Городнова Н.В., Скипин Д.Л. Формирование государственно-частных партнерств в
инвестиционно-строительной сфере Дата: 21/03/2011 Номер: (27) УЭкС, 3/2011
Аннотация: В посткризисном периоде в России целесообразно усиление государственного регулирования инвестиционной деятельности в инвестиционно-строительной сфере путем формирования государственно-частных институтов на уровне региона. В статье предложена новая парадигма человеко-ориентированной экономики, базирующейся на государственночастном мониторинге проектов и программ строительства доступного и комфортного жилья, а также предложено экономико-математическое моделирование ее отдельных аспектов.
Ключевые слова: государственное регулирование, государственно-частные партнерства, человеко-ориентированная экономика.
Abstract: In the postcrisis period in Russia strengthening of state regulation of investment activity in investitsionno-building sphere by formation of state-private institutes at region level is expedient. In article the new paradigm of the cheloveko-focused economy which is based on state-private monitoring of projects and programs of building of accessible and comfortable habitation is offered, and also economic-mathematical modeling of its separate aspects is offered.
Keywords: state regulation, the state-private partnership, the cheloveko-focused economy.
Г ороднова Наталья Васильевна доктор экономических наук, профессор Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
qorodnova.243@mail. т
Скипин Дмитрий Леонидович кандидат экономических наук, доцент Тюменский государственный университет
Выходные данные статьи: Городнова Н.В., Скипин Д.Л. Формирование государственночастных партнерств в инвестиционно-строительной сфере // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. - № 3 (27). - № гос. рег. статьи 0421100034/. -Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
Крупномасштабные трансформации в российской экономике за последние десятилетия, связанные как с системными, так и инновационными преобразованиями, вызвали необходимость перестройки всей системы управления экономикой России и ее отдельными отраслями. Сегодняшнее состояние строительной отрасли характеризуется, с одной стороны, преобладанием предприятий и компаний негосударственных форм собственности, наличием неэффективного собственника, с другой стороны - отсутствием реальной конкуренции, наличием различных возможностей получать сверхприбыль, ростом стоимости кредитных ресурсов и их острой нехваткой на фоне роста себестоимости уже возведенных жилых объектов недвижимости и резким падением платежеспособного спроса населения страны.
Такое состояние инвестиционно-строительной сферы является неэффективным и не отвечающим требованиям государства и общества.
В условиях экономической нестабильности основная проблема заключается не столько в наращивании объемов строительно-монтажных работ и введении режима жесткой экономии средств, сколько в оптимальном сочетании и реализации технологических, финансовых и экономических возможностей сохранения устойчивого состояния развития строительных компаний. Меры государства по нормализации деятельности строительной отрасли должны включать санацию и поддержку тех строительных организаций, предприятий промышленности строительных материалов, проектно-изыскательских организаций, которые могут в перспективе составлять основу качественно нового состояния всех участников инвестиционно-строительной сферы.
Одним из основных направлений выхода из кризисного состояния инвестиционностроительного комплекса является формирование и развитие государственно-частных стабильных партнерств (ГЧП), реализация которого позволит повысить инвестиционную активность и эффективность проводимой инвестиционной политики.
Отсутствие единой государственной экономической политики при реализации крупных инвестиционных проектов и программ в инвестиционно-строительной сфере, несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы формирования интегрированных структур в инвестиционно-строительной сфере, в том числе частногосударственных партнерств, неэффективность деятельности частного бизнеса и государственных корпораций, отсутствие новых механизмов оценки эффективности управления интегрированными структурами с государственным участием актуализировали проблему пересмотра имеющихся парадигм и методологических подходов к эффективному управлению крупными интегрированными структурами в инвестиционно-строительной сфере, в том числе с государственным участием, особенно усиливающуюся в условиях экономической нестабильности. Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы данной научной работы. В связи с этим развитие теории формирования государственночастных партнерств в строительной отрасли представляет собой одну из важных проблем заложения фундамента для процессов перехода от сырьевой экономике к инновационной (человеко-ориентированной), а также успешной реализации государственной политике по ее модернизации.
