4. Talyzina N.F. Formation of the cognitive activity of primary school students. Teacher's book. M.: Prosveshcheniye, 1988. P. 175. [in Russian].
5. Khutorskoy A.V. Key competences and educational standards [Electronic resource]. Internet-magazine "Eidos", 2002, April 23rd. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423/htm. [in Russian].
Сведения об авторах: Волчегорская Евгения Юрьевна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий, кафедра педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Рябова Оксана Владимировна,
аспирант кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 21, г. Челябинска», г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Information about the authors: Volchegorskaya Evgeniya Yuryevna,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Head, Department of Pedagogy, Psychology and Subject Techniques, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Ryabova Oksana Vladimirovna,
Post graduate student,
Department of Pedagogy,
Psychology and Subject Techniques,
South Ural State Humanitarian
Pedagogical University,
elementary school teacher, school № 21,
Chelyabinsk,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
X
УДК 372 ББК 74.100.5
Л.Н. Галкина
ФОРМИРОВАНИЕ эКОНОМИчЕСКОй
КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕй СТАРШЕГО ДОШКОЛьНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются положения, связанные с формированием экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Особенности формирования экономических представлений у детей в разных видах детской деятельности. Современные подходы к организации работы по экономическому образованию детей в детском саду.
Ключевые слова: Экономическое образование, экономические представления, содержание, методы, формы формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста.
L.N. Galkina
FORMATION OF ECONOMIC COMPETENCE IN CHILDREN
OF SENIOR PRESCHOOL AGE
The provisions related to the formation of economic concepts in children of preschool age are discussed. Features of formation of economic beliefs of the children in different types of children's
activities are presented. Modern approaches to the organization of work for economic education for children in kindergarten are outlined.
Key words: Economic education, economic performance, content, methods, forms of formation of the economic concepts in children of preschool age.
В соответствии с изменениями, происходящими в области дошкольного образования, возникает необходимость приобщения детей дошкольного возраста к экономике, формированию у детей элементарных экономических представлений, нравственно-экономических качеств, которые обеспечивают успешную социализацию ребенка в мире материальных и духовных ценностей.
Анализ существующих исследований (А.Ф. Аменд, И.А. Сасова, Е.А. Курак, А.Д. Шатова, А.А. Смоленцева, Е.В. Козлова, Н.Л. Беляева и др.) позволяет определить понятие «экономическое образование». По нашему мнению, под экономическим образованием детей дошкольного возраста следует понимать приобщение детей к социальному опыту человечества в области экономики, предполагающее передачу адаптированных элементарных экономических знаний, способов деятельности и культуру общения с учетом экономического мировоззрения [1].
Анализ существующих программ по дошкольному образованию позволяет отметить необходимость введения экономического содержания в образовательный процесс дошкольной образовательной организации. Особое внимание уделяется формированию элементарных представлений о труде и производстве, товарно-денежных отношениях, специфике организации технологического процесса с учетом разных видов детского труда (ручной труд, самообслуживание, труд в природе), умений и навыков элементарных экономических расчетов, связанных с математическими представлениями, а также формированию нравственно-экономических качеств личности (трудолюбие, бережливость, деловитость, ответственность, расчетливость и т.д.) [2].
Современные подходы к экономическому образованию обуславливают возможности формирования экономи-
ческой компетентности у детей старшего дошкольного возраста, под которой мы понимаем: интегративное качество личности, включающее элементарные экономические представления в области экономики (труд, производство, технологический процесс, товарно-денежные отношения), а также нравственно-экономическую направленность качеств личности (уважение к труду, людям труда, бережливое отношение к результатам труда, трудолюбие, ответственность, деловитость), способность к рефлексии собственных экономических достижений.
Другими словами, экономическая компетентность детей дошкольного возраста заключается в овладении детьми элементарными экономическими представлениями и умениями, мотивами осуществления деятельности с учетом ценностных ориентаций в области экономики, а также уровнем рефлексивных умений [1].
