ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО СТИЛЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Л.В. Вахтель, Н.И. Вьюнова
В статье рассматривается новая в психолого-педагогической науке категория «этнокультурный стиль музыкально-исполнительской деятельности студента» в контексте идей и основных тенденций современного российского образования. Авторы, подробно анализируя актуальные на сегодняшний день подходы и концепции современного образовательного пространства, стержневым организующим фактором которых является культура, выстраивают собственную концепцию этнокультурного подхода к современному обучению и воспитанию студентов. Значительная часть статьи посвящена характеристике принципов этнокультурного развития личности студента и психолого-педагогическим условиям формирования исследуемого стиля. При этом авторы раскрывают вопросы формирования художественной картины мира студентов, их этнокультурного самосознания, проявления национальных особенностей, менталитета, этнокультурных ценностных ориентаций в исполнительском стиле студента.
Ключевые слова: этнокультурный стиль музыкально-исполнительской деятельности, художественная картина мира, этнокультурное самосознание, этнокультурная идентичность, этнокультурный подход к образованию.
Актуальное на сегодняшний день исследование новой в психологической науке категории этнокультурного стиля музыкальноисполнительской деятельности позволяет объединить различные науки и области наук, изучающие категорию стиля: психологию деятельности и личности, психологию творчества, этническую и культурно-историческую психологию, герменевтику, стилеве-дение и интерпретологию в литературоведении и искусствознании, культурологические основы и историю художественной культуры, личностно-деятельностный, антропологический, аксиологический и акмеологиче-ский подходы в теории и практике инновационной педагогической психологии.
Категория этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности предполагает рассмотрение взаимодействия различных этносов и культур, этнические особенности представлений, поведения и деятельности людей, универсальные и специфические проявления психики в контексте мировой художественной культуры. Подобного рода ракурс стимулирует изучение национально-культурных особенностей психики и художественной картины мира представителей разных этносов, динамики индивидуального и общественного этносознания, а также трансформации этнокультурной идентичности.
Психолого-педагогическое изучение этнокультурной сущности музыкально-исполнительской деятельности связано, прежде
всего, с осознанием роли этнокультурных традиций в формировании личности студента и необходимостью их освоения в системе современного образования. Вместе с тем этот феномен предполагает выявление общекультурных параметров и специфических национально обусловленных особенностей формирования исполнительского стиля, понимание его природы, умещающей в своей внутренней организации диалектическое взаимодействие художественных и психических явлений, объективных и субъективных смыслов, типичных и индивидуализированных характеристик.
Сущность этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности определяет присутствие в его структуре двух многослойных компонентов, связанных между собой и обусловленных друг другом. Один из них - индивидуальная исполнительская техника музыканта, включающая три основные характеристики базового исполнительского комплекса: познавательную, творческую и техническую активность студента. Второй - собственно этнокультурный компонент, в основе которого такие художественно-психические феномены, как «художественная картина мира», «этнокультурное самопознание» художника, «национальный менталитет».
Определение индивидуального стиля деятельности Е.А. Климова и В.С. Мерлина [1], выявление Е.П. Ильиным [2] особого ви-
да индивидуальных стилей - техники (индивидуальных приемов) специалистов своего дела, а также концептуальные положения этнокультурного подхода к музыкальноисполнительской деятельности [3] позволило сформулировать следующее понятие. Этнокультурный стиль музыкально-исполнительской деятельности - это индивидуальная техника исполнителя во взаимосвязи с его этноориенированной познавательной, эмоционально-волевой и духовной активностью, определяющая этнокультурный художественно-эстетический уровень интерпретации музыкального сочинения.
