Л. Р. Ибрашева, А. М. Идиатуллина
ПРОГРАММА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО
РАЗВИТИЯ ГОРОДА (НА МАТЕРИАЛАХ Г.КАЗАНЬ)
Ключевые слова: энергосбережение, энергетическая эффективность, Стратегия устойчивого развития города, энергосберегающие технологии.
Рассмотрен процесс формирования новой государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации. Представлен опыт внедрения энергосберегающих технологий в г.Казань. Обоснована актуальность разработки муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в контексте формирования и реализации Стратегии устойчивого развития города.
Key words: energy saving, energy effectiveness, the Strategy of City Sustainable Development,
energy saving technology.
The article is devoted to the problem of new state policy formation process in the area of energy saving and energy effectiveness increase in Russian Federation.
The experience of energy saving technologies using in Kazan City is described. The importance of municipal programs development in the area of energy saving and energy effectiveness increase is proved through the Strategy of City Sustainable Development.
Вопрос энергоресурсосбережения и повышения энергетической эффективности за счет внедрения энергосберегающих технологий является одним из центральных на уровне всех развитых стран мира, что обусловлено двумя основными факторами. Во-первых, в условиях мирового экономического кризиса каждое государство заинтересовано в повышении энергетической эффективности экономики. Во-вторых, истощение природных ресурсов и ухудшение экологической ситуации на Земле - это глобальные проблемы всего человечества, требующие решения, как на локальном уровне, так и консолидации усилий всех мировых сообществ.
Особую значимость действия правительств различных стран в области энергоресурсосбережания приобретают в контексте Концепции устойчивого развития. Устойчивое развитие (англ. - sustainable development) - процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научнотехнического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. С начала 1970 годов на международной арене велись дискуссии об экоразвитии, развитии без разрушения, необходимости устойчивого развития экосистем. Всемирная стратегия охраны природы (ВСОП), разработанная по инициативе ЮНЕП, Международного союза охраны природы (МСОП) и Всемирного
фонда дикой природы и принятая в 1980 г., впервые содержала упоминание о необходимости устойчивого развития. Вторая редакция ВСОП получила название «Забота
о планете Земля — Стратегия устойчивой жизни» и была опубликована в октябре 1991 г. В ней подчеркивается, что развитие должно базироваться на сохранении живой природы, защите структуры, функций и разнообразия природных систем Земли, от которых зависят биологические виды. Для этого необходимо: сохранять системы жизнеобеспечения, сохранять биоразнообразие и обеспечить устойчивое использование возобновляемых ресурсов. В 1987 году в докладе «Наше общее будущее» Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР) уделила основное внимание необходимости «устойчивого развития», при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Эта формулировка понятия «устойчивое развитие» сейчас широко используется в качестве базовой во многих странах. В этом же докладе была положена новая триединая концепция устойчивого эколого-социально-экономического развития [1].
Таким образом, Концепция устойчивого общественного развития, основные положения которой были приняты во всем мире, предполагает объединение усилий международного сообщества, государства, гражданских структур и бизнеса в целях гармоничного развития человечества и внешней среды его обитания, а также гармонизацию взаимоотношений внутри общества. Иными словами, в ее основе -партнерство всех сил и групп общества во имя устойчивого роста экономического благосостояния без ущерба для окружающей среды и будущих поколений.
Что касается Российской Федерации, то энергорасточительность превратилась в «национальную» проблему, и в первую очередь - еще на стадии создания коммунальной инфраструктуры. Поэтому одним из приоритетных направлений построения энергоэффективной экономики в нашей стране является инфраструктурная модернизация, в том числе за счет создания условий для внедрения энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий. В данном случае уместно будет привести пример, когда после падения Берлинской стены немцы перерыли практически весь Восточный Берлин и, поняв, бесполезность и неэффективность «латания дыр», за счет государственных средств заменили всю трубопроводную инфраструктуру, параллельно менялась вся проводная инфраструктура связи и распределительной энергетики. Что касается российской инженерной инфраструктуры, то она не поддается никакой критике. По некоторым оценкам она изношена на 70-80%, подтверждением тому является авария на СаяноШушенской ГЭС. Следующей по важности задачей является внедрение энергосберегающих и энергоэффективных технологий. К примеру, 60 % электричества в тепловой энергетике (или 43% всего электричества) производится в России на устаревших газовых ТЭС паросилового цикла со средним КПД 35-37 %. Сейчас они съедают 150 - 170 млрд. кубометров газа, что составляет почти четверть всего добываемого в стране газа. Перевод ТЭС на парогазовый цикл, основанный на современных газотурбинных технологиях с КПД 52 - 58 % позволит сэкономить треть объема газа [2].
