СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
УДК 339.97:005
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Н.В. ГОРОДНОВА
(Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина)
Показана актуальность проблемы развития положений теории формирования и управления государственночастными партнёрствами в инвестиционно-строительной сфере. Проведено имитационное моделирование устойчивого развития и эффективного управления государственно-частными партнёрствами.
Ключевые слова: государственно-частные партнёрства, имитационное моделирование, управление, модули, бизнес-единицы, инновации.
Введение. Крупномасштабные трансформации в российской экономике за последние десятилетия, связанные как с системной, так и инновационной модернизацией, вызвали необходимость перестройки всей системы управления экономикой России и её отдельными отраслями. Сегодняшнее состояние инвестиционно-строительной сферы характеризуется, с одной стороны, преобладанием предприятий и компаний негосударственных форм собственности, наличием неэффективного собственника, с другой стороны - наличием различных возможностей получать сверхприбыль, ростом стоимости кредитных ресурсов и их острой нехваткой на фоне роста себестоимости уже возведённых жилых объектов недвижимости и резким падением платёжеспособного спроса населения России. Это не отвечает требованиям государства и общества.
Одним из приоритетных направлений модернизации экономики является механизм формирования и развития государственно-частных стабильных партнёрств, реализация которого позволит повысить инвестиционную активность и эффективность проводимой государственной инвестиционной политики.
Анализ принятых законодательных и нормативных актов, регламентирующих деятельность интегрированных структур с государственным участием, использование результатов функционирования государственных корпораций в России, а также изучение мировой практики деятельности интегрированных структур позволяют выделить следующий ряд проблем, связанных с развитием методологии управления такими интегрированными структурами с государственным участием, как госуда рственно-частн ые партнёрства.
1. Проблема наличия в экономике страны неэффективного собственника и неэффективности функционирования государственных корпораций.
2. Сырьевой характер экономики страны, слабое развитие инновационной основы.
3. Несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы страны, в том числе формирования и управления государственно-частными партнёрствами (ГЧП) в инвестиционностроительной сфере.
4. Проблема оценки эффективности управления ГЧП.
5. Отсутствие методологического подхода к эффективному управлению государственночастными партнёрствами как основы для выделения системной парадигмы управления ГЧП в рамках реализации крупных приоритетных государственных инвестиционных проектов и программ по строительству доступного и комфортного жилья.
6. Разрыв между центральным органом управления интегрированной структурой и операционными бизнес-структурными единицами.
Имитационное математическое моделирование системы управления государственночастного партнерства рассматривается как способ получения сравнительных оценок различных вариантов системы управления по множеству показателей и является наиболее экономичным.
Необходимость и целесообразность адаптации и развития систем управления государственно-частными партнёрствами подтверждены фактом особого внимания к этой проблеме со стороны государства, а также специалистов и научных работников.
Экономической основой для объединения усилий государства и частного бизнеса в рамках реализации приоритетных проектов и программ служит система взаимного участия, создающая взаимную заинтересованность государства и компаний в результатах общей хозяйственной деятельности. При этом система управления таких объединений представляет собой замкнутый и непрерывный процесс выработки и реализации долгосрочной деловой политики ГЧП.
В существующих определениях различных видов интегрированных структур (холдинг, финансово-промышленная группа, корпорация) автору не удалось найти определение, которое указывало бы на их главную особенность с точки зрения взаимосвязей с государством. Поэтому необходимо ввести общее понятие «государственно-частное стабильное партнёрство» - это объединение усилий государства, строительных и промышленных компаний, финансово-кредитных институтов и иных участников, ориентированное на получение поддержки со стороны государства в виде предоставления законодательно закреплённых гарантий и льгот для создания в России благоприятного инновационного климата, способствующего формированию спроса на инновации, с учётом такого фактора, как соотношение государственного регулирования экономики и деятельности интегрированных компаний, а также рыночных механизмов.
Инструментарий эффективного функционирования и управления представлен в виде бизнес-модели ГЧП. Он основан на модульном подходе [1], принцип реализации которого состоит из следующих этапов:
1) вход - оценка внешних и внутренних факторов функционирования ГЧП; анализ суммы издержек; анализ продукции (строительно-монтажных работ (СМР)); анализ финансового состояния ГЧП;
2) в целях постановки задачи осуществляется анализ базисных данных, динамики цен, инфляции, обменного курса валют; экономических показателей ГЧП (объёмов, затрат, изменения прибыли при различных объёмах производства, изменения цен на СМР); анализ движения денежных средств;
3) имитационное моделирование различных сценариев адаптации и развития ГЧП;
4) на выходе - разработка комплекса мероприятий по совершенствованию деятельности и корпоративного управления.
