УДК 378 ББК 74.580
Д 42
М.М. Джолова
Старший преподаватель кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета; м.т. 8-928-468-63-07
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОМУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА, БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
(Рецензирована)
Аннотация. Статья посвящена проблеме осмысления глобализации социоприродных и этнокультурных процессов, происходящих в современном мире (глобальные природные катастрофы, насилие, жестокость, национализм, экстремизм - характерные явления современного мира). Обосновываются взаимосвязь социоявлений и этнокультурных факторов. Гармонизация современных социокультурных процессов в обществе невозможна без глубокого анализа этнокультурного опыта. Актуализируется этнокультурный опыт и его эффективное использование в воспитательнообразовательной практике студентов ВУЗа с учетом современных социокультурных тенденций. Показаны структурные компоненты этнокультурного опыта и процесса формирования этномузыкально - эстетической культуры (этнокультурного музыкально - эстетического сознания) студента, будущего учителя начальных классов в условиях поликультурного образовательного пространства АГУ РА.
Ключевые слова: социокультурные и этнокультурные процессы, музыка сфер, этнокультура, этнокультурный опыт, этнокультурные ценности, этномузыкально-эстетическая культура, этнокультурное музыкально-эстетическое сознание, поликультурное образовательное пространство, целостная культурная личность «Человек культуры» с широким этнокультурным сознанием.
M.M. Dzholova
Senior Lecturer of Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies, Adyghe State University; mob. ph. 8-928-468-63-07
FORMATION OF ETHNOMUSICAL-AESTHETIC CULTURE OF THE STUDENT, FUTURE TEACHER OF PRIMARY EDUCATION IN MULTIETHNIC EDUCATIONAL
SPACE
Abstract. This work provides insight into the general problem of globalization of the socio-natural and ethnocultural processes taking place in the modern world (global natural disasters, violence, cruelty, nationalism and extremism which are the characteristic phenomena of the modern world). Social phenomena and ethnocultural factors are interrelated. Harmonization of modern sociocultural processes in society is impossible without deep analysis of ethnocultural experience. Ethnocultural experience and its effective use in educational and training practice of students of higher education institution considering current sociocultural trends are actualized. The paper shows the structural components of ethnocultural experience and formation process of ethnomusical - aesthetic culture (ethnocultural musical - aesthetic consciousness) of student, future elementary school teacher in the conditions of multicultural educational space of the Adyghe State University in the Adyghea Republic.
Keywords: sociocultural and ethnocultural processes, music of spheres, ethnoculture, ethnocultural experience, ethnocultural values, etnomusical-aesthetic culture, ethnocultural musical and esthetic consciousness, multicultural educational space, the holistic cultural personality “A Person of Culture” with broad ethnocultural consciousness.
Глобальные процессы, происходящие как в российском, так и в мировом пространстве, вызывают тревогу за будущее всего человечества, будущее и целостность
России. Социоприродные и социокультурные явления (глобальные природные катастрофы, насилие, жестокость, национализм и экстремизм - характерные явления сегодня), проявляющиеся в современном обществе, имеют общие генетические корни. Следствием этого стало изначальное отчуждение человека от природы и мира в целом, т.е. нарушение основных взаимосвязей: «человек - природная среда»; «человек - человек».
Считаем, что причина дисбаланса проста и очевидна, поскольку «человеческая жестокость» по отношению к природе, её ресурсам и к людям, «разруха» в душе человека породили «разруху» в окружающей среде и обществе.
Актуальность темы данного исследования продиктована тем, что:
- в условиях глобализации социоприродных и социокультурных процессов во всех сферах деятельности в современном обществе важно обратиться к этнокультурным ценностям и традициям, поскольку этнокультура (любого народа) имеет непосредственную связь с окружающим миром;
- гармонизация современных (социоприродных и социокультурных) процессов в обществе невозможна без системного анализа этнокультурного опыта человечества;
- только с возрождением общечеловеческих этнокультурных ценностей (Жизнь, Истина, Добро, Любовь, Красота, Гармония), формирующих мировосприятие, можно гармонизовать устойчивое равновесие: связь «человек - природная среда»; связь «человек -человек»;
- именно студенческий возраст - наиболее благоприятный период для формирования «Человека культуры» с масштабным этнокультурным мышлением.
