Научная статья на тему 'Формирование единого информационного пространства нотариата в Российской Федерации'

Формирование единого информационного пространства нотариата в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
829
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / НОТАРИАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ЭЛЕКТРОННЫЙ НОТАРИАЛЬНЫЙ АРХИВ / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION SPACE / NOTARY DOCUMENT FLOW / ELECTRONIC NOTARIAL ARCHIVE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Махноносов Эдуард Викторович, Линьков Григорий Сергеевич

В статье рассматриваются вопросы формирования единого информационного пространства, обеспечивающего повышение эффективности всех видов нотариальной деятельности в Российской Федерации за счет применения современных информационно-телекоммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building a single information space for the notary system in the Russian Federation

The article considers issues of building a single information space for ensuring the increase in efficiency of all types of notary activities in the Russian Federation by means of using modern information and telecommunication technologies.

Текст научной работы на тему «Формирование единого информационного пространства нотариата в Российской Федерации»

Махноносов Эдуард Викторович Линьков Григорий Сергеевич

Формирование единого информационного пространства нотариата в Российской Федерации

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы формирования единого информационного пространства, обеспечивающего повышение эффективности всех видов нотариальной деятельности в Российской Федерации за счет применения современных информационно-теле-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: информационное общество, информационное пространство, нотариальный документооборот, электронный нотариальный архив.

На современном этапе развития информационного общества в Российской Федерации использование информационно-коммуникационных технологий в нотариальной деятельности является необходимым условием обеспечения соответствия нотариальной защиты конституционных прав граждан и юридических лиц потребностям государства и общества.

Учитывая происходящие сегодня в мире процессы глобализации, вступление России в ВТО, изменение социально-экономических условий в государстве, развитие правовых институтов не вызывает сомнения, что совершенствование и правовое регулирование нотариальной деятельности нуждается в глубоком научном переосмыслении, выработки новых подходов с учетом современных реалий нашей жизни и особенно развития информационного общества в России.

Принципы формирования единого информационного пространства в Российской Федерации предопределяют, что правоотношения в сфере нотариального документооборота, электронного нотариального архива, порядка

совершения нотариальных действий (при совершении которых предъявляются электронные документы) должны быть урегулированы на федеральном уровне, а не на уровне субъектов Федерации и это связано как с обеспечением государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, так и экономической составляющей.

В условиях развития электронного взаимодействия, формирования электронного правительства, новых подходов к обеспечению юридической значимости электронных документов, что исключительно важно для реформирования нотариата, особого внимания заслуживает вопрос о том, как должны соотносится правовые нормы с техническими принципами обеспечения электронного взаимодействия не только внутри нотариального сообщества, но и с внешними информационными системами, прежде всего информационными системами органов государственной власти Российской Федерации и судами.

Основной целью формирования единого информационного пространства небюджетного

нотариата в Российской Федерации является создание современной формы организации деятельности нотариусов и нотариальных палат, обеспечивающей повышение эффективности всех видов этой деятельности за счет применения современных информационно-телекоммуникационных технологий.

При этом данная цель неразрывно связана с общими целями института нотариата, такими как:

У улучшение качества нотариального обслуживания населения;

У увеличение количества совершаемых нотариальных действий;

У повышение эффективности работы нотариусов и нотариальных палат;

У обеспечение единства нотариальной практики;

У повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций при обращении к нотариусам за совершением нотариальных действий и использовании нотариально удостоверенных документов;

У обеспечение дополнительной защиты профессиональной деятельности и прав нотариусов при совершении ими нотариальных действий и выполнении ими других обязанностей, возложенных на них законом.

Безусловно, использование современных информационно-телекоммуникационных технологий дает принципиально новые и недоступные ранее возможности, позволяющие поднять нотариат на более высокую ступень развития и обеспечить ему достойное место среди других правовых институтов государства.

16 мая 2009 года Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации была утверждена Концепция информатизации небюджетного нотариата Российской Федерации. [3]Тем самым была создана концептуальная правовая основа обеспечения системного подхода к решению задач в сфере информатизации нотариальной деятельности.

