УДК 37.01 Пушкина Ирина Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Северного (Арктического) федерального университета
ИДЕЯ ГЛОБАЛЬНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ПОСТУЛАТ ПРОШЛОГО И ОСНОВА НОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Pushkina Irina Mikhailovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Science Department, Northern (Arctic) Federal University
THE IDEA OF GLOBAL COSMIC RESPONSIBILITY AS A POSTULATE OF THE PAST AND A BASIS OF THE NEW EDUCATION THEORY
Аннотация:
В статье представлены частичные результаты исследования генезиса идеи формирования глобально-космической ответственности, возникшей в отечественной науке. Раскрыты основные тезисы означенной идеи, высказанные русскими уче-ными-космистами (Н.Ф. Федоровым, Н.Г. Холодным, К.Э. Циолковским). Обосновывается значимость концепции формирования глобально-космической ответственности для современной педагогики, важность осознания современным молодым человеком своей неразрывной связи и солидарности со всем человечеством, миром, Вселенной.
Ключевые слова:
мир, человечество, Вселенная, человек, воспитание, образование, глобально-космическая ответственность, русские космисты, Н.Ф. Федоров, Н.Г. Холодный, К.Э. Циолковский.
Summary:
This article presents the partial results of the study concerned with the genesis of the idea of global cosmic responsibility originated by the domestic science. The author outlines the main theses of the aforesaid idea expressed by Russian cosmism scientists (N.F. Fedo-rov, N. G. Kholodny, K.E. Tsiolkovsky). The author substantiates the importance of the conception of global cosmic responsibility for the modern pedagogy, importance of the awareness of close connection and solidarity with the humanity, the world, the universe by modern young people.
Keywords:
world, humanity, Universe, human being, upbringing, education, global cosmic responsibility, Russian cos-mists, N.F. Fedorov, N. G. Kholodny, K.E. Tsiolkovsky.
Обращение к идее воспитания глобально-космической ответственности продиктовано остротой ситуации, которая сложилась на планете к началу XXI в. и, безусловно, нуждается в скорейшем и кардинальном разрешении.
Главной целью образования, исходя из документов ЮНЕСКО, является полноценное и качественное развитие человека, одной из основных задач - формирование глобального миропонимания, ценностными основами которого должны стать духовность и гражданственность. Последнее предполагает осознание себя гражданином не только своей страны, но и мира, исповедующим высокие моральные качества, гуманистические идеалы, ценности и нормы. На наш взгляд, только осознав свою ответственность за судьбу человечества, планеты и околоземного пространства (глобально-космическую ответственность), человек сможет разобраться в причинах существующих проблем и найти их оптимальное решение.
Анализ трудов философов-космистов показал, что идея формирования глобально-космической ответственности первоначально возникла в отечественной науке, ее предвосхитили такие мыслители, как Н.Ф. Федоров, Н.Г. Холодный, К.Э. Циолковский и другие.
Так, например, основоположник русского космизма Николай Федорович Федоров предчувствовал многие проблемы нашей эпохи. Уверенный в том, что современная цивилизация приведет человечество к полной моральной деградации, Н.Ф. Федоров разработал проект построения общества братства и родства, дружбы и любви [1, с. 318]. Логика его рассуждений была такова: всякие цели и идеи (классовые, национальные, политические, экономические и т. д.) ведут к разобщению, розни и недоверию, а потому не могут быть общими. Начинать построение цивилизации братства следует с объединения людей в общем деле борьбы со смертью. Жизнь - это космическое чудо. Жизнь - добро, смерть - зло. Смерть одного человека - зло, смерть миллионов людей - страшное зло. Но может быть неотвратимая и тотальная смерть - это смерть, которая полностью бы стерла из бытия жизнь на планете. Это угроза космическая, ибо, как считал Федоров, планета Земля, возможно, является единственным питомником жизни в нашей Галактике или даже Вселенной, и именно поэтому ответственность человека за ее судьбу есть не только глобальная, но и космическая ответственность [2, с. 106].
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Н.Ф. Федоров как педагог-космист утверждал, что главная задача образования - формирование планетарного и космического чувства сопричастности ко всем явлениям мироздания. Школа, по Н.Ф. Федорову, должна воспитывать детей в духе единства со всем человечеством и окружающим миром, развивать космическое сознание, чувство нравственного долга и ответственности за свои дела и поступки. Мыслитель Федоров был уверен в том, что личность в результате воспитания и саморазвития тем и отличается от индивида, что способна принимать решения в ситуациях морального выбора, нести ответственность за эти решения перед собой, окружающими людьми, своей страной и всем человечеством [3, с. 321].
