Научная статья на тему 'Особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности АПК'

Особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1097
412
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / АГРАРНЫЙ КОМПЛЕКС / РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / КРИЗИС / BUSINESS / THE STATE SUPPORT / AGRARIAN COMPLEX / REGULATION / MARKET ECONOMY / CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Градинарова Дарья Евгеньевна

Государственная поддержка предпринимателей аграрного комплекса является наиболее стабильная подсистема государственного регулирования по сравнению с государственной координацией рыночного механизма в АПК. Её методы развиваются вместе с изменениями всего комплекса экономических отношений АПК, но, достигнув определённых вершин, не должна снижаться. Эти методы государственной поддержки предпринимательского дела в агропромышленном комплексе должны меняться с трансформацией аграрной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Градинарова Дарья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности АПК»

Особенности государственного регулирования предпринимательской

деятельности АПК. Г радинарова Дарья Евгеньевна аспирант,

ФБГОУ ВПО Ставропольский государственный аграрный университет

Россия, г.Ставрополь

Аннотация: Г осударственная поддержка предпринимателей аграрного комплекса является наиболее стабильная подсистема государственного регулирования по сравнению с государственной координацией рыночного механизма в АПК. Её методы развиваются вместе с изменениями всего комплекса экономических отношений АПК, но, достигнув определённых вершин, не должна снижаться. Эти методы государственной поддержки предпринимательского дела в агропромышленном комплексе должны меняться с трансформацией аграрной политики.

Abstract: The state support of businessmen of an agrarian complex is the most stable subsystem of state regulation in comparison with the state coordination of a market mechanism in agrarian and industrial complex. Its methods develop together with variations of all complex of economic attitudes of agrarian and industrial complex, but, having reached the certain tops, should not decrease. These methods of the state support of enterprise business in agriculture should change with transformation of an agrarian policy.

Ключевые слова: предпринимательство, государственная поддержка,

аграрный комплекс, регулирование, рыночная экономика, кризис.

Keywords: business, the state support, agrarian complex, regulation, market economy, crisis.

В аграрном секторе целью и принципами государственного регулирования предпринимательской деятельности является аграрная

стратегия, характеризующая основы деятельности государства в сельскохозяйственной сфере, увеличение производства и потребления продуктов питания, повышение доходов сельских жителей и охрана окружающей среды.

При условии формирования устойчивого и эффективного агропромышленного производства, удовлетворяющего некоторым параметрам мирового уровня, будет насыщение внутреннего рынка качественными продовольственными товарами, которые доступны всему населению и возможны достижение выравнивания доходов и размера социального развития населения отдельно взятых регионов.

Свое воплощение в аграрной политике находит аграрная стратегия, которая опирается на соответствующее законодательство. Аграрная политика заключается в программах, законах, экономических мероприятиях, которые направлены на преобразование предпринимательства аграрной сферы.

При исследовании отечественного регулирования

сельскохозяйственного экономического сектора нами было выявлено, что система методов и форм поддержки предпринимательских структур АПК включает две подсистемы:

• Г осударственный контроль рыночного механизма в АПК;

• Государственная поддержка предпринимательской деятельности АПК;

Контроль со стороны государства подразумевает: содействие

реорганизации предприятий сельского хозяйства в конкурентоспособные формы сельского производства; преобразования, которые повысят конкурентность отечественной аграрной сферы; стимулирование конкуренции в аграрном секторе экономки.

Поддержка предпринимательской деятельности АПК направлена на: рост технического уровня; создание финансовых условий для деятельности предпринимателей; освоение достижений научно-технического прогресса в агропромышленном комплексе.

Государственная поддержка предпринимателей аграрного комплекса является наиболее стабильная подсистема государственного регулирования по сравнению с государственной координацией рыночного механизма в АПК. Её методы развиваются вместе с изменениями всего комплекса экономических отношений АПК, но, достигнув определённых вершин, не должна снижаться. Эти методы государственной поддержки предпринимательского дела в агропромышленном комплексе должны меняться с трансформацией аграрной политики.

Существующее современное регулирование и поддержка предпринимателей агропромышленного производства у нас в стране не совершенны и требуют в сфере рыночной экономики принципиально новую систему государственного регулирования.

При разработке государственной поддержки предпринимателей АПК и экономической системы регулирования, по нашему мнению, нужно четко отделить задачи и цели регулирования и завязать меры и инструменты их достижения с этими задачами и целями. Эти меры зависят от того, какие результаты должны быть достигнуты.

