333^^ Аграрный вестник Урала №6 (85), 2011 г.^^ЩЦ^
ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК
Е. А. САМОХВАЛОВА,
аспирант, нииГн при Правительстве РМ
430034, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Н. Эркая, д. 24, кв. 51; тел.: 8(8342)72-81-60, 8-927-184-83-68; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, государственное регулирование, государственная поддержка, целевые программы, стратегия развития, программные мероприятия.
Keywords: agriculture, state regulation, the state support, target programs, development strategy, program actions.
Экономический кризис, поразивший в 2008 г. мировую экономику в целом и Россию в частности показал явную слабость нерегулируемых производственно-финансовых отношений, разрозненность и оторванность от рыночных законов функционирования мировой хозяйственной системы. Стало ясным, что настоящая система взаимодействия финансовых институтов и производственной предпринимательской сферы не в состоянии самостоятельно справиться с экономическими проблемами, возникшими в обществе. Суть почти всех антикризисных мероприятий сводилась к смягчению последствий кризиса, а не к устранению причин его возникновения и избежания таких ситуаций в будущем. Поэтому государственная политика должна быть направлена на формирование и развитие нового эффективного механизма регулирования экономики и бизнес-отношений.
В современных условиях, в условиях мирового финансового кризиса и преодоления его последствий, государственная поддержка необходима практически всем сферам и, в частности, АПК. Сельское хозяйство находится в такой ситуации, которая не позволяет ему полноценно развиваться. Поэтому в данных условиях государство обязано быть тем компонентом рынка, который берет на себя роль создателя благоприятных условий для эффективного развития всех сфер АПК.
В условиях современной России требуется такой экономический механизм регулирования, который позволил бы и сельскому хозяйству стать в экономическом отношении равноправным участником агробизнеса. Такое отношение к сельскому хозяйству и АПК в целом приведет к качественно новым переменам в развитии АПК, оптимизации товарно-денежных отношений, направленных на максимально полное удовлетворение нужд каждого человека в экологически чистой продукции.
На этапе поиска и становления качественно новых производственных отношений необходимо продолжить поиск механизмов и методов получения высоких устойчивых темпов экономического роста и социальной защищенности населения.
Нынешняя ситуация показала, что рынок сам по себе не в состоянии обеспечить полноценное развитие, стабильность структуры, занятость населения и даже организацию использования ресурсов, как материальных, так и финансовых, в результате чего он оказался не способным самостоятельно справиться с возникшими трудностями. Поэтому требуется найти новые рычаги управления с непосредственным
государственным регулированием. Как один из эффективных инструментов регулирования могут использоваться, в том числе, целевые программы, имеющие достаточно хорошо зарекомендовавшую себя результативность как в отечественной, так и в зарубежной практике.
Естественно, что такие программы должны быть адаптированы к изменившимся условиям. Эта поддержка должна оказываться динамично развивающимся и адекватно реагирующим на возникающие социальные и экономические проблемы предприятиям. Такие программы будут действовать адресно, что позволит достичь максимальных результатов.
Конечно, высокая результативность этих мероприятий достигнется только в случае непротиворечия как программ между собой, так и концепции рыночных отношений в целом. Современные программы должны быть ориентированы на комплексную эффективность от их реализации, максимальную отдачу как финансовую, так и социальную, бюджетную и коммерческую, иметь способность к дальнейшему развитию.
Отметим, что способы, инструменты реализации программ не должны бездумно, без изменения переноситься на различные уровни управления как они есть. Механизм реализации должен быть гибким, а методы реализации и программные мероприятия — соответствовать уровням и целям реализации, а также региональному местоположению предприятия, особенно в такой отрасли, как сельское хозяйство.
Современное состояние сферы АПК требует изменения экономических отношений, для того чтобы Россия могла развиваться как продовольственно независимое и конкурентоспособное государством. Не секрет, что рынок может действовать как положительно, так и отрицательно, и в таких условиях государственное регулирование, особенно в аграрном секторе, необходимо. Государство и рынок должны дополнять друг друга. Государство должно выступать в роли регулятора, обеспечивающего социально-экономическую стабильность АПК и страны в целом, предупреждающего, а не исправляющего ошибки в развитии агропромышленного комплекса всеми доступными инструментами.