В образовательном процессе основой формирования обозначенного стиля является художественная интерпретация, т. е. творческое истолкование и воссоздание студентом музыкального произведения средствами исполнительского мастерства в соответствии с его эстетическими принципами и индивидуальностью. При этом в акте создания новой звучащей реальности через познание художественного смысла сочинения происходит взаимопроникновение общей и личностной культур, в котором богатство музыкальной культуры преломляется через индивидуальность студента, его цели, стремления, ценности. Таким образом, активизируются процессы развития художественной картины мира студента, этнокультурного самопознания и самоактуализации, отражающей одновременно широкий культурный контекст и неповторимое проявление самобытного мира исполнителя. В конечном счете, формирование этнокультурного стиля музыкальноисполнительской деятельности студента, являясь инновационным по своей природе, трансформирует существующие этнокультурные традиции и порождает новые этнокультурные ценности, обогащая тем самым как субъектов образования, так и сам образовательный процесс, стимулируя механизмы культурного и общественного развития.
Формирование этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента требует применения инновационных концепций и новых подходов к современному образовательному процессу, ключевым направлением которых является опора на достояния и принципы культуры. В частности, использование культурологических
принципов во многом обогатило понимание
личностно-деятельностного подхода. В современной интерпретации личностно-деятельностного подхода именно культура рассматривается как центральная универсальная характеристика человеческой деятельности, проявляющаяся в разных формах существования, как способ и форма человеческого бытия, как мера и способ реализации сущностных сил человека в его социальной деятельности.
С позиции личностно-деятельностного подхода культура выступает как социальнозначимая творческая деятельность в диалектической взаимосвязи ее результативности, опредмеченной в нормах, ценностях, традициях, знаковых и символических системах, и ее процессуальности. Последняя предполагает освоение, т. е. «распредмечивание» людьми уже имеющихся результатов творчества и перевоплощения опыта человеческой истории во внутреннее богатство индивидов, направляя их социальную деятельность на преобразование действительности и самого человека.
В последнее десятилетие активно разрабатывается антропологический принцип в психолого-педагогической науке и происходит внедрение антропологического знания в процесс профессиональной подготовки специалистов. Изучение процессов индивидуального освоения культуры, формирования личности, отклонения индивидуального поведения от нормы и их коррекция рассматривается культурной антропологией, расставляющей свои акценты во взаимоотношениях культуры и личности. С антропологических позиций культура является феноменом, рожденным незавершенностью, открытостью человеческой природы, развертыванием творческой деятельности, направленной на поиск сакрального смысла бытия.
Представители антропологического подхода к образованию подчеркивают деятельный характер творчества и его связь с культурой [4]. При этом культура рассматривается не только как социальный, но и как антропологический феномен, т. к. ее основанием служит неукорененность человека в природе, потребность реализации тех его побуждений, которые не являются инстинктивными.
Представление культуры как неотъемлемой части развития образования, связанной, прежде всего, с пониманием ее ценностной
природы, объединяет аксиологический и ак-меологический подходы, получившие широкое применение в современной психологопедагогической теории и практике.
Аксиологический подход наиболее полно представлен в отечественной и западной философской и нравственно-религиозной литературе. Аксиологическая парадигма предполагает функционирование культуры как сложной иерархии идеалов и смыслов, в которой ценность служит основой и фундаментом. К примеру, С. Л. Франк [5] понимает культуру как совокупность осуществляемых в общественно-исторической жизни объективных ценностей. Вместе с тем культура выступает как высшая ступень облагорожен-ности, одухотворенности и очеловеченности природных и социальных условий жизни и человеческих отношений, как историческая мера и многогранность человеческого образа. В отечественной философии культура носит сакральный характер и связана с поиском смыслов, вычитываемых в бытии.
Развитие культуры всегда требует обмена ценностями, а значит предполагает идею диалога культур и осмысление ценностей на грани различных культур. Согласно диалоговому подходу, культура всегда нуждается в собеседнике, партнере. Существовать в контексте культуры означает общение с прошлым и будущим и, вместе с тем, умение подняться над собственным ограниченным бытием, представить в своей биографии Космос, Природу, Историю. По мнению В.П. Зинченко [6], именно в диалоге Я - Ты содержится тайна культуры, ее существо, вскрывающее природу духовности. Другой в данном случае выступает в качестве объективной образующей духовного слоя.
