Научная статья на тему 'Формирование государственного заказа на обучение в вузах в контексте реализации программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг'

Формирование государственного заказа на обучение в вузах в контексте реализации программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
588
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ НА ОБУЧЕНИЕ / РЫНОК ТРУДА / LABOUR MARKET / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ECONOMIC INCENTIVE / GOVERNMENT PROCUREMENT FOR EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябчиков Вадим Владимирович

В статье рассматриваются проблемы и перспективы формирования государственного заказа на обучение по основным образовательным программам высшего образования в Российской Федерации. Акцентируется внимание на некоторых положениях программы Российской Федерации «Развитие образования», которые определяют векторы формирования государственного заказа на обучение в субъектах системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябчиков Вадим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problems and prospects of formation of government procurement for training on the basic educational programs of higher education in the Russian Federation. The author focuses attention on some provisions of the State Programme of the Russian Federation “Education Development”, which define vectors of formation of government procurement for training in the higher education system subjects.

Текст научной работы на тему «Формирование государственного заказа на обучение в вузах в контексте реализации программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг»

ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / TRANSFORMATION OF EDUCATION POLICY

Серия «Политология. Религиоведение»

Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

2014. Т. 9. С. 92-96

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 378.147

Формирование государственного заказа на обучение в вузах в контексте реализации программы Российской Федерации «Развитие образования»

В. В. Рябчиков

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и перспективы формирования государственного заказа на обучение по основным образовательным программам высшего образования в Российской Федерации. Акцентируется внимание на некоторых положениях программы Российской Федерации «Развитие образования», которые определяют векторы формирования государственного заказа на обучение в субъектах системы высшего образования.

Ключевые слова: высшее образование, государственный заказ на обучение, рынок труда, экономическое стимулирование.

В настоящее время одной из актуальных проблем в системе высшего образования России является создание эффективных механизмов формирования государственного заказа на обучение в вузах. Высокий уровень бюджетных расходов на подготовку специалистов в высших учебных заведениях обусловливает пристальное внимание к этой проблеме со стороны федеральных и региональных органов власти. Востребованность выпускников вузов на рынке труда, их работа по полученной специальности (направлению подготовки) являются одним из основных показателей эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых государством на нужды системы высшего образования. В частности, Министерство образования и науки в рамках выполнения поручений Президента Российской Федерации регулярно проводит работу по мониторингу, анализу и прогнозированию трудоустройства выпускников образовательных учреждений высшего образования. Такой показатель, как удельный вес выпускников, обращавшихся в органы службы занятости за содействием в поисках работы, формирующийся ведомственным мониторингом Минтруда России, стал использоваться Министерством образования и науки Российской Федерации для определения контрольных цифр приема в вузы. В то же время специалисты, занимающиеся данной проблематикой, отмечают, что «сам по себе удельный вес

на 2013-2020 гг

ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА НА ОБУЧЕНИЕ В ВУЗАХ 93

выпускников, трудоустроившихся по специальности, не является единственным показателем эффективности трудоустройства» [3, с. 19]. Требуется выработка комплексного подхода к проведению мониторинга трудоустройства выпускников вузов, направленного на получение оперативных, достоверных и всеобъемлющих показателей трудоустройства, что в свою очередь послужит в дальнейшем основой для принятия оптимальных управленческих решений в сфере высшего образования.

Необходимо отметить, что эффективность механизмов формирования государственного заказа на обучение в вузах в значительной степени зависит от содержания федеральных документов, регулирующих перспективное развитие сферы образования в стране на определенный период. В этой связи значительный интерес представляет содержание государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., которая была утверждена Постановлением Правительства РФ № 295 от 15 апреля 2014 г.

Одной из основных задач данной программы является «формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации» [2, с. 3]. К числу важнейших целевых индикаторов программы «Развитие образования» относится удельный вес (в процентах) выпускников организаций профессионального образования последнего года выпуска, трудоустроившихся по полученной специальности. Таким образом, реализация программы «Развитие образования» на 2013-2020 гг. невозможна без наличия эффективных механизмов формирования государственного заказа на обучение в вузах и вне соответствия спроса и предложения на рынке труда.

Необходимо отметить, что эта программа включает в себя несколько подпрограмм, но в рамках рассматриваемой проблематики наибольший интерес представляет подпрограмма 1 «Развитие профессионального образования», направленная, в частности, на формирование дифференцированной сети организаций профессионального образования, учитывающей особенности регионов, и модернизацию содержания и технологий профессионального образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения.

Важно, что одним из целевых индикаторов подпрограммы «Развитие профессионального образования» является удельный вес (в процентах) численности лиц, принятых на обучение по программам прикладного бакалавриата в общем количестве принятых на обучение по программам бакалавриата за счет средств федерального бюджета. Из содержания данной подпрограммы явно прослеживается, что при формировании государственного заказа на обучение в вузах одним из приоритетных направлений будет увеличение количества бюджетных мест, выделяемых для обучения по основным образовательным программам прикладного бакалавриата. В Министерстве образования и науки Российской Федерации внедрение программ прикладного бакалавриата рассматривают как один из путей сближения программ профессионального образования с реальными потребностями работодателей. Соответ-

ственно, к этому должны быть готовы руководство и профессорско-преподавательский состав вузов. Планируется, что к 2018 г. доля обучающихся по программам прикладного бакалавриата будет доведена до уровня 30 % от общей численности обучающихся по программам высшего образования. В этой части содержание государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 гг. напрямую корреспондируется с пунктом 4 «а» перечня поручений Президента Российской Федерации от 17 июля 2012 г. № Пр-1798.

