на рис. 3. Отметим, что диаграмма построена на основе выборочных данных об украденных музейных экспонатах в 2014 г., занесенных в базу данных и используемых для написания статьи.
Количество украденных экспонатов
Ростовская область
Рис. 3. Круговая диаграмма, отражающая количество музейных ценностей по регионам
Таким образом, создание базы данных подобной той, которая описана в статье, позволяет хранить данные в компьютерном виде, осуществлять оперативный доступ к ним с помощью средств компьютерной техники и проводить их аналитическую и статистическую обработку. Для этой цели можно использовать доступные средства, такие, как программа Microsoft Access.
1 См.: Архангельская Е.В. Методы обработки статистических данных в правовых исследованиях // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 1 (90). С. 198-204.
2 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 См.: Архангельская Е.В. Пример создания базы данных для обучения работе в Microsoft Access // Проблемы и перспективы развития непрерывного профессионального образования в эпоху социальных реформ: сборник научных трудов Третьей Международной заочной научно-методической конференции: в 2 ч. Ч. 1. Саратов, 2006. C. 14-16.
4 См. : Варламова Е.В., Ересько П.В. Массовая рассылка юридических документов средствами текстового процессора // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 1 (90). С. 204-210.
О.В. Брянцева
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена использованию информационных технологий в работе нотариусов. Рассмотрены основные информационные технологии. Большое внимание уделено единой информационной системе нотариата РФ и последним изменениям в законодательных актах, связанных с электронным документооборотом.
Ключевые слова: нотариат, информационные и коммуникационные технологии, Единая информационная система нотариата РФ.
© Брянцева Ольга Владимировна, 2016
Кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры информатики (Саратовская государственной юридическая академия); e-mail: [email protected]
O.V. Bryanceva
THE APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGY IN NOTARIAL PRACTICE
Article is devoted to the using of information technologies in the work of notaries. The basic information technologies are considered. It is paid attention to the unified information system of notaries of Russian Federation and to the latest changes in legislation related to the electronic document management.
Keywords: notary services, information and communications technologies, Unified information system of notaries of Russia Federation.
Невозможно представить работу любых специалистов и любых ведомств без использования информационных и коммуникационных технологий. Это относится и к нотариусам.
В своей работе нотариусы используют различные информационные технологии. Это и обычные офисные программы, например, текстовый редактор Microsoft Word, и табличный процессор Microsoft Excel, и различные справочные и информационные правовые системы1. Для ведения нотариального делопроизводства разработаны специальные программы для нотариусов. Для подписи электронных документов применяется электронная подпись.
Широко используемой информационно-коммуникационной технологией является сеть Интернет. Это и электронная почта, и возможность создания своей личной страницы, личного кабинета, где можно поместить всю информацию о
0 своей деятельности, дать возможность электронной записи на прием и т.д.
st Все нотариальные палаты Российской Федерации имеют свой сайт в Интерне-
~ те. Свои сайты имеют многие нотариусы. Достаточно в любом поисковике задать, ? например, нотариус Тамбов (или любой другой город) и вы получите огромный
s
1 список соответствующих сайтов.
t Ниже приведены основные адреса страниц, касающиеся нотариата:
го
0 http://www.notariat.ru — Федеральная нотариальная палата; Ï www.notarys.ru — Клуб нотариусов;
! http://www.triasoft.com — Компания Трасофт разработчик АРМ «Экспресс»;
2
>1 http://www.triasoft.com/programs1.php — прайс-лист компании Триасофт;
1 http://www.triasoft.com/programs2.htm — Демо версия программы «Экс-
ш
! пресс»;
I http://notary.auto-doc.ru — Программа «Автодок»;
>§ http://www.notariatsoft.ru — Программа «Нотариат»;
g http://volgogradnotary.ru — Нотариальная палата Волгоградской области;
§ http://doc-style.ru — Как оформлять документы ;
! http://www.fciit.ru — Центр инноваций и информационных технологий;
J http://www.fciit.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25:udos
toveryayushchij-tsentr&catid=2:uncategorised&Itemid=125 — Удостоверяющий центр нотариата России;
https://elnotarius.ru/ — Электронный нотариус.