Принцип рационального аграрного протекционизма. Особенность его в том, что он реализуется комплексно. Это значит, что государство должно регулировать устойчивость его развития в целом, поддерживая надежность воспроизводства не только в сельском хозяйстве, но и в других сферах агропромышленного комплекса. Государство должно с помощью системы организационно-экономических, нормативно-правовых механизмов

создавать на инновационной основе благоприятные условия для

материальной базы мелиорации, развития сельскохозяйственного и

тракторного машиностроения, для восстановления производства

минеральных удобрений и производств фондообразующей сферы АПК.

Основой снабжения продовольственной безопасности государства

является аграрный протекционизм, как важнейшего компонента

национальной безопасности страны в мирных условиях.

Многие промышленно развитые страны имеют обоснованные концепции продовольственной безопасности, которые имеются в законах. Страны, которые неспособны устойчиво обеспечивать население базовыми продуктами питания всегда угрожает конъюнктурная зависимость от импортеров, потеря экономической самостоятельности.

В ближайшее время, с разработкой новых нормативно-правовых документов, следует осуществить инвентаризацию аграрного законодательства, устранив противоречивые нормы, половинчатость и неопределенность (компромиссы между звеньями власти, парламентом и правительством), обеспечить устойчивость законов и контроль над их исполнением. Подготовка и принятие базовых законопроектов должны быть ускоренны для аграрного реформирования.

Особое значение имеют правильное определение стратегии и правовая стабильность законодательства для регулирования отношений в области недвижимости, прежде всего земельных отношений. Принятие земельного кодекса и законов будет способствовать регулированию земельных отношений.

Медленное прохождение законопроектов через законодательные органы страны вызывает попытки местных властей заполнять проблемы в законодательстве собственным творчеством, с другой порождает многочисленные президентские указы, выходящие в свет при облегченной процедуре их создания и потому зачастую недостаточно согласованные с основой законодательной базой.

Принципиальные изменения произошли в поддержке предпринимателей агропромышленного комплекса. Создан специальный фонд льготного кредитования предпринимательских структур аграрного сектора экономики.

В условиях рынка аграрный комплекс может на равных участвовать в меж отраслевой конкуренции. Сельское хозяйство низко доходное по сравнению с промышленность, так как зависит от природных факторов и имеет сезонный характер, отстаёт в технологическом плане. Меньшую

отдачу приносят вложенные в него средства. На состояние продовольственной безопасности страны влияет уровень сельскохозяйственного производства. В развитии производительных сил сельское хозяйство медленнее, чем другие, приспосабливается к меняющимся экономическим и технологическим условиям.

В большинстве стран с рыночной экономикой действуют развитые системы государственного регулирования. Свои специфические отличия имеют сельское хозяйство, аграрный сектор экономики, в результате чего требуются разработка особой аграрной политики. Эти специфические особенности, во-первых, сельскохозяйственное производство носит биологический и, за редким исключением, пространственно рассредоточенный характер.

В отличии от промышленности, сельскохозяйственное производство подразумевает постоянный контроль производителя или управляющего за ходом операций, постоянное принятие не стандартных решений, на близком к производственному процессу уровне. Целиком оплата производителя определяется произведенной им продукцией. В сельском хозяйстве переплетаются два процесса: воспроизводственный цикл самого сельского хозяйства и воспроизводство сельского населения. Сельское хозяйство в отличии от городского производства представляет собой сложное биоэкономическое целое.

Во-вторых, спрос на сельскохозяйственную продукцию при росте доходов населения на большую часть (различия по отдельным видам) увеличивается в меньшей степени при высоких уровнях доходов. При падении доходов спрос на продовольствие снижается меньше, чем совокупный спрос. Так же при повышении цен спрос на продовольствие не сокращается прямой пропорции темпам повышения цен. Это касается таких продуктов массового спроса (у низко оплачиваемых слоев населения), как картофель, хлеб, молоко. Гибкий спрос на мясо и мясные изделия в большей мере. Вследствие такого спроса цены очень сильно меняются на объем

поставок и являются очень гибкими, в основном на товары повседневного спроса.

Рынок будет не адекватно реагировать на повышение определенного порога насыщения, при этом наступает резкое падение цен на сельскохозяйственную продукцию.

