УДК 332.72 Канд. экон. наук П.И. ПИСАРЕНКО
(СПбГАУ, organiz @ spbgau.ru) Аспирант А.А. ДОЛОВ (ФГБНУ СЗНИЭСХ, [email protected]) Аспирант Г.Б. ДЗОТЦОЕВ (ФГБНУ СЗНИЭСХ, [email protected]) Аспирант Ю.Р. МЯГКОВА (ФГБНУ СЗНИЭСХ, [email protected])
ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РЫНОЧНОГО ОБОРОТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ
Земельные отношения, рыночный оборот земли, сельскохозяйственные угодья, эффективность землепользования в аграрном секторе, государственное регулирование
Наша страна обладает таким конкурентным преимуществом, как наличие важнейшего ресурсного потенциала - свыше 220 млн. га сельскохозяйственных угодий, в том числе -более 115 млн. га пашни. Между тем, несмотря на то что, по данным Росстата, в товарной структуре экспорта РФ удельный вес продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья возрос с 1,6% в 2000 году до 3,1% в 2013 году, объемы экспорта и импорта продовольствия (табл.) не соответствуют возможной отдаче от ключевого фактора производства - земли. Это в свою очередь не позволяет задействовать факторы производительности в аграрном секторе на современном этапе [1] .
Т а б л и ц а. Изменение объемов экспорта и импорта продовольственных
товаров в РФ, тыс. т
Виды товаров Импорт Экспорт
2000 г. 2010 г. 2013 г. 2013 г. в % к 2000 г. 2000 г. 2010 г. 2013 г. 2013 г. в % к 2000 г.
Мясо 1211,0 2302,0 1819,0 150 4,7 18,8 55,3 11,7 раза
Молоко и сливки 142,1 428,0 487,0 3,4 раза 84,8 28,8 51,4 61
Масло сливочное 70,8 134,0 144,0 203 4,7 1,6 2,1 45
Злаки 4677,0 444,0 1512,0 32 1352,0 13864,0 19035,0 14,6 раза
Картофель 359,0 711,0 448,0 125 16,6 73,5 40,5 2,4 раза
Сахар белый 467,0 285,0 80,0 17 178,0 26,3 4,4 2
Сахар-сырец 4547,0 2086,0 520,0 11 - - - -
Масло пальмовое 158,0 656,0 747,0 4,7 раза - - - -
Всего по продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью в действующих ценах, млн. долл. США 7384,0 36398,0 43165,0 5,8 раза 1623,0 8755,0 16228,0 9,9 раза
Превышение импорта над экспортом, млн. долл. США 5761,0 27643,0 26937,0 2,7 раза х х х х
На фоне увеличения объемов импорта зерна за анализируемый период с 1,3 млн. т до более 19 млн. т, или в 14,6 раза - продолжается рост ввоза мяса, молока, масла, картофеля, т.е. продукции, которая традиционно производится в отечественном сельском хозяйстве. В результате объемы импорта в РФ по продукции аграрного сектора в денежной оценке возросли к 2014 году в 4,7 раза, а его превышение над экспортом - в 5,8 раза по сравнению с 2000 годом. Это в свою очередь, кроме проблемы продовольственной безопасности государства, способствует распространению мнения (Е.Гайдар и его сторонники) о низкой конкурентоспособности сельского хозяйства страны и необходимости сокращения объемов его государственной поддержки.
Вступление России в ВТО, необходимость реализации политики импортозамещения заставляют на принципиально новой основе изменить ситуацию в сельской местности в первую очередь на основе введения в сельскохозяйственный оборот выбывших с 1991 года свыше 39 млн. га посевных площадей или 30% от их наличия в дореформенный период.
Поэтому в связи с актуальностью рассмотренной проблемы, целью исследования выступал анализ результатов и перспектив развития рыночного оборота
сельскохозяйственных угодий как одного из факторов, определяющих эффективность использования земли в аграрном секторе.
Рыночный оборот сельскохозяйственных угодий - это неотъемлемый элемент рыночной экономики, он предполагает переход права собственности, владения и пользования земельными ресурсами от одного лица (физического или юридического) к другому на основе следующего: купли-продажи, сдачи в аренду, передаче по наследству, в порядке дарения, залога и других операций по поводу земельных участков.