Очень важной информационно-коммуникационной технологией является Единая информационная система нотариата РФ (ЕИС), запущенная в эксплуа-242 тацию в мае 2006 г.
ЕИС — это распределенная информационная система, объединяющая всех пользователей с использованием сети Интернет. Основная часть информации системы размещена в базе данных сервера ЕИС, установленного в Федеральной нотариальной палате2, взаимодействующего с пользователями системы с помощью одного из двух интерфейсов — веб-интерфейса и программного интерфейса.
Веб-интерфейс сервера ЕИС предназначен для просмотра содержимого баз данных информационных блоков и работы с подсистемами ЕИС с помощью обычного браузера.
Программный интерфейс сервера ЕИС предназначен для организации взаимодействия со специальным приложением «еНот», реализующим прикладные функции системы на рабочем месте пользователя ЕИС, каждый из которых имеет свою собственную локальную базу данных, включающую частичную репликацию содержимого базы данных сервера ЕИС, а также свою собственную информацию, частично реплицируемую в базу данных сервера ЕИС. Обмен информацией между пользователями системы и сервером ЕИС осуществляется с помощью приложения «еНот».
Информация в ЕИС защищена. При работе с ЕИС пользователь должен ау-тентифицироваться, обмен информацией ведется в защищенном режиме по SSL-протоколу.
В ЕИС предусмотрены 2 типа администраторов — системный администратор и администратор регионального центра. Системный администратор регистрирует администраторов региональных центров и управляет сервером ЕИС. Администратор регионального центра регистрирует пользователей ЕИС — нотариусов своего субъекта РФ. Администрирование ЕИС выполняется с помощью веб-интерфейса.
Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 379-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, касающиеся участия нотариусов в электронном документообороте3. В частности, в соответствии с этим Законом с 1 июля 2014 г. в Основы законодательства РФ о нотариате дополнительно включена гл. УП.1. «Единая информационная система нотариата» (ст. 34.1 по 34.5). Это повлекло за собой новые законодательные инициативы.
17 июня 2014 г. Министерство юстиции приняло Приказ № 129 «Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата»4. Порядок устанавливает последовательность ведения реестров единой информационной системы нотариата, оператором которой выступает Федеральная нотариальная палата (www.notariat.ru):
реестр нотариальных действий;
реестр наследственных дел;
реестр уведомлений о залоге движимого имущества.
При ведении реестров наряду с установленным данным Приказом порядком применяются правила нотариального делопроизводства, принятые в апреле 2014 г.5 Ведение реестров включает в себя их хранение, внесение в них сведений, обеспечение конфиденциальности сведений (в случаях, установленных законодательством РФ), предоставление сведений из этих реестров. Реестры ведутся в электронной форме. Сведения в них вносит нотариус или лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, имеющие равный доступ к сведениям
реестров ЕИС. Нотариус обеспечивает ведение реестров ЕИС на своем рабочем месте с использованием ЕИС.
В Приказе прописаны полномочия оператора ЕИС. Именно он обеспечивает бесперебойное ежедневное и круглосуточное функционирование ЕИС и возможность внесения сведений в реестры ЕИС нотариусами, а также нотариальными палатами, реализован круглосуточный бесплатный интернет-доступ неограниченного круга лиц к сведениям об отмене доверенности и к реестру уведомлений о залоге движимого имущества (согласно ч. 1 статьи 34.4 Основ). Оператор ЕИС также обеспечивает защиту и целостность сведений, содержащихся в реестрах ЕИС, принятие мер по восстановлению содержавшихся в них сведений, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.
Кроме того, в Приказе говорится, кто имеет доступ к сведениям, содержащимся в ЕИС. Определены основные требования по хранению и защите сведений из реестров ЕИС. Отдельными разделами прописаны порядок ведения реестра нотариальных действий, реестра наследственных дел, реестра уведомлений о залоге движимого имущества.