Оценке роли государства в процессе развития АПК посвящено немало экономических работ как отечественных, так и зарубежных ученых, представляющих различные школы и направления. В число ученых, внесших значительный вклад в отечественную аграрно-экономическую науку,
следует отнести: В. Р. Боева, А. В. Гордеева,
A. Емельянова, В. И. Ильдеменова,
B. А. Клюкача, Э. Н. Крылатых, И. В. Курцева, С. Р Малютина, В. В. Милосердова, В. И. Нечаева, А. А. Никонова, А. Г. Панцова, Г. Романенко, Е. В. Серова, И. Ф. Суслова, И. Г. Ушачева, А. А. Шутько, Г. И. Шмелева, Г. Е. Яковлева.
Осознание необходимости присутствия государства в сфере АПК является чрезвычайно важным моментом в оценке проблем развития российской экономики. При формировании системы регулирования и господдержки АПК стоит учитывать региональную специфику, климатические особенности территорий. С этой целью требуется разработка методических рекомендаций, направленных на совершенствование механизма государственного регулирования в сфере АПК.
Отметим, что госуправление осуществляется преимущественно через законодательно-правовой и экономический механизм. В настоящее время выделяется отраслевое и территориальное государственное управление. Отраслевое управление предполагает наличие вертикали от центральных органов до хозяйствующих субъектов на местах. Оно реализуется через министерства, которые осуществляют техническую политику в отрасли, обеспечивают необходимые отраслевые и межотраслевые пропорции. Территориальное управление направлено на рациональное размещение производства, углубление специализации и комплексное развитие регионов, выравнивание уровней их экономического и социального развития, решение других задач государственной региональной политики [1].
Экономическое государственное регулирование в сфере АПК базируется на использовании форм естественного развития сельского хозяйства и представляет собой основной фактор развития отраслей агропромышленного комплекса.
Чтобы выполнять свои функции, в том числе управление и регулирование в сфере АПК, государству необходимы ресурсы. Рассмотрим совокупность инструментов и средств государственного воздействия на АПК. По мнению крупных российских ученых, их можно сгруппировать следующим образом:
— правовое регулирование, осуществляемое разработкой и принятием федеральных и региональных законов, других нормативно-правовых документов, формирует позицию государства в решении ключевых вопросов развития АПК, определяет условия экономического и финансового
^£>-Аграрньш вестник Урала №6 (85), 2011 г.—<^££&*-
Экономика ^т!
регулирования через механизм реализации принятых законов;
— экономическое регулирование, осуществляемое путем государственного воздействия через законы и иные нормативно-правовые акты на порядок и условия ценообразования, кредитования, налогообложения и другие экономические инструменты;
— поддержка, реализуемая непосредственным направлением на цели развития АПК государственных федеральных и региональных бюджетных средств или обеспечением благоприятных условий для хозяйственной деятельности;
— административное регулирование, осуществляемое методами внеэкономического принуждения в дополнении к вышеперечисленным формам госрегулирования (фитосанитарный, ветеринарный, экологический контроль; лицензирование, квотирование, стандартизация производства и т. д.).
Особенности государственного регулирования АПК, в первую очередь, должны быть связаны со спецификой его основополагающей отрасли — сельского хозяйства [2].
Сельское хозяйство носит ярко выраженный сезонный характер, зависимо от климатических условий региона, характеризуется нерегулярностью дохода в течении года, и это естественно приводит к тому, что данная отрасль экономики оказывается отсталой в техническом и финансовом отношении. В связи с этим данная сфера малопривлекательна для инвестиции, так как сезонность всех видов затрат делает их невостребованным в определенные периоды, не приносящими прибыль, но требующими дополнительных расходов на содержание техники, кадров и т. д.
