Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive16/16-04/ Дата публикации: 1.09.2016 № 4 (22). С. 52-56. УДК 373.1
М. С. Тодорова
Игра - форма развития экономическом культуры в дошкольном возрасте
Статья связана с игрой и ее образовательным и воспитательным значением. Она также визирует ее роль в формировании экономической культуры у детей дошкольного возраста. Это делает ее привлекательной и желанной со стороны детей, которые непринужденным образом получают знания и формируют соответственную культуру. В контексте экономической реальности предложены примерные модели игр с такой направленностью.
Ключевые слова: дети, игра, экономические знания, экономическое мышление и поведение, экономическая культура
Perspectives of Science & Education. 2016. 4 (22)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive16/16-04/ Accepted: 7 August 2016 Published: 1 September 2016 No. 4 (22). pp. 52-56.
M. St. Todorova
The game - form for developing economic culture in preschoolers
The article is connected with the game and its academic and educational importance. More specifically referred to its role in formation of economic culture in preschool children. As the main form and means it is the one that is absorbed through educational content. Its characteristics make it extremely attractive and desirable of children having fun, completely spontaneously acquire knowledge and form the culture. In the context of economic realities are offered exemplary models of games with such focus.
Keywords: children, game, economic knowledge, economic thinking and behavior, economic culture
Введение
"Детство - это, или как минимум должно быть, состояние благодати. Оно должно быть похожим на глубокий вдох: как жизненный период, когда дети спокойно могут быть "здесь и сейчас", а также время, когда накапливается сокровищница на будущее" [4, с.20]. Эта сокровищница - это показатель степени их подготовки к жизни, является основной образовательной цели. Ее результативность в большой степени определяется и зависит от созданной экономической культуры, включающей совокупность теоретических знаний и хорошей практической основы, которые должны быть тесно связаны с потребностями современ-
ного мира, с необходимостью экономического мышления и рыночного поведения. "Единство экономической подготовки и экономической деятельности представляет экономическую культуру" [6, с.53], которая формируется во время обучения в этой области. Оно связано и отражает перманентные изменения в обществе, требующие быстрой образовательной рефлексии, цель которой - прогнозируемые тенденции необходимо определить предварительно. Экономическое образование обеспечивает развитие экономического мышления, сознания и поведения, формирует нравственные и деловые качества: предприимчивость, инициативность, ответственность, внимательное и честное отношение к собственности, личный успех и благополучие. Это
вызывает необходимость его раннего старта.
Ресурсы для экономической подготовки детей дошкольного возраста можно найти как в игре, так и в разнообразных ситуациях и действиях, включенных в дневной режим. Целостный цикл обеспечивает усвоение соответствующих знаний, умений и навыков путем включения различных игровых упражнений, практических задач игрового характера и пр. По мнения многих авторов, "главным является практическое включение детей в экономическую жизнь через игру или другое доступное действие" [7, с.146]. Целью является постепенное ознакомление детей с доступными экономическими понятиями, явлениями и процессами, характерными для современного мира - бизнес как совокупность производственных отношений, различные экономические системы, основанные на определенных формах собственности и способах распределения материальных благ и пр.
Специфика детской психики требует познавательной информации, вызывающей волнующие переживания, определенный фон, на котором ее поднесли, должен быть сильно эмоциональным. Необходима тесная корреляция между эмоциями и познанием. В данном случае только игра является тем, что может в максимальной степени спровоцировать любознательность и стимулировать ребенка использовать свои когнитивные ресурсы. Ее эмоциональная сущность, которая создает и поддерживает интерес к познавательной информации, ведет к активизации мышления, самостоятельной ориентации в конкретной ситуации, поиск и открытие собственных решений и пр., т.е. она является видом деятельности ребенка, воплощающая в себе творческое отношение к окружающей действительности, когда игровое и реальное действие создают новый, воображаемый смысл. Условия и воображаемая ситуация привлекают ребенка, освобождают его мышление, открывают пространство для свободной творческой деятельности.
