Научная статья на тему 'Роль студенческой выставки в обучении будущих педагогов-художников'

Роль студенческой выставки в обучении будущих педагогов-художников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1315
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА / МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / MUSEUM EXPOSITION / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / FINE ARTS / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ARTS AND CRAFTS / ДИАЛОГ ИСКУССТВ / DIALOGUE OF ARTS / ПЕДАГОГ-ХУДОЖНИК / ОФОРМЛЕНИЕ ВЫСТАВКИ / EXHIBITION DESIGN / РАМА / FRAME / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ В ВЫСТАВОЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ / INTERACTIVITY IN EXHIBITION SPACE / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ВЫСШАЯ ШКОЛА / STUDENTS' EXHIBITION / TEACHER OF ART / INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишкина Виктория Авенировна

В статье выявляются основные теоретические позиции необходимости качественной организации студенческих творческих выставок в учебном процессе вуза. Важность освоения этого рода деятельности тесно связана с дальнейшей профессиональной работой будущих учителей изобразительного искусства. Автор дает краткое описание понятия «художественная выставка» на примере теоретических исследований искусствоведов и культурологов, а также роли выставки в жизни современного общества. На теоретическом уровне выявляются основные позиции о роли организации, проведения и оформления студенческих выставок. По мнению автора, уже в стенах высшего учебного заведения будущий специалист ИЗО должен научиться качественно оформлять свои работы по графике и живописи, декоративно-прикладному искусству и дизайнерским проектам для участия в выставках. Для педагога-художника также важно знать основные приемы оформления выставочного пространства. Исследования в области музейной педагогики непременно должны стать предметом изучения будущих учителей, в частности, по интерактивной работе с учащимися на выставке. Специалист ИЗО должен уметь качественно организовать и провести выставку детского творчества в школе, овладеть навыками общения с учащимися на детской выставке. Автор полагает, что эффективное использование возможностей организации и проведения учебных творческих выставок студентов в стенах вуза отвечает современным требованиям образования будущих педагогов-художников, так как ориентирует их на развитие способности к самодвижению в художественно-практической деятельности, способствует развитию у них необходимых умений и эстетического вкуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STUDENTS’ EXHIBITIONS IN TRAINING FUTURE TEACHERS OF ART

The article studies some major theoretical grounds for the proper organization of students’ art exhibitions as part of academic studies at the university. The importance of mastering this kind of activity by students is closely connected with their future professional work of Fine Arts teachers. The author briefly describes the concept of art exhibition as it is viewed by art critics and culturologists in their theoretical studies, as well as the role of exhibitions in the life of modern society. The most important issues of organizing and designing students’ exhibitions are discussed at the theoretical level. The author believes that, while studying at higher educational institutions, future teachers of Fine Arts should already know how to prepare their works on graphics and painting, arts and crafts as well as their design projects for the participation in exhibitions. It is also important for an artist and teacher of art to know the basic methods of exhibition space design. Research findings in the field of museum pedagogy must certainly become a subject of study for future teachers; it is in particular, the interactive work with students at the exhibition. A fine arts professional should be able to organize children's art exhibitions at school and learn the skills of communicating with school students in the process of organizing art exhibitions. The author believes that the effective use of the opportunities for organizing and conducting educational art exhibitions of students at the university meets modern requirements for the education of future art teachers, since it encourages their self-development as artists and promotes the development of necessary skills and aesthetic taste.

Текст научной работы на тему «Роль студенческой выставки в обучении будущих педагогов-художников»

УДК 378 14:74

РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ ВЫСТАВКИ В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХУДОЖНИКОВ

© 2018

Шишкина Виктория Авенировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Изобразительное искусство» Тихоокеанский государственный университет (680000, Россия, Хабаровск, ул. КМаркса, 68, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье выявляются основные теоретические позиции необходимости качественной организации студенческих творческих выставок в учебном процессе вуза. Важность освоения этого рода деятельности тесно связана с дальнейшей профессиональной работой будущих учителей изобразительного искусства. Автор дает краткое описание понятия «художественная выставка» на примере теоретических исследований искусствоведов и культурологов, а также роли выставки в жизни современного общества. На теоретическом уровне выявляются основные позиции о роли организации, проведения и оформления студенческих выставок. По мнению автора, уже в стенах высшего учебного заведения будущий специалист ИЗО должен научиться качественно оформлять свои работы по графике и живописи, декоративно-прикладному искусству и дизайнерским проектам для участия в выставках. Для педагога-художника также важно знать основные приемы оформления выставочного пространства. Исследования в области музейной педагогики непременно должны стать предметом изучения будущих учителей, в частности, по интерактивной работе с учащимися на выставке. Специалист ИЗО должен уметь качественно организовать и провести выставку детского творчества в школе, овладеть навыками общения с учащимися на детской выставке. Автор полагает, что эффективное использование возможностей организации и проведения учебных творческих выставок студентов в стенах вуза отвечает современным требованиям образования будущих педагогов-художников, так как ориентирует их на развитие способности к самодвижению в художественно-практической деятельности, способствует развитию у них необходимых умений и эстетического вкуса.

Ключевые слова: студенческая выставка, музейная экспозиция, творчество, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, диалог искусств, педагог-художник, оформление выставки, рама, интерактивность в выставочном пространстве, учебный процесс, высшая школа.

THE ROLE OF STUDENTS' EXHIBITIONS IN TRAINING FUTURE TEACHERS OF ART

© 2018

Shishkina Victoria Avenirovna, Doctor of Pedagogy, Professor of the Fine Arts Department

The Pacific National University (680000, Russia, Khabarovsk, K. Marks st., 68, e-mail: [email protected])

Abstract. The article studies some major theoretical grounds for the proper organization of students' art exhibitions as part of academic studies at the university. The importance of mastering this kind of activity by students is closely connected with their future professional work of Fine Arts teachers. The author briefly describes the concept of art exhibition as it is viewed by art critics and culturologists in their theoretical studies, as well as the role of exhibitions in the life of modern society. The most important issues of organizing and designing students' exhibitions are discussed at the theoretical level. The author believes that, while studying at higher educational institutions, future teachers of Fine Arts should already know how to prepare their works on graphics and painting, arts and crafts as well as their design projects for the participation in exhibitions. It is also important for an artist and teacher of art to know the basic methods of exhibition space design. Research findings in the field of museum pedagogy must certainly become a subject of study for future teachers; it is in particular, the interactive work with students at the exhibition. A fine arts professional should be able to organize children's art exhibitions at school and learn the skills of communicating with school students in the process of organizing art exhibitions. The author believes that the effective use of the opportunities for organizing and conducting educational art exhibitions of students at the university meets modern requirements for the education of future art teachers, since it encourages their self-development as artists and promotes the development of necessary skills and aesthetic taste.

Keywords: students' exhibition, museum exposition, creativity, Fine Arts, arts and crafts, dialogue of arts, teacher of art, exhibition design, frame, interactivity in exhibition space, educational process, institution of higher education.

Постановка проблемы в самом общем виде и ее связь с важнейшими научными и практическими задачами. Педагогическое сообщество постоянно разрабатывает новые идеи, обновляет содержание учебных программ в целях подготовки компетентных учителей ИЗО, способных активно действовать, принимать творческие решения и гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни современного общества. Ведущая цель высшей российской художественной школы - развитие личности будущего педагога. В научной теории и практике художественного образования накоплен значительный материал, позволяющий подойти к решению самых разных профессиональных задач. Современное образовательное пространство педагога ИЗО нельзя представить без посещения и обзора художественных выставок. Этому направлению в профессиональной подготовке будущего учителя уделяется значительное внимание в вузе. На теоретическом уровне это рассматривается на занятиях по истории искусства и в процессе проведения учебной музейной практики студентов. Но заметим, главным образом, на теоретическом, хотя в стенах университета творческие выставки будущих учителей организуются постоянно. Некоторые студенты, проявляющие особен-

ный интерес к творчеству, стремятся также участвовать в молодежных городских выставках, хотя это явление не носит массового характера. Тем не менее не только знания, но и умения будущему специалисту ИЗО по самостоятельному проведению выставок просто необходимы. Особенности его дальнейшей профессиональной деятельности предполагают обязательную организацию выставок детского творчества в школе или студии, а также галереях города. Именно поэтому педагог-художник должен знать хотя бы основные принципы построения выставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Участие автора статьи в жюри различных выставок детского творчества позволяет утверждать, что навыки и умения приобретенные в вузе молодыми специалистами часто бывают недостаточными для качественного оформления детских работ. Суть вопроса состоит не в том, что нет средств на приобретение хороших материалов для качественного оформления работ, а в том, что даже то немногое, что может позволить себе школа или детская студия используется на низком художественном уровне. В этом явлении отчетливо проявляются ошибки в чем-то недоученного еще в вузе педагога ИЗО. Результат - интересная детская работа проигрыва-

Shishkina Victoria Avenirovna THE ROLE OF STUDENTS ..