Проблема развития акмеологической культуры разрабатывается в контексте ак-меологического подхода. Объектом акмеоло-гии выступают высшие потенции и вершинные достижения различных субъектов (отдельного человека, народа, культуры, цивилизации, мирового сообщества, человечества). В качестве цели акмеологической науки рассматривается совершенствование человека, достижение им акме - вершин своей жизни и развития. Причем, акме можно изучать и как результат, то есть определенный уровень развития и как процесс. Главными сущностными признаками акме выступают про-
грессивная направленность (конструктивная интенциия), интенсивность (лавинообразный динамизм) развития, принципиальная его незавершенность (открытость к следующему витку развития). Критерием эмпирической и концептуальной идентификации феномена акме становится не точка верхнего экстремума развития (т. е. момент перехода от развития к регрессу), а процесс максимально интенсивного роста и качественного скачка развития. В структуру акмеологической культуры личности включены три компонента -ментальный, ценностный и креативный [7].
По основанию взаимосвязи образования и культуры, намеченному в философско-педагогических трудах С.И. Гессена, выделяется обучение, предполагающее формирование проективной деятельности обучающихся, основой которого является проекция образа культуры в образовании. На наш взгляд, основные положения концепции проективного образования, автором которой является Г.Л. Ильин [8], могут служить общими принципами в построении модели формирования этнокультурного стиля музыкальноисполнительской деятельности студента.
Стремление создавать нечто новое в материальной и духовной сферах, характеризующее направленность проективного образования, реализуется в полной мере в учебно-исполнительской деятельности, смыслом и конечным результатом которой является создание студентом оригинальной интерпретации музыкального сочинения. Основной мотивацией обучения в проективном образовании является стремление найти лучшее, свое решение в осуществлении замысла, что соответствует моменту поиска и выбора определенного исполнительского решения в интерпретации музыкального сочинения. При этом наряду с использованием традиционной базы, т. е. наряду с анализом уже существующих интерпретаций данного сочинения, может использоваться случайная, несистематизированная и противоречивая информация. В проективном образовании, как и в музыкальном, упорядочение информации, установление истинности и непротиворечивости выбранного варианта решения становится функцией самого обучающегося при направляющей и поддерживающей роли педагога.
Проект-замысел решения проблемы в проективном образовании соответствует плану-модели художественного образа в музыкально-исполнительской педагогике. Существенной особенностью построения проекта, как и модели художественного образа музыкального сочинения, является личностный характер проектирования. В процессе интерпретирования музыкального сочинения проявляются психофизиологические особенности исполнителя и своя, сугубо индивидуальная, исполнительская воля, которая формируется в соответствии с требованиями конкретного сочинения. В процессе поиска нужного решения исполнитель также отбирает ту информацию, которая соответствует интересам определенной жизненной ситуации, постигаемой индивидом в данный момент. Поэтому выбранный проект или интерпретация сочинения имеет для обучающегося жизненно важное значение, а овладение способами приобретения существующих и порождения новых знаний является основной ценностью обучения. Таким образом, усваиваемое содержание обучения становится средством реализации своего собственного проекта жизненного пути - средством движения в будущее.
Развивая проективное творческое мышление студента, направленное на построение плана-модели художественного образа, педагог создает условия для превращения студента из объекта обучающих и воспитательных воздействий в субъект познавательной деятельности. Проективное творческое мышление, представляющее собой научное мышление на стадии возникновения, зарождения новых идей, ориентировано на создание оригинального проекта интерпретаторского решения и предполагает выявление студентом собственного отношения к исполняемому сочинению, а также соотнесение исполнительской творческой воли с конкретными требованиями музыкального текста. Поиск и выбор индивидуального варианта решения возможен при максимальном задействовании познавательных, эмоционально-волевых, духовных способностей студента, благодаря которому становится возможным связать сверхиндивидуальное и глубоко личностное начала и создать самоценную интерпретацию музыкального сочинения. Таким образом, благодаря развитию проективного творче-
ского мышления студент-исполнитель не только впитывает интеллектуальную и духовную культуру, но и обогащает ее самим фактом своего творческого развития.
