Научная статья на тему 'Формирование экологической культуры школьника в комплексе «Детский сад школа вуз»'

Формирование экологической культуры школьника в комплексе «Детский сад школа вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической культуры школьника в комплексе «Детский сад школа вуз»»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА В КОМПЛЕКСЕ «ДЕТСКИЙ - САД - ШКОЛА - ВУЗ»

ЛОСКУТНИКОВА Г. В.

Обострение глобальных проблем современной цивилизации, ухудшение экологической ситуации во многих регионах мира (и России в частности) направляют внимание общества на экологическое образование подрастающего поколения в системах дошкольного и общего среднего образования.

Однако имеющиеся достижения в области экологического образования подрастающего поколения, накопленные в нашей стране и за рубежом, еще не привели к созданию целостных систем этой работы даже в отдельных образовательных учреждениях, тем более такая системность отсутствует во взаимодействии учреждений различного уровня, последовательное обучение в которых предполагает подготовку специалиста. Объясняется это рядом причин: не реализуются в полной мере принципы непрерывности, комплексности, системности, преемственности на различных этапах дошкольного, школьного и профессионального образования; нет тесных связей между структурами, реализующими содержание экологического образования; не разработано необходимое для этого нормативноправовое и учебно-методическое обеспечение; перегруженность учебных планов; недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов для реализации такого процесса и др.

Положительное воздействие на сложившуюся ситуацию в рассматриваемом аспекте, на наш взгляд, может оказать модель учебно-воспитательного процесса, реализация которой позволит обеспечить непрерывность формирования экологической культуры школьника в такой многоуровневой системе, как комплекс «детский сад - школа - вуз», интеграцией содержания и процесса экологического образования на каждом этапе обучения.

Однако экологическое образование способно сыграть ведущую роль лишь в том случае, если оно будет содержательно и организационно адекватно оформленным, если оно будет непрерывным и охватит собой (непосредственно и опосредованно) все стороны жизни человека и общества. В сферу и процесс экологического образования органично должны быть включены семья, школа, колледж, вуз, различные формы повышения квалификации и образования взрослых, средства массовой информации, литература, искусство, церковь. Т.е. должна быть обеспечена его непрерывность [1].

Сущностными характеристиками непрерывного образования являются: гибкость, разнообразие, доступность во времени и пространстве, индивидуализация.

Принцип непрерывности предполагает плавный переход от низших ступеней к высшим и обеспечивает непрерывный качественный подъем образовательной деятельности в целом — от дошкольной ступени до поствузовской. Реализация этого принципа органически связана с принципами интеграции и преемственности.

Возможность интегративных процессов в образовании вытекает из объективного существования интегративных процессов в науке и производстве, а преемственность рассматривается как связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

Совокупность данных характеристик побуждает к осмыслению проблемы преемственности в системе непрерывного образования.

Сущность преемственности раскрыта в различных научно-педагогических исследованиях [2, 3, 4]: она является правилом обучения, обеспечивающим реализацию таких принципов, как научность, систематичность, последовательность, доступность (соблюдение преемственности связей - одно из важнейших условий реализации этих принципов); устанавливает связи между новыми и прежними знаниями как элементами целостной системы; определяет связи между знаниями,

сообщаемыми на одном уроке и в различных темах курса, между материалами разных предметов; показывает, что на очередном этапе обучения не следует задерживать учащихся на уровне предшествующего: конструктивнее восстанавливать старое в процессе преемственной работы над новым материалом; осуществляет последовательную связь в работе отдельных классов и школьных ступеней путем использования таких средств, как согласование программ и учебников, повторение материала, проведение повторительно-обобщающих занятий в предшествующем классе и другое.

Понимание целостности социально-природной среды как пространства жизнедеятельности человека основывается на следующих принципах:

• единство системы «природа - общество - человек»;

• человек - часть природы, его развитие является фактором изменения природы;

• человеческая история - часть истории природы, ее преобразование составляет основу самой человеческой жизни; единство природы и общества проявляется в процессе труда;

• экологическая культура определяет уровень отношений человека к природе.

С этих позиций, образование современного человека должно формировать у него экологическую культуру.

Понятие «экологическая культура» касается всех сфер материальной и духовной жизни нашего общества, каждого человека и выражается в таких видах научной и практической деятельности, которые обеспечивают сохранение и обогащение окружающей среды, создают благоприятные условия для жизни человека, его всестороннего развития и совершенствования [5].

Формирование и развитие экологической культуры - сложный процесс, который обеспечивается согласованными влияниями политики, права, науки, производства, искусства, образования и просвещения. Источником экологической культуры личности является экологическая культура общества.

Формирование экологической культуры личности, включающее в себя действие как объективных, так и субъективных факторов, взаимодействующих между собой, происходит не только в результате сознательного и целенаправленного на нее воздействия, но и стихийного, под влиянием объективных условий жизни людей.

Человек, овладевший экологической культурой, осознает общие закономерности развития природы и общества, понимает, что история общества есть следствие истории природы, что природа составляет первооснову становления и существования человека.

Экологическая культура есть понятие, главное содержание которого фиксирует особенность современного этапа взаимодействия общества и природы на том, что противоречие между ними достигло небывалой остроты.

Определение «экологическая культура общества» соотносится с «экологической культурой педагога», так как экологическая политика в области промышленного материального производства характеризует развитие соответствующего экологического мышления и сознания рабочего и учителя [6]. В первую очередь формирование данных компонентов культуры ложится на плечи педагогов.

Понимание сущности экологической культуры педагога невозможно без учета экологического педагогического сознания. Это понятие имеет принципиальное значение, так как восприятие невозможно без учета педагогических отношений, которые складываются в педагогической деятельности и представляют собой объект его отражения [7].

Формирование у педагога экологических качеств возможно лишь с учетом в его педагогической деятельности учебно-познавательного материала, который соединяет, продвигает взаимоотношения учителя и ученика. Отсюда, основными принципами формирования экологической культуры педагога являются экологизация и гуманизация содержания и процесса педагогической деятельности, что требует его

включения в разработку этого содержания и процесса уже с позиций инновационной и научно-исследовательской деятельности.

Эффективность педагогического процесса во многом определяется созданием оптимальных условий деятельности.

Условия в педагогическом процессе определяют движение от цели к результату, поэтому компоненты педагогического процесса (субъекты педагогического процесса, содержание, методы и средства, а также пространственно-временные компоненты педагогического процесса) становятся комплексом педагогических условий (организационных, содержательных, мотивационных).

Раскрытие сущностных характеристик непрерывного образования и экологической культуры позволило выявить следующую совокупность педагогических условий непрерывности формирования экологической культуры школьника в комплексе «детский сад - школа - вуз»:

1. Содержание экологической культуры школьника в данном комплексе должно разрабатываться исходя из требований к экологической культуре абитуриента вуза и иметь четыре ступени реализации (дошкольная; начальная, основная и старшая школьные).

2. Содержание и процесс формирования экологической культуры школьника должны выступать интегрирующим фактором, обеспечивающим непрерывность и преемственность всего процесса образования в комплексе «детский сад - школа -вуз».

3. Функционирование школы в комплексе «детский сад - школа - вуз» опирается на соответствующее нормативно-правовое обеспечение.

4. Формирование экологической и профессиональной культуры педагогов в комплексе «детский - сад - школа - вуз» осуществляется их включением в научноисследовательскую деятельность по разработке содержания и технологий формирования экологической культуры обучаемых.

Смысл формирования экологической культуры заключается: в овладении личностью знаниями, пронизанными идеей гармонии человека с природой; в развитии экологического мышления; в понимании единства мира; в способности научного предвидения; в стремлении полученные знания и умения направить на формирование личности, имеющей активную жизненную позицию и глубокие убеждения, что без участия большинства людей трудно решать задачи коэволюции человека и природы [1].

Такое понимание экологической культуры позволяет реализовать содержание экологического образования на межпредметной основе (непрерывность и интеграция «по горизонтали»), тем самым, усиливая интеграцию содержания этих учебных предметов между собой.

Для обеспечения непрерывности «по вертикали» в основу концептуального подхода в разработке модели формирования экологической культуры школьника в многоуровневой системе - комплексе «детский сад - школа - вуз» нами положено следующее: охват всех ступеней образовательной системы; единство подхода к разработке содержания и образовательным технологиям; единство подхода к построению предметно-развивающей среды.

Обязательный минимум содержания по экологии для средней (полной) школы, кроме введения, включает два крупных раздела: общая экология (экология природных систем) и социальная и прикладная экология (экология природноантропогенных систем) и целенаправленную систему воспитания для формирования необходимых личностных качеств.

Обязательный минимум содержания экологического образования подготовлен на основе действующих программ и временных стандартов. Практика позволила определить то его минимальное содержание, которое необходимо обучающимся для адекватного отражения современного уровня знаний об окружающем нас мире. В минимальное содержание включены материалы, позволяющие уделить большое

внимание воспитанию экологической ответственности как черте личности, так и мере свободы в условиях экологической необходимости; как единства научного, нравственного, эстетического отношений к среде обитания, к своему телесному и духовному здоровью.

Требования гуманизации школьного образования обуславливают необходимость изучения основ наук в тесной взаимосвязи, рассмотрения природы как среды обитания и жизнедеятельности людей. Поэтому изучение разработанного экологического содержания потребовало неформально реализовать межпредметные связи школьных программ разных курсов.

Цель обучения по межпредметной программе экологического образования и воспитания учащихся предполагает систематизацию знаний учащихся, полученных на курсах естественного цикла, с выходом на основе межпредметных связей на предметы гуманитарного цикла.

Содержание экологического образования на каждой ступени обучения имеет свои особенности. В начальной школе вопросы экологии включены в содержание курсов, реализующих образовательный компонент инвариантной части Базисного учебного плана, то есть в курс «Окружающий мир» для 1-4 классов. Для расширения материала по основам экологии, представленного в данных курсах, используем следующие факультативные курсы: «Экология для младших школьников» (1-4 классы) и «Планета загадок» (4 класс). Все курсы обеспечены учебными пособиями, альбомами-задачниками и рабочими тетрадями.

В основной и средней (полной) общеобразовательной школе преподавание курса «Экология» представляет наибольшую трудность в связи с отсутствием времени, предусмотренного на его изучение в инвариантной части Базисного учебного плана, поэтому содержание курса раскрывается за счет часов вариативной части.

В основной школе содержание экологии реализуется путями, включая один из нижеприведенных вариантов: экологизация содержания традиционных учебных предметов; введение специальной учебной дисциплины «Экология»; «модульный принцип» построения учебного процесса по экологии; смешанная модель -комплексное использование элементов первых трех подходов.

В старшей школе вводится в учебный план экология как учебный предмет за счет часов вариативной части Базисного учебного плана, а также используется «модульный принцип» как продолжение начатой работы в основной школе. В качестве отдельных модулей (специальных курсов) для средней (полной) школы используется: «Экология городской среды» (10 класс); «Экология рекреационной среды» (10 класс); «Природопользование» (11 класс); «Глобальная экология» (11 класс). При этом некоторые модули - «Экология природных систем», «Глобальная экология» планируется к изучению для всех учащихся. Для обобщения разработан интегрированный курс «Природа и мы», который изучается в старших классах, рассчитан на 3 года и состоит из 3 частей: IX класс - ч. 1 «Здоровье человека и окружающая среда»; X класс - ч . 2 «Основы экологии»; XI класс - ч . 3 «Природопользование и охрана окружающей среды». Каждый раздел курса рассчитан на 34 часа.

Изучение курса позволяет наиболее полно реализовать преемственность школьных предметов, сформировать систему экологических знаний. Этот курс выступает инициатором распространения знаний вокруг различных проблем экологического характера.

Наряду с освоением теоретических знаний широко используется проведение практических работ. Для этого предлагаемая программа корректируется самим учителем. Освоение практических умений учащимися осуществляется в процессе реализации следующих форм обучения: лекционно-семинарская система обучения, уроки-панорамы, экскурсии, самостоятельная работа учащихся с научно-популярной литературой.

Таким образом, данное содержание представляет собой модель экологической культуры школьника, которая формируется в процессе непрерывного экологического образования.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2002 г . № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» система всеобщего и комплексного экологического образования, включает в себя и дошкольное образование. Таким образом, дошкольные учреждения - это первая ступень непрерывного экологического образования и воспитания.

В процессе экспериментальной работы педагогическим коллективом детского сада № 56 совместно с педагогами школы № 87 г. Северска (Томская область) была создана программа экологического воспитания дошкольников «Я в большом мире», отражающая основные требования к программам такого уровня, включающая региональный компонент и обеспечивающая связь с программой экологического образования в начальных классах.

Программа «Я в большом мире» является основой модели непрерывного экологического образования и запускает весь процесс непрерывного экологического образования, который разворачивается в обратном порядке - «по вертикали вверх», с соблюдением принципа преемственности.

Преемственность между дошкольным звеном и начальной школой достигается реализацией педагогического процесса на единой организационной, методической, психодиагностической и коррекционно-развивающей основе. Сравнительный анализ тематики основных разделов авторских программ по экологии для детского сада и начальной школы показывает их преемственность и непрерывность. Например, общими являются следующие темы: «Мой дом», «Условия жизни на Земле», «Кто где живет», «Времена года», «Что такое луг, водоем, болото» и другие.

Основной формой реализации экологического содержания в детском саду является совместная деятельность педагога с детьми.

Переходя к постановке экологического образования в различных дисциплинах основной и старшей средней школы, следует отметить, что каждая из них рассматривает те вопросы охраны природы, которые вытекают из их содержания и специфики.

Содержание экологического просвещения в школьных дисциплинах подчинено единому принципу. Оно не складывается из случайных, разрозненных фактов, а представляет собой единую систему сведений, позволяющих учащимся ознакомиться с современными проблемами охраны природы в целом.

Учитывая специфику нашего города и основного градообразующего предприятия -Северского химического комбината, в Северской государственной технологической академии совместно со школой № 87 создана экспериментальная площадка для непрерывного химико-экологического обучения школьников 9-11 классов на базе кафедры химии и технологии материалов современной энергетики.

Целью создания школы химии и экологии при Северской государственной технологической академии является расширение и углубление знаний по химии, ориентация учащихся на поступление на химические специальности Северской государственной технологической академии и Томского политехнического университета.

Обучение проводится по программе, приближённый к вузовской, и предусматривает изучение химии с элементами экологии в течение трёх лет (9-11кл.) и по существу представляет собой химико-эколого-технологический профиль. Профильное обучение позволяет обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Нами отработано несколько путей формирования экологической культуры у педагогов школы. Наиболее эффективными оказалось включение педагога в

разработку содержания и процесса экологизации традиционных учебных предметов, в поиск путей установления взаимосвязи содержания учебного предмета с содержанием специальной учебной дисциплины «Экология», в поиск путей, форм и средств расширения внеурочной деятельности учащихся, в процесс экологизации воспитательной системы школы. В основном все это реализуется в работе школьных кафедр.

В школе одной из первых была организована кафедра биологии, которая впоследствии стала составной частью научно-методического центра школы, обеспечивающего организацию, координацию, осуществление учебной методической работы, повышение квалификации педагогов школы в области различных направлений современной биологии.

Выявлены и проблемы, над которыми предстоит работать - корректировать работу системы «детский сад - школа - вуз» применительно к современным непрерывно изменяющимся условиям.

Данная система требует ежегодной детализации в связи с изменениями в содержании образования и условий их функционирования в комплексе «детский сад -школа - вуз».

Работа над отдельными экологически направленными воспитательными проектами в классах вылилась в необходимость перехода к общей программе, рождению детской организации «Бэмби», которая живет под девизом «Будем жить в ладу с природой» и объединяет 16 классных коллективов.

Вклад школы в экологическое образование состоит не только в формировании экологических знаний, но и в вовлечении учащихся в разработку и осуществление целенаправленных экологических проектов.

В младших классах работа начинается с кратковременных и простых проектов: «Жалобная книга природы», «Добрая зима», «Окно радости», «Птичья столовая», «Капелька», «Новогодняя елка» и др., которые были рассчитаны на урок, неделю, месяц. С выпуском листовок, оформлением выставок сочинений, рисунков, поделок.

После приобретения опыта работы над простыми и кратковременными проектами учащиеся включаются в длительные коллективные и индивидуальные проекты: «Мой дом», «Птицы нашего края», «Природные комплексы и компоненты».

И, наконец, включаются в проекты сложные и длительные: экопроект «Маленький принц» - с итоговым праздником посвящения в маленьких принцев младших школьников (на основе произведения А. Экзюпери). Такой переход призван обеспечить систему роста личности ребенка, ориентируясь на критерий экологической воспитанности.

В процессе внедрения экологии в школьное образование возникает немало сложных вопросов, на которые трудно дать однозначные ответы. Активную роль в их решении играет школьная библиотека, располагающая уникальными возможностями для учителей и учащихся черпать экологические знания из книг и периодических изданий.

Значительный вклад в создание экологически направленной воспитательной среды вносит работа ежегодно организуемого экологического лагеря, включающего следующие виды деятельности учащихся:

• учебно-исследовательскую (освоение методик исследовательской деятельности по картографии, географии, биологии). Объекты исследований учащихся -городское болото, растения в школе и на ее территории;

• досуговую (экскурсии, игры, конкурсы, викторины, посещение музеев: ботанического, палеонтологического, краеведческого и др.);

• спортивно-оздоровительную (игры и соревнования на стадионе, в спортзале).

Объединяя различные направления экологического воспитания, в школе

сформировалась система общешкольных традиционных мероприятий: экологический поход, экологическая акция в природном парке, утренник «Птицы - наши друзья»,

вечер «Осень золотая», конкурсы рисунков в защиту ели, новогодние праздники с использованием экологических тем, операция «Забота» (подкормка зимующих птиц), экскурсия с выездом на природу, акция «Школа - зеленый дом», экологический субботник на территории школы и микрорайона, праздник «Земля - наш дом», обрядовые христианские праздники (Рождество, Масленица), экологические проекты: «Сохраним город зеленым», «Несанкционированные свалки в микрорайоне», «Школа -зеленый дом» (новые проекты оформления школы), экологическая кругосветка, организация дней защиты от радиоактивной опасности.

Для эффективного функционирования образовательного пространства комплекса «детский сад - школа - вуз» и его воспитательной среды необходимо нормативноправовое обеспечение взаимодействия всех участников. Это система договоров, положений и других актов. Для создания комплекса необходимо было найти консолидирующий элемент и важнейший интегрирующий фактор. В нашем случае таким консолидирующим элементом стал Северский химический комбинат как основное градообразующее предприятие города. По его инициативе и при поддержке городской Администрации возникла и начинает реализоваться идея создания в г. Северске университетского комплекса с профилирующим ядерно-техническим образованием. Эта идея поддерживается Федеральным комитетом по атомной энергетике. Соответствующий педагогический эксперимент одобрен Российской Академией Образования (РАО). Комплекс «детский сад № 56 - школа № 87 -Северская государственная технологическая академия» является началом и одним из направлений создания университетского комплекса по ядерно-техническому образованию г. Северска. Разработан пакет нормативных документов, регулирующий отношения образовательных учреждений внутри комплекса. В его разработке мы опирались на Федеральный Закон «Об образовании», в котором образовательным учреждениям предоставлена возможность объединяться в ассоциации подобного рода. Все взаимоотношения участников внутри комплекса носят договорной характер и требуют постоянной корректировки и соответствующей поддержки, прежде всего Управления образования Администрации г. Северска.

Формирование экологической культуры школьника и педагога, представленное в данной модели, значительно способствовало росту качества образования школьников. Об этом можно судить по следующим достижениям школы:

• Школа года - 2003 - 2004 - 2005 - 2006 -Москва (Дипломы).

• Знак качества образования - 2004 - 2005 - Москва (Дипломы).

• Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов школьников имени Н.Н.Моисеева «Человек на земле» - 2005 - Москва (Диплом VI ступени).

• Межотраслевая научно-методическая конференция «Проблемы непрерывного многоуровневой подготовки специалистов для предприятий и организаций Минатома РФ» - 2006 (Дипломы).

• Экологический марафон «Чистая вода» - 2005 ,2006 - Новгород (Диплом II степени).

• Всероссийский конкурс научно-образовательных проектов «Энергия будущего -2005» - Москва (III место).

• Ярмарка-выставка инновационных практик (в рамках Всероссийской научнопрактической конференции) - 2006 (Диплом призеров).

• Школа XXI века - 2003 - Москва-Сочи (Лауреат).

• Центр гражданского самообразования детей и молодежи в рамках

Межрегионального марафона «Россия. Демократия. Образование.» 2005 (III

место).

• Лауреат Всероссийского смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения - 2001, 2006 гг.

• Академическая школа - Москва-Сочи (Лауреат).

• Победитель в Приоритетном национальном проекте «Образование»

Список литературы

1. Батаршев А.В. Педагогическая система преемственности обучения в

общеобразовательной и профессиональной школах. - СПб.: Ин-т

профтехобразования РАО, 1996. - 90 с.

2. Годник С.М. Преемственность воспитательно-образователдьной деятельности в условиях непрерывного образования/ Под ред. Б.С.Гершунского - М.: Педагогика., 1990. - С.148-163.

3. Зверев И.Д., Печко Л.П. и др. Экологическое и эстетическое воспитание школьников.- М.: Педагогика. 1984. - 135 с.

4. Иоганзен Б.Г. Проблемы современного экологического образования // Проблемы

образования в Сибири: Материалы конференции (21-22 мая 1985 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новосибирск: СО АН СССР, 1985. - 134 с.

5. Крицкая Н.Л. Социально-философские проблемы формирования нового типа педагогического мышления будущих учителей: Автореф. Дис.канд.филос.наук. - М., 1986. -С. 6

6. Кустов Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических

специалистов/Под ред. А.А. Кыверялга. - Саратов: изд-во Саратовского

университета., 1982. - 274 с.

7. Турченко В.Н., Шафранов-Куцев Г.Ф. Россия: от экстремальности устойчивости. Тюмень. Изд-во Тюменского ун-та. 2000. - 204 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.