ет из-за низкого качества ее подачи.

Сам феномен художественной выставки и проблемы связанные с ее развитием, привлекают все большее внимание исследователей со второй половины ХХ века. Истоки развития художественных выставок, их роль в развитии культуры и развитии эстетических представлений людей, отношение к произведениям искусства исследуется историками искусства и культурологами. Есть специальные исследования, посвященные истории развития и организации художественных выставок. Т.П. Калугина рассматривает художественную экспозицию в системе культуры, развитие исторической типологии экспозиций и основные типы экспозиционных решений выставок [1]. Близкое нам по времени экспозиционное искусство 90-х годов анализирует М.Т. Майстровская [2; 3]. Н.А.Никишин глубоко исследует вопрос о культурной коммуникации в музейной деятельности [4]. Также написаны учебные пособия в данной области для студентов различных профилей подготовки (С.П. Калита, О.В.Лысикова, Н.В. Мазный, Б.А. Столяров и др.) [5; 6; 7]. Они информативны и содержат важные для студентов сведения о истории и развитии художественных выставок за рубежом и в России, а также истоки зарождения музейного дела. Педагогический аспект работы с учащимися на музейной выставке раскрыт Б.А. Столяровым [8]. Полно исследована роль конкурсов и выставок творческих работ будущих педагогов-художников О.Л. Некрасовой-Каратеевой, подчеркивающей возможность выхода выставки за рамки учебного процесса и повышение уровня профессиональной компетенции студентов [9]. Особую группу представляют научные публикации посвященные оформлению музейных экспозиций произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства Т.П. Полякова [10; 11] и Е.О. Тороповой [12], а также изучению истории создания художественных рам [13; 14]. Эта область исследований даже на уровне музейной практики является острой дискуссионной зоной.

В современном теоретико-педагогическом понимании художественная выставка является средством расширения культурного, эстетического и информационного горизонта личности, своеобразным инструментом, оформляющим в историческом контексте процессы общения и культурного взаимодействия носителей различных культур, представителей различных социальных, не только профессиональных, но и различных возрастных групп. Мы полагаем, что эффективное использование возможностей организации и проведения учебных творческих выставок студентов в стенах вуза также отвечает современным требованиям образования будущих педагогов-художников.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались педагогические аспекты проблемы накоплен и обобщен специалистами музейной педагогики. Практические рекомендации по созданию интерактивной среды в процессе работы с учащимися на выставках рассмотрены А.В.Мацкевич [15] и М.В.Шапошниковой [16]. Глубокий анализ реализации возможностей детского творчества в музее всесторонне исследован О.Л. Некрасовой-Каратеевой [17]. Между тем специалисты отмечают необходимость совершенствования высшего художественно-педагогического образования, обращая внимание на необходимость раскрытия образовательных возможностей искусства [18, с.120]. Одной из форм улучшения качества подготовки учителей ИЗО могут быть художественные выставки, организуемые непосредственно в стенах вуза. Очевидно, что с позиций современных исследований даже студенческую выставку можно рассматривать как специфическое средство коммуникации. Более того, студенческая выставка позволяет заглянуть за «горизонт», поскольку те, кто пока сидит на студенческой скамье скоро может стать профессиональным мастером изобразительного искусства.

Современная наука рассматривает выставку как явление, способное оказать существенное влияние на развитие художественно-педагогического образования. Мы полагаем, что на выставке может быть реализована для студента возможность выбора и укрепления собственных художественных и эстетических приоритетов в контексте общечеловеческих ценностей, получен профессионально значимый опыт качественного оформления творческих работ.

Формирование целей статьи.

