- социализация образования, ориентированного на сознательное определение учащимися собственных траекторий и индивидуальных образовательных программ согласно их «образу будущего»;
- создание образовательного пространства, обеспечивающего реализацию учебных программ, формирование интеллекта учащихся, становление гражданских, социальных компетентностей;
- изменение в стиле и содержании, методиках и технологиях обучения предметам на основе освоения общих процессов мыследеятельности, глубокой интеграции содержания различных предметов;
Библиографический список
- создание реальных рефлексивных педагогических сообществ, умеющих работать в проектном режиме, использующих технологии выстраивания паритетных отношений на содержательной основе;
- разработка новой системы психолого-педагогического и научно - методического сопровождения образовательного процесса на основе демократических принципов.
Таким образом, использование инновационных научных и учебно-методических разработок позволяет повысить эффективность организации процесса формирования гражданско-патриотической культуры учащихся образовательных учреждений кадетского типа.
1. Беляев, А.В. Организация воспитательной работы в кадетском корпусе: учебно-методическое пособие для офицеров-воспитателей. - Ставрополь, 2008.
Беляев, А.В. Кадетское образование в России: научно-методические основы. - Ставрополь, 2008.
3. Микрюков, В.Ю. Инновационная стратегия военно-патриотического образования российских учащихся в современных условиях // Инновации в образовании. - 2006. - №2.
Хрестоматия по истории кадетского образования в России / сост. А.В. Беляев, Е.В. Климашкина, Н.А. Сиволобова. - Ставрополь, 2008.
5. Беляев, А.В. Кадетские корпуса дореволюционной России: опыт организации педагогических отношений. - Ставрополь, 2008.
2
4
Bibliography
1. Belyaev, A.V. Organizaciya vospitateljnoyj rabotih v kadetskom korpuse: uchebno-metodicheskoe posobie dlya oficerov-vospitateleyj. -Stavropolj, 2008.
2. Belyaev, A.V. Kadetskoe obrazovanie v Rossii: nauchno-metodicheskie osnovih. - Stavropolj, 2008.
3. Mikryukov, V.Yu. Innovacionnaya strategiya voenno-patrioticheskogo obrazovaniya rossiyjskikh uchathikhsya v sovremennihkh usloviyakh // Innovacii v obrazovanii. - 2006. - №2.
4. Khrestomatiya po istorii kadetskogo obrazovaniya v Rossii / sost. A.V. Belyaev, E.V. Klimashkina, N.A. Sivolobova. - Stavropolj, 2008.
5. Belyaev, A.V. Kadetskie korpusa dorevolyucionnoyj Rossii: opiht organizacii pedagogicheskikh otnosheniyj. - Stavropolj, 2008.
Статья поступила в редакцию 25.09.12
УДК 37.013.77
Sobilskaya A.S. FORMATION OF ETHNIC IDENTITY OF THE PERSONALITY THROUGH THE EDUCATION SYSTEM. In article ontogenetichesky features of formation at the child of ethnic identity are reflected. It is proved, the main approaches to understanding of ethnic identity, and also age features of formation of understanding about themselves and surrounding people are opened.
Key words: personality, ethnic identity, ethnic consciousness.
А.С. Собильская, канд. психол. наук, доц. каф. психологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье отражены онтогенетические особенности формирования у ребенка этнической идентичности. Обоснованы основные подходы к пониманию этнической идентичности, а также возрастные особенности формирования понимания о себе и окружающих людях.
Ключевые слова: личность, этническая идентичность, этническое самосознание.