Как отмечается в научной литературе [3, 4], рыночный оборот земли осуществляется в системе элементов организационно-экономического механизма развития земельных отношений в целом и позволяет перераспределять земельные ресурсы от неэффективных пользователей к более эффективным, неиспользуемые земли - в занятые под сельхозпроизводство, и т.д.
Переход сельскохозяйственных угодий к более «эффективному» собственнику, чем государство, и являлся целью проводимой земельной реформы 90 -х годов ХХ века. В ходе аграрных преобразований была сформирована соответствующая нормативно-правовая база, введен земельный налог, произошла трансформация собственности на землю бывших колхозов и совхозов, более 12 млн. сельских жителей получили так называемые «земельные доли», т.е. были созданы все институциональные условия для развития рыночного оборота земли и формирования земельного рынка в аграрном секторе.
Рынок земли - это сфера развития спроса и предложения на земельные ресурсы. Субъектами земельных отношений на рынке земли могут выступать граждане РФ, юридические лица, субъекты РФ, муниципальные образования, а также Российская Федерация. Объектами земельного рынка в аграрном секторе являются земельные ресурсы, которые очень различны по плодородию, местоположению, форме собственности, возможности для участия в сделках земельного оборота.
Как и любой рынок, рыночный земельный оборот имеет факторы, сдерживающие и способствующие его формированию, но важным при этом являются их последствия для сельскохозяйственного производства.
Для того, чтобы выявить последствия развивающегося с конца 1990 годов рыночного оборота сельскохозяйственных земель, нами была исследована динамика концентрации и изменения размеров посевных площадей сельскохозяйственных культур в разрезе категорий хозяйств. Анализ показал, что большая часть посевных площадей используется сельскохозяйственными организациями -72,9%; в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 22,5%; а на долю хозяйств населения приходится всего 4,6% от общей площади посевов сельскохозяйственных культур.
При этом, как отражено на рисунке, с 2005 года по 2012 год (данный период был выбран потому, что в это время шла реализация Приоритетного национального проекта «Развитие АПК», Государственной программы развития сельского хозяйства РФ на 2008 -2012 годы) продолжалось сокращение используемых земель в сельскохозяйственных организациях со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для экономики села. Рост посевных площадей в К(Ф)Х объективно не мог восполнить сокращающиеся объемы продукции в коллективном секторе производства.
1<Ю МО 120 1 _-
но но ---- ■ --•- --*- -____ -♦
«О ------
-10 ------
20 -----
0
У У Л
< Сельскохозяйственные оргашпящш — —Креспян^кто (фермерски«;) хозяйс I им чяАсньп населения
Рис. Изменение посевных площадей по категориям хозяйств РФ (2005 -2012 гг.)
В Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) посевные площади за период с 2005 года по 2011 год сократились на 20,5% (378,3 тыс. га), что, по нашим расчетам, привело к снижению объемов производства зерна в регионе на 749,3 тыс. т., или при средней цене на зерно, равной, по данным Росстата, 8100,25 руб. за 1 т, потери составили в денежном эквиваленте 6069,5 млн. руб.
Более того, наряду с сокращением посевных площадей, в сельскохозяйственных организациях шла трансформация структуры собственности на землю, потому что они использовали земли, фактически не принадлежавшие им, а переданные в аренду собственниками земельных долей. Их владельцы в период после разрешения купли -продажи земли, особенно после принятия ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2003 год) и роста рыночных цен на земельные участки, стали активно продавать их лицам, не связанным с сельскохозяйственным производством. По финансовым причинам сельскохозяйственные организации не могли конкурировать на рынке земли со структурами из других сфер экономики.
В результате, например, в целом по СЗФО в собственности сельскохозяйственных организаций оказалось не более 7% площади сельскохозяйственных угодий, в то время как в собственности граждан - 75%, из которых более 50% составляют невостребованные земельные доли. По данным Росреестра, в СЗФО на 1.01.2013 года площадь земельных долей была равна 2,8 млн. га или 69% (85% по РФ) от площади земли в собственности граждан. Удельный вес невостребованных земельных долей до сих пор составляет большую величину - 1,7 млн. га по СЗФО и почти 24 млн. га в целом по стране [5].
На основании результатов анализа изменения посевных площадей на предмет структуры собственности и их вовлеченности в сельскохозяйственное производство можно сделать вывод о неэффективности процесса рыночного оборота сельскохозяйственных
угодий на современном этапе развития аграрной экономики, что сдерживает и процесс модернизации производства.