Только в ХХ веке происходит окончательное теоретическое осмысление одной из важнейших функций выставок - коммуникативной. В специальной литературе художественная выставка предстает как сложное, показательное социокультурное явление. С одной стороны она показывает отражение современных художественных процессов в обществе, а с другой - одновременно влияет на эти процессы, формируя эстетический вкус участников выставки и зрителей. С момента своего зарождения и дальнейшего развития, как считают исследователи этого культурного феномена, выставка являлась интегрированным коммуникативным средством, своеобразным «срезом» современной ситуации в художественной жизни общества [1]. В данной статье не будет проведено соотношение и разграничение терминов «выставка» и «экспозиция» (появился в отечественных источниках с 1919 г.), так как у нас они используются в одном смысловом значении.

С начала прошлого века нарастает интерес к более внимательному изучению представлений об особенностях общения и ведения диалога с разновозрастной аудиторией посетителей художественных выставок, а также поиск путей наиболее эффективного взаимодействия с учащимися. Одним из первых теоретиков искусства, обратившим внимание на детское творчество, был В. Кандинский, называвший его «младенческим искусством». Интерес к детскому творчеству неуклонно возрастал на протяжении всего XX века. Именно в этот период получает развитие новый тип музея, предназначенного только для детской аудитории. В настоящее время выставки детского творчества стали повсеместным культурным явлением.

Если рассматривать организацию студенческой или детской выставки с позиций категории «активность», то здесь возможно использование педагогами различных средств, в том числе импровизированных представлений, как об этом много и хорошо написано музейными педагогами. К сожалению, в вузовской практике этот богатый задел не всегда используется в полной мере. Часто выставка в стенах вуза проходит как рядовое явление, завершающееся просто обсуждением студенческих работ. На наш взгляд, можно эффективнее использовать в вузе тот потенциал, который изначально заложен в этой интересной, веками развивавшейся в культуре институциональной форме.

Изложение основного материала исследования. Число ежедневно открывающихся в мире художественных выставок не поддается учету, настолько частым и популярным стало это явление в культуре разных стран. По отношению к многовековому культурно-историческому процессу развития общества выставка во временном плане действительно совсем недолговечна. Тем не менее, эта частица духовной жизни необычайно интересна для анализа ученых различных областей (специалистов в сфере музейного дела, искусствоведов, историков искусства, культурологов и специалистов по музейной педагогике, педагогов художественных вузов и т.д.). Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что создание выставки также является искусством, требующим от специалиста емких знаний в области средового дизайна, развитого художественного вкуса и творческой фантазии. За пониманием этого также скрыт долгий путь исторического развития, на котором были интересные творческие идеи, взлеты и кризисы. В настоящее время

экспозиционное искусство активизировалось в процессе утверждения своей специфики и неповторимости (М.Т. Майстровская, Т.П. Поляков, Е.А. Розенблюм и др.). Это связано, конечно, с постоянным процессом развития самого искусства, зарождением таких форм, видов и жанров, о которых еще несколько десятилетий назад нельзя было помышлять. Актуальные практики художников конца ХХ - начала XXI в., связанные с освоением новых материалов и технических средств (инсталяции, видеоинсталяции, видеоарт и т.д.), также требуют новых дизайнерских поисков и решений.

На художественной выставке у зрителя происходит развитие ценностного отношения к произведению изобразительного искусства, расширение чувственного и эстетического опыта в процессе общения с оригиналом. Научно-теоретической основой изучения этого сложного процесса у учащихся для будущих учителей ИЗО служат: концепция приобщения детей к мировой художественной культуре (Б. Неменский), теория «полихудожественного развития школьников на основе комплексного взаимодействия и интеграции искусств» (Б. Юсов), а также принципы построения инновационной модели художественно-педагогического образования интегрированного типа (Л. Рылова) и др. В вузовской практике, конечно, экспонируемые работы студентов нельзя назвать полноценными в художественном отношении, но тем не менее и они несут в себе эстетическое начало, опыт обретения художественного мастерства.

По своему характеру и содержанию, задачам студенческие выставки, организуемые в вузе могут быть самыми разными по тематике, задачам и содержанию:

- выставки могут быть связаны некоторыми этапами обучения студентов в вузе, например, отчетные, открытые после проведения пленэра, выставки этюдов и набросков, курсовых и обязательно дипломных работ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству и т.д.;

- тематические, конечно, могут быть связаны с какими-либо знаменательными датами из жизни страны или города, праздниками (День Победы, день рождения города и др.) или приурочены к памятным датам самого факультета;

- конкурсные выставки на лучшее исполнение академических заданий по рисунку, живописи или композиции (скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайнерские проекты и т.д.);

- выставки выпускников факультета, работающих в школах и студиях, а также их учеников;

- отчетные выставки, где одновременно могут быть представлены работы педагога и его студентов;

- персональные творческие выставки студентов и

т.д.