По мнению генерального директора ОАО «Объединение ВНИПИэнергопром» (г.Москва) В. Г. Семенова следует выделить ряд основных направлений энергосбережения:
1) Поведенческое энергосбережение предполагает укоренение у людей привычки к минимизации использования энергии. Достичь положительного результата в данном вопросе можно только путем информационной поддержки, пропагандой, обучением со школьной скамьи энергосбережению. Как показывает опыт, поведенческое энергосбережение может составлять 2 - 10 % от всего потенциала энергосбережения.
2) Совершенствование энергетических установок поставщиков и потребителей, что предполагает, в первую очередь, совершенствование их конструкций, путем внедрения инновационных и качественных энергосберегающих технологий.
3) Энергосбережение в зданиях и сооружениях, улучшение их конструкций. Большая часть этих мер актуальна в части тепловой энергии, а также в экономии электроэнергии, используемой для термических целей и на освещение (не только более эффективные лампочки, но и определенные требования к помещению, например, вплоть до использования светлой или светоотражающей окраски) [3].
В настоящее время можно говорить о формировании в Российской Федерации принципиально новой государственной политики в области энергоресурсосбережения. Впервые в нашей стране внедрение энергосберегающих технологий рассматривается как инновационный инструмент повышения эффективности экономики муниципальных образований, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом) [4].
Основы формирования качественно нового подхода к энергоресурсосбережению в нашей стране заложены в Федеральном законе Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -федеральный закон). Целью данного федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с законом энергосбережение предполагает уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) посредством реализации организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер. Еще одной важной категорией, которой оперирует данный закон, является энергетическая эффективность. Энергетическая эффективность - это характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю [5].
Принципиально новым и значимым фактором для воплощения в реальной практике управления положений данного закона, является требование о включении в состав показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В рамках рассматриваемого федерального закона устанавливается разграничение полномочий федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
К полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:
1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены
(тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;
3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями [5].
Управленческим инструментом для реализации на практике принципов энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются соответствующие целевые федеральные, региональные и муниципальные программы. На заседании Правительства Российской Федерации 21 октября 2010 г. была представлена к рассмотрению Государственная программа энергосбережения повышения энергетической эффективности в Российской Федерации на период до 2020 года. Представленная Программа нацелена на выполнение указа Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», установившего цель - снижение к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом. За счёт мер Программы предполагается обеспечить снижение энергоёмкости ВВП к 2020 году не менее чем на 13,5%, порядка 26,5% снижения энергоемкости ВВП к 2020 году планируется обеспечить за счет изменения структуры ВВП и естественных факторов технического прогресса, что в совокупности обеспечит выполнение поручения Президента Российской Федерации [6].
Реализация Программы разбита на этапы:
I этап - 2011-2015 годы - переход на энергоэффективный путь развития экономики;
II этап - 2016-2020 годы - развитие экономики по энергоэффективному пути.
Планируемый объем финансирования программных мероприятий за весь срок
реализации Программы должен составить 9 532 млрд. рублей, в том числе: 760 млрд. рублей из средств бюджета Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, 8772 млрд. рублей из внебюджетных источников финансирования. На 2011 год в бюджете заложено 7 миллиардов рублей для оказания поддержки в реализации наиболее качественно подготовленных программ энергосбережения. Объёмы финансирования программных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности за счёт средств федерального бюджета составляют 1,4% от суммарных расходов за период реализации Программы [6].
С учётом специфики отдельных секторов российской экономики мероприятия Программы разделены на подпрограммы, объединяющие группы однотипных программных мероприятий:
- подпрограмма повышения энергетической эффективности в электроэнергетике;
- подпрограмма повышения энергетической эффективности в промышленности;
- подпрограмма повышения энергетической эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры;
- подпрограмма повышения энергетической эффективности в сельском хозяйстве;
- подпрограмма повышения энергетической эффективности на транспорте;
- подпрограмма повышения энергетической эффективности в организациях федеральной бюджетной сферы и сферы услуг;
- подпрограмма повышения энергетической эффективности в жилищном секторе;
- подпрограмма стимулирования повышения энергетической эффективности в субъектах Российской Федерации;
- подпрограмма методического, информационного и кадрового обеспечения мероприятий.