Культура межэтнического общения - это органическая составляющая духовной культуры общества. Данное понятие вошло в научный оборот в начале 80-х годов прошлого века. И теоретические, практически решало только основную функцию обеспечение интеграции народов, укрепление их дружбы и сотрудничества, а также воспитание взаимоуважения по отношению к представителям разных этнических групп. Наиболее актуальной данная проблема является в поликультурном регионе. Рассматривая поликультурный регион как социальную систему, в которой каждая группа выступает как элемент этой системы, можно понять суть процессов интеграции и дифференциации этнических групп как этапов развития системы. Поликультурные регионы с длительным периодом совместного существования этнических групп (например, Северный Кавказ) представляют собой достаточно сбалансированные системы, в которых интегративные процессы преобладают над процессами дифференциации. Но при этом в последнее десятилетие наблюдается рост процессов дифференциации над процессами интеграции. Это обусловлено миграционными процессами, происходящими на Северном Кавказе, и в Ставрополе в частности. Город Ставрополь является студенческим городком, в котором обучаются жители не только Ставропольского края, но и всех соседних республик (Дагестана, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Чечни). В связи с этим поликультурность приобретает новый формат - стремящийся к поиску межгруппового баланса, кото-
рый каждая группа воспринимает по-своему. При этом протекание межгруппового взаимодействия, с точки зрения А.Г. Козловой, осуществляется по четырем стратегиям: 1) сохранение своей культуры и принятие «чужих»; 2) поиск и защита своей культурной определенности; 3) разделение по этническому и конфессиональному признаку; 4) поиск социального включения [1].
Все эти стратегии нацелены на сохранение и обретение позитивной и четкой этнической идентичности, которая является основой этнической толерантности, а также на сбалансирование системы межгруппового взаимодействия.
Процессы межгрупповой интеграции и дифференциации невозможно без определения индивидом собственной этнической идентичности. Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. Этническая идентичность — это, в первую очередь, результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествления себя с ним и отделения от других этносов.
С точки зрения, А.В. Сухарева, в условиях современной этнокультурной мозаичности, процессы формирования этнической идентичность и других этнических процессов следует изучать с позиций этнофункционального подхода. По его мнению, этническую идентичность следует рассматривать как «отнесения себя к определенному этносу», но при этом данное отнесе-
ние не показывает степень сформированности этой идентичности. То есть, понятие сформированность можно рассматривать в двух аспектах - принятие или непринятие себя [2, с. 37].
Возникает вопрос, как же формируется этническая идентичность? Этническая идентичность - это комплексный феномен, в формировании которого большую роль играют средовые факторы (стихийные и целенаправленные), а на индивидуальном уровне семейное воспитание.
По мнению А.Ю. Аксеновой, этническая идентичность формируется с участием двух взаимодействующих между собой факторов: институциональных - иммиграция, внутренняя миграция, национализм; и индивидуальных - мотивы, символы, тактические и стратегические цели индивида. В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, которые следует соотносить с этапами психического развития ребенка:
1) в 6—7 лет ребенок приобретает первые — фрагментарные и несистематичные — знания о своей этнической принадлежности. В этом возрасте наиболее значимыми для него являются семья и непосредственное социальное окружение, а не страна и этническая группа;
2) в 8—9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации
— национальность родителей, место проживания, родной язык. Просыпаются национальные чувства;
3) в младшем подростковом возрасте (10—11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.
К настоящему времени во всем мире проведено большое количество исследований, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы этапов развития этнической идентичности. Первые «проблески» диффузной идентификации с этнической группой большинство авторов обнаруживает у детей 3—4 лет, есть даже данные о первичном восприятии ярких внешних различий — цвета кожи, волос — детьми до трех лет. Но практически все психологи согласны с Пиаже в том, что «реализованной» этнической идентичности ребенок достигает в младшем подростковом возрасте, когда рефлексия себя имеет для человека первостепенное значение. Процесс межкуль-турного взаимодействия, также как и процесс этнической самоидентификации, осуществляется под влиянием взаимоотношений в семье, отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Процесс этот происходит стихийно. Для того чтобы
Библиографический список
сделать его целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность.