При несоответствии сведений, содержащихся в реестре нотариальных действий, сведениям реестра для регистрации нотариальных действий, ведущегося на бумажных носителях, приоритет имеют сведения реестра, ведущегося на бумажных носителях.
В приложении 1 к Порядку определены форматы электронных документов, используемых при ведении реестров.
Приказ № 129 вступил в силу с 1 июля 2014 г., за исключением п. 35 Порядка, касающегося обязанности нотариусов присоединять электронный образ нотариально оформленного документа при внесении в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата сведений об удостоверении и отмене доверенностей, вступающего в силу с 1 июля 2015 г.
1 июля 2014 г. в Основах законодательства РФ о нотариате появилась новая гл. XX.2. «Удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе. Удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу», введенная Федеральным законом № 379-ФЗ.
Удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе означает подтверждение тождественности содержания изготовленного нотариусом электронного документа содержанию документа, представленного нотариусу на бумажном носителе. Изготовленный нотариусом электронный документ имеет ту же юридическую силу, что и документ на бумажном носителе, равнозначность которому удостоверена нотариусом.
Требования к формату электронного документа определены в Приказе Министерства юстиции от 4 июля 2014 г. № 152 «Об утверждении Требований к формату электронного документа, изготавливаемого для удостоверения его равнозначности документу на бумажном носителе» (Зарегистрировано в Минюсте России 10 июля 2014 г. № 33033)6.
С 1 января 2015 г. вступили в силу изменения, внесенные Законом от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Основы законодательства о нотариате7. Еще более усилена роль электронного документа. Так, теперь в соответствии со ст. 37 «Нотариальные действия, совершаемые главами местных администраций и специ-
ально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления» Основ законодательства о нотариате органы местного самоуправления должны подавать нотариусам сведения о совершенных ими нотариальных действиях в электронном виде.
В ст. 34.4 «Предоставление сведений, содержащихся в единой информационной системе нотариата» добавлены ч. 5 и 6, касающиеся передачи сведений из ЕИС. Сведения из реестра нотариальных действий ЕИС предоставляются по запросам нотариусов, поданных через ЕИС, незамедлительно в автоматизированном режиме. Сведения из ЕИС, за исключением сведений из реестра нотариальных действий, а также сведений из реестра уведомлений о залоге движимого имущества, могут быть предоставлены Федеральной нотариальной палатой третьим лицам, в т.ч. по договору с третьими лицами.
Кроме того, согласно ст. 103.7 Основ выписка из реестра уведомлений о залоге движимого имущества может быть выдана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью нотариуса.
Программы развития информационных технологий нотариата имеют большие перспективы. Возникло много новых сервисов, связанных с получением сведений из Федеральной налоговой службы, Росреестра, Сбербанка России, Центрального каталога кредитных историй, Центрального Банка России, Федеральной миграционной службы. Появление электронных реестров нотариальных действий, наследственных дел, регистрации уведомлений о залоге движимого имущества вызвало необходимость модернизации ЕИС.
В январе 2015 г. была принята Концепция развития Единой информационной системы нотариата Российской Федерации8. Проанализированы различные про- е блемы разработки и функционирования системы, учтены недочеты и предложе- и ния нотариусов. Определены основные этапы построения системы. В результате п реализации Концепции будет обеспечено выполнение в ЕИС требований дей- о ствующего законодательства, появятся новые функциональные возможности, К сократится время обработки информации, повысятся надежность и устойчивость о
п
функционирования ЕИС за счет создания резервных центров обработки данных, | будет обеспечена безопасность информации. Все это направлено на повышение в эффективности работы нотариусов и повышение информированности физических о и юридических лиц о результатах нотариальной деятельности. ю
Т5
В Концепции перечислены основные информационные блоки, из которых |
состоит эксплуатируемая в настоящее время ЕИС. Это сведения о нотариаль- К
ных палатах и нотариусах, образцы печатей и подписей нотариусов и временно а
исполняющих обязанности нотариуса, бланки единого образца, отмененные |
доверенности, сведения о завещаниях, о недействительных документах, аресты ии
и запрещения, наследственные дела, в т.ч. и сообщение о розыске наследников №
в сети Интернет, статистический отчет, ограничения по лицам, выписки из 11
ЕГРЮЛ, получаемых из базы данных ФНС РФ в электронном виде, запросы в )
центральный каталог кредитных историй ЦБ РФ (ЦККИ) и получение информа- 6 ции из ЦККИ в электронном виде, запросы в банки, РОСРЕЕСТР, ФМС, запросы на создание сертификата, передача сведений в ФНС, реестр наследственных дел, реестр нотариальных действий ЕИС, реестр уведомлений о залогах движимого имущества.