Модернизация сельского хозяйства предполагает не только использование новой техники, (машин, тракторов, комбайнов), но также и применение инновационных технологий, в том числе и технологий обработки почвы. К таким технологиям возделывания относится беспахотная технология (no-tillage technology) или нулевая обработка почвы, которую на Западе еще называют консервирующим земледелием (Conservation Agriculture).
Беспахотное земледелие как способ сохранения влаги в почве и способ защиты от эрозии известен давно, однако новый интерес к нему возник вновь в 90-е годы прошлого столетия и в начале этого века. Связанно это с сильнейшей деградацией почв во всем мире, существенным повышением цен на топливо. Все это привело к очередному этапу совершенствования и внедрения энергосберегающих технологий, основанных на использовании новых высокопроизводительных машин для прямого сева и минимальной обработки почвы до посева. Применение таких технологий дает возможность улучшить плодородие почвы, уменьшить трудозатраты и увеличить производительность труда, но, по опыту зарубежных государств, требуется концентрация землепользования, что обеспечивается более быстрыми темпами в условиях сельскохозяйственных организациях, отличающихся масштабными размерами землепользования.
В целях предотвращения тех негативных явлений, которые развиваются в условиях рыночного оборота земли, необходимо более активное государственное участие в его регулировании и в первую очередь требуется ускорить процесс определения статуса невостребованных земель, которые могли бы выступать источником свободного земельного фонда для развития арендных отношений.
По нашему мнению, арендные отношения - это один из ключевых способов решения обозначенных проблем, поскольку они предполагают разграничение права собственности и права хозяйствования. Вовлечение земель в сельскохозяйственный оборот на основе арендных отношений - распространенная форма землепользования за рубежом. Общим принципом регулирования арендных отношений в развитых странах является принцип договорной свободы, границы которой регулируются государством посредством сформированной законодательной базы о земельной аренде.
Следует подчеркнуть, что опыт регулирования земельных арендных отношений зарубежных стран может быть реализован для условий современной России. Однако в отечественной практике в арендных отношениях часто нарушается баланс интересов -взаимность выгоды и заинтересованность сторон, нет четкости в финансовом оформлении. Определение арендной платы за пользование земельным участком зависит от того, кто является его собственником. Размер арендной платы в различных регионах колеблется от уровня земельного налога до десятикратного его увеличения, что практически делает аренду земли недоступной для фермерских хозяйств. Арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением, осуществлять мероприятия по охране земель, своевременно производить платежи за землю, не допускать загрязнения и деградации почв. Поэтому сохраняющаяся в настоящее время незащищенность арендатора порождает негативное отношение многих производителей сельскохозяйственной продукции к аренде земли.
Как показали исследования, в условиях сложившейся системы земельных отношений в аграрном секторе можно обозначить первоочередные меры, необходимые для создания условий формирования эффективного рыночного оборота сельскохозяйственных угодий:
- создать на региональном и муниципальном уровнях единую электронную базу данных о сельскохозяйственных угодьях в регионе. Она должна содержать в себе оперативную информацию о состоянии определенного участка земли, форме
собственности и его использовании. Это позволит получить ответ на следующие вопросы: «используется ли тот или иной участок?; если используется, то на основании какого права (собственности, договора аренды и др.), если временное пользование, то какие сроки окончания договора и дата объявления нового конкурса на последующее предоставление земли в пользование» и т.д. Информация такого рода даст возможность хозяйствующему субъекту, заинтересованному в производстве сельскохозяйственной продукции, отслеживать ее и реагировать в оперативном режиме на изменения на рынке сельхозземель;
- необходим механизм стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей в увеличении объемов производства сельхозпродукции на основе расширения землепользования и вовлечения новых площадей земельных угодий в активный процесс производства. Это могут быть такие программы, как предоставление специальных налоговых льгот на определенный период для приобретения сельскохозяйственных угодий, обеспечение товаропроизводителей государственным заказом на продукцию, что позволит им более уверенно вовлекать в производство дополнительные площади земли, вкладывать финансовые ресурсы в поддержание ее почвенного плодородия и т.д.;
- требуется принять специальный федеральный закон, регламентирующий специфику ипотеки сельскохозяйственных угодий, что могло бы стать дополнительным источником финансовых ресурсов для товаропроизводителей, когда отсутствует другое необходимое залоговое имущество, т.е. расширило их доступ к кредитам. Ипотечные отношения в сельском хозяйстве были широко распространены в дореволюционной России и являются одним из активных видов земельного оборота при соответствующих мерах защиты интересов представителей аграрного сектора;
- в период реализации комплекса мер по обеспечению импортозамещения на продовольственном рынке необходимо внесение корректив в Государственную программу развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы и соответствующие ее региональные подпрограммы для выделения (или увеличения объемов) специальных бюджетных средств для борьбы с борщевиком Сосновского на полях; землях, заросшим кустарником и мелколесьем; на проведение мелиоративных работ и капитальный ремонт мелиоративных сооружений. Без активного государственного регулирования как самого процесса рыночного оборота земли, так и качественного состояния угодий, невозможно приостановить дальнейшее выбытие земель из сельскохозяйственного производства.
