Махноносов Эдуард Викторович Линьков Григорий Сергеевич
Формирование единого информационного пространства нотариата в Российской Федерации
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы формирования единого информационного пространства, обеспечивающего повышение эффективности всех видов нотариальной деятельности в Российской Федерации за счет применения современных информационно-теле-коммуникационных технологий.
Ключевые слова: информационное общество, информационное пространство, нотариальный документооборот, электронный нотариальный архив.
На современном этапе развития информационного общества в Российской Федерации использование информационно-коммуникационных технологий в нотариальной деятельности является необходимым условием обеспечения соответствия нотариальной защиты конституционных прав граждан и юридических лиц потребностям государства и общества.
Учитывая происходящие сегодня в мире процессы глобализации, вступление России в ВТО, изменение социально-экономических условий в государстве, развитие правовых институтов не вызывает сомнения, что совершенствование и правовое регулирование нотариальной деятельности нуждается в глубоком научном переосмыслении, выработки новых подходов с учетом современных реалий нашей жизни и особенно развития информационного общества в России.
Принципы формирования единого информационного пространства в Российской Федерации предопределяют, что правоотношения в сфере нотариального документооборота, электронного нотариального архива, порядка
совершения нотариальных действий (при совершении которых предъявляются электронные документы) должны быть урегулированы на федеральном уровне, а не на уровне субъектов Федерации и это связано как с обеспечением государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, так и экономической составляющей.
В условиях развития электронного взаимодействия, формирования электронного правительства, новых подходов к обеспечению юридической значимости электронных документов, что исключительно важно для реформирования нотариата, особого внимания заслуживает вопрос о том, как должны соотносится правовые нормы с техническими принципами обеспечения электронного взаимодействия не только внутри нотариального сообщества, но и с внешними информационными системами, прежде всего информационными системами органов государственной власти Российской Федерации и судами.
Основной целью формирования единого информационного пространства небюджетного
нотариата в Российской Федерации является создание современной формы организации деятельности нотариусов и нотариальных палат, обеспечивающей повышение эффективности всех видов этой деятельности за счет применения современных информационно-телекоммуникационных технологий.
При этом данная цель неразрывно связана с общими целями института нотариата, такими как:
У улучшение качества нотариального обслуживания населения;
У увеличение количества совершаемых нотариальных действий;
У повышение эффективности работы нотариусов и нотариальных палат;
У обеспечение единства нотариальной практики;
У повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций при обращении к нотариусам за совершением нотариальных действий и использовании нотариально удостоверенных документов;
У обеспечение дополнительной защиты профессиональной деятельности и прав нотариусов при совершении ими нотариальных действий и выполнении ими других обязанностей, возложенных на них законом.
Безусловно, использование современных информационно-телекоммуникационных технологий дает принципиально новые и недоступные ранее возможности, позволяющие поднять нотариат на более высокую ступень развития и обеспечить ему достойное место среди других правовых институтов государства.
16 мая 2009 года Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации была утверждена Концепция информатизации небюджетного нотариата Российской Федерации. [3]Тем самым была создана концептуальная правовая основа обеспечения системного подхода к решению задач в сфере информатизации нотариальной деятельности.
С учетом выработанного системного подхода и принципов обеспечения совместимости и преемственности технических и программных решений для информатизации внебюджетного нотариата наиболее приоритетными сегодня являются следующие задачи:
У создание и развитие собственной информационной инфраструктуры (корпоративной сети), обеспечивающей внедрение и использование информационных технологий;
У создание информационных ресурсов и систем, обеспечивающих актуальность и достоверность обработки информации (сбор, хранение, передача и использование);
У обеспечение информационной безопасности на основе применения комплекса специальных мер и средств (криптографических, программно-технических, организационных и других);
У формирование нормативно-правовой базы и принятие комплекса организационных мероприятий, обеспечивающих обязательное использование создаваемых информационных ресурсов нотариусами;
У создание единого электронного реестра завещаний и наследственных дел;
У повышение квалификации нотариусов и сотрудников нотариальных палат, как пользователей создаваемых информационных систем;
У эффективное формирование и использование создаваемых информационных ресурсов;
У использование информационных технологий для повышения информированности населения о возможностях, предоставляемых институтом нотариата и преимуществах использования нотариальной формы документов;
У организация online-сервисов, повышающих удобство граждан при их обращении к нотариусам (справочники, ответы на вопросы, запись на прием и подача документов в электронном виде и т.д.);
У формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей внедрение внутреннего электронного документооборота внебюджетного нотариата и постепенная замена им традиционного бумажного документооборота;
У использование сертифицированной электронно-цифровой подписи для обеспечения юридической значимости электронных документов;
У интеграция внутренних информационных ресурсов с информационными системами федеральных органов государственной власти и постепенный переход на взаимодействие с ними в электронной форме;
У реализация принципа «единого окна» при обращении граждан за счет организации юридически значимого информационного обмена с другими органами и организациями;
У создание единого электронного реестра нотариальных действий и ведение электронного архива нотариальных документов;
У формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей появление новых видов нотариальных действий, связанных с электронными документами;
У интеграция внутренних информационных ресурсов с международными информационными системами, решение вопросов трансграничного информационного обмена с нота-риатами других стран.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 2 октября 2012 года № 166-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [1] предусматривают введение в 2014 году ряда электронных реестров нотариальных действий в Единой информационной системе нотариата Российской Федерации.
