ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
. грацию культур светящихся бактерий из
Методические разработки для школы с
коллекции Института биофизики. Уроки о применением биолюминесцентных методов светящихся организмах были проведены в касаются и определения активности ферментов в растворах, в слюне, исследования влияния различных факторов на ферментативные реакции: «Ферменты - биологические ка-
школе. Собранный материал и демонстрация светящихся организмов позволяет наглядно, научно-популярно и художественно представить разнообразие организмов, не ограничивающееся пределами школьной программы по биологии. Студентами созданы методические разработки: «Влияние
тализаторы», «Классы ферментов», «Температурная денатурация ферментов», «Исследование активности алкогольдегидрогеназы в слюне». Проведение последнего исследо-
солености среды на интенсивность биолю- вания было предложено самими школьника-
минесценции светящихся бактерий», «Ис- ми, которых заинтересовала проблема диаг-
ностики алкоголизма.
В настоящее время продолжается составление серии практических работ с ис-экстрактов», «Биотестирование сточных пользованием светящихся бактерий в эколо-
вод», «Исследование эффективности гическом образовании для проведения уча-
фильтров с помощью светящихся бакте- щимися экологического мониторинга, в том
рий» и др. числе и в ходе летних экспедиций.
следование действия слюны на интенсивность биолюминесценции», «Биолюми-несцентное биотестирование хвойных
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ЗАДАЧА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
О.Н.Ридин, профессор кафедры экономики кооперации и предпринимательства Саранского кооперативного института МУПК
Дети всегда любознательны (и это очень хорошо). Почти с того возраста, в котором они овладевают членораздельной речью, мальчики пытаются узнать, как устроена механическая игрушка, а девочки - рассмотреть то, что находится внутри куклы. Разумеется, после такого «исследования» игрушка приходит в негодность, но некоторые родители даже в наше трудное время умиляются: ребенок будет инженером или врачом. Не зная, что ломать игрушки не только нехорошо, но и нередко обременительно для семейного бюджета, ребенок, почувствовав явное одобрение, продолжает делать то же самое и дальше, пока, наконец, такие «исследования» не вызовут явного недовольства родителей и не увенчаются шлепком или иным непедагогическим воздействием.
Многим, наверное, приходилось наблюдать такие неприятные сцены, когда ребенок дошкольного или, что еще хуже, младшего школьного возраста чуть ли ни в истерике требует купить ему что-то,
совершенно не слушая увещеваний родителей и не задумываясь над тем, посильна ли для них такая покупка в данный момент. Налицо брак семейного воспитания, а исправлять этот брак призвана общеобразовательная школа.
Конечно, лет 10-12 назад было проще: школы получали задания собрать, например, столько-то макулатуры или металлолома, и учителя вместе с пионервожатыми объясняли, зачем это нужно и какую экономию древесины или руды получает страна. Теперь таких заданий никто не устанавливает, нет в школах пионервожатых, нет и самих пионеров, а о возможности сдать куда-то «ничейную» вещь, чтобы заработать денег на столь лакомое мороженое, подростки узнают от более искушенных в этом деле сверстников или старших ребят. Поэтому (и не только) все большее одобрение и педагогов и родителей получает введение в общеобразовательных школах основ экономики. За относительно короткий срок были написаны, изданы и уже стали по-
чти бестселлерами первые учебные пособия и \ чебники по этой дисциплине.
Однако одобрять и повседневно уделять внимание - понятия разные. Ни одно дело нельзя пускать на самотек. Главное не в том. чтобы дать школьникам доступные их пониманию (в зависимости от возраста) книги. Прежде всего нужно заботиться о подготовленности соответствующих учительских кадров, так как никакая книга не может заменить живое слово учителя. В столицах республик и в областных центрах, где имеются экономические вузы либо экономические факультеты вузов, местные школы находятся, конечно, в лучшем положении. Они имеют возможность создавать как в своих стенах, так и в стенах соответствующих вузов бизнес-классы и даже лицеи экономического профиля. Эти инновационные формы обучения, параллельные обычным школьным, пользуются большой популярностью, так как к учебному процессу в них привлекаются высококвалифицированные научно-педагогические работники. А на периферии? Там учителя основ экономики (обычно это географы или историки, но встречаются также физики и даже литераторы) буквально «варятся в собственном соку». Двух- или трехдневных семинаров, проводимых соответ-ствующими ИПКРО, им явно недостаточно.
Научно-методическая секция торгово-экономического образования Регионального учебного округа при Мордовском госу-(арственном университете им. Н.П.Огарева, в работе которой принимает участие автор данной статьи, считает, что в интересах дела Министерству образования нашей республики следовало бы продумать вопрос (и поставить его перед соответствующими инстанциями) об открытии при Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е.Евсевьева специального отделения по подготовке профессиональных преподавателей основ экономики из числа лиц, имеющих базовое высшее образование, по типу индустриально-педа-
гогических институтов (факультетов). Срок обучения может быть - один учебный год по дневной форме обучения и два года - по заочной. Действенную помощь в этом отношении могли бы оказать Мордовский РИГ1КРО и Саранский кооперативный институт, при котором создан филиал РУО.
Заслуживает, на наш взгляд, безусловного одобрения и недавно принятое Межвузовским ученым советом Центросоюза (членами этого совета являются ректор Саранского кооперативного института профессор Б.Ф.Кевбрин и первый проректор профессор В.Д.Золотков) давать ученикам сельских школ знания основ кооперации непосредственно на школьных уроках. И это - не лозунг, а конкретное мероприятие, базирующееся на подготовленном учеными Белгородского университета потребительской кооперации учебном плане по дисциплине «Потребительская кооперация в современной России», рассчитанном на 8 занятий и органически вписывающемся в школьный предмет «Основы экономики».
Поданному вопросу наши коллеги-бел-городцы уже имеют договоренность с областным управлением образования о включении такого раздела в программу названного предмета. Мы могли бы пойти дальше: подготовить аналогичный учебный план для сельских школ по дисциплине «Сельскохозяйственная кооперация в Российской Федерации», а по таким дисциплинам, как «Производственная кооперация» или «Кредитная кооперация», для городских школ (Саранска, Рузаевки, Ковылкино, Краснослободска и др.).
Никто не мешает ученым экономических кафедр СКИ МУПК и МГУ им. Н.П.Огарева самим скооперироваться для подготовки методического пособия для учителей «Основы экономики». Только такими совместными усилиями можно помочь общеобразовательной школе давать своим питомцам основы экономических знаний и воспитывать у них экономическое мышление.
I