С учетом выработанного системного подхода и принципов обеспечения совместимости и преемственности технических и программных решений для информатизации внебюджетного нотариата наиболее приоритетными сегодня являются следующие задачи:

У создание и развитие собственной информационной инфраструктуры (корпоративной сети), обеспечивающей внедрение и использование информационных технологий;

У создание информационных ресурсов и систем, обеспечивающих актуальность и достоверность обработки информации (сбор, хранение, передача и использование);

У обеспечение информационной безопасности на основе применения комплекса специальных мер и средств (криптографических, программно-технических, организационных и других);

У формирование нормативно-правовой базы и принятие комплекса организационных мероприятий, обеспечивающих обязательное использование создаваемых информационных ресурсов нотариусами;

У создание единого электронного реестра завещаний и наследственных дел;

У повышение квалификации нотариусов и сотрудников нотариальных палат, как пользователей создаваемых информационных систем;

У эффективное формирование и использование создаваемых информационных ресурсов;

У использование информационных технологий для повышения информированности населения о возможностях, предоставляемых институтом нотариата и преимуществах использования нотариальной формы документов;

У организация online-сервисов, повышающих удобство граждан при их обращении к нотариусам (справочники, ответы на вопросы, запись на прием и подача документов в электронном виде и т.д.);

У формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей внедрение внутреннего электронного документооборота внебюджетного нотариата и постепенная замена им традиционного бумажного документооборота;

У использование сертифицированной электронно-цифровой подписи для обеспечения юридической значимости электронных документов;

У интеграция внутренних информационных ресурсов с информационными системами федеральных органов государственной власти и постепенный переход на взаимодействие с ними в электронной форме;

У реализация принципа «единого окна» при обращении граждан за счет организации юридически значимого информационного обмена с другими органами и организациями;

У создание единого электронного реестра нотариальных действий и ведение электронного архива нотариальных документов;

У формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей появление новых видов нотариальных действий, связанных с электронными документами;

У интеграция внутренних информационных ресурсов с международными информационными системами, решение вопросов трансграничного информационного обмена с нота-риатами других стран.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 2 октября 2012 года № 166-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [1] предусматривают введение в 2014 году ряда электронных реестров нотариальных действий в Единой информационной системе нотариата Российской Федерации.

В настоящее время в стадии завершения формирования находится ядро 1Т инфраструктуры, обеспечивающее активное использование нотариусами информационных технологий в своей деятельности, созданы предпосылки для совершенствования и расширения сферы деятельности нотариата на основе применения новых информационных технологий.

Так, в рамках проекта электронной регистрации нотариусами передано в Федеральную налоговую службу более 20 тысяч пакетов документов в электронной форме, подписанных электронной подписью для совершения регистрационных действий в отношении юридических лиц.

Следует отметить, что с созданием в 2006 году Единой информационной системы нотариата России (далее - ЕИС) и дальнейшем ее развитием были устранены значительные различия между нотариусами субъектов Российской Федерации по использованию информационных и коммуникационных технологий в своей деятельности. Применение электронной подписи сегодня позволяет нотариусу участвовать через ЕИС в электронном документообороте с органами государственной власти. Электронная подпись используется также и для электронного документооборота со Сбербанком России. Соглашением, заключенным Федеральной нотариальной палатой и ОАО Сбербанк России, Фондом «Центр инноваций» организована передача заявлений в Сбербанк о розыске вкладов в связи с ведением нотариусом наследственного дела в электронной форме с электронной подписью нотариуса.

Введенная в эксплуатацию в ЕИС система удаленного перевыпуска сертификатов электронной подписи позволяет в настоящее время производить регламентные действия по перевыпуску электронной подписи непосредственно с рабочего места нотариуса без дополнительных материальных затрат с его стороны.

Формирование первой очереди соответствующего современным требованиям Центра обработки данных на федеральном уровне (перераспределение нагрузки) позволяет оптимизировать 1Т-ресурсы в нотариальных конторах. Тем самым необходимый функционал ЕИС может быть использован нотариусом без приобретения дорогостоящего оборудования, что немаловажно для малочисленных нотариальных палат и нотариусов, осуществляющих свою деятельность в дотационных нотариальных округах.

Важно, что наличие комплексных программ внедрения информационных и коммуникационных технологий исключает дублирование разработки типовых программных решений, несовместимость программно-технических решений, невозможность обмена данными между различными информационными системами, и, как следствие, исключает несистемные расходы на такие технологии как со стороны Федеральной нотариальной палаты, нотариальных палат субъектов Российской Федерации, так и нотариусов.

В соответствии с заключенным осенью 2011 года Федеральной нотариальной палатой и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Соглашением об организации электронного взаимодействия с органами государственной власти с использованием Системы межведомственного электронного взаимодействия была проведена, согласно установленным требованиям, установка предоставленного Минкомсвязи России серверного оборудования. В настоящий момент при помощи Системы межведомственного электронного взаимодействия отрабатывается взаимодействие с Росреестром по получению выписок из ЕГРП по запросам нотариусов, формируемым в ЕИС нотариата России.

