В.А. Ермоленко
Ключевые слова:
качество жизни, безопасность жизнедеятельности, компоненты, функциональная грамотность, понятие, структура, функции, модель развития, новые угрозы, новый уровень (состав, содержание) функциональной грамотности.
формирование функциональной грамотности в контексте безопасности жизнедеятельности
данная статья посвящена проблеме формирования функциональной грамотности населения как гарантии безопасности его жизнедеятельности. Автор обращает внимание на важность формирования функциональной грамотности для безопасности жизнедеятельности, характеризующей сегодня качество жизни. показывает структуру безопасности жизнедеятельности. даётся представление о функциональной грамотности, ее структуре и функциях. охарактеризованы структурные компоненты функциональной грамотности (глобальные виды грамотности и специфические для конкретной страны), направленные на формирование компонентов безопасности жизнедеятельности, и практика их овладения в российском образовании. показана модель развития функциональной грамотности в условиях изменений. названы новые угрозы безопасности жизнедеятельности в XXI веке и новые виды грамотности как средства ее преодоления. рассмотрены перспективы развития функциональной грамотности в условиях перехода к постиндустриальному обществу.
В условиях современной действительности, характеризующейся различного рода угрозами (экологическими, техногенными, социальными, политическими и др.), наиболее важной характеристикой качества жизни каждого человека становится безопасность жизнедеятельности.
Безопасность жизнедеятельности имеет интегральный многоаспектный характер. Это понятие отражает в единстве различные ее виды и функции. Не случайно в российском образовании ставится вопрос о формировании у человека «культуры безопасности», наличие которой предполагает, что он владеет навыками безопасного поведения. При этом становление культуры безопасности рассматривается как непрерывный процесс формирования ее компонентов с учетом изменений, происходящих в их составе и содержании. в качестве таких компонентов сегодня называются разные виды безопасности: личная, морально-психологическая, физическая, экологическая, правовая, социальная, информационная, политехническая, медико-профилактическая, военная, безопасность поведения в чрезвычайных ситуациях и др. [2, с. 290].
Особую значимость для безопасности жизнедеятельности приобретает функциональная грамотность населения [3, с.54-70], которая является низшей иерархической ступенькой в цепочке «грамотность - образованность - профессиональная компетентность - культура» [1, с. 62], обладает личностной значимостью и реализует важные для безопасности жизнедеятельности функции: адаптивную, пропедевтическую, профориента-ционную, реабилитационную, воспитательную и развивающую [4, с.27].
Надо заметить, что термин «функциональная грамотность» впервые прозвучал в сентябре 1965 года в г. Тегеране на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности. Но отделение понятия функциональной грамотности от понятия традиционной грамотности связано с осознанием в конце 70-х - начале 80-х годов того, что неграмотность населения присуща не только развивающимся, но и развитым странам, что и было отмечено в 1985 году на Генеральной сессии ЮНЕСКО. По оценкам ЮНЕСКО, в 1950 г. в мире из 1590 млн. человек в возрасте 15 лет и старше около 700 млн. было неграмотными, что составляло 44 % населения этой возрастной группы [11, с.3-4]. Таким образом, в глазах мирового сообщества проблема неграмотности населения перестала быть локализованной в развивающихся странах. Она приобрела новое измерение, и ее география стала перерастать в планетарную.
Противоречивость и сложность этой проблемы состоит, прежде всего, в том, что содержание и состав функциональной грамотности населения
постоянно меняются в связи с изменениями в экономической, социальной, политической, культурной и других сферах общественной жизни. Пик этих изменений, более глубоких и всеохватных, чем в прошлом, пришелся на конец XX века, когда совпали и вместе действовали многочисленные факторы, ведущие к весьма значительным общественным изменениям, вызванным научными, технологическими, техническими, экономическими, культурными, политическими и другими изменениями.
Это не могло не повлиять на требования к функциональной грамотности, ведь согласно определению А.С. Тангяна (1995), данному с учетом других определений, в частности определения ЮНЕСКО, и возрастающих требований, которые предъявляются в современных условиях к грамотности, под минимальной функциональной грамотностью понимается «повышаемый по мере развития общества и роста потребностей личности уровень знаний и умений, в частности умения читать и писать, необходимый для полноправного и эффективного участия человека в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития» [10].