По итогам аналитики информации пяти модулей осуществляется диагностирование, на базе которого разрабатываются рекомендации, мероприятия по совершенствованию управления и формированию корпоративной стратегии ГЧП.
В рамках эффективного управления ГЧП необходимо сравнение альтернативных вариантов с учётом наиболее вероятных изменений цен реализации работ (услуг), материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов, объёмов строительно-монтажных работ и расходования ресурсов. Это можно представить в модульном виде.
Модуль 1 - анализ вешних факторов - макроэкономических параметров экономического развития и их изменения: конкуренция, цены на рынке, спрос, предложение, нормативноправовое поле, государственный контроль и регулирование, согласование интересов государственного и частного секторов, демографический фактор, соответствие требованиям фондовых бирж.
Модуль 2 - анализ внутренних факторов ГЧП - отражает качество и методы работы и позволяет оценить результаты принимаемых решений и действий руководителей различных уров-
ней, меру контроля и управления ресурсами и процессами с учётом такого фактора, как государственное участие.
Модуль 3 - анализ состава и динамики себестоимости СМР, поиск резервов снижения затрат благодаря участию государства; осуществление трансакционного анализа и поиск направлений исключения паразитических издержек; поиск резервов роста валовой и маржинальной прибыли, аккумулирование денежных средств для адаптации и развития компании, моделирование различных стратегий управления и их влияния на эффективность функционирования ГЧП. Осуществляется оценка изменения прибыли при различных объёмах производств и различных ценах на строительно-монтажные работы и услуги.
Модуль 4 - анализ строительной продукции: изучение освоенной и новой продукции, экономики и специфики строительного производства, возможности диверсификации деятельности, на основе чего разрабатываются экономические модели компании в целом и её бизнес-структурных единиц для планирования деятельности компании. Модель даёт возможность адаптироваться к конъюнктурным и сезонным колебаниям спроса и находить дополнительные конкурентные возможности. Осуществляется оптимизация производственных программ с учётом изменения объёмов работ и цен.
Модуль 5 - анализ финансового состояния ГЧП: формирование финансового результата, дивидендной политики, оценка сохранности активов, источников финансирования, изучение динамики движения денежных средств, на основании чего реализуется возможность составления прогнозного баланса.
В этой связи была разработана модель бизнес-структурной единицы ГЧП, состоящая из 4 модулей [1]. На входе в систему также осуществляется анализ внешней и внутренней среды функционирования единицы, оценка эффективности использования имеющихся ресурсов и деятельности каждой компании в отдельности. Затем на стадии постановки проблемы осуществляется моделирование материальных затрат с учётом выявленных резервов их снижения, моделирование производственных мощностей, поиск альтернативных вариантов экономической модели развития бизнеса с учётом участия государства и минимизации потребности в оборотном капитале.
Далее на альтернативной основе осуществляется выбор варианта системы сбалансированных показателей для управления компанией, оптимальных схем материальных затрат и производственных мощностей, оптимальной экономической модели компании. Результатом является разработка плана конкретных мероприятий по повышению эффективности управления бизнес-единицы ГЧП, учитывающего изменения на внешнем рынке, изменения бизнес-процессов внутри компании, осуществляется моделирование основных параметров деятельности компании, разрабатывается корпоративная стратегия развития структурной единицы ГЧП.
Постоянный государственный и корпоративный мониторинг эффективности управления ГЧП позволит выявить сильные и слабые стороны деятельности компании - бизнес-структурной единицы ГЧП, возможности и риски, связанные с внешней и внутренней средой, что поможет выработать стратегию по снижению угроз и последствий выявленных рисков.
Имитационное моделирование осуществляется с помощью моделей, в которых всесторонне учтено влияние на ход и результат функционирования ГЧП различных параметров, характеризующих систему управления, а также управляемость информационными потоками различных уровней иерархии и наличие обратной связи в системе управления корпорацией.