В самой объемной работе Константина Эдуардовича Циолковского под названием «Этика, или Естественные основы нравственности», над которой он к тому же трудился дольше всего, русский космист поставил перед собой уникальную задачу: вывести нормы этики из фундаментальных законов природы и убедить тем самым людей в бессмысленности нарушения этих норм. Обратившись к анализу человеческой деятельности, ученый развил мысль о том, что от того, какие идеалы и ценностные ориентиры будут сформированы в человеке, зависит не только судьба каждого гражданина, но и всего человечества, планеты, всей Вселенной, так как будущее человека самым тесным образом связано с освоением космического пространства, и совсем не безразлично, какие нравственные ценности он понесет с собой в космос, чем будет руководствоваться в процессе своей преобразовательной космической деятельности. К.Э. Циолковский писал в этой книге о целенаправленном строительстве нового человека, новых формах организации общества, причем во вселенских масштабах. Но этим грандиозным задачам должна обязательно соответствовать, по его мнению, новая этика (супраморализм), в основе которой стоит нравственная ответственность всех перед всеми [4].
Основатель отечественной космической философии, этики и педагогики Циолковский постоянно думал о том, как спасти и уберечь человечество от разного рода природных катаклизмов (как земных, так и космических). Он предупреждал, что в результате своей неразумной деятельности по отношению к природе люди наносят себе огромный вред, истощая природные богатства Земли, ее ресурсы, что может привести к страшным последствиям. Еще в 1902 г. К.Э. Циолковский составил план спасения человечества, включив в него такие разделы, как «спасение от катастроф земных, от перенаселения, ... спасение в случае понижения солнечной температуры» и т. п. Он надеялся решить общечеловеческие проблемы с помощью образования и научно-технического прогресса. Поэтому, говоря о важности воспитания гражданина своей Родины через формирование у него любви к родной природе, ученый и педагог расширял это понятие до общечеловеческого и планетарного уровня. К.Э. Циолковский был убежден, что в мироощущении новых поколений все большую роль будут играть категории Мира, Жизни, Человека, жизнетворчества и ответственности [5].
В статье «Мысли натуралиста о природе и человеке», написанной в 1944 г., известный русский ученый-атеист, ботаник и микробиолог Николай Григорьевич Холодный впервые вводит понятие «антропокосмизм». Человек признается Н.Г. Холодным составной частью космоса и мощным фактором дальнейшей эволюции природы в обитаемом участке мироздания, при этом фактором, действующим сознательно, что налагает на него громадную ответственность, так как делает его прямым участником процессов космического масштаба и значения. Н.Г. Холодный подчеркивал двусторонний характер связи человека и космоса: человек, испытывая разнообразные и сложные воздействия со стороны окружающей природы, и сам в то же время может влиять на нее различными способами. Выделим особо: с идеей антропокосмизма Н.Г. Холодный связывал надежду на совершенствование человека. В ней он видел определенную линию развития самого человека - его интеллекта, чувств, воли, которая, по его мнению, является самым прямым и коротким путем к достижению высоких духовных, нравственных целей. Эта линия развития позволяет каждому человеку осознать свою связь с природой, мирозданием, космосом. На этом пути, считал он, можно успешно решать воспитательную задачу - развивать чувство любви к природе, планете и бережное отношение к ним. Это и будет, по его мнению, космическим чувством ответственности, единения со всем человечеством как носителем космической жизни [6, с. 67-68].
Из вышесказанного следует, что формирование глобально-космической ответственности -это философско-педагогическая концепция, позволяющая по-новому взглянуть на цели и задачи образования XXI в. Сюда входит развитие планетарного мышления, целостного восприятия окружающего мира и человека как его неотъемлемой части и высшей ценности. Ведь мир - это единая, взаимосвязанная и взаимозависимая система «Человек - Человечество - Природа - Космос». Также данная концепция включает следующие идеи: становление чувства личной ответственности за решение глобальных вопросов, касающихся каждого жителя Земли; экологическое воспитание, забота о жизни всех живых существ на Земле; воспитание такого важного нравственного качества, как ответственность перед будущими поколениями.
В целом воспитание глобально-космической ответственности - это целенаправленный процесс становления у молодого человека на базе целостной картины мира ответственности за последствия преобразований, производимых на Земле и в космосе. На наш взгляд, современная педагогика должна заниматься развитием нравственного и творческого человека с самостоятельным и системным мышлением, осознающего свою неразрывную связь и солидарность со всем человечеством, миром, увязывающего настоящее с прошлым и будущим, осуществляющего оценочный подход к последствиям человеческой деятельности на планете и в космосе. В результате идея воспитания глобально-космической ответственности должна лечь в основу новой педагогической теории.
Ссылки:
1. Федоров Н.Ф. Философия общего дела (отрывки) // Русский космизм: антология философской мысли / сост. С.Г. Семенова, Г.А. Гачева. М., 1993. С. 317-327.
2. Меденица В. Amo ergo sum, или Этические проблемы иммортологии // Русская философия сегодня (идеи и направления) : материалы этико-философского семинара им. А. Платонова / под ред. В.П. Фетисова. Воронеж, 2009. 256 с.
3. Федоров Н.Ф. Указ. соч. С. 321.
4. Циолковский К.Э. Этика, или Естественные основы нравственности//Архив РАН. Ф. 555. Оп. 1. Д. 272. Л. 1-111.
5. Циолковский К.Э. Будущее Земли и человечества. Калуга, 1928. 34 с.
6. Холодный Н.Г. Избранные труды. Киев, 1982. 332 с.