Процесс формирования экономической компетентности у детей дошкольного возраста имеет свою специфику, связанную с особенностями развития и организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Нам представляется возможным определить технологическую составляющую этого процесса. Так, в структуре экономической компетентности мы определяем мотивационно-эмоциональный, содержательно-деятельностный и рефлексивный компоненты.
Мотивационно-эмоциональный компонент экономической компетентности определяется мотивами, познавательным интересом к экономике, нравственно-экономическим качествам. У детей необходимо создать положительное отношение к получению экономической информации, стремлению к овладению нравственно-экономическими качествами, элементарной экономической деятельности. На этом этапе работы важно познакомить детей с понятием
Р
« о
£ Ü s ° s ^
о О
il О 2 0 О
I
«экономика», ее значением в жизни людей, продемонстрировать необходимость экономических знаний, нравственных экономических качеств для успешной жизнедеятельности человека. Мотивационно-эмоциональный компонент экономической компетентности обеспечивают методы эмоционального стимулирования и развития познавательного интереса:
• стремление к восприятию познавательного экономического содержания с помощью занимательного экономического содержания сказочных персонажей ярких наглядных пособий;
• обыгрывание сказочного экономического сюжета, представленного в работах Л.Н. Галкиной, А.А. Смоленцевой;
• вовлечение детей в ситуации творческого поиска, предполагающего изменение сюжета и правил игр, изготовления игрового оборудования.
Содержательно-деятельностный компонент экономической компетентности заключается в организации познавательного процесса, направленного на усвоение детьми элементарных экономических представлений, умений и навыков, способствующих переносу в повседневную деятельность детей.
В ходе содержательно-деятельно-стного компонента дети осваивают экономические понятия, связанные с различными сферами рыночной экономики, таких как: производственно-технологическая, товарно-денежная, государственно-юридическая, нравственно-этическая, финансово-экономическая, а также знания о происхождении экономики [1].
Экономическое содержание является специфическим для усвоения, поэтому для нас было важно учитывать следующие аспекты: научность экономической составляющей; экономическое содержание должно отражать специфику не только мировой экономики, но и современное состояние развития экономики нашего общества; введение экономических понятий должно быть связано с реализуемой технологией и учетом специфики построения образовательного процесса дошкольной образовательной организа-
ции (способы передачи экономической информации, методы, средства, формы организации обучения).
В процессе реализации содержа-тельно-деятельностного компонента экономической компетентности мы использовали общепринятую классификацию методов обучения детей дошкольного возраста (наглядные, словесные, игровые, практические), представленную в работах В.И. Логиновой, П.Г. Самору-ковой.
Особое внимание в работе с детьми дошкольного возраста мы отводили практическим методам, которые заключались в выполнении разнообразных упражнений с дидактическим материалом.
В процессе упражнений у детей появлялась возможность переноса полученных экономических представлений в области товарно-денежных отношений, производственно-технологической сферы на примере игровых сказочных персонажей. В работе с детьми мы учитывали уровень развития мышления и мыслительных операций у детей. Для нас было важно использовать задания на развитие умений сравнивать, группировать, осуществлять сериацию. С этой целью мы использовали модели бюджета, потребностей, благ, средств производства, издержек, технологии изготовления продуктов труда.
Наряду с практическими методами, нами широко использовались словесные методы, позволяющие детям овладеть экономической терминологией, отражающей сферу потребностей, труда, рыночных отношений, собственности, нравственно-экономических качеств.
Среди словесных приемов традиционными является: восприятие детьми литературных произведений с экономическим содержанием, пересказ сюжета от лица героя художественного произведения, беседа по прочитанному произведению и на темы из личного опыта, использование занимательного экономического материала и др. [4].