Для обоснования конфигурации социально и экономически устойчивой архитектуры российской экономики, где базовым элементом являются эффективно функционирующие государственно-частные партнёрства (ГЧП) и непосредственно государство, автором представлен ряд имитационных моделей, с помощью которых можно наглядно выделить, продемонстрировать и определить влияние внешних и внутренних факторов, а также смоделировать состояние социально-
экономической устойчивости системы. В моделях применены методы экономико-математического моделирования и теоретической механики.
1. Имитационное моделирование экономики ГЧП, основанное на принципе «волчка»
(рис.1).
А Внешние
где ю - угловая скорость изменения внешних и внутренних факторов; юг - скорость реакции системы управления ГЧП на изменения внешних и внутренних факторов и адаптации.
Высота ЦТ h в данном случае не имеет серьёзного значения, основная характеристика устойчивого положения ГЧП - это скорость реакции системы управления на изменение внешних и внутренних факторов. При этом возможны следующие сценарии развития событий: ю < юг - наблюдается устойчивое функционирование ГЧП; ю « юг - наблюдается неустойчивое функционирование ГЧП; ю > юг - полная потеря устойчивости.
2. Имитационное моделирование экономики ГЧП, основанное на принципе «воздушный шар» (рис.2).
Описание состояния устойчивости ГЧП:
где '^G = Gоб + Gкорз + Gгр + Gбалл + Gаэр - суммарный вес конструкции: Gоб - вес оболочки со стропами; Gкорз - вес корзины, Gгр - вес перевозимого груза; Gбалл - вес балласта; Gаэр - вес аэронавтов; П - прибыль ГЧП; ПВ - выручка; - общая сумма затрат; - суммарное воздействие внешних факторов.
Возможны следующие сценарии развития событий: ПВ > - шар может подняться до
предельной высоты Н - устойчивое финансовое положение, у ГЧП имеется прибыль П; ПВ = -
нейтральное положение, поступления в виде выручки покрывают издержки, прибыли нет; ПВ < - полная потеря финансовой устойчивости.
факторы Х^і (кризис)
юГ - угловая скорость вращения, скорость реакции системы управления и адаптации ГЧП
0
т
Центр тяжести (ЦТ)
плечо, высота ЦТ (суммарное воздействие факторов)
Точка опоры
>
Рис.1. Имитационная модель устойчивости деятельности ГЧП: принцип «волчок»
Описание состояния устойчивости ГЧП:
/-
^ тах,
(1)
^ = ХЗ ^ тіп,
П = ПВ - ХЗ ^ тах, | ПВ > ХРг,
^ и ^ тах,
(2)
Рис.2. Имитационная модель устойчивости деятельности ГЧП: принцип «воздушный шар»
Необходимо также смоделировать влияние внешних факторов на устойчивость ГЧП: корзина (ГЧП) подвешена на п тросах (внутренние факторы).
^ = ж + ,
\ Ж = F1 + F2 + ... + Fn, (3)
= т + VF2 + ... + VFn,
где F - суммарное воздействие внешних и внутренних факторов (суммарная сила разрыва п тросов); Y^Fi - суммарное воздействие внешних факторов; Fi - внешние факторы; Y^VFi - суммарное воздействие внутренних факторов; VFi - внутренние факторы ГЧП.
Возможны следующие варианты событий:
F > ХG; ХG = ХЗ - корзина не обрывается - наблюдается устойчивость деятельности
ГЧП;
F < ХG; ХG = ХЗ - корзина обрывается - полная потеря устойчивости.
3. Имитационное моделирование экономики ГЧП, основанное на принципе «айсберг»
(рис.3).
Описание состояния устойчивости ГЧП:
Г h ^ {0 ч Н},
| Н ^ max, (4)
^ U ^ max, где Н - координата центра тяжести айсберга.
Внешнее воздействие изменяет конфигурацию айсберга (неравномерное таяние), приводит к изменению положения центра тяжести. Тогда возможны следующие варианты развития событий:
h = 0 - нейтральное положение, любое внешнее воздействие переворачивает айсберг -неустойчивое положение ГЧП;
h = 0 ч (- Н) - полная потеря устойчивости.
Следует отметить немаловажный аспект государственного регулирования - это моральноэтические основы экономической политики государства.
Приведённые имитационные модели в рамках закона Эшби могут наглядно демонстрировать также устойчивость и экономики страны в целом.
Имитационное моделирование устойчивости экономики страны в целом, основанное на принципе «пирамида», представлено на рис.4.
