ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК ШАГ К ВЗАИМОВЛИЯНИЮ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ
А.Ш. Ширмедов, студент
Научный руководитель: М.Н. Чомаева, канд. пед. наук, доцент Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (Россия, г. Карачаевск)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-2-3-50-53
Аннотация. Культура постепенно делает человека своим объектом отношения с природой, то есть переходит в культуру экологической деятельности человека, или, чаще, как говорят, экологическая культура. В статье очерчены основные аспекты формирования экологической культуры, учтены мотивирующие факторы современного состояния культурной среды, характеризующиеся определенными вехами. Задача экологической культуры - вывести оценку взаимоотношений между природой и человеком на новый уровень, чтобы ввести знания об этих взаимоотношениях в систему культурных ценностей. Экологическая проблема сегодня рассматривается как одна из самых глобальных проблем во взаимоотношениях природы и культуры, охватывающая все человечество. Рассматривая разные позиции, мы убеждены, что формирование экологической культуры невозможно без участия природы и общества.
Ключевые слова: саморазрушение, экологическое образование, экологическая ситуация, экологическая культура, эко культурное взаимодействие, экологический кризис, окружающая среда.
В настоящее время требования экологического образования и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Все больше внимания уделяется экологическому просвещению, формированию экологического сознания, экологической культуре (природа - человек - культура) [3, 6]. Не все способны осознавать, что экологические проблемы могут возникнуть из-за влияния их образа жизни на экологическую ситуацию в стране и в мире. Интерес к экологическим вопросам и проблемам не случаен. Это вызвано экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей.
Формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать основной задачей экологического образования и просвещения. В этом процессе, направлении важную роль играет менталитет общества. При этом в разных регионах страны экологическое образование приобретает свою специфику под влиянием национальных традиций, особенностей народов, проживающих на данной террито-
рии, отношения к природе родного края, реальной ситуации [2, 5, 7].
В контексте развития современного общества и возрастающего воздействия на окружающую среду неизбежно возникают проблемы в отношении потребителей к природе и природным ресурсам. Экологические проблемы и необходимость их преодоления привели к появлению нового направления в образовании - экологическое. Каждый должен понимать, как человек обращается с природой и как она от него зависит, какие законы и закономерности существуют в природе и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Экологи считают, что проблема может быть решена только в том случае, если загрязнение, производимое человечеством, будет сведено к минимуму до уровня, с которым природа сможет справиться сама. Но для этого необходимо, чтобы каждый житель планеты осознал, что экологическая угроза исходит именно от конкретного человека. Следовательно, преодоление кризиса, безусловно, зависит от уровня экологической культуры личности и общества. Неизбежно динамическое взаимодей-
ствие общества и природы. Соответственно, задача экологической культуры - поднять оценку взаимоотношений природы и человека на новый уровень, внести знания об этих взаимоотношениях в систему культурных ценностей.
Опираясь на накопленный наукой опыт изучения данной проблемы (И.Д. Зверев, С.Н. Глазычев, И.Т. Суравегина и др.), мы рассматриваем экологическую культуру как совокупность научных знаний об исторически сложившемся в различных культурных эпохах опыте взаимодействия человека и природы; способность человека к рациональному и эмоциональному восприятию окружающего мира и себя в нем; готовность к природоохранной деятельности.
Следовательно, специальное личностное образование должно состоять из таких элементов, которые сознательно привели бы человека к определенным нормам, таким как: понимание специфики и сложности природных явлений и их взаимосвязи; целостность экологических знаний; умение мыслить (отношение экологической безопасности); знать и соблюдать законы, защищающие окружающую среду; понимать необходимость способности создавать конкретные этические положения, регулирующие отношения человека с окружающей средой [1].
Ответственное отношение к природе -сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Такие качества, как экологически ориентированные оценочные суждения, социальная активность, основанные на системе экологических взглядов и убеждений, должны стать неотъемлемыми качествами современного человека, обладающего экологической культурой [6]. Экологическая культура человека является частью общей культуры и связана с личностью в целом,
ее различными аспектами и качествами, которое возникает как новое образование, многогранное и сложное для становления личности, так как включает в себя естественные, философские, моральные, политические, правовые, эстетические, трудовые и другие стороны взаимоотношений человека и природы.
Ответственное отношение к природе -сложная характерная черта человека. Соблюдение моральных и правовых принципов природопользования в творческой деятельности означает понимание законов природы, определяющих место человека, выражение, изучение и защиту окружающей среды, структуру его деятельности, распространение идеи надлежащего управления, против всего, что оказывает негативное влияние на окружающую природу.