Рассмотрев основные концепции современного образования, стержневой и объединяющей характеристикой которых является культура, перейдем к характеристике психо-лого-педагогических условий эффективного формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента. Важно отметить, что каждое условие в нашей концепции сопряжено с более широким принципом этнокультурного развития личности студента. Следует подчеркнуть, что использование сформулированных далее принципов этнокультурного развития личности студента не только повышает эффективность формирования исполнительского стиля студента, но и может служить эффективным средством оптимизации образовательного процесса в целом и профессиональной подготовки студентов самых различных специальностей.
Ключевым универсальным принципом представляется неразрывное одновременное формирование этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента и его художественной картины мира, являющей собой целостную систему представлений о мироздании на максимально широком уровне. Как известно, психологическое понятие «картина мира» связывается с феноменом активности сознания и включает специфические особенности человека и его бытия, взаимоотношение с миром и условия существования в нем. Произрастая из общепсихологического, определение художественной картины мира предполагает, прежде всего, претворение средствами искусства общекультурных параметров сознания. Способы художественного мышления и восприятия, утвердившиеся в искусстве в качестве господствующих, связаны с общими приемами восприятия и мышления, в которых определенная эпоха, цивилизация, нация сознает себя.
Реализация обозначенного принципа связана с развитием у студентов в процессе формирования исполнительского стиля целостной системы этнокультурных ценностей и ценностных ориентаций, определяющих национальное сознание и вектор направленно-
сти этнических констант и вместе с тем привносящих свое содержание в понимание явлений искусства и культуры.
Интерпретируя музыкальное сочинение, студент как бы вскрывает некий психологический материк своеобразно запечатленного человеческого бытия. Ведь философские и социальные основания, наполняя специфическим содержанием психологические импульсы, укореняются и прорастают в музыкальной ткани. В своем создании композитор спрессовывает многослойный спектр идей и образов времени, а исполнитель призван их расшифровать и, последовательно передавая из одной эпохи в другую, выразить в своем искусстве. Поэтому при освоении формы и содержания музыкального произведения студент при направляющей поддержке педагога открывает широкий культурный пласт этнохарактерных идей и способов их эмоционального и интеллектуального выражения в стилистических, образных, фактурных характеристиках музыки. Таким образом, интерпретируя сочинение, студент неминуемо воссоздает художественную картину мира, что становится важным формирующим звеном его исполнительского стиля.
Реализации принципа неразрывного одновременного формирования художественной картины мира и этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента способствует направленность образовательного процесса на установление постоянно актуализирующихся межпредметных связей. Последнее предполагает интеграцию теоретических знаний и представлений, полученных на занятиях по истории художественной культуры, истории музыки, истории стилей, анализа и интерпретации произведений искусства, общей и музыкальной психологии, психологии творчества, и практического опыта в процессе профессиональной подготовки на занятиях по основному музыкальному инструменту, концертмейстерскому классу, ансамблю [9, 10].
Развитие этнокультурного самосознания и самопознания личности является еще одним важным условием реализации этнокультурного подхода к современному образованию в целом и к музыкально-исполнительской деятельности студента в частности.
Реализация этого условия согласуется с принципом рефлексии развития личности в
культурно-исторической эволюции. Становление личности в процессе развития общества и культуры и сопряженное с этим осознание человеком себя как личности позволяют возвыситься над собой, сделать предметом своего познания себя самого. Процесс самопознания и самосознания личности, предполагающий вычленение собственного «Я» из окружающего мира, природы и общества, оценку самого себя, собственных переживаний, оказывает непосредственное влияние на выявление и выражение пространства индивидуального в музыкально-исполнительском стиле. При этом замечено, что уровень индивидуальной культуры исполнителя зависит от динамики развития и уровня культуры национальной исполнительской школы.
