УДК 373.2
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОО К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ ПО ЭКОЛОГО -ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
М.А. Жигалик
FORMING THE READINESS OF FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR WORK WITH A FAMILY ON EKOLOGO-VALEOLOGICAL EDUCATION OF PRESCHOOL
CHILDREN
M.A.Zhigalik
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, Marina.Zhigalik@novsu.ru
Отражены возможности формирования готовности будущего педагога к работе с семьей по эколого-валеологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Рассмотрены этапы формирования готовности будущего педагога дошкольного образования: мотивационно-ценностный, содержательно-операционный, оценочно-результативный. Определены составляющие готовности будущего педагога ДОО к работе с родителями по эколого-валеологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: педагог, дошкольное образование, экологическое воспитание, валеологическое воспитание, готовность, деятельность, процесс, подготовка
This paper considers some possibilities of forming the readiness of future teachers for work with a family on ekologo-valeological education of preschool children. The stages of forming the readiness of future preschool teacher are also considered: motivational and valuable, substantial and operational, estimative and productive ones. Components of the readiness of future teachers of preschool educational institutions for work with parents on ekologo-valeological education of preschool children are determined. Keywords: teacher, preschool education, ecological education, valeological education, readiness, activity, process, preparation
Современное человечество находится в поиске решения глобальных экологических проблем, возникших в результате стремительного хода научно -технического прогресса и соответствующих преобразований в природе. Реальные предпосылки решения экологических проблем скрыты в перестройке экологического сознания человека, что во многом определяется ценностями, которые прививаются ребенку в семье, а затем и на первой ступеньке его образования — в детском саду. Продуктивное взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации в экологическом образовании дошкольников зависит от степени готовности будущих педагогов детского сада к данной деятельности.
Значимость экологической подготовки студентов к их дальнейшей работе по экологическому образованию детей подчеркивается в исследованиях
Е.В.Клюевой, Н.В.Кривощековой и Н.И.Кужановой, О .О .Прокофьевой, Т.Г.Табукашвили и других ученых . В работах исследователей изучены возможности развития экологического сознания будущих педаго-гов. В трудах С.Н.Николаевой, Н.Н.Кондратьевой, Н.А.Рыжовой, Т.А.Серебряковой и др. раскрывается методика экологического воспитания дошкольников. Однако подготовке студентов к взаимодействию с семьей в области экологического образования дошкольников уделяется недостаточно внимания. Готовность будущих педагогов дошкольного образования должна включать не только формирование у них осознания ценности природы и понимание экологической ситуации планеты, страны и своего региона. Педагог, работающий с маленькими детьми, формирует у них экологическую культуру, при этом он осознает свою ответственность за сложившуюся си-
туацию, испытывает желание ее изменить и должен быть готовым ориентировать и родителей на данную деятельность.
В современных условиях экологического образования дошкольников важной задачей выступает не только формирование у детей представлений об окружающей среде и взаимосвязях в живой и неживой природе, но и бережного отношения к объектам природы, а также соответствующего поведения в ней. Формирование у маленьких детей новых ценностей включает в себя, в том числе, и формирование представлений о человеке как части природы, о его здоровье. Дошкольникам необходимо знать, что такое здоровье, понимать, как важно его сохранить, можно ли предупредить вероятные нарушения, и как трудно, а иногда невозможно восстановить утраченное. Таким образом, в рамках экологического образования детей дошкольного возраста необходимо прививать им основы валеологического воспитания. Формирование своего здоровья требует от человека определённых волевых усилий, психологических установок на здоровый образ жизни, а возрастные возможности дошкольников пока что ещё ограничены в данном плане. Поэтому уже в период дошкольного детства важно мотивировать детей на здоровый образ жизни, обучить методам, средствам и способам достижения здоровья. А происходит это в первую очередь в семье и в детском саду. Следовательно, проблема взаимодействия семьи и ДОО по эколого-валеологическому воспитанию является актуальной и для современного дошкольного образования, и в плане подготовки будущих воспитателей к педагогической деятельности.
Процесс формирования готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по эколого-валеологическому воспитанию дошкольника представляет собой сложную систему теоретических и методологических аспектов.
Теоретико-методологические основы профессиональной подготовки работников образования являлись объектом специального изучения С.Г.Вершловского, В.Г.Воронцовой, Н.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, Р.М.Шерайзиной, Е.Н.Шиянова и др. При этом ученые определяют готовность как многогранное личностное качество, отражающее единство мотивационно-ценностного, когнитивно-волевого и технологического компонентов. К основным составляющим готовности как студентов, так и практикующих педагогов относятся профессиональные потребности и запросы; профессиональные и образовательные мотивы; целеполагание; коммуникативные и проективные умения; интегративные знания; владение средствами и способами профессионального самообразования и самовоспитания [1].
Готовность будущего педагога ДОО к работе с родителями по эколого-валеологическому воспитанию дошкольников проявляется в умении создавать условия, обеспечивающие успешность реализации совместных экологических проектов, использования потенциала экологического образования в области валеологического воспитания детей.
Под теоретической готовностью будущего педагога ДОО к работе с родителями по эколого-
валеологическому воспитанию детей подразумевается, прежде всего, наличие определённого запаса знаний экологического содержания, владение аналитическими умениями, т.е. способностью наблюдать происходящие процессы, анализировать их ход, выделять их составные компоненты и устанавливать между ними взаимные связи, осмысливать каждую часть любого процесса и находить присущие ему закономерности. Кроме того, на готовность к работе с родителями влияет степень овладения прогностическими умениями. К таким умениям относится способность педагога предвидеть возможные результаты своей деятельности еще до её реализации в действительности. Помимо этого, педагог должен обладать проективными умениями, т.е. способностью переводить цели и содержание образовательного процесса в конкретные педагогические задачи. Важную роль играют рефлексивные умения будущего педагога, т.е. способность к корректной самооценке [2].
Практическая готовность будущего педагога ДОО определяется овладением организаторскими умениями. Это способность организовывать детей и их родителей, создать соответствующую мотивацию, мобилизовать их усилия для решения поставленных воспитательно-образовательных задач. К данному виду готовности относятся также информационные, развивающие и ориентационные навыки.
Таким образом, готовность будущего педагога дошкольного образования к работе с родителями по эколого-валеологическому воспитанию дошкольников требует взаимосвязи научно-теоретической, практической и психологической составляющих.
Формирование готовности студента к работе с родителями рассматривается нами как педагогическая деятельность, характеризующаяся наличием субъект-субъектных отношений в процессе обучения; открытостью и универсальностью данной деятельности; актуальностью решаемых педагогических задач и сопряженностью с учебной деятельностью обучающихся. Результатом данной педагогической деятельности мы предполагаем достижение определенного уровня профессиональной мотивации студента, что проявляется в желании выполнять свой педагогический долг, реализовывать эколого-валеологическое воспитание детей. В процессе профессиональной подготовки студент учится применять разнообразные виды, формы, типы работы с семьей, определяющиеся ее структурой, типологическими характеристиками и особенностями. Студенту необходимо получить представление о существовании адаптационных возможностей организма дошкольников, о способах повышения его устойчивости к воздействию разнообразных факторов окружающей среды. Мы считаем, что такая работа возможна в процессе изучения дисциплины «Теория и методика экологического образования детей». Изучение каждого тематического раздела включает в себя не только усвоение студентами определенного содержания экологического образования детей, но и изучение возможностей работы с родителями по данным направлениям.
Изучению основ взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников по вопросам
экологического воспитания в рабочей программе дисциплины «Теория и методика экологического образования детей» отводится и специальная тема, усвоение содержания которой осуществляется студентами поэтапно. В процессе формирования готовности будущего педагога к взаимодействию с семьей по эколого-валеологическому воспитанию дошкольников мы выделяем мотивационно-ценностный, содержательно-операционный и оценочно-результативный этапы.
На мотивационно-ценностном этапе формируется готовность студента к предстоящей разноплановой работе с семьей дошкольника, стимулируется стремление будущего педагога реализовывать эколо-го-валеологическое воспитание в ДОО, обеспечивать развитие благополучного, здорового ребенка средствами адекватно развивающейся среды в ДОО, семье и в целом в ближайшем окружении. Данный этап предполагает осознание студентом необходимости усвоения экологических, валеологических знаний, освоения здоровьесберегающих технологий и практик с оздоровительной составляющей. Мотивационно-ценностный этап включает в себя формирование у студента особого бережного отношения к природе, другим людям, к собственному здоровью, осознанное отношение к нему, развитие потребности в его сохранении и укреплении.
Этап считается завершенным, когда будущие педагоги осознают необходимость и основную цель взаимодействия с семьей воспитанника по эколого-валеологическому воспитанию, проявляют интерес к предстоящей деятельности, понимают смысл основных ценностей эколого-валеологического воспитания будущего поколения.
Содержательно-операционный этап предполагает формирование когнитивно-ориентировочной и практико-деятельностной составляющих готовности будущих педагогов. На данном этапе в содержание дисциплины входят вопросы изучения сущности взаимообусловленности и взаимозависимости экологической обстановки окружающей среды и здоровья человека; закономерностей процессов здоровьесбе-режения и оздоровления с позиций эколого-валеологии. Студенты занимаются изучением специфических воспитательных особенностей и оздоровительных возможностей в зависимости от типа семьи ребенка дошкольного возраста. Необходимо освоение студентами инновационных педагогических технологий и методик, нетрадиционных методов оздоровления ребенка дошкольного возраста в ДОО и в условиях семьи. Важным аспектом этапа является овладение студентами технологиями, методиками и методами работы с семьей по оздоровлению дошкольника.