Целевыми индикаторами исполнения Госпрограммы повышения энергетической эффективности являются следующие:
1. Снижение энергоёмкости ВВП за счет мероприятий программы не менее чем на 7,4% на первом этапе и доведение этого показателя до 13,5% на втором этапе (к 2020 году). Без поддержки государства к 2020 г. энергоемкость ВВП сократится на 26,5% за счет структурного сдвига - развития неэнергоемких отраслей, внедрения нового оборудования и других факторов. Суммарно исполняется поставленная задача сокращения энергоемкости ВВП к 2020 году на 40%.
2. Обеспечение суммарной экономии энергии в размере 300 млн. т. у.т. в течение первого этапа и 1100 млн. т. у.т. за весь срок реализации программы.
3. Суммарная экономия затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов в 2011-2015 годах - 2439 млрд. руб. и в 2011-2020 годах - 9255 млрд. руб. (в текущих ценах).
4. Суммарная экономия средств бюджетов всех уровней на приобретение энергоресурсов для бюджетных учреждений равную в 2011-2015 годах - 175 млрд. руб. и в 2011-2020 годах - 530 млрд. руб.
5. Поступление дополнительных налогов на прибыль за счёт снижения энергетических издержек предприятий и организаций равное к 2015 году - 163 млрд. руб. и к 2020 году - 346 млрд. руб.
6. Подготовка и переподготовка не менее 450 тысяч специалистов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (с периодичностью не реже 1 раза в 3 года) [6].
Региональным и муниципальным органам власти также рекомендовано разработать и утвердить программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации требованиями. Региональные и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя:
1) значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;
2) перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий;
3) информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования указанных мероприятий [5].
При этом значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны отражать:
1) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном
фонде;
2) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;
3) сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры;
4) повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
5) увеличение количества случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, объектов, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, и (или) объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии;
6) увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива транспортных средств, транспортных средств, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, а также увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом с учетом доступности использования природного газа, близости расположения к источникам природного газа и экономической целесообразности такого замещения;
7) сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений, муниципальных учреждений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах;
8) увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности [5].
Расчет значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональной, муниципальной программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должен включать в себя мероприятия по:
1) энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного
фонда;
2) энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры;
3) энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций;
4) выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве
бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
5) организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами;
6) стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов;
7) увеличению количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии;
8) энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом;
9) иным определенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления вопросам [5].
При этом, в целях повышения энергетической эффективности экономики муниципального образования, при разработке, утверждении и реализации программ строительства и (или) модернизации систем коммунальной инфраструктуры должны учитываться следующие требования:
1) решение о строительстве объекта по производству тепловой энергии может быть принято уполномоченным органом местного самоуправления только при условии обоснования невозможности и (или) экономической нецелесообразности удовлетворения потребности в тепловой энергии за счет проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также за счет электрических станций, существующих или строящихся либо планируемых для строительства и осуществляющих производство тепловой энергии;
2) выбор между реконструкцией существующего объекта по производству тепловой энергии и строительством нового такого объекта и (или) определение при строительстве нового объекта по производству тепловой энергии типа такого объекта и его характеристик должны осуществляться уполномоченным органом местного самоуправления таким образом, чтобы минимизировать совокупные затраты (включая постоянную и переменную части затрат) на производство и передачу потребителям планируемого объема тепловой энергии [5].
В целом в России приняты нормативные акты по повышению роли и статуса органов местного самоуправления по формированию схем ресурсоснабжения муниципалитетов:
- Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 520 «Об утверждении основ ценообразования организаций коммунального комплекса».
- Приказ Минрегиона России от 10.10.2007 г. №99 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса».
- Приказ Минрегиона России от 10.10.2007 г. №100 «Об утверждении
Методических рекомендаций по подготовке технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса».
- Приказ Минрегиона России от 10.10.2007 г. №101 «Об утверждении
Методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса».
- Приказ Минрегиона России от 14.04.2008 г. №48 «Об утверждении Методики проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса».