В настоящее время в стадии завершения формирования находится ядро 1Т инфраструктуры, обеспечивающее активное использование нотариусами информационных технологий в своей деятельности, созданы предпосылки для совершенствования и расширения сферы деятельности нотариата на основе применения новых информационных технологий.
Так, в рамках проекта электронной регистрации нотариусами передано в Федеральную налоговую службу более 20 тысяч пакетов документов в электронной форме, подписанных электронной подписью для совершения регистрационных действий в отношении юридических лиц.
Следует отметить, что с созданием в 2006 году Единой информационной системы нотариата России (далее - ЕИС) и дальнейшем ее развитием были устранены значительные различия между нотариусами субъектов Российской Федерации по использованию информационных и коммуникационных технологий в своей деятельности. Применение электронной подписи сегодня позволяет нотариусу участвовать через ЕИС в электронном документообороте с органами государственной власти. Электронная подпись используется также и для электронного документооборота со Сбербанком России. Соглашением, заключенным Федеральной нотариальной палатой и ОАО Сбербанк России, Фондом «Центр инноваций» организована передача заявлений в Сбербанк о розыске вкладов в связи с ведением нотариусом наследственного дела в электронной форме с электронной подписью нотариуса.
Введенная в эксплуатацию в ЕИС система удаленного перевыпуска сертификатов электронной подписи позволяет в настоящее время производить регламентные действия по перевыпуску электронной подписи непосредственно с рабочего места нотариуса без дополнительных материальных затрат с его стороны.
Формирование первой очереди соответствующего современным требованиям Центра обработки данных на федеральном уровне (перераспределение нагрузки) позволяет оптимизировать 1Т-ресурсы в нотариальных конторах. Тем самым необходимый функционал ЕИС может быть использован нотариусом без приобретения дорогостоящего оборудования, что немаловажно для малочисленных нотариальных палат и нотариусов, осуществляющих свою деятельность в дотационных нотариальных округах.
Важно, что наличие комплексных программ внедрения информационных и коммуникационных технологий исключает дублирование разработки типовых программных решений, несовместимость программно-технических решений, невозможность обмена данными между различными информационными системами, и, как следствие, исключает несистемные расходы на такие технологии как со стороны Федеральной нотариальной палаты, нотариальных палат субъектов Российской Федерации, так и нотариусов.
В соответствии с заключенным осенью 2011 года Федеральной нотариальной палатой и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Соглашением об организации электронного взаимодействия с органами государственной власти с использованием Системы межведомственного электронного взаимодействия была проведена, согласно установленным требованиям, установка предоставленного Минкомсвязи России серверного оборудования. В настоящий момент при помощи Системы межведомственного электронного взаимодействия отрабатывается взаимодействие с Росреестром по получению выписок из ЕГРП по запросам нотариусов, формируемым в ЕИС нотариата России.