Формирование экологической культуры сегодня является очень важным фактором существования человечества. До определенного момента влияние человека ослаблялось процессами, происходящими в биосфере, но сейчас человек находится на грани экологического кризиса. Для восстановления окружающей среды нужны не только финансовые затраты, необходимо усовершенствовать экологическую политику и повышать уровень экологической культуры населения.
Экологическая культура в современной экологической ситуации - необходимость для выживания человечества, в прямом смысле этого слова. Самым значительным недостатком для понимания экологических проблем является отсутствие образования в отношении экологической осведомленности [6], которая предопределяет значение действий отдельных лиц, социальных групп и культуры общества в целом.
Важным инструментом экологического просвещения и формирования экологической культуры является использование информационных технологий. Особую роль в этом играют географические информационные системы (ГИС). Во времена изобилия информации они являются частью современной жизни и могут доминировать над преимуществами образова-
тельного процесса лучше, чем другие методы и приемы [4].
Информационные технологии имеют почти 60-летнюю историю, и это связано с появлением ЭВМ, который радикально изменил процесс усвоения знаний, существовавший до этого. Примерно в то же время появляются и ГИС, которые сейчас быстро внедряется в систему образования как в старших, так и в средних школах [3,
4].
Человек должен уметь предвидеть экологические ситуации и изменять традиционные моральные нормы и принципы по отношению к природе и ее потребностям, потому что без этого экологические проблемы не могут быть решены. Как известно, ГИС-технологии позволяют наиболее четко прогнозировать будущие ситуации с помощью моделей и электронных карт. Использование ГИС-технологий в образовании создает условия для лучшего восприятия природных и социальных явлений и способствует формированию экологической компетентности, осознанию необхо-
димости бережного природопользования, а не бессмысленного потребления, варварски уничтожающего уникальные творения природы [4]. Использование ГИС-технологий в сочетании с существующими традиционными инструментами обучения позволяет повысить качество образования в соответствии с современными потребностями образования для устойчивого развития.
Выводы. На основе анализа различных позиций можно сделать вывод, экологическая культура основана на деятельности, направленной на создание среды, благоприятной для жизни и деятельности общества, среды, способствующей динамичному развитию человечества. Экологическая деятельность - это взаимодействие общества и природы, осуществляемое с учетом правового развития природных систем с целью создания естественной среды, благоприятной для жизни и деятельности человеческого общества, природа - человек - культура едины во взаимоотношениях и взаимовлиянии.
Библиографический список
1. Аппоева Л.И., Байрамкулова Б.О. Формирование географической культуры студентов в вузе // Международный журнал экспериментального образования. - 2020. - №6. -С. 50-54.
2. Кипкеева П.А. О содержании понятия «эколого-географическая культура» и сохранении культурного наследия Карачаево-Черкесии / В сборнике: материалы II Кавказского экологического форума. ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»; Ответственный редактор Х.Л.-А. Сайдаев. - 2015. - С. 112-116.
3. Кипкеева П.А. Оптимизация эколого-географического образования в Карачаево-Черкесии // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Естественные науки. - 2013. - №4 (176). - С. 99-103.
4. Кипкеева П.А. Реализация основ и принципов эколого-географического образования молодежи и школьников Карачаево-Черкесии средствами геоинформационных систем: диссертация ... кандидата географических наук: 25.00.36 / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2013.
5. Кипкеева П.А. Методы, приемы, средства экологического воспитания и формирования экологической культуры учащихся // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2009. - №1. - С. 51-56.
6. Чомаева М.Н. Аспекты формирования экологической культуры // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - №11-1 (50). - С. 64-66.
7. Чомаева М.Н. Сохранение и развитие этнокультурных традиций карачаевцев в условиях семейного воспитания: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. Ка-рачаевск, 2004. - 185 с.
FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE AS A STEP TO INTERACTION
OF SOCIETY AND NATURE
A.Sh. Shirmedov, Student
Supervisor: M.N. Chomaeva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor U.D. Aliyev Karachay-Cherkess State University (Russia, Karachayevsk)
Abstract. Culture gradually makes a person its object of relationship with nature, that is, it passes into the culture of ecological human activity, or, more often, as they say, ecological culture. This article identifies the main aspects of the formation of ecological culture, takes into account the motivating factors of the current state of the cultural environment, characterized by certain landmarks. The task of ecological culture is to raise the assessment of the relationship between nature and man to a new level, to introduce knowledge about these relationships into the system of cultural values. The ecological problem today is considered one of the most global problems in the relationship between nature and culture, covering all of humanity. Considering different positions, we are convinced that the formation of ecological culture is impossible without the participation of nature and society.
Keywords: self-destruction, ecological education, ecological situation, ecological culture, eco-cultural interaction, ecological crisis, environment.