Принципиальным является вопрос о методике разработки Муниципальной программы энергосбережения и повышения энергоэффективности на основе требований, заложенных в федеральном законе «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В настоящее время на российском рынке функционирует множество проектных организаций, занимающихся разработкой стратегии и программ энергоресуроссбережения. В частности, одной из ведущих организаций в данной сфере можно назвать ОАО «ВНИПИэнергопром», которое провело ряд работ по энергосбережению на федеральном уровне, в частности, участвовало в разработке проекта Федерального закона «Об энергосбережениии и о повышении энергетической эффективности» и Государственной программы энергосбережения в РФ на 2010 - 2020 г. г. Также сотрудниками данной организации были разработаны: городская целевая программа энергосбережения г.Москвы на 2009-2011 годы, городская целевая программа энергосбережения г. Уфы, стратегия развития энергосбережения Архангельской и Мурманской областей [3] .
ВНИПИэнергопром разрабатывает программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры с обоснованием экономической целесообразности по новой методологии РД-10-ВЭП на основе электронных моделей систем инженерных коммуникаций. Разработке программы предшествует детальный анализ ретроспективы, отработка топливно-энергетического баланса, анализ перспектив развития промышленности, социальной сферы, анализ демографической ситуации и разработка электронной модели системы, а программа предусматривает экономически и социально обоснованное размещение энергоисточников и коммуникаций, а также перегруппировку существующих нагрузок, с учетом применения энергосберегающих мероприятий.
Изучение данных проектных разработок может быть «полезным» в методологическом и методическом плане для муниципальных органов власти, в том числе и г. Казань.
Уникальным инструментом формирования стратегии энергосбережения и программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, позволяющим решать целый комплекс задач, является разработка электронной модели системы теплоснабжения. Целью разработки схем теплоснабжения городов и населенных пунктов является разработка технических решений, направленных на обеспечение, наиболее экономичным образом, качественного и надежного теплоснабжения потребителей при минимальном негативном воздействии на окружающую среду. Электронная модель схемы развития теплоснабжения - это автоматизированная информационно-аналитическая система для поддержки принятия решения задач текущего функционирования и планирования перспективного развития системы теплоснабжения муниципальных образований. Электронная модель позволяет смоделировать работу системы при любых режимах и
условиях. Появляется возможность еще на предпроектной стадии оценить, как скажутся на работе системы те или иные действия: нужно ли строить новые источники, и если да, то какие и где; что будет, если поменять тем или иным образом схему и направление тепловых потоков. Электронная модель позволяет все это заранее увидеть, просчитать и экономически обосновать тот или иной вариант оптимизации системы теплоснабжения и развития ее с учетом перспективных градостроительных программ и изменения демографической ситуации. [3]
Таким образом, с целью повышения энергетической эффективности экономики на уровне муниципального образования, необходимо в первую очередь сформировать и утвердить муниципальную Программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Важными компонентами данной программы должны являться: комплексное развитие и модернизация коммунальной инфраструктуры города; повсеместное внедрение энергоресурсосберегающих технологий.
На уровне Республики Татарстан ведется работа по разработке региональной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Актуальным данный вопрос остается и для г.Казань. В г.Казань ведется активная работа по модернизации коммунальной инфраструктуры и имеется опыт по внедрению энергосберегающих и энергетически эффективных технологий.
Что касается модернизации коммунальной инфраструктуры, то данная работа ведется в рамках реализации программ капитального ремонта и в рамках подготовки к Универсиаде 2013 года.
Что касается применения энергосберегающих технологий, то в данном направлении также ведется активная работа.