Этап считается завершенным, если будущие педагоги дошкольного образования владеют теоретическими основами, ключевыми моментами, организационными умениями работы с семьями дошкольников в зависимости от их типологических особенностей, а также владеют здоровьесберегающими технологиями и методами оздоровительной работы в условиях дошкольной образовательной организации и семьи.
Завершающий, оценочно-результативный этап предполагает проведение мониторинговой деятельности преподавателя по определению уровня готовности студентов к работе с семьей по эколого-валеологическому воспитанию дошкольников. На данном этапе оценивается мотивация студента к предстоящей деятельности, исследуются факторы, влияющие на формирование готовности будущего педагога к работе с семьей по экологическому воспитанию; проводится интерпретация полученной информации, проверяется ее полнота и достоверность. Кроме того, данный этап позволяет прогнозировать дальнейшие направления организации процесса формирования готовности студентов к работе с семьей по эколого-валеологическому воспитанию дошкольников.
Завершенным этап будет считаться в том случае, если определены критерии и уровни сформиро-ванности готовности будущих педагогов к работе с семьей по эколого-валеологическому воспитанию дошкольников, выполнена их оценка, намечены пути дальнейшего развития и рассмотрены возможности повышения эффективности данного процесса.
Рассматривая компоненты и этапы формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности, невозможно обойти вниманием развитие у них позиции педагога, под которой вслед за В.А.Сластениным мы понимаем целую систему интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру и педагогической действительности [3]. В своих трудах В.А.Сластенин формирование педагогической позиции связывает с такими ее компонентами, как: психологическая готовность (потребность в определенной социальной деятельности и специальных знаниях, интерес, любовь к ним; осознание соответствия своих личных качеств требованиям деятельности; осознанную мотивацию личных стремлений к данной специальности); практическая подготовленность к деятельности (глубокое знание наук, определенный уровень развития; умение учиться и т.п.); психо-физическая готовность т.е. наличие соответствующих предпосылок для овладения педагогической деятельностью, профессионально значимых качеств личности; научно-теоретическая готовность (наличие необходимого объема общественно-политических, психолого-педагогических и специальных знаний); физическая готовность — соответствие состояния здоровья и физического развития требованиям педагогической деятельности и профессиональной работоспособности.
Итак, готовность студента к будущей педагогической деятельности является первичным и в то же время фундаментальным условием дальнейшего успешного выполнения любой профессиональной деятельности. В свою очередь готовность будущих педагогов к работе с родителями по эколого-валеологическому воспитанию дошкольников подразумевает не только готовность к педагогической деятельности с детьми, но и к продуктивному взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса. Студенту необходимо знать не только основы и содержание теории и методики экологическо-
го образования детей, найти её взаимосвязь с валео-логией и формировать значимость здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, но и уметь най-ти пути, формы и методы взаимодействия с родителями в данном направлении. Готовность будущего педагога к взаимодействию с родителями включает в том числе создание для них необходимой мотивации, обеспечение условий сотрудничества, предоставление родителям возможности быть активными участниками процесса эколого-валеологического воспитания своих детей. Таким образом, формирование готовности будущего педагога к работе с родителями по эколого-валеологическому воспитанию детей может рассматриваться как компонент профессиональ-но-педагогической подготовки, требующий формирования знаний и умений, необходимых для успешного решения поставленных задач; осмысления имеюще-гося опыта; обучения навыкам и развития умений, необходимых для повышения эффективности процес-са обучения и взаимодействия с родителями воспитанников ; обеспечения творческого переосмысления своей деятельности; развития установок, способствующих индивидуальной эффективности труда.
1. Шерайзина Р.М. Сельский учитель : социально-педагогический портрет (инновационная деятельность сельского учителя). СПб.: ИОВ РАО, 1993. 133 с.
2. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Н.П.Третьякова, С.Б.Васильева. М.: Харвест, 2002. 230 с.
3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : «Академия», 2002. 576 с.
References
1. Sheraizina R.M. Sel'skii uchitel': sotsial'no-pedagogicheskii portret (innovatsionnaia deiatel'nost' sel'skogo uchitelia) [Country teacher: social and pedagogical profile (innovative activity of a country teacher)]. Saint-Petersburg, URAO JOB Publ., 1993. 133 p.
2. Tret'iakov N.P., Vasil'ev S.B., eds. Pedagogicheskii entsik-lopedicheskii slovar' [Pedagogical Encyclopedic Dictionary]. Moscow, "Kharvest" Publ., 2002. 230 p.
3. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiianov E.N. Pedagogika: Ucheb. posobie dlia stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii [Pedagogics. Study guide for students of higher pedagogical education institutions], Moscow, Akademiia Publ., 2002. 576 p.