УДК 373.3
И. Л. Егорова, Л. Ф. Тихомирова
Формирование экономической компетентности младших школьников
В статье авторы обосновывают необходимость формирования экономической компетентности младших школьников, описывают используемые для этого средства, показывают эффективность работы. Авторы показывают возможности бизнес-игры для формирования экономической компетентности младших школьников.
Ключевые слова: общая компетентность, экономическая компетентность, младший школьный возраст, содержание учебной деятельности, эффективность процесса формирования экономической компетентности.
I. L. Egorova, L. F. Tikhomirova
Formation of Junior Schoolchildren's Economic Competence
In the article the authors prove the necessity of forming junior schoolchildren's economic competence, describe the means used for this, show work efficiency. The authors show possibilities of the business-game to form the junior schoolchildren's economic competence.
Key words: a general competence, an economic competence, junior school age, content of the educational activity, efficiency of the process of the economic competence formation.
Экономические проблемы 90-х гг. прошлого столетия, огромный государственный внешний долг, финансовый дефицит и кризисы, привели к недостаточному финансированию многих отраслей народного хозяйства, в том числе образования. Вузы, школы и дошкольные образовательные учреждения страны были поставлены в тяжелейшие условия существования. Государство было не способно обеспечить надлежащие условия и качество образования. Забота, связанная с поддержанием школьных зданий и помещений в технически исправном состоянии, обеспечением учебными пособиями, школьной литературой, легла на плечи администрации школ и родителей. Между тем спрос на образование в России существовал всегда, и даже этот сложный период не стал исключением. Многие родители по-прежнему ставили основной задачей в деле воспитания своих детей качественное образование.
В альтернативу зарубежного образования в стране стали создаваться частные школы. Хорошая материальная база, малочисленные классы, индивидуальная работа с учащимися, благоприятный психологический климат, продуманный подход к организации учебного процесса, достойное материальное содержание способствовали созданию условий для повышения качества образования.
Для решения стоящих перед НОУ СОШ «Мо-розко» задач среди прочих было определено такое направление деятельности как формирование экономической компетентности у младших школьников.
Это, прежде всего, связано с тем, что со сменой политического строя изменились и экономические отношения. В одночасье было провозглашено главенство «рынка» и «рыночных отношений» в экономике. Многие отрасли народного хозяйства, ранее обеспечивающие занятость населения, были охвачены кризисом, рабочие и служащие оправлялись в бессрочные отпуска, теряли работу. В поисках средств к существованию люди были вынуждены заняться несвойственным им ранее делом - предпринимательством (в обиходе - «Бизнес»).
Гипертрофированная форма таких «рыночных отношений» стала проникать и в школьную среду. Дети быстро воспринимают все доброе и хорошее, но также быстро впитывают и негативное, плохое. Подражая взрослым, и дети все больше втягивались в товарно-денежные отношения, теряя интерес к учебе, спорту, коллективизму. Стало очевидным, что процессу восприятия детьми «рыночных отношений» необходимо придать цивилизованную форму, опираясь на общепринятые культурные и нравственные ценности.
© Егорова И. Л., Тихомирова Л. Ф., 2011
Компетентность - это качества личности, определяющие успешность выполнения того или иного вида деятельности [4].
Компетентность - это способность действовать в нестандартных ситуациях благодаря знаниям и освоению обобщенных способов деятельности. Следовательно, задача образовательного учреждения - помочь учащемуся овладеть универсальными способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности школьника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического пространства.
Понятия компетентности и компетенции системные и многокомпонентные. Они характеризуют определенный круг предметов и процессов, реализуются на разных уровнях, то есть включают различные умственные операции (аналитические, критические, коммуникативные), а также практические умения, здравый смысл и имеют свою классификацию и иерархию. Общую компетентность человека можно представить как комплекс, включающий знаниевые (когнитивные), деятельностные (поведенческие) и отношенческие (аффективные) компоненты.
Ключевые (базовые, универсальные) компетентности многофункциональны, надпредметны и многомерны. Овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни. Ключевые компетенции основываются на свойствах человека и проявляются в определенных способах поведения человека, которые опираются на его психологические качества, включают широкий практический контекст с высокой степенью универсальности.
Вершину иерархии компетентностей можно представить как общую компетентность человека, которая состоит из совокупности нескольких обобщенных составляющих - ключевых супер-компетентностей.
В школьной образовательной практике можно выделить такие ключевые суперкомпетентности:
- математическую компетентность - уметь работать с числом, числовой информацией (владеть математическими умениями);
- коммуникативную (которая тесно соотносится с языковой) компетентность - уметь вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться;
- информационную компетентность - владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
- социальную - уметь жить и работать с людьми, с близкими, в трудовом коллективе, в команде;
- продуктивную - уметь работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести за них ответственность;
- нравственную - готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законам [1].
Этот состав ключевых суперкомпетенций содержится в рекомендациях ЮНЕСКО и в «концепции модернизации российского образования».
Экономическая компетентность предполагает способность школьника работать с другими людьми, работать с информацией, принимать решения и нести за них ответственность. Для формирования этого вида компетентности необходимы определенные средства.
Охотно подражая взрослым, дети в игровой форме познают мир. Так родилась идея проведения обучающей и познавательной, воспитательной и занимательной игры экономического характера на соревновательной основе, название которой подсказала сама жизнь - «Бизнес-игра» - «Деловые люди».