Развитие в процессе музыкально-исполнительской деятельности художественно-образной формы самопознания, для которой характерно как рациональное, так и эмоционально-интуитивное постижение музыкального произведения, обнаруживает сущностные основы собственно процесса творчества, характеризующееся личностной вовлеченностью во внеличное. Этот процесс проявляется в поиске т. н. сверхиндивидуального, в интерпретации музыкального сочинения, что сопряжено вместе с тем с открытием существенных для человека глубин и потенций и представлением себя как свободной развитой творческой личности.
Реализация принципа рефлексии развития личности в культурно-исторической эволюции обнаруживает теснейшую взаимосвязь самопознания личности с эволюцией более широкой сферы - самопознания в художественном мышлении, искусстве. В музыкальноисполнительской деятельности важной задачей педагога становится развитие у студентов этнокультурного и этно-ориентированного музыкально-эстетического сознания.
Являясь одним из важнейших структурных компонентов национального сознания, этнокультурное самосознание связано с пониманием людьми своей принадлежности к определенной этнокультурной общности, а также осознанием этнокультурных ценностей и представлений данной общности в целостной системе этнокультурных отношений. Развитие у студентов этноориентиро-ванного музыкально-эстетического сознания, которое отражает культурно универсальные
и этноспецифические дефиниции стиля, связано с воспроизводством особого рода «звучащего сознания», позволяющего исполнителю определенного этноса, сохраняя колорит своего этнохарактерного наследия, одновременно создавать общекультурные общественно значимые смыслы, тем самым самореализовываться через этномузыкальную культуру общества.
Реализация обозначенного условия способствует развитию у студентов глубоких позитивных чувств к истории, культурным традициям своего народа, что приводит, с одной стороны, к воспроизводству особенностей национальной исполнительской школы и сохранению целостности этнокультурных традиций - с другой.
В качестве третьего условия формирования этнокультурного стиля музыкальноисполнительской деятельности студента выступает развитие у студентов этнокультурной идентичности, во многом продолжающее линию развития этнокультурного сознания. Это условие сопряжено с принципом целостного восприятия формы и особенностей другой культуры, осознание которых ведет к пониманию и дифференциации собственной этнокультурной идентичности.
Формирование этнокультурного стиля студента реализовывается как на уровне внутреннего диалога, происходящего между «Я-рельным» и «Я-идеальным», так и на более широком уровне диалога национальных исполнительских школ, этнокультурных традиций и целостных культур. Именно подобного рода полилоговое взаимодействие, с одной стороны, повышает эффективность формирования исследуемого стиля, а с другой - порождает новые смыслы в музыкальном мышлении и формирует новые этнокультурные нормы. Особенно ярко этот принцип проявляется в сотворческом диалоговом общении «студент - преподаватель», а также в ансамблевой исполнительской деятельности.
Таким образом, в музыкально-исполнительской деятельности студенты, осваивая культурные нормы, этнические и социальнонравственные представления, формируют определенные личностные установки и ценностные ориентации, определяющие этнокультурный аспект идентичности.
Четвертое условие эффективного формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента -развитие личностной этномузыкальной культуры студента, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, а с другой - обобщает важнейшие характеристики трех вышеизложенных условий и вырастает до уровня принципа этнокультурного развития личности студента.
Характеризуя принцип развития этному-зыкальной культуры, следует подчеркнуть важность воспитания у студентов интегрированного качества, позволяющего создавать этномузыкальные ценности через национально-своеобразное познание мира и себя в этом мире, а также способствующего самореализации личности в музыкальном аспекте как представителя этноса. Именно это качество определяет во многом мировоззрение и менталитет людей конкретного этноса.
