9. Информационно-статистический бюллетень «Агропромышленный и рыбохозяйст-венный комплекс Ленинградской области» // Комитет по агропромышленному и рыбохо-зяйственному комплексу Ленинградской области. URL: http://agroprom.lenobl.ru/Files/file/
1_%2№8уеШо1%208Ьогшк%20(ро81еапи)( 1).р^ (Дата обращения 07.10.2013).
10. Регуш В.В., Макарова Г.В., Гришин А.А. Механизм освоения инноваций в АПК. Монография. М.: ООО «НИПКЦ «Восход -А», 2006. 92 с.
Methods of Stimulating of Innovative Activity of Agricultural Organizations Dzotcoev G.
In the article the concept "innovation" is considered from the standpoint of production and productivity factors. The essence of the innovative activity of the enterprise and its determining factors are analyzed. The author considers positive and negative aspects of direct and indirect methods of stimulation of innovative activity of managing subjects of agrarian sector, as well as the role of the state in the course of regulating of process of development of innovation. The features of direct and indirect taxation of farmers abroad as conditions for growth of industrial investment are opened in the article. On an example of North-West Federal District results of the analysis of subsidies dimensions from federal and regional budgets, credits and loans received by agricultural enterprises in 2012 are presented. The relationship between increase in scale of the state support of an agricultural production and growth of its volume under condition of the region is shown. Conclusion is drawn on necessity of an complex approach to management of innovation activity in agrarian sector and higher efficiency of use of indirect methods of stimulation of development of innovation in agricultural organizations as it in aggregate allows to provide a combination of motivational and investment factors.
Key words: innovation, the agricultural organizations, stimulation, state support
УДК 332.28
Развитие арендных отношений в аграрном секторе
Юлия Романовна Мягкова, аспирант
ГНУ СЗНИЭСХ Россельхозакадемии, г. Санкт-Петербург-Пушкин, Россия
E-mail: [email protected]
В статье исследуются предпосылки и сдерживающие факторы развития аренды земель сельскохозяйственного назначения в условиях сложившейся модели земельных отношений на региональном уровне. На основе обобщения зарубежного опыта рассмотрены особенности регулирования арендных отношений в развитых странах, эволюция земельного законодательства, функции государства с позиций возможности их использования в отечественной практике. На материалах Костромской области дана научная оценка условий развития аренды сельскохозяйственных угодий и ее эффективности. Показан значительный уровень дифференциации между регионами Центрального федерального округа по объему инвестиций в сельское хозяйство как важнейшего фактора спроса на землю. На картосхеме представлена группировка муниципальных районов Костромской области по удельному весу невостребованных земельных долей в общей их площади, иллюстрирующая, что свыше 50% площади выведенных из оборота земельных долей не используется. Делается вывод о том, что приоритетными направлениями развития арендных отношений в аграрном секторе выступают повышение уровня эффективности использования уже имеющихся земельных ресурсов, достижение в регионах равного уровня бюджетного финансирования в расчете на 1 га пашни, концентрация земли у основных производителей сельхозпродукции.
Ключевые слова: арендные земельные отношения, земельные доли, эффективное использование земельных ресурсов, уровень государственной поддержки
На современном этапе развития экономики аграрного сектора одним из важнейших условий вывода сельского хозяйства из кризиса выступает совершенствование земельных отношений. Стратегическим направлением решения этой задачи должно
стать развитие в стране аренды земель сельскохозяйственного назначения. Арендные отношения имеют ряд положительных моментов: во-первых, земля вовлекается в сельскохозяйственный оборот, что позволяет расширить систему хозяйствующих субъ-
ектов аграрного сектора; во-вторых, аренда в большей степени обеспечивает доступ к земле тем, кто способен ее эффективно обработать; в-третьих, сдача в аренду государственных и муниципальных земель позволяет пополнить соответствующие бюджеты, за счет которых решаются проблемы обустройства территорий [1].
Цель исследования - изучить возможности развития аренды земель сельскохозяйственного назначения на региональном уровне.