Вертикаль диалогового общения человечества со Вселенной осмысливалась и трактовалась людьми с древнейших времен [1; 2; 3; 4].
С момента зарождения человечества люди воспринимали из природы эстетическое и духовное начала, выстраивая взаимоотношения в гармонии с окружающим пространством, миром. Космогонические и космологические воззрения любого этноса позволяли выстраивать собственные способы общения с природной средой. У каждого народа были свои интерпретации взаимодействия: «человек» - «природная среда» и наоборот «природная среда» - «человек». Мировоззренческие представления этноса были связаны с особенностями местных природных условий: природного ландшафта, климата, времени года и даже повседневных перемен природы. Образ жизни и «образ мира» народа органично включались в систему локальных природно-хозяйственных условий. Благополучие этноса во многом зависело от умения внимательно присмотреться к этим условиям, заметить и учесть конкретные связи явлений в повседневной жизни. Этому учили умудренные суевериями, приметами, изречениями, загадками, пословицами, преданиями, обрядовыми песнопениями и т.д. деды и бабушки своих детей и внуков, так как, не осознав законов природы, тесной взаимосвязи человека с ними, невозможно наладить нормальную жизнь, общения этноса, рода, семьи. К сожалению, история развития человечества не один раз демонстрировала, что любое разрушение, любое вмешательство в природу, исходящее извне, неминуемо ведут к природным и социальным катаклизмам [5]. Ежедневно сама природа напоминает нам, в сколь малых вещах она нуждается.
Устойчивое равновесие (развитие) происходит только тогда, когда его корни прорастают изнутри самого общества и питаются собственными этнокультурными традициями как базис для грядущих изменений. Всё в мире взаимосвязанно: «человеческая жизнь» и «живая природа». Живая природа растет, цветет и возвращается к своему корню. Человеку тоже свойственно возвращение к истокам, к своим корням, что означает жизнь в единстве и согласии, в гармонии с природой и людьми.
Значение музыки в античные времена было тесно связано с мифологическим ощущением Гармонии сфер. Музыка считалась тогда частью проекции мира, собственно глубинами мира, самой душой мира, как об этом пишет историк музыки Герхард Нестлер: «Эта музыка была неслышимой, услышать можно было лишь ее символ. Символом были звуки, а также шорохи, которые человек улавливал из того изобилия, которое посылал ему
космос. Музыка возникла из напряжения между слышимым и неслышимым. Космос мог быть или мифом, или отражением божественного, духовного порядка. Выбор позиции зависел от верований людей. Они выбирали миф и находили в оправдание этому символ или создавали его из духа космического порядка. Но неслышимая субстанция космического -Сущее - была все же звуком и тембром, которые стремились обнаружить себя через музыкальные тоны и инструменты» [5, с. 104].
Со времен Пифагора идея «Гармонии сфер» как символа космического мирового порядка проходит через всю историю музыкального восприятия. Вспомним, например, учение о «музыке небесных сфер». Пифагорейцы усматривали в музыке сущность бытия -«музыку сфер», разлитую во Вселенной. Суть учения Пифагора заключается в том, что правильное соотношение музыкальных звуков непременно отвечает соотношению расстояний между небесными светилами. Он это назвал «гармонией небесных сфер». Таким образом, музыка сфер представлена как: способ упорядочения мира; способ приведения в соответствие Земли, Неба и Человека [3, с. 10]. Исходя из вышеизложенного, «музыку сфер» представим в следующей структурированной схеме: (рисунок 1).
