Научная статья на тему 'Формирование экономико-рачительного отношения к результатам труда в творчестве таджикско-персидских мыслителей средневековья'

Формирование экономико-рачительного отношения к результатам труда в творчестве таджикско-персидских мыслителей средневековья Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
127
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМОСТРОЙ / РАЗВИТИЕ И ПРОЦВЕТАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ECONOMIC DEVELOPMENT AND PROSPERITY / МЕТОД ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / УСЛОВИЯ ЖИЗНИ / РЕМЕСЛО / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА / LABOR DISTRIBUTION / ПОТРЕБНОСТЬ / NEED / ТОВАР / GOODS / УСЛУГ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ТРУДА / SPECIALIZATION OF LABOR / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ОБЩЕСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / PUBLIC RELATIONS / THE HOUSEHOLD MANAGEMENT CODE / METHODS OF MANAGEMENT / LIFE CONDITION / HANDICRAFT / SERVICE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Файзалиев Дж Х., Назаров Дж Ш.

В статье рассматривается формирование эко номи ко-рачительного отношения к результатам труда в творчестве таджикско-персидских мыслителей Средневековья, а также их влияние на развитие и процветание экономики, достижение высоких ступеней развития существующего метода хозяйствования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ECONOMICAL AND EFFICIENT RELATION TO LABOR OUTCOME IN WORKS OF TAJIK-PERSIAN THINKERS OF MEDIEVAL

Formation of economical and efficient relation to labor outcome in works of Tajik-Persian thinkers of medieval and also economics development and prosperity, achievement of high phase development of existing methods of management are discussed in this article

Текст научной работы на тему «Формирование экономико-рачительного отношения к результатам труда в творчестве таджикско-персидских мыслителей средневековья»

УДК 330.811.2 ББК 74.03(3)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКО-РАЧИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ТРУДА В ТВОРЧЕСТВЕ ТАДЖИКСКО-ПЕРСИДСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

FORMATION OF ECONOMICAL AND EFFICIENT RELATION TO LABOR OUTCOME IN WORKS OF TAJIK-PERSIAN THINKERS OF MEDIEVAL

Дж. Х. Файзалиев, Дж. Ш. Назаров

В статье рассматривается формирование экономико-рачительного отношения к результатам труда в творчестве таджикско-персидских мыслителей Средневековья, а также их влияние на развитие и процветание экономики, достижение высоких ступеней развития существующего метода хозяйствования.

J. Kh. Fayzaliev, J. Sh. Nazarov

Formation of economical and efficient relation to labor outcome in works of Tajik-Persian thinkers of medieval and also economics development and prosperity, achievement of high phase development of existing methods of management are discussed in this article.

Ключевые слова: домострой, развитие и процветание экономики, метод хозяйствования, условия жизни, ремесло, распределение труда, потребность, товар, услуг, специализация труда, сотрудничество, толерантность, общественные связи.

Keywords: the Household Management Code, economic development and prosperity, methods of management, life condition, handicraft, labor distribution, need, goods, service, specialization of labor, cooperation, tolerance, public relations.

аокументы и исторические памятники, дошедшие до наших дней и относящиеся к арийским народностям, свидетельствуют о том, что жилищные во-правила ведения хозяйства (домострой) были важными и очень значительными в жизни этих народов. Описания решения жилищных проблем встречаются в таких произведениях, как «Брахманский закон Ману», «Авесто» Заратуштры и в «Коране». Таджикско-персидские мыслители в странах Востока и Центральной Азии большую часть исследований посвящали самому важному вопросу в жизни общества - проблеме решения жилищного вопроса.

Также можно доказать существование этой проблемы и попытки ее решения в трудах Абунасра Фороби, Абу-райхон Беруни, Закариё Рози, Абуали ибн Сино (Авиценна) и огромного количества других писателей-ученых, что свидетельствует о том, что развитие и процветание экономики, достижение высоких ступеней развития существующего метода хозяйствования заставили прибегнуть мыслителей к такого рода исследованиям.

Согласно взглядам выдающегося мыслителя Закариё Рози, порядочные и духовно чистые люди тратят свои силы и энергию не для удовлетворения собственных потребностей, а для пользы людей, улучшения условий жизни других членов общества, себе подобных. Только при этом условии человечество сможет развиваться, эволюционировать.

Закариё Рози довольно искусно описывая общий и общественный характер человеческого труда, пишет: «Требуется стремление множества людей для обеспечения

жизненных условий одного человека и наоборот, стремление одного человека ради жизни других людей. Конечно, возможно ли одному человеку самого себя и кормить и одевать и создавать жилищные условия для себя. Но этот один человек обязательно сможет овладеть каким-нибудь ремеслом. Если он станет крестьянином, то не сможет быть строителем, а если он прядильщик, то он уже не воин и т. д.» [1, с. 2]. Как мы видим из приведенного отрывка, Закариё Рози объясняет распределение труда между людьми. В дополнение к этому он подчеркивает, что разделение и специализация труда вызваны различиями в потребностях и нуждах людей, и для исполнения их желаний нужно будет выполнить самые разные работы.

Закариё Рози придает сотрудничеству и толерантности между людьми самое главное и решающее значение. Может быть, поэтому он отмечает: «Если человек потерял общественные связи, прекратил сотрудничество и утратил толерантность, его жизнь становится абсолютно никчемной и некомфортной, как жизнь дикого зверя» [1, с. 32].

По мнению Фороби, люди способны изучить различные профессии и ремесла и овладевать ими. Постоянные и каждодневные старания и труд оттачивают их мастерство и способствуют их профессиональному росту и расширению возможностей. В развитом государстве каждый гражданин занимается тем видом ремесла и профессии, к которым он лучше всего подготовлен.

Один из известнейших, видных и выдающихся исследователей своего времени Абурайхон Беруни об эконо-

мике отдельно не писал, но некоторые его мнения и мысли, которые он приводит в произведении «Осор-ул-бокия», посвященном минералогии, являются довольно интересными и считаются открытиями в этой области.

Мыслитель неоднократно подчеркивал, что человек как сознательное существо отличается от животных. Он считал, что людям свойственна потребность собираться вместе для организации общественных мероприятий. Этим человек отличается от всех других существ. Таким образом, Беруни описывает людей как членов человеческого общества, которым свойственно объединяться.

Абурайхон Беруни видит одну из причин объединения людей в общества в их бессилии и беспомощности в обеспечении собственной жизни. Он подчеркивает, что отдельно взятые и одинокие люди не могут удовлетворить сами свои потребности. Эти потребности самые различные, и поэтому люди объединяются друг с другом, создавая общество. Беруни в своей книге «Китоб-ул-^амоьир фи маърифат-ул-^авоьир» («Книга о государстве и его сущность познания») указывает: «Потребностей много и они самые различные и люди смогут, объединившись, их удовлетворить» [2, с. 50-51].

По мнению Абурайхон Беруни, объединение и солидарность в производстве возникли как естественная потребность в охране жизни, в защите от опасностей и в обеспечении продуктами труда. То есть потребность в безопасности и комфортной жизни заставляет людей ладить друг с другом и держаться вместе.

Абуали ибн Сино в трактате «Тадбири манзил» говорит, что Бог одарил человека такими качествами, благодаря которым человек во всей Вселенной занимает самое высокое положение. Преимущества человека ученый видит в его трудовой деятельности. Благодаря результатам своего труда производитель богатств - человек становится обладателем также безграничных возможностей. Таким образом он может обеспечить свое спокойное и безбедное существование. В трактате Авиценны мы читаем: «Жизнь человека благодаря этим стараниям становится лучшей и более обеспеченной, использование в полной мере своих умственных способностей, которые есть результат мощи и энергии и тесно связаны с высокой нравственностью и духовностью, способствует тому, чтобы жизнь становилась краше и привлекательнее» [3, с. 15].

С целью лучшего описания Авиценна прибегает к сравнению. Он сравнивает человека с животным и показывает, что люди, будь то царь или простой крестьянин, ежедневно нуждаются в еде, питье и в безопасности. Кроме того, люди добывают пищу по-другому, чем животные. Авиценна пишет: «Животное во время голода и жажды начинает двигаться и искать пищу и питье, а как только удовлетворяет свой голод и жажду, возвращается на прежнее место и предается отдыху, и только когда опять испытывает голод, начинает поиск пищи и воды. Он не заботится о том, чтобы остатки пищи хранить и запасать на будущее. Животные не знают, что опять появится нужда в пище и в воде» [3, с. 15].

Авиценна рассматривал вопросы экономики, воспитания и поведения во взаимосвязи. Он говорит, что кон-

троль и управление своими желаниями для мужчин является одним из важнейших вопросов. Мыслитель показывает, что если часть человеческих желаний является обязательным и нужным, то другая часть желаний является низким и излишним. Так, если мужская похоть не будет обуздана и управляема, будут допускаться недостойные поступки, которые вызовут дисбаланс и нарушение устоявшегося порядка и как следствие возникнет множество противоречий и проблем. Он восклицает: «Это желание должно быть под контролем разума» [3, с. 17].