В условиях меняющегося мира возрастает роль образования. Признаки будущего общества определяют новые требования к образованию, направления его изменения. По мнению многих ученых, в этих условиях образование будет перспективно, если, образовывая человека сегодня, мы образовываем его не для существующих отношений, условий, потребностей, а для будущего. С этих позиций формирование функциональной грамотности рассматривается как аспект и этап непрерывного (пожизненного) образования человека и является одной из актуальных глобальных проблем образования XXI века.
К сожалению, имеющийся в современном мире уровень образования даже в развитых странах порой не обеспечивает функциональную грамотность. Так, согласно исследованию 1987 года, проведенному в Канаде, среди функционально неграмотных 50% заявили, что они окончили девять классов, треть - полную среднюю школу, а 8 %, что они имеют университетский диплом (!) [14].
Поэтому сегодня решение проблемы функциональной грамотности связывается, прежде всего, с повышающимся уровнем общего образования, необходимым человеку для того, чтобы функционировать в развивающемся мире. При этом он должен не только выполнять основные задачи и функции в своей профессиональной деятельности, повседневной жиз-
ни, в качестве гражданина, но и обеспечивать безопасность своей жизнедеятельности и общества в целом. Это усиливает личностную значимость функциональной грамотности. Однако обозначенная выше прагматическая ориентация на перспективу, предполагающая опережающий характер образования, существенно усложняет решение проблемы.
Для ее решения целесообразно принять наше представление о двух-компонентной структуре функциональной грамотности, определяемой, с одной стороны, базисными квалификациями (технологический компонент), а с другой - качествами личности (личностный компонент), необходимыми для успешного функционирования (жизнедеятельности) человека в обществе, его развития и саморазвития [4, с. 27-28].
Учесть в образовании динамику изменений в функциональной грамотности, сопровождающих общественные изменения, позволяет разработанная нами динамическая модель развития функциональной грамотности, компонентами которой являются: «ядро» - относительно инвариантная часть грамотности, определяемая имеющимся уровнем общего образования (центр ядра представлен традиционной грамотностью); «внутренняя оболочка» - вариативная часть, отражающая новое содержание грамотности, связанное с изменениями в различных сферах общественной жизни, и «внешняя оболочка», включающая резерв грамотности, определяемый с учетом перспектив развития общества.
Повышение уровня общего образования в соответствии с новым уровнем функциональной грамотности предполагает «перекачку» новых составляющих грамотности из «внутренней оболочки» в «ядро». С другой стороны, идет удаление из «ядра» (или трансформация) потерявших свою актуальность (или устаревших) составляющих грамотности [4, с.28]. Временной интервал между грамотностью и образованностью не должен быть слишком большим, иначе происходит устаревание и обесценивание вводимых видов грамотности и, как следствие, их невостребованность.
Основным условием реализации этой модели является отслеживание изменений в составе и содержании функциональной грамотности. При этом структурные и содержательные изменения в ней следует рассматривать, исходя из диалектического единства противоположных процессов - глобализации и локализации, что соответствует выделению в ней глобальных составляющих и составляющих, связанных со спецификой конкретной страны.
Заметим, что уже на глобальном уровне функциональная грамотность полиструктурна. Так, повсеместно переход к постиндустриальному об-
ществу актуализировал на глобальном уровне базисные квалификации, связанные с компьютеризацией общественной жизни - информационную (компьютерную) грамотность - и усилением процессов социального характера, связанных с деятельностью человека и его жизнеобеспечением -экологическую грамотность. Поскольку переход к постиндустриальному обществу сопровождается распространением рыночной экономики как экономики, ориентированной на потребителя, важное значение приобретает экономическая грамотность, а в ее рамках - предпринимательская грамотность.
Одним из общих последствий перехода к постиндустриальному обществу является возрастающее значение письменного слова и функциональной грамотности, которая должна быть обогащена элементами компьютеризации, которые составляют компьютерную грамотность.
Перспективы компьютерной грамотности для человека четко обозначил Т. Вэймос уже в 1987 году: «Роль компьютерной грамотности, включающей ознакомление с компьютером и обучение основам пользования им, все время растет. Определенный базовый уровень компьютерной грамотности будет скоро требоваться от каждого гражданина, молодого или старого, если он хочет заниматься своими повседневными делами без посторонней помощи и беспрепятственно. Пользование клавиатурой компьютера для коммуникации, отбора информации будет так же необходимо, как чтение, письмо и пользование справочником сегодня» [15, с.350].