В 2010 году на территории технополиса «Химград» был построен с использованием самых передовых энергосберегающих технологий дом «Грин Хаус». В качестве материала стен применен клееный брус из древесины хвойных пород толщиной 240 мм (в 5-6 раз лучше удерживает тепло, чем кирпичная кладка). В энергоэффективном доме большое внимание уделяется теплоизоляции, поскольку при традиционной застройке около 70 процентов утечек тепла приходится на конструкцию здания, 30 процентов - на результат жизнедеятельности человека: вентиляцию и стоки. Поэтому сначала был утеплен весь контур здания - пол, стены, крыша, окна и двери здания. При теплоизоляции крыши был использован утеплитель толщиной 200 мм, теплоизоляции фундамента - пенополистирол толщиной 100 мм, теплоизоляции пола - утеплитель толщиной 50 мм. При входе в дом предусмотрен тепловой тамбур. Энергосберегающие окна «Грин хауса» выполнены из стеклопакета с тройным остеклением и с наполнением стеклопакета инертным газом (аргон). Внутреннее стекло стеклопакета имеет низкоэмиссионное покрытие с внутренней стороны межстекольного пространства, снижающее теплообмен внутри стеклопакета. Профиль окна имеет высокое сопротивление теплопередаче. Приточно-вытяжная вентиляция в доме организована следующим образом: воздух из кухни, ванной, туалета не участвует в рециркуляции и удаляется из помещений наружу; в жилые помещения подается только чистый воздух; отводимый из дома (из кухни и санузла) воздух проходит через теплообменник (рекуператор) и нагревает поступающий в помещения воздух. Эффективность рекуператора - 75-95 процентов. Затраты энергии на работу двигателя в 815 раз меньше сберегаемого с его помощью тепла. Чистый воздух сначала поступает в жилые помещения. Из жилых помещений в коридоры и лестничные переходы, затем в кухню, туалет, ванную. Такая схема обеспечивает поддержание в помещении необходимой влажности и надежное удаление загрязненного воздуха. В систему вентиляции встроен
теплообменник от реверсивной системы отопления и при необходимости можно охлаждать поступающий в помещение воздух. «Сердца» дома - тепловой насос, который работает на разнице температур (как бы холодильник наоборот). Насос поднимает тепло из земли, его аккумулирует и нагревает воду до температуры 60 градусов, после чего вода подается в систему теплоснабжения. Тепловой коллектор на крыше дома дополняет эту систему и повышает температуру воды летом до 75 градусов. Для нужд горячего водоснабжения использован тепловой насос мощностью 3,5 кВт, для нужд отопления -реверсивный (позволяющий одной и той же машиной и охлаждать, и подогревать здание) тепловой насос мощностью 11,5 кВт. Оба тепловых насоса забирают геотермальное тепло из системы из пяти скважин глубиной 50 метров. Солнечная батарея мощностью 2,5 кВт с инвертором (преобразователем в 220 вольт) позволяет снизить затраты на электроэнергию. Внутри дома и для его наружного освещения применяются светильники только на светодиодах. Датчики движения включают лампочки, например, когда жилец «Грин хауса» подходит к входной двери, лампа над входом включаются, когда жилец заходит внутрь - она выключается. Сенсорные датчики на смесителях также включают воду только тогда, когда человек подносит к ним руки. Система водоснабжения дома укомплектована современными системами очистки воды.
Стоимость «Грин хауса» составляет порядка 7 млн. руб., при этом затраты на энергосберегающие технологии - порядка 50 процентов от стоимости (около 3,5 млн. руб.). Пока данный проект является пилотным. Дом сделан одноэтажным и 4-квартирным. Подобные малогабаритные квартиры на рынке недвижимости самые востребованные, в том числе для программ улучшения жилищных условий. Здания, построенные с использованием энергосберегающих технологий, могут быть и 2-, и 3- и 4-этажным, а квартиры в них могут быть различными по площади [7].
В рамках подготовки к Универсиаде, которая пройдет в г.Казань в 2013 году, строительство спортивных объектов также ведется с применением энергосберегающих технологий, в частности применяются системы рекуперации тепла. Системы рекуперации тепла позволяют использовать тепло, образующееся в холодильных машинах ледового катка, для обогрева воды в бассейне. В приоритетах - применение безрадиаторной системы отопления - теплые полы, а также теплые стены - за счет принципиально новой системы утепления наружных ограждающих конструкций. Так же используются
энергосберегающие осветительные устройства [8].
Кроме того, осенью прошлого года на совместном заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России и Президиума президентского совета по науке, технологиям и образованию, которое провел Президент РФ Дмитрий Медведев, Казань была выбрана «пилотной» площадкой для реализации новой Федеральной программы по энергосбережению «Энергоэффективный квартал». Целью проекта является модернизация микрорайонов, кварталов и распространение новых технологий энергоресурсосбережения на всей территории страны. В проекте участвуют 3 микрорайона в Московском, Ново-Савиновском и Приволжском районах, где на примере социальных объектов и различных жилых домов будут опробованы самые современные технологии энергоресурсосбережения. В первую очередь в социальных учреждениях и жилых домах будут внедрены такие энергосберегающие технологии, как установка общедомовых приборов учета тепловой энергии, общедомовых и квартирных приборов учета горячего и холодного водоснабжения; приборов автоматизированного учета энергопотребления; внедрение энергосберегающих светильников и технологий, автоматизация включения света в подъездах; утепление чердаков, подвалов, окон и дверей
подъездов, перевод отдельных домов на индивидуальный обогрев, и т. д. В результате энергопотребление в выбранных кварталах должно снизиться на 20%.
