Формирование элементарных представлений экологической грамотности
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
Савельева Светлана Вадимовна ([email protected])
ГОУ Республики Марий Эл «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа города Йошкар-Олы № 2 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
В данной публикации изложен опыт по созданию экологически развивающей среды в группе продленного дня коррекционной школы VIII вида, экологизации различных видов деятельности, повышение экологической грамотности детей с ОВЗ посредством привлечения информационнокоммуникационных технологий.
In the given publication the experience on creation ecologically is stated Developing spaces in group of the prolonged day of correctional school VIII of a kind, increase of ecological representations of children with infringements of intelligence by means of attraction of communication technologies.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования детей с ОВЗ является правильная организация развивающей среды. В ходе изучения экологических проблем необходимо формировать грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка, создавать условия для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения.
Экологически развивающая среда в школе должна способствовать развитию познавательной активности ребенка, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, формированию нравственных качеств, формированию экологически грамотного поведения, экологизации различных видов детской деятельности. Данная тема особенно актуальна в настоящее время, так как в мире резко ухудшается экологическое состояние окружающей среды, и никогда раньше так остро не стоял вопрос охраны природы. Необходимость повышения грамотности в данной области каждого человека диктует время.
Целью экологического воспитания детей с нарушениями интеллекта является формирование элементарных представлений об экологической грамотности, ответственного отношения к окружающей среде.
По данному направлению каждым воспитателем проводится работа на занятиях в ГПД. Учитывая современные требования к учебно-воспитательному процессу, реализация данной программы осуществляется с привлечением современных методов обучения и, в частности, с применением информационно-коммуникационных технологий. Данная программа по экологическому воспитанию отличается от ранее существующих тем, что на занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают элементарными навыками общения с компьютером через различные игры, задания экологической направленности. У детей на таких занятиях развивается познавательная деятельность, происходит коррекция основных психических функций, а также проявляется отношение к объектам природы. Дети совместно с воспитателем учатся делать несложные презентации экологической направленности. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений, выполняя программированные задания. В систему экологического развития детей
включаются занятия не только познавательного цикла (беседы), но и такие виды, как игровые, трудовые, по художественной деятельности, физкультурные (экологооздоровительные). На всех видах занятий возможно использование компьютера и компьютерных продуктов.
Все занятия между собой связаны и усложняются как по содержанию, так и по уровню овладения знаниями, умениями, навыками детьми с ОВЗ.
Программа рассчитана на работу с учащимися с ОВЗ начальных классов в возрасте от 9 до12 лет. Данный возрастной отрезок детей с ОВЗ наиболее благоприятен для воспитания экологической грамотности, так как младшие школьники уже способны оценить красоту окружающей природы, способны сосредоточить внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности. Формируется умение сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.
Программа рассчитана на 3 года.
Природа, мы твои друзья! (воспитательное занятие с применением ИКТ)
Ход занятия.
Слайд № 1. Вводная беседа.
СТАРТ: Чтобы отправиться в путешествие, послушайте и скажите, о чем говорит поэт?
Слайд № 2.
Даль степей безбрежная,
Ширь полей раздольная,
Песня соловьиная в тишине дубрав....
СТАНЦИЯ 1: «Загадочная» (названия станций оставлять на доске)
Ведущий: Почему так называется станция? /Потому, что будем отгадывать загадки. / Загадки. СТАНЦИЯ 2: «Хорошо-плохо».
Игра:
Ребята, вы видите на экране разные ситуации. Если в сюжете помогают природе, берегут ее, то вы должны поднимать зеленые квадраты - это цвет защитников природы. Если в сюжете люди наносят вред природе, то вы поднимаете красный треугольник.
С ю же ты .
Слайд № 3
Дети подкармливают птиц зимой.
Слайд № 4
Дети разводят огонь в лесу.
Слайд № 5 Вырубка леса.
Слайд № 6
Девочка кормит из рук белку.
Слайд № 7
Дети сажают деревья.
Слайд № 8
Из трубы в речку льются отходы завода.
Слайд № 9
Дети рвут цветы в лесу, в поле.
СТАНЦИЯ 3: «Дорисуй-ка».
СТАНЦИЯ 4: «Музыкальная».
СТАНЦИЯ 5: «Четвертый лишний».
Ведущий: Что будем делать на этой станции? Прочитайте слова.
Слайд № 10
Волк, лиса, медведь, корова (почему?); дикие - домашнее животные.
Слайд № 11 (проверка).
Слайд № 12. Крыжовник, черника, земляника, малина. (почему?); садовые - лесные ягоды.
Слайд № 13 (проверка).
Слайд № 14. Ель, сосна, береза, пихта (почему?); хвойное - лиственные деревья (проверка).
Слайд № 15. Сливы, яблоко, груша, лук. (Почему?); фрукты - овощ.
Слайд № 16 (проверка).
Слайд № 17. Подберезовик, волнушка, сыроежка, мухомор. (Почему?);
Слайд № 18 (проверка).
Слайд № 19. Воробей, соловей, иволга, грач. (Почему?); перелетные - неперелетные.
Слайд № 20 (проверка).
Вывод: Что мы делали на этой станции?
СТАНЦИЯ 5: «Воздух, земля, вода».
Ведущий: А на этой станции мы отдохнем.
СТАНЦИЯ 6: «Пантомима».
Ведущий: Изобразить животное.
ФИНИШ.
Ведущий: Ребята, о чем мы сегодня говорили?
Как надо относиться к природе?
Как нужно относиться к собственному здоровью?
Мальчики прочитают стихотворение о природе: БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ.
Слайд 21: Ах, если б мы беречь умели Клочок доверенной земли,
Слайд 22: Березки эти, эти ели
И травы, что к ногам легли!
Слайд 23: Ах, если б мы ценить умели Всю красоту родной земли,
Слайд 24: То трубы, словно шрам на теле,
На лик прекрасный не легли!
Слайд 25: Ах, если б мы беречь умели И чистоту, и свежесть вод,
Слайд 26: Не провели б тогда к озерам Наш бытовой грязеотвод.
Слайд 27: Мы верим: разум победит,
И будет свет в конце тоннеля.
Пока огонь в сердцах горит,
Надежда есть, что мы сумеем Живой природу сохранить!
Литература
1. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня / авт.-сост. Н. А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2005. -Вып. 1.
2. Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. - М.: ЦГЛ, 2003.
3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. - М.: ВАКО, 2008.
4. Экологические сказки / сост. Г. А. Фадеева. - Волгоград: Учитель, 2005.
5. Занимательная экология: комплект рабочих листов для занятий с детьми / авт.-сост. Е. А. Щербанёва. - Волгоград: Учитель, 2008.
6. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. - М.: АРКТИ, 2005.
7. Компьютер в изучении, обучении и реабилитации детей со специальными образовательными потребностями. - Йошкар-Ола, 2003.