В процессе своей хозяйственной деятельности сельхозтоваропроизводители используют также природные ресурсы (земля, растения, животные), поэтому они должны нести затраты по восстановлению, использованных ими ресурсов (восстанов -ление плодородия почв, обеспечение развития растительного и животного мира, поддержание экологической чистоты).
Что касается наиболее острой проблемы, стоящей перед практически всеми отраслями экономики и, наиболее остро, перед агропромышленным комплексом, недостатком финансовых ресурсов, то в условиях мирового финансового кризиса и преодоления его последствий АПК, и без того находящийся в бедственном положении, значительно пострадал. Для обеспечения динамичного развития агропромышленного производства и выхода из кризисной ситуации необходимо соблюдения ряда условий. Обязательным условием следует считать восстановление регулируемого агропромышленного комплекса как единой системы, организацию и координацию действий которой должен выполнять соответствующий орган. Другим необходимым условием должна быть разработка рациональных пропорций существования крупных, средних и мелких хозяйств, предприятий различных форм собственности, а также поддержание эффективного разделения производства между этими формами и звеньями хозяйствования. Важными
условиями развития АПК являются поддержание оптимального ценового паритета между сельским хозяйством и промышленностью, использование в аграрном секторе достижений научно-технического прогресса, поддержание необходимого уровня инвестиций в отрасль, гибкое сочетание рыночных принципов с государственным воздействием на их реализацию, а также система мер по защите отечественных товаропроизводителей.
Одним из важных условий динамичного развития агропромышленного комплекса является создание и эффективная деятельность земельного рынка, который должен позволить сконцентрировать землю в руках эффективных собственников.
Современное состояние аграрной экономики требует оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных рычагов, вызывает необходимость разработки теории и совершенствования практики государственного воздействия на макро- и микроэкономические процессы в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях [1].
Роль государства, выступающего в качестве регулятора в отрасли, особенно значима в период, когда действующий механизм экономического регулирования показал свою нежизнеспособность в кризисных условиях, а новый эффективный механизм еще не сформирован. При формировании нового механизма необходимо учитывать специфические особенности аграрного сектора (сезонность производства, медленный оборот капитала, высокий риск, связанный со стихийными силами природы, зоны рискованного земледелия значительной части сельхозугодий России).
Активное воздействие на развитие АПК экономическими методами государство может осуществлять через кредитное и налоговое регулирование, бюджетное финансирование, регулирование условий и уровня оплаты труда, социальное развитие, через государственные программы, госзаказы, эффективную таможенную политику и т. д. [3].
В целях эффективного управления отраслью необходимо перейти на экономическое регулирование взаимодействия между субъектами рыночного хозяйства. Государственное регулирование АПК обязательно включает и внешнеэкономическое направление. Оно в качестве одной из важнейших задач имеет защиту отечественного сельского хозяйства. Степень и формы внешнеторговой защиты и аграрного протекционизма должны зависеть от состояния сельскохозяйственного производства и рынка по отдельным товарам и товарным группам, от насыщения рынка и конкурентоспособности отечественной продукции [4].
Вполне реально повышение экспортных возможностей аграрного сектора России. Перспективным ресурсом для экспорта является зерновое хозяйство. Однако для реализации этой цели необходимо провести ряд преобразований, к числу которых относятся реорганизация закупочной системы, оптимизация складской и транспортной инфраструктуры, экономия посевного материала. При этих условиях зерновое хозяйство в перспективе
сможет выделять экспортные ресурсы.
Кредиты сельскохозяйственным предприятиям должны выдаваться по строго целевому назначению, с обязательным контролем за их использованием. Средства крупным эффективным предприятиям должны выделятся в рамках специальных целевых программ на конкурсной основе. При таком условии кредитования средства будут получать только те предприятия, которые зарекомендовали себя в качестве эффективных собственников, имеющих возможность обеспечить использование заемных средств с наибольшей отдачей.
По убыточным предприятиям следует применять процедуру назначения внешних управляющих, реорганизовывать систему хозяйствования, возможно, изменять специализацию производства с целью вывода предприятия из разряда экономически безнадежных.
