6. Махмутова, И. И. Программа подготовки специалистов для учреждений культуры и искусства на 2002-2006 гг. / И. И. Махмутова. -Уфа: республиканский учебно-методический центр по образованию Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан, 2002, - 59с.
7. Методические рекомендации по реализации в регионах приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Государственная поддержка общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» (новая редакция) [Текст] // Приложение к журналу «Национальный проект «Образование». - 2007. - № 1. С. 2-82
8. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст]: учеб. пособие для студентов высш.учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой- М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 288 с,
9. Профессиональная ориентация учащихся [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов/ Под ред. А. Д. Сазонова. — М.: Просвещение, 1988. - 223 с.
10. Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников [Текст]. Метод пособие.для ст-тов пед.вузов/ С. Н. Чистякова. — М.: «Академия», 2005.—128 с.
УДК 373.5.016:504
Н. В, Ульянова
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ
В целом культура — это результат деятельности каждого отдельного человека, ее истоки находятся не б мудрых головах правителей общества а в реальной жизни обыкновенного человека. Выразить культуру в деяниях или быть культурным можно лишь имея представления о культуре и потребности в ней. Общество или государство могут только способствовать развитию культуры или препятствовать этому развитию, но они никогда не заменят собой отдельного человека в создании культуры.
По утверждению Л. Е. Кертмана существует свыше четырехсот определений «культуры». Это связано с разнообразием самой культуры и употреблением этого термина. Многочисленные социально значимые проблемы, встали перед народами на пороге третьего тысячелетия, главное среди них место заняла проблема выживания Человечества и всего живого на Земле.
Гармония человека с природой [1] может быть достигнута при высоком
уровне экологизации общественного сознания и экологического сознания личности. Оно предполагает внесение экологического аспекта во все остальные формы (политическое и правовое сознание, мораль, искусство, философию и т. д.) и уровни (теоретическое и обыденное, массовое сознание, идеология и общественная психология) общественного сознания [2; 3].
Экологическое сознание - важнейший компонент экологической культуры, объединяющий все виды и результаты материальной и духовной деятельности людей, направленной на достижение оптимального взаимодействия общества и природы, на экологизацию материальной и духовной жизни общества [4].
Первостепенную роль в формировании экологической культуры играет экологическое образование и воспитание.
Целью экологического воспитания и образования является целенаправленное формирование у каждого человека на всех этапах его жизни глубоких и прочных экологических знаний, целостных представлений о биосфере, понимание органической взаимосвязи и единства человечества и окружающей среды, роли природы в жизни общества и человека, необходимости и значимости ее охраны и рационального использования ресурсов, воспитания личной ответственности за состояние окружающей среды [5; 6].
Конечная цель такого образования заключается в том, тюбы представить населению возможность понять сложный характер окружающей среды и необходимость для всех стран развиваться таким образом, чтобы это согласовывалось с окружающей средой. Подобное образование должно также содействовать осознанию человечеством экономической, политической и экологической взаимозависимости современного мира, с тем чтобы повысить чувство ответственности всех стран, что станет предпосылкой для решения серьезных проблем окружающей среды на глобальном уровне [7; 8; 9; 10].
Проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых, педагогов, методистов, практиков. Чему учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
Интегративная сущность таких понятий, как экологическая ответственность, ответственное отношение к окружающей среде, экологическая культура, говорит о том, что экологическое образование по своей сути имеет сложный, комплексный характер, а его содержание поаспектно раскрывается системой учебных предметов школы [1].
Педагоги-ученые (И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, Л. П. Симонова и др.) считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества.
Многообразие аспектов экологической культуры человека можно представить следующим образом: экологические знания и умения, экологичес-
кое мышление,, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение.
Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Конкретная цель экологического образования школьников может быть сформулирована как становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
Данный подход опирается на такие психологические особенности школьников, как целостное мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная восприимчивость.
В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди постепенно установили нормы и правила поведения в природе. Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся [11]. Учеными-экологами были выделены основные компоненты экологической культуры: экологические знания и умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически осознанное поведение [12].