В процессе восприятия художественных произведений, таких как: «Экономическая азбука для детей и взрослых» И. Шведовой; «Бизнес крокодила Гены»
Э. Успенского; «Сказка о царице экономике, злодейке инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях» Т. Поповой, О. Меньшиковой; «Экономика для маленьких», «Белка и компания», «Экономика в сказках, играх и задачках» О. Смирновой; «Чудеса в кошельке» А. Максимовой, Л. Усовой и др. - у детей формируются представления о труде и трудолюбии, взаимопомощи и принципе «домино», о важности воспитания нравственно-экономических качеств, связанных с бережливостью, расчетливостью, экономностью, ответственностью, а также отрицательное отношение к противоположным (лень, жадность, безответственность и др.).
Использование поговорок и пословиц экономической направленности способствует формированию экономического мировоззрения, усвоению народного опыта и мудрости.
Специфика организации процесса обучения предполагает использование наглядного материала, который позволяет репрезентировать сложные экономические понятия в доступной форме.
Наряду с рассматриванием иллюстраций с изображением товаров, способов действий с оборудованием по изготовлению продуктов труда, важно использовать разного рода модели и схемы алгоритмов, которые обеспечивают стимулирование мыслительной деятельности, позволяют ребенку проявить свою активность, познавательный интерес к экономическим понятиям (товар, денежные знаки, безотходная технология, собственность, доход, издержки, цена и др.).
Все перечисленные нами методы, безусловно, являются необходимыми, но ведущим методом в обучении детей является игра. Именно игра в большей степени реализует деятельностные проявления, во время нее осуществляется процесс закрепления системы полученных экономических представлений и умений.
Игра является сферой неповторимой детской активности. В игре отражается все многообразие межличностных отношений и личностных качеств детей (дружелюбие, трудолюбие, ответственность, бережливость и др.).
С помощью разнообразных игр у детей складываются представления об экономических отношениях в семье, в обществе. У детей появляется возможность отразить «экономическую жизнь» в простых сюжетных играх (дом, магазин, банк, строительство и др.), однако дети затрудняются в разыгрывании сюжета игры, в выполнении роли, игровых действий, связанных с пониманием смысла отношений, существующих между взрослыми. Только руководство игровой деятельностью позволяет детям реа-лизовывать экономическое содержание в осознанной форме.
В работе с детьми мы учитывали особенности организации сюжетно-ролевых игр, которые заключались в новигатор-ной состаляющей со стороны педагога. Поэтому мы использовали сюжетно-дидактические игры, связанные с постижением смысла труда, воспроизводства трудовой деятельности взрослых, освоением некоторых технологических приемов получения продуктов труда (товаров и услуг), страхованием, товарно-денежными отношениями. Педагог особое внимание уделяет правильности выполнения игровых действий, подсказывает и создает новые ситуации, одобряет успехи детей, вызывает положительное эмоциональное настроение, стимулирует инициативу и творчество, обращает внимание на проявление таких качеств, как деловитость, самостоятельность, расчетливость, способность к планированию и организации игры [3].
Организация и проведение сюжетно-дидактических игр с экономическим содержанием проходит в три этапа. На первом этапе педагог рассказывает основные сюжетные линии, обращает внимание на четкость выполнения ролей, действий экономического характера каждым ребенком.
На втором этапе педагог дает возможность детям внести свои коррективы и желания в сюжет игры и роли, поэтому игра переходит на уровень сюжетно-ролевой игры, при этом педагог может продолжить свое участие в игре на второстепенных ролях. В процессе анализа игр необходимо позволить детям расска-
Р
« о
^ I £ ° 2 ^ о о
О 2 0 О
I
зать о том, как они играли друг с другом, в чем проявилась экономическая составляющая выполняемых ролей.
И только на третьем этапе возникают самостоятельные сюжетно-ролевые игры по инициативе детей. В этом случае роль педагога проявляется в обеспечении детей оборудованием, которое позволяет скорректировать игру в соответствии с несколькими линиями сюжета.
Подводя итоги игры, дети обращают внимание на умение осуществлять регистрацию «фирмы», оформление рекламы, реализацию продукции, умение пользоваться специальной терминологией, а также на проявление предприимчивости и взаимоотношения друг с другом, на проявление нравственно-экономических качеств у детей.