О
я
о
п
о
ОЛ
п
•а
Я
оэ
ы
п
Я
Я
а
и
с
о
о
н
оэ
п
н
п
н
03
5
п
З
п
2
и
я
н
п
ОЛ
Л
п
и
о
03
п
Я
15
музыка
/I—К *—N
макрокосмос 'г-К человек 'г-н' природа
К ЛЛ
культура душа N—к среда
очищение
Рисунок 1. Гармония Вселенной
Ученые современности часто говорят о «художественном космизме», «художественном космосе», «музыкальном космосе» [1; 3; 4; 6].
В эпоху средневековья музыкой сфер занимались видные ученые А. Кирхер, Р. Флудд, И. Кеплер. Знания тех времен о музыкальной космологии А. Кирхер обогатил своим ценным символическим изображением мирового органа, к которому Ф. Штеге дает следующие пояснения: «Кирхер сравнивает сотворение мира с органной музыкой. Шесть групп труб, расположенных в священном числе семь, символизируют шесть дней творения... Шестой день представлен человеческой парой у яблоневого дерева в обществе мистического единорога, средневекового символа девственности. Все регистры органа направлены к знаку,
указывающему, что сотворение завершено. А под клавиатурой находится крохотная надпись по-латыни: sic lucit in orbe terrarum aeterna Dei sapientia - «Так сияет в кругу земном вечная Божия мудрость» [5, с. 105].
И. Кеплер в своих музыкально-теоретических рассуждениях пришел к выводу, что движение планет порождает полифонию «мировой музыки». Своё учение он изложил в труде «Гармония мира» (1618) [3, с. 18].
Пифагорейские идеи обрели законченное выражение в знаменитом изречении великого математика и философа Г.В. Лейбница: «Музыка есть восторг души,
исчисляющей и не ведающей об этом». Лейбниц неоднократно ссылался на слова Священного писания, указывающие, что Бог создал мир согласно мере, числу и весу. Ему принадлежит идея универсального искусственного языка, основы которого составили бы музыкальные звуки и интервалы. Но это намерение так и осталось неосуществленным [3, с. 18].
Сопоставляя древние и современные воззрения, необходимо отметить следующее: обретая новое звучание и наполнение, общечеловеческие идеи живут и приумножают свое значение сквозь века и тысячелетия [1].
Сегодня становится очевидным и необходимым усиление этнизации содержания образования на всех ее ступенях. Как никогда возрастает роль этнокультуры в процессе формирования и социализации личности. И именно этнокультурный фактор должен лечь в основу поликультурного образования, базируясь на принципах этнокультурной идентификации и интеграции в российское и мировое сообщества.
Длительная практика общения со студентами показывает, что предлагаемая тема сегодня актуальна и тем, что у студентов, будущих педагогов начального образования, отсутствуют элементарные знания в области ноосферы, этнокультуры, они не владеют основами воспитания в поликультурной образовательной среде, а именно: отсутствуют представления об обычаях и традициях своего и других народов; отсутствуют элементарные знания об этносе, менталитете разных народов; не имеют ни малейшего представления о народной культуре, жанрах музыки и ее жизненных связях с природной средой.
Деятельность учителя в условиях полиэтнической, поликультурной России требует от педагога начального образования глубоких целостных этнокультурных знаний, поведенческих моделей, этномузыкально-эстетической культуры.
Решение данной проблемы предполагает включение в учебный процесс вузов спецкурсов и спецсеминаров, темы которых раскрывают социокультурные, этнокультурные системообразующие основы полиэтнической образовательной среды РА.
Известно, что социокультурный опыт любого народа представляет фундаментальные нравственные основы личности. Исходя из этого, этнокультурный опыт в комплексном его изучении и освоении в учебной деятельности вуза обеспечивает формирование целостной культурной личности (рисунок 2).
Однако в процессе преподавания этого культурного опыта его подвергают достаточно жесткой дифференциации по культурным отраслям, каждая из которых затем преподается как отдельная учебная дисциплина, что приводит к разрозненности усвоения целостного этнокультурного опыта.
Отметим, что гуманистические идеи заложены в любой этнокультуре и имеют как общие черты, так и глубокие отличия, связанные со своеобразием философско-религиозной мысли, духовного менталитета народа и вероучения, с особенностями исторического развития народа.
Введение дисциплины, как учебный спецкурс «Этнокультурное музыкальноэстетическое воспитание личности в условиях полиэтнического пространства», может служить эффективным средством решения такой проблемы обучения и воспитания, как формирование ЭМЭКС (этномузыкально-эстетической культуры студента), будущего педагога начального образования в условиях полиэтнического образовательного пространства.
Педагог начального образования обязан заложить фундамент «культуры», в том числе и этномузыкально-эстетическую культуру у своих учеников еще в начальной школе. Психоэмоциональная сфера, основная из определяющих внутренний мир человека и его поступки, оказывает прямое влияние на развитие всего многообразия качеств личности.
Для успешной реализации тех возможностей, которые предоставляет выше названный учебный спецкурс в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса, необходимо базовое учебно-методическое обеспечение дисциплины, в частности, учебные пособия, ДВД-диски с этномузыкальными записями и др., целью которых является формирование на примере этнокультуры ценностно-смысловых установок, определяющих ментальность молодого человека, сквозь призму которой происходит осознание современного мира и места человека в нем.
Этнокультурный опыт народа состоит из следующих структурных компонентов:
художе ственное декоративноприкладное искусство
театральное
искусство
Рисуок 2. Этнокультурный опыт народа
Инновационная идея исследования - формирование целостной культурной личности студента на основе освоения содержания ЭМЭКС.
Законодательной базой нашего исследования являются: «Национальная доктрина образования в РФ» (до 2025 г.); Федеральная программа «Сохранение и развитие отечественной культуры и искусства» (1996-2004 гг.); Программа ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального наследия народов мира» (2000 г.); «Концепция развития художественного образования в РФ» (2001 г.); Концепция модернизации Российского образования на период (до 2010 г.). В них отмечается важность внимания к традиционной отечественной культуре при разработке программ современного гуманитарного образования, воспитания и развития детей, молодежи. В этих документах подчеркивается значимость этнокультурного образования как средства трансляции в современное общество важнейших ценностей духовно-нравственной культуры, воплощенных в самобытном творчестве народов мира [7; 8; 9].
В 2007 и 2008 гг. В Послании Президента России Федеральному Собранию
Российской Федерации было подчеркнуто, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность ..., и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».
Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений [9, с. 40].
Цель вышеназванного спецкурса заключается в формировании ЭМЭКС, будущего педагога начального образования, в условиях полиэтнического и поликультурного пространства АГУ РА.
Основными задачами являются:
- выявление этнокультурного опыта и его использование в воспитательнообразовательной практике вуза с учетом современных социоприродных и социокультурных тенденций в полиэтническом образовательном пространстве РА;
- обеспечение благоприятной среды, соблюдение интересов, прав и свобод личности молодого человека в процессе целостного освоения содержания этнокультурного опыта;
- выстраивание структурно-логической целостной системы освоения содержания этнокультурного опыта в рамках инновационного спецкурса в воспитательнообразовательной практике вуза;
- привлечение студентов, будущих педагогов, к этнокультурно-исследовательской работе с целью использования материалов в воспитательно-образовательной практике начальной школы;
- осуществление диалога, взаимодействия этномузыкальных культур средствами: сравнения и анализа, сходства и отличия;
- выявление социокультурных, психолого-педагогических условий формирования ЭМЭКС, будущего педагога начального образования, в процессе воспитательнообразовательного пространства АГУ РА;
- формирование ЭМЭКС, будущего педагога начального образования, через обеспечение учебно-методических пособий, ДВД, посещение выставок, приглашение на занятия известных народных мастеров, исполнителей и носителей этнокультуры.
Методологическую основу формирования ЭМЭКС составляют: общефилософские идеи о роли народа в создании духовной культуры и об отношении его к наследию прошлого, о сущности этнокультуры, об этномузыкально-эстетическом воспитании средствами этнокультуры; традиции и их значение в жизни народа, своеобразие и самобытность этнокультурных традиций разных народов. А также этнопсихолого-педагогические теории и концепции П.Ф. Каптерова, М.М. Рубинштейна, В.В. Краевского, Л.С. Выготского, В.Е. Кагана, М.М. Бахтина и Т.Г. Стефаненко и др.
Теоретическую основу формирования ЭМЭКС составляют: психологические теории личности А. Маслоу, С.Л. Рубинштейна и др.; философские и социальные концепции М.С. Кагана, М.К. Мамардашвили, В.С. Соловьева, А.Ю. Шадже, С.А. Ляушевой, Р.А. Ханаху; теории этноса и его природы и формирования Г.М. Андреевой, С.А. Арутюнова, Ю.Б. Бромлей, Ю.Г. Волкова, В.А. Тишкова; теория культуры и этнокультуры Г.С. Батищева, Б.М. Бим-Бада, К.И. Бузарова, Г.Н. Волкова, Н.Я. Данилевского, Э.С. Маркарян, О.Д. Мукаевой, М.К. Мамардашвили, А. Тоинби, А.Ю. Шадже, И.А. Шорова, О. Шпенглер, Г.В. Старовойтовой, Л.М. Дробижевой, В.В. Пименовой и др.; диалоговая концепция культуры М.М. Бахтина, Н. Бердяева, В.С. Библера и др.; теория поликультурного образования Г.В. Палаткиной, А.А. Реан, Л.Л. Супруновой; концепция личностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др.; теория билингвизма З.У Блягоза, Л.А. Хараевой, М.Х. Шхапацевой и др.; концепция национального воспитания
К.И. Бузарова, В.В. Макаева, З.А. Мальковой, А.А. Супруновой, Н.А. Толстого, К.Д. Ушинского, А.Н. Соколовой и др.; концепция педагогической культуры Е.В. Бондаревской, К.Д. Чермита, С.Б. Елканова, М.Р. Кудаева, В.В. Краевского, З.К. Меретуковой, Н.Д. Никандрова и др.; теории этнопедагогической подготовки учителя Г.Н. Волкова, К.И. Бузарова, М.М. Тхуго, Я.И. Ханбикова, И.А. Шорова; теории организации учебного процесса в высшей школе С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспкалько, А.А. Вербицкого, И.Я. Лернера и др.; теории подготовки к личностно-развивающему обучению З.К. Меретуковой, Н.М. Сажиной; теории музыкально-эстетического развития личности Б. Асафьева, Б.Л. Яворского и др.; теории и методики музыкально-эстетического воспитания
Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Д.Б. Кабалевского, В.К. Белобородовой, Р.А. Тельчаровой, Е.В. Николаевой, А.Н. Соколовой, В.Г. Мозгота и др.
Процесс формирования ЭМЭКС (этномузыкально-эстетической культуры студента) будущего педагога начального образования представлен на рисунке 3.
Базисом этномузыкально-эстетической культуры студента, будущего педагога начального образования, является интегральное профессионально-личностное качество его внутреннего мира. Оно включает в себя комплекс следующих личностно-ценностных компонентов:
- познавательный (когнитивный) компонент базируется на обобщенных теоретических знаниях - научных, системообразующих, профессионально-ценностных категориях: философского осмысления действительности мира «Мироздания»; освоения этнокультурного опыта и «образа мира» этноса. Культура жизни, красоты и истины как ответственность за меру всеобщей гармонии. Неся миссию гармонизирующего начала, будущий педагог обязан нести образ человека культуры. Ценность Жизни означает отношения к Космосу, Земле, Природе, другим людям как носителям Бытия. Эта ценность лежит в основе подлинного этнокультурного сознания, развитие которого является одной из целей образования. Ценность Истины - это ценность познания, разума, понимания, сущности, Бытия, мироздания. Потребность проникновения в суть явлений предметной и высшей Реальности, понимания лежащих в основе природных и социальных явлений закономерностей есть базисная человеческая ценность. Формирование приоритетностей знания, познания, установления Истины является одной из важнейших задач образования. Общечеловеческая ценность Красоты, гармонии лежит в основе этнокультурного музыкально-эстетического воспитания человека. Это ценность совершенства, гармонизации приведения в соответствие с идеалом «Красота спасёт мир». Известное высказывание великого русского писателя Ф.М. Достоевского является сегодня пророческим, ибо речь идет о Красоте человека, внутренней красоте, о красоте души человеческой. Именно красота души каждого человека и способна в совокупности изменить мир, мир, в котором живет человек. Такие качества, как чувства красоты и добра, формируются в ходе длительной практики по освоению эстетики природы и кристаллизации человеческих отношений.
- ценностный (мотивационный) компонент характеризуется наличием мотивов выбора педагогической профессии и пониманием роли и функции педагога начального образования в условиях полиэтнического региона. Ценностный компонент также включает в себя культуру транслирования этнокультурных ценностей: осознание студентами этнокультурной специфики народа; понимание этнокультурных универсалий и культурных особенностей обычаев, морально-этических норм, канонов, традиций, ритуалов; наличие этно-культурологических знаний; приобретение опыта конструктивного взаимодействия с представителями иных культур; а также развитие навыков урегулирования межэтнических конфликтов; налаживание конструктивного межкультурного диалога с учетом достигнутой этнокультурной компетентности, этномузыкально-эстетической культуры.
- эмоционально-чувственный (волевой) компонент отражает интонационно-эмоциональный фактор освоения этномузыкальной культуры. Он направлен на формирование эмоционально-чувственных, музыкально-эстетических переживаний на основе постижения этно-музыкальной культуры; на воспитание позитивных музыкально-эстетических эмоций в
освоении музыкального наследия народа; развитие глубокого интереса к этнокультурным музыкально-эстетическим традициям воспитания; формирование потребностей общения с носителями и трансляторами этнокультуры; гуманно-ценностное отношение к этнокультурному прошлому народа.
- деятельностно-творческий (практический) компонент характеризуется применением полученных теоретических этнокультурологических знаний в педагогический практике; оперированием теоретическими этнокультурными понятиями, смысловыми категориями, терминами; умением и навыком анализа научно-исследовательской работы в области этнокультуры и их транслированием в педагогической деятельности.
Таким образом, понятие этномузыкально-эстетическая культура личности студента акцентирует внимание на гуманно-ценностном компоненте личности, на истоках мироотношения человека. Этномузыкально-эстетическая культура противостоит «антикультуре», «антиценностям», «техницизму», «технократизму», «абсолютному рационализму», «вещизму», «потребительству», «мещанству», всему бездуховному. Отсюда этномузыкально-эстетическую культуру можно определить как важнейший способ формирования этномузыкально-эстетической личности, общества. Мы рассматриваем этномузыкано-эстетическую культуру как особое интегральное (базовое) качество личности, в основе которого заложена «особая форма мировосприятия». Центральный компонент этномузыкально-эстетической культуры (ЭМЭКС) - гуманно-ценностный компонент внутреннего мира человека, его внутреннее составляющее и мировосприятие.
Таким образом, ЭМЭКС (этномузыкально-эстетическая культура студента) понимается как совокупность знаний и представлений о гармонии мироздания; о месте человека во вселенной; роли этнокультуры в том числе; этномузыкальной культуры народа в понимании сущности бытия; о взаимодействии и взаимовлиянии природы и человеческих отношений; реализующаяся через знания, умения и навыки, установки и ценности, чувства и переживания, модели поведения, через диалог с представителями разных этномузыкальных культур, обеспечивающий формирование целостной этнокультурной личности с широким этнокультурным музыкально-эстетическим сознанием.
Будущий педагог должен стать знаковой фигурой Культуры, нести культуру в общество. Стать человеком, не только передающим информацию о культуре и через культуру, но и умеющим совершать вместе с учеником увлекательное путешествие во времени и пространстве, привить ребенку уважение к истории и этнокультуре разных народов. Научить посредством этномузыкальной культуры проникнуть в культурный духовный мир музыкального самовыражения этноса, бережно притронуться к музыкальной эпохе истории и этносу, носителем которого он является. Педагог может помочь детям через этнокультуру проникнуть внутрь этнокультурного слоя народа. Каждому человеку необходимо знать, кто он есть и откуда он пришел, где его корни и истоки, ибо лишь в этом случае сможем по-настоящему понять, какие задачи это накладывает на нас.
Ценности,
суждения
взгляды,
убеждения
Ценнс
(моти:
Структурные компоненты
Этномузыкально-
образовательная
фы студен Ьования
а, буду щего
Рисунок 3. Процесс формирования ЭМЭКС, будущего педагога начального
образования
Таким образом, формирование и сочетание вышеназванных составляющих компонентов, качеств культуры расширяют возможность будущего педагога начального образования в достижении общей педагогической культуры, его этнокультурной компетенции. Совокупность этих важных характеристик позволяет рассматривать этномузыкально-эстетическую культуру студента, будущего педагога, как интегральное профессионально-личностное качество. Оно несет идею базовой культуры студента, будущего педагога начального образования. Именно поэтому был необходим поиск оптимальной модели формирования личности будущего педагога начального образования, которая смогла бы дать обобщенный анализ глобальных проблем современности.
Примечания:
1. Глазырина Е.Ю. Музыка и информация // Музыка в школе. 2001. № 3. С. 3-6.
2. Алексеева В.А. Культура в ореоле познания мира // Искусство в школе. 2010. № 1. С. 22-26.
3. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1997. 352 с.
4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997. 383 с.
5. Хамель П.М. Через музыку к себе. Как мы познаем и воспринимаем музыку. М., Классика -XXI, 2007. С. 105.
6. Горячкина Е.А. Творческая интерпретация космоса в музыке XX века: автореф. дис. ... канд. искусствовед. М., 1995.
7. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Исскуство в школе. 2002. № 2. С. 84-86.
8. Егорычев А.М. Национальные духовные традиции в формировании Российской системы
образования // Alma mater: вестник высшей школы. 2010. № 2. С. 30-35.
9. Проект концепции Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Народное образование. 2010. № 1. С. 39-46.
10. Лозовская Р.И. Содержание культурологического образования будущего педагога - музыканта // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2006. № 1. С. 49-51.
11. Nakashima D. Conseptualizing nature: the cultural conntex of resource management // Nature & Resources. 1998. Vol. 34, N 2. P. 8-22.
References:
1. Glazyrina E.Yu. Music and information // Music at school. 2001. No. 3. P. 3-6.
2. Alekseeva V.A. Culture in the halo of world cognition // Art at school. 2010. No. 1. P. 22-26.
3. Bochkaryov L.L. Psychology of musical activity. M.: Publishing house of the RAS Institute of psychology, 1997. 352 pp.
4. Petrushin V.I. Musical psychology. M.: Vlados, 1997. 383 pp.
5. Hammel P.M. Through music to oneself. How we learn and hear music. M., Classics - XXI, 2007.
P. 105.
6. Goryachkina E.A. Creative interpretation of space in music of the XX century: Diss. abstract fot the Cand. of Art history degree. M., 1995.
7. The conception of art education in the Russian Federation // Art at school. 2002. No. 2. P. 84-86.
8. Egorychev A.M. National spiritual traditions in the formation of the Russian education system // Alma mater: bulletin of the higher school. 2010. No. 2. P. 30-35.
9. Project of the conception of spiritual and moral development and education of the citizen of Russia // National education. 2010. No. 1. P. 39-46.
10. Lozovskaya R.I. The content of culturological education of a future music teacher // The Bulletin of the Adyghe State University. Maikop, 2006. No. 1. P. 49-51.
11. Nakashima D. Conseptualizing nature: cultural conntex of resource management // Nature & Resources. 1998. Vol. 34, N 2. P. 8-22 .