Главенствующую роль в формировании этнической идентичности следует отдавать основным институтам социализации. Институты социализации разного уровня - это мощный фактор воспитания, самовоспитания детей. В полиэтничном обществе знание принадлежности к той или иной этнической среде приобретается ребенком раньше, чем в моноэтничном, и осознается более четко. Школа как важнейший социальный институт призвана помочь обществу стать более гуманным и толерантным. Это место открытого человеческого общения, поэтому ее психологический климат должен способствовать личностному росту учеников, учителей, администрации, родителей [1, с. 43].
С точки зрения А.В. Сухарева, воспитание должно быть первичным по отношению к процессу предметного обучения, недопустима информационная перегрузка эмоционально и нравственно незрелой психики.. Содержание обучения в современной культурно-исторической ситуации, особенно на относительно ранних возрастных этапах, должно быть максимально этно-функционально согласованно с этносредой рождения и проживания учащихся [2, с. 104].
Формированию этнической идентичности отводится главенствующая роль. Образование рассматривается как важнейший структурный элемент процесса возрождения, сохранения и развития культуры этноса. А.Б. Панькин, считает, проблема разрыва и преемственности поколений - одна из самых существенных для человечества. Возрождение и сохранение этнической культуры в современных условиях становится возможным только в случае определения, сохранения и развития темы культуры этноса, через использование в педагогической практике, посредством системы образования этнических, духовных и культурных особенностей, воспитывающих в человеке уважение к себе, терпимость и взаимопонимание с представителями других этнических групп [3, с. 96].
Итак, можно сделать вывод, что система образования, решая свои внутренние задачи, строит общее культурное поле, в котором процесс межгруппового взаимодействия строился не по пути дифференциации, а по пути интеграции всех членов процесса. Основными направлениями этого процесса должны быть изучение особенностей представителей различных этнических общностей, их нравов и обычаев, традиций, языка; изучение системы межэтнических отношений, морально-психологической атмосферы в полиэтничном коллективе, сплочение коллектива; предотвращение конфликтных ситуаций в коллективе; формирование культуры межэтнического общения.
1. Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе: словарь / под общ. ред. А.Г Козловой. - СПб., 2007.
2. Сухарев, А.В. Этнофункциональный аспект воспитания и психотерапии. - М. - Воронеж, 2008.
3. Панькин, А.Б. Формирование этнокультурной личности. - М.; Воронеж, 2006.
Bibliography
1. Ehtnotolerantnostj podrostka: vospitanie v semje i shkole: slovarj / pod obth. red. A.G Kozlovoyj. - SPb., 2007.
2. Sukharev, A.V. Ehtnofunkcionaljnihyj aspekt vospitaniya i psikhoterapii. - M. - Voronezh, 2008.
3. Panjkin, A.B. Formirovanie ehtnokuljturnoyj lichnosti. - M.; Voronezh, 2006.
Статья поступила в редакцию 26.09.12
УДК 159+101
Sokolovsky I.E. PSYCHOLOGICAL MECHANISMS RELIGIOUS IDENTIFICATION OF YOUTH IN MODERN RUSSIA. This paper is devoted to the psychological mechanisms of identification of religious youth. The author suggested that the youth, which is the bearer of the religious consciousness, has a stable shape and authentication mechanisms in crisis situations. In the structure identification of this group of young people occupy a special place of religious consciousness and values, which are the basic kinds ofidentity.
Key words: religious consciousness, identification and identity, value orientations, religious youth.
И.Э. Соколовская, канд. психол. наук, доц. НОУ ВПО «ПСТГУ», докторант каф. социальной педагогики
и психологии МПГУ, г. Москва, Е-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Статья посвящена вопросам психологических механизмов идентификации религиозной молодежи. Автором высказано предположение, что молодежь, являющаяся носителем религиозного сознания, имеет устойчивую форму и механизмы идентификации в кризисных ситуациях. В структуре идентификации данной группы молодежи особое место занимают религиозное сознание и ценностные ориентации, которые являются базовыми видами идентичности.
Ключевые слова: религиозная идентификация и идентичность, религиозное сознание, ценностные ориентации религиозной молодежи.