Кроме того, необходимо отметить также положительный эффект применения информационных технологий в нотариальной деятельности по следующим направлениям:
У нотариус имеет возможность оперативной проверки информации, которая предоставляется ему обратившимся к нему гражданином, посредством получения необходимой инфор-
мации из стороннего источника - соответствующего электронного государственного реестра. Это позволяет выявить недостоверную информацию, и даже поддельные документы, что повышает уровень безопасности как самого нотариуса (он несет имущественную ответственность за результаты своего труда), так и участников правоотношений. В настоящее время в ЕИС реализован сервис получения выписок из Единого государственного реестра юридических лиц;
У использование нотариусами и сотрудниками нотариальных контор автоматизированных рабочих мест снижает вероятность допущения ошибки при составлении нотариального документа, уменьшает время его изготовления. Соответственно при этом сокращается и время ожидания граждан в процессе совершения нотариального действия;
У нотариатом создаются и используются информационные ресурсы и сервисы, направленные на сокращение временных и финансовых затрат граждан, решающие частично или полностью задачи «одного окна»;
У информационные ресурсы нотариата используются в деятельности органов государственной власти и организаций;
У проводится работа по подготовке изменений и дополнений в нормативные правовые акты в связи с применением нотариусами в своей деятельности информационных технологий.
Представляется особенно актуальным вопрос, связанный с законодательным закреплением нового вида нотариальных действий, который неизбежно будет применяться при использовании электронных документов, активно использоваться в нотариальной деятельности, это - удостоверение тождественности электронного документа документу на бумажном носителе и, соответственно, удостоверения тождественности документа на бумажном носителе электронному документу. В связи с этим необходимо решение вопроса применительно к нотариальным действиям с электронными документами о необходимости нормативного правового регулирования использования средств визуализации электронного документа. При этом нормативноправовое регулирование может осуществляться посредством издания подзаконного нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в данной сфере, что позволит, по нашему мнению, более оперативно вносить в него изменения в услови-
ях внедрения новых средств визуализации, что несомненно важно, учитывая динамику развития современных информационных технологий.
В целях повышения квалификации нотариусов и сотрудников нотариальных палат субъектов Российской Федерации проводятся специализированные циклы лекций о применении информационных технологий как на курсах аккредитованных Федеральной нотариальной палатой ВУЗов, так и на региональном уровне.
На основании проведенного анализа имеющейся сегодня практики, а также обозначенных направлений применения информационных технологий в нотариальной деятельности можно сделать следующие выводы:
У нотариальным сообществом России сформирован системный подход к решению задач в сфере информатизации нотариальной деятельности, в том числе по созданию и дальнейшему развитию соответствующей современной информационной инфраструктуры нотариата, отвечающий установленным требованиям, на всей территории Российской Федерации;
У проводится активная работа по организации электронного взаимодействия с органами государственной власти, возможности осуществления юридически значимых действий в электронном виде, в том числе обеспечивающих оказание органами власти государственных услуг в электронном виде;
У осуществляется планомерная работа по формированию навыков использования информационных технологий среди нотариусов и сотрудников нотариальных палат субъектов Российской Федерации;
У созданная инфраструктура и запланирован -ное ее дальнейшее развитие соответствуют положениям разрабатываемых проектов нормативных правовых актов, а также учитывают основные тенденции развития правоотношений в информационной сфере.
Вместе с тем в качестве существующих сегодня проблем и сдерживающих факторов развития информационных технологий в нотариальной деятельности в целях получения наиболее оптимальных результатов следует отметить наличие проблем организации широкополосного доступа в Интернет для конечных пользователей ЕИС; отсутствие правового регулирования нотариальной деятельности в сфере электронного документооборота, совершения нотариальных действий с электронными документами, а также
недостаточную актуальность баз данных, формируемых на основе сведений поступающих от нотариусов, что пока не позволяет оптимально использовать проверочные сервисы.
На устранение указанных сдерживающих факторов, как организационного, так и правового характера, включая и вопросы правового обеспечения информационной безопасности, касающиеся обеспечения юридической значимости электронных документов в настоящее время должны быть направлены усилия нотариального сообщества, поскольку от этого в информационном обществе в значительной степени зависит повышение качества нотариальной защиты прав граждан и юридических лиц.
Литература
1. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской
Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1, ст. 21; N 27, ст. 3213; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; 2008, N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 14, 20; N 29, ст. 3642; 2010, N 28, ст. 3554; 2011, N 49, ст. 7064; N 50, ст. 7347; 2012, N 27, ст. 3587).
2. Федеральный закон от 02.10.2012 N 166-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Российская газета», № 230, 05.10.2012г.
3. Концепция информатизации небюджетного нотариата Российской Федерации, утвержденная 16 мая 2009 г. Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации (Протокол №21) // www.fciit.ru
рецензент: Филатова Людмила Васильевна,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник