Научная статья на тему 'Мыслители Востока о профессии педагога и педагогическом мастерстве'

Мыслители Востока о профессии педагога и педагогическом мастерстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3012
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / РЕНЕССАНС ВОСТОКА / АВЕСТО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тоджибаева Комила Собит Кизи

В статье анализируются историческое происхождение и актуальность предмета педагогического мастерства на сегодня, взгляды мыслителей Востока о педагогическом мастерстве учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мыслители Востока о профессии педагога и педагогическом мастерстве»

связь с преподавателем, который может в любой момент времени проверить и

оценить текущую работу студента и дистанционно его проконсультировать.

Литература

1. Арабчикова Ю. И. Психолого-педагогические преимущества использования дистанционных образовательных технологий в высшей школе // Научный журнал, 2016. № 4 (5). С. 76-78.

2. Арабчикова Ю. И Организация смешанного обучения в высшем учебном заведении с использованием дистанционных образовательных технологий // Наука, образование и культура, 2016. № 7 (10). С. 74-75.

3. Арабчикова Ю. И. Особенности организации контроля знаний студентов в электронных курсах, созданных на базе Moodle // Новая наука: Проблемы и перспективы, 2016. № 3-2. С. 55-56.

4. Арабчикова Ю. И. Опыт разработки и внедрения дистанционного курса на базе Moodle с использованием рабочих тетрадей на печатной основе // Вестник научных конференций, 2015. № 1-5 (1). С. 9-10.

5. Арабчикова Ю. И. Использование интернет-технологий при проведении аудиторных лабораторных работ в высшем учебном заведении // European Science, 2016. № 8 (18). С. 48-50.

Мыслители Востока о профессии педагога и педагогическом

мастерстве Тоджибаева К. С.

Тоджибаева Комила Собит кизи / ТофгЬауеуа Котйа БоЬИ - преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются историческое происхождение и актуальность предмета педагогического мастерства на сегодня, взгляды мыслителей Востока о педагогическом мастерстве учителей.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, социальный опыт, Ренессанс Востока, Авесто.

В современной концепции образования, исходя из представлений, что преподаватель это не только профессия, суть которой - транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения Человека в Человеке, цель системы высшего профессионально-педагогического образования представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие педагога нового типа, ориентированного на Человека.

Профессия учителя считается одной из древнейших. Ее возникновение имеет объективное основание. Общество не может развиваться, если не будет передаваться подрастающему поколению весь социальный опыт, накопленный предыдущими поколениями. Передачу этого социального опыта через обучение и воспитание поручали в древности самым опытным, знающим, умным гражданам. В развитии личности велика роль учителя, о чем свидетельствует педагогическое наследие мыслителей Востока: Фароби, Беруни, Авиценны, А. Навои. А. Авлони.

«В «Авесте», священной книге зороастризма, являвшегося ведущей религией Среднеазиатских народов в древности, большое внимание уделено образованию и воспитанию. В ней сказано: «Самой значимой опорой жизни является воспитание.

Каждого молодого надо воспитывать так, во-первых, чтобы он хорошо читал, потом писал. Поднимаясь на высокую ступень». Еще в священной книге «Авеста» были записаны обязанности педагогов-наставников, которые обучали детей грамоте, нравственным нормам Заратуштра. Отмечалось, что педагоги-наставники обязаны обучать детей хорошим нравам, умению отличать добро от зла, оказывать помощь в выборе правильного жизненного пути, а также провозглашалась хвала умным добрым педагогам, которые учат детей противопоставлению злу, говорят только правду, помышляют только о добре. В то же время в «Авесте» проклинались те педагоги-наставники, которые вследствие своей лени и невежества, безответственности и безграмотности отпугивали детей от учебы» [1, с. 58-59].

Социальные воззрения Фараби напоминают утопические идеи Платона об идеальном государстве, которым управляют мудрецы-философы. Фараби высказал оригинальную для мусульманского средневековья мысль о том, что люди смогут достичь благоденствия и счастья только в условиях разумно организованной общественной жизни, когда можно будет обеспечить всем развитие их природных способностей и дарований. Отсюда становится понятно большое внимание, которое уделяет Фараби вопросам воспитания.

Другим ярким представителем педагогики Востока был Абу Райхон Беруни. Человеку, утверждал Беруни, ближе всего его собственная душа, и она более всего достойна, чтобы для неё первой искать добро, а после неё - то, что ближе всего окружает его.