То есть, диапазон выставок действительно может быть значительным по тематике и своему наполнению. Мы отметим некоторые только самые общие задачи, которые можно решить в процессе обучения в вузе:

1. Оформлению своих собственных творческих работ надо научить будущего педагога ИЗО еще в стенах вуза. Как лучше оформить графическую работу (наброски и зарисовки) и эстампы, живописные композиции (этюды или холсты) и представить скульптуру обычно решает педагог. Большую роль здесь играет цвет и размер бумаги или картона, избранный для паспарту графических композиций. Размер, цвет, глубина рамы или рамы-обкладки существенно влияет на подачу живописной композиции. Экспонирование учебных работ декоративно-прикладного искусства или скульптуры тоже ставит не мало профессиональных вопросов. Каким образом их лучше сгруппировать и по какому принципу (материалу или тематике), какого размера и высоты должны быть подиумы? Сколько предметов можно компоновать в одну композиционную группу? Обычно педагоги активно помогают студентам выбрать наиболее грамотное оформление их творческих или учебных работ. К сожа-

лению, это приводит к тому, что студент часто просто перекладывает всю ответственность на плечи педагога.

Оформление этикетажа для выставки, плаката, пригласительных билетов - это все важные профессиональные задачи, которые лучше всего осваивать еще в стенах вуза. Это требует от педагога ИЗО разносторонних, можно сказать универсальных знаний. Очевидно то, что всех студентов надо обязательно привлекать для участия в студенческих выставках, чтобы они на своих работах научились тому, как надо грамотно оформлять композиции. Участие в выставке изобразительного искусства позитивно мотивирует студента, создавая у них чувство уверенности в собственных силах, побуждает к более интенсивным занятиям по специальным дисциплинам. Оно ориентирует их на развитие способности к самодвижению в собственной художественной деятельности и развитию основных умений в организации учебного выставочного пространства.

2. В настоящее время многие исследователи в области музейной педагогики разрабатывают понятие «интерактивность» применительно к выставочному музейному пространству (Артемов Е.Г., Мацкевич М.В., Столяров Б.А., Юхневич М.Ю. и др.). В широком смысле специалисты обычно определяют интерактивность как создание максимально комфортных и продуктивных условий для диалогического общения посетителя (разного возраста) с музейными предметами и произведениями искусства в реальном и виртуальном образовательном пространстве. Насыщенная программа музейной практики не всегда позволяет студентам самим апробировать и освоить эту продуктивную форму работы на практике. Тем не менее, будущий педагог ИЗО должен продумать какие интерактивные формы, например, викторины или игры могут быть интересны детям разного возраста на выставке. В этом плане музейными педагогами действительно накоплен многообразный материал (знакомство учащихся с какими-либо незнакомыми им художественными техниками, опыт применения их в небольшом практическом задании, а также, что может быть самое важное, первые шаги к диалогическому осмыслению увиденного на выставке). Это очень интересная и творческая работа может отчасти осваиваться в вузе, а затем апробироваться во время педагогической практики в школе.

Студентов также следует познакомить с точкой зрения, суть которой выражается в необходимости осторожного использования интерактивности в работе с учащимися. Нельзя концентрироваться только на развлечении, навязанная чрезмерная интерактивность способна отвлечь внимание детей собственно от созерцания и рефлексии по поводу увиденного. Ребенок, не принимающий участия в интерактивной игре, не является пассивным, так как внимательно рассматривает работу художника. Мы согласны с мнением А.В. Мацкевич, что восприятие и сопереживание произведения искусства - очень тонкий и всегда индивидуальный процесс, а интерактивное «вторжение» может просто разрушить это личностное пространство, прервать глубинный «разговор» ребенка с произведением искусства или даже не позволит этому диалогу начаться [15, с. 135-136]. Тем более, что язык изобразительного искусства метафорично насыщеннее и значительно сложнее, чем разговорный. На студенческие выставки, организованные в вузе можно и нужно приглашать учащихся общеобразовательных и художественных школ. Их проведение позволяет будущим педагогам практически закрепить некоторые обязательные составляющие такого рода учебной деятельности:

- студент должен подготовить теоретическую часть, которая должна дать учащимся представление о самой выставке, о ее участниках, конкретизировать событие, связанные с данной выставкой и т.д. К этой части проведения интерактивного занятия студенты отчасти могут быть готовы, так как изучают историю искусства и зна-

Shishkina Victoria Avenirovna THE ROLE OF STUDENTS ..