Вовлечение земель в сельскохозяйственный оборот на основе арендных отношений - распространенная форма землепользования за рубежом, особенно в США, Китае, странах Европейского Союза. В настоящее время в США арендуется более 66% сельскохозяйственных земель и 41% фермеров являются ее арендаторами. В Германии, Бельгии, Франции доля арендованной земли в общем землепользовании превышает 70%. В Китае, оставаясь государственной собственностью, все земли сельскохозяйственного назначения переданы в аренду сроком на 30 лет.
Общим принципом регулирования арендных отношений в развитых странах является принцип договорной свободы, границы которой регулируются государством посредством развитой законодательной базы о земельной аренде. Также особое внимание сосредоточено на стремлении не дробить существующие хозяйства и в то же время не допустить чрезмерной концентрации земли в одних руках, что относится и к аренде, и к покупке земли. Особенно ярко это проявляется в Нидерландах, Испании, Франции. Принимаются во внимание тип сельскохозяйственного производства и размеры площадей, необходимые для жизнеспособности фермы. Контракты на аренду с соответствующим разрешением могут быть продлены, дополнены и прекращены.
В целом эволюция земельного законодательства в большинстве развитых стран свелась к постепенному утверждению приоритетности интересов арендатора как непосредственного производителя перед интересами собственника. Государство, принимая сторону арендатора, тем самым способствует эффективному использованию земли. При этом можно отметить последовательное расширение прав арендатора, повышение его заинтересованности в восстановлении, под-
держании и улучшении состояния почвы, проведение на ней за счет дополнительных капиталовложений мелиоративных работ и т.д.
Отмечая особенности в регулировании земельных арендных отношений зарубежных стран, следует подчеркнуть, что их опыт в этой области может быть реализован для условий современной России. Однако на современном этапе в отечественной практике в арендных отношениях часто нарушается баланс интересов, взаимная выгода и заинтересованность сторон, нет четкости в финансовом оформлении. Определение арендной платы за пользование земельным участком зависит от того, кто является его собственником. Размер арендной платы в различных регионах колеблется от уровня земельного налога до десятикратного его увеличения, что практически делает аренду земли недоступной для фермерских хозяйств. Что касается требований к самим арендаторам, то необходимость профессионального образования и постоянного проживания на используемом участке законодательно не закреплена. Однако арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением, осуществлять мероприятия по охране земель, своевременно производить платежи за землю, не допускать загрязнения и деградации почв.
Поэтому сохраняющаяся на сегодняшний день незащищенность арендатора, нерешенность ряда важных условий для арендодателя, бюрократическая волокита, связанная с оформлением земель в собственность, порождают негативное отношение многих сельскохозяйственных товаропроизводителей к аренде. Рассмотрим возможности развития в современных условиях арендных земельных отношений на региональном уровне на примере Костромской области.
Этот регион является одним из наиболее крупных субъектов РФ в Центральном Федеральном округе (ЦФО), занимая общую площадь 60,2 тыс. кв. км (0,35% от общей площади РФ и 9,2% территории ЦФО). Регион располагает земельным фондом, позволяющим при его эффективном использовании производить сельскохозяйственную продукцию в объемах, которые не только обеспечивали бы потребности населения, но и позволяли вывозить ее часть за пределы региона. Тем не менее, производство основных видов сельскохозяйственной продукции
после 1990 года имело тенденцию к ежегодному снижению. Так, производство зерна в 2012 году сократилось на 77% по сравнению с уровнем 1990 года, молока - на 65%, мяса -на 45%. По общему объему производства сельскохозяйственной продукции область занимает 58 место в целом по Российской Федерации и 16 место среди регионов Центрального федерального округа. Нужно отметить, что в 1990 году Костромская область в ЦФО по данному показателю находилась на 17 месте. Значит, за 22 года непрерывных реформ регион смог опередить только Ивановскую область и подняться с последнего места на предпоследнее, где и находится неизменно на протяжении последнего десятилетия.