Экологические знания и умения. С раннего детства, общаясь с природой, ребенок получает минимальные экологические знания и умения. Придя в школу, ученик начинает получать конкретные знания и умения но экологической культуре. Самое главное в этом процессе — это заинтересованность ребенка.
Экологические знания ученик получает непосредственно на уроке или на внеклассных мероприятиях через общение с природой. Учитель должен использовать на уроке различные виды работ (просмотр кинофильмов, экскурсии, экологические вечера). Получить экологические знания ученик может и с помощью самостоятельной работы.
Экологические умения ученик может продемонстрировать непосредственно на практических работах. В конце обучения у ребенка должны сформироваться четкие умения и навыки экологической культуры [13].
Экологическое мышление - это мышление направленное на решение экологических проблем.
Важнейшими структурами экологического мышления являются анализ и синтез. Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом.
Ценностные ориентации. Специфика субъективного отношения к миру природы может быть отражена путем содержательного описания таких его
базовых параметров, как ценностные ориентации и степень осознанности отношения.
Формирование ценностных ориентаций не должно сводиться только к повышению экологической эрудиции школьников. Важно, чтобы у ребенка не просто было сформировано понятие о многих природных объектах, а чтобы эти природные объекты стали для него личностно значимыми, чтобы по отношению к ним проявлялись чувства ребенка. О высоком показателе ценностных ориентаций к миру природы можно говорить, когда ребенок проявляет симпатию к большому количеству природных объектов, способен идентифицироваться с ними, они ему симпатичны и, в конце концов, субъектифицируются ребенком, происходит расширение индивидуального экологического пространства личности [14].
Экологически осознанное поведение. Педагогически целесообразно формировать осознанное поведение личности к миру природы на ранних этапах развития ребенка. Уже в школьном возрасте школьникам следует задавать вопросы об их отношении к миру природы, предлагать вербально описать, охарактеризовать его. Безусловно, такое задание по началу будет вызывать у учащихся определенные трудности, однако в результате можно добиться повышения уровня поведения в природе. Осознанность отношения к природе необходима для возможности его рефлексивного анализа, который является условием волевой коррекции личности своего экологического поведения.
Теоретический анализ научной литературы и общеобразовательных программ вышеуказанных авторов, позволил нам разработать единый курс экологии для 5-11 классов средней общеобразовательной школы. Программа этого курса ориентирована на интеграцию естественнонаучных, гуманитарных и экологических знаний в каждом классе и предусматривает непрерывное формирование экологической культуры школьников 5-11 классов с учетом их возрастных особенностей. Целостность курса достигается интеграцией экологических знаний, устранением их фрагментарности, установлением преемственных связей между классами, последовательностью развития основных экологических понятий и системой межпредметных связей и междисциплинарного подхода при обучении экологии.
Междисциплинарный подход в экологическом образовании школьников представляет собой вариант педагогической модификации и практической реализаций идей системного подхода. В научном понимании междисциплинарность - это взаимодействие наук, которое предполагает использование для решения какой-либо приоритетной задачи всего интеллектуального потенциала научного знания. Междисциплинарность может быть также определена как применение в рамках одного какого-либо конкретного исследования нескольких научных методов.
Междисциплинарность имеет место обычно там, где налицо многокачественные, системные, многоотраслевые проблемы, которые не могут быть
решены одной отдельно взятой наукой. В научных исследованиях междисциплинарность проявляется двояко, во-первых, многосторонне изучается единый многокачественный объект, т. е. исследуется совокупность разнородных, но взаимосвязанных вопросов, качеств, признаков и т.д.; во-вторых, один объект или даже одно какое-либо его свойство изучается с помощью методов, традиционно относящихся к различным наукам [1],
Междисциплинарный подход в экологическом образовании школьников предполагает:
• систематизацию учебного содержания на основе ведущих экологических идей;
• конкретизацию основных экологических идей и научных экологических понятий системой фактов глобального, регионального и локального уровней;
• системный анализ международных и национальных документов об охране окружающей среды;
• использование в учебно-воспитательном процессе методов и методических приемов, обеспечивающих единство и взаимосвязь научного, прав-ствеино-эстетического и практического отношения к природе;
• широкое применение в учебно-воспитательном процессе межпредметных форм экологического образования (межпредметные уроки, полевые практикумы, ролево-сюжетные игры, походы-экспедиции) [15].
