УДК 372.881.111.1
© Солдатова О. Б., 2019
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ
В статье предлагается комплекс упражнений по формированию фонетических навыков произношения, а также навыков использования основных интонационных моделей в процессе обучения курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России. Подчеркивается важность целостного и регулярного использования заданий по формированию корректного фонетического звучания.
Ключевые слова: фонетические навыки; интонация; тип слога; интонационная модель; фразовое ударение; логическое ударение; упражнение.
© Soldatova O. B., 2019
PHONETIC SKILLS FORMATION OF STUDENTS OF NON-LANGUAGE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
The article suggests a set of exercises for the formation of phonetic pronunciation skills, as well as the skills of the basic intonation models usage in the process of training cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author emphasizes importance of the holistic and regular use of the tasks to form the correct phonetic sounding.
Keywords: phonetic skills; intonation; syllable type; intonation model; phrasal stress; logical stress; exercise.
В процессе обучения иностранно- стую в практике преподавания ан-
му языку, в частности английскому, глийского языка в неязыковых обра-
необходимо сбалансированно уделять зовательных организациях высшего
внимание корректному формирова- образования фонетическому аспекту
нию фонетических, грамматических, обучения уделяется недостаточно
лексических навыков, а также навы- внимания. Это, безусловно, продикто-
ков аудирования. К сожалению, зача- вано необходимостью более сжатой
презентации и отработки основного материала, однако, как представляется, постоянный контроль произношения обучающихся результирует в более правильной и мелодичной с точки зрения фонетики речи.
В данной статье рассматривается комплекс фонетических упражнений для регулярного использования при обучении курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России. Как и в большинстве неязыковых вузов, в данных организациях английский язык преподается на первом и втором году обучения. Учитывая специфику образовательного процесса указанных образовательных организаций, рассмотрим три группы упражнений, нацеленных на формирование навыков корректного произношения.
Первая группа упражнений включает в себя отработку отдельных звуков и слов с данными звуками. Звуки иностранного языка можно разделить на: 1) простые / сходные со звуками родного языка, 2) сложные / отличающиеся от звуков родного языка определенным образом, 3) сверхсложные / значительно отличающиеся от звуков родного языка или не имеющие аналогов в родном языке.
При изучении английского языка первостепенную важность имеет формирование навыков произношения сверхсложных звуков, поскольку данные звуки могут детерминировать смысловое непонимание содержания высказывания в целом и нуждаются в постоянном контроле и коррекции на протяжении всего процесса обучения. К данным звукам относятся [б, 0, V, Ч, з, з:].
К сложным звукам следует отнести гласные дифтонги, парные долгие и краткие гласные, альвеолярные согласные, неогубленный долгий и краткий [и], а также согласные в конце слова, которые носители русского языка в силу специфики родного языка склонны оглушать. Данные звуки также требуют внимания и тщательной отработки.
К простым звукам английского языка возможно отнести большинство смычных взрывных согласных (при условии аспирации), носовых смычных согласных (при более интенсивном звучании в английском языке), смычно-щелевых согласных, гласных переднего и заднего ряда. При должном объяснении и отработке звуки данной группы в большинстве случаев
не вызывают трудностей у обучающихся.
Рассмотрим несколько упражнений, направленных на отработку отдельных звуков:
1. Прочитайте вслед за диктором (учителем) звуки/слова. Прочитайте звуки слова самостоятельно.
Рисунок 1
Типы слогов
Тип слога Аа Ее Ii Oo Uu Yy
Открытый слог [eij [¡:] [ai] [9U] [ju:] [ai]
case she line zone nude my
Закрытый слог [ав] [e] [i] [D] [л] [i]
tank bet bit lot cut myth
Гласный + г либо [a:] [3 = ] [3 = ] [o:] [з:] [a:]
гласный + г + согласный саг her sir or fur
park term third born burn Cyrd
Гласный + г + гласный [ее] [¡э] [aia] [o:] [jus] [aia]
vary mere hire story pure tyre
2. Прочитайте звуки/слова по транскрипции.
3. Рассмотрим, проанализируем и выучим четыре типа чтения ударных гласных в английском языке (рис. 1).
4. Прочитайте слова, обращая внимание на долготу гласного: it — eat, this — these, swim — sea, six — secret.
5. Прочитайте слова со звуками [u / u:], [ju / ju:], обращая внимание на отсутствие огубленности: too, to, two, group, music, new, juice, fruit, blue, blew.
6. Прочитайте и определите, в каких словах, словосочетаниях
наблюдается боковой взрыв: kit, kitten, quickly, take care, not to, make much.