«При подготовке к занятиям науками и ремёслами и выработке нужных для этого положительных нравственных качеств необходимо, утверждал Фараби, в зависимости от конкретных условий и характера воспитываемого использовать два педагогических метода. Если воспитываемые сами проявляют стремление к изучению науки и ремесла, то по отношению к ним надо применять «мягкий метод», направленный на усиление их влечения к познанию. Если же воспитываемые своевольны и непослушны, то к ним применяется «твёрдый метод». В тоже время Фараби предупреждал о негативных последствиях злоупотребления этой воспитательной системой. Всё здесь зависит, считал он, от нравственного облика самого учителя -воспитателя» [2, с. 11].

Ибн Сино или Авиценна, великий энциклопедист, в своем трактате «Шейх Раис» говорил о педагогическом мастерстве, как оно проявляется в деятельности педагога. Это как бы своеобразные рекомендации, которых должен придерживаться педагог.

1. В общении с детьми надо быть сдержанным и серьезным.

2. Следить за усвоением учебного материала.

3. Пользоваться различными методами и формами обучения; преподавая, выделять главные от второстепенных знаний.

4. Знать способности ученика, опираться на его память и личностные качества.

5. Задания давать ребенку в соответствии с умственным развитием.

6. Каждое слово учителя должно будить мысль ученика.

«В период раннего Ренессанса, на Востоке идеи мыслителей учитывались и реализовывались в медресе и частных школах. В этот период ислам как господствующая религия не препятствовала развитию передовых взглядов и идей. Во многих трудах мыслителей Востока - Фароби - в трактате «Город справедливых людей», у Навои - в «Смятении праведных», у Ю. Хос-Ходжиба - «Путь к развитию», у Кайковуса - в «Кабус-намэ», у Саади - в «Гулистоне», «Цветущий край» - прослеживаются дидактические идеи, прогрессивные взгляды» [3, с. 28].

А. Навои призывал развивать науки и искусство, так как они существенно влияют на совершенствование школы. Чем больше наук изучают, тем совершеннее становится школа.

Навои обдумывал содержание и пути всестороннего развития личности. Он считал, что не может быть образованного человека, не знающего несколько языков.

74

Образование - есть необходимое качество, считал А. Навои. В произведении «Умид» рассказывается о школе, где требуют строгой дисциплины у учащихся и глубоких знаний. Таким должно быть обучение в медресе. Мастерство учителя Навои видел в умении учителя определять уровень знаний учащихся и осуществлять, исходя из этого, обучение. Каждый учитель должен работать над собой, чтобы давать глубокие знания. А. Навои критиковал невоспитанных, невежественных, злых учителей и считал, что таким не место в мактабах и медресе.

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих, передать его следующему поколению. Общественный прогресс и гармоничное развитие общества в целом и каждого его гражданина в частности станет возможно лишь тогда, когда новое поколение овладеет опытом предков, внимательно изучит его, извлечет из него все лучшее, обогатит его и передаст своим потомкам.

Литература

1. Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Т.: Издательско-полиграфический творческий дом имени Чулпана, 2005. 200 с.

2. Воинова М. Г., Ахрарова Г. П. Педагогика (учебное пособие) Т.: Ташкентский государственный юридический институт, 2006. 96 с.

3. Клименко И. В. Педагогическое мастерство (учебное пособие). Т.: Ташкентский институт текстильной и лёгкой промышленности, 2011. 252 с.

Поведенческие установки подростков в сфере здоровья Семикопенко И. М.

Семикопенко Ирина Михайловна / Semikopenko Irina Mikhailovna - учитель английского языка,

Муниципальное общеобразовательное учреждение Двулученская средняя общеобразовательная школа Валуйского района Белгородской области,

с. Двулучное

Аннотация: в статье анализируются особенности поведения подростков в сфере здоровья. Все выводы сделаны на основе диагностики школьников. Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, поведение подростков, самосохранительное поведение, саморазрушительное поведение.

Роль крепкого здоровья в жизни человека бесспорно велика. В настоящее время состояние здоровья детей и подростков можно назвать тревожным. Как показывают социологические исследования [3, 4] с одной стороны, это связано с распространением различных заболеваний среди молодого поколения, а с другой стороны обусловлено социальными и поведенческими факторами. Наибольшую тревогу вызывает фактор поведенческих рисков у подростков 13-17 лет.

Исследованием проблемы здорового образа жизни детей и подростков занимались такие психологи, как В. М. Димова, И. В. Журавлева, И. Б. Назарова, В. Я. Шклярук и другие. В научных трудах Е. В. Дмитриевой, Л. Ю. Ивановой, Я. С. Шиловой отражается доминирующее влияние поведенческого фактора в системе детерминант, оказывающих влияние на здоровье подростков. Тип поведения в сфере здоровья может быть определен как совокупность цели, ценностной установки на сохранение здоровья и средств, выбираемых индивидом для достижения цели [2]. Поведение в сфере здоровья является актуализированным выражением отношения к здоровью и может быть, как позитивным, так и негативным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.