комятся с основными приемами анализа художественного произведения. Но им надо научиться тому как подготовить теорию вопроса, учитывая возрастные особенности и интересы учащихся.

- диалогическая часть представляет работу с произведениями и должна быть тщательно продумана. Ее осуществление должно вызвать живой интерес и эмоциональный отклик у учащихся. Здесь будущим педагогам можно также использовать какие-либо формы вовлечения учащихся в активное восприятие выставки. Это могут быть наводящие вопросы, загадки и викторины и т.д. К интерактивной составляющей обсуждения выставки следует готовиться заранее, поскольку в импровизации или просто сами собой удачные обсуждения выставок с учащимися не рождаются.

- в заключительной части могут принять участие несколько студентов в работе со школьниками. Они могут организовать проведение творческого задания. Например, научить детей какой-либо новой и несложной для них технике или выполнить для себя небольшой памятный сувенир, связанный с посещением студенческой выставки. Работа строится на обязательном учете возрастных особенностей учащихся. Поэтому будущим учителям потребуется арсенал средств, разработанных музейной педагогикой и психологией восприятия искусства в детском возрасте.

Проведение таких мероприятий в стенах вуза без сомнения имеет культурную и образовательную составляющую как для учащихся, так и для будущих учителей ИЗО. Занятия, проводимые в пространстве художественной выставки вуза, взаимно обогащают ее участников, позволяют расширить границы собственного педагогического опыта студентов, развивают их эстетические представления. Обычно такие публичные мероприятия обнажают успехи и проблемные точки в учебном процессе факультета. Перед педагогами вуза раскрывается пространство для профессиональной рефлексии, о том в каком направлении идти самим и развивать будущих учителей ИЗО дальше.

3. Общение с учащимися на художественной выставке может быть самым разным, включая диалогические ситуации, игры и т.д. Оно предполагает умение студентов отвечать на неожиданные вопросы детей [19]. Этому педагогов-художников также надо готовить в стенах вуза, чтобы затем апробировать во время прохождения педагогической практики. Наиболее распространенной формой работы с учащимися на выставке являются «ролевые игры». Умение создать игровое пространство вокруг предмета, сделать учащегося субъектом игровой ситуации и помочь ему в выработке личной точки зрения или приблизить к пониманию какого-либо явления в искусстве получается не сразу и не у всех студентов. Умение задумать игру, задать вопросы, которые разбудят фантазию детей можно использовать и в играх, и творческой деятельности. Неслучайно музейные педагоги особое внимание уделяют тем экспонатам на выставках, которые детям можно брать в руки, приводить в движение, осуществлять какие-либо игровые манипуляции и т.д. Они отмечают, что такие предметы могут быть использованы и в ролевых играх с известным или заданным ходом событий, а могут быть только с заданной начальной ситуацией, которую учащиеся должны изменить или продолжить [16, с.215]. Это требует от будущего учителя большой собранности, умения «подхватить» диалогическую ситуацию и развить ее, повернув в нужное русло. Умение провести небольшую беседу для детей на выставке также необходимо для будущего специалиста. Адаптировать материал для учащихся, продумать вопросы для них так, чтобы вызвать живой интерес и пробудить интерес к пристальному рассматриванию увиденных композиций. Учитель, проводящий беседу на выставке для детей не может быть просто транслятором знаний, так как его задача состоит в том, чтобы выстроить диалогическое пространство вокруг экспонируемых

работ совместно с учащимися, уметь услышать мнения и размышления детей, создавать и удерживать «зону ближайшего развития» [20]. Очевидно, что художественно-практическая деятельность в вузе будущих педагогов-художников - это тоже форма реального бытия. Такой же сравнительно малой формой можно считать и выставку, развернутую в стенах вуза, благодаря которой студенты и учащиеся, согласно Л.С.Выготскому, вступают в новые связи с внешним миром, изменяясь при этом духовно. Организация и качественное проведение выставки в стенах вуза - это процесс, требующий учета многих факторов и обязательной поддержки будущих педагогов-художников преподавателями вуза.