Очевидно, что после вступления России в ВТО остро назрел вопрос полного
Заметим, что в действующей практике наибольшие суммы государственной поддержки распределяются между районами без учета уровня эффективности сельскохозяйственного производства. Однако необходим такой подход к распределению средств государственной поддержки между субъектами РФ, который направлен на достижение равного уровня бюджетного финансирования в расчете на 1 га пашни в региональных АПК, что и предполагается в рамках внесенных корректив при реализации Госпрограммы. Данный подход позволит обеспечить пропорциональное развитие региональных АПК и их равную инвестиционную привле-
пересмотра государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Сложившаяся система инвестирования в сельское хозяйство в рамках реализации федеральных и региональных целевых программ неэффективна. Ситуация, при которой инвестор самостоятельно выбирает инвестиционно привлекательные объекты, не работает в агропромышленном комплексе. На общем фоне низкого уровня инвестиций в сельское хозяйство наблюдается их значительная дифференциация в разрезе регионов Центрального Федерального округа (рис. 1). Так, если в 2011 г. в Белгородской области на поддержку сельского хозяйства по различным направлениям было выделено свыше 21 млрд руб., то в Костромской области - только 836 млн руб., что в 25 раз меньше.
кательность, а также повышение эффективности использования средств государственной поддержки [3]. Из этого следует, что немалую роль в развитии сельскохозяйственных товаропроизводителей конкретных регионов играет эффективное использование имеющихся земельных ресурсов.
Между тем современное состояние землепользования в Костромской области нельзя назвать эффективным. За период 2002-2012 гг. площадь сельскохозяйственных угодий региона сократилась более чем на 440 тыс. га, или на 69%, в т.ч. пашни - на 67%. Основной причиной катастрофического выбытия площадей является продолжаю-
Рис. 1. Инвестиции в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство в отдельных регионах ЦФО (по данным Росстата [2])
щийся процесс банкротства сельскохозяйственных товаропроизводителей. Кроме того, некоторое сокращение сельскохозяйственных угодий в последнее время происходило за счет перевода земель, не используемых сельхозтоваропроизводителями, в фонд перераспределения, передачи земель в ведение местных органов власти для расширения территории населенных пунктов, промышленных, транспортных и иных объектов.
На современном этапе в регионе не имеется возможностей для вовлечения новых земель в сельскохозяйственный оборот без дополнительных финансовых вложений. Поэтому повышение уровня эффективности использования уже имеющихся ресурсов должно стать для местных органов власти приоритетным направлением в развитии сельскохозяйственного производства. Этого можно добиться путем концентрации земли у основных производителей сельхозпродукции.
Исследования показали, что основным препятствием для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения является недостаток финансовых и материально-технических средств у сельхозтоваропроизводителей из-за диспаритета цен на промышленные товары и услуги и цен на сельскохозяйственную продукцию, а также постоянный отток рабочей силы из аграрного производства. Вследствие этого, многие товаропроизводители, в силу убыточности, не в состоянии качественно и в полном объеме использовать имеющиеся земельные ресурсы. Удельный вес используемых сельскохозяйственных угодий в 2012 году составил 80%, что выше аналогичного показателя 2002 г. на 0,7 процентных пункта. Следует отметить, что начиная с 2009 г., в регионе наметилась тенденция к увеличению доли земель сельскохозяйственных организаций, переданных в пользование другим лицам в общей площади неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. Это во многом связано с разработкой Концепции развития агропромышленного комплекса до 2020 г., где в качестве одной из основных задач реализации выступает увеличение посевных площадей [4]. Также в 2009 году свое развитие получили отраслевая целевая программа « Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы» и ряд региональных
программ. Данные мероприятия предоставляют индивидуальным предпринимателям возможность получения налоговых льгот, субсидий для ведения сельскохозяйственной деятельности, что на начальном этапе способствует более эффективному привлечению земельных ресурсов, а сельскохозяйственным предприятиям дает дополнительный доход от предоставления неиспользуемых участков в аренду в виде арендной платы.
Особого внимания при этом заслуживает проблема использования земельных участков, выделенных в счет земельных долей. На 1 апреля 2013 года в регионе насчитывается 76016 земельных долей общей площадью 587,9 тыс. га, из них невостребованными остаются 57% от общей площади. Что касается земельных долей в собственности граждан, не переданных в аренду или не обрабатываемых индивидуально, то они занимают 124,1 тыс. га (39%). Эти участки расположены, в основном, на землях Вохом-ского (3287 паев на площади 26,8 тыс. га), Нерехтского (2840 паев на площади 25,5 тыс. га), Нейского (1797 паев на площади 15,5 тыс. га), Октябрьского (2371 пай на площади 14,7 тыс. га) и Сусанинского районов (1881 пай на площади 16,9 тыс. га) [5].