Важнейшим условием эффективной реализации межпредметного подхода является нахождение и целенаправленная реализация межпредметных связей того или ииого школьного предмета с другими учебными дисциплинами и поэтапное использование этих связей в различных формах.
Межпредметные связи экологического характера в процессе обучения могут устанавливаться с помощью следующих методических приемов:
1. изучение биологических, физиологических и других явлений для раскрытия важнейших эколого-географических закономерностей;
2. постановка вопросов комплексного характера для систематизации знаний из других учебных предметов;
3. выполнение специальных заданий и упражнений, решение задач на межпредметной основе;
4. работа с таблицами и иллюстрациями;
5. составление комплексных характеристик различных объектов природы, требующих привлечения знаний из курсов биологии, физики, химии, истории и др.;
6. побуждение школьников к участию в опросе своих товарищей, к диалогу, направленному на воспроизведение знаний из курсов других школьных предметов [16].
Межпредметные связи, равно как и межпредметный подход в целом, могут применяться не только в обучении, но и во внеклассной работе по всем
предметам естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эетети-ческого циклов. Все это позволяет, во-первых, всесторонне, с позиции различных предметов, раскрывать содержание важнейших межпредметно-экологических идей и сущность современных экологических проблем; во-вторых, обеспечить преемственность и взаимосвязь обучения, внеклассной воспитательной работы и общественно-полезной деятельности школьников по исследованию и охране окружающей среды родного края, что является принципиально важным условием эффективного экологического образования школьников [1],
Межпредметные связи выполняют в обучении экологии ряд функций.
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель экологии формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития экологических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении экологии, Учитель экологии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель экологии совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые располагают знаниями учебников и программ смежных предметов.
Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся. Они влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании экологии, и наоборот, - идущие от экологии в другие учебные предметы.
Формирование общей системы знаний учащихся о реальном мире, отражающих взаимосвязи различных форм движения материи - одна из функций образования установление межпредметных связей, формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса экологии, содействуя тем самым раскрытию единства природы — общества - человека [17].
Библиографический список
1. Карона, Г. Н. Теоретические основы экологического образования школьников / Г.Н. Каропа. - Мн.: НМО, 1999. - С. 70-99.
2. Миллер, Т. Жизнь в окружающей среде / Т. Миллер. - М.: Прогресс; Пангея, 1993.-Ч. 1.-256 с.
3. Миллер, Т. Жизнь в окружающей среде. / Т. Миллер. - М.; Прогресс; Пангея, 1996.-Ч. 3.-400 с.
4. Мананков, А. В. Основы экологии / А. В. Мананков. - Томск: ТГУ 1998. -261 с.;
5. Гиренок, Ф, И. Экология как косноязычие культуры/Ф, И. Гиренок//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. - М., 1995, - № 2. С, 44-51,
6. Дубнищева, Т. Я. Концепция современного естествознания / Т. Я. Дубнише-ва. — Новосибирск. ЮКЭА, 1997. - 832 с.
7. Зверев, И. Д., Суравегина И. Т. Отношение школьников к природе. - М.: Педагогика, 1998. - 129 с.
8. Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении. - М., 1980. - С. 19.
9. Ильчепко, В. Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников. М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
10. Суравегина, И. Т., Сенкевич, В. М. Как учить экологии. -М.: Просвещение, 1995. - 96 с.
11. Симонова, Л. П. Экологическое образование в начальной школе: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2000. - С. 38-86.
12. Глобальная экологическая проблема/Г. И. Морозов, Р. А. Новиков и др-М„ 1988.-С. 90-116.
13. Васильев, С. В. Формирование природоохранных понятий: Дис, канд. пед. наук.-Л., 1994.-С. 12-17.
14. Зверев, И. Д., Салеева Л. Т. Компоненты экологического образования. -М, 1991.-С. 12-26.
15. Сидельский, А. П. Человек и природа. — Ставрополь, 1975. — С. 41—46.
16. Дерябо, С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. — 480 с.
17. Шустов, С. Б., Шустова Л. В. Химические основы экологии. - М.: Просвещение, 1994. — 239 с.