Реагирование сельскохозяйственного производства на изменение спроса требует длительного времени. Это определяется биологическим характером производства и необходимость изменения социально-экономической структуры на селе.

Сельское хозяйство это особая отрасль экономики, в широком смысле продовольственное хозяйство, которое чисто рыночными силами спроса и предложения не может регулироваться. Государственное регулирование необходимо чаще всего в виде товарной интервенции, при чем регулирование за счет ценовой политики требует большого опыта и высокого профессионализма.

Причиной выхода агропромышленного комплекса из кризиса, является паралич финансовой системы многих предпринимательских структур в результате убыточной деятельности и инфляционного удорожания затрат. Отрицательное значение имеет доля собственного капитала в оборотных средствах агропромышленных предприятий в целом по хозяйствам России. У хозяйств образовался не достаток источников к концу 2007 года, составляющий оборотным активом 80%, замещать предприниматели вынуждены за счет просроченной кредиторской задолженности, отсроченных ссуд и займов.

Со стороны государства в течении последних лет принимались меры по реструктуризации долгов в экономики, в том числе в агропромышленном комплексе. Тяжелое положение предпринимательских структур аграрной сферы не всегда учитывалось по сравнению с другими отраслями, это требует особого подхода к ним. Необходим учет ведения государственного регулирования при упадке процесса реформирования агропромышленного

комплекса, 90 % убыточности всех товаропроизводителей, снижение плодородия почв и чрезвычайные ситуации в материально-технической базе. В условиях рынка в аграрной сфере необходимо использовать

государственные принципы регулирования.

Во-первых, программное регулирование макро и микро экономического характера. Программа повышения плодородия почв, на макро уровне, должна быть признанна одной из основных, которая поставлена на законодательную основу и финансируется из федерального бюджета. Программный подход на региональном уровне необходимо использовать при формировании

объединений типа МТС, кооперативных объединений, лизинговых фондов и другие.

Во-вторых, применение аграрного протекционизма, в связи с диспаритетом цен, монополизмом, не регулируемым импортом.

В-третьих, на уровне отрасли предприятия региона, мобилизация

внутренних резервов. Использование интеграционных и кооперационных возможностей для увеличения производства конкурентно способной

продукции путем повышения качества и роста рентабельности, снижение затрат на её производство.

В-четвертых, проведение санации предприятий, определяющих в аграрной сфере научно-технический прогресс, семеноводческих хозяйств, крупных животноводческих комплексов, а также введение бюджетного финансирования научных учреждений, опытно производственных хозяйств, четкой инженерии, семеноводство, племенной работы и селекции.

Некоторые перечисленные принципы рассмотрим подробно.

В рыночных условиях государственное регулирование должно стать достижение паритета, взаимовыгодного обмена между сельским хозяйством и отраслями, производящими средства производства. Правительство России на начальном этапе рыночных реформ пустило на самотек этот вопрос. К тяжелым финансовым последствиям для большинства предпринимателей привел возникший диспаритет цен аграрной сферы. Не смогло сдержать

роста цен государство в таких отраслях, таких как сельскохозяйственное, нефтепереработка, электроэнергетика, машиностроение и другие. В этих отраслях тарифы и темпы роста цен были намного выше, чем рост закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Не была отработана методология ценообразования в условиях рыночной экономики, учитывающая закон стоимости, предположение и спрос, конъюнктуру рынка. Не обходим учет для поддержания экономического равновесия и других факторов экономической стабильности (кредита, налогов, прибыли и другие), которые при дисбалансе должны меняться и приводить систему в сбалансирование состояние.

Государство играет большую роль в обеспечение функционирование сельского хозяйства. Опыт развития рыночного хозяйства в силу специфических особенностей сельскохозяйственного производства а также особенность функционирования продовольственного рынка, где дисбаланс спроса и предложения приводит к большим колебаниям цен, все это требует значительных бюджетных затрат на поддержание нормального функционирования всего продовольственного и сельского хозяйства.

В сельском хозяйстве России формирование рыночных отношений должно основываться на концепции продовольственной и аграрной политики. Особо встает проблема усиления рычагов государственного воздействия на деятельность агропромышленного комплекса России.