Авиценна подчеркивает, что обеспечение народа достигается двумя путями. Первый - приобретение в собственность имущества и земли и их использование как источника каждодневного дохода. Другой путь - это какое-либо занятие и труд. Из числа тех, кто выбрал какое-то занятие, могут заниматься промышленностью и торговлей. И здесь он подчеркивает, что промышленность является более подходящим и надежным: «Промышленность более доказательна и устойчива, чем торговля, так как в ней больше элемента доверия и развития. Торговля осуществляется посредством товара, и его сбыт зачастую зависит от спроса и предложений, что не является гарантией постоянной востребованности, также торговец может просто его потерять и остаться без капитала. Но в промышленности не так, ее владелец может изучить данную область и без всякого имущества и капитала может ею воспользоваться» [3, с. 20].

Низомулмулк как ученый и мудрый визир (министр), говорит, что руководители, лидеры и должностные лица, которые напрямую имеют дело с постановлениями, приказами и решениями, должны каждодневно совещаться с мудрецами, со сведущими, опытными, дальновидными людьми: «Царю, прежде чем начать какое-либо дело или решать важный вопрос, необходимо созвать совет со старцами, государственными советниками, со своими сторонниками, где они должны выслушать и узнать мнения друг друга, сопоставить их, обсудить вопрос сообща. Принятие решения без предварительного обсуждения и совета говорит о слабости воли и желания правителя, и такого человека считают "своевольным себялюбом". Как ни одно дело невозможно выполнить без участия людей, так и ни одно предприятие без совета и консультации не достигнет успеха» [4, с. 78].

Мыслитель в другом месте подчеркивает: «Должны вести подсчет и учет имущества во владениях - областях и знать общее количество и расходы. Выгода от этого в том, что можно установить точное количество расходов и сократить их...» [4, с. 174]. Такое ведение дел позволяет сравнивать, взаимозаменять и стабилизировать приход и расход. Все это должно быть зафиксировано в документе. В этом случае излишества и недостатки будут точно выявлены. В любой области хозяйства, в том числе приход и расход товара, создание запасов и казны и т. п., должен быть порядок. Тогда облегчается ведение дел и уточняется их выгода.

Для знакомства с убеждениями и взглядами Абухо-мид Газзоли по вопросу профессии предлагаем один из его рассказов, который приводит Муртазо Мударрис Ге-

лони: «Исо алайх-с-салам (Мир от Бога с ним), увидев мужчину, спросил: "Что ты делаешь?" Тот ответил: "Поклоняюсь". - "Как же ты находишь еду?" - "У меня есть брат, который дает мне еду". - "Твой брат благочестивее и набожнее тебя!" Умар (р) говорит: "Не оставляйте свою профессию и не говорите, что Аллах даст пропитание, так как Аллах не отправит с неба серебро и золото"».

Учитывая важности овладения профессией и ремеслом в своем труде «Кимиёи саодат» («Эликсир счастья»), Газзоли пишет: «И мудрый Лукмон завещал своему сыну: "Не оставляй свою профессию, так как тот, кто станет нищим и окажется в затруднительном положении, в глазах народа будет выглядеть человеком с сомнительным вероисповеданием, ум его слабеет, человечность и благородство у него ложное, и люди будут смотреть на него с презрением"» [5, с. 14-15].

Согласно представлениям Газзоли, для того, чтобы товар действительно покупался и продавался и покупатель от этого не пострадал, а, наоборот, был доволен, нужны следующие условия: предлагаемый товар не должен быть нечистым и нечестно приобретенным. Выставляемый на продажу товар в обязательном порядке должен иметь свои достоинства, то есть должен быть полезным и выгодным для покупателя. Предлагаемый товар должен быть собственностью продавца, а не результатом воровства, грабежа, обмана и уловок. Товар должен реально присутствовать и быть готовым к продаже, и его предоставление покупателю должно быть возможным. Продавцу не пристало чрезмерно хвалить свой товар, а в случае присутствия дефекта и недостатков он должен предупреждать покупателя.

Газзоли не только проанализировал совокупность экономических отношений людей и описал их с точки зрения ислама, но и написал научный труд, в котором впервые в истории цивилизации Востока и Запада использовал термин «экономика».

Мухаммад Газзоли от имени Пророка заявляет: «Кто сорок дней держит пищу, чтобы она выросла в цене, и на вырученные деньги собирается подавать подаяние, то это не будет считаться подаянием. И сказал Пророк: "Кто сорок дней держит пищу с целью получить прибыль, вызывает отвращение у Бога, и сам питает отвращение к Богу... Кто покупает пищу, везет в какой-то город и продает за сегодняшнюю стоимость, равноценно подаянию"» [6, с. 425].