7. Распределите слова на 4 группы согласно типу слога: student, cat, shop, dirty, fire, gave, gold, garden, strong, cake, firstly.
8. Выберете и прочитайте слова со звуком [з:]: sir, hire, time, white, fire, third, drive, desire, birth, wine, bird, line, first, entire, admire, girl, fine.
9. Вычеркните лишнее слово: sing, thing, sin, swimming, song, rang.
Второй тип упражнений прагматически нацелен на формирование основных интонационных моделей. В силу непрофильной направленности языковой подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России кажется правомерным отрабатывать только две основные модели: восходящую интонацию и нисходящую интонацию.
Нисходящая интонация — это лингвистическое ударение с постепенным понижением тона. Данная интонация характерна для утвердительных, повелительных, восклицательных предложений, специальных вопросов и обращений в рамках отдельного предложения. It guarantees human (voice down) rights. What is the Bill of (voice down) Rights? (voice down) Sir, show me your (voice down) documents, please.
Восходящая интонация — это лингвистическое ударение с постепенным повышением тона. Данная интонация характерна для общих вопросов. Can you name branches of (voice up) power?
Восходящая и нисходящая интонационные модели используются при перечислении, а также в альтернативных и разделительных вопросах: The system of courts consists of the (voice up) Constitutional Court, the (voice up) Supreme Court and (voice down) other courts. Is he the (voice up) President or the Prime (voice down) Minister? He is the (voice down) President, (voice up) isn't he?
При презентации материала по основным интонационным моделям обучающимся необходимо объяснить, что ударные слова произносятся более энергично (фразовое ударение). Под ударением произносятся знаменательные слова (существительные, смысловые глаголы, наречия, числительные, вопросительные слова, прилагательные и указательные местоимения), безударными в предложении являются вспомогательные глаголы, артикли, предлоги. The book is on the table. Yesterday I met him in the shop.
Отдельно следует отметить логическое ударение, которое используется в случае необходимости сделать акцент на отдельном слове (словах). Логическое ударение может не совпадать с фразовым ударением.
Рассмотрим некоторые упражнения.
1. Прочитайте слова с нисходящей интонацией: regulate, regulation, right, violate, law, protect, observe, legislative, nationality.
2. Прочитайте слова с восходящей интонацией: proclamation, power, government, regard, rule, human, judicial, state, guarantee, election.
3. Прочитайте предложения с нужной интонацией:
The bearer of sovereignty and the only source of power in the Russian Federation shall be its multinational people.
The people shall exercise their power directly, and also through the bodies of state power and local self-government.
Montesquieu argued that the functions of the state could be divided into executive, legislative and judicial.
Should all people follow the rules?
4. Прочитайте предложение несколько раз с логическим ударением на разных словах: The Constitution of the Russian Federation and federal laws shall have supremacy in the whole territory of the Russian Federation.
Упражнения третьей группы представляют собой практическое применение знаний, полученных от выпол-
нения упражнений первой и второй группы, — это чтение отрывков текстов, а также диалогическая и монологическая речь с использованием фонетических навыков, навыков фразового ударения и интонирования. В первом и втором семестрах обучения английскому языку необходимо отрабатывать данные упражнения отдельно, в дальнейшем — постоянно контролировать фонетическое звучание и использование основных интонационных моделей.
Отметим, что упражнения первой и второй группы рекомендуется использовать не только в рамках вводно-коррективного курса английского языка. Необходимо регулярно акцентировать внимание на формировании корректного звучания, посвящая данному аспекту время на каждом занятии в первом семестре изучения английского языка, в последующем — при выявлении фонетических недочетов в речи курсантов и слушателей. Упражнения третьей группы должны быть обязательной составляющей каждого занятия не в качестве отдельных упражнений, а при выполнении всех типов заданий по отработке чтения и говорения.
Хорошее произношение — неотъ- важным аспектом образовательного
емлемая часть чтения и говорения, ба- процесса, который требует комплекс-
зовых языковых умений. Формирова- ной и регулярной коррекции. ние фонетических навыков является
Литература
1. URL: http://www.english-distance.ru (дата обращения 12.08.2019).
2. URL: http://www.constitution.ru/en (дата обращения 12.08.2019).
Сведения об авторе
Солдатова Олеся Борисовна: Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул, Российская Федерация), научный сотрудник научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела, кандидат филологических наук. E-mail: [email protected]
Information about the author Soldatova Olesya Borisovna: Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russian Federation), research associate of the research and editorial department, candidate of philological sciences. E-mail: [email protected]