Одной из широко применяемых в городе технологий, является система «тепловой узел». Тепловые узлы - это приборы, призванные экономить тепло, за счет того, что они самостоятельно оценивают погодную ситуацию - если температура окружающего воздуха опускается низко, то и оборудование к квартирам жителей подает больше теплоносителя, если температура воздуха достаточно высокая - то и тепловой узел распределяет теплоноситель так, что бы не было дополнительного перегрева и в квартирах была установлена комфортная температура [9].
Муниципальная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности является важной составной частью устойчивого развития города и должна являться одним из инструментов достижения целей, заложенных в Стратегии устойчивого развития города.
На уровне г.Казань, как и на уровне ряда других городов Российской Федерации -Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Омск, разработана Стратегия развития. Однако Стратегия развития г. Казань требует доработки и внесения корректив, в частности, с точки зрения повышения эффективности экономики города и качества жизни населения путем внедрения энергосберегающих и энергетически эффективных технологий.
В общенаучном плане, стратегия - это обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов [10].
Город как объект стратегического управления с точки зрения системного подхода можно рассмотреть как совокупность взаимосвязанных макроподсистем:
- городское хозяйство, включающее всю инфраструктуру, обеспечивающую жизнедеятельность города;
- производственная сфера, в которую входят все отрасли материального производства, производящие валовой городской продукт;
- социальная сфера, в состав которой входят все отрасли воспроизводства и духовного развития населения города;
- финансово-экономическая сфера, обеспечивающая макроэкономические пропорции, финансовые связи отраслей города в виде бюджета города;
- управленческая сфера, включающая совокупность муниципальных органов власти и контроля в городе.
В состав каждой макроподсистемы входят подсистемы, обеспечивающие решение задач стратегического управления города, и выделенные по признаку отрасли (промышленность, транспорт, торговля, образование, культура) или предмету управления (экономика, финансы, инвестиции, персонал, рыночные институты).
Цель разработки стратегии развития города заключается в поиске источников эффективности и повышения уровня социально-экономического развития города на основе роста материального благосостояния и всестороннего развития личности граждан.
Заметим, что при детальном знакомстве со стратегическими планами крупных городов, уже с момента определения стратегических целей, можно говорить об их некотором сходстве. Например, генеральной стратегической целью развития города Казань, является постоянное повышение качества жизни населения. А стратегическая цель развития города Екатеринбурга заключается в «обеспечении достаточно высокого и устойчиво повышающегося качества жизни нынешних и будущих поколений горожан». Основной целью разрабатываемого стратегического плана города Ростова-на-Дону
является «обеспечение устойчивого сбалансированного развития городской социальнотерриториальной общности, роста качества и уровня жизни ростовчан на основе модернизации хозяйственной и поселенческой среды/
В контексте Концепции устойчивого развития генеральная цель города -повышение качества жизни населения данной территории, должна обеспечиваться устойчивым ростом экономического благосостояния без ущерба для окружающей среды и будущих поколений.
Стратегия устойчивого развития города должна быть направлена на формирование социо-эколого-экономической системы, которая обеспечивала бы удовлетворение материальных, энергетических, культурных потребностей населения, была бы сбалансированной по отношению к внутренним и внешним факторам воздействия, и наконец, сохранила бы свое динамическое равновесие для будущих поколений.
Процесс стратегического планирования, в том числе на уровне города, предполагает выработку набора стратегий, начиная с базовой и кончая функциональными (отраслевыми) подстратегиями.
Стратегическое планирование на уровне города включает три взаимосвязанных
задачи:
1) выработка миссии;
2) представление миссии в виде долгосрочных и краткосрочных задач»
3) выработка стратегии достижения поставленных целей.