Однако, несмотря на глобальность процесса, компьтеризация происходит неравномерно, особенно велик разрыв между промышленно развитыми и развивающимися странами. Но в любом случае компьютерная грамотность должна включать определенные общие знания, касающиеся информационной техники и технологии, компьютеров, их потенциала, возможностей и границ использования и относящихся к ним основных экономических, социальных, культурных и нравственно-этических вопросов [15, с.350]. Можно констатировать, что уровень компьютерной грамотности населения определяет безопасность жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом.
Экологическая грамотность человека как важнейшая глобальная составляющая его функциональной грамотности, направленная на его выживание в современных условиях, определяет в значительной мере экологическую безопасность и является одним из основных ориентиров моделей устойчивого развития общества, разрешающих социоприрод-ные противоречия.
Несмотря на то, что потребность в экологически здоровой окружающей среде стала актуальной лишь недавно и входит в систему ценностей преимущественно народов развитых стран, ЮНЕСКО, осознавая важность проблемы, объявляло десятилетие с 1995 по 2005 гг. десятилетием образования в области окружающей среды. Экологизация системы образования осознается как насущная потребность современного общества, т.к. результаты этой деятельности во многом определяют будущее человеческой цивилизации. В.Л.Зверев считает, что «мир спасет не красота, а экологическая грамотность!» [6].
В зарубежной педагогике экологическое образование развивается как важнейшее направление преодоления опасности существования человечества. Новой тенденцией в развитых странах мира к началу третьего тысячелетия стало юридическое закрепление в Конституции нового права человека - жить в экологически здоровой окружающей среде.
Экономическая безопасность в условиях рыночной экономики предполагает, что человек должен овладеть не только элементарными законами ее функционирования в виде экономической (предпринимательской) грамотности, но и обладать соответствующими качествами: предприимчивостью, мобильностью и т.д.
Глобальный характер изменений в личностном компоненте функциональной грамотности отражен в европейской практике середины в 90-х годов, где эти изменения представлены следующими ключевыми компетенциями: автономность в принятии решений; способность к нововведениям; коллективизм и способность к сотрудничеству в рамках производственных сетей; способность к анализу; способность «научиться учиться», передавать дальше приобретенные знания [7, с. 323]. Все это значимо для личностной, социальной и экономической безопасности в условиях перехода к «знаниевому обществу».
Структура и содержание глобальных видов функциональной грамотности конкретизируется в условиях конкретной страны, поскольку ее содержание носит конкретно-исторический характер и зависит от политических, социокультурных, географических и прочих условий жизни.
Так, о структуре нового уровня грамотности, возникшего вследствие социально-экономических изменений 1990-х гг. в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ и Прибалтики, можно судить по принятым в 1993 году Немецкой ассоциацией народных университетов новым направлениям сотрудничества в области образования взрослых, неизвестных или неприоритетных ранее. Среди них:
• западноевропейские иностранные языки;
• рыночная экономика и менеджмент;
• новые технологии, компьютеризация и техника связи;
• образование в области здравоохранения;
• экологическое образование;
• закон и право;
• борьба с этническими предрассудками и воспитание уважения к другим культурам [9, с. 411].
В России проблема функциональной грамотности также была осознана в начале 1990-х годов в связи с изменением требований к функциональной грамотности населения при переходе страны на новые социально-экономические отношения. При этом вопрос об овладении новым уровнем функциональной грамотности изначально решался стихийно: коммерческими образовательными структурами, гибко среагировавшими на новые потребности населения.
Потребность населения в минимальной бизнес - подготовке в условиях рынка определила содержание ее технологического компонента, куда были включены новые виды грамотности, востребованные в связи с внедрением новых технологий: информационная грамотность и экономическая (предпринимательская) грамотность, а также те ее виды, которые претерпели существенные изменения в новых условиях: финансовая и правовая. Поскольку в условиях рынка возрастает ценность здоровья как важного фактора его конкурентоспособности человека, актуальными стали такие виды грамотности, как санитарно-медицинская и экологическая.