Педагог знакомит с правилами совместной работы, которые заключаются в общительности, дружелюбии, желании понимать друг друга, склонности к юмору, а также с правилами хорошего тона: никогда никуда не опаздывать, не перебивать говорящего, не влезать в чужой спор, не обещать невыполнимого и др.
Рефлексивный компонент экономической компетентности позволяет каждому ребенку оценить успешность овладения экономической терминологией в осознанной форме, выразить отношение к полученным экономическим представлениям и умениям, необходимости овладения нравственно-экономическим качеством. Для реализации рефлексивного компонента экономической компетентности необходимо использовать методы контроля и эффективности познавательной деятельности. Необходимо обращать внимание не только на качество усвоения познавательного материала, но на интенсивность накопления ребенком экономического социального опыта, на деятель-ностные проявления экономической информации, на взаимодействие детей в игровой деятельности (распределение ролей, совместное нахождение лучшего решения, создание ситуаций совместных переживаний, освоение элементар-
ных норм ведения разговора, диалога друг с другом, установление доброжелательных отношений в ходе игры, оказание помощи друг другу), на желание рефлексивной деятельности: адекватная самооценка результатов своей деятельности, ответственность за свои поступки, способность получать удовольствие от деятельности, связанной с экономическими отношениями).
Организация формирования экономической компетентности у детей с учетом компонентов возможна в ходе нетрадиционных форм организации совместной деятельности детей, ориентированных на взаимодействие ее участников, на творческую активность каждого ребенка. В соответствии с ФГОС дошкольного образования процесс обучения должен осуществляться в непосредственно-образовательной деятельности, в режимных моментах и созданной педагогом развивающей предметно-пространственной экономической среде. Речь идет о разных видах детской деятельности с учетом выделенных нами компонентов развития экономической компетентности у детей: игровая, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, общение, восприятие художественных произведений. Распределение экономического содержания осуществлялось с учетом принципов интеграции и комплексно-тематического планирования образовательного процесса. Такой подход к реализации задач формирования экономической компетентности позволил нам привлечь к данному процессу родителей воспитанников как субъектов образовательных отношений.
Таким образом, рассмотренные нами компоненты формирования экономической компетентности детей старшего дошкольного возраста обеспечивают реализацию задач экономического образования детей в условиях стандартизации дошкольного образования, а также обеспечивают успешность жизнедеятельности каждого человека, что, в свою очередь, способствует процветанию общества в условиях рыночной экономики.
Библиографический список
1. Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие / Л.Н.Галкина. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 112 с.
2. Дыбина, О.В. Играем вместе с детьми [Текст] / О.В. Дыбина, Е.А. Сидякина, Н.П. Паленова; под ред. О.В. Дыбиной. - Тольятти: ТФСамГПУ, 2001. - 89 с.
3. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики [Текст] / А.А. Смоленцева. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 176 с.
4. Экономика для детей [Текст]: методическое пособие / Л.Н. Галкина. - Челябинск: Цицеро, 2013. -112 с.
References
1. Galkina L.N. Economic education of preschool age children: textbook.. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyabinskogo Gos. Ped. Universiteta, 2015. P. 112. [in Russian].
2. Dubina O.V., Sidyakina E.A., Palenova N.P. Play with the children. Ed. by O.V. Dubinas. Togliatti: TFSamGPU, 2001. P. 89. [in Russian].
3. Smolentseva A.A. Introduction to the world economics. SPb.: Detstvo-Press", 2001. P. 176. [in Russian].
4. Economics for children. Chelyabinsk: Izd-vo ZAO "Tsitsero", 2013. P. 112. [in Russian].
Сведения об авторах: Галкина Людмила Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент, кафедра теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. Е-таИ. [email protected]
Information about the authors: Galkina Lyudmila Nikolaevna,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Theory, Methodology and Management of Preschool Education,
South Ural State Humanitarian Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
о О
il О 2 0 О