АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 4 (30) 2014. с. 46-48. Экологическое образование
УДК 372.016:514
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ О ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Елена Александровна Галкина ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им.
В.П.Астафьева» [email protected] Анастасия Викторовна Лукина КГБОУ ДОД Красноярская станция юных натуралистов [email protected]
естественнонаучная грамотность, экологическая культура, компетентностный подход
Естественнонаучная грамотность является основой для формирования экологической культуры личности. Проведенные исследования позволили выявить структурные компоненты, определяющие данное понятие, описать параметры составляющих элементов. Вопросы естественнонаучной грамотности напрямую определяют цели, содержание и технологическое обеспечение современного естественнонаучного образования.
TEACHING BASIC CONCEPTS ABOUT SCIENTIFIC COMPETENCE OF A STUDENT'S PERSONALITY Galkina Elena Alexandrovna Krasnoyarsk state pedagogical University [email protected] Lukina Anastasya Victorovna Regional Centre for young naturalists [email protected]
scientific competence, environmental culture, competence-based approach
Scientific competence is the basis for the formation of ecological culture of personality. Research has helped to identify the structural components that define this concept, to describe the parameters of the constituent elements. Issues of scientific competence directly define the objectives, content and technological provision of modern science education.
В настоящее время наблюдаются интенсивные процессы дифференциации и интеграции в сфере обнаружения и атрибуции различных видов грамотности [6]. С середины 1960-х годов в научный обиход вошло терминологическое сочетание «функциональная грамотность», под которой понимается способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде [3]. В связи с постоянно увеличивающимся влиянием достижений естественных наук, которые становятся фактором стратегического и технического престижа, обеспечивающим технологическую модернизацию любого государства [8], особое значение приобретает понятие естественнонаучной грамотности.
Цель данного исследования - обоснование целостного понятия «естественнонаучная грамотность» личности, являющегося основой для создания методов ее формирования и развития, а также диагностики эффективности данных процессов.
В ходе теоретического обобщения были выявлены структурные компоненты, составляющие данное понятие и определены их параметры.
Естественнонаучная грамотность - фундамент, на котором базируется дальнейшее образование и успешная профессиональная деятельность специалистов многих профессий
(медицина, лесное и сельское хозяйство, экологические службы и пр.). Естественнонаучная грамотность является характеристикой, отражающей уровень культуры индивида и общества, проявляющейся в его способности к поддержанию инновационной деятельности, основой для формирования экологической культуры [1]. В связи с чем, мы разделяем высказанное ранее мнение [7], что формирование естественнонаучной грамотности является основной целью изучения предметов естественнонаучного цикла в основной школе.
Вопросы естественнонаучной грамотности напрямую затрагивают вопросы целей, содержания и технологического обеспечения образования.
Привлечение внимания к термину естественнонаучная грамотность связано проведением глобальных международных исследований достижений образования по математике и естественным наукам TIMSS (Third International Mathematics and Science Study) и программе оценки учащихся PISA (Programmer for international Student Assessment).
В рамках данных исследований естественнонаучной грамотностью понимается способность и готовность учащихся применять полученные в школе естественнонаучные знания в жизненных ситуациях [2].
Анализ литературных источников позволяет говорить о недостаточной проработанности терминологии. Так, в работе Иванчиковой [4] процесс формирования естественнонаучной грамотности описан как «специально организованное взаимодействие преподавателя и студентов с целью формирования естественнонаучных знаний, умений, навыков, способов деятельности и поведения по сохранению единства и целостности организма детей и подростков». Прочие литературные источники содержат определение, применяемое в исследовании TIMSS и программе оценки учащихся PISA [5,7].
Приведенные понятия позволили выделить в естественнонаучной грамотности следующие составляющие элементы:
- знание и приемлемое использование в своей деятельности базовых естественнонаучных понятий, фактов, законов.
- понимание основных особенностей естественнонаучного метода познания, владение основами естественнонаучного эксперимента, умение получать, отбирать и анализировать естественнонаучные данные;
- способность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе повседневной деятельности, в том числе социальных и политических событий;
- способность понимать печатные тексты и устные сообщения естественнонаучного характера и критически оценивать валидность представленной информации исходя из ее источника и методов получения;
- готовность вступать в устную и письменную коммуникацию относительно естественнонаучных проблем: формулировать собственные и оценивать чужие аргументы, основанные на фактических данных, сделанные по их результатам выводы.
Поскольку элементы естественнонаучной грамотности, учитываемые в международном исследовании TIMSS и программе оценки учащихся PISA, сами по себе имеют комплексный, достаточно сложный характер, для удобства разработки методов ее формирования, развития и диагностики представляется целесообразным выделить составляющие ее компоненты.