Рис.4. Имитационная модель устойчивости экономики страны: принцип «пирамида»
Описание состояния устойчивости экономики страны:
h = YFi ^ min,
Hlim < S ^ max, (5)
U ^ max,
где h - плечо, высота ЦТ, сумма внешних и внутренних факторов воздействия Fi; HUm - предельная величина суммарного влияния факторов; S - площадь опоры пирамиды; U - социальноэкономическая устойчивость.
Выводы. Эффективно функционирующие государственно-частные партнёрства могут и должны стать базовым элементом дальнейшего динамичного развития российской экономики. При этом ориентиром стратегического и поступательного развития страны должен стать уход от сырьевой и спекулятивной экономики и ориентир на экономику принципиально нового типа. Это подтвержде-
но основными положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития России «Стратегия 2020», ставшей основой для осуществления прогнозирования развития ситуации в России до 2020-2030 гг.
Основные тезисы (положения) данной Концепции заключены в необходимости:
1) осуществления инновационных сценариев развития и модернизации экономики;
2) завершения «эпохи догоняющей модернизации»;
3) вытеснения «этикой предотвращения угроз» «эстетику достижений»;
4) перехода от сырьевой модели перераспределения к инновационной;
5) глобальных изменений в бизнесе и культуре;
6) институциональных преобразований;
7) снятия бюрократических барьеров и совершенствования нормативно-правовой базы.
По мнению аналитиков [2-4], при сохранении действующей в России экономической политики показатель рентабельности сырьевых отраслей к 2013 г. будет равен нулю. Поэтому в настоящее время перед российским государством стоит глобальная задача «увязать политику и сферу гражданского общества» [3]. Требуется морально-этическая основа для перехода от энер-го-сырьевой и спекулятивной к модернизации экономики и человеко-ориентированной инновационной экономической политике, базирующейся на эффективном управлении государственночастными стабильными стратегическими партнёрствами.
Библиографический список
1. Глушецкий А. Информация: «тайная» и «явная». Имею право / А. Глушецкий // Экономика и жизнь. - 2008. - №10. - С.1.
2. Городнова Н.В. Корпорация как единый организм: возможный подход к менеджменту / Н.В. Городнова, В.З. Хайкин // Промышленное развитие России: проблемы, перспективы: тр. VI междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, учёных, специалистов, аспирантов, студентов. - В 2 т. Т.1. Нижний Новгород: ВГИПУ, 2008. - С.30-34.
3. Рубцов А. Капитализм фантастику не финансирует / А. Рубцов // Экономика. - 2008. -№114. - С.9.
4. Яковлев А. Российская корпорация в 20-летней перспективе / А. Яковлев, Ю. Данилов // Экономика и жизнь. - 2007. - №5. - С.36-37.
Материал поступил в редакцию 24.09.2011.
References
1. Glusheczkij A. Informaciya: «tajnaya» i «yavnaya». Imeyu pravo / A. Glusheczkij // E' konomika i zhizn'. - 2008. - #10. - S.1. - In Russian.
2. Gorodnova N.V. Korporaciya kak ediny'j organizm: vozmozhny'j podxod k menedzhmentu / N.V. Gorodnova, V.Z. Xajkin // Promy'shlennoe razvitie Rossii: problemy', perspektivy': tr. VI mezhdunar. nauch.-prakt. konf. prepodavatelej, uchyony'x, specialistov, aspirantov, studentov. - V 2 t. T.1. Nizhnij Novgorod: VGIPU, 2008. - S.30-34. - In Russian.
3. Rubczov A. Kapitalizm fantastiku ne finansiruet / A. Rubczov // E' konomika. - 2008. - #114. - S.9. - In Russian.
4. Yakovlev A. Rossijskaya korporaciya v 20-letnej perspektive / A. Yakovlev, Yu. Danilov // E' konomika i zhizn'. - 2007. - #5. - S.36-37. - In Russian.
SIMULATION MODELING OF WORK STABILITY OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN CONSTRUCTION
N.V. GORODNOVA
(Ural Federal University)
Urgency of the problem on the theory development of the organization and control of the state-private partnerships in the investment and building sphere is shown. The simulation modeling of the sustainable development and efficient management of the state-private partnerships is run.
Keywords: state-private partnerships, simulation modeling, management, modules, business units, innovations.