Базовый набор установок при построении стратегии города можно представить следующим образом:
- начальным этапом разработки стратегии развития является выявление основных характеристик муниципального образования - положительных и отрицательных сторон его развития, угроз и возможностей, присутствующих во внешней среде, иными словами, необходимо осуществление процедур SWOT-анализа;
- необходимо определить конкурентные позиции города в пространстве «рынка муниципалитетов»;
- формирование стратегии должно осуществляться с опорой на ценности и интересы населения города, с целью достижения гармонии и согласия между ними;
- формирование стратегии должно осуществляться целью достижения экологического, ресурсного и экономического равновесия;
- формирование стратегии должно осуществляться на основе партнерского взаимодействия муниципальных органов власти и управления, бизнес-структур и граждан;
- стратегия развития должна включать в себя критерии (показатели) достижения подцелей;
- достижение генеральной цели должно быть обеспечено эффективными механизмами распределения ресурсов;
- необходим комплексный анализ состояния и будущих возможностей структуры управления городом, в целях обеспечения эффективного администрирования выбранной стратегии.
Стратегия устойчивого развития города должна базироваться на следующих принципах:
- человек занимает центральное место в формировании стратегии устойчивого развития и имеет право на здоровую и продуктивную жизнь в мире и согласии с законами природы;
-охрана окружающей среды - основная составляющая развития города;
удовлетворение потребности в природно-экологической устойчивости не только для нынешних поколений, но и для будущих;
- сокращение разрыва в уровне и качестве жизни стран (искоренение нищеты и бедности);
-развитие науки, наукоемких технологий, способствующих выработке научнообоснованного стратегического плана развития города;
- четкое соблюдение системы технических норм в строительстве новых объектов;
- использование новых энергосберегающих и альтернативных технологий при строительстве, реконструкции и модернизации зданий, сооружений, объектов инженерной инфраструктуры города; снижение отрицательного воздействия промышленного производства и использование энергии на здоровье населения;
- жилищная политика как социальный приоритет стратегии развития города (формирование инфраструктуры рынка жилья в качестве доступной системы реализации прав на жилище, обеспечение доступных цен на жилье, содействие благоустройству имеющегося жилищного фонда с помощью реконструкции и модернизации систем технического, инженерного оборудования города, качественного предоставлению услуг населению; совершенствование ипотечного кредитования и др.);
- экологизация общественного сознания, формирование экологической культуры населения с помощью системы образования, РЯ- технологий и средств массовой информации;
-совершенствование законодательной базы в рамках участия населения в разработке стратегии устойчивого развития;
- создание стимулирующих условий по эффективному и рациональному использованию природных ресурсов.
Применительно к городу, как объекту стратегического планирования, комплекс стратегических целей может быть представлен следующим образом.
Глобальная цель - повышение качества жизни населения, проживающего на территории г.Казань, посредством устойчивого роста экономического благосостояния без ущерба для окружающей среды и будущих поколений.
Далее глобальная цель должна быть разделена на шесть основных стратегических целей второго уровня (подстратегий) в зависимости от макроподсистем города.
1. Градостроительная цель - комплексное развитие инфраструктуры города на
основе рационального и использования потенциала территории: энергетически
эффективное использование природных ресурсов, применений современных технологий в градостроительстве, модернизация и применение современных энергоресурсосберегающих технологий в области коммунальной инфраструктуры, соблюдение экологических стандартов, формирование удобной для населения инфраструктуры города.
2. Производственная цель - удовлетворение потребностей населения в высококачественной продукции предприятий при сбалансированных ресурсозатратах и минимизации ущерба для экологии города.
3. Агропромышленная цель - удовлетворение потребностей населения города в сельскохозяйственной продукции высокого качества по доступной цене.
4. Социальная цель - создание условий для всестороннего развития личности на основе повышения качества образования, поддержания культуры и научноисследовательской деятельности, создание условий для поддержания здорового образа жизни населения, забота об уровне жизни, условиях труда, соблюдение принципов социальной справедливости и гуманизма.
5. Экономическая цель - планомерное развитие города на основе формирования инвестиционно привлекательного облика города, роста чистой прибыли субъектов предпринимательской деятельности, максимизации доходов муниципального бюджета, эффективного использования муниципального имущества, внедрения энергетически эффективных технологий в различных отраслях городского хозяйства.
6. Управленческая цель - повышение эффективности управления, развитие общественного самоуправления, соблюдение законности и правопорядка, применение различных форм взаимодействия населения с муниципальными органами управления, а также согласования интересов различных групп населения, проживающего на территории города.