В человеко-ориентированной экономике для государства самой значимой ценностью должен являться человек, его потребности и нужды, которые гарантировано защищены. Поэтому приоритетным направлением человеко-ориентированной экономики России должен стать ориентир на проблемы, потребности и чаяния человека (семьи - домашнего хозяйства), то есть центральным звеном является непосредственно сам человек, базовыми элементами -государство и общество, верхняя надстройка - крупные экономические системы (концерны, альянсы, государственно-частные партнерства), сформированная для выполнения социальных проектов и программ.
Авторами статьи произведено уточнение понятия такой экономической системы как государственно-частного партнерства с учетом специфики строительной отрасли: ГЧП - это объединение строительных компаний, строительно-монтажных организаций, финансовокредитных и иных учреждений, созданное, по инициативе и под контролем государства, для решения государственных задач, и ориентированное в ходе реализации приоритетных федеральных и региональных проектов и программ на получение поддержки со стороны государства в виде государственного заказа, государственного финансирования и субсидирования, государственного контроля, государственного регулирования и государственных гарантий. Иными словами ГЧП в инвестиционно-строительной сфере - это объединение усилий государства, строительных компаний, финансово-кредитных институтов
и иных участников, ориентированное на получение поддержки со стороны государства в виде предоставления законодательно закрепленных гарантий и льгот для создания в России благоприятного инновационного климата, способствующего формированию спроса на инновации, с учетом такого фактора, как соотношение государственного регулирования экономики и деятельности интегрированных компаний, а также рыночных механизмов.
Модель эволюционного развития интересов государственной экономической политики и формирования нового теоретического подхода к созданию человеко-ориентированной экономики, базирующегося на инновационной основе, представлены на рис. 1.
Сырьевая экономика
. \
Подход к жон оми кг; учитывающей преэдг всгго интересы крупного частн ого бизнеса (бюнес-орнентнроб анная экономик і) —► Подход к зкономикг. учитывающей ынтгресы крупного частного капитала и государжтва (государстве неориентированная ЭЕМВММНК1) ► Подх од к жон ОМИ К5. основа которой баланс интересов человека, государства и частного бшшка (человека-ориентированная экономика)
Модернизация экономики
І I
Инновационная основа
1
Формир ование государств ?нн о-часгных п артн ерсг в
' I
Ч&ловеко-ориентированная экономика
Рис. 1. Модель эволюционного развития государственной экономической политики
Для нейтрализации негативных последствий кризиса в инвестиционно-строительной сфере государство должно проводить политику, направленную на естественное формирование финансово-промышленных взаимосвязей и предоставления льгот государственно-частным партнерствам в соответствии с действующим законодательством в рамках общей стратегии экономической реформы.
Схематично переход к новой общественной формации, приоритетом которой для государства является человек (домашнее хозяйство), а государство стоит на защите его интересов, представлен на рис. 2.
Государство в новых экономических условиях выступает как новый тип государства, занимающий особое место в эволюции государственных форм [1]. Традиционная государственно-центристская методология исходит из того, что государство есть функция глобальная [1]. В человеко-ориентированной экономике данная глобальная функция должна быть направлена не на расширение национальной зоны хозяйствования (речь идет о диктовании условий за пределами национальных государственных границ) а обращена внутрь предопределенных суверенных границ на основное богатство - человека и домохозяйства.
Низкий индекс доступности жилья для большинства граждан России, насыщенность рынка дорогостоящим коммерческим жильем, несовершенство системы ипотечного кредитования, демографическая ситуация в стране являются существенными факторами для снижения уровня экономической безопасности страны в целом и платежеспособного спроса населения, в частности. В рамках реализации конституционного права российских граждан на жилье в исследовании предложена динамическая модель устойчивости развития человекоориентированной экономики (рис. 3).