Игра лежит в основе целостного детского развития. Она является базисом для осуществления целей педагогического взаимодействия в детском саду, ключевым фактором в отношении "образование - культура". "В культуру на более раннем этапе играют. ... Она развивается именно в игре и является игрой" - пишет Иоган Гейзинген.
Изложение
Еще до поступления в школу, опираясь на разнообразные знания, которые дети получают преднамеренно, а также и на происходящие в их повседневной жизни ситуации, они непрерывно познают мир экономической реальности. В детском саду через различные виды игр, задачи игрового характера, анализ доступных социально-экономических ситуаций усваивают основные экономические понятия и категории. На этой
основе в последствии осознают зависимость благосостояния человека и общества от качества труда, "учатся распределять работу во времени, измерять время и правильно его расходовать, организовать свое рабочее место. Дети овладевают рациональными способами, которые повышают качество и производительность труда, на основе экономической культуры" [8, с.94].
В дошкольный период они получают элементарные представления о различных видах собственности, семейных доходах и расходах, карманных деньгах и их рационального расходования, стоимости общественного имущества (в детском саду) - расходы на ремонт садика, оборудования и пр., личной собственности - учебные тетрадки, учебные пособия и пр. Будет целесообразно, если процесс включит:
- усвоение основных экономических терминов: собственность, собственник, производство, продукция, торговля, инфляция, бюджет, цена, деньги, валюта, товар, стоимость, банк, кредит, процент, убытки, прибыль, бизнес, реклама, фирма, выгода, бартер, конкуренция, ферма;
- знакомство с профессиями в современном мире - менеджер, предприниматель, бизнесмен, финансист, рекламодатель, фермер, брокер, бухгалтер;
- уточнение знаний в области категорий, связанных с трудом /предмет труда, результаты труда, вид труда: индивидуальный - коллективный труд/; с понятиями: дорого - дешево; выгодно -невыгодно; прибыль - убытки; сбережения - траты; знания о человеке, который копит средства и человеке - инвеститоре, хорошем хозяине; обучаются правилам честной, справедливой игры.
Согласно Г. В. Самусевой, позиция ребенка, как субъекта, обусловлена социальной ситуацией, развитием его личности в конкретном возрастном периоде и проявляется в индивидуальных способах познания, связанных с окружающей действительностью [11, с.50]. Очень важно в процессе обучения соблюдать различные его аспекты - педагогические, психологические, методические, информационно-технологические. Экономическое образование в дошкольном возрасте требует соблюдения определенных принципиальных положений, связанных с:
• принятием утвержденной государственной программы о введении такого вида образования;
• ясно определенными физическими и юридическими лицами, которые отвечают за разработку и введение программы, их функции и обязанности;
• учебным планом, утвержденным на основе принятой программы, разработкой учебного плана, включающего виды деятельности и действия с определенными сроками выполнения;
• периодическим контролем выполнения программы.
Основная цель это развитие экономического мышления. Для ее достижения необходимо ре-
шить ряд задач:
- формирование экономического сознания детской личности;
- определение разумных потребностей, отвечающих материальным возможностям;
- воспитание трудовой направленности в поисках более полного удовлетворения личных потребностей;
- формирование умения проводить экономический анализ, навыков экономного отношения и бережливости, воспитание культуры умственного и физического труда;
- воспитание нетерпимости к безответственности, отсутствию организованности, к потребительскому отношению, бесхозяйственности, расточительству, беззаботности и пр.
Решение этих задач предполагает формирование необходимых экономических знаний, умений и навыков /образовательный аспект/ и качеств, отношения и направленности личности /воспитательный аспект/, необходимых для жизни и деятельности каждого.