В описании Газзоли дальновидный и находчивый торговец тот, кто не присваивает чужое, в отношении покупателя не допускает обмана и неучтивости, наоборот, болеет душой за людей, помогает им, заботится о детях, об инвалидах, поддерживает немощных, идет на уступки, никогда не повышает цену в ущерб людям.

Кайковус, как другие мыслители того времени, придерживался мнения, что люди имеют потребность к государственности, а государство не может существовать без предводителя, так как предводители выполняют задачу руководителя: регулируют порядок, обеспечивают безопасность и защищают интересы людей. Ученый, переходя к описанию ремесленного мастерства, покорности, скромности и кротости, показывает, что ремесло является

для всех людей необходимым и обязательным: «Знай и будь осведомлен о том, сын мой, что люди, не имеющие профессии, бесполезны, как бот (род колючего кустарника), который, имея ствол, не дает тени, то есть ни себе пользы, ни другим» [4, с. 16].

Накопление, то есть собирание продукции и товара, является одним из важных вопросов во все периоды развития ведения хозяйства. Кайковус, обращаясь к сыну, пишет: «Сын мой, не будь несведущим в приобретении имущества. и если собрал, то умей сберечь, чтобы не отдавать первому же попавшемуся глупцу. Сберечь (сохранить) труднее, чем приобретать» [7, с. 57].

Здесь ученый говорит, что в случае больших расходов и потерь снова нужно восстанавливать товар, меньше тратить и больше собирать. Эти указания сделаны с целью большего приобретения имущества, приносящего прибыль, чтобы утрата продукции не привела хозяина к разорению и нищете. Но он подчеркивает, что обогащение и развитие дела должно происходить не за счет других, а за счет упорного труда, преодоления преград, трудностей и лишений. Его наставления воспитывают лучшие человеческие качества - существовать исключительно за счет своего труда и стараний.

Кайковус характеризирует торговлю как ремесло, профессию. Но наряду с этим он признает, что это не настоящее ремесло и профессия. Из этого следует, что одностороннее толкование торговли не соответствует истине, потому что торговля действительно многогранна. В результате стараний торговцев - купцов люди из разных мест имеют возможность пользоваться произведенными благами друг друга.

Насриддин Туси для анализа социально-экономических вопросов на первый план ставит добровольное объединение людей и созданное ими государство. По его мнению, государство может появиться тогда и там, где люди добровольно придут к решению объединиться в свою пользу и в пользу своих единомышленников. «Ни один человек не достигнет совершенства и победы в одиночку, поэтому возникает неизбежная необходимость людей в единстве, которое приведет их к сотрудничеству и к товариществу» [8, с. 195].

Насриддин Туси, останавливаясь на вопросах богатства и капитала, бедности и нищеты, показывает, что если не будет согласованности между трудом и его оплатой, не будет справедливости. Отношения между классом трудящихся и правителей тоже зависят от этой ситуации. Он подчеркивает, что богатство и нищета взаимосвязаны. Нахождение в распоряжении малочисленных богачей большого состояния, имущества и владений тоже несправедливо и бесчестно. Он пишет: «.принуждение и насилие - это выгода, которая приобретается путем присвоения чужого, обмана при взвешивании на весах, это кража и непорядочность» [8, с. 36].

По мнению Насриддина Туси, способ производства благ важнее всех жизненных проблем и вопросов людей. И по этой причине, по его утверждению, профессии и ремесла должны находиться в высокой степени развития, так как только благодаря им жизненные блага становятся обильными и жизнь семей обеспеченной.

Саади Шерози посредством нравоучения наставляет, что труд и трудолюбие выше и полезнее всего на свете. В наставлениях и писаниях великих представителей науки и культуры приводится много тонких, остроумных высказываний по вопросам определения цены услугам и товарам согласно труду и затратам, а так же вопросам предельного завышения цены во время продажи товара и несправедливого занижения цены в момент покупки. В этой связи Саади также приводит рассказ о соблюдении меры и справедливости. В нем рассказывается, что правитель-тиран покупал дрова у дервишей по очень низкой цене. А когда что-то продавал, старался максимально уменьшить количество товара. Праведный человек уподобил его жалящей змее и сдирающей сове. В один из дней загорелся его дровяной сарай и от его имения и имущества остался один пепел. Когда злодей искал источник пожара, случайно проходил мимо тот праведник и объяснил, что огонь загорелся от дыма горечи и негодования людского. Этот рассказ Саади имеет очень глубокий смысл и тонко намекает, что злодеи и разжигатели сами тоже могут подвергаться гнету и насилию, а грабители будут ограблены.