Эффективный рыночный оборот сельскохозяйственных земель, по нашему мнению, это механизм, который может полноценно обеспечить потребности его участников в приобретении, отчуждении права собственности на землю, передаче ее во временное пользование и других видах земельных отношений, но его нужно сочетать с повышением ответственности собственников земли за ее состояние и эффективное использование в интересах всего общества, мерами по предотвращению необоснованного перевода земель в другие категории, недопущению криминализации земельного рынка и т.д. Только исходя из таких принципов, по опыту зарубежных стран, результатами эффективного оборота сельскохозяйственных угодий, несомненно, будет следующее: постепенное вовлечение в сельскохозяйственное производство других незанятых земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование земельных ресурсов в аграрном секторе и увеличение объемов производства сельхозпродукции, повышение инвестиционной привлекательности сельской местности, обеспечение продовольственной безопасности страны.
Литература
1. Костяев А.И., Острецов В.Н. Факторы производства и производительности в сельском хозяйстве (эволюция научных взглядов, роль в обеспечении конкурентного преимущества, формы организации производства). - СПб., 2000. - 44 с.
2. Российский статистический ежегодник. - М.: Росстат, 2014 - 693 с.
3. Милосердов В.В. Крестьянство России в глобальном мире. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2008. - 525 с.
4. Никонова Г.Н., Трафимов А.Г. Институциональные особенности и предпосылки развития земельного оборота в аграрном секторе экономики // Оборот сельскохозяйственных угодий: правовой, социальный, организационный, экономический и экологический аспекты: Материалы междунар. науч.практ. конференции / РАСХН; Отв. за выпуск А.С. Миндрин, К.И. Панкова. - М., 2010. - С. 28-35.
5. Костяев А.И., Никонова Г.Н., Трафимов А.Г., Джабраилова Б.С. Трансформация структуры собственности на землю и воспроизводственный процесс в аграрном секторе // Экономика сельского хозяйства России. - 2014. - № 12. - С. 13-20.
УДК 631.11(075) Канд. экон. наук В.А. ПАВЛОВА
(СПбГАУ, [email protected])
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Земельные преобразования, оценочная деятельность, оценочные институты
Современный этап земельных преобразований выдвинул на первый план задачи перехода к экономическим методам управления земельными ресурсами, в частности, введения механизма оценки стоимости земель и платного землепользования. В нашей стране на протяжении более полувека было утрачено представление о стоимости земли. Игнорирование экономических законов (закон кредитования, экономического стимулирования, закон ренты) как важнейших методологических положений привело к отставанию сельского хозяйства от потребностей общества.
Экономические законы объективны, их действия и содержание не зависят от воли и сознания людей. Люди могут лишь познавать их и действовать в соответствии с познанной необходимостью. Экономические законы создают условия для нормального функционирования общественного производства как саморегулирующейся системы. Следовательно, экономический механизм должен своевременно реагировать на любое отклонение от нормы, регулируя с помощью экономических рычагов ее состояние.
Основным регулятором земельных отношений должен быть экономический закон ренты, который представляет собой специфическое проявление закона стоимости в сельскохозяйственном производстве, связанного с использованием земли. Рентные отношения являются составной частью земельных отношений и представляют собой их внутреннее, основное содержание, без которого земельные отношения теряют свои отличительные особенности.
Земельная политика ХХ века была ориентирована на систему землеустройства, не предусматривающую прямые денежные платежи. Земельная рента распределялась не рыночным, а централизованным путем через размещение инвестиций и политику цен. Но эта управленческая схема регулирования экономики не имела главного - определения стоимости земли и земельной ренты.
Значительная часть развитых стран мирового сообщества осуществила восхождение национальной экономики с упорядочения земельных платежей, установления целевого