Приоритетное место в образовательном процессе в дошкольном возрасте занимают формы работы в формировании экономической культуры. В основе этого процесса стоит игра. Она есть и должна быть основной формой. Вне ее, ребенок не может быть активным участником и обучающимся. В этом смысле она является единственным самым эффективным средством, методом и формой до поступления в школу. В контексте экономических знаний самыми подходящими видами игр являются деловые, сюжет-но-ролевые, имитационные, дидактичные.
Другие формы:
• обучающие ситуации по различным дисциплинам;
• творческие виды деятельности - изобразительная, трудовая, конструктивная и пр.
• различные виды детского труда;
• виды деятельности в свободное время, которыми могут быть - чтение и обсуждение сказок; решение задач, в которых участвуют знакомые литературные герои; организация дискуссий, викторин; праздники; выставки; конкурсы внимательного отношения к собственности и пр.; образовательные экскурсии с такой направленностью.
Формы и методы экономической подготовки в дошкольном возрасте должны быть максимально разнообразными и базироваться на действенном подходе, на активном участии детей в процессе овладения информацией. Й. Аф определяет усвоение экономических знаний, ориентированных на действие, как "концепцию, которая стремиться к интегрированию специальной, социальной и методической компетентности на базе антиномных принципов учебного содержания, как предварительную экономическую подготовку, связь с практикой и ориентацию на жизненный опыт личности, че-
рез акцент на комплексные, активирующие обучение, методы..." [1, с. 18].
Огромные возможности игры в формировании экономической и общей культуры детей определяются ее сущностью и спецификой. Она строится исключительно на добровольной основе, непринужденности, согласно личным интересам и предпочтениям детей. Во время проведения игры ведущими являются свобода и выбор. Важное условие - это творческий подход, формирование умения самостоятельно играть и учиться, осуществлять обмен знаниями с другими детьми, активно участвовать в каждой игре. Независимо от ее вида, самостоятельность и инициативность должны быть основными принципами. Она не должна превращаться в продолжение регламентированных занятий. Отсутствие желания и добровольности со стороны детей превращают образовательный процесс в неинтересный, что не ведет к положительным результатам. Только в условиях игры дети проявляют исключительное любопытство, интерес и желание действовать, испытывают удовольствие и удовлетворенность, приобретают полезные навыки, у них воспитывается творческая инициатива. Имея это в виду, формирование экономического мышления может осуществиться в процессе игры. Вот почему "поиски оптимальных путей решения проблем экономического воспитания детей дошкольного возраста привело к введению и использованию игровых технологий" [9, с. 118].
Среди различных видов игр с целью формирования экономического мышления и сознания, особенно значимым является развивающее воздействие сюжетных и дидактических игр. Они обеспечивают развитие навыков поведения согласно правилам; умение планировать; умение войти в роль; сотрудничество; оценка ситуации; умение быть терпеливым; активность; целеустремленность. Этого можно добиться, учитывая определенные требования, связанные с их организацией:
• доступное экономическое содержание в сюжете и содержании;
• включение различных аспектов из экономической сферы в разнообразные игры;
• непрерывное обогащение и усложнение игр (тема, сюжет, роли, взаимоотношения, правила);
• изготовление реквизитов и инструментария для игр вместе с детьми;
• создание воображаемой игровой ситуации;
• участие педагога в игре.
Качество игры определяется и детской информированностью относительно экономической проблемы, отраженной в игровом процессе. В данном случае важно уделить больше внимания средствам для обогащения сюжета в процессе разработки игровых технологий. "Система сю-жетно-дидактических игр позволяет заложить основы личностной культуры детей с приоритетом экономического образования, путем интегри-
рования различных видов игровой деятельности" [10, с. 85]. В ходе игровых действий усваиваются и проявляются экономические знания и поведение. Благодаря умению спланировать и организовать игру, остроумно и рационально ее использовать, можно будет сформировать и оценить такие качества как ответственность, целенаправленность, активность, инициативность, предприимчивость.
Технологическая структура сюжетно-дидакти-ческой игры включает следующие компоненты: (рис. 1).