В концепцию создания «Бизнес-игры» среди прочих, были включены элементы одной из общепризнанных мировых теорий, обучающей навыкам успешного общения, самосовершенствования и ораторского искусства - «Теория Дейла Карнеги», а позже преподавание основ экономики для младших школьников, используя учебное пособие И. А. Сасовой и И. И. Нагумановой [3].
Среди основных ставились задачи создания детского коллектива единомышленников, доброжелательного психологического климата, благоприятной деловой и соревновательной атмосферы, дополнительных стимулов к учебе, внедрение игровых форм воспитания и обучения навыкам проектной деятельности, привития основ экономической грамотности.
«Игра» проводится по этапам. Задачи на каждый этап определяет учитель - он является «Президентом «Концерна». Учитывая особенности текущего раздела образовательной программы, и
исходя из задач дисциплинарного характера, «Президент» определяет направления деятельности коллектива.
Успехи детей в учебе, дисциплине, конкурсах, результаты и качество выполнения взятых на себя обязательств в рамках «Игры» оцениваются в баллах. Заработанные баллы впоследствии обмениваются на внутреннюю денежную единицу (валюту). Для обозначения денежной единицы было принято название «Банкнота». После завершения каждого этапа «Президент» проводит («аукцион», «ярмарку», «магазин»), на котором участники «Игры» могут обменять заработанные «Банкноты» на ценные призы. Призы - это, как правило, необходимые в повседневной жизни деловые предметы - учебные принадлежности, книги, ручки, фломастеры и другие канцтовары. Так как дети в нашей школе проводят много времени вместе (практически все посещают группу продленного дня), им предоставляется возможность совместного приобретения приза. Таким общим приобретением может стать настольная деловая игра, фотокамера, аудио-видео техника и др.
Финансовый аспект «Игры» направлен на формирование в детском сознании, прежде всего, разумности и умеренности потребления, рациональности использования заработанных своими усилиями ресурсов, правильного и справедливого распределения ценностей в зависимости от степени приложенных усилий и качества достигнутого результата, и, наконец, прививает основы меценатства и благотворительности.
Первая попытка увлечь детей оказалась настолько удачной, что все малейшие сомнения отпали. Дети не только охотно включились в «Игру», но и сами стали генераторами многих идей. Ставка, сделанная на интерактивность игры, превзошла все ожидания. Дети с необыкновенной легкостью и удовольствием обменивались опытом, помогали друг другу преодолевать возникающие трудности, переживать неудачи. В классе воцарилась дружеская атмосфера взаимопонимания и поддержки, сформировался коллектив. Коллектив деловых партнеров, друзей и единомышленников. Дети проявляли свои лучшие человеческие качества: взаимовыручку, поддержку, снисходительность, сочувствие. Гибкость в постановке соревновательных задач (проведение конкурсов рисунка, песни, танца, поэтических пятиминуток и др.) позволила проявить детям свои таланты, скрытые за рамками школьного общения.
Применение интерактивных методов в совместной деятельности учащихся в процессе позна-
ния, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности взаимной поддержки, что позволяет получать новое знание, развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Использование форм интерактивной деятельности на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Такая воспитательная работа учит ребенка ставить перед собой задачи, планировать свою деятельность, развивает перспективное мышление, вырабатывает способность к принятию осознанных решений, творческого подхода к делу, раскрывает индивидуальность, воспитывает ответственность перед коллективом за принятые обязательства [2, 5].
С переходом детей в среднюю и старшую школу интерес к игре не пропал. Заинтересованность школьников в продолжении игры и их инициатива, поддержанная администрацией школы, и легли в основу создания общешкольного «Бизнес-клуба - Деловые люди».
Приведенные нами результаты обученности детей дают возможность констатировать, что у учащихся 1-4-х классов НОУ СОШ «Морозко» сформирован прочный базовый уровень знаний по предметам, все они готовы к успешному обучению в последующих классах.
Таблица1
Сравнительная характеристика качества обученности по предметам
Предмет 2006/2007 2007/2008 2008/2009 2009/2010
Чтение 87% 94 % 93 % 96 %
Математика 84% 85 % 85 % 93 %
Русский язык 68 % 80 % 80 % 88 %
Естествознание 91 % 98 % 96 % 98 %
Английский язык 76 % 85 % 87 % 91 %
Основы качественного образования и нравственного воспитания граждан закладываются в начальной и средней школе. Формирование экономической компетентности младших школьников способствует повышению познавательной активности, позволяет повысить уровень обу-ченности школьников, успешно решать поставленные перед школой задачи.
Библиографический список:
1. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -2003. - № 5. - С. 34-42.
2. Сасова, И. А., Нагуманова, И. И. Экономика для младших школьников [Текст] / И. И. Нагу-манова, И. А. Сасова. - М., Издательство «Вита-Пресс», 2002.
3. Советова, Е. В. Эффективные образовательные технологии [Текст] / Е. В. Советова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - 285 с.
4. Компетенции в образовании: опыт проектирования [Текст] / под ред. А. В. Хуторского. - М. : Изд-во ЦДО «Эйдос», 2007.
5. Щукина, Г. И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе» [Текст] / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение. -220 с.
б.Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - 2-е изд. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 360 с.