Содержание этих видов грамотности представлялось в виде совокупности блоков, каждый из которых направлен на освоение отдельного вида грамотности. Их разработка осуществлялась нами на основе принципов: личностной ориентации, интеграции блоков, их вариативности (с учетом изменений в общественной сфере), минимизации содержания и его инвариантности (по отношению к разным подсистемам образования), преемственности с содержанием профессионального образования.
В целом приращение в содержании функциональной грамотности положительно влияет на безопасность жизнедеятельности, поскольку обеспечивает подготовленность человека к работе в информационной среде, в сфере малого бизнеса, на рынке ценных бумаг, возможность сохранения и преумножения им личных сбережений, реализацию своих гражданских прав в свете новой конституции, новых законов и законодательных актов, появляющихся в общественной и бытовой сфере, обеспечивает пра-
вильное поведение человека в чрезвычайных ситуациях, при оказании им помощи больным, престарелым, детям, экологическую безопасность его жилища, питания, поездок на транспорте, человеческого общения и др. [5, с.122-185].
Первоначальный анализ практики образования позволил предусмотреть два возможных варианта овладения базисными квалификациями:
первый - для молодежи, еще не имеющей профессии / специальности - овладение различными видами функциональной грамотности идет в рамках основных образовательных программ посредством включения необходимого содержания обучения в действующие учебные планы и программы общего и профессионального образования;
второй - для граждан, имеющих профессию / специальность - в различных формах дополнительного профессионального образования. в этом случае новое содержание функциональной грамотности изучается целенаправленно и возможны, по крайней мере, две целевые установки, делающие такое обучение привлекательным для широкого контингента граждан:
- приобретение новых знаний и умений для реализации возможностей получения дополнительного заработка в государственных и негосударственных организациях или в сфере свободного предпринимательства (умение работать на персональном компьютере; знания, необходимые для открытия собственного дела; знания и умения по уходу за больными и престарелыми гражданами и т.п.);
- грамотная ориентация в новых жизненных проблемах, непосредственно затрагивающих каждую российскую семью (экологические основы обеспечения здоровья; рациональное использование личных сбережений; принципы существования в условиях конкуренции и возможной безработицы; психологическая и профессиональная готовность к возможной и неоднократной смене профессии и сферы деятельности, безопасность жизнедеятельности и т.п.).
Анализ российской образовательной практики начала 2000-х годов выявил существенную роль системы образования и обучения населения грамотности, способствующей безопасности жизнедеятельности (информационной, экологической, экономической и др.). Показано, что определенный вклад в ее формирование вносят учреждения культуры (библиотеки, музеи и т.д.), различные мероприятия (конкурсы, проекты для молодежи и взрослых, в том числе международные и др.), дистанционное образование и прочее. Большое внимание уделяется формированию
экологической воспитанности и культуры, деловой культуры, развитию творческой активности человека, его исследовательской направленности, столь необходимых для четкого видения проблем функциональной грамотности, управления путями их решения и оценки его результативности [4, с.95-102].
Вступление в XXI век сопровождается повсеместными природными, техногенными и социальными катаклизмами, подчас имеющими разрушительную силу, что усиливает риски для безопасности жизнедеятельности. Повышается роль функциональной грамотности как основы безопасности жизнедеятельности и особенно ее глобальных видов: экологической, информационной, экономической. В то же время в новых условиях изменяются требования к их содержанию.
Так, в условиях информационного общества нужно обеспечить не только возможность получения информации, но и способы работы с ней. Необходимы знания свойств информации и информационных ресурсов, закономерностей развития информационных потоков, способов распространения информации и доступа к ней, владеть метаинформацией [13]. Важно научить человека не только научиться учиться, но и переучиваться, классифицировать и переклассифицировать информацию, оценивать ее, рассматривать проблему с новой позиции - как научить самого себя. Ведь тот, кто «не научился учиться», завтра станет неграмотным человеком [8, с. 40-41]. В то же время информационный взрыв вызвал необходимость поиска кардинальных средств повышения эффективности и безопасности работы с информацией [12, с. 29].
Возрастание в новую эпоху значимости коммуникаций выделяет новые требования к образованию: развитие методик обучения иностранным языкам, компьютерной грамотности и текстовой культуры, т.е. умений понимать текст, анализировать его, оформлять свои мысли в виде текста.