Проведенное нами исследование позволило сгруппировать районы области по удельному соотношению невостребованных долей в общей площади земельных долей. В 1 группу вошли районы с удельным весом до 35%; во 2 группу - от 35 до 55; в 3 группу - от 55 до 75; в 4 группу - от 75 до 90%; в 5 группу - свыше 90%. На карте области (рис. 2) четко видно, что наибольшее место занимают районы 3 и 4 группы, то есть свыше 50% бесхозных земельных долей, выведенных из оборота, заброшены и зарастают кустарником и мелколесьем. Но органами местной власти не принимаются меры к изъятию таких участков или побуждению их собственников и владельцев к целевому использованию.
На наш взгляд, оформление земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения в равной степени затруднено как по причине отсутствия денежных средств у муниципалитетов на проведение межевых и кадастровых работ земельных участков, так и наличия бюрократических проволочек, тормозящих процесс оформления участков в собственность.
Рис. 2. Группировка районов Костромской области по удельному весу невостребованных долей в общерайонной площади земельных долей (2012 г.)
Выводы. Не вызывает сомнений острая необходимость ускорения процесса оформления земельных долей, принятия мер по стимулированию собственников использовать земли по назначению. На наш взгляд, только долгосрочная аренда создает стимулы для вложений в землю. Чем дольше срок аренды, тем выше вероятность эффективного использования земли, и соответственно повышения уровня регионального сельскохозяйственного производства. Таким образом, как показали проведенные исследования, развитие арендных отношений будет способствовать решению главной проблемы - совершенствованию земельных отношений, которые представляют собой часть «социально-экономических отношений по поводу владения, пользования и распоряжения землей как главным средством производства, реализуясь через взаимодействие двух экономических субъектов: «собственник» - «не собственник» [6].
Список литературы 1. Шагиев А.Х., Хисамова А.А., Абдара-
грации собственников земель сельскохозяйственного назначения // Рыночная интеграция в агро-продовольственном секторе: тенденции, проблемы, государственное регулирование. М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2010. С. 126-127.
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Центральная база данных. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 15.11.2013)
3. Актуальные проблемы науки в агропромышленном комплексе: сборник статей 63-й международной научно-практической конференции: В 3 т. Кострома: КГСХА, 2012.
4. Концепция развития АПК Костромской области на период до 2020 г. URL: //http://www. apkkostroma.ru/userfiles/file/koncepciya_razvitiya_ do_2020_goda.pdf (дата обращения: 15.11.2013 г.)
5. Доклад о состоянии и использовании земель в Костромской области в 2012 г. URL: http://www.to44.rosreestr.ru/about/plans/ (дата обращения: 15.10.2013 г.)
6. Никонова Г.Н. Эволюция и реформирование земельных отношений в России: СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. 100 с.
шитова А.Т. Аренда как предпосылка для инте-Development of Rent Relations in Agrarian Sector Myagkova Yu.
In this article, pre-conditions and restraining factors of development of rent of agricultural land under conditions of the current model of land relations at the regional level are investigated. Based on the foreign experience features of rent regulation in the developed countries, evolution of land laws, state functions from positions of possibility of their use in domestic practice are considered. On materials of the Kostroma region the scientific estimation of conditions of development of rent of agricultural lands and its efficiency is given. Considerable level of differentiation between regions of the Central Federal District on volume of investments into agriculture as major factor of demand for the land is shown. The grouping of municipal areas of the Kostroma region on relative density of not demanded land shares in their general area is presented on the map, illustrating that over 50% of the area of the land shares deduced from a turn is not used. The conclusion is made that in agrarian sector increase of level of efficiency of use of already available land resources, achievement of equal level of budgetary financing counting on 1 hectare of an arable land in regions, concentration of the land at the basic manufacturers of agricultural products act as priority directions of development of rent relations.
Key words: rent land relations, land shares, effective use of land resources, the level of state support