Основной задачей на перспективу становится повышение устойчивости предприятий, подготовка условий для их последующего более эффективного развития и экономического роста. Многое в реализации этого направления будет зависеть от аграрной политики, проводимой государством, и возможностей бюджета страны.
Анализируя кризис российского агропромышленного комплекса, можно отметить, что управление АПК как единым объектом не существует. А эффективные управляющие структуры необходимы для координации интересов и налаживания связей между различными хозяйствами. Необходимо создать действенную систему регулирования, а не проводить бессистемные управленческие реорганизации.
Основными направлениями деятельности государственного управления АПК должны стать:
— разработка и осуществление стратегии развития агропромышленного производства исходя из задачи продовольственной безопасности страны;
— его регулирование на основе выделения бюджетных средств, дотаций и кредитных ресурсов, поддержания ценового паритета между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства, проведения эффективной структурной и инвестиционной политики, формирования федеральных и региональных продовольственных фондов, организации консультативно-информационного обслуживания товаропроизводителей АПК;
— управление объектами государственной собственности.
Важна общая переориентация управленческой системы на более эффективное хозяйствование и решение социальных проблем. Необходимо создание единой системы государственного и хозяйственного регулирования, в том числе и региональным агропромышленным комплексом с полным циклом производства, переработки и реализации продукции. По мере развития рынка на уровне регионального АПК, совершенствования и укрепления государственного управления важно в полной мере реализовать функции хозяйственного управления, его ориентацию на принятие решений, которые бы способствовали рационализации использования имеющихся ресурсов,
• Аграрный вестник Урала №6 (85), 2011 г,-
Экономика
учитывая их общую ограниченность. Значение здесь имеет экономическая свобода, предприимчивость при жестко корректирующей роли государства [2].
Анализируя современное состояние АПК и практику государственного регулирования, стоит отметить несовершенство экономического механизма, перекосы в кредитно-финансовой и налоговой системах. Для стабилизация агропромышленного комплекса, с одной стороны, необходимо сформировать самостоятельно и эффективно хозяйствующие субъекты, несущие ответственность за свою деятельность, а с другой, обеспечить реальные возможности регулирования со стороны органов государственной власти, отвечающих за проведение мероприятий в области, а также органов снабженческо-сбытовой и тарифно-ценовой политики.
Необходимо дальнейшее совершенствование управления комплексом, поэтапное формирование эффективного механизма государственного регулирования АПК. Основным в деятельности системы управления АПК должен стать анализ условий и результатов хозяйственной
деятельности предприятий АПК, функционирования аграрных рынков, реальной и потенциальной ситуации в продовольственном хозяйстве России и на мировых рынках, исходя из интересов отечественных товаропроизводителей АПК, их информационного обеспечения.
Как показал кризис, рынок сам по себе не в состоянии обеспечить стабильность. В такой ситуации усиление господдержки и регулирующей роли государство крайне необходимо. Одним из важнейших способов воздействия со стороны государства являются целевые программы. В свою очередь, эффективность от реализации программ должна носить комплексный характер, иметь максимальную отдачу во всех сферах.
Программные мероприятия необходимо ориентировать на получение высоких и устойчивых темпов роста, удовлетворять нужды всего населения. А также иметь гибкий механизм реализации, позволяющий адаптироваться к местоположению конкретного хозяйства, специфике климата и региона в целом. Мероприятия в рамках отдельной программы должны
соответствовать конечным условиям и целям.
С целью совершенствования механизма государственного регулирования АПК, требуется разработка методических рекомендаций. Рекомендации должны содержать: стратегию развития, направления осуществления технической политики отрасли, отраслевые и межотраслевые пропорции, степень защиты отечественных товаропроизводителей, варианты и условия повышения экспортных возможностей страны. На региональном уровне необходимо разработать оптимальные пропорции существующих производств, их рациональное размещение на территории региона, а также схему взаимодействия, налаживания связей между хозяйствами.
