УДК 371
Курков Иван Александрович
Аспирант кафедры педагогики и психологии факультета начальных классов Новосибирского государственного педагогического университета, кигкоу [email protected]. Новосибирск
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
Kurkov Ivan Aleksandrovich
Post-graduate student at the Chair of Pedagogics and Psychology at the Faculty of Elementary School of the Novosibirsk State Pedagogical University, kurkov [email protected]. Novosibirsk
FORMATION OF THE ECONOMIC COMPETENCE AT YOUNGER SCHOOLBOYS AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON
Современная социально - экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития подрастающего поколения. Прагматическая направленность поведения, которая неизбежно формируется в условиях конкуренции и рыночных отношений, стимулирует стремление детей и молодежи «делать бизнес», зарабатывать, быть свободными и независимыми. Понятно, что в условиях низкого уровня общей и экономической грамотности такой бизнес может привести к моральному кризису, ломке ценностных ориентиров уже в детском возрасте. Особую тревогу вызывают отношения учреждений образования и общества в целом к трудовому воспитанию, отказ от привлечения детей к труду. Становление проблемы экономического воспитания развивалось постепенно, одновременно с разработкой проблему трудового воспитания. Неслучайно анализируя проблему экономического воспитания, параллельно возникает проблема трудового - как ведущего средства других сторон воспитания, в том числе экономического.
Я. А. Коменский, один из первых, кто включил экономику в содержание образования. В своей книге «Материнская школа» он включает «экономические познания», т. е. доступное детям понимание управления домашним хозяйством.
Приобщение детей к экономике, первоначальное экономическое образование следует рассматривать как один из факторов экономической социализации, оказывающей огромное влияние на складывающиеся отношения ребенка к материальным и духовным ценностям и в целом на становления личности ребенка.
Экономическое воспитание и экономическое образование способствуют социализации ребенка, т.е. облегчают способность ребенка входить в мир взрослых, гармонично включаться в систему сложившихся в обществе социально-экономических отношений.
Также предпосылки экономического воспитания могут формироваться и формируются в различных видах деятельности, особенно если воспитатель целенаправленно решает задачи экономического воспитания.
К примеру, математика, разнообразные дидактические и творческие игры детей, занятия по ознакомлению с явлениями социальной действительности, создают благоприятные возможности для решения задач экономической социализации ребенка и формирования предпосылок экономического воспитания.
Обучать основам экономической культуры необходимо уже в дошкольном возрасте, чтобы не упустить колоссальный потенциал в развитии ребёнка, чтобы помочь ему вырасти человеком, ведущим ответственный, активный и открытый образ жизни. Будущее будет отличаться от настоящего времени, но уже сегодня нужно закладывать те основы экономических знаний, которыми можно будет воспользоваться в будущем.
Сегодня ученик младших классов должен знать, что такое деньги, с чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники. И, конечно, работа в области экономического воспитания младших школьников требует использования при подаче материала разнообразных технологий.
Меняющиеся внутригосударственные социально-экономические условия определяют необходимость подготовки российской молодежи к предстоящей трудовой деятельности, при этом возрастает значимость навыков и умений ориентироваться в новых жизненных ситуациях, быстро приспосабливаться к ним и принимать решения. Рыночные отношения объективно порождают потребность в экономическом образовании всего населения и, в первую очередь, школьников. Социально-экономические изменения оказывают влияние и на семейно-бытовую сферу жизнедеятельности людей. Неподготовленность населения к рыночным экономическим условиям вызывает нарушение преемственности социально-экономических традиций, в результате чего родители оказываются не способными передавать детям основы нового типа хозяйствования, в том числе и на семейно-бытовом уровне. Значительное место при формировании знаний и умений организационно-хозяйственной деятельности, лежащих в основе предприимчивости, готовности к самостоятельному принятию решений в рыночных условиях, принадлежит общеобразовательной школе. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечено: «Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития»
Экономическое воспитание учащихся общеобразовательной школы направлено на раскрытие личностных возможностей подрастающего поколения, а именно: трудолюбия, бережливости, экономности, предприимчивости и др. Различные преобразования в экономической и социокультурной сферах жизнедеятельности современной России требуют инноваций в области образования и воспитания, которые основаны на современ-
ных научных, представлениях, идеях и знаниях. Новая экономическая реальность стала причиной изменений в школьном экономическом образовании, которое переживает сейчас период становления: разрабатываются теоретические основы, уточняются содержание, формы и методы работы, идет процесс переосмысления системы организации экономического воспитания. В последние годы в России появилось большое количество программ и учебных пособий по экономике, как отдельному предмету в общеобразовательной школе. В этих учебных материалах отражены наиболее общие закономерности экономического развития общества в условиях рыночной экономики (В.С.Автономов, И.В.Липсиц, Л.Л.Любимов, Т.А. Протасевич, А.С.Прутченков, Б.А.Райзберг, Н.А.Раннева, С.А.Равичев, И.А.Сасова, Е.В.Савицкая, А.Ф.Степина и др). Внедрение разработанных программ в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы позволяет повысить уровень экономической грамотности учащихся. Однако в настоящее время возможности изучения экономики в школе ограничены рамками школьного компонента, при этом занятия проводятся не во всех классах. В ряде случаев изучение экономики осуществляется на факультативных занятиях.