Выводы исследования и перспективы.

Художественная выставка для любого зрителя - это опыт личного соприкосновения с реальностью культуры и историей искусства, эстетический акт переживания времени и пространства, заключенный в художественных образах произведений искусства. Современная наука рассматривает выставку как явление, способное оказать существенное влияние на развитие художественно-педагогического образования, так как на выставке может быть реализована возможность выбора и укрепления собственных художественных и эстетических приоритетов в контексте общечеловеческих ценностей.

Педагогическая деятельность в пространстве студенческой художественной выставки - синтез воспитания, развития и обучения - ориентирована на эстетическое воспитание, художественное образование и творческое развитие личности учащегося и будущего учителя ИЗО. Это область научно-практической деятельности, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через организованный педагогический процесс. Качество работ в экспозиции, оригинальные игры и познавательные викторины, обязательное соединение выставки с заметными событиями, обязательно усилит ее резонанс в сознании всех участников, фиксируясь в памяти как значимое культурное событие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Калугина Т.П. Художественная экспозиция как феномен культуры: Музей: Сборник статей и публикаций / сост. А.С. Логинова. М.: Советский художник, 1988. С. 12 - 25.

2. Майстровская М.Т. Музейный образ - поиски и находки (экспозиционное искусство 90-х годов): Музейная экспозиция: тенденции развития / Музейная экспозиция: теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции: на пути к музею XXI века: сборник научных трудов. М.: Рос. ин-т культурологии, 1997. С.198-208.

3. Музейная экспозиция: Теория и практика: Искусство экспозиции: Новые сценарии и концепции: На пути к музею XXI века: Сборник научных трудов / отв. ред. Майстровская М.Т. М.: Рос. ин-т культурологии, 1997. 216 с.

4. Никишин Н.А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М.: НИИ культуры, 1989. С.7-15.

5. Калита С.П. Истоки художественных выставок (XVIII - начало ХХ века): Учебно-методическое пособие. М.: РУДН, 2012. 65 с.

6. Лысикова О.В. Музеи мира: учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». М.: Флинта: Наука, 2002. 73 с.

7. Мазный Н.В. Музейная выставка: История, проблемы, перспективы /под ред. Мазного Н.В., Полякова Т.П., Шулеповой Э.А. М.: Прайм, 1997. 211 с.

8. Столяров Б.А. Музейная педагогика: История, теория и практика: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2004. 216 с.

9. Некрасова-Каратеева О.Л. Организация конкурсов и выставок творческих работ студентов как метод профессиональной подготовки педагогов-художников /

Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена, 2011. С. 86-91.

10. Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования или «Как делать музей?». М.: РИК, 2003. 456 с.

11. Поляков Т.П. Мифологическое сознание и музей ХХ1 века // Музееведение. М.: Рос. ин-т культурологии, 1989. С. 148-156.

12. Торопова Е.О. Художественная выставка. Методика организации экспозиции. СПб.: Март Инфо, 2003. 44 с.

13. Турчин В.С. Рама - пространство - картина (Из истории картинных рам) // Декоративное искусство СССР. 1971. № 8 (165). С. 32-37.

14. Фролова О. Рамы и стили //Антиквариат. 2004. № 5 (17). С. 7-24.

15. Мацкевич А.В. Интерактивность в музее: Прямая и обратная перспектива. Музейный просвет: Сборник статей / под ред. Пиотровского М.Б., Никоновой А.А. СПб.: НИИ культуры. 2009. С. 134-141.

16. Шапошникова М.В. Интерактивные формы работы со школьниками на музейных экспозициях: Музейный просвет: Сборник статей / под ред. Пиотровского М.Б., Никоновой А.А. СПб.: НИИ культуры. 2009. С. 214-216.

17. Некрасова-Каратеева О.Л. Детское творчество в музее. М.: Высшая школа, 2005. с. 208.

18. Кравченко К.А. Пути совершенствования художественно-педагогического образования // Философия образования. 2014. № 5. С. 117-127.

19. Горшкова В.В. Педагогика диалога: Инновационные образовательные технологии. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во К-на-Амуре пед. ун-та, 1997. 125 с.

20. Выготский Л.С. Психология искусства. С-Пб.: Азбука, 2000. 416 с.

Статья поступила в редакцию 28.01.2018

Статья принята к публикации 28.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.