Рис. 1. Структура сюжетно-дидактической игры
Сюжетно-дидактическая среда предоставляет возможность для того, чтобы экономические знания были доступны и легко воспринимались детьми. Это достигается путем моделирования реальных ситуаций из жизни: купля-продажа, производство изделий, реализация продукции, бартерные сделки и пр. Таким образом, используя микро-примеры, дети овладевают экономической терминологией самым эффективным образом. Включенная в игру проблема, требует соответствующего мышления в процессе ее разрешения. Проявленное отношение и поведение в этой мини-игровой ситуации переносятся в реальную экономическую жизнь. В этом смысле игры имеют огромное образовательное значение.
В качестве реального приложения идеи игры, с целью иллюстрации, предложена часть разработанных моделей игр. Стимулируя как воображение, так и возможность усвоить социальные и экономические модели поведения в обществе, они симулируют реальные ситуации производства и рынка.
Игра: "Ввоз и вывоз товаров"
Задачи:
1. Получение знаний о ввозе и вывозе товаров в стране.
2. Осмысление значения совместных действий в процессе достижения общих целей.
Правила: Дети внимательно следят за тем, есть ли товар, который они обменивают, т.е. дают со своего стола "государства", в наличности на другом столе "государстве". В случае, если он есть, выбирают другой продукт (товар).
Инструментарий: разные продовольственные товары - рис, фасоль, чечевица, горох, фрукты, овощи, кофе, чай.
Содержание: Дети располагаются вокруг сво-
их столиков, каждый такой столик представляет отдельное государство. На каждом столике разложены разные продукты, которые не должны повторяться. (Рис есть только на одном столике, на других есть фасоль, чечевица, горох). Тем временем педагог объясняет детям что такое ввоз и вывоз товаров, показывая им картинки продуктов, которые вывозятся и ввозятся, и средства для этого. Он уточняет, что, когда осуществляется ввоз-вывоз, в сущности товары разменивают. Поясняет также, что размениваются товары, которые есть в одной стране, но их нет в другой. Дети понятным им способом знакомятся с понятиями "ввоз" (то, что в одной стране не производится или оно в недостаточном количестве, доставляется из другой страны) и "вывоз" (то, что в одной стране есть в излишке, его экспортируют в другую страну). Педагог просит ребенка от какого-нибудь столика "государства" пойти к детям за другим столиком "государством" и попросить продукт, который им необходим, а взамен дает им какой-нибудь со своего столика "государства". Например: ребенок за столиком "государством" Англия идет к детям за столиком "государством" Индия и уговаривает их дать ему лимоны, а взамен, дает им яблоки.
Игра: "Товары на рынке"
Задачи:
1. Получить представление о: производстве, производителе, потребителе.
2. Ребенок должен понять, что предметы окружающего мира кем-то производятся, с определенным предназначением.
Правила:
1. На заданный педагогом вопрос ребенок должен ответить, используя термин "произвел".
2. После выбора товара, произведенного из определенного материала, ребенок должен аргументироваться относительно своего предпочтения.
Инструментарий: стульчики, сделанные из металла, дерева и пластмассы, другие разнообразные предметы из тех же материалов; картинный материал, демонстрирующий цикл производства отдельных изделий.
Содержание: Дети встают около столиков, на каждом из них есть разные материалы (на одном столике есть материал из дерева, на другом - из металла, на третьем - из пластмассы). Двое детей идут в середину учебной комнаты, где стоят несколько различных стульчиков. Один из них играет роль продавца, а другой - клиента. Ребенок-клиент, идет к ребенку-продавцу, и говорит, что желает купить стул, но сначала хочет посмотреть из чего они сделаны. Ребенок-продавец ведет ребенка-клиента в цех, где производятся стулья (т.е. столы). Педагог участвует в игре и исполняет роль менеджера цеха. Он объясняет ребенку-клиенту, в это же время они вместе обходят отдельные столики. В каждом цехе они
останавливаются, и педагог объясняет, что в нем производится. Дает остензивное определение понятия "производится". В конце обхода спрашивает: "Стул из дерева, из пластмассы или из железа ты хочешь, чтобы мы для тебя произвели?". Ребенок отвечает: "Я хочу, чтобы вы произвели для меня стул из ...", называя материал.