Возможность изучения некоторых экономических понятий заложена в образовательной области «Технология», в структуру которой включены вопросы экономического образования и воспитания. Основной целью образовательной области «Технология», является подготовка учащейся молодежи к самостоятельной трудовой деятельности в новых экономических условиях, воспитание и развитие инициативной, творческой, предприимчивой личности, способной определять потребности и возможности своей деятельности; адаптироваться к постоянным изменениям окружающей экономической среды; находить и использовать необходимую информацию; выдвигать идеи решения возникающих задач; самостоятельно решать экономические вопросы повседневной жизни; наиболее эффективно использовать свои возможности на благо себя и общества. Вопросы технологической подготовки и экономической грамотности учащихся в трудовой и профессиональной подготовке рассматривались такими исследователями, как П.Р.Атутов, А.Ф.Аменд, П.Н.Андрианов, СЯ.Батышев, Н.И.Бабкин, Ю.К.Васильев, В.А.Кальней, И.И. Колисни-ченко, А.И.Кочетов, К.Н.Катханов, В.А.Поляков, В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев, С.Н.Чистякова, И.А.Сасова, Н.Н.Шамрай и др. Значимость экономического воспитания отражена в трудах А.Ф.Аменда, А.С.Прутченкова, И.А.Сасовой, В.К.Розова, Т.А.Федоткиной, Б.П. Шемякина и др. Следует отметить, что при решении вопросов экономического воспитания учащихся в целом, овладение основами домашней экономики, как составной части экономики, приобретает важную роль в условиях рыночных отношений. Однако данный аспект экономического воспитания в основной школе не нашел своего отражения ни в указанных научных работах, ни в массовой педагогической практике.
Исторически сложившаяся практика ведения домашнего хозяйства показала, что этим видом деятельности преимущественно занимаются
И.А. Курков
женщины, поэтому в процессе обучения экономике домашнего хозяйства в основном внимание акцентируется на девушках. Результаты тех же исследований показали, что больше трети опрошенных старшеклассниц хотели бы стать домохозяйками, если представится такая возможность, и только четверть опрошенных смотрит отрицательно на такую перспективу.
В настоящее время возникла необходимость переосмыслить накопленный опыт и на этой основе осуществить дальнейший поиск путей решения проблемы экономического воспитания обучающихся, в чем заинтересованы не только педагоги-практики, но и сами учащиеся и их родители. Анализ социально-педагогических предпосылок необходимости обучения рациональному ведению домашнего хозяйства проведен в работах Е.И.Дукановой, Т.С.Терюковой, Л.Р.Третьяковой, В.Д.Симоненко, И.А.Сасовой. Роль семьи в формировании разумного уровня потребления и правильного отношения к деньгам рассматривались Б.П.Чернышовым, Г.П.Могилевской. Тем не менее, исследователи в своих работах не отразили вопросы, связанные с экономическим воспитанием учащихся в основной школе, изучением экономики домашнего хозяйства на уроках экономики и технологии. В результате происходящих экономических преобразований сформировались противоречия: - между потребностью общества в экономической подготовке молодежи к самостоятельной жизни в основной школе, которая в том числе обеспечивается изучением экономики домашнего хозяйства, и отсутствием в теории педагогики и практике школьного обучения научных разработок и экспериментально проверенных подходов к изучению экономики домашнего хозяйства; - между необходимостью осуществления экономического воспитания учащихся основной школы и отсутствием в базисном учебном плане общеобразовательных школ времени, выделенного на изучение экономики в целом и экономики домашнего хозяйства в частности, а также недостаточной разработанностью в современной научно-методической литературе содержания экономической подготовки девушек к ведению домашнего хозяйства.
В условиях становления рыночных отношений принципиальным признаком является свободная ориентация и приспособление учащихся к экономическому механизму регулирования рынка. Сегодня уже никто не спорит, нужны ли знания экономики биологу, физику или историку. Экономические знания по своей сущности универсальны и применимы в любой области. Тем более что каждый из нас выступает и как производитель, и как потребитель, и как гражданин. Экономическое образование в нашей школе необходимо для воспитания у учащихся экономической культуры, для способности правильно понимать происходящие социально-экономические процессы и активно участвовать в деятельности общества. Помимо этого экономическое образование является неотъемлемой частью гражданского воспитания школьников.
Библиографический список
1. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения: Материнская школа [Текст] / Я. А. Коменский. - Москва, 1982.
2. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников [Текст] / А. Д. Ша-това. - Москва, 2005.
3. Просветов, Г.И. Экономика для школьников: Задачи и решения / Г.И.Просветов. -М.: Альфа-Пресс, 2008.
4. Шемякин, Б.П. Экономическое воспитание школьников: вопросы теории и методики / Б.П. Шемякин. - М: Педагогика, 1986.
5. Тараиова, М. В. Содержание и структура учебной деятельности учащихся с позиций естественнонаучного системного подхода [Текст] / М. В. Таранова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 275-282.
6. Шевченко, С. А. Формирование культурно-досуговой компетентности старшеклассников в учреждении дополнительного образования детей [Текст] / С. А. Шевченко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 323-330.
7. Мальцева, С. В. Аналитико-диагностическая деятельность общеобразовательного учреждения как фактор повышения успешности учебной деятельности школьника [Текст] / С. В. Мальцева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. -С. 301-308.
8. Бобыкина, И. А. К проблеме развития самообразовательной компетенции учащихся [Текст] / И. А. Бобыкина // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№4.- С. 196 -204.
9. Солодков, И. А. Педагогическое содействие повышению мотивации учебной деятельности обучающихся [Текст] / И. А. Солодков // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 231 - 237.
10. Михеева, Е. В. Эколого-субкультурные практики Детства [Текст] / Е. В. Ми-хеева// Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 139 - 145.
11. Ахметова, М. II. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников [Текст] / М. Н. Ахметова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 166 - 172,
12. Кулик, А. Д. Модель профессионально ориентированного обучения на этапе довузовской подготовки [Текст] / А. Д. Кулик // Сибирский педагогический журнал. -2009.-№3,-С. 172 - 177.
13. Кобелева, Л, Ю. Педагогическое содействие учащимся в их профессиональном самоопределении [Текст] / J1. Ю. Кобелева, Д. Ф. Ильясов // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 177 - 183.
14. Мендыгалиева, А. К. К вопросу преемственности в обучении школьников при переходе из начальной в основную школу (психологический аспект) [Текст] / А. К. Мендыгалиева// Сибирский педагогический журнал. — 2009. - № 3. - С. 193 - 200.
15. Шустова, М. В. Критериально-оценочный аппарат сформированности профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы [Текст] / М. В. Шустова// Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 209 - 215.
16. Джиичвелашвили, И. Т. Развитие учебной мотивации школьников в условиях дополнительного образования [Текст] / И. Т. Джиичвелашвили // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 339-343.
17. Черных, А. И. Современный рынок труда и довузовская подготовка школьников [Текст] / А. И. Черных // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. -С. 248-255.
18. Выонова, Н. И. Типология субъектности младших школьников и младших подростков [Текст] / Н. И. Выонова, О. С. Лапкова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 266-273.
19. Майер, А. А. Образование - управляемый контекст социализации ребенка [Текст] / А. А. Майер // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 322-328.
Г.А. Виноградова, Т.С. Бобкова
20. Чернобров, А. А. Религиозная культура и религиозный дискурс [Текст] / А. А. Чернобров // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 172-181.
УДК 159.9
Виноградова Галина Александровна
Доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Тольяттинского государственного университета, [email protected], Тольятти
Бобкова Татьяна Степановна
Педагог-психолог, [email protected]. Тольятти
РОЛЬ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛОВОГО САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ
Vinogradova Galina Alexandrovna
The doctor of the psychological sciences, professor Faculties of theoretical and applied psychology. E-mail: [email protected]. Togliatti
Bobkova Tatyana Stepanovna
Educational psychologist, candidate. E-mail: [email protected]. Togliatti.
THE MEANING OF THE FOSTER HOME FOR TEEN-AGERS SEXUAL IDENTITY DEVELOPMENT
Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, нарушением эмоциональных привязанностей, разрушением традиций, падением ее нравственных устоев и изменений отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растет беспризорность огромного количества детей и подростков.
Как показал теоретический анализ выполненных к настоящему времени исследований, посвященных проблемам детского сиротства, внимание исследователей концентрируется, как правило, на необходимости увеличения учреждений для детей-сирот вместо поиска вариантов предупреждения социального сиротства и путей влияния на порождающие его причины. В подавляющем большинстве случаев исследователи изучают процесс жизнедеятельности детей-сирот в институциональной сфере, но недостаточно внимания уделяют их воспитанию и личностному развитию в условиях альтернативных форм жизнеустройства.
Таким образом, можно констатировать, что при всем разнообразии работ, затрагивающих проблемы детского сиротства, многие вопросы остаются недостаточно изученными и актуальными.
В конце прошлого столетия был проведен целый ряд отечественных исследований, убедительно показавших негативные последствия институционального воспитания (М.И. Лисина, A.M. Прихожан, H.H. Толстых, 1991; И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, 1990; B.C. Мухина, 1990). В рамках