В третьей главе «Гулистана» Саади приводит такой рассказ. Один бедуин рассказывал в кругу людей из Басры о том, как однажды в пустыне заблудился, остался без воды и пищи и нашел мешок жемчуга. Сначала очень обрадовался, что в мешке может оказаться пшеница, но увидев жемчуг, отчаялся.

Рассказ завершается четверостишием:

Дар биёбони хушку реги равон,

Ташнаро дар дахон чи дур, чи садаф.

Марди бетуша, к-уфтод аз пой,

Бар камарбанди у чи зар, чи хазаф.

В безводной пустыне и жемчуг с ракушкой

Кажутся ценностью равной, единой.

Не все ли равно им, дороги не знающим,

Кисет у них с золотом или же с глиной?

Из этого четверостишия следует, что цена серебра, золота и жемчуга определяется соответственно спросу, и для голодного и испытывающего жажду эти драгоценности никакого достоинства не имеют (ничего не значат). Этот пример дает возможность описать ученикам относительность свойств потребительского значения товара.

Хусайн Воиз Кошифи пишет, что выбор профессии и ремесла - это выбор всей жизни, и поэтому к этому вопросу надо относиться со всей серьезностью и очень обдуманно. Так как в большинстве случаев выбор профессии и ремесла, как извечное и неизменное явление и предписание, определяет все течение и ход человеческой жизни. То есть выбор профессии должен состояться в соответствии с тем, что «...каждый, кто получает выгоду и не приносит пользы, тот не работал. Кто не занят работой и не владеет профессией, тот обременяет людей своими проблемами и своим существованием может стать обузой и причиной трудностей людей, что не принято в священном учении...» [9, с. 89].

В связи с профессиями и ремеслами он также говорит, что в торговых отношениях надо соблюдать справедливость и поступать по совести. Он подчеркивает, что хозяин товара, производитель изделия никогда не должен стремиться разрешить дело только в свою пользу, так как хитрость, ухищрения и путь обмана - это не путь благородных и великодушных мужей.

Говоря о залоге и нарушении данного слова, Кошифи предлагает один рассказ. В нем говорится, что сын эмира Балха в один из дней вышел на прогулку. Проходил он мимо одного сада. В саду старик суетился и старался посадить деревья. Юноша, увидев старца, воскликнул: «Эй, старец, ты почему в таком преклонном возрасте сажаешь деревья, ведь ты очень стар?» Старик сказал: «Мы ели плоды деревьев, посаженных другими. Теперь мы сажаем, чтобы другие ели. Может быть, и мы еще поедим». Молодой царевич был горд и надменен и поклялся, что если этот старик поест плоды этот сада, то он даст развод своей жене.

Спустя некоторое время царевич на своем коне подошел к саду. В саду к этому времени созрело множество плодов. Старый садовник предложил ему свежие, созревшие фрукты. Царевич нашел их очень вкусными и ароматными и протянул старику часть фруктов, чтобы он тоже попробовал. Старец взял фрукты и предложил их спутнику царевича. Тогда царевич спросил у старца, почему он не ест фрукты. Старец сказал: чтобы царевич не разводился со своей женой. После этого разговора царевич узнал его.

Другая важная проблема, упоминаемая Кошифи, - совет (консультация) и принятие мер. В этом случае народная пословица гласит: «семь раз отмерь, один раз отрежь». Кошифи наставляет, что в каждом случае для обеспечения качественного выполнения работы нужно пользоваться советом, консультацией. Только дальновидные люди и предусмотрительные старцы могут заранее определить желаемый результат какого-либо дела.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абу Бакр Ар-Рази. Духовная медицина / пер. с араб. Т. Мардонова, спецред. М.: Диноршоев; Душанбе: Ирфон, 1990.

2. Абурайхони Беруни. Осор-ул-бокия. Душанбе: Ирфон, 1990.

3. Абуали ибни Сино. Осори мунтахаб. Душанбе: Ирфон, 1983. Т. 21.

4. Низомулмулк. Сиёсатнома. Душанбе: Адиб, 1989.

5. Муртазо Мударриси Гелони. Ахлоки Газзоли ё калиди маърифат. Душанбе: Сарват, 1992.

6. Абухомид Мухаммади Газзоли. Кимиёи саодат. Душанбе: Эр-граф, 2008. Т. 1.

7. Унсурмаолии Кайковус. Кобуснома. Душанбе: Маориф, 1979.

8. Ахлоки Носири. Тегеран, 1967. (на персид. яз.)

9. Хусайн Воизи Кошифи. Футувватномаи султо-ни. Ахлоки Мухсини. Рисолаи хотамия. Душанбе: Адиб, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.