"В игре содержится все, что по существу не является игрой - креативность, решение проблем, овладение языком, социальные роли и взаимоотношения. В воображаемой ситуации, созданной детьми, все чувства, замыслы, действия и другие реализации являются "настоящими", вплетенными в сложность этих ситуаций, в ее типажи и осуществляемые взаимоотношения" [3, с. 130]. В этом смысле игра - это механизм, который создает самые благоприятные условия для максимального творческого развития и проявления детей в период до поступления в школу. Это фундаментальный период, в который, по мнению Е. И. Чернышева и Л. А. Зубарева, [12, с. 96] стартует и от которого зависит развитие потребностей, способностей, направленности и интересов детей.
Заключение
Приложение игры в обучении в большой степени провоцирует подрастающих настраивать свой "умственный софтуер" - "несознательная настройка, которая оставляет индивидууму достаточно свободы думать, чувствовать и действовать, но в рамках возможных мыслей, чувств и действий, которые социальная среда предлагает" [5]. Особенно большое значение в дошкольном возрасте имеют ситуационно ориентированные игры, которые направляют на реальные процессы и явления и способствуют осуществлению основной цели - формирование умений рыночного поведения и дифференцированного подхода при решении практических проблем на основе действенного, экономического мышления.
"У детей огромный потенциал для концентрации и неутомимого упорства, когда они проявляют страстный интерес к тому, что они делают. Умения, которые приобретают в интересующих их областях, легко переносятся в другие области" [2, с. 20]. Вот почему игра по своей сущности и специфике является объективной предпосылкой и решением успешной реализации основного образовательного стандарта в дошкольном возрасте, связанным с опознанием и пониманием мира.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аф, Й., Экономическая дидактика (Сборник материалов по экономической дидактике), С., 1998, С.18.
2. Гатоу, Дж., Вульгаризация. Скрытая цель государственного образования, С., 2010, с.20.
3. Георгиева, Е., Актуальные проблемы дошкольной подготовки, 2003, С.130.
4. Дженкинсон, С., Гений игры. Праздник, называемый детством, С., 2013, С.20.
5. Хофстеде, Х., Культуры и организации. Софтуер ума, С., 2001.
6. Автономов, А., Малышев, М., Совершенствование экономического воспитания учащихся // Педагогика, №8, 2007, С. 53 - 57.
7. Ахметшина, Г., Воробьев, И., Экономическое воспитание учащихся: формы и методы, 2007, с.146-155.
8. Бадмаев, С., Березовская, Д., Экономическое воспитание учащихся, 2008, С.94.
9. Глебова, Г., Экономическое воспитание школьников, 2008, С.118.
10. Попов, В., Экономическое воспитание школьников // Образование, №1, 2008, С.84-89.
11. Самусева, Г. В., Модель педагогического сопровождения, становления позиции субъекта учебной деятельности обучающихся // Перспективы науки и образования. 2015. 6 (18), С. 50.
12. Чернышева Е. И., Зубарева Л. А. Развитие творческого мышления у младших школьников на кружковых занятиях в объединении „Мягкая игрушка" // Перспективы науки и образования. 2014. №4 (10). С. 96.
Информация об авторе
Тодорова Марияна Станчева
(Болгария, Бургас) Кандидат педагогических наук Кафедра "Педагогики и психологии" Университет им. проф. д-ра Асена Златарова E-mail: [email protected]
Information about the author
Todorova Mariiana Stancheva
(Bulgaria, Bourgas) PhD in Pedagogy Department of "Pedagogy and psychology" Bourgas Prof. Assen Zlatarov University E-mail: [email protected]