Сельское хозяйство в настоящее время в силу своих отраслевых особенностей является одной из наименее монополизированных отраслей, производящих скоропортящуюся продукцию. Отросли агропромышленного комплекса, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, в настоящее время относятся к числу монополизированных секторов агропромышленного комплекса. Степень монополизма производителей сельскохозяйственной техники и других средства производства для сельского хозяйства, а также обслуживающих его производств, высокое. Рост цен на средства производства значительно отстаёт от изменения цен на его

продукцию. Необходимо структурная политика государства, направленная на демонополизацию соответствующих сфер в агропромышленном комплексе.

Стабилизация и поддержка сельхоз производителей - цель аграрной политики, поэтому цены поддерживают намного выше уровня, на котором национальные рынки были оптимально сбалансированы. С одной стороны это оказывает дополнительное давление на рыночные цены и увеличивает расходы на их поддержание, с другой стороны - ослабляет для фермеров стимулы к поиску других видов деятельности. Минимальные цены правительство использует для стабилизации и повышения доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, что приводит к образованию излишков сельскохозяйственной продукции. Поддержание цен сопровождается ограничением посевных площадей (вывода земель из оборота), чтобы снизились объемы. Для развитой экономики агропромышленного комплекса характерно перепроизводство.

Государственная поддержка сельского хозяйства в силу специфики сельскохозяйственного производства является стабильной подсистемой государственного регулирования. В условиях административно правовой экономики она существовала и представлена практически во всех государствах с развитой рыночной экономикой. Формы и методы государственной поддержки сельского хозяйства должны видоизменяться в связи с трансформацией аграрной политики.

На наш взгляд в перспективе для развития агропромышленного комплекса, наряду с государственной поддержкой сохранится необходимость координации рыночного механизма в аграрной сфере, так как без участия государства не возможно: решать проблему социального развития села, вести реорганизацию предприятий, концентрировать усилия на производстве стратегических видов продовольствия, иметь благоприятные условия для отечественных производителей в конкуренции с импортными продуктами, создать правовую основу реструктуризации задолженности, осуществлять развитие отношений собственности.

Эффективность дотаций и субсидий показывает, что результаты производственно-финансовой деятельности не связанны в большинстве регионов с объемом ценового дотирования и субсидирование продукции, а зависят от поддержки предпринимателей в организации производства, обеспечение их техникой, горючим, смазочными материалами, средствами химизации. Эффективность государственной поддержки заключается в расширении числа союзов и других отраслевых организации, которые осуществляли хозяйственные функции, так и защиту интересов предпринимательских структур, и регулирование продовольственного рынка. На будущее в перспективе крупные банки и продовольственные объединения должны стать партнерами правительства по решению задач агропромышленного комплекса, с преодолением кризиса и обеспечением экономического роста.

Сложность и специфичность агропромышленного комплекса заключается в необходимости применения большого количества вариантов подхода при различных альтернативных стратегиях и целевых установках развития агропромышленного производства, его спрос на продукцию аграрной сферы экономики и, прежде всего, на продовольствие. Эффективность господдержки предпринимательства в агропромышленном комплексе, совершенствование дотационного механизма в сельском хозяйстве должно происходить в увеличении дотаций на сельхозпродукцию, чтобы обеспечить паритет цен с продукцией на средства производства для села. Формирование единого рыночного пространства препятствует региональная система субсидирования и дотирования, приводит к неоправданной дифференциации в социальных условиях жизни на селе.

Анализ форм и методов государственной поддержки предпринимательства в агропромышленном комплексе показал, что государственная поддержка АПК, только формируется, функционируют отдельные её фрагменты.

В агропромышленном комплексе бюджетная политика в предыдущие годы направлена на решение задач, на недопущение обвала сельскохозяйственного производства. Росту производства продукции способствует улучшение рыночной конъюнктуры, но изменить сокращение производственного потенциала агропромышленного комплекса не смогло. В настоящее время выбытие основных фондов в 4 раза превышает их ввод.

В настоящее время ситуация в агропромышленном комплексе иная, чем на западе, где сельское хозяйство функционирует в условиях перепроизводства продовольствия и имеет высокий технологический уровень. В России потребуются более эффективные меры поддержки предпринимательства в агропромышленном комплексе со стороны государства.

Библиографический список:

1. Склярова Ю.М. Проекционный анализ и диагностика инвестиционного климата регионов России // Экономика и управление. 2006. № 1.

2. Склярова Ю.М., Скляров И.Ю., Гуреева Д.Е. Мониторинг реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ставропольском крае // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий: Ежемес. теоретический и науч.-прак. Журнал - М: 2009. - № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.