Кроме того, необходимо отметить также положительный эффект применения информационных технологий в нотариальной деятельности по следующим направлениям:

У нотариус имеет возможность оперативной проверки информации, которая предоставляется ему обратившимся к нему гражданином, посредством получения необходимой инфор-

мации из стороннего источника - соответствующего электронного государственного реестра. Это позволяет выявить недостоверную информацию, и даже поддельные документы, что повышает уровень безопасности как самого нотариуса (он несет имущественную ответственность за результаты своего труда), так и участников правоотношений. В настоящее время в ЕИС реализован сервис получения выписок из Единого государственного реестра юридических лиц;

У использование нотариусами и сотрудниками нотариальных контор автоматизированных рабочих мест снижает вероятность допущения ошибки при составлении нотариального документа, уменьшает время его изготовления. Соответственно при этом сокращается и время ожидания граждан в процессе совершения нотариального действия;

У нотариатом создаются и используются информационные ресурсы и сервисы, направленные на сокращение временных и финансовых затрат граждан, решающие частично или полностью задачи «одного окна»;

У информационные ресурсы нотариата используются в деятельности органов государственной власти и организаций;

У проводится работа по подготовке изменений и дополнений в нормативные правовые акты в связи с применением нотариусами в своей деятельности информационных технологий.

Представляется особенно актуальным вопрос, связанный с законодательным закреплением нового вида нотариальных действий, который неизбежно будет применяться при использовании электронных документов, активно использоваться в нотариальной деятельности, это - удостоверение тождественности электронного документа документу на бумажном носителе и, соответственно, удостоверения тождественности документа на бумажном носителе электронному документу. В связи с этим необходимо решение вопроса применительно к нотариальным действиям с электронными документами о необходимости нормативного правового регулирования использования средств визуализации электронного документа. При этом нормативноправовое регулирование может осуществляться посредством издания подзаконного нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в данной сфере, что позволит, по нашему мнению, более оперативно вносить в него изменения в услови-

ях внедрения новых средств визуализации, что несомненно важно, учитывая динамику развития современных информационных технологий.

В целях повышения квалификации нотариусов и сотрудников нотариальных палат субъектов Российской Федерации проводятся специализированные циклы лекций о применении информационных технологий как на курсах аккредитованных Федеральной нотариальной палатой ВУЗов, так и на региональном уровне.

На основании проведенного анализа имеющейся сегодня практики, а также обозначенных направлений применения информационных технологий в нотариальной деятельности можно сделать следующие выводы:

У нотариальным сообществом России сформирован системный подход к решению задач в сфере информатизации нотариальной деятельности, в том числе по созданию и дальнейшему развитию соответствующей современной информационной инфраструктуры нотариата, отвечающий установленным требованиям, на всей территории Российской Федерации;

У проводится активная работа по организации электронного взаимодействия с органами государственной власти, возможности осуществления юридически значимых действий в электронном виде, в том числе обеспечивающих оказание органами власти государственных услуг в электронном виде;

У осуществляется планомерная работа по формированию навыков использования информационных технологий среди нотариусов и сотрудников нотариальных палат субъектов Российской Федерации;

У созданная инфраструктура и запланирован -ное ее дальнейшее развитие соответствуют положениям разрабатываемых проектов нормативных правовых актов, а также учитывают основные тенденции развития правоотношений в информационной сфере.

Вместе с тем в качестве существующих сегодня проблем и сдерживающих факторов развития информационных технологий в нотариальной деятельности в целях получения наиболее оптимальных результатов следует отметить наличие проблем организации широкополосного доступа в Интернет для конечных пользователей ЕИС; отсутствие правового регулирования нотариальной деятельности в сфере электронного документооборота, совершения нотариальных действий с электронными документами, а также

недостаточную актуальность баз данных, формируемых на основе сведений поступающих от нотариусов, что пока не позволяет оптимально использовать проверочные сервисы.

На устранение указанных сдерживающих факторов, как организационного, так и правового характера, включая и вопросы правового обеспечения информационной безопасности, касающиеся обеспечения юридической значимости электронных документов в настоящее время должны быть направлены усилия нотариального сообщества, поскольку от этого в информационном обществе в значительной степени зависит повышение качества нотариальной защиты прав граждан и юридических лиц.

Литература

1. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской

Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1, ст. 21; N 27, ст. 3213; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; 2008, N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 14, 20; N 29, ст. 3642; 2010, N 28, ст. 3554; 2011, N 49, ст. 7064; N 50, ст. 7347; 2012, N 27, ст. 3587).

2. Федеральный закон от 02.10.2012 N 166-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Российская газета», № 230, 05.10.2012г.

3. Концепция информатизации небюджетного нотариата Российской Федерации, утвержденная 16 мая 2009 г. Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации (Протокол №21) // www.fciit.ru

рецензент: Филатова Людмила Васильевна,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.