Таким образом, государство, выступающее в роли регулятора, должно корректировать рыночные отношения. Рынок и государство должны быть взаимодополняющими сторонами одного целого. Хозяйства должны быть ответственны за восстановление ресурсов и их рациональное использование, а государство — осуществлять поддержку такой важной сферы, как АПК.
литература
1. Серова Е. В. Аграрная экономика. М. : ГУ ВШЭ, 2007. 480 с.
2. Нечаев В. И., Хатуов Д. Х. Совершенствование системы государственного регулирования региональной агроэкономики. Краснодар: КубГАУ, 2010. 139 с.
3. Воспроизводство в аграрной экономике: вопросы теории, государственного регулирования и эффективности производства / под ред. И. Г. Ушачева, Н. А. Борхунова. М. : ГНУ ВНИИЭСХ, 2009. 324 с.
4. Добрынин В. А. Государственное регулирование агропромышленного производства. М. : МСХА, 2000. 480 с.
оценка сельскохозяйственных угодий при влиянии полезащитных лесополос
А. Ш. тимерьянов,
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент,
Башкирский ГАУ
г. Уфа, ул. 50 лет Октября, д. 34; тел. 8-917-407-83-91; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: сельскохозяйственные угодья, земельная доля, кадастровая оценка, урожайность, полезащитные лесополосы, влияние лесных полос.
Keywords: agricultural land; land share; cadastre evaluation; productivity; agro forest belts, influence of forest belts.
Из 6,7 млн га сельскохозяйственных угодий Республики Башкортостан (РБ) 5,6 млн га являются эрозионно-опасными. Мощность гумусового горизонта пахотных почв в среднем по республике за последние 20 лет сократилось на 5 см, ежегодно содержание гумуса уменьшается на 0,5-1,8 т/га [1]. В то же время значительно снизились объемы агрохимических работ, способствующих повышению плодородия почвы; существенно меньше стали вносить минеральные и органические удобрения; сворачивается финансирование работ по мелиорации и химизации, природоохранных мероприятий. Все вместе взятое влечет за собой деградацию сельхозугодий, утрату плодородия почв. Для реального позитивного улучшения ситуации в этой сфере требуется 30-40-кратное увеличение финансовых средств [2]. Одним из источников финансирования работ по сохранению и повышению плодородия почв может и должен стать земельный налог, исчисление которого с 2006 г. происходит в процентном отношении от
кадастровой стоимости земельных участков.
На территории РБ завершается бесплатная приватизация гражданами земельных участков земель сельскохозяйственного назначения. Площади земельных долей как мера владения землей становятся объектом аренды, купли-продажи и налогообложения. В связи с этим возникает необходимость отражения в земельном кадастре возможности объективной оценки земель не только крупных субъектов землевладения, но и каждого относительно небольшого по площади земельного пая/доли, т. к. государственная кадастровая оценка проводилась, в основном, для крупных землепользований. Нужно создать механизм эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в долевой собственности, включающий в себя и кадастровую оценку [3]. В предлагаемых усовершенствованиях методики кадастровой оценки объектами служат сельскохозяйственные угодья в целом [4]. В обороте же участвуют небольшие земельные участки,
и необходима оценка земель в разрезе почвенных разновидностей, полей и рабочих участков. Также исчисление земельного налога на основе более дифференцированных кадастровых стоимостей могло бы увеличить ее собираемость.
Данные государственной кадастровой оценки являются настолько укрупненными, что во многих случаях даже два рядом расположенных земельных участка с одной кадастровой стоимостью существенно различаются по плодородию и рыночной стоимости. Это различие не имеет значения для налогоплательщиков — владельцев общей долевой собственности в настоящее время, т. к. налог на землю, которую уплачивает владелец земельной доли, исчисляется на основе кадастровой стоимости всего земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, пропорционально размеру доли, приходящегося на владельца. При неоднородности поля по почвенным разновидностям в случае натурного выделения земельных долей собственник земельного участка, расположенного на