Так в связи с тем, что естественнонаучная грамотность является грамотностью, обусловленной ориентацией в конкретной научной области (естественные науки), возникает необходимость выделить «знаньевый» компонент - владение базовыми естественнонаучными понятиями, фактами, законами. Наиболее современной, дидактически обоснованной и объективной формой диагностики «знаньевого» компонента в настоящее время признается тестирование [9].
Компетентностный компонент - умение применять имеющиеся знания к жизненным ситуациям (т.е. собственно функциональная грамотность). Данный компонент в значительной степени перекликается с пониманием естественнонаучной грамотности, применяемым в международных исследованиях достижений образования по математике и естественным наукам TIMSS (Third International Mathematics and Science Study) и включает
ряд компетентностей, которые находятся в полном соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов [7]. Результаты исследования TIMSS выявили дефициты российских учащихся в сформированности ряда важных умений, как: осуществлять поиск информации по ключевым словам; анализировать процессы проведения исследований; составлять прогнозы на основе имеющихся данных; выявлять научные факты и данные исследований, лежащих в основе доказательств и выводов; интерпретировать графическую информацию; проводить оценочные расчеты [1,5].
Компетентностный компонент естественнонаучной грамотности в значительной мере основан на уровне развития соответствующего мышления [9], а для его диагностики уместно применение компетентностно ориентированных заданий, основанных на моделировании практических ситуаций, и построенных на актуальном для обучающихся материале [1].
Кроме того, мы предлагаем выделять в естественнонаучной грамотности аффективный компонент, основанный на понимании значимости естественных наук для современной цивилизации, включении естественнонаучных знаний в систему личных жизненных ценностей. Диагностика аффективного компонента может быть построена на индикации образовательной активности личности в получении дополнительных знаний, (например, через участие в научных экспериментах, конкурсах, конференциях, диспутах и прочее), готовности проявлять собственную позицию при рассмотрении проблем, лежащих в области естествознания и т.д.
Примечательно, что хотя аффективный компонент не присутствуют напрямую в исследованиях PISA, в анкетах, которые предлагают заполнить участникам исследований, содержались вопросы, позволяющие понять отношение к естественнонаучным знаниям. Результаты анализа ответов показали что, потенциальные возможности к продолжению естественнонаучного образования продемонстрировали только 20% российских учащихся. В то же время в среднем по странам, принимавшим участие в исследовании эта группа составляет более 29%, а в отдельных территориях, например, Шанхай (Китай), Финляндия, Гонконг (Китай), превышает 45%. Примечательно, что эти же территории являются лидирующими по средним показателям естественнонаучной грамотности в мире [2].
Таким образом, под «естественнонаучной грамотностью» мы предлагаем понимать интегральную характеристику личности; единство знаний, умений и позитивной ценностной оценки достижений естественных наук, которое проявляется в способности и готовности личности использовать имеющиеся естественнонаучные знания для решения теоретических и практических задач, возникающих в ходе деятельности.
Литература
1. Бородин М.Н., Пентин А.Ю., Цветкова М.С., Елизаров А.А. Концепция естественнонаучной грамотности и ее реализация в УМК «Школа БИНОМ»// интернет - газета Лаборатория знаний вып.-4. - апрель 2012 gazetaibz.ru
2. Демидова М.Ю., Ковалева Г.С. Естественнонаучная подготовка школьников: по результатам международного исследования PISA. //Народное образование №5 2011, С.157 - 166
3. Ешимова У.З. Концепция естественнонаучного образования в 12-летней школе республики Казахстан // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 6.С. 117-120
4. Иванчикова Е.Н. Моделирование процесса формирования естественнонаучной грамотности студентов педвуза // Известия Российского государственного Педагогического университета им. Герцена, 2007, т.16, №40, - С.413 - 416.
5. Ковалева Г.С. Изучение естественнонаучной грамотности в рамках Международной Программы PISA// Естествознание в школе» - 2004. - №2. - С.15-19.
6. Колесникова И.А. Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия // Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 2, 2013, DOI: 10.15393/j5.art.2013.2091
7. Пентин А.Ю. От задачи формирования естественно-научной грамотности к необходимым компетентностям учителей естественно-научных дисциплин\\ Естественные науки (интернет-издание для учителей) 19.10.2012
8. Старостина С.Е. Естественнонаучное образование как фактор экономического развития общества и становления современной личности // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8 - стр. 56-60
9. Шамина С.В. Формирование естественнонаучного мышления студентов в рамках различных вариантов интеграции содержания физического образования // Народное образование №1, 2011, С 53-58.