В числе других целевых индикаторов подпрограммы «Развитие профессионального образования» следует отметить численность студентов, обучающихся по программам высшего образования, заключивших договоры о целевом обучении с организациями оборонно-промышленного комплекса, и число созданных многофункциональных центров прикладных квалификаций.

Одним из ожидаемых результатов реализации подпрограммы «Развитие профессионального образования» заявлено «обеспечение подготовки специалистов федеральными вузами по реализуемым ими основным образовательным программам (в том числе для удовлетворения потребности в высококвалифицированных специалистах, необходимых для работы на создаваемых высокопроизводительных рабочих местах)» [2, с. 13]. Приходится констатировать, что в настоящее время одной из проблем, связанных с формированием государственного заказа на обучение в вузах, является отсутствие детально разработанных, основывающихся на объективных факторах механизмов прогнозирования количества создаваемых высокопроизводительных рабочих мест. Отсутствие таких механизмов затрудняет деятельность вузов по удовлетворению потребностей реального сектора экономики в высококвалифицированных специалистах. Кроме того, требует совершенствования процедура определения структуры контрольных цифр приема по отдельным направлениям подготовки на основании прогнозной отраслевой и региональной потребности в кадрах.

Следует отметить, что в рамках правового обеспечения реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. запланировано Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении положения о конкурсном отборе программ развития образовательных организаций высшего образования. Принятие этого Постановления запланировано на 2016 г. В процессе конкурсного отбора внимание, в частности, будет обращаться на действия вуза по интеграции с реальным сектором экономики, по обеспечению потребностей региона в кадрах.

Мероприятия, направленные на интеграцию с реальным сектором экономики, на выработку предложений по оптимизации регулирования спроса и предложения на региональном рынке труда, активно реализуются Иркутским государственным университетом. Так, в апреле-мае 2014 г. на базе Иркутского государственного университета при участии комиссии по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области были проведены региональные научно-практические круглые столы:

ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА НА ОБУЧЕНИЕ В ВУЗАХ 95

- 16 апреля 2014 г - «Новый этап активизации международной академической мобильности в иркутских вузах (в аспекте проблем развития кадрового потенциала Иркутской области на период до 2020 г.);

- 27 мая 2014 г. «Потребности в специалистах с высшим образованием в Иркутской области: соответствие спроса и предложений, механизмы формирования и реализации государственного заказа на обучение в вузах».

Эти научно-практические мероприятия, инициированные Иркутским государственным университетом, «впервые проводились в Иркутской области и предусматривали многостороннее обсуждение ключевых вопросов формирования потребности в специалистах с высшим образованием в регионе» [1, с. 99]. Нам представляется, что подобные мероприятия, реализуемые совместными усилиями вузов, предприятий, органов власти, в комплексе будут способствовать созданию эффективных механизмов формирования государственного заказа на обучение по программам высшего образования. В частности, вузы совместно с профильными министерствами при участии работодателей могут осуществить комплексный прогноз потребностей в подготовке кадров по программам высшего образования в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики и социальной сферы в Иркутской области.

Из содержания рассматриваемой государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. следует, что для образовательных организаций высшего образования долгосрочным приоритетом должен стать пересмотр структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ с учетом прогноза регионального рынка труда, а также социокультурных и экономических особенностей развития региона. В то же время крайне важно, чтобы предприятия реального сектора экономики активно взаимодействовали с вузами в процессе формирования и реализации государственного заказа на подготовку специалистов. Для этого, в частности, федеральные и региональные органы власти должны найти эффективные способы мотивации бизнеса. Решение проблемы успешного трудоустройства выпускников вузов по полученной специальности (направлению подготовки) в значительной степени зависит именно от расширения участия работодателей в этом процессе и частно-государственного партнерства в развитии высшего образования.

На наш взгляд, целесообразно законодательно закрепить дополнительные экономические стимулы, которые обеспечили бы заинтересованность предприятий в сотрудничестве с вузами, в укреплении их учебно-материальной базы. Экономическое стимулирование такого рода позволит повысить эффективность взаимодействия вузов с промышленными предприятиями, с научными и проектными организациями и, соответственно, оптимизировать механизмы реализации государственного заказа на обучение по программам высшего образования.

Список литературы

1. Аргучинцев А. В. Основные пути активизации сетевого взаимодействия субъектов региональной системы высшего профессионального образования в Иркутской области / А. В. Аргучинцев, Т. И. Грабельных // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. - 2014. - Т. 8. - С. 98-103.

2. Развитие образования : гос. программа РФ на 2013-2020 гг. : утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295. // Гарант [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

3. Гуртов В. А. Эффективность деятельности вузов с позиции трудоустройства выпускников / В. А. Гуртов, Е. А. Питухин, М. Ю. Насадкин // Высш. образование в России. - 2013. - № 10. - С. 19-27.

Formation of Government Procurement

for Training in Higher Education Institutions

in the Context of the Implementation

of the State Programme of the Russian Federation

«Education Development» for 2013-2020

V. V. Ryabchikov

Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract. The article considers the problems and prospects of formation of government procurement for training on the basic educational programs of higher education in the Russian Federation. The author focuses attention on some provisions of the State Programme of the Russian Federation "Education Development", which define vectors of formation of government procurement for training in the higher education system subjects.

Keywords: higher education, government procurement for education, labour market, economic incentive.

Рябчиков Вадим Владимирович Ryabchikov Vadim Vladimirovich

доктор педагогических наук, Doctor of Sciences (Pedagogy),

проректор по учебной работе Vice-Rector for Academic Affairs

Иркутский государственный университет Irkutsk State University

664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 1, K. Marx st., Irkutsk, 664003

тел.: 8(3952)521510 tel.: 8(3952)521510

e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.