При переходе на электронное делопроизводство должен быть обеспечен принцип отказоустойчивости и неуничтожимости информации на основе резервного 245
копирования. Для работы с электронным архивом требуется внесение изменений в Правила нотариального делопроизводства.
В ЕИС должны быть реализованы взаимодействия со сторонними организациями, такими как ЦККИ ЦБ России, ФНС, Росреестр, ФМС, ЗАГС, Федеральная служба судебных приставов, ГИБДД, Государственный кадастр недвижимости, Сбербанк России и т.п., с порталом Госуслуг, с информационными системами органов исполнительной власти.
Для участников информационного обмена будет доступен справочно-информационный портал с электронными сервисами, такими как список контактов, корпоративная электронная почта, корпоративный интернет-форум нотариата, корпоративная видеоконференция нотариата, нормативно-правовая, методическая и справочная информация нотариата, использование личных кабинетов нотариусов.
По статистике в 2014 г. из 11 тыс. запросов нотариусов только 46 были оформлены на бумаге, т.е. 99,6% запросов поступили в электронном виде9. Об этом говорилось на заседании Координационно-методического совета нотариальных палат Уральского Федерального округа, состоявшемся 18-19 ноября 2014 г. в Кургане. Таким образом, проблемам электронного взаимодействия уделяется большое внимание на различных заседаниях, совещаниях и конференциях, посвященных обсуждению различных вопросах нотариальной практики.
1 См.: Брянцева О.В. Возможности справочной правовой системы КонсультантПлюс для повышения профессионального уровня специалистов различного профиля // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 5. С. 157-161.
2 См.: Краткие сведения о Единой информационной системе нотариата РФ. URL: http://www.triasoft. com/programs3.htm (дата обращения: 25.02.2015).
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 51, ст. 6699.
4 См.: Российская газета. 2014. 20 июня.
5 См.: Приказ Минюста РФ от 16 апреля 2014 г. № 78 «Об утверждении правил нотариального делопроизводства» // Российская газета. 2014. 25 апр.
6 См.: Российская газета. 2014. 15 июля.
7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 1, ч. I, ст. 10.
8 См.: Концепция развития Единой информационной системы нотариата Российской Федерации. Принята решением комиссии Федеральной нотариальной палаты по использованию информационных технологий (протокол № 2 от 19 января 2015 г.). Утверждена решением Правления Федеральной нотариальной палаты (протокол от 26 января 2015 г. № 02/15) URL: http://www.fciit.ru/files/Koncepciya_EIS.pdf (дата обращения: 25.02.2015).
9 См.: Координационно-методический совет в Кургане: обсуждены значимые вопросы нотариальной практики. URL: http://www.notariat.ru/news/notariat/14142/ (дата обращения: 25.02.2015).
П.В. Ересько
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАТРИЧНОГО АНАЛИЗА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
В статье описываются приемы матричного анализа экономических показателей; рассматриваются методы автоматизации расчетов матричных операций над электронными таблицами средствами программ Microsoft Office Excel, Mathcad; проводится сравнительный анализ указанных методов.
Ключевые слова: матричный анализ, экономические показатели, электронные таблицы, Microsoft Office Excel, Mathcad.
© Ересько Полина Владимировна, 2016
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики (Саратовская государственной 246 юридическая академия); e-mail: [email protected]