Процесс стратегического управления базируется на применении программноцелевого метода управления, позволяющего установить критерии достижения той или иной цели за определенный временной промежуток (от 1 года до 5 лет), распределить ресурсы и сферы ответственности.
Стратегия устойчивого развития города - это, как правило, документ, носящий декларативный характер. Однако формирование на уровне города подобного документа позволяет наметить вектор развития города на достаточно длительный период - 15 и более лет, что невозможно сделать иным путем. Ключевым инструментом достижения стратегических целей развития города в таком случае становятся муниципальные целевые программы, имеющие конкретные целевые показатели и механизмы их достижения.
К подготовке Программы органами местного самоуправления должны привлекаться все энергоснабжающие организации, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования, представители потребителей, регулирующие и надзорные органы. Разработка Программы и ее обсуждение должны являться публичными. Для получения предложений от субъектов системы коммунальной инфраструктуры, производителей и поставщиков энергоэффективного оборудования, инвесторов и других организаций, предварительная информация, необходимая для подготовки этих предложений, должна быть размещена в средствах массовой информации. Все предложения должны быть рассмотрены, а отказы в реализации таких предложений -обоснованы. Разработка Программы должна осуществляться организациями, привлеченными на конкурсной основе, под патронажем органов местного самоуправления. К разработке должны привлекаться разработчики, обладающие необходимой квалификацией и подтвердившие свои знания и опыт через уполномоченные государственные органы или профессиональные саморегулируемые организации, и способные нести ответственность за результаты своей работы. Рекомендуется проводить экспертизу разработанной Программы. Для этих целей могут привлекаться организации соответствующего профиля и организации, имеющие успешный опыт разработки «Программ» и возможность сравнения с «Программами» других регионов и городов.
И, как было уже отмечено выше, Муниципальная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности должна являться важной составной частью устойчивого развития города и одним из инструментов достижения целей, заложенных в Стратегии устойчивого развития города. В связи с этим на уровне г.Казань должна быть в перспективе разработана и принята подобная программа, тем более что город является экспериментальной федеральной площадкой для применения энергоресуросберегающих технологий, имеет на своей территории технополисы, предназначенные для разработки и апробирования энергоэффективных технологий, а также научно-исследовательские базы.
Литература
1. Лось, В.А. Устойчивое развитие: учебное пособие / В.А, Лось, А.Д. Урсул. М.: Аграр.2000. -124с.
2. Быков, П. Предчувствия перелома / П.Быков, И.Имамутдинов, Д.Медовников, М.Рубченко, Н.Силаев // Эксперт.-2009. -№44(681). -С.20-26.
3. Семёнов, В.Г. Муниципальные программы энергосбережения / В.Г.Семёнов //
http://www.energosberfond.ru/wikj/speech/doc5.html
4. Бугарчева Е.А. Научные исследования в области энергосберегающих технологий как объект философской рефлексии в постиндустриальном обществе / Е.А. Бугарчева // Вестник Казанского государственного технологического университета. - 2010. - №9. - С.857-859; Тузиков, А.Р. Перспективы инновационного развития сквозь призму оценок населения (на примере Республики Татарстан) / Тузиков А.Р. Вестник Казанского государственного технологического университета.
- 2010. - № 4- С.267-77.
5. Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 23.11. 2009. № 261-ФЗ // Российская газета - Центральный выпуск. - 2009. -№5050 (226).
6. Артиков, Р. Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года / Р.Артиков // http://portal-energo.html
7. Первый энергосберегающий дом «Грин хаус» построен в Казани // http://www.tatar-inform.ru
8. На всех объектах Универсиады-2013 будут применяться энергосберегающие технологии // http://www.kzn/ispolkom/news/shomZ8 516.htm
9. Ильсур Метшин: «Летом в Казани появится первый энергоэффективный квартал» // http:// www.kzn.ru/page9423.htm
10. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Д.С. Львов и др., под ред. Д.С.Львова, А.Г. Гранберга, А.П.Егоршина; ООН РАН, НИМБ. -2-е.изд., доп. -М.: ЗАО «Издательство «Эконика», 2005. -603с.
© Л. Р. Ибрашева - канд. соц. наук, доц. каф. государственного, муниципального управления и социологии КГТУ, [email protected]; А. М. Идиатуллина - канд. соц. наук, доц. той же кафедры, [email protected].