Данная модель получена вследствие модификации многокритериальной экономикоматематической модели оценки эффективности использования средств регионального бюджета, разработанной А.В. Ворониным [2].
Стабильность внешней среды
Баланс 1 системы ЕНДНЕаТОрОЕ--стандартов
4-і Л О ЕЙ ЕО-
оржн таро ьа иной
ЭЕОКОИНЕН
1. Измена киа плат ажес нос одного спроса
4. Воздан стееєі случайных виешкнх ■фалтороЕ
2. Иїманакна стратегии ч**£ос>дар:тЕа
'"V
3. ИкїіЄ Н-5КЙ-І, І-ОН СОГТаЕЛЯЮ -
Баланс 2 системы ШІДН ЕаТОрОЕ-стакдартоЕ
ЧЗІ-0 Е5ЕО-
орк акт яро ванн он
Э ШЮЫН ЕН
Баланс 3 октаны
ННДН ЕЗТОрОЕ-
стакдартоЕ
ЧЄЛ-ОБЄЕО-
орн ант нро ванн он
Э ШЮЫН ЕН
Время -►
Г ссударгтЕ5нн-05 учкпн
Баланси системы Башне п-1свстсшы
КНДНЕЭТОрОБ- ЕКДН&аТОрОБ-
сгавдартов с тан дартов
чалок е»- чнпювєео-
орнактнроЕаннон э орн ант нро ванн он
^ТЧПгТШТТ гзиттпЧ ^ ЭЕ0К01ГН ЕН
Рис. 3. Дин эмичес гая модель устойчиво ст и развития человекоориентированной экономики
При уточнении модели сформулирована гипотеза, что смещение баланса системы индикаторов-стандартов человеко-ориентированной экономики с течением времени осуществляется в сторону вектора «государственное участие».
Постановка задачи предлагаемой экономико-математической модели эффективного развития отдельных аспектов человеко-ориентированной экономики представлена следующим образом:
где 2= 1,л - номера критериев оптимальности развития человеко-ориентированной
экономики:
- индекс социальной ответственности государства: изменение платежеспособного спроса населения за счет государственного финансирования:
'■"'— минимизация отклонения предлагаемой государством структуры доступного и комфортного жилья, построенного за счет государства, от необходимой структуры /-й группы потребителей j-го типа жилой недвижимости (индекс доступности жилья):
где
группы домохозяйств, нуждающихся в улучшении жилищных условии,
дифференцированные по их количеству, составу семьи и среднемесячному совокупному
семейному доходу; ] ~ - типы жилой недвижимости, строящейся за счет
государственных средств в рамках программы доступного жилья; ґ = 1,7— номер года
реализации программы строительства доступного и комфортного жилья; б//— доля выделенныхв рамках программы государственных средств для /-й группы населения j-го типа жилой недвижимости в ^й период времени, (0 < X < 1); Qt - прогнозируемый объем государственного финансирования программы строительства доступного жилья в^й период времени; Pjt - установленная государством стоимость 1 м2 j-го доступного жилья в^й период времени; qit - увеличение (снижение) объемов строительства доступного жилья в м2 или предоставление возможности приобретения готового и выкупленного государством жилья у застройщиков по фиксированным ценам; ву^ доля оставшегося без реализации по различным причинам доступного жилья на рынке для /-й группы населения j-го типа жилой недвижимости для всех периодов;
- индекс социальной ответственности бизнеса: изменение платежеспособного спроса
населения за счет частного финансирования: ^ ^ ^
- изменение стратегии государства:
^' ' - максимизация ввода в эксплуатацию общей площади доступного и комфортного жилья за счет средств государственного бюджета для /-ой группы
потребителей:
- развитие государственной человеко-ориентированной экономики:
■ ' ' ' ■ ■ " - максимизация удовлетворения платежеспособного спроса населения в
доступном и комфортном жилье в зависимости от прироста народонаселения и увеличения потребности:
где У/4 - объем квадратных метров общей площади доступного жилья на 1 человека ьй группы потребителей с учетом прироста народонаселения России; ДЖ/>- прогнозируемый прирост доступного жилищного фонда в м2 общей площади в результате нового строительства ГЧП за счет средств государственного бюджета и частного капитала в рамках реализации человеко-ориентированной экономики; М/г- прогноз численности населениядля /-й группы потребителей с учетом прироста народонаселения России. Щ - системавведенных в ходе исследования ограничений представлена следующими условиями:
где № - так называемая социальная норма жилья;
- условие (4.1) определяет необходимость мониторинга в каждом периоде времени ? ~ 1?^-количества м2 доступного жилья на 1 человека для /-й группы потребителей, которое должно быть не меньше, чем определено государством;
- условие (4.2) определяет необходимость непревышения выделенного в каждом периоде
времени ( Г — 1 ^) лимита государственных средств на строительство (или приобретение государством готового жилья) для /-й группы потребителей /-го вида доступного жилья;
- условие (4.3) определяет необходимость снижения трансакционных издержек в стоимости 1 м2 общей площади для /-й группы потребителей /-го вида доступного жилья в ^й период времени;
- условие (4.4) определяет положительную или равную 0 долю выделенных государственных средств в рамках реализации программы строительства доступного и комфортного жилья для граждан России.
Данное количество ограничений может быть расширено или сокращено в зависимости от текущих экономических условий в стране и приоритетов государственной экономической политики. В результате расчетов получены следующие показатели прироста:
183(х) = Ю3(х) = 3,33 млн. м2: 1$4(х) = У4(х) = 0,299 м2.
Прогнозируется, что увеличение индекса доступности жилья к 2012 г. составит 22,3 %: за счет государственного финансирования увеличится на 78 %; за счет средств частного капитала увеличится на 45 %; количество вводимого доступного жилья увеличится на 0,3 м2 на одного жителя РФ в год.
Экономико-математическая модель является основой для осуществления государственночастного мониторинга рынка строительства жилья как государственно-частными партнерствами, так и частными строительными компаниями-участниками инвестиционностроительного кластера. Модель может быть уточнена в процессе оценки удовлетворения государством и частными застройщиками спроса на комфортное и доступное жилье граждан со средними или высокими доходами в зависимости от уровня платежеспособного спроса, предложений на рынке жилой недвижимости, развитости строительной отрасли, демонополизации инвестиционно-строительного комплекса региона, совершенствования системы ипотечного кредитования.
Модель может быть модифицирована или уточнена в направлении оценки удовлетворения государством и частными застройщиками спроса на комфортное и доступное жилье граждан со средними (высокими) доходами в зависимости от уровня платежеспособного спроса, предложений на рынке жилой недвижимости, развитости строительной отрасли, демонополизации инвестиционно-строительного комплекса региона, совершенствования системы ипотечного кредитования.
Библиографический список:
1. Кочетов Э. Геоэкономический (глобальный) толковый словарь (Основы высоких геоэкономических технологий современного бизнеса): сборник стратегический
понятий-новелл / Э. Кочетов. - Екатеринбург: «Уральский рабочий», 2006. - с. 504.
2. Воронин А.В. Теория и методология стратегического управления инвестиционностроительного комплекса региона в условиях конкурентной среды. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д-ра экон. наук. 08.00.05/А.В. Воронин, Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов - СПб., 2008. - 41 с. - Библиограф. 313 назв.
3. Чернышов Л.Н.Опыт управления базой данной жилой недвижимости в Финляндии / Л.Н. Чернышов // Управление многоквартирным домом. - 2009. - № 5 . - С. 16-22.
№ гос. рег. статьи 0421100034/
Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный журнал
http://uecs.mcnip.ru
ЦКЬ этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=366