Соблюдение принципа развития этному-зыкальной культуры студента предполагает целый ряд общих положений: развитие чувства сопричастности к обществу, истории, Родине, жизни народа в целом, всему человечеству; постижение красоты мира и природы, гармонии человека с окружающей средой; осмысление идеи о ценности человеческой жизни, человеческого труда, физического и нравственного здоровья, семьи; необходимость формирования чувства личной ответственности за сохранение и развитие родного разговорного и музыкального языка; усвоение и осознание правильности народных понятий о красоте, добре, истине, любви; формирование эмоционально-эстетического отклика на окружающую действительность; необходимость уважительного отношения людей друг к другу, почитания родителей, родных, старших; участие в возрождении и сохранении этномузыкального наследия.
Развитие этномузыкальной культуры студента как условие эффективного формирования его исполнительского стиля предполагает два основных направления - приобщение студентов, т. е. изучение, воспитание, сохранение этнокультурных традиций, и непосредственное развитие этноориентирован-ного интонационного слуха.
Приобщение к этнокультурным традициям - наиболее устойчивой стереотипной части национальной культуры - позволяет
сохранить уникальность своей культуры и, вместе с тем, вести диалог с представителями самых различных мировых этносистем и культур. Анализируя различные исполнительские интерпретации, студенты изучают устойчивые основы и особенности национальных исполнительских школ, выявляя в них модальные, т. е. наиболее типичные, распространенные, культурно обусловленные, черты и маргинальные, характеризующиеся, прежде всего, отклонением от общепринятой нормы и внестилевым мышлением.
Развитие этноориентированного интонационного слуха связано с выявлением интонационных констант, определяющих национальное своеобразие каждого народа. Развитие способности человека к восприятию, переживанию, представлению и воспроизведению интонационных констант, представляющих концепты эмоциональных состояний, способствует расшифровке национального мировоззрения, мировосприятия, миро-чувствования, национального характера определенного народа, эмоционального строя его души.
Таким образом, в процессе развития личностной этномузыкальной культуры студенты через постижение национального менталитета осваивают свойственный данной этнической общности стиль жизни и культуры, присущую данной нации систему ценностей, взглядов, норм поведения. В результате чего, глубинный духовный пласт общественного сознания и коллективного бессознательного исторического, мифологического, идеологического и психологического содержания становится неотъемлемой частью личностной и профессиональной культуры студентов.
1. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
2. Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопр. психологии. 1988. № 6. С. 85-93.
3. Вахтель Л. В. О возможностях реализации этнокультурного подхода в профессиональном обучении психологов // Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности / под ред. К.М. Гайдар. Воронеж, 2007. С. 284-295.
4. Салов Ю.И., Тюнников Ю.С. Психологопедагогическая антропология. М., 2003.
5. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
6. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии (русской психики). М., 1994.
7. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. М.; Воронеж, 2006.
8. Ильин Г. Л. Теоретические основы проективного образования: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1995.
9. Вахтель Л.В. Индивидуальный стиль музыкально-исполнительской деятельности студента: монография. Воронеж, 2004.
10. Вьюнова Н.И. Интеграция и дифференциация университетского психолого-педагогического образования. М.; Воронеж, 1999.
Поступила в редакцию 3.06.2008 г.
Vakhtel L.V., Vjunova N.I. Formation of ethnocultural style of student’s musical performing activity in modern educational area. The ethnocultural style of student’s musical performing activity, being a new category in Psychology and Pedagogy, is considered in the article in the context of ideas and basic tendencies of modern Russian education. The authors, analyzing topical approaches and conceptions of modern educational area with core organizing cultural factor in detail, express their own conception of the ethnocultural approach to modern education and training of students. A significant part of the article is devoted to description of principles of ethnocultural development of student’s personality and to psychological and pedagogical conditions of forming the style under study. The authors also discuss the issues of forming student’s art picture of the world, their ethnocultural self-consciousness, manifestation of national features, mentality, ethnocultural value orientations in student’s performing style.
Key words: ethnocultural style of musical performing activity, art picture of the world, ethnocultural selfconsciousness, ethnocultural identity, ethnocultural approach to education.