучающимися;

Гонеев А. Д. Формирование готовности к организации воспитательной деятельности

в образовательном учреждении

- психолого-педагогическое обеспечение процесса внедрения инновационных программ и технологий в учебно-воспитательный процесс;

- оказание помощи педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания учащихся и т.д. [Федеральный ... стандарт... 2016: 7].

Все вышеперечисленные задачи четко соотнесены с профессиональными компетенциями, включенными в блок научно-методической деятельности, с требованиями, предъявляемыми к результатам освоения программы магистратуры направления подготовки «Психолого-педагогическое оборудование».

К выпускнику программы магистратуры в разделе его подготовки к научно-методической деятельности обозначен ряд компетенций, где четко обозначена необходимость его готовности осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения (ПК-45) и готовности к содержательному взаимодействию с педагогическими кадрами по вопросам обучения и воспитания (ПК-47).

Профессионально-личностная готовность к педагогической деятельности у будущих педагогов проявляется как особое психическое состояние как наличие у него образа модели определенного действия и направленности сознания на его выполнение, как проявление профессионально-личностной позиции в реализации соответствующего вида педагогической деятельности [Сластенин: 2000: 65].

В структуре готовности как активно-действенного состояния личности многие ученые (М.И. Дьяченко, Л.А. Кондыбович, Н.В. Кузьмина и т.д.) выделяют мотивационный, ориентационный, операционный, оценочный и другие компоненты. Исходя из профессионализма учителя, профессионального стандарта специалиста в области воспитания, мы выделили в процессе подготовки магистров к организации воспитательной деятельности с обучающимися блоки ценностно-мотивационной готовности, включающие осознание и понимание социальной значимости роли организатора воспитательной деятельности с обучающимися в современных условиях, желание и потребность принять участие в поиске инновационных методов и приемов совершенствования воспитательной работы с обучающимися.

Блок формирования содержательно-профессиональной готовности определялся учебным планом и образовательной программой по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика организации воспитания», где в логике формирования профессиональных знаний, умений и компетенций у магистров встроена и теоретико-методологически обоснованная структура подготовки магистров к организации воспитательной деятельности, определены требования к профессионально-личностным качествам педагога-воспитателя.

В рамках формирования необходимых изменений определены практико-ориентированные учебные занятия, различные виды практик - от учебно-ознакомительной, научно-исследовательской до формирования профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Блок формирования профессионально-личностной готовности магистров к организации воспитательной деятельности включает различные диагностические методики, материалы оценки и самоанализа профессионально-педагогической работы магистров, защиты их образовательных проектов и воспитательных программ, реализуемых ими в ходе педагогических практик и решения задач самообразования и выполнения заданий, включенных в оценочные материалы каждой рабочей программы дисциплины.

Абсолютное большинство занятий с магистрами проводят высококвалифицированные специалисты кафедр педагогики, психологии, психологии образования и социальной педагогики.

Результативность освоения всей гаммы профессиональных компетенций и готовность к реализации задач организации воспитательной деятельности с обучающимися магистры демонстрируют в ходе государственной итоговой аттестации, при защите выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций). Защита проходит открыто и публично, что дает возможность увидеть и объективно оценить результаты их подготовки к осуществлению организации воспитательной деятельности с детьми и молодежью.

Библиографический список:

Гонеев А.Д. Подготовка магистров педагогического образования к коррекционно-педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы VIII Междунар. науч.-практич. конф., посвящ. памяти академика РАО В.А. Сластенина: в 2ч. Рязань: Концепция, 2017. Ч. 2. С. 282-286.

Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». Приказ Минтруда и соцзащиты РФ №10н от 10.01.2017г., М., 2017.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. // Вестник образования. 2015. №15. С. 13-28.

Сластенин В.А. Избр. тр. М.: Магистр-Пресс, 2000. 487 с.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2013. 160 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры). Приказ Минобрнауки №549 от 12.05.2016г., М., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.