Развитие в динамичном обществе новой формы организации производственного процесса - проектной деятельности - требует от человека умения работать в команде, часто разнородной, коммуникабельности, толерантности, навыков самоорганизации, умения самостоятельно ставить цели и достигать их. Приближение центров принятия решений к рыночному пространству и производственным коллективам определяет важность делегирования полномочий вниз, опору на самоорганизацию работников и команд. В силу этого от работников требуется самостоятельность в принятии решений и способность нести за них ответствен-
ность. все это - качества не исполнителя, а творца общественной жизни [8, с.40-42].
С другой стороны, глобальный характер приобретают новые виды грамотности, определяющие безопасность жизнедеятельности, например, те, которые обеспечивают готовность человека к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера. Определенную угрозу для социальных процессов в мире представляет обозначившаяся неуправляемость миграцией. В России также наблюдается усиление притока мигрантов в наиболее успешные регионы страны. Важность их обучения и успешной социализации ставит перед образованием задачу по устранению таких пробелов в их грамотности, как плохое знание русского языка и русской культуры.
В условиях поликультурного региона толерантность становится важной составляющей функциональной грамотности населения, определяющей безопасность жизнедеятельности.
Поскольку специфика перехода России к постиндустриальному обществу в том, что процессы развития в ней делового и интеллектуального общества идут параллельно, в аспекте безопасности жизнедеятельности на первый план выходят такие качества человека, как ответственность за свой выбор, мобильность, умение учиться.
Таким образом, функциональная грамотность является интегратив-ным образованием, состав и содержание которого постоянно меняется в зависимости от развивающихся потребностей человека и общества, в целом, в том числе, потребности в безопасности жизнедеятельности. Постоянное отслеживание этих изменений, их прогнозирование позволяет на основе предложенной динамической модели развития функциональной грамотности своевременно решать средствами образования проблему безопасности жизнедеятельности.
—Литература—
1. ГершунскийБ.С. Грамотность для XXI века // Сов. педагогика. - 1990. - № 1. - С. 58-64.
2. Грохольская О.Г. Основы дидактики безопасности жизнедеятельности: Монография. - Одесса: Печатный дом, 2010.
3. Ермоленко В.А. Дидактические основы безопасности жизнедеятельности. - М.: ИТИП РАО, 2010.
4. Ермоленко В.А. Функциональная грамотность в современном контексте. - М.: ИТОП РАО, 2002.
5. Ермоленко В.А., Перченок Р.Л., Черноглазкин. С.Ю. Дидактические основы функциональной грамотности. - М.: ИТОП РАО, 1999.
6. Зверев В.Л. Эколого-воспитательное значение отечественного культурного наследия в педагогическом институте// Междунар. конф. по экол.образованию детей. Москва, 9-15 апреля 1995 г.: Тезисы докладов.
- Обнинск, 1995.- С. 53-54.
7. Зюссмут Р. Европейский масштаб в образовании взрослых // Образование взрослых и прогресс: Международные перспективы образования взрослых и прогресс. - Бонн: Институт междунар. сотрудничества Немецкой ассоциации народных университетов, 1994. - С.318-324.
8. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Эгвес, 2008.
9. состояние и перспективы работы Отдела международного сотрудничества НАНУ со странами Центральной, Восточной и южной Европы, СНГ и Прибалтики /Образование взрослых в Восточной Европе, 1993. // Образование взрослых и прогресс: Международные перспективы образования взрослых и прогресс. - Бонн: Институт международного сотрудничества Немецкой ассоциации народных университетов, 1994. - С. 403-417.
10. Тангян С.А. Образование на пороге XXI века // Педагогика. - 1995.
- № 1. - С.11-13.
11. Тангян С.А. Новая неграмотность в развитых странах // Сов. педагогика. - 1990. - № 1. - С.3-4.
12. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер 1 Вып.11-12). - Приложение к журналу «Школьная библиотека» / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А.Стародубова, Ю.В. Уленко. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008.
13. Шрейдер Ю.А. Информационные процессы и информационная среда // НТИ. Сер. 1. 1976. - №1. - С. 19 - 27.
14. Caims J. Adult Illiteracy in Canada. - Toronto, 1988.
15. Vamos T. Educanion and Computers: the Human Priority // Prospects. -Vol. XYII. - N 3. - UNESCO, 1987.